молодых
семей │
└──────────────────────┴────────────────────────────────────────────┘
-
1. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ
Обеспечение
доступным жильем молодых семей является одной из актуальных задач
Правительства Российской Федерации и Нижегородской области. Несмотря
на создание основ функционирования жилищного рынка, приобретение,
строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов в
настоящее время доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими
доходами. Основными причинами медленного решения жилищного вопроса
молодыми семьями является низкая платежеспособность молодежи,
неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования,
инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования,
высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
С 2004 года в Нижегородской области
действует областная целевая программа "Молодой семье - доступное
жилье" на 2004 - 2010 годы, утвержденная Законом Нижегородской
области от 20 сентября 2004 года № 103-З. Данной Программой
предусмотрено предоставление молодым семьям, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, льготных жилищных кредитов под 6% годовых сроком на
15 лет, а также предоставление ряду социально незащищенных категорий
молодых семей безвозмездных жилищных субсидий. Реализация Программы
осуществляется за счет средств федерального, областного, местного
бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
В местном бюджете г. Сарова на 2006
год предусмотрено для реализации целевой программы "Молодой
семье - доступное жилье" на 2004 - 2010 годы 11071 тыс. руб. При
этом предполагается принять меры по снижению банковской ставки
кредитования и за счет этого привлечь максимальное количество
кредитных ресурсов.
Тем не менее количество молодых
семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
еще достаточно велико: общая численность потенциальных участников
указанной Программы составляет 683 семьи.
В целях повышения доступности жилья
для молодых семей предстоит создать условия для развития системы
ипотечного жилищного кредитования и других механизмов повышения
платежеспособности спроса, реформировать системы рефинансирования
ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, а также
оказать бюджетную поддержку молодым семьям в приобретении жилья.
Настоящая Программа направлена на
решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию
жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для молодых семей и
безопасных и комфортных условий проживания в нем.
Развитие финансовых механизмов
расширит платежеспособность молодых семей не только за счет
объединения своих доходов, имеющихся сбережений, помощи родителей,
бюджетной поддержки, но и в счет будущих доходов членов семьи, то
есть через долгосрочное ипотечное кредитование.
-
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Целью настоящей
Программы является предоставление государственной поддержки в решении
жилищной проблемы молодым семьям, возраст супругов в которых не
превышает 30 лет на день принятия решения о включении молодой семьи -
участницы подпрограммы в список молодых семей - претендентов на
получение субсидии, либо неполным семьям, состоящим из одного
родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более
детей, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий.
Для достижения этой цели необходимо
решить следующие основные задачи:
- обеспечить предоставление молодым
семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату
первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа на
приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального
жилищного строительства;
- обеспечить условия для
софинансирования приобретения жилья или строительства индивидуального
жилья молодыми семьями за счет собственных средств граждан и
кредитных (заемных) средств.
-
3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Программа
реализуется в период с 2006-го по 2010 год.
Финансирование обязательств бюджета
г. Сарова Нижегородской области, возникших в процессе реализации
Программы, будет осуществляться также в период после 2010 года.
-
4. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п |
Мероприятия
|
Сроки выполнения
|
Исполнители мероприятий
|
Объемы потребности в
финансировании, тыс. руб.
|
Ожидаемые результаты
|
|
|
|
|
Предпола- гаемые
источники
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Всего
|
|
1.
|
Организация информационной
и разъяснительной работы
среди населения области по освещению
целей, задач и хода реализации Программы
|
постоянно
|
Министерство
строительства Нижегородской области,
администрация г. Сарова
|
текущее финансирование
|
Информирование населения
о реализации Программы
|
2.
|
Предоставление молодым
семьям субсидий на приобретение жилья, в
том числе на уплату первоначального взноса
и процентов по кредиту при получении
ипотечного кредита или займа
для приобретения жилья или строительства
индивидуального жилого дома
|
постоянно
|
Министерство финансов
Нижегородской области, департамент финансов
администрации г. Сарова
|
всего
|
122788
|
72305
|
91369
|
94541
|
97202
|
478205 |
Выделение субсидий
|
|
|
|
|
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет
|
12952
|
6350
|
7862
|
7862
|
7862
|
42888 |
|
|
|
|
|
областной бюджет
|
37913
|
10991
|
13611
|
13703
|
13664
|
89882 |
|
|
|
|
|
бюджет г. Сарова
|
11071
|
10991
|
13611
|
13703
|
13664
|
63040 |
|
3.
|
Разработка целевой
программы "Молодая семья" г.
Сарова Нижегородской области в рамках
федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы
|
до 16 июня 2006 г.
|
Администрация г.
Сарова, департамент финансов администрации г.
Сарова
|
-
|
Целевая программа
"Молодая семья" г. Сарова Нижегородской
области в рамках федеральной
целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы
|
4.
|
Организация учета
молодых семей, участников Программы
|
постоянно
|
Администрация г. Сарова
|
-
|
Реестр участников
Программы г. Сарова
|
5.
|
Подготовка и представление
в министерство строительства Нижегородской
области предложений по объемам
средств, необходимых для оказания
финансовой поддержки участникам
Программы за счет средств федерального
и областного бюджетов
|
ежегодно до 1 мая
|
Администрация г. Сарова
|
-
|
Предложения по объемам
государственной поддержки
|
6.
|
Представление в
министерство строительства Нижегородской области
отчетности о реализации Программы
и расходовании бюджетных средств,
направляемых на реализацию Программы
|
ежеквартально |
Администрация г. Сарова
|
-
|
Отчет о реализации
Программы в г. Сарове
|
7.
|
Финансирование приобретения
(строительства) жилья, в том числе
получение ипотечного кредита или займа
|
постоянно
|
Участники Программы
|
собственные и заемные
средства граждан
|
60852
|
43973
|
56285
|
59274
|
62011
|
282395 |
Получение жилья |
5. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Участниками
Программы являются молодые семьи при возрасте супругов не старше 30
лет на день принятия решения о включении молодой семьи - участницы
подпрограммы в список молодых семей - претендентов на получение
субсидии, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий и постоянно проживающие на территории г. Сарова
Нижегородской области (далее - молодые семьи).
Под нуждающимися в улучшении жилищных
условий понимаются молодые семьи, в том числе молодая семья,
состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, признанные в
установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий в
срок до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, в том числе
неполные молодые семьи, состоящие из 1 молодого родителя и 1 и более
детей, постоянно проживающие на территории города Сарова и признанные
администрацией г. Сарова нуждающимися в улучшении жилищных условий
после 1 марта 2005 года, по тем же основаниям, которые установлены
статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания
граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма.
Для признания молодой семьи
нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным
статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо в адрес
администрации г. Сарова представить следующие документы:
а) заявление по форме, установленной
администрацией г. Сарова, в двух экземплярах (один экземпляр
возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и
приложенных к нему документов);
б) документы, подтверждающие право
пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его
семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении
жилого помещения);
в) документы о наличии или отсутствии
у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве
собственности, выданные органами, осуществляющими государственную
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) документ, подтверждающий
несоответствие помещения, в котором проживает заявитель,
установленным для жилых помещений требованиям (при наличии такого
основания);
д) документы, подтверждающие наличие
предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса
Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (при
наличии таких оснований).
Документы, указанные в подпункте "б",
представляются в копиях с одновременным представлением оригинала.
После проверки соответствия копий оригиналу копии заверяются лицом,
принимающим документы, после чего оригинал возвращается заявителю.
От имени молодой семьи указанные
документы могут быть поданы одним из ее членов либо иным
уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных
полномочий.
Норматив стоимости одного квадратного
метра общей площади жилья по муниципальному образованию, применяемый
при расчете размера субсидии по настоящей Программе, устанавливается
равным средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей
площади жилья по Нижегородской области, определяемой Министерством
регионального развития Российской Федерации ежеквартально.
Программные мероприятия, связанные с
финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет
средств областного и местного бюджетов, будут реализовываться в форме
предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том
числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного
кредита или займа на приобретение жилого помещения или создание
объекта индивидуального жилищного строительства.
Предоставление молодым семьям
субсидий будет производиться в размере не менее:
- 35% средней стоимости жилья,
определяемой в соответствии с требованиями Программы, в том числе 10%
за счет средств федерального бюджета, 25% за счет средств областного
бюджета и не более 12,5% за счет средств бюджета г. Сарова исходя из
соответствующего финансирования на эти цели, - для молодых семей, не
имеющих детей;
- 40% средней стоимости жилья,
определяемой в соответствии с требованиями Программы, в том числе 10%
за счет средств федерального бюджета, 30% за счет средств областного
бюджета и не более 15% за счет средств бюджета г. Сарова исходя из
соответствующего финансирования на эти цели, - для молодых семей,
имеющих одного и более ребенка.
При этом предполагается, что
недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет
ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств
получателей субсидий и других источников.
Установить размер субсидии,
предоставляемой молодым семьям - участникам программы 2006 года из
бюджета г. Сарова в размере 8% средней стоимости жилья, определяемой
в соответствии с требованиями Программы.
Размер субсидии, предоставляемой
молодой семье из средств бюджета г. Сарова с 2007 года,
устанавливается решением главы администрации на момент выдачи
свидетельств исходя из заложенных средств на эти цели в бюджете,
количества молодых семей - участников программы, норматива стоимости
одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному
образованию. Субсидии из средств бюджета г. Сарова предоставляются в
равных размерах в процентном отношении для всех участников Программы.
Молодой семье - участнице
подпрограммы при рождении (усыновлении) первого ребенка
предоставляется дополнительная субсидия за счет средств областного
бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной стоимости жилья в
порядке, определяемом органом исполнительной власти Нижегородской
области.
Порядок предоставления молодым семьям
субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального
взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа,
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Право на получение субсидии
удостоверяется свидетельством на приобретение жилья (далее -
свидетельство). В первую очередь субсидии будут предоставляться
молодым семьям, поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных
условий до 1 марта 2005 года.
Администрация г. Сарова предоставляет
перечень молодых семей - участников Программы, на основе которых
Министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской
области формирует списки семей, получателей свидетельств.
Администрация г. Сарова Нижегородской области осуществляет выдачу
свидетельств участникам Программы исходя из объемов финансирования из
областного и федерального бюджетов и объемов финансирования,
предусмотренных в местном бюджете. Форма свидетельства
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства областного бюджета,
предусмотренные на реализацию Программы, в установленном порядке
перечисляются в виде субсидий бюджету г. Сарова, в пределах
утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования
расходов областного бюджета на основании соглашения между
Правительством Нижегородской области и администрацией г. Сарова.
Отчетность о ходе реализации
Программы осуществляется в порядке, определенном Правительством
Российской Федерации и Нижегородской области.
-
6. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Всего в рамках
данной Программы за 5 лет предполагается обеспечить жильем не менее
547 молодых семей. Общий объем потребности в финансировании Программы
составляет 478789 тыс. руб., в том числе средства федерального
бюджета - 42888 тыс. руб., средства областного бюджета - 89882 тыс.
руб., средства бюджета г. Сарова Нижегородской области - 63040 тыс.
руб., средства участников Программы - 282395 тыс. руб. (таблица).
Таблица
ОБЪЕМЫ ЖИЛИЩНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Показатели
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Итого
|
1. Количество
молодых семей, получающих жилье, всего
|
151 |
84 |
104 |
104 |
104 |
547 |
2. Ввод жилья
для участников подпрограммы, всего, кв. м
|
8154 |
4536 |
5616 |
5616 |
5616 |
29538 |
3.
Финансирование жилищного строительства по подпрограмме, тыс.
руб.
|
122788 |
72305 |
91369 |
94541 |
97202 |
478205 |
в т.ч.
|
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
12952 |
6350 |
7862 |
7862 |
7862 |
42888 |
- средства области
|
37913 |
10991 |
13611 |
13703 |
13664 |
89882 |
- местные средства
|
11071 |
10991 |
13611 |
13703 |
13664 |
63040 |
- частные инвестиции
|
60852 |
43973 |
56285 |
59274 |
62011 |
282395 |
Объем финансирования
Программы рассчитан исходя из цен, сложившихся на 1 января 2006 года,
и нормы общей площади жилого помещения (для семьи численностью 2
человека - 42 кв. м, для семьи численностью 3 и более человека - по
18 кв. м на каждого члена семьи).
Объемы финансирования Программы могут
корректироваться с учетом изменения стоимости жилья, уровня инфляции,
социальных нормативов.
Объемы финансирования Программы по
субсидированию части стоимости жилья и процентных ставок по
привлеченным кредитам за счет средств областного бюджета и бюджета г.
Сарова Нижегородской области подлежат ежегодному уточнению с учетом
возможностей соответствующих бюджетов.
-
7. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Успешная реализация
Программы к 2010 году позволит:
- улучшить жилищные условия не менее
547 молодых семей;
- создать условия для улучшения
демографической ситуации в области и в г. Сарове, эффективно
реализовать миграционную политику, снизить социальную напряженность в
обществе, а также обеспечить устойчивый и самостоятельный процесс
развития Нижегородской области.
-
8. СИСТЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Программа является
инструментом реализации федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы (утверждена постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 (в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005
года № 865) в Нижегородской области и областной целевой программы
"Молодая семья" на период 2006 - 2010 годов в рамках
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
(утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 15
мая 2006 г. № 169, с изменениями, утвержденными постановлением
Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2006 г. № 434).
Общая координация хода выполнения
Программы осуществляется администрацией г. Сарова.
Контроль за реализацией Программы
осуществляют администрация г. Сарова и городская Дума.
Исполнителями Программы являются:
- администрация г. Сарова,
- департамент финансов администрации
г. Сарова,
- уполномоченные банки и другие
организации, предоставляющие молодым семьям ипотечные жилищные
кредиты и займы на приобретение жилья или строительство
индивидуального жилья.
В целях реализации Программы
администрация г. Сарова:
- формирует необходимую для
реализации муниципальных программ нормативную правовую базу в
соответствии с действующим законодательством;
- проводит прием, экспертизу и
регистрацию документов участников Программы;
- регистрирует списки участников
Программы, проживающих на территории г. Сарова, претендующих на
государственную поддержку из средств федерального и областного
бюджетов;
- проводит информационную и
разъяснительную работу среди населения по освещению целей, задач,
принципов Программы через местные средства массовой информации;
- ежегодно готовит предложения по
объемам средств, необходимых для государственной поддержки участников
Программы за счет средств федерального и областного бюджетов;
- предоставляет отчетность в
министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской
области о расходовании бюджетных средств, направляемых на реализацию
Программы ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за
отчетным кварталом.
Администрация г. Сарова представляет
ежеквартально в министерство жилищной политики и жилищного фонда
Нижегородской области отчеты о ходе реализации Программы.
-