АДМИНИСТРАЦИЯ
СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2007 г. № 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НАД
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СОКОЛЬСКОМ РАЙОНЕ
В целях упорядочения
работы по осуществлению функции органа опеки и попечительства над
несовершеннолетними в Сокольском районе, руководствуясь ст. 121
Семейного кодекса РФ, ст. 34 Гражданского кодекса РФ, Уставом
Сокольского муниципального района, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об
организации работы по опеке и попечительству над несовершеннолетними
в Сокольском районе.
2. Признать утратившим силу
постановление администрации района от 22.10.2003 № 232 "О
полномочиях структурных подразделений администрации Сокольского
района, муниципальных учреждений по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних лиц".
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя главы администрации по
социальным вопросам Н.Д. Лазареву.
Глава местного
самоуправления
А.В.МАКАРОВ
Утверждено
постановлением
администрации Сокольского района
от 15.02.2007 № 31
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НАД
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В СОКОЛЬСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение разработано в целях обеспечения наиболее эффективной и
всесторонней защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
определяет полномочия и порядок взаимодействия между структурными
подразделениями администрации Сокольского муниципального района по
осуществлению функций опеки и попечительства в районе.
1.2. Органом опеки и попечительства
является администрация Сокольского муниципального района, наделенная
Уставом Сокольского муниципального района полномочиями по опеке и
попечительству.
Руководителем органа опеки и
попечительства является глава местного самоуправления Сокольского
района.
В целях обеспечения результативной
работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся
к его компетенции, руководитель органа опеки и попечительства вправе
возложить выполнение этой работы на уполномоченные структурные
подразделения администрации Сокольского района.
Функции по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних осуществляет отдел образования
администрации района.
1.3. Орган опеки и попечительства
Сокольского района в своей деятельности руководствуется Конституцией
РФ, Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Гражданским
кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативно-правовыми
актами РФ, Нижегородской области, правовыми актами органов местного
самоуправления Сокольского района, Уставом Сокольского муниципального
района и настоящим Положением.
1.4. Основными задачами органа опеки
и попечительства являются:
1.4.1. Выявление и учет детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей.
1.4.2. Обеспечение оптимальных
условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации.
1.4.3. Защита имущественных и личных
неимущественных прав и охраняемых законом интересов детей.
1.4.4. Надзор за деятельностью
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1. Полномочия
главы местного самоуправления района:
2.1.1. Координация работы и контроль
за исполнением функций по опеке и попечительству над
несовершеннолетними, структурными подразделениями администрации и
муниципальными учреждениями.
2.1.2. Принятие решений по вопросам:
- создания муниципальных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создания приемных семей;
- утверждения районных программ;
- признания ребенка нуждающимся в
государственной защите;
- направления ребенка в учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- установления или отмены опеки и
попечительства;
- освобождения или отстранения
опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей по воспитанию
подопечных;
- содержания подопечных и
предоставления им мер социальной поддержки;
- защиты жилищных прав детей,
нуждающихся в государственной защите, обеспечения их жилой площадью в
случаях, предусмотренных законодательством;
- распоряжения текущими доходами
подопечных и их имуществом в соответствии с законом;
- разрешения совершения сделок,
требующих нотариального удостоверения или регистрации;
- разрешения совершения от имени
подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом;
- разрешения на отчуждение, обмен
жилой площади, совершения всех сделок, влекущих отказ от
принадлежащих ребенку прав или изменения объема указанных прав;
- разрешения раздельного проживания
попечителя и подопечного;
- присвоения или изменения фамилии,
имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных
законодательством;
- разрешения вступить в брак до
достижения брачного возраста;
- признания несовершеннолетнего
эмансипированным в установленных законодательством случаях;
- отобрания несовершеннолетнего у
родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при
непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
2.1.3. Заключает договоры:
- о передаче ребенка, оставшегося без
попечения родителей, на воспитание в приемную семью;
- о доверительном управлении
имуществом.
2.1.4. Решает иные вопросы в
отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим
законодательством.
2.2. Функции отдела образования в
области опеки и попечительства:
- участвует на территории района в
выявлении несовершеннолетних, которые вследствие смерти родителей или
по другим причинам остались без попечения родителей, и ведет их учет;
- формирует районный банк данных о
детях, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан;
- проводит работу по профилактике
социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
- осуществляет подготовку документов
и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье, для усыновления, установления опеки (попечительства),
помещения в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- осуществляет защиту прав и законных
интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
- осуществляет подбор лиц, изъявивших
желание быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными
родителями и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к кандидатам
в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители;
- ведет учет кандидатов в
усыновители, опекуны, приемные родители, проживающих на территории
района;
- готовит материалы, необходимые для
установления и отмены усыновления (удочерения);
- проводит обследование
жилищно-бытовых условий кандидатов в усыновители;
- дает заключение в суд об
обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам
ребенка, отмене усыновления (удочерения);
- участвует в заседаниях суда по
вопросам установления и отмены усыновления (удочерения);
- осуществляет контроль за условиями
жизни и воспитания детей, переданных на усыновление;
- ведет учет лиц, в отношении которых
установлена опека (попечительство);
- готовит материалы по установлению
опеки (попечительства), назначению ежемесячного опекунского пособия
на содержание подопечных и предоставлению им мер социальной
поддержки, обеспечению проездом;
- формирует выплатные дела на
подопечных и передает их в органы социальной защиты населения;
- осуществляет надзор за
деятельностью опекунов и попечителей, целевым расходованием денежных
средств, выделяемых на содержание подопечных;
- оказывает помощь опекунам
(попечителям) по подготовке документов для изменения правового
статуса подопечных;
- осуществляет подбор лиц, имеющих
право выполнять обязанности приемных родителей, готовит заключение о
возможности быть приемными родителями, готовит проект договора о
создании приемной семьи;
- оказывает помощь опекунам,
попечителям, приемным родителям в воспитании подопечных, организации
их медицинского наблюдения, летнего отдыха, трудоустройства;
- дает заключение о возможности
раздельного проживания попечителя с подопечным;
- дает заключение о возможности
объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным
(эмансипированным);
- дает заключение в суд по вопросам
споров родителей о воспитании детей, об осуществлении родительских
прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, об определении места
жительства ребенка;
- дает заключение в суд по вопросам
общения с ребенком бабушек, дедушек, братьев, сестер и других
родственников;
- возбуждает в судах дела о лишении
родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании
ребенка без лишения родительских прав, об отмене усыновления и другие
дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
- осуществляет подготовку документов
на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению,
имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное
пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих
подопечным или несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выдел
из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение
имущества подопечных или несовершеннолетних;
- участвует в исполнении решений суда
о передаче или отобрании детей;
- осуществляет защиту прав ребенка,
зачатого при жизни наследодателя, при разделе наследственного
имущества;
- готовит документы для подготовки
решений о разрешении вступить в брак лицам, не достигшим
совершеннолетия;
- ведет необходимую документацию по
вопросам охраны прав детства;
- привлекает общественность к работе
органов опеки и попечительства;
- рассматривает предложения,
заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и
принимает по ним необходимые меры;
- осуществляет контроль за
деятельностью учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
2.3. Отдел образования осуществляет
взаимодействие по вопросам опеки и попечительства над
несовершеннолетними с муниципальными учреждениями образования,
здравоохранения, социальной защиты населения и другими.
2.3.1. Муниципальные учреждения
образования:
- выявляют детей и подростков,
оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной
ситуации;
- проводят профилактическую работу по
предупреждению социального сиротства;
- проводят обследование
жилищно-бытовых условий детей, оставшихся без попечения родителей,
неблагополучных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации;
- составляют опись имущества,
оставшегося после смерти родителей, детей-сирот;
- выявляют лиц, желающих стать
опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и сообщают о них в отдел
образования администрации района;
- оказывают помощь в получении
необходимых документов при определении детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку
(попечительство), в приемную семью;
- осуществляют контроль за условиями
жизни и воспитания детей, переданных под опеку и проживающих в семьях
граждан, сохранностью имущества и жилья подопечных;
- участвуют в решении вопросов,
связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.3.2. Муниципальные учреждения
здравоохранения:
- изучают жизнедеятельность семей,
имеющих детей, содействуют выявлению неблагополучных, многодетных,
малообеспеченных семей;
- совместно с отделом образования
администрации района, управлением социальной защиты населения,
органами внутренних дел, прокуратуры, судом обеспечивают оказание
медицинской помощи детям до момента изъятия из семей, лишения
родительских прав, устройства детей в учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, передачи под опеку
(попечительство), на усыновление, в приемные семьи;
- выявляют новорожденных детей,
оказавшихся без опеки родителей, и оформляют при этом соответствующие
документы (письменное заявление родителей (матери) о согласии на
усыновление ребенка; акт об оставлении ребенка, акт о подкинутом
ребенке, свидетельство о регистрации в органах ЗАГСа);
- устраивают детей в дома ребенка;
- обеспечивают представление в орган
опеки и попечительства по форме, утвержденной приказом Минздрава РФ
от 8 июля 2002 г. № 218, сведения о состоянии здоровья:
детей, оставшихся без попечения
родителей, в 7-дневный срок со дня получения сведений о том, что
ребенок остался без попечения родителей;
детей, оставшихся без попечения
родителей, у которых изменился диагноз, по мере поступления
изменений, но не реже одного раза в год на каждого ребенка;
- дают заключение экспертной
медицинской комиссии для заполнения медицинской части анкеты детей,
оставшихся без попечения родителей;
- готовят и оформляют документы на
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимые
при движении ребенка из одного лечебно-профилактического учреждения в
другое;
- организуют встречи кандидатов в
усыновители (опекуны, приемные родители) с детьми в соответствии с
направлением органа опеки и попечительства;
- участвуют в судебных заседаниях по
делам несовершеннолетних в случаях, предусмотренных
законодательством;
- обеспечивают временное устройство
детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, в детское отделение МУ "ЦРБ п. Сокольское".
2.3.3. Управление социальной защиты
населения Сокольского района и муниципальные учреждения социальной
защиты:
- выявляют детей, нуждающихся в
государственной помощи или оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
и оказывают им социально-правовую, психологическую, материальную и
другие виды помощи;
- оказывают социальную,
психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям
(законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации,
восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах
сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействии
возвращению несовершеннолетних в семьи;
- оказывают помощь отделу образования
в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание
в семью или государственное учреждение: подготовка документов по
определению социального статуса, гражданства, оформление социальных
пенсий и пособий, розыск родителей;
- производят выплаты ежемесячного
опекунского пособия на содержание подопечных;
- выходят с иском в суд о возмещении
получателем излишне перечисленных сумм ежемесячного опекунского
пособия вследствие представления получателем недостоверных документов
или иных случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- заключают договоры с организациями,
предоставляющими меры социальной поддержки детям-сиротам, детям,
оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа;
- производят возмещение расходов
организациям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из
их числа;
- предоставляют в департамент труда и
социальной защиты заявки на финансирование мер ежемесячного
опекунского пособия и мер социальной поддержки для детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
- участвуют в судебных заседаниях по
делам несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
2.3.4. Должностные лица муниципальных
учреждений, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, организаций
и иные граждане:
- своевременно информируют орган
опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей;
- представляют информацию в орган
опеки и попечительства об обстоятельствах, влекущих за собой
прекращение выплаты ежемесячного опекунского пособия.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
3.1. Решения органа
опеки и попечительства Сокольского муниципального района, принимаемые
по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеют обязательную силу
для всех физических и юридических лиц всех форм собственности.
3.2. Неправомерные действия или
бездействия органа опеки и попечительства, приводящие к нарушению
прав и законных интересов несовершеннолетних, могут быть обжалованы
заинтересованными лицами в суд, прокуратуру.