АДМИНИСТРАЦИЯ
ШАХУНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2004 г. № 267
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТА БЮДЖЕТА НА 2005 ГОД
В целях разработки
проекта бюджета на 2005 год и предоставления его в Земское собрание
Шахунского района Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
бюджетной и налоговой политики на 2005 год.
2. Провести формирование бюджета на
2005 год в срок до 1 декабря 2004 года.
Глава местного
самоуправления
В.М.СМИРНОВ
Утверждена
постановлением
администрации Шахунского района
от 31.08.2004 № 267
КОНЦЕПЦИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ,
ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ШАХУНСКОМ
РАЙОНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД
(Далее - Концепция)
I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
НА 2005 ГОД И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2007
ГОДА
Главной задачей
бюджетной и налоговой политики Шахунского района на 2005 год и на
перспективу до 2007 года остается повышение благосостояния и
сокращение уровня бедности населения Шахунского района Нижегородской
области. Решение этой задачи возможно через обеспечение роста доходов
бюджета района, развитие предпринимательского климата, повышение
конкурентоспособности экономики Шахунского района Нижегородской
области.
Бюджетная политика области в 2005
году в первую очередь будет направлена на повышение качества и
доступности бюджетных услуг для населения области и повышение
эффективности расходования бюджетных средств на предоставление этих
услуг, обеспечение социальной стабильности в области.
Достичь указанных целей позволит
реформа местного самоуправления и межбюджетных отношений в Шахунском
районе Нижегородской области, начатая в 2004 году.
Реформа бюджетной политики направлена
на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от
финансирования существующей сети бюджетных учреждений к
финансированию конкретных бюджетных услуг. Реформа призвана исключить
возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства
нижестоящих бюджетов без соответствующей передачи доходных
полномочий.
В 2005 году предстоит подготовить и
принять значительное количество нормативных правовых актов,
направленных на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных
отношений в Шахунском районе Нижегородской области, разработать и
законодательно закрепить методики распределения финансовой помощи
между муниципалитетами, внести изменения в существующее
законодательство Нижегородской области. Это потребует значительных
усилий как со стороны областных органов государственной власти, так и
со стороны органов местного самоуправления.
Бюджетная и налоговая политика в 2005
году и на перспективу до 2007 года направлена на решение следующих
задач.
Увеличение налогового и неналогового
потенциала Шахунского района Нижегородской области:
- максимальное использование органами
государственной власти возможностей применения налогового
законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими
организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной
собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Шахунского
района Нижегородской области:
- реализация механизма
реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными
налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по
налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и
налогу на имущество физических лиц:
- выявление не вовлеченных в
налогообложение объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам
на праве собственности.
Создание условий и предпосылок для
максимально эффективного управления государственными финансами в
соответствии с приоритетами государственной политики:
- формирование реестров расходных
обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов,
устанавливающих не обеспеченные финансированием расходные
обязательства;
- повышение эффективности и
результативности использования бюджетных средств, переход от
управления бюджетными затратами к управлению результатами;
- совершенствование и расширение
сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
Оптимизация государственного и
муниципального долга Шахунского района Нижегородской области в части
стоимости и сроков заимствований.
Реформирование организации местного
самоуправления и формирование межбюджетных отношений в Шахунском
районе Нижегородской области в рамках изменений, предусмотренных
федеральным законодательством.
II. БЮДЖЕТНАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ
1. Общие положения
За основу
формирования доходной части бюджета Шахунского района Нижегородской
области на 2005 год будут взяты основные параметры
социально-экономического развития района, прогнозируемые на 2005 год.
Дополнительно будут использованы
данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения
налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших
суммах доходов в консолидированный бюджет Шахунского района
Нижегородской области.
По предварительной оценке
министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской
области, среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2005
году 109%, в 2006 году - 108%, в 2007 году - 107,5%.
Формирование доходной части бюджета
Шахунского района Нижегородской области на 2005 год будет
производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений
налогового законодательства на 2005 год и мер по увеличению доходов
бюджета района.
2. Политика в области
собственных доходов
2.1. Налоговые доходы
При формировании
прогноза поступлений налоговых доходов в бюджет Шахунского района
Нижегородской области на 2005 год будет учитываться прогнозируемое на
федеральном уровне изменение налогового и бюджетного
законодательства, а именно:
- зачисление в федеральный бюджет
100% платежей за пользование лесным фондом и водного налога;
- передача в федеральный бюджет 1,5
пункта региональной ставки налога на прибыль организаций;
- увеличение в 1,5 раза базовой
доходности при исчислении единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности и расширение перечня видов деятельности,
на которые распространяется действие единого налога на вмененный
доход;
- изменение механизма исчисления
налога, уплачиваемого в порядке наследования и дарения;
- совершенствование режима применения
государственной пошлины;
- отмена льгот по налогу на имущество
организаций в части мобилизационных мощностей;
- отмена налога на рекламу.
С учетом проводимых в последние годы
на федеральном уровне налоговых реформ, существенно изменяющих
доходную базу региональных бюджетов, в 2005 году по-прежнему важное
значение будет придаваться развитию внутреннего потенциала района по
росту налогооблагаемой базы за счет индексации инвентаризационной
стоимости объектов, принадлежащих гражданам на праве собственности,
пересмотра размера коэффициента базовой доходности (К2),
используемого при исчислении единого налога на вмененный доход.
Решение этой задачи невозможно без
создания условий для роста эффективности производства (сокращения
доли убыточных предприятий).
В этой связи следует акцентировать
внимание на развитие малого и среднего бизнеса как сектора экономики,
во многом определяющего доходный потенциал района на перспективу.
Содействие развитию малого и среднего
бизнеса должно осуществляться посредством создания в районе
благоприятных экономических предпосылок, стимулирующих мотивацию
субъектов развертывать и легализовать бизнес.
К таким предпосылкам следует отнести:
- компенсацию за счет бюджетных
средств, процентных ставок по кредитам коммерческих банков для малых
предприятий, работающих в приоритетных направлениях;
- передачу предпринимательским
структурам в лизинг производственного оборудования;
- формирование инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства.
2.2. Неналоговые
доходы
В 2005 году и на
перспективу политика в районе сбора неналоговых доходов, как и ранее,
будет направлена на повышение эффективности использования
муниципальной собственности и увеличение бюджетной отдачи. Для этого
необходимо разработать критерии оценки эффективности управления
муниципальным имуществом.
По доходам от использования
муниципальной собственности.
Повышение отдачи от использования
муниципальной собственности является одним из приоритетных
направлений экономической политики в сфере доходов на дальнейшую
перспективу.
Основными источниками доходов от
использования муниципальной собственности в Шахунском районе и
Нижегородской области являются:
- доходы от аренды земли;
- доходы от аренды нежилого фонда
муниципальной собственности;
- доходы муниципальных унитарных
предприятий.
На формирование доходов от аренды
земли существенное влияние оказывает процесс разграничения
государственной собственности на землю. Принцип разграничения земель,
определенный федеральным законодательством, способствует передаче в
федеральный бюджет в конечном итоге до 60% земель Нижегородской
области.
Основным резервом увеличения доходов
от аренды земли следует рассматривать выявленные в процессе
инвентаризации участки, не задействованные ранее в налогообложении и
арендных отношениях, а также участки, фактически используемые в
хозяйственном обороте, то есть значительно большие, чем указано в
правоустанавливающих документах.
Прямая экономическая отдача от
плановой инвентаризации земель обуславливается за счет включения в
арендные отношения и в налогооблагаемую базу выявленных превышений
фактически используемых площадей, а также землепользователей, не
оформивших право на земельные участки.
Наиболее значимыми направлениями
развития арендных отношений и увеличения арендной платы за землю на
ближайшую перспективу являются:
- дальнейшее совершенствование
законодательной и нормативной правовой базы имущественно-земельных
отношений, соблюдение муниципальными образованиями единого подхода к
определению арендной платы;
- выполнение комплекса
землеустроительных и кадастровых работ, направленных на создание
системы учета объектов налогообложения и перехода на уплату
земельного налога и арендной платы от кадастровой стоимости участка;
- обеспечение мониторинга арендуемых
земельных участков и управления арендными процессами.
Проблемы формирования доходов по
другому источнику от использования собственности - аренде объектов
нежилого фонда муниципальной собственности - сопряжены с отсутствием
единообразия при установлении рыночной ставки арендной платы и
рыночной составляющей при формировании арендной платы в целом, а
также тенденцией к сокращению количества арендуемых площадей в
результате их продажи арендаторам.
Доходы от аренды нежилого фонда
муниципальной собственности несоизмеримы с доходами от аренды в
рыночном сегменте экономики. В 2005 году необходимо максимально
сократить диапазон цен за арендуемые участки в государственном и
частном секторе.
Необходимо оптимизировать количество
объектов нежилого фонда, передаваемых в аренду, улучшив при этом их
потребительские качества.
Политика района в сфере арендных
отношений направлена на безусловный приоритет возмездного пользования
имуществом.
Для решения задач по увеличению
доходов от аренды нежилого фонда необходимо привлекать в арендные
отношения дополнительные площади:
- из числа площадей, переданных в
аренду пользователями без ведома собственника;
- из числа площадей, находящихся в
хозяйственном ведении государственных и муниципальных предприятий.
В сфере регулирования деятельности
муниципальных унитарных предприятий назрела необходимость перехода к
новой модели управления, основанной на принципах строгого
соответствия их количественного и качественного состава функциям
органов местного самоуправления. Имущество, не соответствующее
указанным критериям, должно быть приватизировано. Это позволит
оптимизировать его состав и реализовать меры по качественному
повышению эффективности деятельности организаций муниципального
сектора экономики.
Для повышения конкурентоспособности
предприятий муниципального сектора экономики района необходимо
развивать систему пообъектного управления.
Продажа земли
Необходимо
активизировать процесс приобретения земель собственниками
расположенных на земельных участках объектов, исключив фактор
излишнего администрирования процедуры продажи, создав реальные
предпосылки для обеспечения инвестиционной привлекательности
предприятий и активизации их предпринимательской деятельности.
Введение в действие Закона
Нижегородской области "Об осуществлении оборота земель
сельскохозяйственного назначения" дает органам местного
самоуправления возможность приобретения земель сельскохозяйственного
назначения для обеспечения муниципальных нужд района. Наличие в
муниципальной собственности района такого высокоэффективного
имущества, как земля, позволит:
- иметь постоянный доходный источник
за счет передачи земельных участков в аренду;
- получать значительные поступления
за счет продажи земельных участков по более высоким рыночным ценам;
- повысить инвестиционную
привлекательность Шахунского района Нижегородской области.
В этой связи необходимо определить
критерии целесообразности приобретения земель в собственность района
с позиции дальнейшего использования земельных участков.
III. БЮДЖЕТНАЯ
ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАСХОДОВ
1. Общие положения
Политика Шахунского
района Нижегородской области в области расходов в 2005 году, как и в
предыдущие годы, будет направлена на повышение эффективности
расходования бюджетных средств в рамках четко определенных
приоритетов, с учетом реальных возможностей доходов бюджета
Шахунского района Нижегородской области.
Формирование расходов
консолидированного бюджета района будет осуществляться с учетом
изменений в федеральном законодательстве.
2. Основные подходы к
формированию расходной части
консолидированного бюджета района на
2005 год
При формировании
расходной части бюджета района на 2005 год будут применены следующие
подходы.
Нормативы бюджетного финансирования
будут применены только по отдельным позициям:
- стандарт предельной стоимости
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади
жилья в месяц;
- лимиты потребления тепло- и
электроэнергии по учреждениям бюджетной сферы;
- коммунальные услуги (прочие виды);
- нормативы по государственному и
муниципальному управлению, утвержденные постановлением Правительства
Нижегородской области от 09.10.2002 № 265;
- при расчете расходов на вновь
вводимые учреждения социальной сферы будут применены нормативы,
действующие в 2003 году, с учетом индексации;
- нормативы будут применены при
расчете расходов на питание, медикаменты, мягкий инвентарь по
следующим учреждениям:
а) учреждения образования:
- детские дома;
б) социальные учреждения:
- дома-интернаты для престарелых и
инвалидов.
При расчете остальных расходов за
основу будут взяты прогнозные расходы на 2004 год с учетом
индексации.
Фонд оплаты труда работникам
бюджетной сферы и аппарата управления будет рассчитан с учетом
двухпроцентной экономии на вакансии и больничные листы.
За основу расчета фонда оплаты труда
по бюджетной сфере будет взят прогнозный фонд 2004 года,
скорректированный на изменение показателей по сети, штатам и
контингентам учреждений бюджетной сферы Шахунского района
Нижегородской области. При расчете начислений на заработную плату
будет учтено планируемое на федеральном уровне снижение ставки
единого социального налога с 35,6% до 26%.
Расходы на прочие коммунальные услуги
по учреждениям бюджетной сферы будут определены по каждой отрасли,
исходя из сложившейся доли фактических расходов по прочим
коммунальным услугам (за исключением льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и
проживающим в сельской местности и в рабочих поселках) в сумме
фактических расходов на оплату тепловой и электрической энергии за
2003 год.
С 2005 года размер, условия и порядок
возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг гражданам, проживающим в сельской местности, будут
устанавливаться областным законом.
Финансирование здравоохранения
Шахунского района Нижегородской области в 2005 году предполагается
осуществлять из следующих источников: районного бюджета и бюджета
Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Нижегородской области.
К учреждениям, финансируемым в
приоритетном порядке в 2005 году, отнесены:
а) учреждения образования:
- детские дома;
- школы-интернаты;
в) социальные учреждения:
- дома-интернаты для престарелых и
инвалидов.
К приоритетным статьям расходов
отнесены расходы на:
- оплату труда с начислениями;
- медикаменты, перевязочные средства
и прочие лечебные расходы по скорой помощи, по станциям и отделениям
переливания крови;
- продукты питания в детских
дошкольных учреждениях;
- оплату услуг связи;
- оплату горюче-смазочных материалов
по скорой помощи;
- оплату коммунальных услуг;
- расходы по оплате договоров на
вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализацию;
- выплату денежных компенсаций для
приобретения питания, одежды, обуви, инвентаря, ежегодных и
единовременных пособий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
- компенсации педагогическим
работникам образовательных учреждений на приобретение
книгоиздательской продукции;
- предоставление бесплатных и
льготных медикаментов.
3. Отношение к
кредиторской задолженности
В последние годы при
формировании консолидированного бюджета области в расходах бюджетов
городов и районов области учитывались средства на погашение 10%
кредиторской задолженности. Однако снижения кредиторской
задолженности по бюджетной сфере практически не происходит.
В целях стимулирования органов
местного самоуправления районов и городов области к сокращению
кредиторской задолженности по бюджетной сфере с 2005 года в составе
областного бюджета планируется организовать Фонд погашения
кредиторской задолженности городов и районов Нижегородской области по
бюджетной сфере. Фонд планируется ежегодно утверждать законом области
об областном бюджете на очередной финансовый год в размере не менее
10% от объема кредиторской задолженности по бюджетной сфере,
сложившейся на 1 июля отчетного года, предшествующего плановому.
Кредиторская задолженность бюджетов
за газ, электроэнергию и другие виды коммунальных услуг учреждений
бюджетной сферы будет включена в объемах согласно договорам на
реструктуризацию этих долгов.
4. Политика в области
агропромышленного комплекса
За основу расчета
расходов по сельскому хозяйству на 2005 год, за исключением расходов
по государственной ветеринарной сети, будут взяты прогнозные расходы
на 2004 год с учетом индексации.
Расходы на 2005 год по
государственной ветеринарной сети будут полностью централизованы в
областном бюджете и рассчитаны исходя из уточненных прогнозных
расходов на 2004 год с учетом индексации.
5. Политика в области
жилищно-коммунального хозяйства
Расходы на
жилищно-коммунальное хозяйство области на 2005 год будут
рассчитываться с учетом уровня платежей граждан за предоставляемые
жилищно-коммунальные услуги в размере 90 процентов от их стоимости. В
2006 году планируется доведение платежей населения до экономически
обоснованного уровня при соблюдении мер социальной защиты населения.
Бюджетные ассигнования на возмещение
убытков по жилищно-коммунальным услугам, возникающих в связи с
применением государственных регулируемых цен, будут рассчитаны с
применением стандартов предельной стоимости предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц
на 2005 год, утвержденных Правительством Нижегородской области.
Социальная защита населения
Шахунского района Нижегородской области будет обеспечена через
выплату малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг.
Средства на выплату субсидий
населению по оплате жилья и коммунальных услуг в 2005 году будут
полностью централизованы в областном бюджете и ежемесячно в виде
целевых субвенций по целевому назначению перечисляться в бюджет
района.
На основе анализа, проведенного по
отчетным данным ГП "Облкоммунсервис" за 2002 - 2003 годы,
по расходам на благоустройство населенных пунктов и на содержание
муниципальных бань определены нормативы затрат на 2005 год:
- на благоустройство в расчете на 1
жителя;
- на 1 платного посетителя бани.
В расходах на благоустройство будет
учтена сумма расходов на уличное освещение согласно лимитам
потребления электроэнергии на эти цели.
В целях финансового оздоровления
жилищно-коммунального комплекса области, в расходах бюджета на
жилищно-коммунальное хозяйство будет предусмотрена часть кредиторской
задолженности бюджета, сложившейся по состоянию на 1 января 2004
года, по субсидиям на жилищно-коммунальные услуги, капитальному
ремонту жилищного фонда.
В 2005 году и на перспективу будет
вестись работа по реструктуризации и ликвидации задолженности
населения за жилищно-коммунальные услуги.
6. Политика в области
общественного транспорта
В 2005 году и на
среднесрочную перспективу будет продолжена работа по адаптации
общественного транспорта к функционированию в условиях рыночной
экономики.
В 2005 году необходимо начать
организацию работы пассажирского транспорта Нижегородской области
через областной (муниципальный) заказ, который определит минимально
необходимый объем транспортной работы, наиболее полно обеспечивающий
потребности населения области в перевозках. В условиях ограниченности
бюджетного финансирования основной задачей службы единого заказчика
пассажирских перевозок будет рациональная организация транспортного
процесса в пределах имеющихся финансовых возможностей, создание
единого комплекса пассажирского транспорта региона, обеспечивающего
оптимальное применение каждого вида транспорта, определение
приоритетов текущей и перспективной транспортной политики.
Распределение заказа на пассажирские перевозки будет осуществляться
на конкурсной основе, при этом нормативно-правовая база должна
способствовать развитию конкурентной среды, созданию равных
возможностей для всех видов транспорта и перевозчиков всех форм
собственности. Взаимоотношения органов исполнительной власти
Нижегородской области (органов местного самоуправления) и
перевозчиков всех форм собственности должны формироваться на основе
договоров.
При определении размера расходов на
пассажирские перевозки предполагается сохранение объемов транспортной
работы на уровне 2004 года. Основная бюджетная поддержка будет
направлена на выполнение социальных перевозок, на автомобильном
транспорте перевозки маршрутными такси и автобусами на междугородных
маршрутах должны выполняться на бездотационной основе.
Основные статьи затрат, в том числе и
расходы на горюче-смазочные материалы, будут рассчитаны с учетом
предполагаемого уровня инфляции. Для обеспечения сбалансированности
бюджета и тарифной политики необходимо предусмотреть увеличение платы
за проезд, в среднем на 20 - 25% во втором полугодии 2005 года.
Дополнительные доходы, полученные от повышения тарифов, могут быть
направлены на увеличение заработной платы работникам автотранспортных
предприятий.
В соответствии с законами об
административной реформе в 2005 году необходимо осуществить передачу
собственности в соответствии с разграничением финансовых полномочий.
В 2005 году должно быть предусмотрено
финансирование на проведение независимого обследования
пассажиропотоков для определения расходов в области автомобильного
транспорта.