Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Борского района от 28.01.2005 № 1


"О ПРИНЯТИИ РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ "КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ"


Официальная публикация в СМИ:


"Борская правда", N
26(13322), 26.02.2005


["Деловой вестник", № 2,
26.02.2005]









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
БОРСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 января 2005 г. № 1




О ПРИНЯТИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО


ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ "КЛЮЧИ
К ЭКОЛОГИИ"




С целью создания
условий, соответствующих развитию экологического образования
школьников, оформлению экологического мировоззрения, экологической
культуры детей Земское собрание постановляет:


принять районную программу
экологического образования школьников "Ключи к экологии".




Зам. председателя
собрания


М.М.СЕРАФИМОВ




Глава местного
самоуправления


В.А.ИВАНОВ












Утверждена


постановлением


Земского собрания


Борского района


от 28.01.2005 № 1




РАЙОННАЯ ПРОГРАММА


ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ "КЛЮЧИ К ЭКОЛОГИИ"






ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОГРАММЫ
















































Полное
название
Программы


Районная программа
экологического
образования школьников "Ключи к экологии"


Заказчик Программы


Администрация Борского района


Основной
разработчик
Программы


Управление народного
образования


Цели Программы


Создание условий,
способствующих развитию
экологического образования
школьников,
формированию
экологического
мировоззрения, экологической культуры
детей


Задачи


Объединение позитивного
творческого опыта
работы детских объединений
экологической
направленности.

Привлечение школьников к социально
значимой
природоохранной деятельности
через организацию экологических
акций


Сроки реализации


2004 - 2007 гг.


Исполнители
основных
мероприятий Программы


Управление народного
образования
Образовательные учреждения
Борское
отделение общества охраны природы
Борский районный отдел по
экологическому
контролю

Борские лесхозы
Борское
информационное агентство
Отдел культуры

МУП "Благоустройство"


Объем и
источник
финансирования


2005 г. - 102000 руб. (местный
бюджет)
2006 г. - 91000 руб. (местный бюджет)
2007 г.
- 86000 руб. (местный бюджет)


Ожидаемые
результаты
реализации Программы


Расширение информационного
пространства
экологических проблемах, способах и путях
их
решения
Совершенствование
навыков природоохранной
деятельности учащихся

Распространение новых форм и методов
организации
детского экологического
движения в районе

Формирование сети детских и
педагогических
коллективов,
задействованных в проектах
экологической
направленности


Контроль за
исполнением
Программы


Администрация Борского района






ВВЕДЕНИЕ




Двадцатое столетие
явилось периодом бурного развития научно-технического прогресса.
Началось продолжающееся до настоящего времени интенсивное освоение
космоса, глубин Мирового океана, атомной энергии, что неминуемо
привело к росту антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
Эффективное решение экологических проблем связано не только с
внедрением в производство энерго- и ресурсосберегающих технологий, но
и с процессом воспитания нового экологического мышления человека.
Особенно это актуально в России, где в период экономических реформ
приоритет получают материальные ценности в противовес ценностям
духовным, к числу которых можно отнести отношение к природе.


По мнению академика Г.А. Ягодина,
цель экологического воспитания и образования - "научить каждого
человека вести себя в соответствии с законами природы, чувствовать
себя ее частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит
ущерб и себе". Наиболее эффективно развитие экологической
культуры в молодом поколении. Экскурсии, летние экологические лагеря,
практическое участие в созидательной деятельности экологического
характера закрепляют, расширяют и активизируют знания, полученные в
школе, способствуют приобретению практических навыков общения с живой
природой.


Целью представленной Программы
является создание условий, способствующих развитию экологического
образования школьников, формированию экологического мировоззрения,
экологической культуры детей. Программа реализуется через решение
задач:


- объединение позитивного творческого
опыта работы детских объединений экологической направленности;


- привлечение школьников к социально
значимой природоохранной деятельности через организацию экологических
акций;


- обучение школьников умению
принимать экологически грамотные решения в области
природопользования.


Данная Программа позволяет
систематизировать различные направления экологической работы в рамках
районного образовательного пространства. Программа строится по трем
направлениям:


- практическая природоохранная
деятельность;


- расширение теоретических
представлений учащихся по основам экологии;


- массовая
агитационно-просветительская деятельность.


Для расширения сети детских
экологических объединений предполагается проведение ежегодного
районного экологического смотра-конкурса "Охранять природу -
значит охранять Родину". Он включает в себя ряд проектов. Формы
реализации проектов самые разнообразные: природоохранные акции,
профильные экологические смены детских оздоровительных лагерей на
базе учреждений дополнительного образования детей, создание эталонных
экологических троп, экологические конкурсы, конференции, викторины,
олимпиады.


Предполагаемые результаты реализации
Программы:


- расширение информационного
пространства об экологических проблемах, способах и путях их решения;


- совершенствование навыков
природоохранной деятельности учащихся;


- распространение новых форм и
методов организации детского экологического движения в районе;


- формирование сети детских и
педагогических коллективов, задействованных в проектах экологической
направленности.






ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




1 этап -
подготовительный (апрель - октябрь 2004 г. - сентябрь 2005 г.):


- разработка программы экологического
образования школьников Борского района;


- обсуждение Программы на совете
руководителей образовательных учреждений;


- рассмотрение и утверждение
Программы на заседании Земского собрания Борского района;


- организация и проведение совещания
для педагогических работников с целью ознакомления с Программой;


- мотивация к деятельности всех
участников Программы.


2 этап - основной (сентябрь 2005 г. -
декабрь 2006 г.):


- реализация комплекса мероприятий
районной программы "Ключи к экологии";


- подведение промежуточных итогов,
анализ результатов, коррекция Программы.


3 этап - итоговый (январь - май 2007
г.):


- подведение итогов деятельности,
проведение рефлексивного анализа реализации Программы;


- проведение анализа выполнения
образовательных программ детских объединений;


- постановка перспективных целей и
задач на новый период.






ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Реализация программы
будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного,
кадрового, научно-методического, материально-технического,
организационного, информационного обеспечения.




1. Нормативное
обеспечение












































Мероприятия


Исполнитель


Сроки


1. Утверждение
районной
программы экологического
образования "Ключи
к
экологии"


Земское
собрание
Борского района


2004 г.


2. Разработка
положения
ежегодного смотра-конкурса
"Охранять
природу - значит
охранять Родину"


Управление
народного
образования (далее -
УНО), Центр
детско-
юношеского туризма и
экскурсий (далее
-
ЦДЮТЭ), информационно-
диагностический центр
(далее
- ИДЦ), Борское
отделение Всероссийского
общества охраны
природы


Октябрь -
ноябрь
2004
г.


3. Разработка положения
об
эколого-просветительском
центре на базе ЦДЮТЭ


УНО, ЦДЮТЭ


Октябрь -
ноябрь
2004
г.


4. Разработка положения
о
координационном совете по
реализации
программы
экологического образования
"Ключи к
экологии"


УНО, ЦДЮТЭ


Октябрь -
ноябрь
2004
г.


5. Разработка
положений
конкурсов, акций и т.д. в
рамках
смотра-конкурса
"Охранять природу - значит
охранять
Родину"


УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское
отделение Всероссийского
общества охраны природы


2004 -
2007 гг.


6. Составление плана работы
по
экологическому
образованию в
рамках
воспитательной концепции
района


УНО, ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское
отделение Всероссийского
общества охраны природы


Ежегодно






2. Работа с
руководящими и педагогическими кадрами












































Мероприятия


Исполнитель


Сроки


1. Создание
координационного
совета по реализации
программы
"Ключи к экологии"


УНО, ЦДЮТЭ


2005 г.


2. Проведение
инструктивных
совещаний для директоров и
заместителей
директоров
образовательных учреждений,
работников
учреждений
культуры по реализации
районной программы
"Ключи к
экологии"


ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское
отделение Всероссийского
общества охраны
природы,
отдел культуры


Ежегодно


3. Создание
творческой
группы педагогов по
экологическому
образованию
детей


ИДЦ


Октябрь
2004 г.


4. Организация
семинаров-
практикумов для педагогов,
работников
учреждений
культуры по вопросам
экологического
воспитания:
- "Инновационные формы
деятельности.
Обсуждение
перспектив общей
деятельности

- "Дружите домами".
Подведение
итогов работы за
год


ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борское
отделение Всероссийского
общества охраны
природы,
Борский районный отдел
по
экологическому
контролю, отдел культуры


Два раза в
год в
течение

2004 -
2007 гг.


5. Курсовая
подготовка
педагогов по экологическому
направлению в
Нижегородском
институте развития
образования


ИДЦ


По плану
УНО на
2005 -

2007 гг.


6. Установление
деловых
контактов с потенциальными
партнерами и спонсорами


Координационный совет


2004 -
2007 гг.






3.
Научно-методическое обеспечение







































Мероприятия


Исполнитель


Сроки


1. Изучение передового опыта
по
экологическому
образованию,
создание
информационного банка
экологических
программ и
учебно-методического
комплекса по
экологии


ЦДЮТЭ, ИДЦ,
Борский
краеведческий музей


2004 -
2006 гг.


2. Разработка
методического
материала для проведения
семинаров
педагогических
работников по проблемам
экологии


ЦДЮТЭ


2004 -
2007 гг.


3. Разработка
эталонных
экологических троп по
территории г. Бор и
района


ЦДЮТЭ, ЦВР
"Алиса",
Рустайская СОШ


2005 -
2007 гг.


4. Разработка
и
распространение методических
рекомендаций для
проведения
экологических экскурсий,
полевых исследований


ЦДЮТЭ, Борское
отделение
Всероссийского общества
охраны природы,
Борский
районный отдел по
экологическому контролю


2005 -
2007 гг.


5. Организация
выставок
научно-популярной литературы
по экологии


Библиотеки района


Ежегодно






4.
Материально-техническое обеспечение




┌──────────────────────────────────────┬─────────────┬───────────┐


Мероприятия
│ Сумма │ Сроки │


├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤


1. Создание эколого-
просветительского│ │ 2005 г. │


центра на базе ЦДЮТЭ
│ │ │


├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤


2. Приобретение
оборудования │ │ │


эколого-просветительского
центра: │ │ │


- ксерокс
│ 15000 руб. │ 2005 г. │


- фотоаппарат
│ 2000 руб. │ 2005 г. │


- видеомагнитофон
│ 4000 руб. │ 2007 г. │


- видеокамера
│ 10000 руб. │ 2006 г. │


│ │ │


Вспомогательные
материалы для│ 2000 руб. │ Ежегодно │


множительной техники:
│ │ │


- чернила, порошок
│ │ │


- канцелярские товары
(бумага писчая,│ │ │


бумага для ксерокса,
письменные│ │ │


принадлежности)
│ │ │


- фото- и
видеопринадлежности│ │ │


(кассеты, пленка)
│ │ │


├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤


3. Создание и
оборудование│ │ │


экологической
лаборатории: │ │ │


- приобретение
класс-│ │ │


комплект-лаборатории для
экологических│ │ │


исследований воды,
воздуха, почвы ЭХБ│ │ │


(экология, химия,
биология): │ │ │


- набор для учителя с
методическим│ 10000 руб. │ 2005 г. │


руководством (1 шт.)
│ │ │


- набор для обучающегося
с комплектом│ 15000 руб. │ 2005 г. │


карт-инструкций (5 шт.)
│ │ │


- набор для обучающегося
с комплектом│ 21000 руб. │ 2006 г. │


карт-инструкций (7 шт.)
│ │ │


- комплект-практикум
экологический КПЭ│ 22000 руб. │ 2007 г. │


├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤


4. Создание и
обновление банка│ 1000 руб. │ Ежегодно │


научно-методической
литературы │ │ │


├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤


5. Премирование лучших
коллективов│ 45000 руб. │ Ежегодно │


школ - участников
районного│ │ │


экологического
смотра-конкурса│ │ │


"Охранять природу
- значит охранять│ │ │


Родину!":
│ │ │


- 1 место - 20000 руб.
│ │ │


- 2 место - 15000 руб.
│ │ │


- 3 место - 10000 руб.
│ │ │


├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤


6. Средства для
проведения районных│ 2000 руб. │ Ежегодно │


праздников по экологии
│ │ │


├──────────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┤


7. Средства для
проведения│ 10000 руб. │ Ежегодно │


экологических
экскурсий для│ │ │


победителей в
отдельных конкурсах│ │ │


Программы
│ │ │


└──────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────┘






5. Организационное
обеспечение






┌─────────────────────────────┬──────────────────┬───────────────┐


Мероприятия
│Исполнитель │ Сроки │


├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤


1. Планирование и
организация│УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,│ Ежегодно │


смотра-конкурса
"Охранять│Борское отделение│ │


природу - значит
охранять│Всероссийского │ │


Родину"
│общества охраны│ │


│ │природы
│ │


├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤


2. Организация
работы│ИДЦ, ЦДЮТЭ │ Сентябрь - │


творческой группы
учителей по│ │октябрь 2004 г.│


экологическому
образованию│ │ │


детей
│ │ │


├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤


3. Проведение
смотра-│УНО, ИДЦ, ЦДЮТЭ,│ Ежегодно │


конкурса "Охранять
природу -│Борское отделение│ │


значит охранять
Родину"│Всероссийского │ │


(приложение 1)
│общества охраны│ │


3.1. Смотр-конкурс
"Школьный│природы, МУП│ Сентябрь │


двор", посвященный
60-летию│"Благоустройство",│ │


Победы (1 этап)
│государственный │ │


3.2. Акция "День
защиты│природный │ Октябрь │


животных"
│биосферный │ │


3.3. Районная
олимпиада по│заповедник │ Ноябрь │


экологии
│"Керженский", │ │


3.4. Конкурс
природоохранных│Борский │ Ноябрь │


проектов "Живи,
Земля!" │краеведческий │ │


3.5. Конкурс
флористов│музей, │ Декабрь │


"Новогоднее чудо"
│молодежный │ │


3.6. Акция
"Ель-2005"│общественный совет│ Декабрь │


(соцопрос)
│ │ │


3.7. Операция
"Кормушка" в│ │ Январь


рамках акции "Поможем
птицам"│ │ │


3.8. Лекторий для
учащихся│ │ Февраль │


"Экологические
проблемы│ │ │


Нижегородской области"
│ │ │


3.9. Акции:
│ │ │


"Пластиковый змей"
│ │ Март │


"День птиц"
│ │ │


3.10. Операции:
│ │ │


"Первоцвет"
│ │ Апрель │


"Зеленые острова"
│ │ │


3.11. Акция "Марш
парков"│ │ │


3.12. Экологический
праздник│ │ │


"День Земли"
│ │ │


3.13. Районный
экологический│ │ │


слет
│ │ │


3.14. Смотр-конкурс
"Школьный│ │ Май │


двор", посвященный
60-летию│ │ │


Победы (2 этап)
│ │ │


3.15. Акция "Травы
жизни"│ │ │


3.16. Акция "Зеленый
наряд -│ │ Июнь │


родному городу"
│ │ │





-->
примечание.

Нумерация пунктов дана
в соответствии с официальным текстом

документа.




3.16.
Экскурсия в│ │ │


особоохраняемую
природную│ │ │


территорию
(заповедник,│ │ │


заказник, национальный
парк)│ │ │


для учащихся
образовательного│ │ │


учреждения -
победителя│ │ │


смотра-конкурса
"Охранять│ │ │


природу - значит
охранять│ │ │


Родину"
│ │ │


├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤


4. Организация
работы│Борское отделение│Октябрь 2004 г.│


эколого-просветительского
│Всероссийского │ │


агитпункта на базе
Борского│общества охраны│ │


краеведческого музея
│природы, ЦВР│ │


│ │"Алиса",
Борский│ │


│ │краеведческий
│ │


│ │музей
│ │


├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤


5. Возобновление
работы│Плотинковская СОШ,│ С 2004 г. │


школьных лесничеств
│Краснослободская │ │


│ │СОШ,
│ │


│ │борские
лесхозы │ │


├─────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤


6. Создание
экологических│УНО, ЦДЮТЭ,│ 2005 г. │


бригад по
сохранению│Борское отделение│ │


памятников природы
района │общества охраны│ │


│ │природы,
│ │


│ │молодежный
│ │


│ │общественный
совет│ │


└─────────────────────────────┴──────────────────┴───────────────┘






6. Информационное
обеспечение





























Мероприятия


Исполнитель


Сроки


1. Выпуск
информационных
бюллетеней


ЦДЮТЭ


По итогам
конкурсов,

операций, акций


2. Освещение в
СМИ
мероприятий программы
"Ключи к экологии"


ЦДЮТЭ,
Борское
информационное
агентство


Ежегодно


3. Выпуск
тематической
страницы по экологическому
просвещению в
борских
газетах


ЦДЮТЭ,
Борское
информационное
агентство, Борское
отделение
общества
охраны природы


Ежегодно












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru