ПОСТАНОВЛЕНИЕ Городской Думы г.
Дзержинска от 26.01.2005 № 757
(ред. от 12.07.2006)
"О ПРОГРАММЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ДЗЕРЖИНСКА НА 2004 - 2008 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ опубликован
не был.
Первоначальный текст документа также
не опубликован.
Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Изменения, внесенные постановлением
городской Думы г. Дзержинска от 12.07.2006 № 100, вступили в силу с
12 июля 2006 года.
ГОРОДСКАЯ ДУМА
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2005 г. № 757
О ПРОГРАММЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. ДЗЕРЖИНСКА НА 2004 -
2008 ГОДЫ
(в ред. постановления
городской Думы г. Дзержинска
от 12.07.2006 № 100)
Заслушав доклад
заместителя мэра города по экономике и промышленности К.А. Уварова "О
Программе социально-экономического развития г. Дзержинска на 2004 -
2008 годы", разработанной в соответствии с п. 3 ст. 56 Устава
города Дзержинска и во исполнение распоряжения администрации города
от 16.01.2004 № 42 "О разработке концепции и Программы
социально-экономического развития г. Дзержинска на период 2004 - 2008
годы", городская Дума постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу
социально-экономического развития г. Дзержинска на 2004 - 2008 годы.
2. Настоящее постановление вступает в
силу с момента его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитет городской Думы по социальному
развитию города, бюджетной, финансовой и налоговой политике.
-
Председатель городской
Думы
В.А.ГОНЧАРОВ
Мэр города
В.М.БРИККЕР
Утверждено
постановлением
городской Думы г. Дзержинска
от 26.01.2005 № 757
-
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НА 2004 - 2008
ГОДЫ
(в ред. постановления
городской Думы г. Дзержинска
от 12.07.2006 № 100)
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Г. ДЗЕРЖИНСКА НА 2004 - 2008 ГОДЫ
- Наименование
Программа социально-экономического развития г.-
Программы Дзержинска
на 2004 - 2008 годы (далее-
именуется -
Программа)-
- Основание для
Распоряжение администрации города от-
разработки 16.01.2004
№ 42 "О разработке концепции и-
Программы Программы
социально-экономического развития г.-
Дзержинска
на 2004 - 2008 годы"-
- Заказчик
Администрация города-
Программы-
- Основные
Управление промышленности, экономики и-
разработчики
прогнозирования совместно с другими-
Программы
структурными подразделениями администрации-
города-
- Основная цель Решение
социально-экономических проблем города-
Программы города и
повышение на этой основе уровня и-
качества
жизни населения, развитие-
производственного,
трудового и-
интеллектуального
потенциала города-
- Основные задачи
Реальный сектор экономики:-
повышение
инвестиционной привлекательности-
территории,
активизация работы с-
потенциальными
инвесторами, развитие-
промышленного
производства, наращивание-
объемов
выпуска товаров (работ, услуг).-
Социальная
сфера:-
сохранение
и развитие материально-технической-
базы,
оптимизация сети социальных учреждений,-
повышение
уровня социальной защищенности-
нуждающихся
граждан, повышение качества-
оказываемых
услуг.-
Экология:-
защита и
сохранение окружающей среды,-
предупреждение
чрезвычайных ситуаций.-
Бюджетная
политика:-
повышение
эффективности управления-
собственностью
и финансами-
- Сроки реализации 2004 -
2008 годы-
программы-
- Исполнители
Исполнителями целевых программ являются-
программ и отраслевые
подразделения администрации города-
отдельных и иные
органы исполнительной власти, отдельные-
мероприятий
предприятия, организации и учреждения,-
расположенные
на территории города.-
- Объемы и Общий
объем финансирования Программы-
источники составляет
9226,43 млн руб., в том числе:-
финансирования городской
бюджет - 488,69 млн руб.-
областной
бюджет - 252,12 млн руб.-
федеральный
бюджет - 410,56 млн руб.-
собственные
средства - 2538,94 млн руб.-
прочие
источники - 5536,12 млн руб.-
- Ожидаемый Рост
бюджетных доходов в расчете на душу-
результат населения
с 4 тыс. руб. до 6,6 тыс. руб.-
реализации Увеличение
производства промышленной продукции-
Программы на 33,5% в
сопоставимых ценах к уровню 2003-
года. Рост
инвестиций в основной капитал на-
47,5% к
показателю 2003 года в сопоставимых-
ценах. Рост
среднедушевых денежных доходов-
населения с
250 руб. в месяц в 2003 году до-
2777 руб.
в 2008 году. Темп роста реальных-
доходов
населения за программный период-
составит
18,7% к уровню 2003 года-
I. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. ДЗЕРЖИНСКА
1.1. Оценка
социально-экономического развития
города по итогам 2003 года
1.1.1. Общие сведения
Город Дзержинск
образован в 1930 г. на месте поселка Растяпино. Размещен на левом
берегу реки Оки в 30 км выше Нижнего Новгорода.
Город расположен в центральной части
Нижегородской области, граничит с Нижним Новгородом, Балахнинским,
Богородским, Володарским районами Нижегородской области.
Площадь города - 42,2 тыс. га, лесами
занято 15,3 тыс. га, или 36,3% всей территории города.
Климат - умеренно-континентальный.
Рельеф - ровный. Имеются карстовые явления. Почва - песчаная. В
районе п. Пыра и п. Северный - обширные площади торфяников. На
восточной окраине города - месторождение силикатных песков
промышленного применения.
Территория города включает в себя 16
населенных пунктов, объединенных единым органом местного
самоуправления. Центром является город Дзержинск. Поселки Желнино,
Игумново, Бабино, Пыра известны с XVII века.
Город имеет удобное географическое
положение относительно транспортных магистралей: железнодорожная и
автомобильная магистрали Москва - Н.Новгород - Казань, судоходная
река Ока. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием -
202,9 км. Транспортные магистрали обеспечивают надежные связи с
сырьевыми базами и районами - потребителями производимой в городе
продукции, а также крупными индустриальными и культурными центрами.
Дзержинск - второй по численности
город Нижегородской области. Население составляет на 01.01.2004 -
267,77 тыс. чел.
Численность трудоспособного населения
в трудоспособном возрасте - 140,98 тыс. чел. Демографическая нагрузка
(количество человек младше и старше трудоспособного возраста на 1
тыс. лиц трудоспособного возраста) - 946 чел.
1.1.2.
Макроэкономические показатели и
реальный сектор экономики
За 2001 - 2003 годы,
ставшие периодом реализации мероприятий предыдущей Программы
социально-экономического развития г. Дзержинска, объем выпуска
товаров (работ и услуг) в отраслях материального и нематериального
производства увеличился на 18,1% (в сопоставимых ценах) и достиг 20,4
млрд руб. Значение этого показателя на душу населения возросло с 53,7
тыс. руб. до 76,3 тыс. руб., или на 42,2%. В отраслевой структуре
валового выпуска товаров (работ и услуг) существенных изменений не
произошло и доминирующее место занимает выпуск промышленной продукции
- 80,5%.
Имеет место сокращение доли в валовом
объеме выпуска строительной отрасли с 5,2% до 4,2%, объем выполненных
работ в этой отрасли сократился относительно 2000 года, с учетом
изменения цен, на 17,7%.
Доли отраслей в общем
объеме валового
выпуска продукции в 2003 г.
Диаграмма не
приводится.
Физический объем
промышленной продукции за три года относительно 2000 года возрос на
25,9%, в том числе в 2001 году ИФО составлял 108,3%, 2002 год -
99,6%, 2003 год - 116,7%.
В составе промышленного производства
наибольшая удельная доля по итогам 2003 года приходится на химию и
нефтехимию - 66,9%, при ее снижении относительно 2000 года на 13,1
процентных пункта.
Доли отраслей
промышленности в общем объеме в 2003 г.
Диаграмма не
приводится.
За период 2001 -
2003 годы отмечены положительные тенденции в развитии малого бизнеса.
Удельная доля малого бизнеса в валовом выпуске товаров и услуг
увеличилась с 12,2% в 2000 году до 13,3% в 2003 году. Объем выпуска
товаров (работ и услуг) предприятиями малого бизнеса составил в 2003
году 2,7 млрд руб.
Число занятых предпринимательской
деятельностью (с учетом ИТД) достигло 25 тыс. человек и занимает
21,6% в численности занятых в экономике, при значении этого
показателя по итогам 2000 года - 18,7%. За отчетный период структура
малого бизнеса претерпела незначительные изменения, наибольшая доля
малых предприятий продолжает действовать в сфере торговли (52%). Но в
2003 году было отмечено активное развитие деятельности в области
туризма, медицины и образования.
В связи с неудовлетворительным
финансовым состоянием предприятий, увеличением доли убыточных
предприятий инвестиционная активность была слабой. Среднегодовой темп
прироста инвестиций в сопоставимых ценах составил 1,8% при среднем
показателе по России 8,3%.
Структура инвестиций
по отраслям экономики в 2003 г.
Диаграмма не
приводится.
За три года было
инвестировано в основной капитал 2948,2 млн руб. В 2001 году темп
роста составил 156,5%, в 2002 и 2003 годах отмечалось замедление
роста инвестиций. Основным источником инвестиций продолжают
оставаться собственные средства предприятий. Кредитные ресурсы
остаются для большинства предприятий недоступными из-за разрыва между
уровнем рентабельности и ставкой кредитования.
В целях повышения инвестиционной
привлекательности города, обеспечения информированности потенциальных
инвесторов в 2001 году было принято постановление городской Думы о
поддержке инвестиционной деятельности на территории города в виде
освобождения от уплаты местных налогов, а также налоговых и
неналоговых платежей в части зачисляемой в местный бюджет. Финансовая
поддержка, в рамках этого постановления, была оказана ОАО "Акрилат"
по реализации инвестиционного проекта строительства акрилатного
комплекса. Сумма налоговых льгот по его строительству из средств
местного бюджета составила по состоянию на 01.07.2004 2,5 млн руб.
Сформирована база данных о свободных
площадях, пригодных для размещения новых производственных мощностей.
За 3 года межведомственной комиссией при администрации города
согласовано к размещению 73 производства.
На информационных сайтах области и
города были представлены 22 инвестиционных проекта, включенных в
перечень важнейших инвестиционных проектов Нижегородской области.
Развитие потребительского рынка
характеризуется следующими показателями. Розничный товарооборот (во
всех каналах реализации) по итогам 2003 г. достиг 4,8 млрд руб. с
темпом прироста за три года в сопоставимых ценах на 45,5%, в том
числе за 2001 год прирост составил 45,9%, в 2002 году - 7,2% и в 2003
году было отмечено снижение розничного товарооборота на 7%. Возросла
доля в объеме товарооборота специализированных предприятий торговли
до 15,8% в 2003 году с 10,6% в 2002 году, что указывает на повышение
уровня организации торговли.
Оборот общественного питания в 2003
г. составил 210,9 млн руб. с отрицательной динамикой в сопоставимых
ценах к 2000 г. (69,3%).
На показатель роста товарооборота
оказали негативное влияние низкий уровень средней заработной платы и
несвоевременность ее выплаты. В 2003 году средняя заработная плата
составила 3558,2 руб., что ниже на 21,2% областного уровня и на 35,4%
среднероссийского уровня.
Объем платных услуг, оказанных
населению, за 3 года увеличился относительно 2000 г. в сопоставимых
ценах на 16,1% и составил 1021,3 млн руб. Снижение темпов роста услуг
имело место в 2001 году - 91,2%. По структуре услуг самый высокий
темп роста имеет место по жилищно-коммунальным услугам, самый низкий
- в образовании. Из суммы услуг, оказанных населению, 63,5%
приходится на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
1.1.3. Уровень и
качество жизни
Демографическая
ситуация в городе оценивается как неблагополучная. Численность
постоянного населения снижается.
По итогам 3 лет показатель уровня
рождаемости повысился незначительно (число родившихся на 1 тысячу
населения) с 7,1 в 2000 году до 8,9 в 2003 году. Показатель уровня
смертности превышает показатель рождаемости и составлял в 2000 году
17,1, в 2001 году было отмечено его снижение до 16,9, а по итогам
2003 года он достиг значения 19,2. Экономический и финансовый кризис
ряда крупных химических предприятий повлек за собой обострение
ситуации на рынке труда и проблем трудозанятости населения. Трудовые
ресурсы города по итогам 2003 года составили 150,67 тыс. чел.,
численность занятых в экономике - 117,75 тыс. человек и относительно
2000 года сократились соответственно на 5,74 и 3,84 тыс. чел.
(оказали влияние итоги проведенной переписи населения,
зафиксировавшие сокращение численности населения города). В 2003 г.
относительно 2000 г. сократилась численность работающих в
промышленности, строительстве, транспорте и связи. Увеличение
численности произошло в торговле на 10,3 процентных пункта, в
непроизводственных отраслях и в сельском хозяйстве на 10,3 и 0,1
процентных пункта соответственно.
Распределение занятых
по отраслям
экономики в 2003 г. (тыс. чел.)
Диаграмма не
приводится.
Общая численность
безработных увеличилась с 7,15 до 8,45 тыс. человек, число официально
зарегистрированных безработных на конец 2003 года составило 945 чел.
против 933 чел. на конец 2000 года. Уровень безработицы повысился до
0,75 против 0,58.
За 2003 год денежные доходы населения
составили 9084,8 млн руб. и увеличились за три года в 2 раза.
Отмечается рост реально располагаемого дохода населения. Показатель
соотношения величины среднедушевых доходов населения и величины
прожиточного минимума увеличился с 1,66 раза в 2000 году до 1,73 раза
в 2003 году.
По итогам 2003 года размер средней
заработной платы составил 3558,2 руб. и превысил аналогичный
показатель 2000 года в 2 раза.
Несмотря на принимаемые меры по
увеличению доходов бюджета и оптимизации их расходов, в истекшие три
года не удалось улучшить ситуацию по бюджетной обеспеченности города.
Хроническое недофинансирование получателей бюджетных средств
продолжает оказывать отрицательное влияние на решение социальных
задач, направленных на повышение уровня и качества жизни населения
города.
Собственными доходами обеспечивается
лишь 70 - 75% расходов бюджета, сформированных по нормативам
бюджетного финансирования. Проводимая на федеральном уровне налоговая
реформа и политика реформирования межбюджетных отношений значительно
сократили долю доходов, оставляемых на территории города. Если в 2000
году в доход городского бюджета направлялось 42% от налоговых сборов
по территории, то в 2003 году лишь 30%.
По причине снижения нормативов
отчислений налоговые доходы в местный бюджет за истекшие три года
увеличились лишь на 8,2%, в результате собственные доходы, при росте
неналоговых доходов на 87,7%, возросли всего на 14%.
Доходы бюджета за 2003 год из всех
источников поступлений увеличились по сравнению с 2000 годом на 78,5%
при уровне инфляции 59,3%, в расчете на душу населения (с учетом
данных переписи населения) доходы увеличились на 88,3%.
Расходы бюджета в 2003 году составили
1242,1 млн руб. и увеличились по сравнению с 2000 годом на 95,5%.
В составе расходов городского бюджета
значительно возросла доля средств, направляемых на
жилищно-коммунальное хозяйство, с 20% в 2000 году до 34,4% в 2003
году, при сокращении доли средств, направляемых на образование, с
29,6% до 27,3%, на здравоохранение с 24,5% до 17,3%.
1.1.4. Социальная
сфера
В период с 2001 -
2003 годы действия администрации города в социальной сфере были
направлены на сохранение и поддержание в рабочем состоянии объектов
материально-технической базы, обеспечение прохождения аттестации и
государственной аккредитации учреждений, получения лицензий на
осуществление деятельности и реализацию мер по оптимизации сети при
обеспечении качества предоставляемых услуг.
Образование. На начало 2004 года в
городе функционирует 80 дошкольных образовательных учреждений и 1
учреждение МОУ "Начальная школа - детский сад", из них 79 -
муниципальных на 11697 мест, 2 - ведомственных на 333 места. Их число
относительно 2000 года сократилось на 6 единиц. Численность детей в
учреждениях дошкольного образования составляет 9542 чел., в том числе
9303 ребенка - в муниципальных, 239 - в ведомственных с сокращением
за три года на 335 детей.
Охват детей дошкольными учреждениями
составляет 77,2% против 75,9% в 2000 году. Обеспеченность местами в
ДОУ составляет 97 мест на 100 детей при 82 местах в 2000 г.
Сохраняется большая текучесть кадров (40 - 50%) при обеспеченности
99,1%.
В системе образования сохранена
численность общеобразовательных учреждений. Сфера муниципального
образования на начало 2004 года включает в себя 46 дневных
общеобразовательных школ с числом учащихся 27277 чел., 1 вечернюю
школу с числом учащихся 277 чел., 10 учреждений дополнительного
образования с числом обучающихся 8667 чел., 4 детских дома с числом
воспитанников 248 чел. Функционируют 2 Дома ребенка с числом
воспитанников 122 чел.
В результате ухудшения
демографической ситуации произошло сокращение числа обучающихся в
общеобразовательных учреждениях с 32529 человек по итогам 2000 года
до 27506 по итогам 2003 года, или на 5023 человека (на 15,4%). Число
учащихся сократилось в массовых школах на 14,7%, в вечерней
общеобразовательной школе на 44,2%, по учреждениям для детей с
ограниченными возможностями здоровья на 29,1%, в результате снизилась
наполняемость классов. Увеличилось число учащихся в специальных
(коррекционных) классах на 41%, количество детей, посещающих группы
продленного дня, на 26%.
Здравоохранение. Мониторинг
деятельности муниципальной системы здравоохранения по количественным
и качественным показателям отражает стабильную ситуацию. Комплексная
оценка деятельности при контрольных нормативах министерства
здравоохранения Нижегородской области от 0,85 до 1,0 составила в 2001
году - 0,97, в 2002 году - 0,98, в 2003 году - 0,99. Обеспечение
доступности населению медицинской помощи характеризуется следующими
показателями:
|
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
обеспеченность койками на 10
тыс. населения
|
92,1
|
92,9
|
95,0
|
количество койко-дней на 1
тыс. населения
|
3048,5
|
3029,3
|
3116
|
функция койки
|
331
|
326
|
328
|
количество койко-дней
стационарно- замещающих технологий на 1 тыс. населения
|
252,5
|
235,5
|
196,7
|
количество посещений поликлиник
на 1 тыс. населения
|
9701
|
8455,1
|
8007
|
количество выездов скорой
помощи на 1 тыс. населения
|
327,8
|
345,5
|
365,8
|
На 01.01.2004 в
городе функционировало 32 муниципальных медицинских учреждения
различного профиля с мощностью стационаров на 2620 коек и поликлиник
на 4275 посещений в смену. Кроме того, на промышленных предприятиях
вели работу 9 ведомственных медсанчастей на 2350 посещений. В
негосударственном секторе работало 8 малых предприятий.
Состояние материально-технической
базы системы муниципального здравоохранения характеризуется как
неудовлетворительное. Износ основных фондов по итогам 2003 года
составил 50,2%, что выше 2002 года на 7,9 процентных пункта.
Культура. Сеть учреждений культуры
включает в себя 41 муниципальное учреждение культуры, в их числе:
музыкальное училище и 3 музыкальные школы, 3 школы искусств, детская
художественная школа, 23 библиотеки, музей, центр культуры и досуга
"Славянка", агиткультбригада, изостудия, два театра и 2
кинотеатра.
Физическая культура и спорт. По
данным за 2003 год в городе действует 82 коллектива физкультуры и
спортивных клуба с численностью занимающихся физкультурой и спортом
18495 человек, что на 6,9% меньше, чем в 2000 году. В отрасли
работает 382 штатных работника, из них 260 работников с высшим
образованием. Имеется 224 спортивных сооружения, из них 125
сооружений муниципальных, 13 учреждений дополнительного образования
имеют физкультурную направленность. В городе культивируется 38 видов
спорта.
Обеспеченность спортивными
сооружениями согласно нормативам из расчета 3,5 тыс. кв. м на 10 тыс.
жителей составляет 25%, обеспеченность тренерским составом - 22%.
Социальная защита населения. В городе
создана система социальной защиты в составе служб ориентированных на
удовлетворение потребностей всех слоев населения. Действует центр
социальной поддержки населения, на базе которого с июля 2001 года
открыто специализированное социально-медицинское отделение на дому на
60 человек и с 17 января 2003 года - отделение дневного пребывания.
Функционируют бюро медико-социальной экспертизы и муниципальные
учреждения:
- социальный приют для детей и
подростков;
- центр реабилитации для детей и
подростков с ограниченными возможностями;
- центр реабилитации социально
незащищенных детей и детей с ограниченными возможностями "Лесная
сказка".
На учете в управлении социальной
защиты состоит 99850 человек, из них 60383 имеют право на льготы, 519
многодетных семей, 548 человек опекаемых и 23892 человека -
получателей государственного детского пособия. Услугами центра
реабилитации детей и подростков воспользовалось 480 детей, с числом
посещений 24309, через социальный приют прошло 100 детей, в ЦРД
"Лесная сказка" прошли оздоровление 826 детей.
Расширение сети социальной защиты
населения и их функциональных обязанностей обосновывается
экономической нестабильностью, наличием безработицы, низким уровнем
доходов населения, увеличением количества детей с задержкой развития
и сниженным интеллектом на фоне низкой рождаемости. Растет
безнадзорность и беспризорность детей. В 2003 году выявлено и
доставлено в отделы милиции 308 безнадзорных подростков, из них 107
возвращены в детские дома и приюты, 90 - родителям, 68 - в социальные
приюты, 15 - в ЦВИНП, 28 - в учреждения здравоохранения.
Число граждан, пользующихся услугами
центра социальной поддержки, увеличилось более чем в 3 раза и
составило в 2003 году 207,1 тыс. человек (с учетом повторных
обращений). По результатам адресной социальной помощи семьям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, улучшено положение 70
семей, где проживает и воспитывается 117 детей. При взаимодействии с
другими учреждениями города, осуществляющими работу с семьями, в 2003
году проведено 23 рейда в семьи "группы риска" и получен
положительный результат.
Значимым событием в городе стало
открытие городского клуба инвалидов, объединившего под своей крышей
общество глухих, общество слепых, общественную организацию "Весна",
инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
Состояние социальной сферы г.
Дзержинска указывает на отсутствие активного поступательного ее
развития. Усилия администрации города, в условиях недостатка
бюджетных средств, направлены в основном на сохранение и поддержание
ее материально-технической базы, обеспечивающей гарантированный
перечень услуг. Расходы на социальную сферу в 2003 году возросли лишь
номинально за счет инфляционной составляющей. Бюджетные назначения
исполнены не в полном объеме, что привело к значительному росту
кредиторской задолженности. Данный фактор оказал существенное влияние
на выполнение планов строительства и реконструкции ряда социальных
объектов, в частности детской стоматологической поликлиники на 300
человек в смену, которая в 2003 году предполагалась к вводу.
В 2004 году сохраняется тенденция
минимального финансирования от нормативов независимо от бюджетного
источника. За счет средств федерального бюджета продолжены работы на
строительстве детского дома, за счет средств областного и местного
бюджетов развития предполагается ввести в действие стоматологическую
поликлинику, приступить к строительству пешеходного моста через
железную дорогу, продолжить работу по реконструкции детского сада под
Дом ребенка.
1.2. Оценка
показателей социально-экономического развития
г. Дзержинска за 2004 год и прогноз
до 2008 года
1.2.1. Объем
продукции в отраслях материального
и нематериального производства
К началу 2004 года в
г. Дзержинске была преодолена отрицательная тенденция сокращения
физического объема выпуска товаров и услуг предприятиями и
организациями всех видов деятельности. Рост объема выпуска товаров и
услуг был обеспечен ростом физического объема производства товаров и
услуг в отраслях реального сектора экономики и ростом номинальных и
реальных денежных доходов населения.
Оценка показателей
социально-экономического развития города за 2004 год и до 2008 года
произведена с учетом полученной информации от крупных
бюджетообразующих предприятий города по намерениям своего развития в
программном периоде и направленных на реализацию задач, поставленных
в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации. Удвоение валового внутреннего продукта за
первое десятилетие текущего века (согласно расчетам ИНЦ РАН)
предполагает увеличение объема промышленной продукции на 74 - 75%,
что означает необходимость повышения среднегодовых темпов роста в
2004 - 2010 гг. до 5,9% при среднегодовом темпе роста в период с 2001
- 2003 гг. - 5,2%.
В промышленности нашего города
ситуация по темпам роста промышленной продукции характеризуется
следующими значениями: в период 2001 - 2003 годы среднегодовой
прирост составил 8,6% против 5,2% по России. По оценке 2004 года
прирост составит - 14,1%, на 2005 год темп роста прогнозируется на
уровне 104%, 2006 год - 105,1% и далее при среднегодовом темпе
прироста от 3 - 4%, что обеспечивает требуемый показатель прироста по
промышленности с учетом удвоения ВВП. За период с 2004-го по 2008
годы физический объем промышленного производства возрастет на 33,5%.
Темпы роста объема
промышленного
производства в сопоставимых ценах за
периоды
2000 - 2003 гг., 2003 - 2008 гг.,
2000 - 2008 гг. (%)
Диаграмма не
приводится.
Рост физического
объема промышленного производства будет обеспечен за счет увеличения
выпуска следующих важнейших видов промышленной продукции в
натуральном выражении: этилена, нитробензола, окиси этилена,
этиленгликолей, этиленхлоргидрина, пленки полимерной, ацетона,
изуров, ГВЛ, минеральных удобрений.
По другим отраслям, входящим в
материальное производство, прогнозируется следующая ситуация.
В строительной отрасли ожидается, что
объемы работ и услуг ежегодно будут расти в текущих ценах на 9,0 -
9,9%, т.е. с небольшим превышением уровня инфляции. По оценке 2004
года объем выполненных работ по отрасли увеличится относительно 2003
года в сопоставимых ценах на 1,6%, а за 2004 - 2008 гг. ИФО составит
103%.
Транспортная отрасль, как
специализированная отрасль материального производства, не
рассматривается. На протяжении ряда лет в отрасли отмечалась
отрицательная динамика показателей, и с покупкой грузового речного
порта ОАО "Дзержинскхиммаш" транспорт, как сфера
материального производства, не учитывается. Объемы транспортных услуг
непроизводственного характера учитываются в сфере нематериального
производства.
По торговле и общественному питанию,
входящим в материальное производство в объемах торговой наценки,
объем выпуска товаров и услуг в 2004 году достигнет значения 1,45
млрд руб. и за пять лет вырастет в 1,9 раза (в сопоставимых ценах) и
составит 2,3 млрд руб.
Объем работ (услуг) в сфере
нематериального производства вырастет с 2,25 млрд руб. в 2004 году до
3,2 млрд руб. к концу 2008 года с темпом роста в сопоставимых ценах
за программный период - 113%.
Прогнозируется сохранение
положительной динамики роста объема выпуска товаров (работ, услуг) во
всех отраслях нематериального производства.
1.2.2. Инвестиции в
основной капитал
Для обеспечения
ускоренного роста экономики (по расчетам ИНП РАН) доля инвестиций в
основной капитал в общем объеме ВВП к 2010 году должна быть повышена
на 20%, что обеспечивается увеличением годового объема инвестиций в
экономику в 2010 году по сравнению с 2000 годом в 2,7 раза. Это
означает, что среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной
капитал должны возрасти с 8,3% в 2001 - 2003 гг. до 11,3% в 2004 -
2010 гг.
Анализ данных по инвестициям в
основной капитал по городу показывает, что в период 2001 - 2003 годы
темпы прироста инвестиций были ниже российских показателей и
составили лишь 1,8%. За период 2004 - 2008 годы темп роста инвестиций
в основной капитал оценивается в сопоставимых ценах 147,5%, со
среднегодовым приростом на 8,3%.
Наиболее значимыми инвестиционными
проектами, к реализации которых предполагается приступить в
программном периоде, являются проекты ОАО "Сибур-Нефтехим"
- строительство комплекса по производству ВХ и ПВХ с объемом
инвестиций 2610 млн руб. и строительство ГТУ ТЭЦ с объемом
капитальных вложений 1908 млн руб.
Серьезные намерения по восстановлению
и развитию мощностей имеет новый собственник ООО "Корунд",
которым уже ведутся переговоры с ОАО "УДЕ" по проектным
работам.
Рост инвестиций предполагается за
счет привлечения заемных средств. В социальной сфере предполагается
за счет бюджетных средств завершить строительство детского дома,
осуществить строительство Дома ребенка и газификацию п. Пыра, ввести
в эксплуатацию в 2005 г. детскую стоматологическую поликлинику.
Источники инвестиций
в основной капитал в 2003 г. и 2008 г.
Диаграмма не
приводится.
1.2.3.
Потребительский рынок
По показателю
розничного товарооборота в течение 2004 - 2008 гг. предполагается
ежегодный прирост в сопоставимых ценах на 4 - 7% при индексе
потребительских цен от 104% до 110%. За пять лет розничный
товарооборот увеличится на 4,7 млрд руб., или на 33,7% в сопоставимых
ценах.
Динамика темпов роста
розничного
товарооборота в сопоставимых ценах за
периоды
2000 - 2003 гг., 2003 - 2008 гг.,
2000 - 2008 гг. (%)
Диаграмма не
приводится.
Платные услуги
населению за период 2004 - 2008 гг. возрастут в сопоставимых ценах на
12,3%, с темпом роста в текущих ценах 227,4%. Основная сумма прироста
платных услуг предполагается за счет оплаты жилья и коммунальных
услуг. Функционирование рынка платных услуг во многом будет зависеть
от степени участия федеральных органов власти в регулировании
процессов, происходящих в сфере услуг. Участие местных органов власти
может быть выражено в контроле за ценами на отдельные виды услуг в
соответствии с принятыми и разрабатываемыми законодательными и
нормативными актами и поддержке процесса демонополизации и развития
рынка социально значимых видов услуг.
1.2.4. Доходы
населения
В течение 2004 -
2008 гг. намечается ежегодный рост реальных доходов населения на 3 -
4%. При этом уровень реальной заработной платы будет иметь
среднегодовой прирост от 4 до 9%.
Динамика роста
среднемесячной заработной
платы за период 2003 - 2008 годы
Диаграмма не
приводится.
1.2.5. Прогноз
доходов городского бюджета
Формирование
городского бюджета в программном периоде будет проходить под
воздействием вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003
года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и проводимой бюджетной
реформы. Предполагается переход от сметного финансирования бюджетных
учреждений к финансированию заказа на предоставление бюджетных услуг,
проведение мероприятий по оптимизации структуры собственности,
передача имущества в соответствии с закрепленными расходными
полномочиями и внесение изменений в межбюджетные отношения.
Основным источником доходов бюджета в
2004 - 2008 гг. остаются налоговые доходы, рост которых намечается с
учетом повышения уровня жизни населения (налог на доходы физических
лиц), увеличения объемов производства и рентабельности продукции
(налог на прибыль). Прогнозируется рост доходов от продажи земли и
арендной платы за земли. Предполагается увеличение неналоговых
доходов за счет доходов от использования имущества, находящегося в
муниципальной собственности. Ежегодный прирост доходов будет
направляться на увеличение доли средств на содержание и развитие
социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение,
культура) при сокращении доли средств, направляемых на дотации ЖКХ.
За период 2004 - 2008 гг. предполагается сокращение дефицита и
переход на сбалансированный по доходам и расходам бюджет.
Значения показателей
социально-экономического развития г. Дзержинска по оценке 2004 г. и
прогнозу до 2008 г. приведены в приложении к Программе.
1.3. Основные
проблемы социально-экономического
развития города
Проблемы
экономического и социального развития г. Дзержинска прежде всего
обусловлены характером действий Правительства РФ в условиях
переходной экономики, а именно:
- неэффективные схемы и механизмы
приватизации, которые не обеспечили решение важнейшей задачи
экономических преобразований - формирование эффективного
собственника, реально заинтересованного в модернизации производства;
- на период 2003 - 2010 годы
сохраняется сырьевая направленность развития национальной экономики в
целом, при отсутствии экономической и промышленной политики,
стимулирующей развитие несырьевых регионов;
- перераспределение финансовых
ресурсов между уровнями бюджетной системы в пользу Центра;
- необязательность вышестоящих
бюджетов по оплате выполненных заказов и программ, нечеткость
разграничения полномочий по исполнению социальных обязательств между
государственными органами власти и органами местного самоуправления.
Под влиянием вышеперечисленных
факторов произошла значительная потеря экономического и социального
потенциала города Дзержинска.
Ключевыми проблемами города,
существенно ограничивающими возможность его социально-экономического
развития, являются:
- низкий технический уровень
производственного потенциала, особенно в промышленности, - основы
экономики города;
- неудовлетворительная возрастная
структура производственных мощностей: износ основных производственных
фондов, и особенно их активной части, достиг критических значений;
- низкая конкурентоспособность
выпускаемой продукции;
- по причине неустойчивого
финансового положения недостаточная инвестиционная активность
предприятий и крайне низкий уровень инновационной деятельности;
- проводимая политика крупными
собственниками бюджетообразующих предприятий, направленная на
снижение прибыли путем внутренних расчетов в холдингах, перевод
предприятий на переработку давальческого сырья;
- наличие процесса дробления
предприятий на группы малых и переход на упрощенную систему
налогообложения;
- несоответствие уровня
налогооблагаемой базы для формирования налоговых доходов городского
бюджета потребностям в бюджетном финансировании социальной и
инженерной инфраструктуры города;
- отставание по уровню доходов
населения от среднего областного и российского значений, что
неблагоприятно сказывается на уровне потребления и развитии товарного
рынка и рынка услуг;
- неудовлетворительная
демографическая ситуация, сохранение высокого уровня
социально-значимой заболеваемости, в том числе среди
несовершеннолетних;
- наличие и нарастание асоциальных
явлений - это преступность, детская беспризорность, увеличение
контингента лиц без определенного места жительства.
Недостаточное бюджетное
финансирование и низкий уровень доходов населения не обеспечивают
развитие социальной сферы. Принятие в муниципальную собственность
ведомственных социальных объектов и сохранение существующего уровня
обеспеченности ими населения, значительно увеличило нагрузку на
бюджет города, появились новые обязательства. Произошло искажение
структуры расходов бюджета, основной составляющей которой является
оплата труда. На остальные статьи расходов - покупка оборудования,
проведение строительных и ремонтных работ - бюджетных денег
практически не хватает. В то же время низкий уровень доходов
населения не позволяет переложить на население более значительную
часть социальных услуг.
Основными социальными проблемами в
отраслевом разрезе являются:
В области здравоохранения особую
озабоченность вызывает сохранение высокого уровня социально значимых
заболеваний, прогрессирующий процесс физического и морального
старения медицинского оборудования, отрицательно влияющий на уровень
диагностики и лечебного процесса.
Отрицательное влияние на развитие
здравоохранения оказывает неукомплектованность штатных должностей
медицинским персоналом. Количество работающих врачей сократилось на
69 единиц. Продолжает оказывать отрицательное влияние на
функционирование системы здравоохранения и оказания медицинской
помощи населению недостаточно нормативно подготовленный переход
здравоохранения на финансирование из 2-х источников (бюджет и фонд
медицинского страхования).
Сделанные шаги по переходу на
прогрессивный программный метод планирования финансовых расходов по
приоритетным направлениям развития системы здравоохранения не были
реализованы.
Городская Программа о мерах по
улучшению оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению
города Дзержинска профинансирована лишь на 30%, программа "Улучшение
условий оказания наркологической помощи населению г. Дзержинска"
не финансировалась.
Образование. При сохранении
численности образовательных учреждений обострилась проблема
возможности поддержания материально-технической базы образования на
должном уровне. По предписаниям контролирующих органов на сегодня
требуется проведение ремонта кровли на 33 объектах, сантехнических
работ на 52 объектах, ремонт системы отопления на 29 объектах,
установка системы автоматической противопожарной сигнализации на 40
объектах и т.д. Не соответствует нормам по ростовым размерам 70%
имеющейся школьной мебели, обеспеченность учебной литературой
составляет 71%, из них 28% - учебники нового поколения.
Недостаточность оснащения компьютерной техникой и старение имеющейся
делают невозможным обучение учащихся современным информационным
технологиям. В школах города изучают информатику лишь 27% учащихся 5
- 11 классов.
На фоне сокращения общей численности
педагогических работников продолжает оставаться актуальной проблема
"старения" уже имеющихся педагогических кадров, грозящая
разрывом преемственности поколений.
Культура. Обеспеченность учреждениями
культуры значительно отстает от рациональных показателей, а по школам
искусств, школам эстетического воспитания даже ниже минимальных
социальных нормативов. Ускоренными темпами идет процесс старения
библиотечных фондов.
Снижается престиж музейного и
библиотечного работника, преподавателя музыки, что подтверждается
уменьшением конкурса поступающих детей на отделения музыкальных школ
и школ искусств. Для музыкального училища это уже стало проблемой.
Развивается тенденция снижения числа читателей, против 2000 года на
2,4% (на 1890 человек), число посетителей театральных мероприятий
сократилось на 20,5% (или на 22256 посещений). Является проблемой
сохранение памятников истории и культуры.
Физкультура и спорт. Старение
материально-технической базы, низкий уровень обеспеченности
спортивными сооружениями (25% от норматива) и тренерским составом
(22%), сокращение числа занимающихся физкультурой и спортом.
Социальная защита населения.
Недостаток учреждений по реабилитации инвалидов и другого контингента
лиц, нуждающихся в этом виде услуг; назрела необходимость создания
стационарного учреждения для временного проживания граждан.
II. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г.
ДЗЕРЖИНСКА
Основная цель
социально-экономического развития г. Дзержинска в 2004 - 2008 годах:
решение социально-экономических проблем города и повышение на этой
основе уровня и качества жизни населения, развитие производственного,
трудового и интеллектуального потенциала города.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие задачи, вытекающие из Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Создание условий для активизации
инвестиционной и предпринимательской деятельности:
- содействие в развитии финансовой
инфраструктуры;
- стимулирование предпринимательской
деятельности и развитие малого предпринимательства;
- гарантии правовых условий и
стабильных правил осуществления экономической деятельности;
- защита прав собственности;
- повышение эффективности управления
муниципальной собственностью и финансами.
2. Формирование благоприятного
социального климата для деятельности и здорового образа жизни
населения:
- оптимизация системы здравоохранения
(развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения,
развитие службы охраны материнства и детства при совершенствовании
первичной медико-санитарной помощи новорожденным детям, проведение
мероприятий по снижению распространения социально-опасных
заболеваний);
- реализация модели устойчивого
развития образования, создание эффективной системы обучения в школах
по работе с современными информационными технологиями;
- сохранение, развитие и техническое
переоснащение объектов физкультуры и спорта;
- развитие сети социальных
учреждений;
- реализация мероприятий,
направленных на повышение социальной защищенности нуждающихся
категорий граждан;
- содействие занятости населения;
- сохранение и развитие культурного
наследия и творческого потенциала города (проведение
ремонтно-реставрационных работ по памятникам истории и культуры,
развитие библиотечного дела, осуществление гастрольной деятельности
театров, организация выставочных программ и фестивалей);
- развитие системы льготного
кредитования граждан на приобретение и строительство жилья.
3. Обеспечение бесперебойной работы
жилищно-коммунального хозяйства:
- внедрение энергосберегающих
технологий;
- оптимизация расчетных операций и
сокращение издержек обращения предприятий жилищно-коммунального
хозяйства;
- развитие системы адресного
субсидирования малоимущих слоев населения;
- повышение качества оказываемых
населению услуг.
4. Развитие транспортной
инфраструктуры.
5. Проведение комплексных мероприятий
по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
6. Развитие международных и
межрегиональных связей.
III. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(в ред. постановления
городской Думы г. Дзержинска
от 12.07.2006 № 100)
3.1. Привлечение
инвестиций в основной капитал
и развитие производительных сил
┌─────┬────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ № │Наименование
мероприятий│Срок │Объем │ Мероприятия на 2006
год с учетом внесенных │
│ п/п │
│испол-│финанси-│
изменений │
│ │ │нения
│рования,├────────────────────┬─────────┬─────────────────┤
│ │ │ │млн
руб.│ Наименование │Объем │ Ожидаемые
│
│ │ │ │
│ мероприятий
│финанси- │ результаты │
│ │ │ │
│ │рования,
│ │
│ │ │ │
│ │млн
руб. │ │
├─────┴────────────────────────┴──────┴────────┴────────────────────┴─────────┴─────────────────┤
│ Реализация
целевых программ │
├─────┬────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────┬─────────┬─────────────────┤
│1. │Участие в
доработке и│2004 -│ - │Участие в реализации│
- │Стабилизация │
│ │реализации
подпрограммы│2008 │ │стратегии │
│ситуации в│
│ │развития
│гг. │ │экономического │
│нефтехимическом │
│ │нефтехимического
│ │ │развития │
│комплексе города │
│ │комплекса
Нижегородской│ │ │Нижегородской │
│ │
│ │области на
период до│ │ │области до 2020 г. │
│ │
│ │2010 г.
│ │ │ │
│ │
├─────┼────────────────────────┼──────┼────────┼────────────────────┼─────────┼─────────────────┤
-
- -->
примечание.-
Видимо, имеется в виду
Программа развития сотрудничества-
между Республикой Беларусь и
Нижегородской областью на 2003 - 2005-
годы, утвержденная
постановлением Правительства Нижегородской-
области от 07.04.2003 № 89.-
│2.
│Участие в реализации│2004 -│ - │Участие
в реализации│ - │Увеличение объема│
│ │Программы
развития│2005 │ │Программы │
│поставок │
│ │сотрудничества
между│гг. │ │сотрудничества между│
│предприятий г.│
│ │Нижегородской
областью и│ │ │Нижегородской │
│Дзержинска │
│ │Республикой
Беларусь │ │ │областью и│
│предприятиям и│
│ │ │ │
│Республикой Беларусь│
│организациям │
│ │ │ │
│на 2006 - 2010 гг. │
│Республики │
│ │ │ │
│ │ │Беларусь.
│
│ │ │ │
│ │ │Развитие
│
│ │ │ │
│ │ │побратимских
│
│ │ │ │
│ │ │связей
с г.│
│ │ │ │
│ │ │Гродно
│
├─────┴────────────────────────┴──────┴────────┴────────────────────┴─────────┴─────────────────┤
│ Реализация
мероприятий │
├─────┬────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│4. │Участие в
подготовке│2004 -│ - │ Без
изменений │
│ │обращения
Правительства│2008 │ │
│
│ │Нижегородской
области в│гг. │ │
│
│ │правление
ОАО "Газпром"│ │ │
│
│ │по
вопросу│ │ │
│
│ │финансирования
│ │ │
│
│ │строительства
и│ │ │
│
│ │реконструкции
системы│ │ │
│
│ │газоснабжения
│ │ │
│
│ │Нижегородского
│ │ │
│
│ │промышленного
узла и│ │ │
│
│ │промзоны г.
Дзержинска с│ │ │
│
│ │целью
увеличения│ │ │
│
│ │пропускной
способности│ │ │
│
│ │магистральных
│ │ │
│
│ │газопроводов
│ │ │
│
├─────┼────────────────────────┴──────┴────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│6. │ОАО
"Сибур-Нефтехим"
│
├─────┼────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────┬─────────┬─────────────────┤
│6.2. │Строительство
комплекса│2006 -│2609,65 │Строительство │
30,0 │Проведение │
│ │по
производству ВХ и ПВХ│2008 │млн │комплекса
по│ │проектных работ │
│ │ │гг.
│руб., в│производству ПВХ │ │
│
│ │ │ │т.ч.
│ │ │
│
│ │ │ │2006
г.│ │ │
│
│ │ │ │-
609,65│ │ │
│
├─────┼────────────────────────┼──────┼────────┼────────────────────┴─────────┴─────────────────┤
│6.3. │Строительство
ГТУ ТЭЦ│2005 -│1900,0 │В связи с
изменением планов предприятия│
│ │для завода
Дзержинской│2008 │млн │мероприятие снято с
реализации в 2006 г. │
│ │площадки
│гг. │руб., в│
│
│ │ │ │т.ч.
│ │
│ │ │ │2006
г.│ │
│ │ │ │-
600,0 │ │
├─────┼────────────────────────┴──────┴────────┴────────────────────────────────────────────────┤
│7. │ОАО
"Дзержинское оргстекло"
│
├─────┼────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────┬─────────┬─────────────────┤
│7.3. │
│ │ │Реконструкция и│
65,0 │Увеличение │
│ │ │ │
│расширение │
│выпуска продукции│
│ │ │ │
│производства │
│ │
│ │ │ │
│полиметилакрилата │
│ │
├─────┼────────────────────────┴──────┴────────┴────────────────────┴─────────┴─────────────────┤
│8. │ФГУП "Завод
им. Свердлова"
│
├─────┼────────────────────────┬──────┬────────┬────────────────────────────────────────────────┤
│8.2. │Организация
производства│2005 -│70,0 млн│В связи с
изменением планов предприятия│
│ │монометиланилина
│2006 │руб., в│мероприятие снято с
реализации в 2006 г. │
│ │ │гг.
│т.ч. │
│
│ │ │ │2006
г.│ │
│ │ │ │-
35,0 │ │
├─────┼────────────────────────┼──────┼────────┼────────────────────┬─────────┬─────────────────┤
│8.4. │
│ │ │Расширение │
20,0 │Расширение │
│ │ │ │
│производства │
│номенклатурного │
│ │ │ │
│водонагревателей │
│ряда. │
│ │ │ │
│и стиральных│
│Предполагаемая │
│ │ │ │
│машин │
│мощность - 82000│
│ │ │ │
│ │ │шт.
│
├─────┼────────────────────────┼──────┼────────┼────────────────────┼─────────┼─────────────────┤
│8.5. │
│ │ │Проект развития│
72,07 │Внедрение │
│ │ │ │
│энергетического │
│энергосберегающих│
│ │ │ │
│комплекса │
│технологий │
├─────┼────────────────────────┼──────┼────────┼────────────────────┼─────────┼─────────────────┤
│8.6. │
│ │ │Утилизация │
30,0 │Техническое │
│ │ │ │
│боеприпасов │
│перевооружение │
│ │ │ │
│ │ │производственных
│
│ │ │ │
│ │ │мощностей
│
├─────┼────────────────────────┴──────┴────────┴────────────────────┴─────────┴─────────────────┤
│10. │ОАО
|