Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Ковернинского района от 28.12.2005 № 83


"О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ КОВЕРНИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
КОВЕРНИНСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 декабря 2005 г. № 83




О КОНЦЕПЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ КОВЕРНИНСКОГО


РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА




В целях
совершенствования практики муниципальных заимствований Ковернинского
района Нижегородской области и определения основных принципов
эффективного управления муниципальным долгом Ковернинского района
Нижегородской области администрация Ковернинского района
Нижегородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию
управления муниципальным долгом Ковернинского района Нижегородской
области на период до 2010 года (далее - Концепция).


2. Финансовому отделу администрации
Ковернинского района Нижегородской области в процессе исполнения
бюджета муниципального района и управления муниципальным долгом
Ковернинского района Нижегородской области, а также при составлении
проектов бюджета муниципального района на соответствующий финансовый
год и проекта перспективного финансового плана Ковернинского района
Нижегородской области руководствоваться положениями, изложенными в
Концепции.


3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных образований Ковернинского района
Нижегородской области в процессе исполнения бюджета и управления
муниципальным долгом, а также при составлении проектов бюджета на
соответствующий финансовый год и проекта перспективного финансового
плана руководствоваться положениями, изложенными в Концепции.


4. Главному специалисту общественных
связей администрации Ковернинского района Нижегородской области
обеспечить информирование общественности об основных положениях
Концепции.


5. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.






Глава администрации
района


В.П.КРЫЛОВ












Утверждена


постановлением


администрации Ковернинского района


от 28.12.2005 № 83




КОНЦЕПЦИЯ


УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ
КОВЕРНИНСКОГО РАЙОНА


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО
2010 ГОДА




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ




Данная Концепция
основана на обобщении опыта управления муниципальным долгом
Ковернинского района Нижегородской области в предыдущие годы, а также
в соответствии с Концепцией управления государственным долгом
Нижегородской области до 2010 года, утвержденной постановлением
Правительства Нижегородской области от 11.07.2005 № 161.


Основной целью данной Концепции
является определение принципов и придание публичности деятельности
администрации Ковернинского района Нижегородской области по
управлению муниципальным долгом Ковернинского района Нижегородской
области.


Это достигается через решение
следующих задач:


- раскрытие информации по методам
контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки и
поддержанием ликвидности бюджета;


- выстраивание четких принципов
моделирования долговой политики при формировании бюджета;


- минимизация рисков при управлении
ликвидностью бюджета в процессе исполнения;


- декларация позиции администрации
Ковернинского района Нижегородской области при ликвидации дебиторской
задолженности бюджета, выделении бюджетных кредитов и предоставлении
муниципальных гарантий;


- создание более прозрачных правил
учета долговых обязательств, операций с долгом и его обслуживанием
для защиты интересов инвесторов.


Под управлением муниципальным долгом
Ковернинского района Нижегородской области понимается процесс
управления муниципальными заимствованиями в целях поддержания объема
долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его
обслуживания, снижения рисков и равномерного распределения во времени
связанных с долгом платежей, а также создание механизмов для
инвестиционных процессов.


Управление муниципальным долгом
включает четыре взаимосвязанных направления:


1. Планирование объема, срока и
структуры муниципального долга Ковернинского района Нижегородской
области.


2. Заимствования и осуществление
операций с муниципальным долгом, направленных на оптимизацию его
структуры, сокращение расходов на обслуживание и своевременное
исполнение долговых обязательств.


3. Мобилизация собственных активов
района. Реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета в
целях снижения потребности в заимствованиях.


4. Организация учета долговых
обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы
исполнения долговых обязательств.






2. СТРАТЕГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ КОВЕРНИНСКОГО


РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК
ЧАСТЬ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЯ


ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. СИСТЕМА
ОГРАНИЧЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ


ПОЛИТИКИ КОВЕРНИНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


В ОТНОШЕНИИ ПРЕДЕЛЬНОГО ОБЪЕМА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА




В качестве базовых
показателей, определяющих ограничения в проведении районной заемной
политики, следует признать:


1. Нормы, установленные Бюджетным
кодексом Российской Федерации.


2. Долговую емкость районного
бюджета.


3. Доступный на рынке капитала объем
средств с приемлемыми условиями по стоимости и срочности.


4. Структуру муниципального долга и
ограничивающие коэффициенты.


Данные показатели являются основой
для оценки связанных с долгом рисков, возникающих при исполнении
районного бюджета.


Однако основные ограничения,
определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, являются
рамочными и максимально предельными:


- сумма долга не должна превышать
суммы доходов за вычетом финансовой помощи от бюджетов других
уровней;


- сумма расходов на обслуживание
долга не должна превышать 15% от общей суммы расходов бюджета;


- размер дефицита бюджета не должен
превышать 10% объема доходов бюджета без учета финансовой помощи из
федерального бюджета и областного бюджета;


- текущие расходы должны покрываться
доходами бюджета, а, следовательно, размер дефицита бюджета не должен
превышать объема капитальных расходов.


При планировании объема
муниципального долга и составлении программы муниципальных
заимствований планируется введение более четких и жестких критериев,
ограничивающих основные параметры бюджета и муниципального долга.


В бюджетном анализе и среднесрочном
планировании будет применяться подход, основанный на представлении
муниципальных заимствований как источника финансирования капитальных
расходов. В его основе лежит модель представления бюджетного баланса
(доходы, расходы, источники финансирования) в несколько ином формате,
нежели принятая в бюджетном учете.


Главной задачей в управлении
муниципальным долгом является поддержание на приемлемом уровне
соответствия между размером долга и его реальными источниками
погашения на любом временном участке.


Другим важным показателем для
управления и контроля над объемом привлекаемых средств является
долговая емкость бюджета, определяемая как превышение общих доходов
бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание
существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного
интервала времени:




ДЕi = Дi - Ртекi, где




Дi - доходы,
поступившие в бюджет в i-ом периоде;


Ртекi - текущие расходы бюджета без
учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств,
произведенные в i-ом периоде.


Фактически долговая емкость бюджета
определяет объемы погашения и обслуживания существующих и вновь
привлекаемых долговых обязательств, которые можно осуществить за счет
общих доходов бюджета. После оценки величины долговой емкости данные
для расчета объема возможных расходов в текущем периоде передаются в
систему бюджетного планирования.


Введение ограничения на объем
платежей по долгу в текущем году связано с необходимостью контроля
совокупной долговой нагрузки на бюджет каждого года. Выполнение
данного критерия возможно при увеличении дюрации заимствований. Объем
долга может быть большой, но профиль платежей будет растянут на
несколько лет, а, следовательно, долговая нагрузка на бюджет будет
являться допустимой.


Исходя из финансовой безопасности
бюджета необходимо определить предельный уровень размера долга не
более 30% от общих доходов бюджета для эффективного, а уровень не
более 40% - для безопасного управления муниципальным долгом.


Сумма долга к погашению в текущем
году должна составлять не более 20% от суммы доходов. Данный уровень
получен эмпирическим путем и характеризует эластичность бюджета. То
есть мы исходим из пессимистического варианта, когда долг не
рефинансируется, а погашается за счет доходов, при этом предельный
уровень сокращения расходов, который выдерживает бюджет без
социальных последствий, составляет 20%.


Эта конструкция может быть
сформирована в трех базовых вариантах:


1. Долг к погашению полностью равен
профициту бюджета (риск в управлении долгом при устойчивом рынке
близок к нулю). В течение года привлекаются только краткосрочные
заимствования для покрытия кассовых разрывов.


2. Долг к погашению равен части
профицита бюджета (10%) и рефинансированию долгов (10%) (риск в
управлении долгом умеренный, при наиболее неблагоприятной ситуации
бюджет будет исполнен в рамках Бюджетного кодекса без секвестра). В
течение года заимствования привлекаются как для покрытия кассовых
разрывов, так и для рефинансирования долга в объеме 10%.


3. Долг к погашению полностью
рефинансируется в объеме 20%, то есть бюджет сформирован без
профицита (риск в управлении долгом предельно допустимый, при
наиболее неблагоприятной ситуации бюджет без экономических и
социальных последствий может быть секвестрирован до 80% от
первоначального). В течение года заимствования привлекаются как для
покрытия кассовых разрывов, так и для рефинансирования долга в объеме
20% доходов бюджета.






3. ФОРМИРОВАНИЕ
БЮДЖЕТА В ЧАСТИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ


ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА, СОСТАВЛЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ЗАИМСТВОВАНИЙ И


ПРОГРАММЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ


СУММЫ РАСХОДОВ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА




Администрацией
Ковернинского района Нижегородской области осуществляется ряд мер,
направленных на построение прозрачной и эффективной системы
управления муниципальным долгом Ковернинского района Нижегородской
области:


- публичное раскрытие информации по
состоянию финансов муниципального района;


- проведение независимого аудита
состояния финансов и мероприятий по получению рейтинга района ведущих
рейтинговых агентств;


- непрерывный контроль за
обслуживанием долга, а также финансовыми показателями,
контролируемыми как на федеральном, областном, так и на районном
уровнях;


- формирование и мониторинг системы
долговых ограничений для получения адекватной оценки рисков.


В соответствии с установленными
критериями и ограничениями планирование объема и структуры
муниципальных заимствований должно осуществляться в следующем
порядке:


1. При составлении прогноза
социально-экономического развития Ковернинского района Нижегородской
области и проекта бюджета на предстоящий финансовый год, а также на
три года рассчитываются прогнозируемые доходы районного бюджета на
срок, определяемый срочностью имеющегося долга и планируемых
заимствований.


2. На основе анализа и прогноза
конъюнктуры рынка капитала определяется доступный объем, возможные
срочность и стоимость муниципальных заимствований Ковернинского
района Нижегородской области на очередной и последующие финансовые
годы.


3. Исходя из величины долговой
емкости бюджета муниципального района, планируемого объема
капитальных расходов и объема погашаемого муниципального долга, а
также с учетом ограничений, перечисленных в разделе 2, определяется
необходимая сумма и структура заимствований в среднесрочной
перспективе.


Управление структурой муниципального
долга необходимо осуществлять посредством систематического отбора
форм заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям
района в привлечении финансовых ресурсов и способствующих снижению
стоимости муниципального долга Ковернинского района Нижегородской
области при заданном уровне рисков.


Временная структура долга
охарактеризована с применением показателей, отражающих соотношение
обязательств с различными сроками погашения, а также интегральных
показателей, отражающих усредненные характеристики длительности
обязательств (средний срок до погашения).


Одной из наиболее значимых
характеристик временной структуры является платежный график:





j j k

Гплi = SUM (Рпог + Робсл)
+ SUM Гарантия, где

j i i k i



j

Рпог - расходы на
погашение прямого обязательства j в

i-ом периоде



j

Робсл - расходы на
обслуживание прямого обязательства j в

i-ом периоде



k

Гарантия - ожидаемый
платеж по k-му условному обязательству

в i-ом
периоде в соответствии с условиями

договоров о
предоставлении гарантий




Соотношение
платежного графика с временными графиками потенциальных источников
покрытия обязательств характеризует качество временной структуры
обязательств. Оптимизация временной структуры обязательств
предполагает такое распределение обязательств по времени, которое
наилучшим образом соответствовало возможностям районного бюджета по
обслуживанию и погашению обязательств.


Сопоставление графика обслуживания
обязательств с долговой емкостью бюджета дает представление о
свободной долговой емкости бюджета для новых заимствований на
выбранном интервале планирования.


Исходя из рыночной ситуации или целей
привлечения определяется необходимая величина свободной долговой
емкости, СДЕ, при этом учитываются платежи на обслуживание
существующего долга. После чего рассчитывается величина долговой
емкости бюджета:




ДЕi = СДЕi - Гплi




На основании
величины долговой емкости бюджета определяется величина расходов без
учета расходов на обслуживание долговых обязательств, которую можно
осуществить в плановом периоде:




Ртекi = Дi - ДЕi




Распределение
обязательств по времени должно осуществляться так, чтобы в любой
момент район имел возможность осуществить новые заимствования в целях
рефинансирования долга либо в иных целях без возникновения риска
ликвидности.


Затраты на обслуживание
муниципального долга Ковернинского района Нижегородской области на
очередной финансовый год рассчитываются исходя из Программы
муниципальных заимствований Ковернинского района Нижегородской
области. Сумма расходов на обслуживание муниципального долга
планируется исходя из пессимистичного прогноза уровня процентных
ставок и обменных курсов.


Увеличение затрат на обслуживание
муниципального долга Ковернинского района Нижегородской области при
отклонении параметров финансового рынка от прогнозируемых показателей
зависит от рисков, присущих долговым обязательствам, находящимся в
структуре муниципального долга Ковернинского района Нижегородской
области.


Основной целью управления рисками
является их минимизация. С точки зрения основных подходов к
минимизации выделяют риски, источники возникновения которых являются
подконтрольными администрации Ковернинского района Нижегородской
области, включая кредитный риск, юридические риски и риск
противозаконных действий, риск ликвидности, риск платежа, то есть
риски данной категории могут быть уменьшены путем проведения
соответствующих мероприятий или иных действий, и риски, связанные с
внешними условиями, которые неподконтрольны администрации
Ковернинского района: риск рефинансирования, риск процентной ставки,
валютный риск, риск пролонгации, риск цены выкупа.


Для минимизации подконтрольных рисков
администрация Ковернинского района Нижегородской области основывается
на следующих принципах:


- повышение качества перспективного
финансового планирования;


- построение оценки долговой емкости
бюджета на основе пессимистичных прогнозов экономического развития и
финансового состояния Ковернинского района Нижегородской области;


- планирование структуры и объема
долга из условия, что объем расходов на погашение и обслуживание
обязательств в каждом периоде не должен превышать величины долговой
емкости в этом периоде, основанной на консервативном прогнозе
социально-экономического развития Ковернинского района Нижегородской
области и уменьшенной на страховочную часть долговой емкости;


- анализ кредитоспособности
получателя муниципальной гарантии на стадии выдачи гарантии, а также
мониторинг финансового состояния на протяжении всего срока действия
гарантии;


- проведение детальной юридической
экспертизы разрабатываемых документов по привлечению заимствований с
целью полной детализации всех условий контрактов;


- обеспечение надлежащего доступа к
конфиденциальной информации;


- выполнение требований безопасности
в информационной системе учета и управления прямыми и условными
обязательствами.


Для неподконтрольных рисков основным
способом минимизации рисков для вновь привлекаемых обязательств
является отказ от привлечения заимствований, которым присущи
значительные риски, а по уже существующим долговым обязательствам
необходимо проводить их рефинансирование с учетом минимизации рисков.


Решение о привлечении заимствований
или рефинансировании принимается на основе количественной оценки
риска, которая проводится с помощью анализа чувствительности
обязательств по отношению к различным внешним факторам, при этом
предпочтение отдается инструментам с наименьшим уровнем риска.


Планирование и проведение операций по
управлению структурой муниципального долга Ковернинского района
Нижегородской области должно осуществляться на основе результатов
анализа зависимости затрат на обслуживание долга от реализации
указанных видов риска.


Кроме того, при планировании вновь
привлекаемых прямых и условных обязательств учитывается
дополнительный набор ограничений, накладываемых свободной долговой
емкостью бюджета для новых заимствований. При этом свободная долговая
емкость новых заимствований делится на три части:




СДЕi = СДЕгарi +
СДЕдолгi + СДЕстрахi, где




СДЕгарi - часть
свободной долговой емкости бюджета, предназначенная для покрытия
ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным
обязательствам;


СДЕдолгi - часть свободной долговой
емкости бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию
вновь привлекаемых прямых обязательств;


СДЕстрахi - страховочная часть
свободной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета,
возникающий вследствие ошибок планирования и прогнозирования.


Величина СДЕстрахi определяется как
фиксированная величина или доля свободной долговой емкости и зависит
от точности бюджетного прогноза. Величина СДЕстрахi устанавливается в
объеме 15% от общей свободной долговой емкости и может уменьшаться с
ростом точности прогнозирования.


Планирование прямых долговых
обязательств проводится в трех направлениях:


1. Заимствования на покрытие коротких
кассовых разрывов бюджета.


2. Заимствования под капитальные
расходы, в том числе инвестиционные проекты.


3. Заимствования на рефинансирование
уже существующих обязательств. Планирование привлечения прямых
обязательств производится отдельно от условных.






4. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
В ЧАСТИ ИСТОЧНИКОВ


ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА,
ПРОГРАММЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ И КОНТРОЛЬ ЗА
ОБЪЕМОМ РАСХОДОВ


НА ОБСЛУЖИВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА




В целях исключения
рисков возникновения просроченной задолженности при исполнении
бюджета необходимо использовать несколько правил:


- в кассовом плане исполнения бюджета
источником погашения долговых обязательств являются только
собственные доходы;


- привлечение новых заимствований не
увязывается по сроку с погашением долговых обязательств;


- все кредитные линии открываются с
правом досрочного погашения. Таким образом, бюджет имеет возможность
составлять для себя удобный, растянутый во времени график погашения
кредита и не зависеть от желания кредитора по продлению кредитной
линии. Кроме того, всегда существует возможность заменить долговые
обязательства на более дешевые ресурсы.


Эти правила позволяют, опираясь на
сроки уплаты налоговых платежей в бюджет, четко выдерживать графики
погашения и обслуживания долговых обязательств за счет собственных
доходов. В случае отсутствия возможности привлечения плановых
заимствований ликвидность регулируется через сокращение непроцентных
расходов.


Перевод всех бюджетополучателей на
казначейскую систему исполнения бюджета позволил обеспечить на счете
бюджета ежедневный неснижаемый остаток, который поддерживает
ликвидность бюджета. Поэтому право безакцептного списания средств
бюджета является достаточным обеспечением для кредиторов.




4.1. Операции с
долговыми обязательствами


Ковернинского района Нижегородской
области




В рамках исполнения
бюджета муниципального района и управления муниципальным долгом
осуществляются основные операции с долговыми обязательствами:


- привлечение долговых обязательств;


- обслуживание долговых обязательств;


- погашение долговых обязательств, в
том числе досрочное погашение;


- досрочный выкуп долговых
обязательств;


- использование производных
финансовых инструментов с долговыми обязательствами (свопы, сделки
РЕПО).


Указанные операции осуществляются на
основе положений постановления Земского собрания Ковернинского района
о бюджете муниципального района на соответствующий финансовый год с
учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.


При исполнении бюджета муниципального
района и управлении ликвидностью преимущественно используются
следующие инструменты заимствований:


- бюджетные ссуды и бюджетные
кредиты;


- кредиты коммерческих банков;


- облигации, номинированные в валюте
Российской Федерации;


- муниципальные гарантии
Ковернинского района Нижегородской области.


Бюджетные кредиты.


В связи с неравномерностью
поступления доходов и потребностью в финансировании расходов при
исполнении бюджета в течение года возникают временные кассовые
разрывы, основным видом покрытия которых являются бюджетные кредиты.
Короткий срок (шесть месяцев в пределах бюджетного года) и низкая
процентная ставка по бюджетным кредитам позволяют значительно снизить
расходы на обслуживание долга, вследствие этого заинтересованность в
сохранении данного вида заимствований в структуре долга будет
сохраняться.


Кредиты коммерческих банков.


Поддержание оптимальной структуры
обязательств является одной из основных задач управления
муниципальным долгом. Несбалансированность бюджета и конъюнктура
рынков оказывает значительное влияние на обслуживание долговых
обязательств. График платежей составляется таким образом, чтобы
обеспечить равномерную нагрузку на бюджет. Однако не всегда удается
избежать пиковых нагрузок и возникает необходимость рефинансировать
такие выплаты. При изменении рыночных процентных ставок или более
выгодных предложений по срокам также возникает необходимость
рефинансировать более дорогие или короткие долговые обязательства в
целях снижения расходов на обслуживание долга и увеличения общей
дюрации долга. Простота и быстрота получения средств, а также
индивидуальные гибкие условия кредитных договоров делают кредиты
коммерческих банков незаменимым инструментом для рефинансирования
долговых обязательств. Преимущество отдается кредитам сроком до
одного года и "годовым" кредитным линиям с лимитом
задолженности, в рамках которых финансирование проводится
краткосрочными траншами. Портфель кредитов должен быть достаточно
диверсифицирован по кредиторам. Это позволяет создать конкурентную
среду и существенно снизить стоимость заимствований.


Облигации, номинированные в валюте
Российской Федерации.


Длительный срок и большой объем
получаемых средств, а также рыночный способ размещения, обращения и
формирования цены делают облигационные займы одним из основных видов
заимствования для финансирования бюджета развития и инвестиционных
проектов с длительным сроком окупаемости. Форма заимствований через
рыночные долговые обязательства позволяет существенно расширить круг
кредиторов, сформировать публичную кредитную историю, тем самым
положительно воздействуя на инвестиционную привлекательность,
дальнейшее экономическое развитие, и, как следствие, снизить расходы
на обслуживание муниципального долга Ковернинского района
Нижегородской области.


Муниципальные гарантии Ковернинского
района Нижегородской области.


Муниципальные гарантии являются одной
из форм заимствований, обуславливающей повышение инвестиционной
привлекательности Ковернинского района Нижегородской области. Однако,
учитывая высокие риски гарантийных обязательств, необходимо проводить
политику, направленную на ограничение доли условных обязательств в
структуре муниципального долга. Доля муниципальных гарантий в
структуре долга не должна превышать 15% от общего объема
муниципального долга Ковернинского района Нижегородской области.


Предоставление муниципальных гарантий
должно основываться на следующих принципах:


- гарантии предоставляются
преимущественно с установлением регрессного требования, на конкурсной
основе и под инвестиционные проекты, имеющие важное
социально-экономическое значение для Ковернинского района
Нижегородской области;


- проведение более качественной
оценки инвестиционных проектов, под которые предоставляются гарантии;


- углубленный анализ финансового
состояния принципала по установленным жестким критериям;


- введение платного принципа
предоставления муниципальных гарантий;


- выполнение принципалом требований
по отсутствию задолженности по налоговым платежам и иной просроченной
задолженности, наличию собственных средств для инвестиционного
проекта, под который выдается муниципальная гарантия.




4.2. Оперативное
управление муниципальным долгом


Ковернинского района Нижегородской
области




Главной целью
оперативного управления муниципальным долгом Ковернинского района
Нижегородской области является сглаживание пиков долговых платежей,
экономия бюджетных средств, выделяемых для обслуживания и погашения
долговых обязательств при одновременном обеспечении других видов
расходов бюджета текущего финансового года.


В предыдущих разделах Концепции
рассмотрены принципы управления муниципальным долгом Ковернинского
района Нижегородской области на стадии формирования прогнозов, что в
первую очередь выражается в установлении дополнительных ограничений
на объемы осуществляемых заимствований на среднесрочную перспективу.
В данном разделе определяются методы оперативного управления
муниципальным долгом района в рамках исполнения бюджета текущего
года. К числу таких методов относятся:


- корректировка сроков привлечения
заемных средств, предусмотренных программой муниципальных
заимствований для финансирования утвержденного объема дефицита
бюджета муниципального района;


- поддержание на счете финансового
отдела администрации Ковернинского района в ГРКЦ ГУ Банка России по
Нижегородской области средств неснижаемого остатка для обеспечения
ликвидности бюджета;


- досрочное погашение долговых
обязательств;


- сокращение объема заимствований;


- использование производных
финансовых инструментов.


Корректировка сроков привлечения
заемных средств при условии сохранения общих параметров бюджета
текущего года предусматривает их перенесение на более ранние или
поздние сроки по сравнению с утвержденным поквартальным
распределением заимствований. Критерием определения необходимости ее
осуществления является реальное финансовое состояние района, то есть
фактическое поступление доходов и фактическое использование
предусмотренных бюджетом ассигнований.


Корректировка сроков привлечения
заемных средств может также мотивироваться складывающейся
конъюнктурой на рынке заимствований, когда за счет изменения
утвержденных сроков привлечения заемных средств достигается
сокращение расходов по обслуживанию долга муниципального района.


Поддержание достаточного уровня
средств, необходимых для погашения в установленные сроки долговых
обязательств муниципального района, направлено, в первую очередь, на
сглаживание пиковых нагрузок на бюджет муниципального района и
исключение в связи с этим резкого снижения уровня финансовой
обеспеченности бюджета.


Досрочное погашение долговых
обязательств Ковернинского района, включая банковские кредиты, выкуп
и выведение из обращения муниципальных ценных бумаг района,
осуществляется за счет дополнительно полученных доходов,
перераспределения экономии по текущим расходам и/или привлечения
новых, более дешевых заимствований. Досрочное погашение долговых
обязательств осуществляется в целях сокращения расходов бюджета по
обслуживанию заимствований.


Сокращение объема муниципальных
заимствований текущего финансового года должно рассматриваться как
одна из мер снятия пиковых нагрузок по погашению долговых
обязательств будущих периодов.


Использование производных финансовых
инструментов в операциях с долговыми обязательствами осуществляется с
целью сокращения бюджетных расходов на обслуживание и изменение
срочности муниципального долга.






5. МОБИЛИЗАЦИЯ
СОБСТВЕННЫХ АКТИВОВ РАЙОНА.


РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РАБОТЕ С
ДОЛЖНИКАМИ


БЮДЖЕТА В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ
В ЗАИМСТВОВАНИЯХ




5.1. Принципы
выделения бюджетных средств на возвратной основе.


Необходимо постепенно сократить объем
предоставления бюджетных средств на возвратной основе в целях
оказания финансовой помощи предприятиям с переходом к политике
использования бюджета как финансового рычага для инвестиционных
проектов, соответствующих приоритетам социально-экономического
развития Ковернинского района Нижегородской области.


Основные мероприятия, проводимые для
снижения рисков и повышения эффективности использования бюджетных
средств:


- повышение качества оценки
инвестиционных проектов в целях определения степени экономической
целесообразности предоставления средств районного бюджета, уровня
финансового состояния и кредитоспособности заемщика, наличие
ликвидных источников обеспечения возврата средств;


- отбор инвестиционных проектов на
конкурсной основе;


- оказание бюджетной поддержки
инвестиционным проектам, соответствующим системе целей
социально-экономического развития Ковернинского района Нижегородской
области;


- оценка бюджетной эффективности
инвестиционного проекта;


- минимизация расчетного срока
окупаемости инвестиционного проекта.


5.2. Получение средств от дебиторов
бюджета муниципального района.


В целях выявления дополнительных
источников для погашения муниципального долга необходима реализация
комплекса мер по работе с должниками бюджета:


- систематический анализ существующей
структуры задолженностей перед бюджетом муниципального района;


- ведение единой базы данных по
дебиторской задолженности бюджета муниципального района;


- юридическая экспертиза договорной
базы (в том числе наличие и качество залогового и прочего
обеспечения);


- осуществление контроля
(предварительного, текущего, последующего) за получателями средств
бюджета муниципального района на возвратной основе на всех стадиях
бюджетного процесса;


- контроль за сроками возврата
средств и перечислением платы за пользование средствами бюджета
муниципального района;


- проведение проверок
финансово-хозяйственной деятельности получателей средств бюджета
муниципального района;


- выявление нецелевого использования
средств бюджета муниципального района, выданных на возвратной основе.


Администрация Ковернинского района
проводит целенаправленную деятельность по взысканию имеющихся
задолженностей в бюджет муниципального района с минимизацией потерь
при возврате просроченных долгов.


На первом этапе - проведение анализа
причин возникновения просроченной задолженности в целях принятия
варианта урегулирования долга.


Добровольный порядок урегулирования
долга. Реструктуризация.


Принятие решения по данному вопросу
возложено на комиссию по урегулированию задолженности хозяйствующих
субъектов и органов местного самоуправления.


Основные факторы, которые учитываются
при проведении реструктуризации:


- финансовое положение предприятий
объективно не позволяет им исполнять свои обязательства по
действующим договорам займа;


- предотвращение банкротства,
сохранение численности рабочих мест, снижение социальной
напряженности на этих предприятиях;


- сохранение источников налоговых
поступлений во все уровни бюджетной системы;


- получение предприятиями возможности
проведения модернизации технологических процессов, внедрения новых
передовых технологий, что способствует увеличению промышленного
потенциала района и увеличению налогооблагаемой базы;


- сохранение возможности реализации
социальных программ для работников предприятий.


Принудительный порядок (судебный)
урегулирования долга в случае отказа заемщика от добровольного
порядка урегулирования:


- обращение взыскания на обеспечение
по договору (реализация залога, банковская гарантия, безакцептное
списание);


- направление в арбитражный суд иска
о взыскании задолженности;


- усиление взаимодействия с
правоохранительными органами для ускорения и обеспечения более
полного возврата средств, принадлежащих бюджету.






6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА
ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОПЕРАЦИЙ


С ДОЛГОМ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНОЙ
СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ


ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. ФОРМЫ И
СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ




Учет муниципального
долга Ковернинского района Нижегородской области, а также операций по
привлечению, обслуживанию и погашению долговых обязательств
Ковернинского района Нижегородской области осуществляется финансовым
отделом администрации Ковернинского района Нижегородской области в
соответствии с действующими нормативными актами и правилами
бухгалтерского учета.


Учет муниципального долга ведется в
следующих видах:


- бухгалтерский учет муниципального
долга Ковернинского района Нижегородской области, целью которого
является своевременное и полное отражение операций по привлечению,
обслуживанию и погашению долговых обязательств;


- оперативный учет, целью которого
является формирование и предоставление фискальным органам и
заинтересованным лицам оперативной информации о состоянии долга
Ковернинского района Нижегородской области, расходов бюджета на его
обслуживание и потоках денежных средств, возникающих в долговой
системе, для принятия оперативных решений по исполнению
инвестиционной части бюджета муниципального района.


Система учета долга представляет
собой комплекс процедур по хранению информации, относящейся к
обязательствам, а также средства автоматизации этих процедур. Система
учета долга и условных обязательств должна обеспечивать сбор,
хранение, систематизацию и внесение изменений в данные, относящиеся
ко всем типам прямых и условных обязательств, а также обязательств,
входящих в состав консолидированного долга.


Долговая книга Ковернинского района
Нижегородской области является частью системы учета прямых и условных
обязательств.


В соответствии с требованиями
Бюджетного кодекса Российской Федерации в долговую книгу вносятся
основные сведения о долге, а также другая информация. Структура и
порядок ведения долговой книги определяются администрацией
Ковернинского района Нижегородской области.


Кроме информации, представленной в
долговой книге, на оценку кредитоспособности влияет информационная
политика и стандарты раскрытия информации.


Раскрытие информации о
финансово-экономической деятельности администрации Ковернинского
района Нижегородской области позволяет инвесторам получить полное
представление и наиболее объективно оценить эту деятельность, а также
общее финансовое состояние района. Подготовка и раскрытие
аналитической информации о финансовой деятельности призваны повысить
осведомленность как заинтересованных лиц, так и населения.


Согласно требованиям Бюджетного
кодекса Российской Федерации основная информация о деятельности
органов власти должна быть публичной, доступной населению.


Однако существует перечень
информации, которая носит конфиденциальный характер. Такой список
особо выделен в рамках информационной политики с объяснением причин
конфиденциальности. Остальная информация доступна для широкого круга
лиц.


Использование различных способов
распространения информации, включая размещение в сети Интернет
электронной версии и прямую рассылку, в том числе посредством
электронных средств связи, призвано повысить доступность
аналитической информации для населения.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru