АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2005 г. № 1491
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ПО ОХРАНЕ ПРАВ
ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
В целях организации
деятельности управления образования, управления здравоохранения и
управления социальной защиты населения по вопросам охраны прав детей,
нуждающихся в государственной защите, и в соответствии со ст. 34
Гражданского кодекса РФ, ст. 121 Семейного кодекса РФ, Федеральным
законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", Законом Нижегородской области от 29.12.2004
№ 161-З "Об организации деятельности по охране прав детей,
нуждающихся в государственной защите, в Нижегородской области",
ст. 56 Устава города постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об
организации деятельности администрации города по охране прав детей,
нуждающихся в государственной защите.
2. Начальнику управления образования
(Л.А. Трофимова), начальнику управления здравоохранения (В.К. Карпов)
и начальнику управления социальной защиты населения (С.А. Гришина)
довести до сведения руководителей подведомственных учреждений
указанное Положение и организовать работу по его выполнению.
3. Признать утратившим силу
постановление администрации г. Дзержинска от 27.06.2003 № 1562 "Об
утверждении Положения об организации деятельности администрации
города по осуществлению полномочий органа опеки и попечительства в
отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении".
4. Постановление вступает в силу с
момента его подписания.
5. Контроль за исполнением
постановления возложить на заместителя мэра по социальным вопросам
Г.Н. Мозжухину.
Мэр города
В.М.БРИККЕР
Приложение
Утверждено
постановлением
администрации г. Дзержинска
от 05.08.2005 № 1491
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПО ОХРАНЕ
ПРАВ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные
понятия.
Для целей настоящего Положения
применяются следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18
лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения
родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без
попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием
родителей, лишением их родительских прав, ограничением их в
родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими,
недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных
учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в
учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от
воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при
отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений,
лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся
без попечения родителей в установленном законом порядке;
- дети, находящиеся в социально
опасном положении, - лица в возрасте до 18 лет, которые вследствие
безнадзорности (т.е. отсутствия контроля за их поведением вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных
законных представителей либо должностных лиц) или беспризорности
(т.е. при отсутствии у безнадзорного места жительства и (или) места
пребывания) находятся в обстановке, представляющей опасность для их
жизни или здоровья, а также не отвечающей требованиям к их воспитанию
или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные
действия;
- семья, находящаяся в социально
опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально
опасном положении, а также семья, где родители или иные законные
представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по
их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно
влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, нуждающиеся в государственной
защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и
дети, находящиеся в социально опасном положении;
- индивидуальная профилактическая
работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению
совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних,
осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической
работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально
опасном положении.
1.2. В соответствии с Уставом города
полномочия органа опеки и попечительства осуществляются
администрацией города.
1.3. Управление образования,
управление здравоохранения, управление социальной защиты населения,
являясь структурными подразделениями администрации города,
осуществляют нижеперечисленные функции органа опеки и попечительства
по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПО ОХРАНЕ ПРАВ
ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАЩИТЕ
2.1. Основными
задачами администрации города по охране прав детей, нуждающихся в
государственной защите, являются:
- обеспечение оптимальных условий для
жизни и воспитания детей, нуждающихся в государственной защите;
- осуществление контроля за
содержанием, воспитанием и образованием детей, нуждающихся в
государственной защите;
- защита имущественных и личных
неимущественных прав детей, нуждающихся в государственной защите.
3. ПОЛНОМОЧИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ПРАВ
ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАЩИТЕ
3.1. В соответствии
с федеральным законодательством и возложенными задачами администрация
города осуществляет следующие полномочия:
- организует выявление и учет детей,
нуждающихся в государственной защите;
- обеспечивает устройство детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи или в
соответствующие учреждения;
- организует работу по профилактике
беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- принимает меры по защите
имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях,
предусмотренных законодательством;
- принимает меры по защите личных
неимущественных прав детей, нуждающихся в государственной защите;
- решает вопросы содержания и
образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав, распоряжения
их доходами и имуществом в установленном законодательством порядке;
- рассматривает обращения, заявления
и жалобы граждан по вопросам охраны прав детей и принимает по ним
необходимые меры;
- реализует иные полномочия по защите
прав детей, нуждающихся в государственной защите, согласно
действующему законодательству.
4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ФУНКЦИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ДЕТЕЙ УПРАВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Управление
образования осуществляет следующие функции по защите прав детей,
нуждающихся в государственной защите:
4.1. Осуществляет выявление детей,
нуждающихся в государственной защите. В случае получения или
обнаружения сведений о детях, находящихся в социально опасном
положении, в течение сорока восьми часов сообщает об этом в
управление социальной защиты населения.
4.2. Проводит в трехдневный срок со
дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей,
обследование условий жизни этих детей и, установив факт отсутствия
попечения родителей, регистрирует данные о них в журнале первичного
учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечивает
временное устройство детей до решения вопроса о передаче их на
воспитание в семью или в соответствующее учреждение, а также
обеспечивает защиту прав и интересов детей до решения вопроса об их
устройстве.
4.3. В установленный
законодательством срок обеспечивает устройство ребенка, оставшегося
без попечения родителей, на воспитание в семью, а при отсутствии
такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
4.4. В случае, если ребенок,
оставшийся без попечения родителей, по истечении одного месяца со дня
его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семью,
заполняет на него анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей
(далее именуется - анкета ребенка), и в семидневный срок представляет
анкету ребенка с приложенной к ней фотографией ребенка в министерство
образования и науки Нижегородской области (далее именуется -
региональный оператор).
4.5. В случае изменения данных о
ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете
ребенка, в трехдневный срок информирует об этом регионального
оператора.
4.6. В случае перевода ребенка из
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, расположенного в городе Дзержинске, в соответствующее
учреждение, находящееся за пределами Нижегородской области, в
трехдневный срок информирует об этом регионального оператора.
4.7. Направляет региональному
оператору фотографии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, сведения о которых находятся в региональном банке данных:
в возрасте до трех лет - один раз в
год;
в возрасте от трех до восемнадцати
лет - один раз в три года.
4.8. Осуществляет контроль за
надлежащим исполнением опекунами (попечителями), приемными
родителями, усыновителями своих обязанностей, а также за условиями
содержания, воспитания и образования детей, воспитывающихся в
подведомственных учреждениях.
4.9. В предусмотренных
законодательством случаях подготавливает необходимые документы по
вопросам освобождения либо отстранения опекунов (попечителей) от
исполнения обязанностей, отмены усыновления, расторжения договоров о
передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью либо на
патронатное воспитание.
4.10. При наличии оснований для
назначения выплаты опекунам (попечителям) ежемесячного опекунского
пособия формирует в установленном порядке выплатное дело и передает
его по акту приема-передачи в установленный срок в управление
социальной защиты населения, а также подготавливает необходимые
документы для прекращения выплаты данного пособия.
4.11. На основании представленных
образовательными учреждениями списков учащихся, нуждающихся в
обеспечении проездными билетами, формирует общую заявку на
приобретение проездных билетов и в установленный срок передает ее в
управление социальной защиты населения.
4.12. Осуществляет подготовку
документов, необходимых для разрешения несовершеннолетним вступить в
брак ранее достижения ими установленного возраста, а также по
вопросам объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в
порядке эмансипации, разрешения изменения имени (фамилии)
несовершеннолетнему, разрешения раздельного проживания подопечного,
достигшего возраста шестнадцати лет, с попечителем, разрешения на
заключение несовершеннолетними трудовых договоров в случаях,
предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, и по другим
вопросам, предусмотренным законодательством.
4.13. Обращается в суд с исками
(заявлениями) в защиту законных интересов детей, нуждающихся в
государственной защите, готовит необходимые заключения для
представления в суд по делам, связанным с воспитанием детей,
участвует в процессе при рассмотрении судом дел, связанных с
воспитанием и образованием детей, а также в других случаях,
предусмотренных законодательством.
4.14. Участвует в исполнении решений
судов о передаче или отобрании детей.
4.15. Осуществляет необходимые меры,
связанные с немедленным отобранием ребенка у родителей (одного из
них) или у других лиц, на попечении которых он находится, в случае
непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью.
4.16. Осуществляет необходимые меры
по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их
жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
4.17. При установлении, что между
интересами родителей и детей имеются противоречия, принимает меры к
охране и защите жилищных, имущественных и личных неимущественных прав
детей.
4.18. Осуществляет иные функции по
охране и защите прав детей, нуждающихся в государственной защите,
предусмотренные законодательством.
5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ФУНКЦИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ДЕТЕЙ УПРАВЛЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Управление
здравоохранения и должностные лица подведомственных учреждений
осуществляют следующие функции по защите прав детей, нуждающихся в
государственной защите:
5.1. В случае получения или
обнаружения сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без
попечения родителей, незамедлительно сообщают об этом в управление
образования (отдел опеки, попечительства и усыновления). В случае
получения или обнаружения сведений о детях, находящихся в социально
опасном положении, в течение сорока восьми часов сообщают об этом в
управление социальной защиты населения.
5.2. В случае получения сведений о
том, что ребенок, оставшийся без попечения родителей и
воспитывающийся в подведомственном учреждении, может быть передан на
воспитание в семью, в семидневный срок сообщают об этом в управление
образования (отдел опеки, попечительства и усыновления).
5.3. Осуществляют устройство
новорожденных, оставшихся без попечения родителей, в подведомственные
учреждения, при отсутствии возможности устройства в месячный срок
данных детей на воспитание в семью и при оказании содействия в
устройстве управлением образования.
5.4. Представляют в управление
образования (отдел опеки, попечительства и усыновления) в
установленной форме сведения о состоянии здоровья:
- детей, оставшихся без попечения
родителей, в семидневный срок со дня получения сведений о том, что
ребенок может быть передан на воспитание в семью;
- детей, оставшихся без попечения
родителей, у которых изменился диагноз, по мере поступления
изменений, но не реже одного раза в год на каждого ребенка.
5.5. Представляют в управление
образования (отдел опеки, попечительства и усыновления) заключение
экспертной медицинской комиссии для заполнения медицинской части
анкеты детей, оставшихся без попечения родителей.
5.6. В случае обнаружения или
получения сведений об изменении данных, содержащихся в анкете
ребенка, незамедлительно представляют данные сведения в управление
образования (отдел опеки, попечительства и усыновления).
5.7. Обеспечивают круглосуточный
прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при
наличии показаний медицинского характера.
5.8. Организуют предоставление
бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в
подведомственных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе
проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских
осмотров.
5.9. Организуют и обеспечивают
выхаживание и воспитание детей с периода новорожденности до
трехмесячного возраста, а детей с дефектами физического и
психического развития - до четырехлетнего возраста, оставшихся без
попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих
родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также
оказывают содействие управлению образования (отделу опеки,
попечительства и усыновления) в устройстве несовершеннолетних в
подведомственные учреждения.
5.10. Организуют круглосуточный прием
и содержание в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях
заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до трех лет,
оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.
5.11. Обеспечивают участие своего
представителя при комиссионном немедленном отобрании ребенка у
родителей (одного из них) и других лиц, на попечении которых он
находится, в связи с непосредственной угрозой жизни ребенка или его
здоровью.
5.12. Осуществляют организацию работы
экспертных медицинских комиссий по освидетельствованию детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на
воспитание в семью.
5.13. Осуществляют координацию работы
домов ребенка и других подведомственных учреждений, где находятся
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по вопросам
охраны прав детей.
5.14. Осуществляют иные функции по
охране прав детей, нуждающихся в государственной защите,
предусмотренные законодательством.
6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ФУНКЦИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ
УПРАВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ
Управление
социальной защиты населения и должностные лица подведомственных
учреждений осуществляют следующие функции по защите прав детей,
нуждающихся в государственной защите:
6.1. Осуществляют меры по
профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют
индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и
беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных
представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию,
содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их
поведение либо жестоко обращающихся с ними.
6.2. Выявляют несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении, а также семьи,
несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах,
осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им
необходимую помощь в соответствии с индивидуальными планами работы по
социальной реабилитации.
6.3. Проводят работу по профилактике
социального сиротства, жестокого обращения с детьми.
6.4. Предоставляют социальные услуги
несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или
иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
либо по инициативе должностных лиц.
6.5. В случае получения сведений о
детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей,
незамедлительно представляют данные сведения в управление образования
(отдел опеки, попечительства и усыновления).
6.6. В случае получения сведений о
том, что ребенок, оставшийся без попечения родителей и находящийся в
подведомственном учреждении, может быть передан на воспитание в
семью, в семидневный срок сообщают об этом в управление образования
(отдел опеки, попечительства и усыновления).
6.7. В случае получения сведений об
изменении данных о ребенке, содержащихся в анкете ребенка,
незамедлительно представляют данные сведения в управление образования
(отдел опеки, попечительства и усыновления).
6.8. Оказывают содействие управлению
образования (отдел опеки, попечительства и усыновления) в устройстве
детей, оставшихся без попечения родителей, в подведомственные
учреждения, а также осуществляют устройство несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении, в подведомственные
учреждения.
6.9. Производят выплату ежемесячного
опекунского пособия на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
6.10. Заключают договоры с
организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате
жилья, коммунальных услуг и топлива (кроме льгот за пользование
газом).
6.11. Производят возмещение расходов
организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с
предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья,
коммунальных услуг и топлива на основании договоров, счетов-фактур,
актов сверки взаимных расчетов, подтвержденных реестрами получателей
льгот.
6.12. Производят приобретение
проездных билетов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении
проездными билетами, на основании заключенного контракта (договора)
между управлением социальной защиты населения и транспортными
организациями.
6.13. Производят возмещение стоимости
проезда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из их числа на автомобильном транспорте общего пользования
(кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожном транспорте к
месту жительства и обратно к месту учебы один раз в год в
каникулярный период на основании заявления и документов,
подтверждающих расходы на проезд, представленных законным
представителем ребенка (опекуном, попечителем) или учреждением, в
котором учащийся находится на полном государственном обеспечении.
6.14. Осуществляют иные функции по
охране прав детей, нуждающихся в государственной защите,
предусмотренные законодательством.