АДМИНИСТРАЦИЯ
ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 августа 2004 г. № 622-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА, ИНСПЕКЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ
ИНСТРУКЦИЙ РАБОТНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с
Уставом Выксунского района Нижегородской области, утвержденного
постановлением Земского собрания Выксунского района от 26.03.2003, и
Закона Нижегородской области "О муниципальной службе и
муниципальных должностях в Нижегородской области" утвердить:
1. Положение об управлении
образования администрации в новой редакции (приложение 1).
2. Положение об инспекционной
деятельности управления образования администрации (приложение 2).
3. Должностные инструкции
муниципальных служащих, работников управления образования (приложение
3 - не приводится).
Глава администрации
района
А.С.СОКОЛОВ
Приложение 1
Утверждено
распоряжением
администрации Выксунского района
от 06.08.2004 № 622-р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Управление
образования администрации Выксунского района (далее - управление
образования) является самостоятельным структурным подразделением
администрации, обеспечивающим планирование, организацию,
регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений в
целях осуществления государственной политики в области образования,
организацию деятельности по осуществлению опеки и попечительства
несовершеннолетних.
1.2. Управление образования в своей
деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об
образовании", Семейным и Гражданским кодексами Российской
Федерации, нормативно-правовыми актами Нижегородской области, Уставом
Выксунского района, нормативно-правовыми актами органов местного
самоуправления Выксунского района, настоящим Положением, Положением
инспекционной деятельности управления образования.
1.3. Управление образования
осуществляет свою деятельность во взаимодействии со всеми
государственными и муниципальными органами местного самоуправления,
общественными организациями и непосредственно с министерством
образования и науки Нижегородской области.
1.4. На основании Устава Выксунского
района управление образования администрации является юридическим
лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом,
ответчиком, третьим лицом в суде, имеет самостоятельный баланс,
расчетный и иные счета в кредитных учреждениях, печать с изображением
Государственного герба РФ и со своим наименованием, штампы, бланки и
другие реквизиты.
1.5. Место нахождения: г. Выкса,
Красная площадь, д. 1.
1.6. Финансирование деятельности
управления образования осуществляется за счет средств местного
бюджета.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И
ФУНКЦИИ
2.1. Основные задачи
управления образования:
- планирование, организация,
регулирование и контроль за деятельностью образовательных учреждений
в целях осуществления государственной политики в области образования;
- обеспечение гражданам, проживающим
на территории Выксунского района, возможности выбора образовательного
учреждения;
- проведение лицензирования и
аттестации образовательных учреждений в пределах своей компетенции;
- регулирование в пределах своей
компетенции отношений собственности в системе образования;
- назначение руководителей
муниципальных образовательных учреждений;
- контроль соблюдения условий аренды
зданий, помещений и иных объектов муниципальной собственности,
находящихся в оперативном управлении образовательных учреждений;
- использование государственных и
муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта
в интересах образования;
- установление дополнительных льгот,
стимулирующих развитие образования.
2.2. Управление образования в
соответствии с возложенными на него задачами:
- реализует государственную политику
в сфере образования;
- контролирует исполнение
образовательных стандартов и их компонентов;
- осуществляет лицензирование и
аттестацию образовательных учреждений в установленном порядке;
- реализует кадровую политику в
образовании с целью эффективной подготовки, переподготовки и
использования квалифицированных специалистов из числа молодежи и
незанятого населения;
- совершенствует подготовку и
использование научно-педагогических кадров;
- представляет интересы района в
вопросах образования;
- осуществляет меры социальной защиты
системы образования района и ее работников;
- осуществляет комплекс мер по охране
здоровья детей, обучающихся и воспитанников;
- осуществляет функции по опеке и
попечительству над несовершеннолетними, защиты прав детей,
нуждающихся в защите государства;
- осуществляет анализ перспектив
развития образовательного комплекса района, целей и приоритетов
развития;
- готовит проекты нормативных актов
законодательной и исполнительной власти по вопросам, отнесенным к
компетенции управления образования;
- осуществляет методическую помощь
образовательным учреждениям района;
- осуществляет в установленном
порядке финансирование подчиненных управлению образования
образовательных и иных учреждений района, организаций и объектов
капитального строительства, а также контроль за их
финансово-хозяйственной деятельностью;
- осуществляет функции заказчика по
строительству объектов образовательного комплекса района и утверждает
проектно-сметную документацию;
- разрабатывает проектно-сметную
документацию на строительство и ремонт объектов образования;
- отвечает за ежегодную публикацию
среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным
требованиям условий осуществления образовательного процесса в
образовательных учреждениях, расположенных в районе;
- участвует в работе комитетов,
комиссий, советов по проблемам образования;
- представляет в установленном
порядке работников образования к наградам и присвоению почетных
званий, поощрению обучающихся и воспитанников;
- участвует в пределах своих
полномочий в разработке бюджета района, внедрении нормативного
финансирования и хозяйственного механизма в сфере образования.
2.3. Управление образования имеет
право:
- осуществлять контроль по всем
вопросам, отнесенным к его компетенции;
- инспектировать образовательные
учреждения;
- образовывать в необходимых случаях
комиссии, экспертные советы, выходить с предложением к администрации
района о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке
образовательных и иных учреждений, организаций, непосредственно
подчиненных управлению образования;
- приостанавливать
предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если
она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной
уставом образовательных учреждений, до решения суда по этому вопросу;
- назначать руководителей
муниципальных образовательных учреждений;
- контролировать
финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений;
- контролировать условия и
мероприятия по охране жизни и укрепления здоровья детей, занимающихся
в муниципальных образовательных учреждениях.
III. СТРУКТУРА И
ШТАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Предельная
численность работников и фонд оплаты труда утверждаются главой
администрации района.
3.2. Управление образования
возглавляет начальник, назначаемый на эту должность и освобождаемый
от должности главой администрации района на условиях трудового
договора.
3.3. Начальник осуществляет
руководство управлением образования на основе единоначалия и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на управление
образования задач и функций.
3.4. Структура и штатное расписание
управления образования утверждается главой администрации района.
3.5. Сотрудники управления
образования принимаются на работу и увольняются приказом начальника
управления образования на основании трудового договора (контракта).
IV. НАЧАЛЬНИК
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
- вносит в
установленном порядке на рассмотрение органов местного самоуправления
проекты нормативных документов по вопросам, отнесенным к компетенции
управления образования;
- распределяет функциональные
обязанности между сотрудниками управления образования;
- издает в пределах своей компетенции
приказы, инструкции, подлежащие обязательному исполнению сотрудниками
управления образования и подведомственными учреждениями,
организациями, контролирует их исполнение;
- назначает руководителей
муниципальных образовательных учреждений.
Приложение 2
Утверждено
распоряжением
администрации Выксунского района
от 06.08.2004 № 622-р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее
Положение устанавливает нормативное регулирование деятельности
управления образования в части осуществления инспекционных функций и
определяет принципы взаимодействия с образовательными учреждениями.
2. Под инспектированием понимается
проведение управлением образования проверок, наблюдений,
обследований, осуществляемых в порядке инспекционного контроля в
пределах своей компетенции за соблюдением подведомственными
образовательными учреждениями и их руководителями положений, норм и
правил, установленных законодательством. Инспектирование
сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам
инспекционных проверок.
3. Цели инспектирования:
- соблюдение законодательства РФ и
субъекта РФ в сфере образования;
- исполнение нормативных правовых
актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений;
- защита прав и свобод участников
образовательного процесса;
- реализация принципов
государственной политики в области образования;
- соблюдение социальных гарантий
реализации прав граждан на образование;
- соблюдение государственных
образовательных и социальных стандартов;
- анализ и прогнозирование тенденций
развития сферы образования.
4. Управление образования,
осуществляя инспектирование, руководствуется в своей деятельности
Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями
и распоряжениями Правительства России, нормативно-правовыми актами
органов представительной и исполнительной власти Нижегородской
области и Выксунского района, в т.ч. управления образования, и
настоящим Положением.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ИНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Основными
задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за
исполнением законодательства Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации в сфере образования;
- выявление случаев нарушений и
неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и
принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе
нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка
эффективности результатов деятельности образовательных учреждений и
их руководителей;
- инструктирование руководителей
образовательных учреждений по вопросам применения действующих в
образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о
корректировке или отмене их управленческих решений;
- изучение состояния муниципальной
системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и
положительных тенденций и распространение управленческого опыта;
- анализ результатов реализации
законодательства РФ, Администрации области и иных нормативных
правовых актов в области образования для повышения эффективности
использования этих актов на практике.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Организационной
формой инспектирования является инспекционный контроль.
2. Инспекционный контроль - проверка
результатов деятельности образовательных учреждений и их
руководителей с целью установления исполнения законодательства и иных
нормативных документов, в том числе решений коллегии, приказов,
указаний, распоряжений, а также с целью изучения последствий
реализации принятых решений, имеющих нормативно-правовую силу.
Инспекционный контроль - это проверка
образовательных учреждений и их руководителей с использованием
методов: документального контроля, обследования, наблюдения за
фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы,
анкетирования, опроса участников образовательного процесса,
контрольных срезов освоения образовательных программ и иных
правомерных методов.
Инспекционный контроль в виде ревизии
финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах
компетенции.
3. Инспектирование может
осуществляться в виде плановых, оперативных проверок и мониторинга.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденным
планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает
дублирование в организации проверок.
Оперативное инспектирование ведется
для установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в
обращениях граждан, и урегулирования конфликтных ситуаций в
отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование в виде мониторинга
позволяет осуществлять постоянное наблюдение за нормируемой
деятельностью образовательных учреждений, сбор и обработку информации
для эффективного решения задач управления качеством образования.
Инспектирование в виде аудиторской
проверки осуществляется с целью консультирования, изучения
правомерности и правильности управленческих решений, без принятия мер
административного воздействия к руководителям образовательного
учреждения.
Инспектирование сопровождается
инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения
норм законодательства на практике и разъяснением положений
нормативных правовых актов.
4. Инспектирование проводится:
- образовательных учреждений -
тематические проверки (одно направление деятельности);
- комплексные проверки (два и более
направлений деятельности);
- должностных лиц - тематические и
комплексные проверки.
IV. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
ИНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Управление
образования проводит инспекционные проверки силами своих
специалистов, обладающих необходимой квалификацией, и должностные
обязанности которых включают инспекционные функции.
В качестве экспертов к участию в
инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные)
организации, отдельные специалисты, в том числе объединенные во
временные экспертные группы (комиссии).
2. Управление образования делегирует
в установленном порядке право руководителям образовательных
учреждений осуществлять инспектирование по вопросам урегулирования
конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного
процесса.
3. Периодичность и виды
инспектирования результатов деятельности образовательных учреждений и
их руководителей определяются необходимостью получения объективной
информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении.
4. Плановые (тематические,
комплексные) проверки инспектируемых образовательных учреждений
проводятся не более 3 раз в учебный год.
5. План-график, по которому
осуществляются инспекционные проверки, доводится до образовательного
учреждения в течение месяца по окончании учебного года.
Нормирование и тематика инспекционных
и контрольных проверок находятся в компетенции начальника управления
образования.
6. Продолжительность тематических
либо комплексных проверок не должна превышать более 5 - 10 дней.
7. Руководители образовательных
учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке за 1
месяц до начала. В исключительных случаях оперативное инспектирование
возможно без предупреждения.
8. План-график инспектирования
утверждается начальником управления образования и доводится до
сведения руководителей образовательных учреждений.
9. Задание руководителя управления
образования о проведении инспектирования с целью проверки состояния
дел по вопросам, по которым готовится управленческое решение, а также
задание на осуществление проверки сведений, изложенных в обращениях
граждан, организаций, должны быть документально оформлены.
10. Основаниями для инспекционной
проверки являются:
- план-график проведения
инспекционных проверок управления образования - плановое
инспектирование;
- задание руководства управления
образования и министерства образования и науки Нижегородской области
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических лиц и
юридических лиц в органы управления образования по поводу нарушений в
области образования - оперативное инспектирование.
11. Специалисты, проводящие
инспекционную проверку, имеют право запрашивать необходимую
информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.
12. Для осуществления инспектирования
формируется комиссия (группа специалистов), издается приказ о сроках
проверки, назначении председателя комиссии, определении темы
проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов,
разрабатывается и утверждается план-задание.
13. План-задание устанавливает
особенности данной проверки и должен обеспечить достаточную
информированность и сравнимость результатов инспектирования для
подготовки справки (итогового документа) по отдельным разделам
деятельности образовательного учреждения или должностного лица.
14. В ходе инспектирования и после
его окончания специалисты, осуществляющие инспектирование, при
необходимости проводят инструктирование должностных лиц
образовательных учреждений по вопросам, относящимся к предмету
инспекционной проверки.
15. Результаты проведенного
инспектирования доводятся до сведения образовательного учреждения или
должностного лица.
16. Экспертные опросы и анкетирование
обучающихся и воспитанников проводятся в соответствии с
установленными нормами и правилами.
V. КОМПЕТЕНЦИЯ И
ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Управление
образования вправе инспектировать результаты деятельности
муниципальных образовательных учреждений и их руководителей в порядке
инспекционного контроля по вопросам:
- соблюдение законодательства РФ,
регионального и муниципального нормативов в области образования;
- оценка результатов деятельности
образовательных учреждений;
- реализация государственной политики
в области образования;
- обеспечение гражданам, проживающим
на территории города, возможности выбора форм получения образования,
типа и вида общеобразовательного учреждения;
- реализация программы развития
района;
- представление и достоверность
показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий
осуществления образовательного процесса в образовательных
учреждениях;
- результаты деятельности
руководителей муниципальных образовательных учреждений;
- контроль за соблюдением
государственных стандартов, установленного порядка промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся и осуществление текущего контроля в
соответствии с Законом РФ "Об образовании" и Устава
образовательного учреждения;
- соблюдение санитарных норм и
правил, охрана здоровья учеников и воспитанников, оснащенность
учебного процесса и оборудование образовательных учреждений;
- совершенствование
программно-методического обеспечения учебного процесса;
- повышение квалификации
педагогических работников;
- сохранность и эффективное
использование имущества, находящегося в оперативном управлении
образовательного учреждения (зданий, помещений, сооружений и другого
имущества);
- соблюдение условий аренды зданий,
помещений, сооружений и другого имущества;
- использование финансовых средств,
выделяемых учредителем и полученных из других источников;
- соблюдение требований,
установленных Уставом и другими учредительными документами, а также
договором, заключенным между учредителем и образовательным
учреждением.
VI. РЕЗУЛЬТАТЫ
ИНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Результаты
инспектирования оформляются в форме аналитической справки о
результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел
по проверяемому вопросу.
2. Итоговый материал должен содержать
констатацию фактов, выводы и предложения. К нему могут прилагаться
копии документов, удостоверяющих изложенные в итоговом материале
факты и подтверждающих правильность выводов.
3. Результаты инспектирования
доводятся до сведения начальника образовательного учреждения в
течение двух недель со дня окончания инспектирования.
4. По итогам инспектирования в
зависимости от формы, целей, задач проверки и с учетом реального
положения дел могут проводиться заседания коллегии, педагогические
советы, рабочие совещания с педагогическим коллективом, совещания
руководителей образовательных учреждений и т.п.
5. Управление образования по
результатам проверки может принять решения, в том числе:
- об издании соответствующего
приказа;
- об обсуждении материалов
инспектирования коллегией управления образования;
- о направлении письма или иных
материалов инспектирования в органы, компетентные принимать решения
по представленным в них вопросам;
- о повторном инспектировании с
привлечением определенных специалистов;
- о дисциплинарной ответственности
руководителей образовательных учреждений.
6. Результаты проверки сведений,
изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций,
сообщаются этим гражданам и организациям в установленном порядке и в
установленные сроки.
7. Результаты тематической проверки
ряда образовательных учреждений могут быть оформлены одним
документом.
8. Руководитель проинспектированного
учреждения по материалам инспектирования принимает соответствующее
управленческое решение в пределах своей компетенции и представляет в
управление образования в месячный срок после окончания
инспектирования программы по устранению отмеченных нарушений или
справку по итогам проделанной работы.