Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"УСТАВ ЛЫСКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


(Принят Решением Земского собрания
Лысковского района от 29.06.2005 № 567)


(Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по
Приволжскому федеральному округу 26.12.2005 № RU525290002005001)


Официальная публикация в СМИ:


"Приволжская правда", N
5(10673), 25.01.2006



Вступает в силу после
государственной регистрации и официального опубликования
(обнародования) (пункт 2 статьи 62 данного документа).





Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ
по Приволжскому федеральному округу 26 декабря 2005 г. N
RU525290002005001






Принят


решением


Земского собрания


Лысковского района


от 29.06.2005 № 567




УСТАВ


ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА




Устав Лысковского
муниципального района Нижегородской области в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
и законами Нижегородской области устанавливает основы организации
местного самоуправления на территории муниципального района, правовые
и экономические условия его осуществления, полномочия и порядок
деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления,
формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов
местного значения.


Устав Лысковского муниципального
района является нормативным правовым актом высшей юридической силы в
системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и
применяется на всей территории муниципального района. Иные
муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему
Уставу.


Положения настоящего Устава
обязательны для исполнения всеми расположенными на территории
муниципального района предприятиями, учреждениями, организациями
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а
также органами местного самоуправления и гражданами.




Глава I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 1. Правовой
статус муниципального района




1. Лысковский
муниципальный район является муниципальным образованием, в
соответствии с Законом Нижегородской области наделен статусом
муниципального района.


2. В территорию Лысковского
муниципального района входят два городских и тринадцать сельских
поселений, объединенных общей территорией.


3. Административным центром
Лысковского муниципального района является город Лысково.


4. Наименования "Лысковский
муниципальный район" и "Лысковский район" равнозначны.




Статья 2. Состав
территории муниципального района и его границы




1. В состав
Лысковского муниципального района (далее - район) входят территории
следующих городских и сельских поселений:


городское поселение Лысково с
административным центром поселения город Лысково; городское поселение
Макарьево с административным центром поселения рабочий поселок
Макарьево;


сельские поселения:


Барминский сельсовет с
административным центром село Бармино;


Белозерихинский сельсовет с
административным центром село Белозериха;


Берендеевский сельсовет с
административным центром село Берендеевка;


Валковский сельсовет с
административным центром село Валки;


Великовский сельсовет с
административным центром село Великовское;


Кириковский сельсовет с
административным центром село Кириково;


Кисловский сельсовет с
административным центром поселок Нива;


Красноосельский сельсовет с
административным центром село Красный Оселок;


Леньковский сельсовет с
административным центром село Леньково;


Малиновский сельсовет с
административным центром деревня Малиновка;


Никольский сельсовет с
административным центром село Никольское;


Трофимовский сельсовет с
административным центром село Трофимово;


Черномазский сельсовет с
административным центром деревня Черная Маза.


2. Границы района устанавливаются
Законом Нижегородской области в соответствии с федеральным
законодательством.


3. Изменение границ района, влекущее
отнесение территорий отдельных входящих в его состав поселений и
(или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов,
осуществляется с согласия населения данных поселений и (или)
населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного
законом Нижегородской области.


4. Изменение границ района, не
влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав
поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям
других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом
мнения населения, выраженного земскими собраниями соответствующих
районов.




Глава II. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ


МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ




Статья 3. Правовая
основа местного самоуправления района




1. Правовую основу
местного самоуправления района составляют общепризнанные принципы и
нормы международного права, международные договоры Российской
Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения
Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти), Устав Нижегородской
области, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской
области, настоящий Устав, решения, принятые на районных референдумах,
и иные муниципальные правовые акты района.


2. Местное самоуправление в районе -
форма осуществления населением района своей власти, обеспечивающая в
пределах, установленных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами Нижегородской области, самостоятельное и под
свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из
интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.




Статья 4. Вопросы
местного значения района




1. К вопросам
местного значения района относятся:


1) формирование, утверждение,
исполнение бюджета района, контроль за его исполнением;


2) установление, изменение и отмена
местных налогов;


3) владение, пользование и
распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности
района;


4) организация в границах
муниципального района электро- и газоснабжения поселений;


5) содержание и строительство
автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами,
мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ
населенных пунктов в границах района, за исключением автомобильных
дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных
сооружений федерального и областного значения;


6) создание условий для
предоставления транспортных услуг населению и организация
транспортного обслуживания населения между поселениями в границах
района;


7) участие в предупреждении и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района;


8) организация охраны общественного
порядка на территории района муниципальной милицией;


9) организация мероприятий
межпоселенческого характера по охране окружающей среды;


10) организация и осуществление
экологического контроля объектов производственного и социального
назначения на территории района, за исключением объектов,
экологический контроль которых осуществляют федеральные органы
государственной власти;


11) организация предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным
программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению
образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти Нижегородской области; организация
предоставления дополнительного образования и общедоступного
бесплатного дошкольного образования на территории района, а также
организация отдыха детей в каникулярное время;


12) организация оказания на
территории района скорой медицинской помощи (за исключением
санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в
амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской
помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;


13) опека и попечительство;


14) организация утилизации и
переработки бытовых и промышленных отходов;


15) утверждение схем территориального
планирования района, утверждение подготовленной на основе схемы
территориального планирования района документации по планировке
территории, ведение информационной системы обеспечения
градостроительной деятельности, осуществляемой на территории района,
резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных
участков в границах района для муниципальных нужд;


16) формирование и содержание
муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;


17) содержание на территории района
межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;


18) создание условий для обеспечения
поселений, входящих в состав района, услугами связи, общественного
питания, торговли и бытового обслуживания;


19) организация библиотечного
обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного
коллектора);


20) выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности поселений, входящих в состав района, за счет средств
местного бюджета района;


21) организация и осуществление
мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории
района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


22) создание, развитие и обеспечение
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного
значения на территории района;


23) осуществление мероприятий по
обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и
здоровья;


24) организация и осуществление
мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и
учреждений, находящихся на межселенных территориях.


2. Органы местного самоуправления
района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции
органов местного самоуправления других муниципальных образований,
органов государственной власти и не исключенные из их компетенции
федеральными законами и законами Нижегородской области, только при
наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.


3. Органы местного самоуправления
района и органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих
в его состав, вправе заключать между собой соглашения о передаче друг
другу осуществления части своих полномочий за счет субвенций,
предоставляемых из соответствующих бюджетов.


Указанные соглашения заключаются на
определенный срок, содержат положения, устанавливающие основания и
порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок
определения ежегодного объема субвенций, необходимых для
осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривают
финансовые санкции за неисполнение соглашений.




Статья 5.
Осуществление органами местного самоуправления района отдельных
государственных полномочий




1. Органы местного
самоуправления района осуществляют переданные им федеральными
законами и законами области отдельные государственные полномочия и
несут ответственность за их осуществление в пределах выделенных
району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.


2. Финансовое обеспечение отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления района федеральными законами и законом области,
осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств
федерального бюджета области. Земское собрание района может принять
решение об использовании собственных материальных ресурсов и
финансовых средств района для осуществления органами местного
самоуправления района отдельных государственных полномочий.


3. Органы местного самоуправления и
должностные лица органов местного самоуправления района обязаны в
соответствии с федеральным законом и законами Нижегородской области
предоставлять уполномоченным государственным органам документы,
связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.




Глава III. ФОРМЫ
НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ


НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ


В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ




Статья 6. Права
граждан на осуществление местного самоуправления




Граждане Российской
Федерации, проживающие на территории района, осуществляют местное
самоуправление путем участия в местных референдумах, муниципальных
выборах, в иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные
и иные органы местного самоуправления района.




Статья 7. Формы
непосредственного осуществления населением района местного
самоуправления и участия населения района в осуществлении местного
самоуправления




Формами
непосредственного осуществления населением района местного
самоуправления являются:


1) местный референдум;


2) муниципальные выборы;


3) голосование по отзыву депутата
Земского собрания, главы местного самоуправления;


4) голосование по вопросам изменения
границ района, преобразования района;


5) правотворческая инициатива
граждан;


6) публичные слушания;


7) конференция граждан;


8) опрос граждан;


9) обращения граждан в органы
местного самоуправления района;


10) иные формы, не противоречащие
Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам
Нижегородской области.




Статья 8. Местный
референдум




1. На территории
района для решения вопросов местного значения может проводиться
местный референдум.


2. Местный референдум проводится на
всей территории района.


3. Решение о назначении местного
референдума принимается Земским собранием района:


1) по инициативе, выдвинутой
гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном
референдуме;


2) по инициативе, выдвинутой
избирательными объединениями, уставы которых предусматривают участие
в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и
в сроки, установленные федеральным законом;


3) по инициативе Земского собрания
района и главы местного самоуправления района, выдвинутой ими
совместно.


4. Принятое на местном референдуме
решение подлежит обязательному исполнению на территории района и не
нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти,
их должностными лицами или органами местного самоуправления района.


5. Органы местного самоуправления
района обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме
решения в соответствии с разграничением полномочий между ними,
определенным настоящим Уставом.


6. Гарантии права граждан на участие
в местном референдуме, порядок подготовки и проведения местного
референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в
соответствии с ним законами Нижегородской области.




Статья 9.
Муниципальные выборы




1. Выборы депутатов
Земского собрания района и главы местного самоуправления района
осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Выборы проводятся на основе
одномандатной избирательной системы.


2. Выборы назначаются Земским
собранием района на второе воскресенье марта или в случаях,
предусмотренных федеральным законодательством, на второе воскресенье
октября года, в котором истекают сроки полномочий главы местного
самоуправления района и депутатов Земского собрания района.


3. Гарантии избирательных прав
граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения,
подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов
устанавливаются федеральным законом и законом Нижегородской области.


4. Итоги муниципальных выборов
подлежат официальному опубликованию.




Статья 10.
Голосование по отзыву депутата Земского собрания района, главы
местного самоуправления района




1. Голосование по
отзыву депутата Земского собрания района, главы местного
самоуправления района проводится по инициативе населения в порядке,
установленном федеральными законами, законом Нижегородской области
для проведения местного референдума, с учетом положений настоящего
Устава.


2. Основаниями для отзыва депутата
Земского собрания района, главы местного самоуправления района могут
служить только его конкретные противоправные решения или действия
(бездействие), а именно: нарушение общепризнанных принципов и норм
международного права, международных договоров Российской Федерации,
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, Федерального закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", других
федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними иных
нормативных правовых актов Российской Федерации (указов и
распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и
распоряжений Правительства Российской Федерации, иных нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти), Устава
Нижегородской области, законов и иных нормативных правовых актов
Нижегородской области, настоящего Устава, решений, принятых на
местных референдумах и сходах граждан, иных муниципальных правовых
актов в случае их подтверждения в судебном порядке.


3. Условием назначения голосования по
отзыву депутата Земского собрания района, главы местного
самоуправления района является представление подписей избирателей в
поддержку данной инициативы, количество которых является равным
количеству подписей участников референдума, установленному законом
Нижегородской области для поддержки инициативы проведения местного
референдума.


4. Земское собрание района назначает
голосование по отзыву депутата Земского собрания района, главы
местного самоуправления района в течение 30 дней со дня представления
подписей в поддержку соответствующей инициативы и представления
судебного решения, которым установлены основания для отзыва выборного
должностного лица.


5. Депутат Земского собрания района,
глава местного самоуправления района имеет право дать избирателям
объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований
для отзыва, в том числе в рамках бесплатного эфирного времени,
бесплатной печатной площади, предоставляемой в муниципальных
средствах массовой информации.


6. Депутат Земского собрания района,
глава местного самоуправления района считается отозванным, если за
его отзыв проголосовало не менее половины избирателей,
зарегистрированных в избирательном округе.


7. Итоги голосования по отзыву
депутата Земского собрания района, главы местного самоуправления
района и принятые решения подлежат официальному опубликованию
(обнародованию).


8. Голосование по отзыву одного и
того же депутата Земского собрания района, главы местного
самоуправления района не может проводиться ранее чем через год со дня
официального опубликования результатов голосования.




Статья 11.
Правотворческая инициатива граждан




1. Под
правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы
местного самоуправления района проекты правовых актов по вопросам
местного значения.


2. С правотворческой инициативой в
Земское собрание района может выступить инициативная группа граждан
района, обладающих избирательных правом, в порядке, установленном
нормативным правовым актом Земского собрания района.


3. Минимальная численность
инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым
актом Земского собрания района и не может превышать трех процентов от
числа жителей района, обладающих избирательным правом.


4. Порядок внесения проектов
муниципальных правовых актов в Земское собрание района и
администрацию района устанавливается соответствующими нормативными
правовыми актами этих органов.


5. Проект муниципального правового
акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы
граждан, подлежит обязательному рассмотрению Земским собранием района
или главой местного самоуправления района в соответствии с их
компетенцией в течение трех месяцев со дня его внесения.




Статья 12. Публичные
слушания




1. Главой местного
самоуправления района или Земским собранием района для обсуждения с
участием населения проектов муниципальных правовых актов района по
вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.


2. Решение о назначении публичных
слушаний, инициированных населением или Земским собранием района,
принимает Земское собрание района, а о назначении публичных слушаний,
инициированных главой местного самоуправления района, - глава
местного самоуправления района.


3. На публичные слушания в
обязательном порядке выносятся:


1) проект устава района или акта о
внесении изменений в Устав района;


2) проект местного (районного)
бюджета района и отчета о его исполнении;


3) проекты планов и программ развития
района, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий,
а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид
использования земельных участков и объектов капитального
строительства, вопросы отклонения от предельных параметров
разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального
строительства в соответствии с нормами Градостроительного кодекса
Российской Федерации;


4) вопросы о преобразовании района.


4. Решение о проведении публичных
слушаний должно приниматься не позже чем за 20 дней до дня
рассмотрения Земским собранием района или главой местного
самоуправления района проекта правового акта района. Решение о
проведении публичных слушаний с указанием места и времени их
проведения, а также проект соответствующего муниципального правового
акта подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее чем через три
дня после его принятия. Публичные слушания проводятся не позднее чем
за семь дней до дня рассмотрения проекта муниципального правового
акта Земским собранием района или главой местного самоуправления
района. Результаты публичных слушаний должны быть опубликованы
(обнародованы) не позднее чем через три дня после проведения
публичных слушаний.




Статья 13.
Конференция граждан




1. Для обсуждения
вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей
района, информирования населения о деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления района могут проводиться конференции
граждан (собрания делегатов).


2. Конференция граждан проводится по
инициативе:


1) представительного органа
поселения, входящего в состав района;


2) Земского собрания района;


3) главы местного самоуправления
района.


3. Избрание делегатов (участников
конференции граждан) осуществляется собраниями граждан в порядке,
определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными
правовыми актами представительного органа муниципального образования,
уставом территориального общественного самоуправления.


4. Порядок назначения и проведения
конференции граждан устанавливается нормативным правовым актом
Земского собрания района.


5. Итоги проведения конференции
граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).




Статья 14. Опрос
граждан




1. Опрос граждан
проводится на всей территории района или на ее части для выявления
мнения населения и его учета при принятии решений органами местного
самоуправления района и должностными лицами местного самоуправления
района, а также органами государственной власти.


2. Результаты опроса носят
рекомендательный характер.


3. В опросе могут принимать участие
жители района, обладающие избирательным правом.


4. Опрос граждан проводится по
инициативе:


1) Земского собрания района или главы
местного самоуправления района - по вопросам местного значения;


2) органов государственной власти
Нижегородской области - для учета мнения граждан об изменении
целевого назначения земель района для объектов регионального и
межрегионального значения.


5. Порядок проведения опроса
определяется правовым актом Земского собрания района.




Статья 15. Обращения
граждан в органы местного самоуправления района




1. Граждане имеют
право на индивидуальные и коллективные обращения в Земское собрание
района, главе местного самоуправления района, в администрацию района.


2. Должностные лица Земского собрания
района и глава местного самоуправления района обязаны дать письменный
ответ по существу обращений граждан в установленные законом сроки.
Должностное лицо местного самоуправления за нарушение порядка и
сроков письменного ответа на обращение граждан в органы местного
самоуправления несет административную ответственность,
предусмотренную Кодексом Нижегородской области об административных
правонарушениях.


3. В Земском собрании района и
администрации района устанавливается порядок работы по рассмотрению
обращений граждан должностными лицами соответствующих органов в
соответствии с законом Нижегородской области и принимаемыми в
соответствии с ним правовыми актами Земского собрания района.




Статья 16. Другие
формы непосредственного осуществления населением местного
самоуправления и участия в его осуществлении




Население района
вправе также участвовать в осуществлении местного самоуправления в
иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации,
федеральным законам, законам Нижегородской области.




Глава IV. ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА


МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА




Статья 17. Органы
местного самоуправления района




1. Структуру органов
местного самоуправления района составляют:


1) представительный орган
муниципального образования - Земское собрание Лысковского
муниципального района (Земское собрание района);


2) глава муниципального образования -
глава местного самоуправления Лысковского муниципального района
(глава местного самоуправления района);


3) исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования - администрация Лысковского
муниципального района (администрация района);


4) контрольный орган муниципального
образования - контрольно-счетная комиссия Лысковского муниципального
района (контрольно-счетная комиссия района).


2. Указанные в части 1 настоящей
статьи органы местного самоуправления района обладают собственными
полномочиями по решению вопросов местного значения.


3. Порядок формирования, полномочия,
срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного
самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности
указанных органов определяются настоящим Уставом.


4. Органы местного самоуправления
района не входят в систему органов государственной власти.


5. Изменение структуры органов
местного самоуправления района осуществляется не иначе как путем
внесения изменений в настоящий Устав.


6. Решение Земского собрания района
об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в
силу не ранее чем по истечении срока полномочий Земского собрания
района, принявшего указанное решение.


7. Финансирование расходов на
содержание органов местного самоуправления района осуществляется
исключительно за счет средств местного бюджета.




Статья 18.
Представительный орган района - Земское собрание района




1. Земское собрание
Лысковского муниципального района (Земское собрание района) состоит
из 25 депутатов, избираемых населением района на муниципальных
выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании сроком на пять лет.


2. Земское собрание района приступает
к исполнению своих полномочий после избрания не менее двух третей от
установленного частью 1 настоящей статьи числа депутатов Земского
собрания района.


3. Земское собрание района обладает
правами юридического лица в соответствии с федеральным
законодательством.


4. Наименования "Земское
собрание Лысковского муниципального района" и "Земское
собрание района" равнозначны.


5. Расходы на обеспечение
деятельности Земского собрания района предусматриваются в бюджете
района отдельной строкой.




Статья 19.
Компетенция Земского собрания района




К компетенции
Земского собрания района относится:


1) принятие устава района, внесение в
него изменений и дополнений;


2) утверждение бюджета района на
очередной финансовый год и отчета о его исполнении;


3) установление, изменение и отмена
местных налогов в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах;


4) принятие планов и программ
развития района, утверждение отчетов об их исполнении;


5) определение порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности
района;


6) принятие решений о приватизации
муниципального имущества в соответствии с федеральным
законодательством;


7) определение порядка принятия
решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных
предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги
муниципальных предприятий и учреждений;


8) определение порядка
материально-технического и организационного обеспечения деятельности
органов местного самоуправления района;


9) определение порядка участия района
в организациях межмуниципального сотрудничества;


10) контроль за исполнением органами
местного самоуправления района и должностными лицами органов местного
самоуправления района полномочий по решению вопросов местного
значения;


11) принятие решения о проведении
местного референдума, назначении муниципальных выборов;


12) назначение в соответствии с
настоящим Уставом публичных слушаний и опросов граждан, а также
определение порядка проведения таких опросов;


13) назначение и определение порядка
проведения конференций граждан;


14) принятие предусмотренных
настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ района, а
также с преобразованием района;


15) утверждение структуры
администрации района по представлению главы местного самоуправления
района, принятие положения об администрации района;


16) осуществление права
законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской
области;


17) формирование контрольно-счетной
комиссии района, определение в соответствии с настоящим Уставом
порядка ее работы и полномочий;


18) установление правил проведения
открытого конкурса по размещению муниципального заказа,
финансируемого за счет местного бюджета района, на выполнение работ
(оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;


19) принятие решений о целях, формах,
суммах долгосрочных заимствований, выпуске местных займов, лотерей;


20) осуществление иных полномочий,
отнесенных к ведению Земского собрания района федеральными законами,
законами Нижегородской области, настоящим Уставом.




Статья 20. Досрочное
прекращение полномочий Земского собрания района




1. Полномочия
Земского собрания района могут быть досрочно прекращены в случаях,
предусмотренных ст. 73 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", а также в случае:


1) принятия указанным органом решения
о самороспуске. Решение о самороспуске считается принятым, если за
него проголосовало не менее двух третей от установленного числа
депутатов Земского собрания района. Решение принимается открытым
голосованием. По решению Земского собрания района может проводиться
тайное голосование. Инициатива решения о самороспуске Земского
собрания района может исходить от одного или нескольких депутатов
Земского собрания района;


2) вступления в силу решения суда о
неправомочности данного состава депутатов Земского собрания района, в
том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;


3) преобразования района.


2. Досрочное прекращение полномочий
Земского собрания района влечет досрочное прекращение полномочий его
депутатов.


3. В случае досрочного прекращения
полномочий Земского собрания района не позднее чем через шесть
месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении
полномочий Земского собрания района проводятся досрочные
муниципальные выборы в Земское собрание района.




Статья 21.
Председатель Земского собрания района




1. Председатель
Земского собрания района избирается депутатами из своего состава.


2. Порядок выдвижения кандидатов на
должность председателя Земского собрания района и порядок его
избрания регулируются Регламентом Земского собрания района.




Статья 22.
Полномочия председателя Земского собрания района




Председатель
Земского собрания района:


1) осуществляет руководство
подготовкой заседаний Земского собрания района и вопросов, вносимых
на рассмотрение Земского собрания района;


2) созывает заседания Земского
собрания района, доводит до сведения депутатов Земского собрания
района время и место их проведения, а также проект повестки дня;


3) подписывает постановления и
распоряжения по вопросам организации деятельности Земского собрания
района;


4) ведет заседания Земского собрания
района;


5) осуществляет общее руководство
работой аппарата Земского собрания района;


6) оказывает содействие депутатам
Земского собрания района в осуществлении ими своих полномочий,
организует обеспечение их необходимой информацией;


7) принимает меры по обеспечению
гласности и учету общественного мнения в работе Земского собрания
района;


8) подписывает протоколы заседаний и
другие документы Земского собрания района;


9) организует в Земском собрании
района прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;


10) в соответствии с
законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения
работников аппарата Земского собрания района, применяет меры
дисциплинарной, материальной и иной ответственности к работникам
аппарата, решает вопросы об их поощрении;


11) координирует деятельность
постоянных комиссий, депутатских групп;


12) открывает и закрывает расчетные
счета Земского собрания района в банках;


13) является распорядителем бюджетных
средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в бюджете
района на подготовку и проведение заседаний Земского собрания района,
работу аппарата и его содержание, и по другим расходам, связанным с
деятельностью Земского собрания и депутатов;


14) осуществляет иные полномочия в
соответствии с Регламентом Земского собрания района.




Статья 23.
Заместитель председателя Земского собрания района




1. Из числа
депутатов Земского собрания района на срок его полномочий тайным
голосованием избирается заместитель председателя Земского собрания
района.


2. Порядок избрания заместителя
председателя Земского собрания района аналогичен порядку избрания
председателя Земского собрания района.


3. Заместитель председателя Земского
собрания района исполняет обязанности председателя Земского собрания
района в случае его отсутствия, невозможности осуществления им своих
полномочий, досрочного прекращения полномочий либо по его поручению.




Статья 24. Заседания
Земского собрания района




1. Первое заседание
вновь избранного Земского собрания района проводится не позднее чем
на двадцатый день после избрания. Созывает и готовит его председатель
Земского собрания района предыдущего созыва, а в его отсутствие -
заместитель председателя Земского собрания района предыдущего созыва.
Открывает и ведет первое заседание до избрания председателя Земского
собрания района старейший по возрасту депутат.


2. Земское собрание района решает
вопросы, отнесенные к его компетенции, на сессиях (заседаниях) -
одном или нескольких заседаниях Земского собрания района, посвященных
обсуждению единой повестки дня.


3. Очередные сессии созываются
председателем Земского собрания не реже одного раза в два месяца.
Внеочередные сессии созываются председателем Земского собрания района
по собственной инициативе, по инициативе главы местного
самоуправления района или по инициативе не менее одной трети
депутатов Земского собрания района.




Статья 25. Комитеты
и комиссии Земского собрания района




1. Из числа
депутатов Земского собрания района на срок его полномочий образуются
комитеты и комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки
вопросов, относящихся к ведению Земского собрания района.


2. Земское собрание района в целях
осуществления контроля вправе создавать временные комиссии, которые
могут быть образованы по предложению группы депутатов, численностью
не менее одной трети от установленного числа депутатов Земского
собрания района.


3. Количественный и персональный
состав комитетов и комиссий определяется на основании личных
заявлений депутатов и утверждается Земским собранием района.


4. Структура, порядок формирования,
полномочия и организация работы комитетов и комиссий определяются
Регламентом Земского собрания района.




Статья 26. Депутат
Земского собрания района




1. Депутатом
Земского собрания района может быть избран гражданин Российской
Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий
избирательным правом.


2. Депутату Земского собрания района
гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного
осуществления депутатских полномочий, защита его прав, чести и
достоинства.


При осуществлении своих полномочий
депутат руководствуется государственными интересами и интересами
муниципального образования, своей предвыборной программой, организует
свою работу в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и законами Нижегородской области, настоящим
Уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления района.


3. Депутаты Земского собрания района
избираются сроком на пять лет. Полномочия депутата начинаются со дня
его избрания и прекращаются со дня начала работы Земского собрания
района нового созыва.


4. Депутаты Земского собрания района
осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На
постоянной основе могут осуществлять свои полномочия не более десяти
процентов от установленного числа депутатов Земского собрания района.
За исполнение своих обязанностей депутат Земского собрания района,
работающий на постоянной основе, получает заработную плату из
районного бюджета, устанавливаемую решением Земского собрания района.


5. Депутат Земского собрания района
не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, депутатом Законодательного Собрания
Нижегородской области, занимать иные государственные должности
Российской Федерации, а также государственные должности
государственной службы и муниципальные должности муниципальной
службы.


6. Депутат, осуществляющий свою
деятельность на постоянной основе, не может состоять на иной
государственной или муниципальной службе, заниматься
предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности.


7. Депутаты информируют избирателей о
своей деятельности и отчитываются перед ними в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Земского собрания района.


8. Порядок и основания прекращения
полномочий депутатов Земского собрания района определяются настоящим
Уставом в соответствии с федеральным законодательством.




Статья 27. Досрочное
прекращение полномочий депутата Земского собрания района




Депутат Земского
собрания района досрочно прекращает свои полномочия в случае:


1) смерти;


2) отставки по собственному желанию;


3) признания судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;


4) признания судом безвестно
отсутствующим или объявления умершим;


5) вступления в отношении его в
законную силу обвинительного приговора суда;


6) выезда за пределы Российской
Федерации на постоянное место жительства;


7) прекращения гражданства Российской
Федерации, прекращения гражданства иностранного государства -
участника международного договора Российской Федерации, в
соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть
избранным в органы местного самоуправления;


8) отзыва избирателями;


9) досрочного прекращения полномочий
Земского собрания района;


10) призыва на военную службу или
направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу в
случае осуществления своих полномочий на непостоянной основе;


11) в иных случаях, установленных
федеральным законодательством.




Статья 28. Глава
местного самоуправления района




1. Глава местного
самоуправления Лысковского муниципального района (глава местного
самоуправления района) является высшим должностным лицом района и
наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению
вопросов местного значения.


2. Главой местного самоуправления
района может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на
день голосования 21 года и обладающий избирательным правом.


3. Главе местного самоуправления
района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного
осуществления им своих полномочий, защита его прав, чести и
достоинства.


При осуществлении своих полномочий
глава местного самоуправления района должен руководствоваться
государственными интересами и интересами района, своей предвыборной
программой, организовывать свою работу в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и законами Нижегородской
области, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления района.


4. Глава местного самоуправления
района избирается населением и возглавляет администрацию района.


5. Полномочия главы местного
самоуправления района определяются настоящим Уставом в соответствии с
федеральными законами и законами Нижегородской области и начинаются
со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в
должность вновь избранного главы местного самоуправления района.


6. Глава местного самоуправления
района в пределах своих полномочий, установленных федеральными
законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом и
решениями Земского собрания района, подписывает постановления и
издает распоряжения по вопросам местного значения, а также
распоряжения по вопросам организации деятельности администрации
района.


7. Акты главы местного самоуправления
района, носящие нормативный характер, издаются в форме постановлений,
акты главы местного самоуправления района по вопросам организации
деятельности администрации района - в форме распоряжений.


8. Глава местного самоуправления
района не может быть депутатом Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, депутатом Законодательного Собрания
Нижегородской области, занимать иные государственные должности
Российской Федерации, государственные должности Нижегородской
области, а также государственные должности государственной службы и
муниципальные должности муниципальной службы.


9. Глава местного самоуправления
района не может состоять на иной государственной или муниципальной
службе, заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой
деятельности.


10. Глава местного самоуправления
района в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и
Земскому собранию района.




Статья 29.
Полномочия главы местного самоуправления района




Глава местного
самоуправления района осуществляет следующие полномочия:


1) представляет район в отношениях с
органами местного самоуправления других муниципальных образований,
органами государственной власти, гражданами и организациями, без
доверенности действует от имени района;


2) подписывает и обнародует в
порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты,
принятые Земским собранием района;


3) издает в пределах своих полномочий
правовые акты;


4) вправе требовать созыва
внеочередного заседания Земского собрания района;


5) осуществляет общее руководство
деятельностью администрации района;


6) заключает от имени администрации
района договоры в пределах своей компетенции;


7) разрабатывает и представляет на
утверждение Земского собрания района структуру администрации района
(систему отраслевых органов администрации);


8) формирует аппарат администрации
района;


9) утверждает положения о структурных
подразделениях администрации района, а также отраслевых и
территориальных органах администрации, не наделенных статусом
юридического лица;


10) утверждает уставы муниципальных
предприятий и учреждений по согласованию с Земским собранием района;


11) осуществляет функции
распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета района;


12) разрабатывает и вносит в Земское
собрание района на утверждение проект бюджета района, планы и
программы социально-экономического развития района, а также отчеты об
их исполнении;


13) назначает на должность и
освобождает от должности заместителей главы администрации района,
руководителей структурных подразделений администрации района,
отраслевых и территориальных органов администрации района;


14) назначает и освобождает от
должности руководителей муниципальных учреждений района;


15) обладает правом внесения в
Земское собрание района проектов решений района;


16) вносит на рассмотрение Земского
собрания района изменения в Устав района;


17) проводит личный прием граждан не
реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и
жалобы, принимает по ним решения в пределах своих полномочий;


18) иные полномочия в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством Нижегородской
области.




Статья 30. Досрочное
прекращение полномочий главы местного самоуправления района




Полномочия главы
местного самоуправления района прекращаются досрочно в случае:


1) смерти;


2) отставки по собственному желанию;


3) отрешения от должности правовым
актом Губернатора Нижегородской области в порядке и в случаях,
предусмотренных федеральным законодательством;


4) признания судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;


5) признания судом безвестно
отсутствующим или объявления умершим;


6) вступления в отношении его в
законную силу обвинительного приговора суда;


7) выезда за пределы Российской
Федерации на постоянное место жительства;


8) прекращения гражданства Российской
Федерации, прекращения гражданства иностранного государства -
участника международного договора Российской Федерации, в
соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть
избранным в органы местного самоуправления;


9) отзыва избирателями;


10) установленной в судебном порядке
стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия
главы местного самоуправления района;


11) в иных случаях, установленных
федеральным законодательством.


В случае досрочного прекращения
полномочий главы местного самоуправления района администрацию района
до вступления в должность вновь избранного главы местного
самоуправления района возглавляет первый заместитель главы
администрации района. В этом случае ему предоставляется право
подписания и обнародования в порядке, установленном настоящим
Уставом, нормативных правовых актов, принятых Земским собранием
района.




Статья 31.
Администрация района




1. Администрация
Лысковского муниципального района (администрация района) -
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования,
наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов
местного значения и отдельными полномочиями, переданными ему
федеральными законами и законами Нижегородской области.


2. Администрация района осуществляет
свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами
Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Нижегородской области, настоящим Уставом, а также
нормативными правовыми актами Земского собрания района.


3. Администрация района обладает
правами юридического лица.


4. Наименования "Администрация
Лысковского муниципального района" и "Администрация района"
равнозначны.




Статья 32. Структура
администрации района




1. Администрация
района формируется главой местного самоуправления района в
соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области
и настоящим Уставом.


2. Администрация района осуществляет
исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на
исполнение решений Земского собрания района, правовых актов главы
местного самоуправления района и актов органов государственной
власти, принятых в пределах их компетенции.


3. Структура администрации района
утверждается Земским собранием района по представлению главы местного
самоуправления района.


4. В структуру администрации района
могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы
администрации района.


5. Расходы на обеспечение
деятельности администрации района и ее органов предусматриваются в
бюджете района отдельной строкой.




Статья 33.
Полномочия администрации района




К полномочиям
администрации района относится:


1. Обеспечение исполнения полномочий
органов местного самоуправления района по решению вопросов местного
значения района в соответствии с федеральными законами, нормативными
правовыми актами Земского собрания района, постановлениями и
распоряжениями главы администрации района:


1) формирование, утверждение,
исполнение бюджета района, контроль за его исполнением;


2) установление, изменение и отмена
местных налогов;


3) владение, пользование и
распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности
района;


4) организация в границах района
электро- и газоснабжения поселений;


5) содержание и строительство
автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами,
мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ
населенных пунктов в границах района, за исключением автомобильных
дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных
сооружений федерального и областного значения;


6) создание условий для
предоставления транспортных услуг населению и организация
транспортного обслуживания населения между поселениями в границах
района;


7) участие в предупреждении и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района;


8) организация охраны общественного
порядка на территории района муниципальной милицией;


9) организация мероприятий
межпоселенческого характера по охране окружающей среды;


10) организация и осуществление
экологического контроля объектов производственного и социального
назначения на территории района, за исключением объектов,
экологический контроль которых осуществляют федеральные органы
государственной власти;


11) организация предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным
программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению
образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов
государственной власти Нижегородской области; организация
предоставления дополнительного образования и общедоступного
бесплатного дошкольного образования на территории района, а также
организация отдыха детей в каникулярное время;


12) организация оказания на
территории района скорой медицинской помощи (за исключением
санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в
амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской
помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;


13) опека и попечительство;


14) организация утилизации и
переработки бытовых и промышленных отходов;


15) утверждение схем территориального
планирования района, утверждение подготовленной на основе схемы
территориального планирования района документации по планировке
территории, ведение информационной системы обеспечения
градостроительной деятельности, осуществляемой на территории района,
резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных
участков в границах района для муниципальных нужд;


16) формирование и содержание
муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;


17) содержание на территории района
межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;


18) создание условий для обеспечения
поселений, входящих в состав района, услугами связи, общественного
питания, торговли и бытового обслуживания;


19) организация библиотечного
обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного
коллектора);


20) выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности поселений, входящих в состав района, за счет средств
местного бюджета района;


21) организация и осуществление
мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории
района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


22) создание, развитие и обеспечение
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного
значения на территории района;


23) осуществление мероприятий по
обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и
здоровья.


2. Иные полномочия в соответствии с
федеральными законами и законами Нижегородской области.




Статья 34.
Контрольно-счетная комиссия района




1. Для реализации
своих контрольных полномочий Земское собрание района принимает
решение о создании контрольного органа - контрольно-счетной комиссии
района. Положение о контрольно-счетной комиссии района утверждается
Земским собранием района.


2. Контрольно-счетная комиссия района
образуется в целях контроля за исполнением бюджета района,
соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта
бюджета района, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за
соблюдением установленного порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в муниципальной собственности.


3. Контрольно-счетная комиссия района
формируется Земским собранием в количестве трех - пяти человек на
срок его полномочий.


4. Контрольно-счетную комиссию района
возглавляет председатель контрольно-счетной комиссии района,
избираемый членами комиссии из своего состава. Порядок работы
контрольно-счетной комиссии района и ее полномочия определяются
Положением о контрольно-счетной комиссии района, утверждаемым Земским
собранием района.


5. Руководитель контрольно-счетной
комиссии района назначается на должность и освобождается от должности
правовым актом Земского собрания и осуществляет свои полномочия в
соответствии с Положением о контрольно-счетной комиссии района.


6. Результаты проверок,
осуществляемых контрольно-счетной комиссией района, подлежат
опубликованию в районной газете.


7. Органы местного самоуправления
района и должностные лица органов местного самоуправления района
обязаны представлять в контрольно-счетную комиссию района по ее
требованию необходимую информацию и документы по вопросам,
относящимся к их компетенции.


8. Контрольно-счетная комиссия района
обладает правами юридического лица.




Статья 35.
Избирательная комиссия района




1. Избирательная
комиссия района организует подготовку и проведение муниципальных
выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата
Земского собрания района, главы местного самоуправления района,
голосования по вопросам изменения границ района, преобразования
района.


2. Избирательная комиссия района
формируется Земским собранием района.


3. Избирательная комиссия района
имеет статус юридического лица.


4. Избирательная комиссия района
формируется в составе 9 членов комиссии с правом решающего голоса.




Статья 36.
Взаимоотношения органов местного самоуправления района с органами
местного самоуправления поселений, входящих в его состав




1. Органы местного
самоуправления поселений, входящих в состав района, вправе направлять
обращения в Земское собрание района, администрацию района и
контрольно-счетную комиссию района.


2. Обращения, направленные в Земское
собрание района, должны быть рассмотрены на очередном заседании в
случае, если обращение поступило не позднее чем за 14 дней до его
проведения.


3. На обращения, направленные в
администрацию района и контрольно-счетную комиссию района,
уполномоченными на то должностными лицами в течение одного месяца
должен быть представлен ответ по существу.




Статья 37.
Муниципальная служба




Правовое
регулирование прохождения муниципальной службы в органах местного
самоуправления района осуществляется нормативными правовыми актами
Земского собрания района и администрации района в соответствии с
федеральными законами, законами Нижегородской области.




Глава V.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РАЙОНА




Статья 38.
Муниципальные правовые акты района




1. По вопросам
местного значения населением района непосредственно, органами
местного самоуправления района и должностными лицами органов местного
самоуправления района принимаются муниципальные правовые акты.


2. В систему муниципальных правовых
актов района входят:


1) Устав района;


2) правовые акты, принятые на местном
референдуме;


3) решения Земского собрания района;


4) постановления и распоряжения главы
местного самоуправления района.


3. Иные должностные лица местного
самоуправления района издают распоряжения и приказы по вопросам,
отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.


4. Правом внесения в Земское собрание
района проектов решений обладают депутаты Земского собрания района,
глава местного самоуправления района, глава администрации района,
органы территориального общественного самоуправления района,
инициативные группы граждан в количестве не менее трех процентов от
жителей района.


5. Порядок внесения проектов решений
в Земское собрание района либо в администрацию района, перечень и
форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным
правовым актом Земского собрания района или главы местного
самоуправления района, на рассмотрение которых вносятся указанные
проекты.


6. Нормативные правовые акты Земского
собрания района, предусматривающие установление, изменение и отмену
местных налогов, осуществление расходов из средств местного бюджета,
могут быть внесены на рассмотрение Земского собрания района только по
инициативе главы местного самоуправления района.


7. Нормативные правовые акты Земского
собрания района о налогах вступают в силу в соответствии с Налоговым
кодексом Российской Федерации.




Статья 39. Порядок
принятия устава района, внесения изменений в настоящий Устав




1. Предложения о
внесении изменений в Устав района могут вноситься главой местного
самоуправления района, депутатами Земского собрания района, главой
администрации района, органами территориального общественного
самоуправления района, гражданами.


2. Изменения в Устав района
принимаются нормативным правовым актом Земского собрания района.


3. Проект устава района, проект
муниципального правового акта о внесении изменений в Устав не позднее
чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава района,
внесении изменений в настоящий Устав подлежат официальному
опубликованию с одновременным опубликованием установленного Земским
собранием района порядка учета предложений по проекту указанного
устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также
порядка участия граждан в его обсуждении.


4. После опубликования не более чем
через 15 дней проект муниципального правового акта о внесении
изменений и дополнений в настоящий Устав выносится на публичные
слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию.


5. Решение о внесении изменений в
Устав района считается принятым, если за него проголосовало не менее
двух третей от установленного числа депутатов Земского собрания
района.


6. Устав района, муниципальный
правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав
подлежат государственной регистрации в порядке, установленном
федеральным законом.


7. Устав района, муниципальный
правовой акт о внесении изменений в настоящий Устав подлежат
официальному опубликованию после их государственной регистрации и
вступают в силу после их официального опубликования.




Статья 40. Порядок
принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов




1. Земское собрание
района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными
законами, законами Нижегородской области, настоящим Уставом,
принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для
исполнения на территории района, а также решения по вопросам
организации деятельности Земского собрания района.


2. Решения Земского собрания района
принимаются большинством голосов от числа депутатов на заседании
Земского собрания района открытым или тайным голосованием.


Иные решения Земского собрания района
принимаются в порядке, установленном Регламентом Земского собрания
района.


3. Решения по вопросам организации
деятельности Земского собрания района принимаются Земским собранием
района и подписываются председателем Земского собрания района в
соответствии с Регламентом Земского собрания района.


4. Принятые Земским собранием района
нормативные правовые акты направляются главе местного самоуправления
района для подписания и обнародования. Глава местного самоуправления
района в течение пяти дней подписывает нормативные правовые акты.


5. Глава местного самоуправления
района имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый
Земским собранием района. В этом случае указанный нормативный
правовой акт в течение десяти дней возвращается в Земское собрание
района с мотивированным обоснованием причин его отклонения либо с
предложениями о внесении в него изменений. Если глава местного
самоуправления района отклонит нормативный правовой акт, он вновь
рассматривается Земским собранием района. Если при повторном
рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее
принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной
численности депутатов Земского собрания района, он подлежит
подписанию главой местного самоуправления района в течение семи дней
и обнародованию.


6. Муниципальные правовые акты района
вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом.


7. Муниципальные правовые акты района
не имеют обратной силы и вступают в действие со дня их принятия
(издания) либо со дня, указанного в самом акте.


8. Муниципальные правовые акты
района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию),
вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).


9. Опубликование указанных правовых
актов осуществляется путем их печати в районной газете "Приволжская
правда" либо в ее специальном приложении.


10. В случае невозможности публикации
указанных правовых актов по причинам, не зависящим от органов
местного самоуправления района, данные правовые акты должны быть
обнародованы путем их размещения в специально отведенных местах, на
информационных стендах, в фойе здания администрации района, в местах
массового скопления граждан (магазины, остановки общественного
транспорта).


11. Срок, по истечении которого
правовые акты считаются обнародованными и вступают в законную силу,
составляет 3 (три) дня с момента их размещения согласно п. 10
настоящей статьи.


12. Муниципальные правовые акты
района могут быть отменены или их действие может быть приостановлено
органами местного самоуправления района и должностными лицами органов
местного самоуправления района, принявшими (издавшими)
соответствующий муниципальный правовой акт, а также решением суда
могут быть признаны недействующими.




Глава VI.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО


САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА




Статья 41.
Экономическая основа местного самоуправления района




Экономическую основу
местного самоуправления района составляют находящееся в муниципальной
собственности района имущество, средства бюджета района, а также
имущественные права района.




Статья 42.
Муниципальное имущество




1. В собственности
района находится:


1) имущество, предназначенное для
решения вопросов местного значения, установленных статьей 4
настоящего Устава;


2) имущество, предназначенное для
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления района в случаях, установленных
федеральными законами и законами области;


3) имущество, предназначенное для
обеспечения деятельности органов местного самоуправления района и
должностных лиц органов местного самоуправления района, муниципальных
служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в
соответствии с нормативными правовыми актами Земского собрания
района.


2. Особенности возникновения,
осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а
также порядок учета муниципального имущества устанавливаются
федеральным законом.




Статья 43. Владение,
пользование и распоряжение муниципальным имуществом




1. Органы местного
самоуправления района самостоятельно владеют, пользуются и
распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции
Российской Федерации, федеральным законам и принимаемым в
соответствии с ними нормативным правовым актам органов местного
самоуправления района.


2. Органы местного самоуправления
района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в
постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам
государственной власти и органам местного самоуправления иных
муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в
соответствии с федеральными законами.


3. Порядок управления и распоряжения
объектами муниципальной собственности определяется нормативными
правовыми актами Земского собрания района.


4. Земское собрание района принимает
решение о создании органа администрации района по управлению
имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами
муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет
льготы по использованию объектов муниципальной собственности.




Статья 44. Порядок и
условия приватизации муниципальной собственности




1. Земское собрание
района устанавливает порядок принятия решений об условиях
приватизации муниципального имущества, принимает решения о
приватизации объектов муниципальной собственности на территории
района, принимает решения о распределении денежных средств,
полученных в результате приватизации муниципального имущества в
соответствии с действующим законодательством о приватизации.


2. Доходы от использования и
приватизации муниципального имущества поступают в бюджет района.




Статья 45. Отношения
органов местного самоуправления района с предприятиями и
учреждениями, находящимися в муниципальной собственности района




1. Решения о
создании, преобразовании и ликвидации муниципальных предприятий и
учреждений принимаются администрацией района в порядке, установленном
Земским собранием района.


2. Органы местного самоуправления
района определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных
предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на
должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий
и учреждений, не реже одного раза в год заслушивают отчеты об их
деятельности.




Статья 46. Бюджет
района




1. Район имеет
собственный бюджет (бюджет района).


2. Бюджет района и свод бюджетов
поселений, входящих в состав района, составляют консолидированный
бюджет района.


3. Органы местного самоуправления
района обеспечивают сбалансированность бюджета района и соблюдение
установленных федеральными законами требований к регулированию
бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам
дефицита бюджета района, уровню и составу муниципального долга,
исполнению бюджетных и долговых обязательств района.


4. Бюджет района разрабатывается
администрацией района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", а также
законами Нижегородской области и утверждается в форме нормативного
правового акта Земского собрания района.


5. Порядок и сроки разработки проекта
бюджета района, а также перечень документов и материалов,
обязательных для представления с проектом бюджета, определяются
Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в районе,
утверждаемым Земским собранием района.


6. В бюджете района раздельно
предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий
органов местного самоуправления района по решению вопросов местного
значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления
органами местного самоуправления района отдельных государственных
полномочий, переданных им федеральными законами и законами
Нижегородской области, а также осуществляемые за счет указанных
доходов и субвенций соответствующие расходы бюджета района.


7. Проект бюджета района, решение об
утверждении бюджета района, годовой отчет о его исполнении,
ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета района и о
численности муниципальных служащих органов местного самоуправления
района и работников муниципальных учреждений района с указанием
фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному
опубликованию.


8. Управление и (или) распоряжение в
какой-либо форме Земским собранием района или отдельными депутатами
(группами депутатов) средствами бюджета района в процессе его
исполнения не допускаются, за исключением средств бюджета района,
направляемых на обеспечение деятельности Земского собрания района и
его депутатов.




Статья 47. Доходы
бюджета района




1. Доходы бюджета
района формируются за счет собственных доходов и отчислений от
федеральных и областных регулирующих налогов и сборов, других
доходов, в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в
соответствии с федеральным законодательством, законодательством
Нижегородской области, нормативными правовыми актами Земского
собрания района в распоряжение органов местного самоуправления
района.


2. В доход бюджета района
зачисляются:


1) местные налоги;


2) отчисления от федеральных и
областных налогов и сборов в соответствии с нормативами,
установленными федеральными законами и законами Нижегородской
области;


3) доходы в виде безвозмездных
перечислений из бюджетов других уровней, включая дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности района, предоставляемые в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Нижегородской области;


4) иные средства финансовой помощи из
бюджетов других уровней для долевого финансирования инвестиционных
программ и проектов развития общественной инфраструктуры района;


5) часть прибыли муниципальных
предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления
иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решением
Земского собрания района, и часть доходов от оказания органами
местного самоуправления района и муниципальными учреждениями района
платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;


6) штрафы, установление которых в
соответствии с федеральным законом отнесено к полномочиям органов
местного самоуправления района;


7) доходы от имущества, находящегося
в муниципальной собственности;


8) доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов
местного самоуправления района;


9) средства самообложения граждан;


10) добровольные пожертвования;


11) иные источники доходов,
устанавливаемые Земским собранием района в соответствии с
федеральными законами, законами Нижегородской области и решениями
органов местного самоуправления.


3. В доходы бюджета района
зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами
местного самоуправления района отдельных государственных полномочий,
переданных им федеральными законами и законами области.




Статья 48. Средства
самообложения граждан




1. Под средствами
самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан,
осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в
абсолютной величине равным для всех жителей района, за исключением
отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать
тридцати процентов общего числа жителей района, для которых размер
платежей может быть уменьшен.


2. Вопросы введения и использования
средств самообложения граждан решаются на местном референдуме.




Статья 49. Расходы
бюджета района




1. Расходы бюджета
района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом
Российской Федерации.


2. Администрация района ведет реестр
расходных обязательств района в порядке, установленном решением
Земского собрания района, в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской Федерации.


3. Решением Земского собрания района
определяются размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих
свои полномочия на постоянной основе, главы местного самоуправления
района, устанавливаются муниципальные минимальные социальные
стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение
вопросов местного значения.


4. Размеры и условия оплаты труда
муниципальных служащих устанавливаются постановлением главы
администрации района.


5. Расходование средств бюджета
района осуществляется по направлениям согласно бюджетной
классификации и в пределах, установленных решением Земского собрания
района о бюджете района на очередной финансовый год.




Статья 50. Местные
налоги




Перечень местных
налогов и полномочия органов местного самоуправления района по их
установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством
Российской Федерации о налогах, а также решением Земского собрания
района.




Статья 51. Районный
фонд финансовой поддержки поселений, входящих в состав района




1. В целях
выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений формируется
районный фонд финансовой поддержки поселений. Порядок предоставления
поселениям, входящим в состав района, дотаций устанавливается законом
Нижегородской области в соответствии с требованиями Бюджетного
кодекса Российской Федерации исходя из уровня бюджетной
обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного
самоуправления поселений, входящих в состав района, осуществлять свои
полномочия по решению вопросов местного значения.


2. Распределение дотаций из районного
фонда финансовой поддержки поселений осуществляется между
поселениями, входящими в состав района, уровень расчетной бюджетной
обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве
критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений
данного района.


3. Распределение дотаций из районного
фонда финансовой поддержки поселений между поселениями утверждается
решением Земского собрания района о бюджете района на очередной
финансовый год.




Статья 52.
Муниципальный заказ района




1. Органы местного
самоуправления района и уполномоченные ими муниципальные учреждения
могут выступать заказчиками на выполнение работ на поставку товаров и
оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и
осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления района в порядке, установленном
законодательством.


2. Муниципальный заказ оплачивается
за счет средств бюджета района. Размещение муниципального заказа
осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда
размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса
котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки
товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.


3. Муниципальный заказ на текущий год
формируется в процессе формирования бюджета и является его
неотъемлемой частью. Порядок формирования, размещения, исполнения и
контроля за исполнением муниципального заказа определяется Положением
о муниципальном заказе, утверждаемым Земским собранием района, в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами Нижегородской области.




Статья 53. Порядок
финансирования отдельных государственных полномочий




1. Органам местного
самоуправления района на осуществление отдельных государственных
полномочий из областного фонда компенсаций предоставляются субвенции.


2. По решению Земского собрания
района органы местного самоуправления района имеют право
дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и
финансовые средства для осуществления переданных им отдельных
государственных полномочий.


3. Вопрос об использовании для
осуществления государственных полномочий собственных материальных
ресурсов и финансовых средств вносится на рассмотрение Земского
собрания района по предложению главы местного самоуправления района.




Статья 54.
Муниципальные заимствования и муниципальные гарантии




От имени
муниципального образования решение об осуществлении муниципальных
внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим
заемщикам для привлечения кредитов (займов) принимается
администрацией района по согласованию с Земским собранием района.




Статья 55. Участники
бюджетного процесса и исполнение бюджета района




1. В систему
органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке,
рассмотрению и утверждению бюджета района, исполнению бюджета,
осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета об
исполнении бюджета, входят:


1) глава местного самоуправления
района;


2) Земское собрание района;


3) администрация района;


4) контрольно-счетная комиссия
района.


2. Руководитель финансового органа
администрации района назначается на должность из числа лиц,
отвечающих необходимым квалификационным требованиям, установленным
Правительством Российской Федерации.


3. Исполнение бюджета района
производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации.


4. Кассовое обслуживание исполнения
бюджета района осуществляется в порядке, установленном Бюджетным
кодексом Российской Федерации.




Статья 56.
Рассмотрение и утверждение бюджета района




1. Глава
администрации района вносит проект нормативного правового акта о
бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение Земского собрания
района.


2. Порядок рассмотрения проекта
бюджета района, утверждения и исполнения бюджета, осуществления
контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении
бюджета района устанавливается Положением о бюджетном устройстве и
бюджетном процессе в районе, утверждаемым Земским собранием района.




Глава VII.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 57.
Ответственность органов местного самоуправления района и должностных
лиц местного самоуправления района




Органы местного
самоуправления района и должностные лица местного самоуправления
района несут ответственность перед населением района, государством,
физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральным
законами.




Статья 58.
Ответственность депутатов, членов выборных органов местного
самоуправления района, главы местного самоуправления района




Население района
вправе отозвать депутатов Земского собрания района, членов выборных
органов местного самоуправления района и главу местного
самоуправления района в соответствии с действующим законодательством
и настоящим Уставом.




Статья 59.
Ответственность Земского собрания района перед государством




1. В случае если
соответствующим судом установлено, что Земским собранием района
принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам,
федеральным законам, Уставу и законам Нижегородской области,
настоящему Уставу, а Земское собрание района в течение трех месяцев
со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного
предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих
полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменило
соответствующий нормативный правовой акт, Губернатор Нижегородской
области в течение одного месяца после вступления в силу решения суда,
установившего факт неисполнения данного решения, вносит в
Законодательное Собрание Нижегородской области проект закона
Нижегородской области о роспуске Земского собрания района.


2. Полномочия Земского собрания
района прекращаются со дня вступления в силу закона Нижегородской
области о его роспуске.


3. Закон Нижегородской области может
быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления
в силу. Суд в соответствии с федеральным законом должен рассмотреть
жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее
подачи.




Статья 60.
Ответственность главы местного самоуправления района перед
государством




1. В соответствии с
федеральным законом Губернатор Нижегородской области издает правовой
акт об отрешении от должности главы местного самоуправления района в
случае:


1) издания главой местного
самоуправления района нормативного правового акта, противоречащего
Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным
законам, федеральным законам, Уставу и законам Нижегородской области,
настоящему Уставу, если такие противоречия установлены
соответствующим судом, а глава местного самоуправления района в
течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в
течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в
пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;


2) совершения главой местного
самоуправления района действий, в том числе издания им правового
акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и
свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной
целостности Российской Федерации, национальной безопасности
Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и
экономического пространства Российской Федерации, нецелевое
расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета
Нижегородской области, если это установлено соответствующим судом, а
глава местного самоуправления района не принял в пределах своих
полномочий мер по исполнению решения суда.


2. Срок, в течение которого
Губернатор Нижегородской области издает правовой акт об отрешении от
должности главы местного самоуправления района, не может быть менее
одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда,
необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шести
месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.


3. Глава местного самоуправления
района, в отношении которого Губернатором Нижегородской области был
издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать
данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его
официального опубликования. В соответствии с федеральным законом суд
должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10
дней со дня ее подачи.




Статья 61.
Ответственность органов местного самоуправления района и должностных
лиц местного самоуправления района перед физическими и юридическими
лицами




Ответственность
органов местного самоуправления района и должностных лиц местного
самоуправления района перед физическими и юридическими лицами
наступает в порядке, установленном федеральными законами.




Статья 62.
Вступление в силу настоящего Устава








-->
примечание.


Видимо, имеется в виду Федеральный
закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации
уставов муниципальных образований".






1. Настоящий Устав
подлежит государственной регистрации в порядке, установленном
Федеральным законом.


2. Настоящий Устав вступает в силу
после его государственной регистрации и официального опубликования
(обнародования).




Статья 63. Признание
утратившими силу отдельных нормативных правовых актов




С момента вступления
в силу настоящего Устава признать утратившими силу:


- решение Земского собрания от
14.08.1996 № 155;


- решение Земского собрания от
21.02.2001 № 36;


- решение Земского собрания от
13.09.2001 № 119;


- решение Земского собрания от
20.12.2001 № 162;


- решение Земского собрания от
23.06.2004 № 432.




Председатель Земского
собрания


Д.Н.СЕДОВ




Глава местного
самоуправления


Н.Ю.СЕРГЕЙЧЕВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru