населения
│
└──────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘
-
ВВЕДЕНИЕ
-->
примечание.
Указ Президента Российской Федерации
от 14.05.1996 № 712 содержится в информационном банке СПС
--> Эксперт-приложение.
-
Программа по
улучшению положения семьи, женщин и детей в Выксунском районе на 2004
- 2006 гг. разработана в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 14.05.1996 № 712 "Об основных направлениях
государственной семейной политики", Указом Президента Российской
Федерации от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке
многодетных семей", постановлением Администрации Нижегородской
области от 15.06.1992 № 143 и постановлением Администрации
Нижегородской области от 02.02.1998 № 29 "О мерах социальной
поддержки многодетных семей", постановлением Правительства
Нижегородской области от 23.05.2003 № 158 "Об утверждении
областной межведомственной Программы по улучшению положения
многодетных семей в Нижегородской области на 2004 - 2006 гг.",
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.08.2003 N
245 "Об утверждении плановых первоочередных мероприятий по
улучшению демографической ситуации в Нижегородской области",
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2003 N
371 "Об утверждении Концепции семейной политики в Нижегородской
области".
Программа направлена на создание
условий для повышения уровня качества жизни семей Выксунского района,
а также полноценного воспитания и развития детей.
Программа подготовлена управлением по
социальной защите населения администрации Выксунского района при
участии заинтересованных органов исполнительной власти и организаций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Изменения,
переживаемые российским обществом в последние десятилетия, привели к
нестабильной социально-экологической обстановке, снижению жизненного
уровня многих семей, появлению значительных слоев населения,
находящихся на грани или за чертой бедности. Снизились возможности
государства и семьи в сфере жизнеобеспечения, развития и социализации
детей. Наблюдается устойчивое сокращение числа детей в семье и семей
с детьми в целом. Основная тенденция развития российской семьи с
детьми - снижение числа детей в расчете на одну семейную группу, а
также уменьшение полных и многодетных семей. Выксунский район, так же
как Нижегородская область, переживает "репродуктивный кризис",
смертность превышает рождаемость. На одну тысячу населения - 9,5%
родившихся, 21,6% умерших. Ежегодно наблюдается тенденция снижения
количества не только многодетных семей, но и вообще семей с детьми.
Многодетные семьи
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
|
семьи |
дети
|
семьи |
дети
|
семьи |
дети
|
семьи |
дети
|
с 3 детьми
|
469
|
1407 |
419
|
1257 |
364
|
1092 |
317
|
951 |
с 4 детьми
|
51
|
204 |
46
|
184 |
46
|
184 |
42
|
168 |
с 5 детьми
|
28
|
140 |
25
|
125 |
18
|
90 |
20
|
100 |
с 6 и последующим
|
10
|
68 |
7
|
46 |
7
|
46 |
5
|
33 |
Итого
|
558
|
1819 |
497
|
1612 |
435
|
1412 |
384
|
1252 |
В настоящее время в
Выксунском районе 384 многодетные семьи. Среди многодетных семей
преобладают семьи, воспитывающие 3 детей. В городе проживает 231
многодетная семья, в сельской местности - 153 семьи. В 2001 г. в
районе родилось 834 ребенка, в 2002 г. - 911, в 2003 г. на 30.06. -
510 детей. Семьи, имеющие 3 и более детей, сокращаются.
Таблица 2
Относительные
показатели количества
многодетных семей и детей в них
Многодетные семьи
|
Семьи, % |
Дети, % |
С 3 детьми (относительно всех
многодетных семей)
|
82,5
|
75,9
|
С 4 детьми (относительно всех
многодетных семей)
|
10,9
|
13,4
|
С 5 детьми (относительно всех
многодетных семей)
|
5,2
|
7,9
|
С 6 и более (относительно всех
многодетных семей) |
1,3
|
2,6
|
Таблица 3
Родившиеся по
очередности рождения
1990 г., 1991 г.
|
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Всего родившихся
|
834
|
911
|
510
|
Первый
|
558
|
626
|
286
|
Второй
|
223
|
239
|
191
|
Третий
|
31
|
27
|
21
|
Четвертый и более
|
22
|
19
|
12
|
В районе, как и в
целом по области и России, семьи с детьми остаются социальной
категорией, нуждающейся в целенаправленной, системной поддержке со
стороны государства и строгого выполнения прав и законных интересов.
Основными инструментами воздействия
на процессы в экономике и социальной сфере, обеспечивающими
экономическую безопасность и социальную стабильность семей,
становятся законодательные и социально-экономические меры, гарантом
выполнения которых служат органы государственной власти и местного
самоуправления.
-
-->
примечание.
Указ Президента Российской Федерации
от 14.05.1996 № 712 содержится в информационном банке СПС
--> Эксперт-приложение.
-
В течение десяти
последних лет в Российской Федерации и Нижегородской области были
приняты следующие документы: Указ Президента Российской Федерации от
05.05.1992 № 431 "О мерах социальной поддержки многодетных
семей", Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712
"Об основных направлениях государственной семейной политики",
постановление Администрации Нижегородской области от 15.06.1992 № 143
и постановление Администрации Нижегородской области от 02.02.1998 N
29 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей",
Областная межведомственная программа "Улучшение положения семей,
женщин и детей в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах",
утвержденная постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 18.01.2001 № 21, постановление Правительства Нижегородской
области от 15.08.2003 № 245 "Об утверждении плана первоочередных
мероприятий по улучшению демографической ситуации в Нижегородской
области".
В районе мероприятия, направленные на
дополнительную поддержку семьи, женщин и детей, ежегодно включаются в
Программу социальной защиты населения. Эти мероприятия в основном
направлены на социальную помощь многодетным, малообеспеченным семьям.
На сегодняшний день значительную часть семейного бюджета всех семей
составляют расходы на основные продукты питания и обеспечение
одеждой. При этом постоянный рост цен на продукты питания приводит к
увеличению расходов на питание в семейном бюджете и, соответственно,
к резкому ухудшению качества питания.
Низкий уровень доходов сказывается не
только на социально-экономическом положении, но и на психологических
условиях и образе жизни многих семей.
Вместе с тем ряд семей имеет
положительный настрой по самообеспечению и самореализации. Они также
нуждаются в социально-экономической поддержке, которая им необходима
в связи с невысоким уровнем дохода.
Систематизация действий по социальной
поддержке семей, женщин и детей в Выксунском районе в условиях
существующего правового поля социальной инфраструктуры обеспечивает
необходимость принятия районной целевой программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Основная цель в
области поддержки семьи как естественной среды развития детей -
обеспечить экономическими, социальными, нравственными и
административными мерами право детей на жизнь в семье, поддержку
возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей, улучшение
семейного образа жизни.
Это предполагает развитие семьи на
основе самообеспечения, совмещение трудовой деятельности и семейных
обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование
роста основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку
благоприятного психологического климата в семье и воспитательных
функций.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
- создание условий, позволяющие семье
обеспечить уровень доходов от экономической деятельности родителей,
достаточный для нормального развития ребенка;
- совершенствование системы
социальных гарантий для поддержки уровня благосостояния семей с
детьми;
- повышение статуса многодетных семей
и развитие их нравственного потенциала;
- содействие семье в реализации ее
воспитательной функции, образовании и развитии детей;
- развитие социального партнерства с
некоммерческими организациями, занимающимися поддержкой семей с
детьми, а также развитие благотворительности как одного из механизмов
реализации Программы.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ: 2004 - 2006 ГОДЫ
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Активизация трудовых
и экономических ресурсов семей
|
Предусматривается создание
условий, позволяющих семье обеспечить уровень доходов
от экономической деятельности родителей, достаточной для
нормального развития детей, а также создание
условий, направленных на занятость детей-подростков |
Внедрение системы адресной
социальной помощи семьям с детьми в
рамках Концепции адресной социальной поддержки семьи
Нижегородской области
|
Осуществление адресной помощи,
внедрение механизма адресности по
предоставлению социальных гарантий, а также
социальных выплат, установленных органами
местного самоуправления
|
Меры по
профилактике асоциальных проявлений
и реабилитации семей "группы риска"
|
Планируются мероприятия,
позволяющие выявить причины неблагополучия семей
и обеспечивающие помощь детям
|
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Заказчиком Программы
является администрация Выксунского района. Исполнителями мероприятий
Программы являются:
- управление по социальной защите
населения администрации Выксунского района;
- управление образования
администрации Выксунского района;
- управление культуры администрации
Выксунского района;
- центральная районная больница;
- МУ "Комплексный центр
социального обслуживания населения";
- МУП "Выксунское ЖКХ";
- финансовый отдел администрации
района;
во взаимодействии с:
- государственным учреждением
"Выксунский городской центр занятости населения";
- Выксунским филиалом
территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- администрациями поселков и
сельсоветов муниципальных образований Выксунского района.
Координатором реализации Программы
является управление по социальной защите населения администрации
Выксунского района.
При реализации Программы управление
по социальной защите населения администрации Выксунского района
уточняет объемы необходимых ассигнований для их финансирования в
очередном году и представляет проект соответствующей бюджетной заявки
с ее обоснованием в финансовый отдел администрации района для
включения в перечень Программы, принимаемый по финансированию из
местного бюджета на очередной финансовый год.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ И ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективность
реализации Программы определяется:
- увеличением возможности получения
дифференцированного социального обслуживания в зависимости от
потребности семьи;
- увеличением количества и повышением
качества предоставляемых системой органов социальной защиты услуг и
различных видов помощи;
- расширением возможности занятости
для всех членов семьи на рынке труда;
- снижением количества семей "группы
риска";
- снижением негативного отношения
общества к многодетным семьям и улучшением социального самочувствия
членов многодетных семей.
РЕАЛИЗАЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ПОЗВОЛИТ:
- усилить защиту
прав и законных интересов детей, а также семей в целом:
- улучшить социальное положение семей
с детьми через повышение качества и расширение сектора
предоставляемых услуг;
- обеспечить более широкий доступ
детей из малообеспеченных семей к культурным ценностям,
образовательным, информационным, оздоровительным и др.;
- усилить координационную
деятельность органов местного самоуправления района по организации
предоставления услуг семьям с детьми, а также социального партнерства
с общественными организациями, занимающимися проблемами семьи.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЬИ,
ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
В ВЫКСУНСКОМ РАЙОНЕ НА 2004 - 2006
ГОДЫ"
┌────┬──────────────────────────┬──────────────────┬───────────┬───────────────────────┬────────────────────────┐
│ № │ Наименование
мероприятия │ Исполнитель │ Сроки │Финансовая
потребность │Предполагаемые источники│
│п/п │
│ │исполнения │2004 г.
2005 г. 2006 г.│ финансирования │
├────┴──────────────────────────┴──────────────────┴───────────┴───────────────────────┴────────────────────────┤
│ I
этап реализации программы │
│ "Правовое
и организационно-методическое обеспечение программы"
│
├────┬──────────────────────────┬──────────────────┬───────────┬───────────────────────┬────────────────────────┤
│1.1.│Проведение
паспортизации│МУ "Комплексный│2004 - 2006│Текущее
финансирование │Местный бюджет │
│ │семей с
детьми по району в│центр социального│ гг. │
│ │
│ │целях
поэтапного перехода│обслуживания │(по плану) │
│ │
│ │к адресной
социальной│населения" │ │
│ │
│ │поддержке
семей │ │ │
│ │
├────┼──────────────────────────┼──────────────────┼───────────┼───────┬───────┬───────┼────────────────────────┤
│1.2.│Разработка
социального│МУ "Комплексный│ 2004 г. │
7,0 │ - │ - │Местный бюджет │
│ │паспорта
для семей с│центр социального│ │
│ │ │ │
│ │детьми
│обслуживания │ │
│ │ │ │
│ │ │населения"
│ │ │ │ │
│
├────┼──────────────────────────┼──────────────────┼───────────┼───────┼───────┼───────┼────────────────────────┤
│1.3.│Создание
при МУ│Управление по│ 2004 г. │ 108,9
│ 203,2 │ 284,5 │Местный бюджет (в│
│ │"Комплексный
центр│социальной защите│ │
│ │ │пределах сметы расходов│
│ │социального
обслуживания│населения │ │
│ │ │по МУ "Комплексный центр│
│ │населения"
отдела│МУ "Комплексный│ │
│ │ │социального обслуживания│
│ │социальной
помощи семье и│центр социального│ │
│ │ │населения) │
│ │детям
│обслуживания │ │
│ │ │ │
│ │ │