АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2004 г. № 360
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ В Г. ДЗЕРЖИНСКЕ НА 2004
- 2005 ГОДЫ
В целях обеспечения
благоприятных условий для развития бытового обслуживания населения
как социальной сферы, создания современной системы сервиса,
увеличения объемов и видов бытовых услуг, обеспечения их
территориальной доступности для населения и гарантии качества,
повышения уровня качества жизни населения города, в соответствии с
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2003 N
240 "О Программе развития бытового обслуживания населения в
Нижегородской области на 2003 - 2005 годы" постановляю:
1. Утвердить мероприятия по развитию
бытового обслуживания населения в г. Дзержинске на 2004 - 2005 годы
(далее - Мероприятия) согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу с
момента подписания.
3. Контроль за исполнением
постановления возложить на заместителя мэра по экономике и
промышленности К.А. Уварова.
Мэр города
В.М.БРИККЕР
Приложение
Утверждены
постановлением
администрации г. Дзержинска
от 26.02.2004 № 360
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ
В ГОРОДЕ ДЗЕРЖИНСКЕ НА 2004 - 2005
ГОДЫ
1. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Бытовое обслуживание
населения (далее - БОН) - деятельность организаций различных
организационно-правовых форм собственности и индивидуальных
предпринимателей по оказанию и выполнению работ для населения по
возмездному договору для удовлетворения бытовых (личных, семейных,
домашних и иных) нужд.
До 1991 года функции по развитию
бытовых услуг и координации деятельности предприятий БОН в городе
Дзержинске Нижегородской области были возложены на управление
бытового обслуживания населения Горьковского облисполкома, в состав
которого входили 14 производственных объединений, 5 фабрик,
ремонтно-строительное управление, 47 районных производственных
управлений бытового обслуживания, учебно-производственный комбинат и
автотранспортная база "Горьковоблтрансбыт". Управление БОН
фактически было монополистом с едиными принципами функционирования,
ценообразования, обеспечения и обслуживания с двойным подчинением -
Горьковскому облисполкому и Министерству бытового обслуживания РСФСР.
В соответствии с Указом Президента РФ
от 28.11.1991 № 24 и постановлением Губернатора Нижегородской области
от 09.01.1992 № 8 "О коммерциализации предприятий бытового
обслуживания населения" была проведена коммерциализация
существующей хозяйственной структуры, которая заключалась в выделении
и обеспечении хозяйственной самостоятельности предприятий. В
результате проведенных преобразований предприятия и их структурные
подразделения стали свободно распоряжаться результатами своего труда.
Однако раздробление ранее действующих предприятий на мелкие структуры
привело к экономической несамостоятельности и свертыванию
деятельности вновь образовавшихся предприятий по большинству видов
бытовых услуг. Дотации государства, ранее направляемые на поддержку
деятельности предприятий БОН, прекратились. Предприятия оказались не
готовыми к работе в новых экономических условиях. Начался процесс
сокращения сети предприятий БОН. К 1998 году число предприятий БОН
сократилось в 2 раза.
Одновременно эти явления
способствовали развитию предпринимательской деятельности, поскольку
эта отрасль потенциально является подходящей сферой для малого
массового предпринимательства.
К 2003 году в сфере БОН сложились
многоукладные экономические отношения. Оформились три основные группы
хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм:
- индивидуальные предприниматели;
- малые предприятия (с численностью
работающих до 30 человек);
- крупные и средние предприятия.
В настоящее время в городе действуют
349 предприятий различных форм собственности в сфере БОН (включая
индивидуальных предпринимателей), занято свыше 2 тыс. человек.
Доля муниципальных предприятий
составляет 2,3%, частных - 18%, индивидуальных предпринимателей -
46,7%.
В 2002 году, по данным отдела
статистики, населению г. Дзержинска было оказано услуг бытового
характера через все каналы реализации на сумму 82,3 млн руб., что в
сопоставимых ценах на 50% больше уровня прошлого года.
Удельный вес бытовых услуг в
структуре всех платных услуг в 2002 г. составил 11,8%.
Удельный вес малого
предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в общем
объеме бытовых услуг составляет 90%.
Наибольшие доли в структуре объема
бытовых услуг в 2002 г. заняли:
- ремонт радиотелевизионной
аппаратуры и приборов - 20,6%;
- услуги парикмахерских - 19,9%;
- услуги бань и душевых - 9,9%;
- услуги проката - 9,2%.
Наименьшие:
- изготовление и ремонт мебели -
0,17%;
- услуги прачечных - 0,8%;
- ремонт и строительство жилья -
1,5%.
В сравнении с нормативами
обеспеченность предприятиями бытового обслуживания на 1000 жителей
составляет 37%, однако спрос населения на услуги удовлетворяется на
70 - 80%. Такое расхождение обусловлено тем, что более одной трети
населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми
услугами. В настоящее время сфера бытового обслуживания в городе
удовлетворяет потребности граждан в услугах, но имеются серьезные
проблемы по территориальной и ценовой доступности услуг,
обусловленные особенностями развития бытового обслуживания в период
перехода к рыночным условиям.
Проблемы, которые сдерживают развитие
бытового обслуживания населения:
1. Острая необходимость в
приобретении современного оборудования и передовых технологий,
автотранспортных средств (имеющаяся материальная база не отвечает
современным требованиям).
2. Разрушение связей по поставкам
материалов и комплектующих деталей (высокая стоимость основных и
вспомогательных материалов, приобретаемых через посреднические фирмы,
высокая стоимость транспортных расходов).
3. Высокие тарифы по оплате тепловой
и электрической энергии (что увеличивает себестоимость услуг,
следовательно, и цену для потребителя).
4. Недостаток собственных оборотных
средств.
5. Острая потребность и сложность в
получении кредитных ресурсов на развитие предприятий сферы бытовых
услуг. В сфере кредитно-финансовой поддержки предложены программы
лизинга оборудования и транспортных средств для субъектов малого
предпринимательства в сфере БОН. Однако предприятия БОН слабо
используют механизм лизинга из-за отсутствия залогового обеспечения и
финансовых средств для внесения авансовых платежей.
6. Недостаток маркетинговых
исследований рынка услуг.
7. Острая потребность в
квалифицированных и дипломированных специалистах (назрела
необходимость в методическом и систематическом обеспечении
квалифицированными кадрами предприятий сферы БОН).
8. Отсутствие четких нормативов по
требованиям ЦГСЭН, устаревшие и не соответствующие требованиям
времени инструкции, правила (в частности, на прачечные, ломбард,
прокат).
9. Получение в аренду помещений для
создания предприятий по оказанию бытовых услуг предпринимателями.
Помещения, которые имеются в реестрах КУМИ, - подвалы и полуподвалы,
пригодны только для размещения складских хозяйств, но не для
организации предприятий сферы бытовых услуг, проекты на эти помещения
не будут согласованы контролирующими органами из-за несоответствия
требованиям ЦГСЭН, противопожарной и техники безопасности, охраны
труда и др. Предприниматели сами занимаются поиском помещений, на что
уходит масса времени и сил, и, как правило, находят помещения,
предлагаемые им на условиях субаренды).
10. Низкий уровень рентабельности
предприятий, длительные сроки окупаемости, высокая стоимость
кредитных ресурсов сокращают возможности привлечения инвестиций для
дальнейшего развития отрасли. Сфера бытового обслуживания населения,
являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой
социально значимый сектор экономики, который нуждается в
регулировании со стороны государства. Государственное регулирование
сферы бытового обслуживания населения должно осуществляться путем
качественного взаимодействия федеральных, региональных структур и
органов местного самоуправления. В связи с отсутствием финансовых
средств основным инструментом реализации государственной политики по
развитию бытового обслуживания населения города являются Мероприятия
по развитию бытового обслуживания населения в городе Дзержинске на
2004 - 2005 годы, которые представляют собой комплексный план
действий по созданию благоприятной среды для развития бытового
обслуживания населения. Основой функционирования этой отрасли
является развитие малого предпринимательства.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЙ.
НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЗАДАЧ
Целями настоящих
Мероприятий являются обеспечение условий для развития бытового
обслуживания населения в городе, повышение уровня и качества жизни
населения, создание современной системы сервиса, увеличение объемов и
видов бытовых услуг, обеспечение их территориальной доступности для
населения и гарантии качества, увеличение занятости населения.
Достижение указанных целей требует
решения следующих задач:
- создание правовых, экономических и
организационных условий для устойчивого развития сферы бытового
обслуживания населения;
- создание цивилизованных рыночных
механизмов предпринимательской деятельности и благоприятных условий
для работы предприятий независимо от их организационно-правовой формы
и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги
населению, урегулирования их взаимоотношений с социальными партнерами
и потребителями бытовых услуг;
- формирование государственной и
общественной поддержки бытового обслуживания населения;
- содействие созданию и поддержка
предпринимательских структур, предоставляющих бытовые услуги;
- развитие конкуренции на рынке
бытовых услуг.
Задачи решаются по следующим
направлениям:
1. Нормативно-правовое обеспечение
развития сферы бытового обслуживания населения.
Направление включает в себя
мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы,
регулирующей сферу БОН и предпринимательскую деятельность в этой
сфере. По данному направлению предусмотрена работа по анализу
действующего законодательства и разработка мероприятий по устранению
административных барьеров, препятствующих развитию сферы БОН.
2. Информационно-аналитическое
обеспечение развития сферы бытового обслуживания населения.
В рамках данного направления будут
осуществляться мероприятия по сбору информации в городе и
исследованию состояния сферы БОН, обеспечивающие разработку стратегии
дальнейшего развития сферы, а также мероприятия по обмену
информацией, опытом работы с исполнителями БОН, другими регионами,
средствами массовой информации.
3. Развитие инфраструктуры сферы
бытового обслуживания населения.
Направление предусматривает
мероприятия по развитию инфраструктуры бытового обслуживания
населения, а именно общественных объединений предприятий и
предпринимателей, профессиональных гильдий, ассоциаций, целью
создания которых является оказание всесторонней поддержки
исполнителям бытовых услуг, защита своих интересов в органах власти и
др.
4. Поддержка
производственно-маркетинговой и инновационной деятельности
исполнителей бытовых услуг.
Данное направление предусматривает
комплекс мероприятий по обеспечению исполнителей бытовых услуг
помещениями для открытия предприятий сферы бытовых услуг, приемных и
комплексных приемных пунктов, современным оборудованием и новыми
технологиями, государственными и муниципальными заказами. Большое
внимание уделяется выставочно-ярмарочной деятельности исполнителей
бытовых услуг, а также проведению конкурсов профессионального
мастерства, фестивалей по различным видам услуг. С целью привлечения
местных органов власти и управления к развитию отрасли, решению
проблем Мероприятия предусматривают проведение конкурсов среди
администраций районов и городов области на лучшую организацию работы
по развитию сферы.
5. Кредитно-финансовая и
инвестиционная поддержка бытового обслуживания населения.
В рамках данного направления будут
осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов
поддержки предприятий сферы БОН: системы микрокредитования,
гарантирования займов в коммерческих банках, развития лизинга и др.
6. Научно-методическое и кадровое
обеспечение развития бытового обслуживания населения.
Данное направление предусматривает
комплекс мероприятий по развитию кадрового потенциала сферы бытового
обслуживания, подготовке специалистов и менеджеров.
3. ЭТАПЫ И СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
Реализация
Мероприятий рассчитана на 2004 - 2005 годы и предполагает два этапа.
В 2004 году основные усилия и
средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых
механизмов поддержки предприятий бытового обслуживания населения.
Особое внимание будет уделено исследовательскому и аналитическому
обслуживанию развития сферы БОН, чтобы на втором этапе, рассчитанном
на 2005 год, перейти к новым методам проведения региональной политики
развития бытового обслуживания населения.
4. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
- улучшение
социально-экономических показателей;
- повышение уровня и качества услуг,
оказываемых населению города.
В результате реализации Мероприятий
предприятия и индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые
услуги населению, будут активно включены в решение задач по
социально-экономическому развитию территорий, что обеспечит рост
количества действующих предприятий БОН в городе, более полное
использование трудовых резервов общества, а также рост числа занятых.
Будут созданы условия для увеличения
объема бытовых услуг, повышения уровня потребления бытовых услуг,
расширения ассортимента и повышения их качества, обеспечения
доступности бытовых услуг, увеличения налогооблагаемой базы и
пополнения местного бюджета.
5. ПАСПОРТ
МЕРОПРИЯТИЙ
Наименование мероприятий
|
Мероприятия по развитию
бытового обслуживания населения в городе Дзержинске на 2004 -
2005 гг.
|
Заказчик мероприятий
|
Администрация г. Дзержинска
|
Основные разработчики
мероприятий
|
Отдел антимонопольной
политики и предпринимательства
|
Разработчики - соисполнители
мероприятий
|
- отдел антимонопольной
политики и предпринимательства
- управление промышленности, экономики
и прогнозирования -
управление финансов - правовое
управление - управление социальной
защиты - управление образования
- комитет по управлению муниципальным имуществом -
торгово-промышленная палата (по согласованию) -
государственное учреждение "Дзержинский городской
центр занятости населения" (по согласованию)
- региональное управление
статистики (по согласованию)
|
Цель мероприятий
|
Обеспечение условий для
развития бытового обслуживания населения как социальной
сферы, повышение уровня и качества жизни
населения, создание современной системы сервиса,
увеличение объемов и видов бытовых услуг, обеспечение
их территориальной доступности для населения и гарантии
качества, увеличение занятости населения в городе
|
Задачи мероприятий
|
- создание правовых,
экономических и организационных условий для устойчивого
развития сферы бытового обслуживания населения -
создание цивилизованных рыночных
механизмов предпринимательской деятельности и
благоприятных условий для работы предприятий и
организаций различных организационно-правовых
форм собственности и индивидуальных
предпринимателей, оказывающих бытовые услуги
населению (исполнителей бытовых услуг), урегулирования
их взаимоотношений с социальными партнерами
и потребителями бытовых услуг -
содействие созданию и поддержка предпринимательских
структур, предоставляющих бытовые услуги
- формирование инфраструктуры государственной
и общественной поддержки бытового обслуживания населения
|
Основные направления
мероприятий
|
- разработка
нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие
сферы бытового обслуживания населения
- информационно-аналитическое обеспечение развития
сферы бытового обслуживания населения - развитие
инфраструктуры сферы бытового обслуживания населения
- поддержка
производственно-маркетинговой и инновационной деятельности
исполнителей бытовых услуг
- кредитно-финансовая и
инвестиционная поддержка бытового обслуживания населения
- научно-методическое и кадровое обеспечение развития
сферы бытового обслуживания населения
|
Сроки реализации
мероприятий
|
2004 - 2005 гг.
|
Ожидаемые конечные
результаты мероприятий
|
- создание элементов
инфраструктуры, оказывающих информационную,
консультационную, финансовую, маркетинговую и другие
виды поддержки исполнителям бытовых услуг
- увеличение объемов бытовых услуг, в том числе оказанных
малообеспеченным гражданам - расширение рынка
бытовых услуг - повышение уровня потребления
бытовых услуг на душу населения
- повышение качества бытовых услуг -
создание новых рабочих мест - увеличение
налогооблагаемой базы и пополнение местного бюджета
|
Система управления
и контроля
|
- основной разработчик
Мероприятий (отдел антимонопольной политики и
предпринимательства) осуществляет непосредственный контроль
за их реализацией, осуществляя
координацию взаимодействия соисполнителей
|