ГОРОДСКАЯ ДУМА
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2004 г. № 666
О ВЫПОЛНЕНИИ
ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. ДЗЕРЖИНСКА ЗА 2001 -
2003 ГОДЫ
Заслушав отчет
заместителя мэра города по экономике и промышленности К.А. Уварова "О
выполнении Программы социально-экономического развития г. Дзержинска
за 2001 - 2003 годы", городская Дума постановляет:
1. Принять к сведению прилагаемый
Отчет о выполнении Программы социально-экономического развития г.
Дзержинска за 2001 - 2003 годы.
2. Настоящее постановление вступает в
силу с момента его принятия.
Председатель городской
Думы
В.А.ГОНЧАРОВ
Мэр города
В.М.БРИККЕР
Приложение
к постановлению
городской Думы г. Дзержинска
от 09.06.2004 № 666
ОТЧЕТ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ Г. ДЗЕРЖИНСКА ЗА 2001 - 2003
ГОДЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
Программа
социально-экономического развития города Дзержинска на 2001 - 2003
годы была утверждена постановлением городской Думы от 25 декабря 2001
года № 167. Основная цель Программы на этот период была определена
как: "обеспечение сбалансированного роста экономики в условиях
рыночного хозяйствования и на этой основе улучшение качества жизни
населения". Для достижения этой цели были поставлены
экономические и социальные задачи и разработаны мероприятия по их
выполнению.
Экономические задачи предусматривали
повышение эффективности работы предприятий всех форм собственности,
совершенствование системы управления и на этой основе рост
налогооблагаемой базы территории, повышение бюджетной обеспеченности
и эффективности использования бюджетных средств.
По итогам трех лет (2001 - 2003 гг.)
число зарегистрированных хозяйствующих субъектов в городе увеличилось
на 2274 единицы и составило на 01.01.2004 6157 единиц. Число
состоящих на налоговом учете физических лиц составляет 10634, что
меньше, чем на 01.01.2001, на 799. В 2003 году представили отчетность
о своей деятельности 1474 юридических лица и 5974 индивидуальных
предпринимателя.
РАЗДЕЛ I. ОЦЕНКА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Г. ДЗЕРЖИНСКА ЗА 2001 - 2003 ГОДЫ
1.1. Развитие сферы
материального производства
Объем выпуска
товаров и услуг во всех отраслях экономики в действующих ценах вырос
на 44,1% (при планируемом приросте по Программе на 52,6%).
Планируемое увеличение валового объема выпуска не было достигнуто, в
основном, за счет промышленности.
На рост объема производства оказало
влияние прекращение производственной деятельности на ряде
промышленных предприятий (ОАО "Корунд", ОАО
"Молококомбинат", НПФ "Карбохим" и др.) и ее
сокращение (ОАО "Синтез", ФГУП "Завод им. Свердлова",
ОАО "Заря" и др.), а также снижение фактического значения
индекса цен в промышленности в 2001 и 2002 годах по сравнению с
прогнозируемым значением (в 2001 году фактически он составил 115,4%
против прогнозного значения 118%, в 2002 году 110% против 113%).
Отраслевая структура валового выпуска
товаров и услуг показывает, что промышленное производство в экономике
города сохраняет свое доминирующее положение (80,2%).
Отраслевая структура
валового выпуска товаров и услуг
по итогам 2003 г. (2000 г.)
Диаграмма не
приводится.
Объем выпуска
товаров и услуг в промышленности по итогам 2003 года с учетом малого
бизнеса составил (по оценке) в действующих ценах 16197 млн руб. и
увеличился по сравнению с 2000 годом на 49,1%, в сопоставимых ценах
физический объем промышленного производства с учетом переработки
давальческого сырья увеличился на 19,8%. Имеет место прирост поставки
продукции на экспорт (6,5%), несмотря на прекращение поставок на
экспорт этиловой жидкости (ОАО "Синтез").
В отчетном периоде отмечены
положительные тенденции в развитии малого бизнеса. Удельная доля
малого бизнеса в валовом выпуске товаров и услуг увеличилась с 12,8%
в 2000 году до 15% (по оценке) в 2003 году. Число занятых, с учетом
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью,
достигло 25 тыс. человек и занимает 21,6% в численности занятых в
отраслях экономики, при значении этого показателя по итогам 2000 года
18,7%. На 01.01.2004 в МИМНС зарегистрировано 5743 малых предприятия
и 10634 индивидуальных предпринимателя без образования юридического
лица, из которых представили отчетность в налоговую инспекцию
соответственно 1317 (23%) и 5974 (56,2%). За отчетный период
структура малого бизнеса претерпела незначительные изменения,
наибольшая доля малых предприятий продолжает действовать в сфере
торговли (52%), в 2003 году отмечено активное развитие деятельности в
области туризма, медицины и образования.
В целях повышения инвестиционной
привлекательности города, обеспечения информированности потенциальных
инвесторов в 2001 году было принято постановление городской Думы о
поддержке инвестиционной деятельности на территории города в виде
освобождения от уплаты местных налогов, а также налоговых и
неналоговых платежей в части, зачисляемой в местный бюджет.
Сформирована база данных о свободных
производственных площадях, пригодных для размещения новых
производственных мощностей.
На информационных сайтах области и
города размещены 22 инвестиционных проекта, включенных в перечень
важнейших инвестиционных проектов Нижегородской области. В стадии
реализации находится признанный областью приоритетным инвестиционный
проект по строительству акрилатного комплекса. Решается вопрос о
размещении металлургического завода с объемом инвестиций 120 млн
долларов США, производства металлокорда для шинной промышленности
(фирма "Бекарт") с объемом инвестиций 70 млн долларов США,
завода по производству полиэтилентерефталата (ОАО "Сибур-Нефтехим")
с объемом капитальных вложений 145 млн долларов США.
Перспективные инвестиционные
предложения имеют и другие промышленные предприятия:
- ОАО ДПО "Пластик" -
"Освоение производства ПВХ-вспененных листов для строительства"
(стоимость проекта - 2,3 млн евро), "Расширение производства
стеклопластиковых труб и соединительных частей к ним для
производственно-коммунального назначения" (стоимость проекта -
2500 млн долларов США);
- ФГУП "Завод им. Свердлова"
- строительство нефтегазохимического комплекса "Протоген"
для получения индивидуальных ароматических углеводородов (стоимость -
20 млн долларов США), организация производства N-монометиланилина
(стоимость - 97 млн руб.);
- ФГУП "НИИ полимеров"
предлагает к реализации ряд интересных инвестиционных проектов, в том
числе разработка полимерных композитных материалов для ремонта
действующих трубопроводов, разработка технологии и организации
промышленного производства нового поколения, дезинфицирующих
препаратов для удовлетворения потребностей медицинской отрасли
(стоимость - 1 млн руб.).
За 3 года межведомственной комиссией
при администрации города согласовано к размещению 73 производства.
В программном периоде было
инвестировано средств в основной капитал в сумме 2814,6 млн руб.
Прирост инвестиций к факту 2000 года составил за 2001 год - 268 млн
руб. (рост на 38,7%), за 2002 год - 295 млн руб. (рост на 42,6%) и за
2003 год - 175,1 млн руб. (рост на 25,3%). Планируемый прирост
инвестиций к концу 2002 года (на 90%) не достигнут в связи с
невыполнением сроков реализации крупных инвестиционных проектов ОАО
"Сибур-Нефтехим" и ОАО "Акрилат". Отраслевая
структура инвестиций за отчетный период изменилась незначительно.
Структура инвестиций
в основной капитал
за 2003 г. (2000 г.)
Диаграмма не
приводится.
В сумме инвестиций
удельная доля промышленности по сравнению с 2000 годом увеличилась с
81,1% до 84,12%, строительной отрасли - с 2,4% до 3,4%, науки - с
2,1% до 2,7%, торговли с 0,7% до 1,7%. Сократилась доля инвестиций
транспортной отрасли и связи и жилищно-коммунального хозяйства. В
видовой структуре инвестиций преобладающее место продолжают занимать
вложения в машины и оборудование.
Отчетный период для ряда крупных
предприятий химической отрасли промышленности в
финансово-экономическом отношении был кризисным. Отмечен рост числа
убыточных предприятий. По итогам 2002 года экономика города имела
отрицательный сальдированный финансовый результат, т.е. сумма убытков
убыточных предприятий превысила сумму полученной прибыли. В 2003 году
ситуация несколько улучшилась и планируемый в Программе темп роста
прибыли к 2000 году был достигнут и составил 138,1% при плане 118%,
что обеспечило рост поступлений налога на прибыль на 10,5% при
сокращении ставки налогообложения.
Экономическая нестабильность
химической отрасли промышленности, банкротство предприятий повлекли
за собой сокращение численности работающих и сдерживание роста
заработной платы. Фонд оплаты труда как составляющая часть базы
налогообложения налога на доходы физических лиц увеличился за три
года на 92,5%, при планируемом темпе роста 180%, в результате сумма
поступлений по налогу с доходов физических лиц увеличилась на 65,1%.
Несмотря на имеющий место рост
налогооблагаемой базы ситуация с исполнением бюджета города
складывалась сложно. Отмечается большой разрыв между объемом средств,
требуемых на финансирование бюджетных расходов, и объемом средств,
поступающих в доходную часть городского бюджета. Потребность на
выплату заработной платы, содержание бюджетной сети и инфраструктуры
города не покрывается собственными доходами. Средств, поступающих в
виде трансфертов и субсидий, недостаточно для сбалансирования
доходной и расходной части бюджета. Проводимая на федеральном уровне
налоговая реформа и политика реформирования межбюджетных отношений
значительно сократили долю доходов, оставляемых на территории города.
Если в 2000 году доля налоговых поступлений, направляемая в доходы
местного бюджета, в налоговых доходах территории составляла 42%, то
по итогам 2003 года она сократилась до 30%.
Распределение
налоговых поступлений по бюджетам
за 2003 г. (2000 г.)
Диаграмма не
приводится.
По причине снижения
нормативов отчислений в местный бюджет налоговые доходы в местный
бюджет за истекшие три года увеличились лишь на 8,2%, в результате
собственные доходы, при росте неналоговых доходов на 87,7%, возросли
всего на 14% при планируемом росте на 25%.
При сохранении нормативов отчислений
налоговых поступлений в местный бюджет на уровне 2000 года темп роста
налоговых поступлений в 2003 году достиг бы 147%, а собственных
доходов - 160,7%.
Доходы бюджета за 2003 год из всех
источников поступлений увеличились по сравнению с 2000 годом на 78,5%
при уровне инфляции 59,3%, в расчете на душу населения (с учетом
данных переписи населения) доходы увеличились на 88,3%.
Темпы роста доходов,
расходов городского
бюджета и инфляции (%)
Диаграмма не
приводится.
Расходы бюджета в
2003 году составили 1242,1 млн руб. и увеличились по сравнению с 2000
годом на 95,5%. В составе расходов городского бюджета значительно
возросла доля средств, направляемых на жилищно-коммунальное
хозяйство, с 20% в 2000 году до 34,4% в 2003 году, при сокращении
доли средств, направляемых на образование, с 29,6% до 27,3%, на
здравоохранение - с 24,5% до 17,3% (без учета средств фонда ОМС).
Структура расходов
городского бюджета за 2003 г. (2000 г.)
Диаграмма не
приводится.
За счет оказания
платных услуг в доход бюджета было вовлечено 96 млн руб., в
результате проведения бюджетосберегающих мероприятий сокращены
расходы на 40,7 млн руб. (оптимизация сети, энергосберегающие
мероприятия, конкурсное распределение бюджетных средств).
Несмотря на принимаемые меры по
увеличению доходов бюджета и оптимизации их расходов, собственными
доходами обеспечивается лишь 70 - 75% расходов бюджета,
сформированных по нормативам бюджетного финансирования. Хроническое
недофинансирование получателей бюджетных средств стало преобладающим
фактором, оказывающим отрицательное влияние на решение социальных
задач, направленных на повышение уровня и качества жизни населения
города.
1.2. Развитие
социальной сферы
По итогам 3 лет
показатель уровня рождаемости повысился (число родившихся на 1 тысячу
населения) с 7,1 в 2000 году до 8,9 в 2003 году, показатель уровня
смертности в 2000 году составлял 17,1, в 2001 году было отмечено его
снижение до 16,9, а по итогам 2003 года он достиг значения 19,2.
Следует заметить, что на значение показателя уровня смертности и
рождаемости по итогам 2003 года оказали итоги переписи населения 2002
года, по результатам которой численность населения города сократилась
на 13 тыс. человек.
В системе здравоохранения во
исполнение поставленных Программой задач в отчетном периоде (2001 -
2003 годы) проводилась работа по поддержанию существующей сети
лечебно-профилактических учреждений, обеспечению ее функционирования
при сохранении качества медицинской помощи. Мониторинг деятельности
муниципальной системы здравоохранения по количественным и
качественным показателям отражает стабильную ситуацию. Комплексная
оценка деятельности при контрольных нормативах министерства
здравоохранения Нижегородской области от 0,85 до 1,0 составила в 2001
году - 0,97, в 2002 году - 0,98, в 2003 году - 0,99. Обеспечение
доступности населению медицинской помощи характеризуется следующими
показателями:
|
2001
|
2002
|
2003
|
- обеспеченность койками на 10
тыс. населения
|
92,1 |
92,9 |
95,0 |
- количество койко-дней на 1
тыс. населения
|
3048,5 |
3029,3 |
3116
|
- функция койки
|
331
|
326
|
328
|
- количество койко-дней
стационарозамещающих технологий на 1 тыс. населения
|
252,5 |
235,5 |
196,7 |
- количество посещений
поликлиник на 1 тыс. населения
|
9701
|
8455,1 |
8007
|
- количество выездов скорой
помощи на 1 тыс. населения
|
327,8 |
345,5 |
365,8 |
Уровень
госпитализации и функционирования коечного фонда на протяжении трех
лет не претерпел значительных изменений. Имеет место уменьшение
количества посещений в поликлиниках, которое объясняется
недостаточной и уменьшающейся укомплектованностью врачами (особенно
специалистами), а также значительное отвлечение врачей для работы в
военкомате и областном сборном пункте. Количество выездов скорой
помощи объясняется эпидемическим подъемом заболеваемости гриппом,
особенно в декабре 2003 года.
В отчетном периоде отмечена тенденция
к снижению показателя младенческой смертности, его значение по итогам
2003 года составило 16,5% при 20,2% за 2001 год. В структуре
младенческой смертности преобладают врожденные аномалии и отдельные
заболевания перинатального периода (от 83,5% до 87,2%). В рамках
комплекса мер по снижению младенческой смертности в родильные дома и
городскую детскую больницу № 13 поставлена 21 единица медицинского
оборудования на сумму 6,4 млн руб.
Благодаря проводимым мероприятиям по
профилактике особо опасных инфекционных заболеваний не
зарегистрировано случаев заболеваний холерой, чумой, туляремией,
сибирской язвой.
Снижение числа социально значимых
заболеваний не достигнуто, и это связано в значительной мере с
социальными факторами и условиями жизни населения города.
Отрицательное влияние на развитие
здравоохранения оказывает недостаток денежных средств и
неукомплектованность физическими лицами штатных должностей
медицинским персоналом. Количество работающих врачей сократилось на
69 единиц. Усугубил финансовое обеспечение учреждений и обострил
имеющиеся проблемы функционирования системы здравоохранения и
оказания медицинской помощи населению недостаточно нормативно
подготовленный переход здравоохранения на финансирование из 2
источников (бюджет и фонд медицинского страхования). Сделанные шаги
по переходу на прогрессивный программный метод планирования
финансовых расходов по приоритетным направлениям развития системы
здравоохранения не были реализованы.
Программа о мерах по улучшению
оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению г.
Дзержинска профинансирована лишь на 30%, программа "Улучшение
условий оказания наркологической помощи населению г. Дзержинска"
не финансировалась.
Особую тревогу вызывает
прогрессирующий процесс физического и морального старения
медицинского оборудования, отрицательно влияющий на уровень
диагностики и лечебного процесса.
В системе образования сохранена
численность общеобразовательных учреждений, число которых на
01.01.2004 составляет 46, с уменьшением к факту 2000 года на 1
единицу за счет сокращения одного учреждения для детей с
ограниченными возможностями здоровья (с 3 до 2). Поддерживается
высокий профессиональный уровень педагогических кадров. В общей
численности педагогических работников школ (1701 чел.) 87,4% имеют
высшее образование, 74% прошли аттестацию с присвоением
соответствующей квалификационной категории. Все образовательные
учреждения прошли процедуры лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации.
Результативность образовательной
деятельности в отчетном периоде характеризуется сохранением числа
выпускников, получивших медали, и числа поступивших в учреждения
среднего и высшего профессионального образования, отсутствием роста
числа выпускников, окончивших школу со справкой и оставленных на
повторный год обучения. Однако обращает внимание наметившаяся
отрицательная тенденция по снижению выпускников, получивших аттестат
с отличием, и увеличению числа учащихся, выполнивших контрольные
работы на критическом уровне, с 22% до 40%.
В результате изменения
демографической ситуации произошло сокращение числа обучающихся в
общеобразовательных учреждениях с 32529 человек по итогам 2000 года
до 27506 по итогам 2003 года, или 5023 человека (на 15,4%). Число
учащихся сократилось в массовых школах на 14,7%, в вечерней
общеобразовательной школе - на 44,2%, по учреждениям для детей с
ограниченными возможностями здоровья - на 29,1%, в результате
снизилась наполняемость классов. Увеличилось число учащихся в
специальных (коррекционных) классах на 41%, количество детей,
посещающих группы продленного дня, - на 26%.
Отмечается рост числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось число
обучающихся из социально незащищенных слоев населения.
При сохранении численности
образовательных учреждений обострилась проблема возможности
поддержания материально-технической базы образования на должном
уровне. По предписаниям контролирующих органов на сегодня требуется
проведение ремонта кровли на 33 объектах, сантехнических работ - на
52 объектах, ремонт системы отопления - на 29 объектах, установка
системы автоматической противопожарной сигнализации - на 40 объектах
и т.д. Не соответствует нормам по ростовым размерам 70% имеющейся
школьной мебели, обеспеченность учебной литературой составляет 71%,
из них 28% - учебники нового поколения. Недостаточность оснащения
компьютерной техникой и старение имеющейся делает невозможным
обучения учащихся современным информационным технологиям. В школах
города изучают информатику лишь 27% учащихся 5 - 11 классов.
В сфере дошкольного образования
функционирует 82 дошкольных образовательных учреждения, в т.ч. 80
муниципальных. Их число относительно 2000 года сократилось на 6
единиц, и в 2003 году была приостановлена деятельность ДОУ № 38. Все
ДОУ имеют лицензию и 79 прошли аттестацию и государственную
аккредитацию, стабильно сохраняется высокий показатель охвата детей в
возрасте от 1 до 6 лет детскими дошкольными учреждения (77,2%),
обеспеченность местами на 100 детей - 98. В течение 2003 года отмечен
рост числа воспитанников (9590 детей). Обеспеченность педагогическими
кадрами составляет 99,1%.
Дальнейшее развитие получила
вариативная сеть ДОУ, что позволяет удовлетворить запросы населения
города в учреждениях различного вида. В соответствии с
направленностью деятельности в составе сети детских учреждений
функционирует 9 ДОУ - комбинированного типа, 7 ДОУ - компенсирующего
типа с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции
отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, 12 ДОУ
- общеразвивающего типа с приоритетным осуществление одного или
нескольких направлений развития и 3 ДОУ аккредитованы на центр
развития ребенка.
Негативное влияние на развитие и
совершенствования системы дошкольного воспитания оказывает
недостаточное бюджетное финансирование ДОУ, в результате хронически
не хватает средств на проведение текущего и капитального ремонта
объектов материально-технической базы ДОУ, на приобретение мебели,
оборудования, программно-методического и дидактического обеспечения,
на подготовку и переподготовку педагогов. Ввиду низкой заработной
платы и социальной защищенности работников наблюдается отток
квалифицированных кадров, высокая текучесть младшего обслуживающего
персонала, снижение престижа профессии педагога.
Одним из основных направлений
развития учреждений культуры в программном периоде было и остается на
сегодня сохранение материально-технической базы существующей сети,
принятие мер по ее укреплению. Сеть учреждений культуры включает в
себя 41 муниципальное учреждение культуры, в их числе: музыкальное
училище и 3 музыкальные школы, 3 школы искусств, детская
художественная школа, 23 библиотеки, музей, центр культуры и досуга
"Славянка", агиткультбригада, изостудия, два театра и 2
кинотеатра. Обеспеченность учреждениями культуры значительно отстает
относительно рациональных показателей, а по школам искусств, школам
эстетического воспитания даже ниже минимальных стандартов.
На развитие культуры большое влияние
оказывает уровень жизни. В условиях экономической нестабильности,
низкого уровня доходов населения спрос на услуги учреждений культуры
снижается. Снижается престиж музейного и библиотечного работника,
преподавателя музыки, что подтверждается уменьшением конкурса
поступающих детей на отделения музыкальных школ и школ искусств. Для
музыкального училища это уже стало проблемой. Развивается тенденция
снижения числа читателей, против 2000 года на 2,4% (на 1890 человек),
число посетителей театральных мероприятий сократилось на 20,5% (на
22256 посещений) при росте количества культурно-массовых мероприятий
на 12,3% (на 37 ед.).
Под влиянием этих же факторов
находится сфера физической культуры и спорта. По данным за 2003 год в
городе действует 82 коллектива физкультуры и спортивных клуба с
численностью занимающихся физкультурой и спортом 18495 человек, что
на 6,9% меньше, чем в 2000 году. В отрасли работает 382 штатных
работника, из них 260 работников с высшим образованием. Имеется 224
спортивных сооружения, из них 125 сооружений муниципальных, 13
учреждений дополнительного образования имеют физкультурную
направленность. В городе культивируется 38 видов спорта.
Обеспеченность спортивными сооружениями согласно нормативам из
расчета 3,5 тыс. кв. м на 10 тыс. жителей составляет 25%,
обеспеченность тренерским составом - 22%.
Сокращение числа лиц, занимающихся
физкультурой и спортом, отмечается за счет промышленных предприятий,
исключением являются ФГУП "Завод им. Свердлова", ОАО
"Дзержинский мясокомбинат", "Дзержинская ТЭЦ" и
ряд других малых предприятий, где сохранена база для занятий и
ведется работа по развитию физической культуры и спорта.
Положительным моментом является возрождение советов КФК, после
продолжительного перерыва возобновилось проведение спартакиад
коллективов физкультуры. Повысился уровень проведения спортивных
мероприятий. 11 спортивных школ получили лицензии на ведение
образовательной деятельности. За счет бюджетных и внебюджетных
источников были отремонтированы 7 спортивных сооружений, что
позволило повысить качество учебно-тренировочного процесса.
Большой объем работы выполняется
учреждениями образования, культуры, физкультуры и спорта по
реализации Программы по воспитанию гражданственности и патриотизма,
подготовке молодежи к защите Отечества и мероприятий, направленных на
улучшение здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения
молодежи, наркомании и алкоголизма. Среди них наиболее значимые, это
городские акции "Молодежь за здоровый образ жизни",
военно-спортивные игры "Зарница" и "Граница",
спортивные соревнования, спортивно-оздоровительные игры и др. Число
детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования,
увеличилось на 1/3. Положительную роль в воспитательном процессе
имеют проводимые городские календарные и традиционные праздники.
По данным УВД число совершенных
преступлений с участием несовершеннолетних сократилось в 2003 году на
10%. Однако криминальный потенциал этой среды остается высоким. В
целях предупреждения безнадзорности и правонарушений проводятся
профилактические мероприятия. Всего состоит на учете в подразделениях
по делам несовершеннолетних 1013 несовершеннолетних правонарушителей.
В городе создана система социальной
защиты в составе служб, ориентированных на удовлетворение
потребностей всех слоев населения. Действует центр социальной
поддержки населения, на базе которого с июля 2001 года открыто
специализированное социально-медицинское отделение на дому на 60
человек и с 17 января 2003 года - отделение дневного пребывания.
Функционируют бюро медико-социальной экспертизы и муниципальные
учреждения:
- социальный приют для детей и
подростков;
- центр реабилитации для детей и
подростков с ограниченными возможностями:
- центр реабилитации социально
незащищенных детей и детей с ограниченными возможностями ("Лесная
сказка").
На учете в управлении социальной
защиты состоит 99850 человек, из них 60383 - имеют право на льготы,
519 многодетных семей, 548 человек опекаемых и 23892 человека
получателей государственного детского пособия. Услугами центра
реабилитации детей и подростков воспользовалось 480 детей, с числом
посещений 24309, через социальный приют прошло 100 детей, в ЦРД
"Лесная сказка" прошли оздоровление 826 детей.
Расширение сети социальной защиты
населения и их функциональных обязанностей обосновывается
экономической нестабильностью, наличием безработицы, низким уровнем
доходов населения, увеличением количества детей с задержкой развития
и сниженным интеллектом на фоне низкой рождаемости. Растет
безнадзорность и беспризорность детей. В 2003 году выявлено и
доставлено в отделы милиции 308 безнадзорных подростков, из них 107
возвращены в детские дома и приюты, 90 - родителям, 68 - в социальные
приюты.
Число граждан, пользующихся услугами
центра социальной поддержки, увеличилось более чем в 3 раза и
составило в 2003 году 207,1 тыс. человек. По результатам адресной
социальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
улучшено положение 70 семей, где проживает и воспитывается 117 детей.
При взаимодействии с другими учреждениями города, осуществляющими
работу с семьями, в 2003 году проведено 23 рейда в семьи "группы
риска" и получен положительный результат.
Значимым событием в городе стало
открытие городского клуба инвалидов, объединившего под своей крышей
общество глухих, общество слепых, общественную организацию "Весна",
инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.
Фактором, препятствующим развитию
социальной защиты населения, является недостаточность финансирования,
обеспечивающего полноценное функционирование социальных учреждений.
Кроме этого в городе назрела необходимость создания стационарного
учреждения для временного проживания граждан.
Экономический и финансовый кризис
ряда крупных химических предприятий повлек за собой обострение
ситуации на рынке труда и проблемы трудозанятости населения.
Численность занятых в экономике в отчетном периоде сократилась с
121,59 тыс. человек до 115,49 тыс. человек, или на 5%.
Средняя численность всех работающих
по учитываемому статистикой кругу предприятий всех видов деятельности
уменьшилась на 14,6 тыс. человек и по состоянию на 01.01.2004
составила 75807 чел. За 2003 год число работников уменьшилось на 5007
чел., или на 6,2%, в т.ч. в промышленности - на 11,7% (по
предприятиям химии - на 13,6%), науке - на 2,7%, транспорте - на
1,1%; увеличилась средняя численность в строительстве, торговле,
жилищно-коммунальном хозяйстве, в бытовом обслуживании.
Численность всех
работающих
(по учитываемому статистикой кругу
предприятий) (чел.)
Диаграмма не
приводится.
Общая численность
безработных увеличилась с 7,15 до 8,34 тыс. человек, число официально
зарегистрированных безработных на конец 2003 года составило 0,95 тыс.
чел. против 0,75 тыс. человек на конец 2000 года. Уровень безработицы
повысился до 0,73 против 0,58.
За три года создано 1642 рабочих
места.
Нагрузка ищущих работу относительно
имеющихся вакансий на начало 2004 года составляет 0,94 чел. на место,
т.е. есть качественные противоречия между спросом и предложением на
рынке труда. Напряженность на рынке труда вызывает также сокращение
трудовых ресурсов, которые за истекшие три года уменьшились на 2,3%.
Из общей среднесписочной численности
12,85% работников работало на условиях неполной занятости, в том
числе в промышленности их удельный вес составляет 21,38%. Высокий
уровень неполной занятости, при его тенденции к росту, указывает на
нестабильную работу отдельных промышленных производств и, при
обеспечении занятости, негативно влияет на размер заработной платы.
Средняя заработная плата 1
работающего по итогам 2003 года составила (по учитываемому
статистикой кругу предприятий) - 4059,7 руб. и увеличилась по
сравнению с 2000 годом в 2,1 раза, реальная заработная плата с учетом
инфляции увеличилась в 1,4 раза. Реальные денежные доходы населения
возросли в 1,3 раза.
РАЗДЕЛ II. ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРОГНОЗНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
┌───┬─────────────────────────────────┬───────────────────┬────────────────┬──────────────┐
│ № │
Показатели │ Оценка │ Фактический
│ Отклонение │
│п/п│
│ темпа роста │ темп роста за │
(+, -) │
│ │ │ за
2001 - 2003 гг.│ 2001 - 2003гг. │ │
│ │ │ в
% (по Программе)│ в % │ │
├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────┼──────────────┤
│1. │Экономическая
эффективность │ │ │
│
│ │- увеличение
объема выпуска│ 152,6 │ 144,1 │
-8,5 │
│ │товаров и
услуг (в действующих│ │
│ │
│ │ценах);
│ │ │
│
│ │-
увеличение инвестиционных│ 190 │
175,1 │ 14,9 │
│ │вложений;
│ │ │
│
│ │- рост
налогооблагаемой базы: │ │
│ │
│ │по фонду
оплаты труда │ 180 │ 192,5
│ +12,5 │
│ │по прибыли
│ 118 │ 132,5 │
+14,5 │
├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────┼──────────────┤
│2. │Бюджетная
эффективность: │ │
│ │
│ │- увеличение
собственных доходов│ 125 │ 114
│ -9 │
│ │бюджета;
│ │ │
│
│ │- экономия
бюджетных средств (млн│ 90 │ 136,7
│ +46,7 │
│ │руб.)
│ │ │
│
├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────┼──────────────┤
│3. │Социальная
эффективность: │ │
│ │
│ │- увеличение
средней заработной│ 180 │ 217 │
+37 │
│ │платы 1
работающего; │ │
│ │
│ │- рост
денежных доходов│ 170 │ 204
│ +34 │
│ │населения;
│ 1500 ед. │ 1642 │
+142 │
│ │- создание
дополнительных рабочих│ │
│ │
│ │мест;
│ 0,6 - 0,7 │ 0,73 │
│
│ │- сохранение
значения показателя│ │
│ │
│ │официально
регистрируемой│ │ │
│
│ │безработицы на
уровне │ │ │
│
├───┼─────────────────────────────────┼───────────────────┼────────────────┼──────────────┤
│4. │Экологическая
эффективность: │ на 30% │ на 33,9% │
+3,9% │
│ │- снижение
вредных выбросов в│ │
│ │
│ │окружающую
среду (атмосферу) │ │
│ │
├───┼─────────────────────┬───────────┼───────────────────┼────────────────┼──────────────┤
│5. │Показатели
│ Ед. изм. │ 2001 год │ 2002 год
│ 2003 год │
│ │экономической
│
├────────┬──────────┼───────┬────────┼─────┬────────┤
│ │эффективности
в сфере│ │ План │ Факт │ План
│ Факт │План │ Факт │
│ │промышленного
│ │ │ │
│ │ │(оценка)│
│ │производства
│ │ │ │
│ │ │ │
├───┼─────────────────────┼───────────┼────────┼──────────┼───────┼────────┼─────┼────────┤
│ │- увеличение
объема│ на % │ 9,1 │ 8,8 │ 18,2
│ 23,6 │ 18,6│ 14,9 │
│ │производства
в│ │ │ │
│ │ │ │
│ │действующих
ценах (за│ │ │ │
│ │ │ │
│ │год)
│ │ │ │
│ │ │ │
├───┼─────────────────────┼───────────┼────────┼──────────┼───────┼────────┼─────┼────────┤
│ │-
создание│ ед. │ 390 │ 522 │ 227
│ 250 │234 │ 870 │
│ │дополнительных
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │рабочих мест
│ │ │ │
│ │ │ │
├───┼─────────────────────┼───────────┼────────┼──────────┼───────┼────────┼─────┼────────┤
│ │- увеличение
экспорта│ на % │ 2,8 │ 1,7 │
2,8 │ -16 │ 3,0│ 4,0 │
│ │в сопоставимых
ценах│ │ │ │
│ │ │ │
│ │(за год)
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │Объем
экспорта (для│ млн │ │ 75,7 │
│ 63,2 │ │ 65,7 │
│ │справки)
│ долларов │ │ │
│ │ │ │
└───┴─────────────────────┴───────────┴────────┴──────────┴───────┴────────┴─────┴────────┘
Эффективность
Программы определяется разницей показателей до и после окончания
программного периода по 4 направлениям: экономическая, бюджетная,
социальная и экологическая. Приведенный сравнительный анализ
показывает, что прогнозируемые значения показателей экономической
эффективности выполнены в неполной мере, а именно:
- не обеспечен планируемый прирост
объема выпуска товаров и услуг на 8,5 процентного пункта;
- не достигнут планируемый темп роста
инвестиционных вложений на 14,9 процентного пункта.
Прогнозируемый темп роста
налогооблагаемой базы по фонду оплаты труда и прибыли обеспечен с
существенным превышением (по ФОТ: план - 180,0%, факт - 192,5%; по
прибыли: план - 118,0%, факт - 132,5%).
Показатели бюджетной эффективности
также выполнены не в полной мере, планируемое увеличение собственных
доходов бюджета не было обеспечено за счет изменения нормативов
отчислений в местный бюджет от налоговых платежей.
Показатели социальной эффективности
превысили прогнозируемые значения.
По экологической эффективности
достигнуто планируемое снижение выбросов в окружающую среду
(атмосферу): при плане на 30% выбросы сократились на 33,9%.
Анализ выполнения показателей
экономической эффективности в сфере промышленного производства
подробно изложен в разделах I и IV (п. 4.4).
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ
РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Пункт системы программных
мероприятий
|
ВСЕГО, млн руб.
|
В том числе по источникам (млн
руб.)
|
|
|
Федеральный бюджет
|
Областной бюджет
|
Городской бюджет
|
Внебюджетные источники
|
|
|
|
|
|
Средства предприятий |
Инвестиции |
Фонды
|
Всего по Программе
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
5300,085 |
196,023 |
102,337 |
552,479 |
2400,786 |
1915,77
|
132,69
|
объем выполненных работ
|
2926,33
|
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
2833,62
|
509,03
|
74,54
|
215,96
|
449,54
|
1433,85
|
150,71
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
55,2
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
53,5
|
259,7
|
72,8
|
39,1
|
18,7
|
74,8
|
113,6
|
В том числе по разделам
|
|
|
|
|
|
|
1. Привлечение инвестиций
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
3192,94
|
|
|
|
1859,74
|
1333,2
|
|
объем выполненных работ
|
1077,85
|
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
1077,81
|
|
|
|
60,71
|
1017,1
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
33,8
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
33,8
|
|
|
|
3,3
|
76,3
|
|
2. Демонополизация экономики
и развитие конкуренции. Развитие предпринимательства
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
3. Финансово-бюджетная
и налоговая политика
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4. Развитие промышленности.
Рост налогооблагаемой базы
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
357,43
|
|
|
|
317,43
|
40
|
|
объем выполненных работ
|
183,973 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
183,673 |
|
|
|
152,213 |
31,46
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
51,5
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
51,4
|
|
|
|
48,0
|
78,7
|
|
5. Развитие
потребительского рынка
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6. Экология
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
200,966 |
|
|
|
89,576 |
72,3
|
39,09
|
объем выполненных работ
|
341,931 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
338,953 |
130,7
|
|
|
92,843 |
80,2
|
35,21
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
170,1
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
168,7
|
|
|
|
103,6
|
110,9
|
90,1
|
7. Строительство жилья и
объектов соцкультбыта. Учет и распределение
жилья
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
163,974 |
41,547 |
93,51
|
20,077 |
|
8,84
|
|
объем выполненных работ
|
81,302 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
73,132 |
33,94
|
20,642 |
7,32
|
2,55
|
8,68
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
49,6
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
44,6
|
81,7
|
22,1
|
36,5
|
|
98,2
|
|
8. Развитие инфраструктуры
города |
|
|
|
|
|
|
|
план
|
273,246 |
|
|
160,066 |
77,18
|
|
36
|
объем выполненных работ
|
200,907 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
169,416 |
|
|
51,996 |
67,87
|
|
49,55
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
73,5
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
62,0
|
|
|
32,5
|
87,9
|
|
137,6
|
9. Развитие
жилищно-коммунального хозяйства
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
738,076 |
|
|
286,756 |
|
451,32
|
|
объем выполненных работ
|
438,478 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
429,608 |
|
|
100,438 |
33,17
|
296
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
59,4
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
58,2
|
|
|
35,0
|
|
65,6
|
|
10. Социальная
поддержка населения.
Развитие материально-технической базы.
Трудозанятость
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
152,461 |
146,391 |
0,51
|
5,56
|
|
|
|
объем выполненных работ
|
413,27
|
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
377,85
|
334,63
|
34,5
|
7,32
|
|
|
1,4
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
271,1
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
247,8
|
228,6
|
6764,7
|
131,7
|
|
|
|
11. Развитие системы
образования и детских дошкольных учреждений
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
170,284 |
|
1,41
|
45,894 |
55,93
|
9,45
|
57,6
|
объем выполненных работ
|
121,11
|
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
120,24
|
0,76
|
3,7
|
24,105 |
35,625 |
|
56,05
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
71,1
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
70,6
|
|
262,4
|
52,5
|
63,7
|
|
97,3
|
12. Развитие здравоохранения
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
29,173 |
5,74
|
6,9
|
16,533 |
|
|
|
объем выполненных работ
|
49,991 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
46,361 |
6,73
|
15,689 |
15,694 |
|
|
8,248 |
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
171,4
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
158,9
|
117,2
|
227,4
|
94,9
|
|
|
|
13. Развитие культуры
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
3,96
|
|
|
3,96
|
|
|
|
объем выполненных работ
|
5,12
|
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
4,63
|
|
|
1,925 |
2,455 |
|
0,25
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
129,3
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
116,9
|
|
|
48,6
|
|
|
|
14. Организация досуга и
отдыха населения. Физкультура и спорт
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
10,885 |
1,2
|
0,007 |
8,088 |
0,93
|
0,66
|
|
объем выполненных работ
|
10,262 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
10,262 |
1,82
|
0,007 |
5,925 |
2,1
|
0,41
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
94,3
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
94,3
|
151,7
|
100,0
|
73,3
|
225,8
|
62,1
|
|
15. Информационные ресурсы
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
3,590 |
1,145 |
|
2,445 |
|
|
|
объем выполненных работ
|
1,853 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
1,404 |
0,450 |
|
0,954 |
|
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
51,6
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
39,1
|
39,3
|
|
39,0
|
|
|
|
16. Кадровая политика
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
1,1
|
|
|
1,1
|
|
|
|
объем выполненных работ
|
0,283 |
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
0,283 |
|
|
0,283 |
|
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
25,7
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
25,7
|
|
|
25,7
|
|
|
|
17. Организационная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
план
|
2,0
|
|
|
2,0
|
|
|
|
объем выполненных работ
|
0,0
|
|
|
|
|
|
|
объем финансирования
|
0,0
|
|
|
0,0
|
|
|
|
процент выполнения по
объему выполненных работ
|
0,0
|
|
|
|
|
|
|
процент выполнения по
объему финансирования
|
0,0
|
|
|
0,0
|
|
|
|
На выполнение
программных мероприятий планировалось направить 5300,09 млн руб.
Основная доля средств - 84,0% - приходилась на внебюджетные источники
финансирования (средства предприятий, инвестиции, фонды). Из
городского бюджета планировалось направить 552,48 млн руб. (10,4%),
из областного бюджета - 102,3 млн руб. (1,9%) и из федерального
бюджета - 196,0 млн руб. (3,7%). Фактически выполнено работ на сумму
2926,3 млн руб., или 55,2% от плана. Финансирование составило 2833,7
млн руб., или 53,5% от плана и 96,8% от выполненного объема.
В разрезе источников финансирования
основная сумма средств - 2034,1 млн руб., или 71,8%, - приходится на
внебюджетные источники. Из средств городского бюджета на выполнение
мероприятий было направлено 216,0 млн руб. (38,8% от плана), из
областного бюджета - 74,5 млн руб. (72,8% от плана), из федерального
бюджета - 509,0 млн руб. (259,7% от плана, за счет увеличения суммы
выплат по пособиям и средств, полученных для реализации программы
TASIC).
В разрезе пунктов Программы
финансовое исполнение характеризуется следующими показателями.
Основная сумма финансовых вложений предполагалась по пункту 4.1
"Привлечение инвестиций" - 3192,9 млн руб. (60,2%).
Фактически выполнен объем работ на сумму 1077,9 млн руб. (36,8% от
общих затрат). С превышением планируемых финансовых вложений
проведены мероприятия по пунктам 4.6 "Экология", 4.10
"Социальная поддержка населения. Развитие
материально-технической базы. Трудозанятость", 4.12 "Развитие
здравоохранения", 4.13 "Развитие культуры". Выше
среднего процент выполнения по пунктам 4.11 "Развитие системы
образования и детских дошкольных учреждений", 4.14 "Организация
досуга и отдыха населения. Физкультура и спорт". Ниже среднего
отмечен процент исполнения, кроме п. 4.1, также по п. 4.4 "Развитие
промышленности. Рост налогооблагаемой базы".
РАЗДЕЛ IV. ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Программой
социально-экономического развития предполагалась реализация 246
мероприятий. По итогам программного периода полностью выполнено 136
мероприятий (55,3%), выполнено не в полном объеме - 69 (28,0%), не
выполнено - 41 (16,7%).
Наибольшее число невыполненных
мероприятий (9) приходится на п. 4.8 "Развитие инфраструктуры
города", и по 5 мероприятий не выполнено в п. 4.1 "Привлечение
инвестиций", п. 4.6 "Экология", п. 4.7 "Строительство
жилья и объектов соцкультбыта. Учет и распределение жилья", п.
4.9 "Развитие жилищно-коммунального хозяйства".
Подробный перечень невыполненных
мероприятий с указанием причин невыполнения приведен ниже при
характеристике выполнения каждого раздела программных мероприятий.
4.1. Привлечение
инвестиций
№ по Программе |
По Программе 2001 - 2003 гг.
|
Мероприятия с учетом
корректировки на 2001 - 2003 гг.
|
Выполнение за 2001 - 2003 гг.
|
|
Мероприятия
|
Срок исполнения
|
Объем финансирования,
млн руб.
|
Источник финансирования
|
|
Объем выполненных
работ, млн руб.
|
Объем финансирования,
млн руб.
|
Источник финансирования
|
Результат выполненных работ
|
1.
|
Формирование базы данных по
свободным производственным площадкам
и инвестиционным проектам,
размещение новых производств
|
2001 г.
|
-
|
-
|
Без изменений
|
Сформирована база свободных
производственных площадей (на 01.01.2004 "зеленые площадки"
имеются на 10 предприятиях). За 3 года согласовано к размещению
73 новых производства. На 01.01.2004 22 инвестиционных
проекта промышлен. предприятий города включены в перечень
важнейших инвестиционных проектов Нижегородской области
для предложения инвесторам
|
2.
|
Стимулирование
внешних инвесторов за счет льгот по местным налогам
в городской бюджет
|
2001 г.
|
-
|
-
|
Без изменений
|
Согласно постановлению
городской Думы от 14.06.2001 № 38 организации,
заключившие инвестиционные соглашения с органами
государственной власти Нижегородской области и органами
местного самоуправления, освобождены от уплаты местных налогов,
а также налоговых и неналоговых платежей в части, зачисляемой
в местный бюджет. За 3 года сумма льгот составила 2,9 млн
руб.
|
3.
|
Возобновление
строительства акрилатного комплекса
на импортном оборудовании японских фирм
(ОАО "Акрилат")
|
2001 - 2003 гг.
|
1161,0 млн руб.: 2001 г. -
87,0 2002 г. - 627,0 2003 г. - 447,0
|
Инвестиции Сбербанка РФ
|
Без изменений
|
1017,1 млн руб.: 2001 г. -
39,48 2002 г. - 116,02 2003 г. - 861,6
|
1017,1 млн руб.: 2001 г. -
39,48 2002 г. - 116,02 2003 г. - 861,6
|
Инвестиции ОАО
"Петрокоммерцбанк" (кредитная линия)
|
Проведены
карстовые исследования, получены лицензии на
проведение строительных работ, подведены основные
коммуникации. Проведен аудит оборудования японской
фирмой "МицубисиХэвиИндустри".
Выполнены СМР на производственных
корпусах, наружных сетях комплекса (50%). По
контракту с Японским консорциумом производится поставка
оборудования, технической
документации, катализаторов, химикатов, обучение
специалистов (97 чел.). Пуск производства намечен
на конец 2004 г.
|
4.
|
Освоение месторождения соли.
Создание собственной сырьевой базы (соль)
(ОАО "Сибур-Нефтехим")
|
2001 - 2005 гг.
|
11,25 млн руб.: 2001 г. -
0,94 2002 г. - 2,81 2003 г. - 7,5
|
Средства предприятия,
инвестиции
|
Без изменений
|
7,85 млн руб.: 2001 г. -
2,9 2002 г. - 1,6 2003 г. - 3,35
|
7,85 млн руб.: 2001 г. -
2,9 2002 г. - 1,6 2003 г. - 3,35
|
Средства предприятия
|
Построены солевые
площадки, проведено бурение скважин, обеспечение
электроснабжением берегового хозяйства. Объект готовится
к сдаче гос. комиссии
|
5.
|
Реконструкция
производства окиси этилена и гликолей
(ОАО "Сибур-Нефтехим")
|
2001 - 2003 гг.
|
58,59 млн руб.: 2001 г. -
19,53 2002 г. - 26,04 2003 г. - 13,02
|
Средства предприятия
|
Без изменений
|
36,59 млн руб.: 2001 г. -
19,53 2002 г. - 16,97 2003 г. - 0,09
|
36,59 млн руб.: 2001 г. -
19,53 2002 г. - 16,97 2003 г. - 0,09
|
Средства предприятия
|
Начата поставка
оборудования. Готовится проектная документация
(выполнен 1-й этап проекта)
|
6.
|
Реконструкция
производства коагулянтов (ОАО "Сибур-Нефтехим")
|
2001 - 2003 гг.
|
47,8 млн руб.: 2001 г. -
8,0 2002 г. - 23,9 2003 г. - 15,9
|
Средства предприятия
|
Без изменений
|
8,0 млн руб.: 2001 г. -
8,0
|
8,0 млн руб.: 2001 г. -
8,0
|
Средства предприятия
|
Разработан
технологический регламент (2001 г.). Происходило
уточнение инвестиционной политики
|
7.
|
Создание новых мощностей по
производству ПВХ (винилхлорид,
поливинилхлорид) (ОАО "Сибур-Нефтехим")
|
2001 - 2003 гг.
|
1426,2 млн руб.: 2001 г. -
140,3 2002 г. - 350,7 2003 г. - 935,2
|
Средства предприятия
|
Без изменений
|
4,3 млн руб.: 2001 г. -
4,3
|
4,3 млн руб.: 2001 г. -
4,3
|
Средства предприятия
|
Выполнен ТЭОИ
компанией "Лурги". Происходило
уточнение инвестиционной политики
|
8.
|
Освоение
производства азотной кислоты (45 тыс. т/год) (ФГУП "Завод
им. Свердлова")
|
2001 - 2003 гг.
|
260,0 млн руб.: 2001 г. -
40,0 2002 г. - 140,0 2003 г. - 80,0
|
Средства предприятия,
привлечение кредитов
|
Мероприятие перенесено на
более поздние сроки в связи с отсутствием средств у предприятия
|
9.
|
Организация
производства нетканого фильтроматериала
на основе полипропилена ОАО "Заря"
|
2001 - 2003 гг.
|
2,4 млн руб.: 2001 г. -
0,8 2002 г. - 0,8 2003 г. - 0,8
|
Внешние инвестиции
|
Мероприятие исключено из
планов предприятия
|
10.
|
Внедрение
новой технологии получения листа ПВХ
экструзионным методом (ОАО "Заря")
|
2001 - 2003 гг.
|
60 млн руб.: 2001 г. -
20,0 2002 г. - 20,0 2003 г. - 20,0
|
Внешние инвестиции
|
Мероприятие исключено из
планов предприятия
|
11.
|
Приобретение и
монтаж установки для получения тонких пленок
(ОАО "Пластик")
|
2001 - 2002 гг.
|
1,2 млн руб.: 2001 г. -
1,1 2002 г. - 0,1
|
Средства предприятия,
привлечение кредитов
|
Приобретение и монтаж
установки для получения тонких пленок (ОАО
"Пластик")
|
0,33 млн руб.: 2001 г. -
0,33
|
0,33 млн руб.: 2001 г. -
0,33
|
Средства предприятия
|
В связи с малой потребностью
в тонких пленках в нашем регионе приобретение
установки нецелесообразно. Приобретена и смонтирована
вращающаяся пленочная головка
|
12.
|
Создание
производства цианистого натрия на свободных площадках
цеха циазина (ОАО "Оргстекло")
|
2002 - 2003 гг.
|
59,8 млн руб.: 2002 г. -
48,2 2003 г. - 11,6
|
Внешние инвестиции
|
Без изменений
|
2002 г. - 0,63
|
2002 г. - 0,59
|
Средства предприятия
|
Разработаны исходные данные
и основные решения. Дальнейшая работа приостановлена
из-за отсутствия собств. средств
|
13.
|
Организация участка
по выпуску кондитерских изделий
(ОАО "Дзержинскхлеб")
|
2003 г.
|
50,0 млн руб.
|
Инвестиции
|
Мероприятие исключено из
планов предприятия
|
14.
|
Производство
лакокрасочных материалов (ООО "Экопол")
|
2003 - 2005 гг.
|
10,0 млн руб.
|
Средства предприятия
|
Без изменений
|
2,5 млн руб.
|
2,5 млн руб.
|
Средства предприятия
|
Ведутся СМР. Планируемый
выпуск ЛКМ 5 тыс. т/год, создание 150 новых рабочих мест
|
15.
|
Производство
монометиланилина (ФГУП "Завод им. Свердлова")
|
2003 - 2004 гг.
|
20,0 млн руб.
|
Средства предприятия
|
Без изменений
|
0,55 млн руб.
|
0,55 млн руб.
|
Средства предприятия
|
Проведены научно-исслед.
и опытно-констр. работы. Проект находится на стадии
разработки ТЭО
|
16.
|
Строительство
автономной паровой технологической площадки (ОАО "Синтез")
|
2003 - 2004 гг.
|
24,7 млн руб.
|
Средства предприятия
|
Без изменений
|
На запрос администрации
информация предприятием не представлена
|
Пункт 4.1 был
сформирован на основе предложений, поступивших на запрос
администрации, по перечню инвестиционных проектов, реализация которых
планировалась в период 2001 - 2003 годы, и включал в себя 13
проектов. В результате корректировки перечень мероприятий был
дополнен тремя проектами и исключены из Программы 4 проекта. По
состоянию на конец отчетного периода в ходе реализации находятся 10
проектов. Планируемый на период действия Программы объем
инвестирования средств не был обеспечен. Ситуация по итогам 3 лет
характеризуется следующими показателями:
- на строительстве акрилатного
комплекса поменялся собственник и инвестор, были внесены изменения в
график проведения работ, освоено 1017,1 млн руб. Пуск производства
акриловой кислоты и эфиров предполагается осуществить в 4 квартале
2004 г.;
- ОАО "Сибур-Нефтехим": из
планируемых инвестиций 1543,8 млн руб. вложено 56,74 млн руб., в том
числе 7,85 млн руб. из запланированных 11,25 млн руб. направлено на
создание собственной сырьевой базы. Построены солевые площадки,
проведено бурение скважин, объект готовится к сдаче государственной
комиссии. На реконструкцию производства окиси этилена и гликолей
направлено 36,59 млн руб. из плановых 58,59 млн руб. Ведется поставка
оборудования, выполнен 1-й этап проектных работ. Реализация
инвестиционных проектов по реконструкции производства коагулянтов и
созданию новых мощностей по производству ПВХ находится на стадии
выполнения технико-экономического обоснования, поскольку со сменой
руководства и экономической нестабильностью менялась инвестиционная
политика предприятия;
- ОАО "Пластик" по
результатам изучения рынка тонких пленок счел нецелесообразным
приобретение установки получения тонких пленок и ограничился
усовершенствованием существующего оборудования с уменьшением
инвестиционных вложений с 1,2 млн руб. до 0,33 млн руб.;
- ОАО "Оргстекло":
реализация проекта по созданию цианистого натрия приостановлена на
этапе разработки ТЭО (освоено 0,63 млн руб.) ввиду отсутствия
собственных средств.
4.2. Демонополизация
экономики и развитие конкуренции.
Развитие предпринимательства
┌─────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ № по │
По Программе 2001 - 2003 гг. │
Мероприятия │ Выполнение за 2001 - 2003 гг.
│
│Программе├────────────────────────┬───────────┬───────────────┬───────────────┤
с учетом
├───────────┬───────────────┬──────────────┬───────────┤
│ │ Мероприятия
│ Срок │ Объем │ Источник │
корректировки на │ Объем │ Объем │
Источник │ Результат │
│ │ │исполнения
│финансирования,│финансирования │ 2001 - 2003 гг.
│выполненных│финансирования,│финансирования│выполненных│
│ │ │ │
млн руб. │
│ │ работ, │ млн руб.
│ │ работ │
│ │ │ │
│ │ │
млн руб. │
│ │ │
├─────────┼────────────────────────┼───────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────────┼───────────┴───────────────┴──────────────┴───────────┤
│1. │Создание
общественных│ 2001 г. │ │
│Создание │В 2001 г. созданы "Актив
дзержинских предпринимателей│
│ │организаций
"Актив│ │ │
│общественных │и промышленников",
"Дзержинская торговая ассоциация"│
│ │дзержинских
│ │ │
│организаций "Актив│(в 2002 г. произошло
слияние этих организаций),│
│ │предпринимателей
и│ │ │
│дзержинских │"Гильдия предпринимателей АЗС".
В 2003 г. создана│
│ │промышленников"
│ │ │
│предпринимателей и│"Ассоциация
предпринимателей-ремесленников" │
│ │ │ │
│ │промышленников"
│ │
├─────────┼────────────────────────┼───────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│2. │Реализация
городских│2001 - 2003│ │
│Без изменений │Отдел АМПиП: в соответствии
с анализом налоговых│
│ │мероприятий
по развитию│ гг. │ │
│ │поступлений в бюджеты всех
уровней и с учетом работы│
│ │предпринимательства
на│ │ │ │
│согласительной комиссии разработаны
предложения в ОЗС│
│ │2001 -
2003 гг. │ │ │
│ │о значении корректирующих
коэффициентов для расчета│
│ │ │ │
│ │ │ЕНВД.
Проведено 13 расширенных "круглых стола" при│
│ │ │ │
│ │ │участии
мэра города, зам. мэра и руководителей│
│ │ │ │
│ │
│структурных
подразделений по проблемным вопросам, 7│
│ │ │ │
│ │
│заседаний согласительной
комиссии по ЕНВД, в т.ч. в│
│ │ │ │
│ │ │2003
г. - 6 заседаний комиссии по работе с│
│ │ │ │
│ │
│предпринимателями и
предприятиями, имеющими на│
│ │ │ │
│ │
│территории города АЗС.
│
│ │ │ │
│ │ │ТПП:
проведено 8 конкурсов среди предпринимателей│
│ │ │ │
│ │ │"Элита
дзержинского бизнеса", 6 выставок-ярмарок по│
│ │ │ │
│ │
│продвижению товаров и
услуг (в т.ч. участие в│
│ │ │ │
│ │
│Международном
промышленном форуме "Великие реки"), 2│
│ │ │ │
│ │
│конференции, 7
семинаров по вопросам│
│ │ │ │
│ │
│предпринимательства
│
├─────────┼────────────────────────┼───────────┼───────────────┼───────────────┼──────────────────┼──────────────────────────────────────────────────────┤
│3. │Осуществление
│2001 - 2003│ │
│Осуществление │Обеспечен 100-процентный
ценовой контроль за│
│ │мониторинга
на цены и│ гг. │ │
│мониторинга на │использованием материалов
учреждениями бюджетной│
│ │тарифы
│ │ │
│цены и тарифы │сферы. Расчетная экономия
составила 2,31 млн руб., в│
│ │