АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА БАЛАХНЫ
БАЛАХНИНСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 февраля 2007 г. № 3-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ,
УТВЕРЖДЕНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ И
КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ
РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ГОРОДА
БАЛАХНЫ
В целях повышения
качества разработки городских целевых программ и своевременного
обеспечения их реализации, руководствуясь Законом Нижегородской
области от 22.07.2003 № 66-З "О прогнозировании, стратегическом
и программном планировании социально-экономического развития
Нижегородской области", ст. 28, 36 Устава муниципального
образования город Балахна и Положением об администрации города
Балахны:
1. Утвердить Положение о порядке
разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом
реализации целевых программ города Балахны (приложение).
2. Структурным подразделениям
администрации города Балахны при разработке, согласовании и
утверждении новых целевых программ руководствоваться вышеизложенным
Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на заместителя главы администрации города
Балахны Е.И. Чиненкову.
Глава администрации
города
В.К.КОЛПИКОВ
Приложение
к распоряжению
администрации г. Балахны
Балахнинского района
от 05.02.2007 № 3-р
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ,
ФИНАНСИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА
ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
ГОРОДА БАЛАХНЫ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Порядок
распространяется на городские целевые программы (краткосрочные,
среднесрочные, долгосрочные).
1. Краткосрочная, среднесрочная,
долгосрочная городская целевая программа (далее - целевая программа)
представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам
осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение
приоритетных социальных, экономических, культурных, экологических и
других проблем города Балахны, развитие отраслей городского
хозяйства.
Краткосрочные программы - программы,
реализация которых планируется в течение периода от одного до трех
лет.
Среднесрочные программы - программы,
реализация которых планируется в течение периода от трех до пяти лет.
Долгосрочные программы - программы,
реализация которых планируется в течение периода более пяти лет.
Целевая программа может включать в
себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач
в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы
осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а
также необходимости рациональной организации их решения.
2. Разработка проекта и утверждение
целевой программы включают в себя следующие основные этапы:
- выбор проблемы, подготовка
аналитической записки о целесообразности решения выделенной проблемы
программно-целевым методом, согласование и проведение экспертизы
финансово-экономическим отделом, подготовка распоряжения о разработке
целевой программы;
- разработка проекта целевой
программы;
- согласование и экспертиза проекта
целевой программы;
- рассмотрение и утверждение целевой
программы городской Думой города Балахны;
- управление реализацией целевой
программы;
- контроль за выполнением целевой
программы.
Определения, используемые в
Положении:
Программно-целевой метод - это
научно-программный и временной способ увязки планируемых целей с
ресурсами.
Метод сценариев - это метод
декомпозиции (разделения на части) задачи прогнозирования,
предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития
событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные
варианты развития. Сценарные условия социально-экономического
развития - прогноз относительно функционирования экономики города в
будущем на основании определенных предположений с учетом внешних и
внутренних факторов, влияющих на развитие экономики и социальной
сферы.
Программные мероприятия - это
инновационные мероприятия, направленные на развитие экономики города,
повышение эффективности проводимой работы.
Приоритетные мероприятия - это
наиболее значимые мероприятия, направленные на решение наиболее
важных задач.
Реестр целевых программ - это каталог
действующих городских целевых программ, утвержденных городской Думой
города Балахны (далее - Реестр).
В Реестр отдельным разделом
включаются федеральные целевые программы (далее - ФЦП), областные
целевые программы (ОЦП) и районные целевые программы (РЦП),
мероприятия которых реализуются на территории города Балахны, в том
числе за счет бюджета города.
Перечень целевых программ - это
ежегодно формируемый список городских целевых программ, предлагаемых
для включения на финансирование из бюджета города на очередной
финансовый год, и федеральных, областных и районных целевых программ,
мероприятия которых реализуются на территории города (далее -
Перечень).
II. ВЫБОР ПРОБЛЕМ ДЛЯ
ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ
И ПОДГОТОВКА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ
1. Предложения о
разработке целевой программы рассматривает глава администрации. В
случае одобрения целевой программы главой администрации он принимает
решение о подготовке аналитической записки о целесообразности
программной разработки проблемы.
2. Аналитическая записка должна
включать следующие основные разделы:
- обоснование соответствия решаемой
проблемы и целей программы приоритетным задачам
социально-экономического развития города Балахны;
- обоснование целесообразности
решения проблемы программно-целевым методом;
- характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода;
- возможные варианты решения
проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы;
- предложения по целям и задачам
программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации целевой программы по годам;
- предложения по источникам
финансирования целевой программы;
- предложения по участию структурных
подразделений администрации города, государственных, муниципальных
учреждений и организаций в формировании и реализации целевой
программы;
- предложения по разработчикам
целевой программы, формам и методам управления реализацией целевой
программы.
3. Финансово-экономический отдел
согласовывает и проводит экспертизу о необходимости решения проблемы
программно-целевым методом.
4. На основе экспертизы, проведенной
финансово-экономическим отделом, подготавливается проект распоряжения
о разработке целевой программы. Решение о разработке новой целевой
программы оформляется распоряжением администрации города Балахны.
Глава администрации определяет координатора программы - заместителя
главы администрации.
III. ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Целевая программа
состоит из следующих разделов:
1. Характеристика проблемы, на
решение которой направлена целевая программа, и оценка сложившейся
ситуации.
2. Основные цели программы,
выраженные в конкретной измеряемой форме, оценка социальных,
экономических и экологических результатов реализации целевой
программы.
3. Задачи, которые необходимо решить
для достижения целей, обозначенных в программе, с указанием сроков и
этапов их реализации, индикаторы и показатели, характеризующие
поэтапное решение задачи.
4. Перечень мероприятий программы,
которые необходимо реализовать для решения каждой из задач, и
конкретный результат, который должен быть получен вследствие
реализации этих мероприятий.
5. Обоснование источников и объемов
финансового обеспечения целевой программы.
6. Оценка внешних факторов, которые
могут влиять на достижение поставленных целей.
7. Механизм управления программой.
Целевая программа также содержит
паспорт городской целевой программы по форме согласно приложению к
настоящему Порядку.
К содержанию разделов целевой
программы предъявляются следующие требования:
Первый раздел целевой программы
должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ
причин ее возникновения, обоснование ее связи с приоритетами
социально-экономического развития города Балахны, генеральным планом
развития г. Балахны, целесообразности программного решения проблемы
на городском уровне, описание социальных, экономических и
экологических результатов реализации программы, общую оценку вклада
программы в экономическое развитие города. Раздел должен содержать
анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных
рисков, связанных с реализацией программы (финансовых,
организационных, иных).
Второй раздел целевой программы
должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с
указанием целевых индикаторов и показателей.
Цели программы должны:
- соответствовать компетенции
заказчика целевой программы;
- быть реально достижимыми;
- быть представлены в измеряемой
форме для обеспечения объективной проверки достижения целей.
Третий раздел целевой программы
должен содержать перечень задач, обоснованные значения целевых
индикаторов и показателей для каждого этапа их решения, сроки решения
каждой из задач.
Четвертый раздел целевой программы
должен содержать мероприятия (в т.ч. приоритетные), которые
предлагается реализовать для решения каждой из задач целевой
программы и достижения поставленных целей, а также информацию о
необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием
статей расходов и источников финансирования) и сроках. Мероприятия
должны быть увязаны по срокам, ресурсам и в итоге обеспечивать
достижение целевых индикаторов и показателей соответствующих задач
программы.
В пятом разделе целевой программы
должно содержаться обоснование ресурсов, необходимых для реализации
программы, сроков и источников финансирования - в погодовой разбивке
по источникам финансирования, а также направлениям использования (по
разделам, статьям бюджетной классификации) для мероприятий,
источником финансирования которых является бюджет города Балахны.
Если среди источников финансового
обеспечения целевой программы предусмотрены средства вышестоящих
бюджетов, реальность их использования должна быть подкреплена
наличием соответствующих нормативно-правовых актов либо соглашений с
соответствующими органами исполнительной власти.
Если среди источников финансового
обеспечения целевой программы предусмотрены средства предприятий,
возможность их использования должна быть подтверждена соглашениями
(договорами) о намерениях между заказчиком программы и этими
организациями.
Шестой раздел целевой программы
включает описание внешних факторов, которые могут влиять на ход
реализации программы, достижение поставленных целей, а также сценарии
возможного хода реализации программы (например оптимистический,
реалистический, пессимистический) в зависимости от изменения внешних
факторов (PEST-анализ). Анализ факторов внешней среды и тенденций ее
развития складывается на основе анализа макроокружения города. При
проведении анализа необходимо прежде всего сгруппировать наиболее
значимые факторы влияния (политические, экономические, социальные,
технологические). Вариантность предполагает представление по каждому
программному мероприятию альтернативных способов его реализации, а
также вариантов его финансирования, отличающихся по размеру
необходимых средств. Разработчик программы должен спрогнозировать
социально-экономический эффект от реализации программы при разных
сценарных подходах.
В седьмом разделе целевой программы
дается описание механизма управления целевой программой, включая
систему мониторинга программы, схему взаимодействия заказчика
(координатора программы) и исполнителей программных мероприятий,
сроки отчета о ходе реализации целевой программы за отчетный год.
IV. ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА
(КООРДИНАТОРА) ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Заказчик
(координатор) целевой программы:
1. Подготавливает исходное задание на
формирование целевой программы, координирует действия разработчиков.
2. Включает утвержденную целевую
программу в реестр городских целевых программ.
3. Определяет перечень целевых
индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных
мероприятий.
4. Разрабатывает проекты правовых
актов города Балахны, необходимых для выполнения целевой программы.
5. Согласовывает с основными
участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий,
объемы и источники финансирования, в том числе из бюджета города.
6. По мероприятиям, предусматривающим
финансирование за счет средств федерального, областного и районного
бюджетов, внебюджетных источников (средства организаций),
подготавливает проекты соглашений (договоров) с органами
исполнительной власти, предприятиями.
7. Несет ответственность за
своевременную и качественную реализацию целевой программы,
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее
реализацию.
8. Организует в установленные сроки
подготовку отчетов о ходе реализации целевой программы за отчетный
год, об ожидаемом выполнении программных мероприятий в текущем году,
о выполнении целевой программы за весь период ее реализации. Ежегодно
в I квартале года, следующего за отчетным, информирует городскую Думу
о ходе реализации целевой программы.
Подготавливает ежегодно в
установленном порядке предложения об уточнении перечня программных
мероприятий на очередной финансовый год, представляет заявки на
финансирование целевых программ, уточняет затраты по программным
мероприятиям, а также механизм реализации целевой программы.
Заказчик-координатор несет
ответственность за подготовку и реализацию целевой программы в целом.
Для лучшего взаимодействия отраслей в ходе реализации многоотраслевой
целевой программы при координаторе программы может создаваться
координационный совет, состав которого утверждается главой
администрации города.
V. СОГЛАСОВАНИЕ,
ЭКСПЕРТИЗА И УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Согласованный с
исполнителями проект целевой программы с документами, проектами
документов, подтверждающими финансирование программы за счет средств
федерального, областного и районного бюджетов, внебюджетных
источников, координатор целевой программы направляет в
финансово-экономический отдел.
Финансово-экономический отдел
подготавливает заключение по проекту целевой программы. С учетом
замечаний и предложений финансово-экономического отдела координатор
целевой программы совместно с ее разработчиками производит доработку
проекта программы. Доработанный проект целевой программы повторно
направляется в финансово-экономический отдел.
После согласования с
финансово-экономическим отделом координатор направляет проект целевой
программы на правовую экспертизу в отдел организационно-кадровой и
правовой работы.
Экспертиза проводится в течение 3
дней со дня поступления программы в соответствующее структурное
подразделение.
По результатам экспертизы программа
заслушивается на заседании коллегии администрации города Балахны.
Коллегия принимает решение о целесообразности ее реализации на
территории города и рекомендует к рассмотрению городской Думы.
Не рекомендуется утверждение целевых
программ непосредственно в ходе исполнения бюджета города Балахны в
случае, если реализация программных мероприятий предусматривается в
текущем финансовом году и требует дополнительного финансирования.
VI. РАСХОДОВАНИЕ
СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Городские целевые
программы реализуются за счет средств бюджета города, федерального,
областного и районного бюджетов, средств организаций и других
внебюджетных источников.
Проектируемые объемы бюджетного
финансирования целевых программ должны соответствовать контрольным
показателям перспективного финансового плана.
Увязку размеров финансовых ресурсов,
направляемых на решение отдельных задач конкретной целевой программы,
с проектируемыми лимитами финансового обеспечения по перспективному
финансовому плану осуществляет координатор программы.
При работе над проектом бюджета
города на очередной финансовый год координатор целевой программы с
учетом хода реализации программы в текущем году, объема ассигнований,
предусмотренных перспективным финансовым планом города Балахны на
очередной финансовый год, осуществляет распределение проектируемых
бюджетных средств по конкретным направлениям, задачам и мероприятиям
программы, определяет натуральные показатели выполнения мероприятий
целевых программ, составляет расчеты и экономические обоснования к
предлагаемым объемам бюджетного обеспечения с указанием целей и
ожидаемых результатов и до 1 сентября года, предшествующего
планируемому, представляет в финансово-экономический отдел
администрации города.
Финансово-экономический отдел до 1
октября года, предшествующего планируемому, на основании Реестра, по
результатам реализации программы и по заявкам координатора городских
целевых программ формирует перечень городских целевых программ,
предлагаемых к финансированию за счет средств бюджета города в
очередном финансовом году.
Перечень целевых программ включает:
а) наименования целевых программ,
б) финансирование по разделам
(мероприятиям) программы на очередной финансовый год.
Расходование средств бюджета города,
предусмотренных координатором на реализацию утвержденных целевых
программ, осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств,
утвержденных на соответствующий финансовый год в порядке,
определяемом федеральными законами, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, правовыми актами города Балахны.
VII. О РЕЕСТРЕ И
ПЕРЕЧНЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Реестр целевых
программ отражает обобщенные паспортные данные: цель программы,
заказчиков, исполнителей, сроки действия, когда и кем утверждена
(уровень утверждения), финансирование по годам, источникам и
направлениям расходов программы.
Наличие программ в Реестре является
основанием для формирования перечня целевых программ для включения в
проект городского бюджета.
Организация и последующее ведение
Реестра городских целевых программ, мероприятий федеральных,
областных и районных программ, заявляемых для финансирования из
городского бюджета, возлагается на финансово-экономический отдел
администрации города Балахны.
Основные условия включения целевых
программ в Реестр:
1. Основным условием включения
городской целевой программы в Реестр является ее утверждение
городской Думой города Балахны.
2. ФЦП, ОЦП и РЦП включаются в
городской Реестр при наличии в ФЦП, ОЦП и РЦП мероприятий,
реализуемых на территории города.
3. Координатор городских целевых
программ и основные исполнители мероприятий ФЦП, ОЦП и РЦП в течение
месяца со дня утверждения представляют в финансово-экономический
отдел программы на бумажном и электронном носителях.
4. Городские целевые программы, срок
действия которых истек, исключаются из реестра целевых программ
города Балахны.
Основные условия включения целевых
программ в перечень:
В перечень включаются городские
целевые программы, утвержденные городской Думой города Балахны, и
мероприятия федеральных, областных и районных целевых программ,
требующие финансирования из городского бюджета.
В приоритетном порядке для
финансирования из городского бюджета в перечень включаются:
а) программы согласно приоритетным
направлениям развития города Балахны;
б) программы, мероприятия которых
подлежат завершению в планируемом (прогнозируемом) году;
в) программы, обеспечивающие решение
наиболее острых проблем в социальной сфере;
г) программы, обеспечивающие развитие
инновационных производств;
д) программы развития социальной
инфраструктуры;
е) программы, для реализации которых
заказчиком обеспечивается привлечение федеральных, областных и иных
дополнительных источников финансирования;
ж) программы, по которым принятые
денежные обязательства городского бюджета остались неисполненными по
причине недостаточности фактически выделенных средств.
Приоритетность включения целевых
программ в перечень, величина объема средств городского бюджета,
выделяемых для финансирования конкретных программ, а также
фактическое выделение денежных средств устанавливаются на основе
совокупности признаков, указанных в подпунктах "а" - "ж".
Перечень городских целевых программ,
предлагаемых к финансированию из бюджета города, в составе материалов
к проекту бюджета города на очередной финансовый год представляется
главой администрации в городскую Думу города Балахны.
VIII. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Координатор целевой
программы отвечает за ход и конечные результаты реализации программы,
рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых
средств, определяет формы и методы управления реализацией программы.
При необходимости координатор вносит
предложения главе администрации о продлении срока реализации целевой
программы, который истекает в текущем году. Срок реализации целевой
программы может продлеваться не более чем на один год. При
необходимости продления срока реализации целевой программы более чем
на один год разрабатывается новая целевая программа, подготовка и
утверждение которой осуществляются в соответствии с настоящим
Порядком. Обоснование продления срока реализации целевой программы
или подготовки новой целевой программы должно включать в себя кроме
требований, изложенных в пункте 4 настоящего Порядка, данные о
результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение
актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках
финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию целевой
программы. Финансово-экономический отдел подготавливает заключение о
целесообразности или нецелесообразности продления срока реализации
целевой программы или разработки новой целевой программы и направляет
его главе администрации города Балахны. Глава администрации принимает
решение о вынесении на рассмотрение городской Думы (либо оставляет
без рассмотрения) предложения о продлении срока реализации целевой
программы, который истекает в текущем году.
Для формирования перечня целевых
программ координатор целевой программы обеспечивает представление в
финансово-экономический отдел до 1 марта года, следующего за
отчетным, краткий отчет о ходе выполнения программных мероприятий.
Отчет должен включать:
- результаты реализации программы за
отчетный год (ожидаемые результаты за год) и их соответствие целевым
показателям программы;
- данные о целевом использовании и
объемах (с расшифровкой по мероприятиям) средств бюджета города, а
также средств, привлеченных из внебюджетных источников;
- информацию о ходе и полноте
выполнения программных мероприятий, выявленных проблемах и
предложениях по их решению.
По результатам анализа отчетов и
предложений координатора целевых программ, а также согласно пункту 7
настоящего Порядка финансово-экономический отдел представляет главе
администрации предложения:
- о выделении средств на
финансирование целевых программ в предстоящем году (перечень целевых
программ);
- о приостановке финансирования
отдельных целевых программ;
- о корректировке сроков реализации
целевой программы, перечня программных мероприятий;
- об изменении форм и методов
управления реализацией целевой программы;
- о досрочном прекращении реализации
целевой программы.
По целевой программе, срок реализации
которой завершается в отчетном году, координатор до 1 марта года,
следующего за отчетным, представляет в финансово-экономический отдел
отчет о выполнении целевой программы, эффективности использования
финансовых средств за весь период ее реализации. Отчет должен
включать информацию о результатах целевой программы и подпрограмм за
истекший год и за весь период реализации программы, включая оценку
соответствия достигнутых значений целевых индикаторов и показателей,
предусмотренных в программе.
Приложение
к Порядку разработки, утверждения,
финансирования и контроля за ходом
реализации целевых программ города
Балахны
ПАСПОРТ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование целевой
программы
|
(Полное наименование
программы)
|
Основание для
разработки программы
|
(Дата принятия и № документа,
поручающего разработку проекта программы)
|
Заказчик
|
(Орган исполнительной власти)
|
Координатор
|
(Руководитель программы -
заместитель главы администрации)
|
Разработчики |
(Структурные
подразделения администрации, государственные,
муниципальные учреждения и организации)
|
Основные исполнители
|
(Структурные
подразделения администрации, государственные,
муниципальные учреждения и организации)
|
Сроки и этапы
реализации программы
|
(Годы начала и окончания
реализации программы в целом и ее этапов)
|
Цель программы
|
(Социально-экономические
результаты, достижение которых обеспечивается решением
соответствующих задач и проведением предлагаемых мероприятий)
|
Основные задачи
программы
|
(Перечень основных
задач (подпрограмм), обеспечивающих достижение
поставленных целей)
|
Основные мероприятия
программы
|
(Перечень базовых
мероприятий программы по реализации задач (подпрограмм))
|
Финансовое обеспечение
программы
|
Общий объем финансирования,
в т.ч. по годам реализации
|
|
|
20... |
20... |
20... |
Всего |
|
по
источникам финансирования
|
|
|
|
|
|
- бюджет города
(по отдельным разделам и статьям расходов)
|
|
|
|
|
|
- бюджет района
|
|
|
|
|
|
- областной бюджет
|
|
|
|
|
|
- федеральный бюджет
|
|
|
|
|
|
- внебюджетные источники
(с расшифровкой)
|
|
|
|
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты
реализации программы
|
(Количественные (или
проверяемые качественные) итоговые, в погодовой
разбивке, показатели выполнения программы, на основе
которых возможен объективный контроль хода реализации
выполнения этапов программы и ее итогов)
|
Система организации
управления и контроля за исполнением программы
|
(Описание схемы подбора
исполнителей и координации их деятельности. Методы
контроля за целевым использованием финансовых средств и
достигнутыми результатами. Условия и порядок
возможной корректировки мероприятий программы)
|