| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Борского района от 28.01.2005 № 1
"О ПРИНЯТИИ РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ "КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Борская правда", N
26(13322), 26.02.2005
["Деловой вестник", № 2,
26.02.2005]
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
БОРСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2005 г. № 1
О ПРИНЯТИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ "КЛЮЧИ
К ЭКОЛОГИИ"
С целью создания
условий, соответствующих развитию экологического образования
школьников, оформлению экологического мировоззрения, экологической
культуры детей Земское собрание постановляет:
принять районную программу
экологического образования школьников "Ключи к экологии".
Зам. председателя
собрания
М.М.СЕРАФИМОВ
Глава местного
самоуправления
В.А.ИВАНОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Борского района
от 28.01.2005 № 1
РАЙОННАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ "КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ"
-
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОГРАММЫ
Полное
название Программы
|
Районная программа
экологического образования школьников "Ключи к экологии" |
Заказчик Программы
|
Администрация Борского района
|
Основной
разработчик Программы
|
Управление народного
образования
|
Цели Программы
|
Создание условий,
способствующих развитию экологического образования
школьников, формированию
экологического мировоззрения, экологической культуры детей
|
Задачи
|
Объединение позитивного
творческого опыта работы детских объединений
экологической направленности.
Привлечение школьников к социально значимой
природоохранной деятельности через организацию экологических
акций
|
Сроки реализации
|
2004 - 2007 гг.
|
Исполнители
основных мероприятий Программы
|
Управление народного
образования Образовательные учреждения Борское
отделение общества охраны природы Борский районный отдел по
экологическому контролю
Борские лесхозы Борское
информационное агентство Отдел культуры
МУП "Благоустройство"
|
Объем и
источник финансирования
|
2005 г. - 102000 руб. (местный
бюджет) 2006 г. - 91000 руб. (местный бюджет) 2007 г.
- 86000 руб. (местный бюджет)
|
Ожидаемые
результаты реализации Программы
|
Расширение информационного
пространства экологических проблемах, способах и путях их
решения Совершенствование
навыков природоохранной деятельности учащихся
Распространение новых форм и методов организации
детского экологического движения в районе
Формирование сети детских и педагогических
коллективов, задействованных в проектах
экологической направленности
|
Контроль за
исполнением Программы
|
Администрация Борского района
|
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатое столетие
явилось периодом бурного развития научно-технического прогресса.
Началось продолжающееся до настоящего времени интенсивное освоение
космоса, глубин Мирового океана, атомной энергии, что неминуемо
привело к росту антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
Эффективное решение экологических проблем связано не только с
внедрением в производство энерго- и ресурсосберегающих технологий, но
и с процессом воспитания нового экологического мышления человека.
Особенно это актуально в России, где в период экономических реформ
приоритет получают материальные ценности в противовес ценностям
духовным, к числу которых можно отнести отношение к природе.
По мнению академика Г.А. Ягодина,
цель экологического воспитания и образования - "научить каждого
человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать
себя ее частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит
ущерб и себе". Наиболее эффективно развитие экологической
культуры в молодом поколении. Экскурсии, летние экологические лагеря,
практическое участие в созидательной деятельности экологического
характера закрепляют, расширяют и активизируют знания, полученные в
школе, способствуют приобретению практических навыков общения с живой
природой.
Целью представленной Программы
является создание условий, способствующих развитию экологического
образования школьников, формированию экологического мировоззрения,
экологической культуры детей. Программа реализуется через решение
задач:
- объединение позитивного творческого
опыта работы детских объединений экологической направленности;
- привлечение школьников к социально
значимой природоохранной деятельности через организацию экологических
акций;
- обучение школьников умению
принимать экологически грамотные решения в области
природопользования.
Данная Программа позволяет
систематизировать различные направления экологической работы в рамках
районного образовательного пространства. Программа строится по трем
направлениям:
- практическая природоохранная
деятельность;
- расширение теоретических
представлений учащихся по основам экологии;
- массовая
агитационно-просветительская деятельность.
Для расширения сети детских
экологических объединений предполагается проведение ежегодного
районного экологического смотра-конкурса "Охранять природу -
значит охранять Родину". Он включает в себя ряд проектов. Формы
реализации проектов самые разнообразные: природоохранные акции,
профильные экологические смены детских оздоровительных лагерей на
базе учреждений дополнительного образования детей, создание эталонных
экологических троп, экологические конкурсы, конференции, викторины,
олимпиады.
Предполагаемые результаты реализации
Программы:
- расширение информационного
пространства об экологических проблемах, способах и путях их решения;
- совершенствование навыков
природоохранной деятельности учащихся;
- распространение новых форм и
методов организации детского экологического движения в районе;
- формирование сети детских и
педагогических коллективов, задействованных в проектах экологической
направленности.
-
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап -
подготовительный (апрель - октябрь 2004 г. - сентябрь 2005 г.):
- разработка программы экологического
образования школьников Борского района;
- обсуждение Программы на совете
руководителей образовательных учреждений;
- рассмотрение и утверждение
Программы на заседании Земского собрания Борского района;
- организация и проведение совещания
для педагогических работников с целью ознакомления с Программой;
- мотивация к деятельности всех
участников Программы.
2 этап - основной (сентябрь 2005 г. -
декабрь 2006 г.):
- реализация комплекса мероприятий
районной программы "Ключи к экологии";
- подведение промежуточных итогов,
анализ результатов, коррекция Программы.
3 этап - итоговый (январь - май 2007
г.):
- подведение итогов деятельности,
проведение рефлексивного анализа реализации Программы;
- проведение анализа выполнения
образовательных программ детских объединений;
- постановка перспективных целей и
задач на новый период.
-
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы
будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного,
кадрового, научно-методического, материально-технического,
организационного, информационного обеспечения.
1. Нормативное
обеспечение
Мероприятия
|
Исполнитель
|
Сроки
|
1. Утверждение
районной программы экологического образования "Ключи
к экологии"
|
Земское
собрание Борского района
|
2004 г.
|
2. Разработка
положения ежегодного смотра-конкурса "Охранять
природу - значит охранять Родину"
|
Управление
народного образования (далее - УНО), Центр
детско- юношеского туризма и экскурсий (далее
- ЦДЮТЭ), информационно- диагностический центр (далее
- ИДЦ), Борское отделение Всероссийского общества охраны
природы
|
Октябрь - ноябрь 2004
г.
|
3. Разработка положения
об эколого-просветительском центре на базе ЦДЮТЭ
|
УНО, ЦДЮТЭ
|
Октябрь - ноябрь 2004
г.
|
4. Разработка положения
о координационном совете по реализации
программы экологического образования "Ключи к
экологии"
|
УНО, ЦДЮТЭ
|
Октябрь - ноябрь 2004
г.
|
5. Разработка
положений конкурсов, акций и т.д. в рамках
смотра-конкурса "Охранять природу - значит охранять
Родину"
|
УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское отделение Всероссийского общества охраны природы
|
2004 - 2007 гг.
|
6. Составление плана работы по
экологическому образованию в
рамках воспитательной концепции района
|
УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское отделение Всероссийского общества охраны природы
|
Ежегодно
|
2. Работа с
руководящими и педагогическими кадрами
Мероприятия
|
Исполнитель
|
Сроки
|
1. Создание
координационного совета по реализации программы
"Ключи к экологии" |
УНО, ЦДЮТЭ
|
2005 г.
|
2. Проведение
инструктивных совещаний для директоров и заместителей
директоров образовательных учреждений, работников
учреждений культуры по реализации районной программы
"Ключи к экологии"
|
ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское отделение Всероссийского общества охраны
природы, отдел культуры
|
Ежегодно
|
3. Создание
творческой группы педагогов по экологическому
образованию детей
|
ИДЦ
|
Октябрь 2004 г.
|
4. Организация
семинаров- практикумов для педагогов, работников
учреждений культуры по вопросам экологического
воспитания: - "Инновационные формы деятельности.
Обсуждение перспектив общей деятельности
- "Дружите домами". Подведение
итогов работы за год
|
ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское отделение Всероссийского общества охраны
природы, Борский районный отдел по
экологическому контролю, отдел культуры |
Два раза в год в течение
2004 - 2007 гг.
|
5. Курсовая
подготовка педагогов по экологическому направлению в
Нижегородском институте развития образования
|
ИДЦ
|
По плану УНО на 2005 -
2007 гг.
|
6. Установление
деловых контактов с потенциальными партнерами и спонсорами
|
Координационный совет
|
2004 - 2007 гг.
|
3.
Научно-методическое обеспечение
Мероприятия
|
Исполнитель
|
Сроки
|
1. Изучение передового опыта по
экологическому образованию,
создание информационного банка экологических
программ и учебно-методического комплекса по
экологии
|
ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борский краеведческий музей
|
2004 - 2006 гг.
|
2. Разработка
методического материала для проведения семинаров
педагогических работников по проблемам экологии
|
ЦДЮТЭ
|
2004 - 2007 гг.
|
3. Разработка
эталонных экологических троп по территории г. Бор и
района
|
ЦДЮТЭ, ЦВР
"Алиса", Рустайская СОШ
|
2005 - 2007 гг.
|
4. Разработка
и распространение методических рекомендаций для
проведения экологических экскурсий, полевых исследований
|
ЦДЮТЭ, Борское
отделение Всероссийского общества охраны природы,
Борский районный отдел по экологическому контролю
|
2005 - 2007 гг.
|
5. Организация
выставок научно-популярной литературы по экологии
|
Библиотеки района
|
Ежегодно
|
4.
Материально-техническое обеспечение
┌──────────────────────────────────────┬─────────────┬───────────┐
│ Мероприятия
│ Сумма │ Сроки │
├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│1. Создание эколого-
просветительского│ │ 2005 г. │
│центра на базе ЦДЮТЭ
│ │ │
├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│2. Приобретение
оборудования │ │ │
│эколого-просветительского
центра: │ │ │
│- ксерокс
│ 15000 руб. │ 2005 г. │
│- фотоаппарат
│ 2000 руб. │ 2005 г. │
│- видеомагнитофон
│ 4000 руб. │ 2007 г. │
│- видеокамера
│ 10000 руб. │ 2006 г. │
│ │ │
│
│Вспомогательные
материалы для│ 2000 руб. │ Ежегодно │
│множительной техники:
│ │ │
│- чернила, порошок
│ │ │
│- канцелярские товары
(бумага писчая,│ │ │
│бумага для ксерокса,
письменные│ │ │
│принадлежности)
│ │ │
│- фото- и
видеопринадлежности│ │ │
│(кассеты, пленка)
│ │ │
├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│3. Создание и
оборудование│ │ │
│экологической
лаборатории: │ │ │
│- приобретение
класс-│ │ │
│комплект-лаборатории для
экологических│ │ │
│исследований воды,
воздуха, почвы ЭХБ│ │ │
│(экология, химия,
биология): │ │ │
│- набор для учителя с
методическим│ 10000 руб. │ 2005 г. │
│руководством (1 шт.)
│ │ │
│- набор для обучающегося
с комплектом│ 15000 руб. │ 2005 г. │
│карт-инструкций (5 шт.)
│ │ │
│- набор для обучающегося
с комплектом│ 21000 руб. │ 2006 г. │
│карт-инструкций (7 шт.)
│ │ │
│- комплект-практикум
экологический КПЭ│ 22000 руб. │ 2007 г. │
├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│4. Создание и
обновление банка│ 1000 руб. │ Ежегодно │
│научно-методической
литературы │ │ │
├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│5. Премирование лучших
коллективов│ 45000 руб. │ Ежегодно │
│школ - участников
районного│ │ │
│экологического
смотра-конкурса│ │ │
│"Охранять природу
- значит охранять│ │ │
│Родину!":
│ │ │
│- 1 место - 20000 руб.
│ │ │
│- 2 место - 15000 руб.
│ │ │
│- 3 место - 10000 руб.
│ │ │
├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│6. Средства для
проведения районных│ 2000 руб. │ Ежегодно │
│праздников по экологии
│ │ │
├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤
│7. Средства для
проведения│ 10000 руб. │ Ежегодно │
│экологических
экскурсий для│ │ │
│победителей в
отдельных конкурсах│ │ │
│Программы
│ │ │
└──────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────┘
-
5. Организационное
обеспечение
-
┌─────────────────────────────┬──────────────────┬───────────────┐
│ Мероприятия
│Исполнитель │ Сроки │
├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤
│1. Планирование и
организация│УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,│ Ежегодно │
│смотра-конкурса
"Охранять│Борское отделение│ │
│природу - значит
охранять│Всероссийского │ │
│Родину"
│общества охраны│ │
│ │природы
│ │
├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤
│2. Организация
работы│ИДЦ, ЦДЮТЭ │ Сентябрь - │
│творческой группы
учителей по│ │октябрь 2004 г.│
│экологическому
образованию│ │ │
│детей
│ │ │
├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤
│3. Проведение
смотра-│УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,│ Ежегодно │
│конкурса "Охранять
природу -│Борское отделение│ │
│значит охранять
Родину"│Всероссийского │ │
│(приложение 1)
│общества охраны│ │
│3.1. Смотр-конкурс
"Школьный│природы, МУП│ Сентябрь │
│двор", посвященный
60-летию│"Благоустройство",│ │
│Победы (1 этап)
│государственный │ │
│3.2. Акция "День
защиты│природный │ Октябрь │
│животных"
│биосферный │ │
│3.3. Районная
олимпиада по│заповедник │ Ноябрь │
│экологии
│"Керженский", │ │
│3.4. Конкурс
природоохранных│Борский │ Ноябрь │
│проектов "Живи,
Земля!" │краеведческий │ │
│3.5. Конкурс
флористов│музей, │ Декабрь │
│"Новогоднее чудо"
│молодежный │ │
│3.6. Акция
"Ель-2005"│общественный совет│ Декабрь │
│(соцопрос)
│ │ │
│3.7. Операция
"Кормушка" в│ │ Январь
│
│рамках акции "Поможем
птицам"│ │ │
│3.8. Лекторий для
учащихся│ │ Февраль │
│"Экологические
проблемы│ │ │
│Нижегородской области"
│ │ │
│3.9. Акции:
│ │ │
│"Пластиковый змей"
│ │ Март │
│"День птиц"
│ │ │
│3.10. Операции:
|