| |
РЕШЕНИЕ Земского собрания
Кулебакского района от 26.01.2007 № 2
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА НА 2007 -
2010 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Кулебакский металлист", N
41(13009), 14.04.2007 (решение)
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 26 января 2007 г. № 2
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА НА 2007 - 2010
ГОДЫ
На основании
Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации",
Закона Нижегородской области от 09.12.1997 № 99-З "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Нижегородской
области", в целях поддержки предпринимательства и обеспечения
условий развития малого бизнеса в качестве одного из источников
формирования бюджета Кулебакского района Земское собрание решило:
1. Утвердить прилагаемую Программу
развития малого предпринимательства Кулебакского района на 2007 -
2010 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего
решения возложить на постоянные комиссии Земского собрания
Кулебакского района по бюджетной, финансовой и налоговой политике и
по промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, аграрным вопросам
и экологии.
Председатель Земского
собрания
Л.П.СМИРНОВ
И.о. главы местного
самоуправления
Л.А.УЗЯКОВА
Утверждена
решением
Земского собрания
Кулебакского района
от 26.01.2007 № 2
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КУЛЕБАКСКОГО
РАЙОНА НА 2007 - 2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА 2007 - 2010 ГГ.
Наименование Программы
|
Программа развития малого
предпринимательства Кулебакского района 2007 - 2010 гг.
|
Основания разработки
Программы
|
- Федеральный закон от
14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации"
- Закон Нижегородской области от 09.12.1997 № 99 "О
государственной поддержке малого предпринимательства
в Нижегородской области"
|
Заказчик Программы
|
Администрация Кулебакского
района
|
Основные разработчики
Программы
|
Отдел экономики и
инвестиционной политики, отдел поддержки и развития малого
предпринимательства, потребительского рынка и услуг
администрации района
|
Исполнители мероприятий
Программы
|
Структурные подразделения
администрации Кулебакского района:
- отдел поддержки и развития
малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг
- отдел экономики и
инвестиционной политики - Союз предпринимателей
Кулебакского района (по согласованию)
- комитет по управлению муниципальным имуществом -
средства массовой информации района
|
Цель Программы |
Поддержка предпринимательства
и обеспечение условий развития малого бизнеса в качестве
одного из источников формирования местного
бюджета, создания рабочих мест, развития территорий
и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни
населения
|
Задачи Программы
|
- организационное обеспечение
системы развития предпринимательства
- устранение административных барьеров на пути развития
предпринимательства - обеспечение
взаимодействия органов власти и предпринимательских
структур в решении задач экономического и
социального развития Кулебакского района
- консультативная поддержка и
обучение предпринимателей -
организация бизнес-инкубатора для предпринимателей
(первоначально - на базе отдела поддержки и развития малого
предпринимательства, потребительского рынка и услуг
администрации района)
- развитие малого предпринимательства в сфере инноваций
и высоких технологий, помощь в реализации социально
значимых проектов по созданию производственных мощностей
и рабочих мест -
активное вовлечение населения
в предпринимательскую деятельность,
формирование благоприятного имиджа предпринимателя
- поддержка народных промыслов
|
Основные направления
Программы
|
-
информационно-консультативная и нормативно- правовая
поддержка предпринимательства - экономическая
поддержка малого бизнеса - организационное обеспечение
системы поддержки предпринимательства
- развитие инфраструктуры предпринимательства -
обеспечение социальной защиты и безопасности в сфере МП
|
1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью Программы
является поддержка предпринимательства и обеспечение условий развития
малого бизнеса в качестве одного из источников формирования местного
бюджета, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов
экономики, повышения уровня и качества жизни населения.
Задачи Программы
Основными задачами
Программы являются:
- организационное обеспечение системы
развития предпринимательства;
- устранение административных
барьеров на пути развития предпринимательства;
- обеспечение взаимодействия органов
власти и предпринимательских структур в решении задач экономического
и социального развития Кулебакского района;
- консультативная поддержка и
обучение предпринимателей, особенно на ранней стадии развития;
- организация бизнес-инкубатора для
предпринимателей (первоначально на базе отдела поддержки и развития
малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг
администрации района);
- развитие малого предпринимательства
в сфере инноваций и высоких технологий, помощь в реализации социально
значимых проектов по созданию производственных мощностей и рабочих
мест;
- активное вовлечение населения в
предпринимательскую деятельность, формирование благоприятного имиджа
предпринимателя;
- поддержка народных промыслов.
Задачи решаются по следующим
направлениям:
- информационно-консультативная и
нормативно-правовая поддержка предпринимательства;
- экономическая поддержка малого
бизнеса;
- организационное обеспечение системы
поддержки предпринимательства;
- развитие инфраструктуры
предпринимательства;
- обеспечение социальной защиты и
безопасности в сфере малого предпринимательства.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации
заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных
мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Структура программных мероприятий
представлена 5 разделами, которые обеспечивают комплексный подход и
координацию работ всех участников Программы. Главными приоритетами
развития предпринимательства в Кулебакском районе на предстоящий
период станут:
- обеспечение полной и доступной
информации о мероприятиях, направленных на развитие малого бизнеса;
- соблюдение принципа конкурсности,
т.е. обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при
распределении бюджетных средств и муниципальных заказов.
Координацию деятельности органов
исполнительной власти и местного самоуправления, объектов
инфраструктуры малого предпринимательства, общественных объединений
предпринимателей, определение приоритетов выполнения мероприятий
Программы осуществляет администрация Кулебакского района в лице
отдела поддержки и развития малого предпринимательства,
потребительского рынка и услуг.
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛИ
В ЭКОНОМИКЕ КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА
Предпринимательство
Объем материального
производства по Кулебакскому району в 2006 году составляет 4,6 млрд
рублей. Удельный вес структур малого предпринимательства в этом
объеме составляет 11,5%. Высокий удельный вес структур малого бизнеса
наблюдается в следующих отраслях: строительство, сельское хозяйство,
бытовое обслуживание, торговля.
Структура
материального производства в малом бизнесе
Структура материального
производства
|
Всего, млн руб. |
Уд. вес малого
предпринимательства, % |
Промышленность
|
3961,5
|
2,6
|
Сельское хозяйство
|
95
|
100
|
ЖКХ
|
206,1
|
26,5
|
Транспорт
|
47,2
|
60
|
Строительство
|
49,3
|
100
|
Торговля
|
200
|
89,5
|
Бытовка
|
18,2
|
77,4
|
Прочие
|
33,8
|
16,1
|
Всего
|
4611,1
|
11,5
|
Диаграмма не
приводится.
Объем промышленного
производства в малом бизнесе составляет 103,4 млн рублей, что ниже
уровня прошлого года на 27,7%; это в основном производство пищевой
продукции и лесопиление. Спад производства наблюдается в лесопильном
производстве из-за отсутствия необходимой лесосырьевой базы. Поэтому
в настоящее время необходима организация производства переработки
лиственной низкосортной древесины.
Кроме того, в районе имеются
минерально-сырьевые ресурсы: доломиты, известняки, торф, песок,
глина. На территории района на учете 93 родника. По химическому
составу воды в основном гидрокарбонатные кальциево-магниевые, пресные
с невысокой минерализацией.
В районе отсутствуют сопутствующие и
вспомогательные производства (при основных промышленных
предприятиях), нет инновационных проектов. На имеющихся предприятиях
низкий уровень охраны труда.
Сфера торговли практически
сформирована и достаточно стабильна. Идет процесс качественного
совершенствования, упорядочение размещения объектов мелкорозничной
сети, открытие специализированных магазинов и предприятий новых
форматов.
Одно из направлений работы малого
бизнеса - оказание платных услуг. Это свыше 25 видов различных услуг.
Это парикмахерские, ремонт обуви, транспортных средств, пошив одежды,
фотоуслуги и другие.
На территории Кулебакского района
имеются свободные площадки, находящиеся как в муниципальной, так и в
частной собственности.
Но, несмотря на положительные
тенденции, в сфере оказания услуг наблюдается низкое качество
обслуживания.
Структура занятых в
материальном производстве
Кулебакского района
тыс. человек
Структура материального
производства
|
2005 год
|
2006 год
|
Темп роста уд. веса
МП, % |
|
Всего |
в т.ч. в МП |
Уд. вес МП, %
|
Всего |
в т.ч. в МП |
Уд. вес МП, %
|
|
Промышленность
|
6,6
|
1,0
|
15,2 |
6,5
|
0,9
|
13,9 |
91,4 |
Сельское хозяйство
|
0,4
|
0,2
|
50,0 |
0,3
|
0,1
|
33,3 |
66,6 |
ЖКХ
|
1,1
|
0,3
|
27,3 |
1,0
|
0,4
|
40,0 |
146,5 |
Строительство
|
0,3
|
0,1
|
33,3 |
0,3
|
0,1
|
33,3 |
100,0 |
Транспорт и связь
|
0,7
|
0,1
|
14,3 |
0,6
|
0,1
|
16,7 |
116,8 |
Торговля
|
1,8
|
1,3
|
72,2 |
1,7
|
1,5
|
88,2 |
122,2 |
Бытовое обслуживание
|
0,3
|
0,2
|
66,7 |
0,3
|
0,2
|
66,7 |
100,0 |
Образование
|
2,0
|
-
|
-
|
2,0
|
-
|
-
|
-
|
Здравоохранение
|
1,4
|
0,1
|
7,1 |
1,4
|
0,1
|
7,1 |
100,0 |
Прочие
|
3,3
|
0,1
|
3,0 |
3,8
|
0,1
|
2,6 |
86,7 |
Всего
|
17,9
|
3,4
|
19,0 |
17,9
|
3,5
|
19,6 |
103,2 |
Динамика численности
занятых в малом бизнесе, тыс. чел.
Показатели
|
2003 г.
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Занято всего
|
18,40
|
18,3
|
17,9
|
17,9
|
Занято в малом бизнесе
|
3,20
|
3,4
|
3,3
|
3,5
|
Диаграмма не
приводится.
-
Занято в малом
бизнесе 3,5 тыс. человек, что составляет 19,6% от занятого населения
района; наемные работники составляют 2,4 тыс. рублей, 68,4% занятых в
малом бизнесе. Средняя заработная плата наемного работника составляет
1630 рублей. Проблемным фактором является неполный охват оформлением
наемных работников и их "теневая" заработная плата.
Налоговые поступления в бюджеты всех
уровней составили 32 млн рублей, в т.ч. в местный бюджет - 22,6 млн
рублей. Неналоговые доходы составили 3 млн рублей. Общие поступления
от малого бизнеса в местный бюджет составили 25,6 млн рублей, что
составляет 15,7% от доходной части местного бюджета. В настоящее
время при действующем налоговом законодательстве наблюдается
следующая тенденция: чем крупнее предпринимательская структура
(оборот), тем меньше оплата налога.
Структура поступлений
налоговых и неналоговых
поступлений от малого бизнеса
Вид поступлений
|
Сумма, млн руб.
|
Уд. вес, %
|
УСН
|
5,6
|
15,9
|
ЕНВД
|
21,5
|
61,6
|
НДФЛ
|
3,9
|
11
|
Налог на землю
|
1
|
2,9
|
Арендная плата
|
3
|
8,6
|
ИТОГО
|
35
|
100
|
Диаграмма не
приводится.
-
Общая сумма
инвестиций в Кулебакском районе в 2006 году составляет 199 млн
рублей, в т.ч. на объектах малого бизнеса - 24 млн рублей, что
составляет 12,1% от общей суммы инвестиций. В отраслевом срезе сумма
инвестиций в предпринимательство выглядит следующим образом:
- торговля - 82,9%;
- социальная сфера (оздоровит. центр,
мед. услуги) - 6,3%;
- бытовое обслуживание - 2,1%;
- промышленность - 6,6%;
- транспорт - 2,1%.
Отраслевая структура
инвестиционных вложений, тыс. руб.
Диаграмма не
приводится.
-
Анализ состояния
малого предпринимательства показывает, что на протяжении нескольких
последних лет практически неизменной остается отраслевая структура
малых предприятий. Инвестиционная активность малых предприятий растет
медленно и не отражает их реального инвестиционного потенциала.
Сложившаяся отраслевая структура
малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и величина налоговых
отчислений свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере
торговли. Приоритетные отрасли реального сектора и малая
инновационная деятельность развиваются не в достаточной мере.
Особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая
доля "теневого" сектора, поэтому значительная часть
потенциальных ресурсов не задействована в решении насущных задач.
Основными причинами, препятствующими
дальнейшему развитию малого предпринимательства, все еще остаются:
- недостаточная законодательная база,
ее нестабильность, последовательность в ее применении, разнобой в
региональном законодательстве;
- наличие административных барьеров;
- недостаточно развитый сектор услуг
для бизнеса, включая бизнес-информацию;
- отсутствие эффективных программ,
поддерживающих малое предпринимательство;
- низкая инвестиционная активность
предпринимательства, отсутствие инициативы;
- низкий уровень квалификации
предпринимателей и недостаток опыта деятельности;
- низкая заработная плата наемных
работников, "теневая" заработная плата;
- высокие тарифы по аренде помещений;
- отсутствие собственных средств на
развитие бизнеса.
Решение этих проблем, смягчение
действия отрицательных факторов - основная задача органов власти,
общественных организаций и союзов предпринимателей, самих
предпринимателей.
На основании проведенного анализа,
учитывая наличие имеющихся ресурсов, навыки и сложившиеся традиции
района, предлагается следующий перечень приоритетных направлений:
- промышленное производство;
- товарное рыбоводство -
"аквакультура";
- развитие народных промыслов -
мастерская декоративно-прикладного творчества на базе РДК п. Мурзицы;
- развитие местного фольклора -
фольклорный центр на базе РДК п. Мурзицы.
С учетом финансовых возможностей и
полномочий органов местного самоуправления администрация Кулебакского
района наработала комплекс мероприятий, позволивших оказать
содействие для развития малого бизнеса.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО
РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА НА 2007 - 2010
ГГ.
┌────┬──────────────────────────┬────────────────────┬────────────────┬───────────────────┐
│ № │
Мероприятия │ Исполнитель │Срок исполнения
│ Источник │
│п/п │
│ │ │
финансирования │
├────┴──────────────────────────┴────────────────────┴────────────────┴───────────────────┤
│ 1.
Информационно-консультативная и нормативно-правовая поддержка
предпринимательства │
├────┬──────────────────────────┬────────────────────┬────────────────┬───────────────────┤
│1.1.│Обновление
информационного│Отдел поддержки и│ I квартал │
│
│ │банка по
развитию│развития малого│ 2007 г. │
│
│ │предпринимательства:
│предпринимательства,│ │
│
│ │- создание
стенда и уголка│потребительского │ │
│
│ │предпринимателя
с наличием│рынка и услуг │ │
│
│ │всех
имеющихся│ │ │
│
│ │законодательных
актов│ │ │
│
│ │федерального
и│ │ │
│
│ │регионального
уровня. │ │ │
│
│ │Оказание
консультативной│ │ I квартал │
│
│ │помощи
предпринимателям; │ │ 2007 г.
│ │
│ │- разработка
памятки вновь│ │ │
│
│ │начинающему
│ │ │
│
│ │предпринимателю
│ │ │
│
├────┼──────────────────────────┼────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│1.2.│Привлечение
средств│Администрация, СМИ, │ По мере │
│
│ │массовой
информации к│Союз │ поступления │
│
│ │доведению
нормативно-│предпринимателей │ информации, по │
│
│ │правовой
информации до│Кулебакского │итогам проверок │
│
│ │предпринимателей,
│района (по│ │
│
│ │содействие
деятельности│согласованию) │ │
│
│ │общественных
организаций│ │ │
│
│ │предпринимателей.
│ │ │
│
│ │Публикация
статей в СМИ │ │ │
│
├────┼──────────────────────────┼────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│1.3.│Обучение и
подготовка│Администрация, СМИ, │ Ежегодно │Центр
занятости│
│ │профессионального
уровня│Союз │ согласно │населения,
│
│ │всех сфер
малого бизнеса с│предпринимателей
│предоставляемому│министерство │
│ │целью
формирования│Кулебакского │графику
обучения│поддержки и│
│ │положительного
имиджа│района (по│
│развития малого│
│ │малого
│согласованию), центр│
│предпринимательства│
│ │предпринимательства.
│занятости населения│ │НО
│
│ │ │Кулебакский
│ │ │
│ │Проанализировать
│металлургический │ 2008 год │
│
│ │возможность
организации│колледж, │ │
│
│ │обучения
рыночным│администрация │ │
│
│ │специальностям
на базе│ │ │
│
│ │колледжа
│ │ │
│
├────┼──────────────────────────┼────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│1.4.│Проведение
мониторинга по│Отделы администрации│ II квартал │
│
│ │выявлению
административных│района, КУМИ,│ 2007 г. │
│
│ │барьеров
в│контролирующие и│ │
│
│ │предпринимательской
│надзорные органы,│ │
│
│ │деятельности
по отраслям: │Союз │ │
│
│ │- торговля,
│предпринимателей │ │
│
│ │- бытовое
обслуживание, │Кулебакского района │ │
│
│ │-
общественное питание. │ │
│ │
│ │Классификация
по│ │ │
│
│ │принадлежности
к уровню│ │ │
│
│ │власти,
либо│ │ │
│
│ │функциональная
│ │ │
│
│ │(регистрация,
│ │ │
│
│ │лицензирование,
│ │ │
│
│ │сертификация).
Внесение│ │ │
│
│ │предложений
об изменении│ │ │
│
│ │положений и
процедур,│ │ │
│
│ │сдерживающих
развитие│ │ │
│
│ │предпринимательства
│ │ │
│
├────┼──────────────────────────┼────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│1.5.│Анализ
сложившейся│Отдел поддержки и│ Октябрь │
│
│ │практики
оформления отвода│развития малого│ 2007 г. │
│
│ │земли и
согласования│предпринимательства │ │
│
│ │строительства.
На│потребительского │ │
│
│ │основании
проведенного│рынка и услуг, КУМИ.│ │
│
│ │анализа
подготовить│Главы поселковых│ │
│
│ │предложения
о сокращении│администраций │ │
│
│ │сроков
оформления│ │ │
│
│ │земельно-правовых
│ │ │
│
│ │документов,
документов на│ │ │
│
│ │строительство
│ │ │
│
├────┼──────────────────────────┼────────────────────┼────────────────┼───────────────────┤
│1.6.│Разработка
положений и│Администрация, ОП и│ │
│
│ │проведение
конкурсов: │РП, Совет│ │
│
│ │- "Лучший
предприниматель│предпринимателей │ III квартал │
│
│ │Кулебакского
района" │Кулебакского района,│ 2007 г. │
│
│ │- "Городская
маршрутка" │предприниматели │ II квартал │
│
│ │Участие в
областном│ │ 2008 г. │
│
│ │конкурсе
│ │ │
│
│ │- "Лучшее
предприятие│ │ I квартал │
│
│ │бытового
обслуживания" │ │ 2007 г.,
2008 │ │
│ │ │
│ г., 2009 г., │
│
│ │ │
│ 2010 г. │
│
│ │- "Лучшее
предприятие│ │ II квартал │
│
│ │потребительского
|