ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Шахунского района от 12.05.2003 № 142
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ШАХУНСКОМ РАЙОНЕ И
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ШАХУНСКОМ
РАЙОНЕ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ
ШАХУНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2003 г. № 142
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА В ШАХУНСКОМ РАЙОНЕ И
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА В ШАХУНСКОМ РАЙОНЕ
С целью оздоровления
государственных финансов Шахунского района и во исполнение
постановления Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2002
г. № 336 "Об утверждении Концепции развития налогового и
неналогового потенциала в Нижегородской области и Программы развития
налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области":
1. Утвердить прилагаемые Концепцию
развития налогового и неналогового потенциала в Шахунском районе и
Программу развития налогового и неналогового потенциала в Шахунском
районе (далее - Концепция и Программа).
2. Финансовому отделу администрации
района (С.В. Смирнова) в целях качественной подготовки нормативных и
методических материалов, связанных с реализацией Концепции и
Программы, создать рабочую группу, включающую представителей
заинтересованных отделов администрации.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Глава местного
самоуправления
В.М.СМИРНОВ
Утверждена
постановлением
администрации Шахунского района
от 12.05.2003 № 142
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
В ШАХУНСКОМ РАЙОНЕ
(далее - Концепция)
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация с бюджетом
Шахунского района на протяжении ряда последних лет складывается
весьма сложно. Отмечается большой разрыв между объемом средств,
требуемых на финансирование бюджетных расходов, и объемом средств,
поступающих в доходную часть бюджета. Потребность на выплату
заработной платы работникам бюджетной сферы, содержание бюджетной
сети и инфраструктуры района, погашение муниципального долга далеко
не в полной мере покрывается собственными доходами бюджета. Средств,
поступающих из областного бюджета в виде субсидий, субвенций,
дотаций, средств Фонда софинансирования недостаточно для
сбалансирования доходной и расходной частей бюджета.
Соотношение собственных доходов
бюджета района и его расходной части, сформированной по нормативам
бюджетного финансирования, выглядит следующим образом:
(тыс. руб.)
Год
|
Собственные доходы
бюджета района
|
Расходы, требуемые для
функционирования бюджетной сети
|
Отклонения расходной и
доходной частей бюджета |
% покрытия расходов
собственными доходами
|
1999
|
38580
|
91979
|
53399
|
41,9
|
2000
|
48948
|
114053
|
65105
|
42,9
|
2001
|
51529
|
174767
|
123238
|
29,5
|
2002
|
68251
|
197924
|
129673
|
34,5
|
На столь
значительные отклонения реальных доходов бюджета от потребностей
бюджетополучателей оказали влияние ряд факторов, в первую очередь:
- изменения на федеральном уровне
налогового и бюджетного законодательства;
- сокращение налоговых отчислений в
бюджет района от предприятий;
- рост задолженности по платежам в
бюджет;
- снижение объемов инвестиций в
основной капитал предприятий и организаций района;
- незначительная доходность бюджета
от объектов муниципальной собственности.
Так, за 1998 - 2001 гг. проводимые на
федеральном уровне налоговая реформа и политика реформирования
межбюджетных отношений привели к значительному сокращению доли
доходов, оставляемых на территории района, по отношению к общей сумме
налоговых поступлений, собираемых в области.
Бесспорно, политика снижения
налоговой нагрузки на предприятия оказывает позитивное влияние, т.к.
позволяет хозяйствующим субъектам направлять больше средств на
решение производственных проблем.
Однако проводимые изменения коснулись
в первую очередь отмены и снижения тех налогов и сборов, которые
формировали доходную часть местных бюджетов (отмена налога на
содержание жилфонда и объектов социальной сферы, снижение ставок
налога на прибыль и др.).
Задолженность по платежам в бюджет
района выросла с 22,9 млн рублей в 1999 г. до 36,4 млн рублей в 2002
г.
Развитие инвестиционной деятельности
сдерживалось следующими факторами:
- высокими рисками инвестирования
экономики;
- высокой степенью износа основных
фондов и высоким уровнем инфляции;
- высокой затратностью экономики,
низким платежеспособным спросом населения, недостатком собственных
средств у предприятий и организаций. В силу этих причин прибыль
направлялась предприятиями на пополнение оборотных средств, а не в
основной капитал.
Основными причинами, мешающими
дальнейшему развитию малого предпринимательства, являются:
- несовершенство и нестабильность
нормативно-правовой и законодательной базы, недостаточное развитие
инфраструктуры, способствующей развитию малого предпринимательства,
проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, обученным
персоналом. Для предпринимателей, занятых в сфере производства,
чрезвычайно затруднен доступ к не используемым крупными
хозяйствующими субъектами производственным площадям и оборудованию;
- ограниченные возможности
привлечения инвестиций: практически невозможно получить кредит
начинающему предпринимателю (отсутствие у него необходимого залога);
- избыточный фактор государственного
администрирования (около 50 организаций федерального, областного и
муниципального подчинения занимаются контролем деятельности субъектов
малого предпринимательства, причем многие из них дублируют друг
друга).
Использование муниципальной
собственности в анализируемый период также не дает значительного
эффекта для бюджета района. Удельный вес неналоговых доходов в
структуре доходной части бюджета области составляет лишь 1 - 3%.
Большое количество объектов недвижимости не вовлечены в хозяйственный
оборот либо сдаются в аренду на безвозмездной основе. Ставки арендной
платы не всегда соответствуют рыночным ценам.
Наличие этих факторов, негативным
образом влияющих на доходную часть бюджета, привело к необходимости
разработки Программы развития налогового потенциала Шахунского
района.
Основная цель Программы - создание в
районе благоприятных условий, способствующих росту промышленного
производства и инвестиционной активности, позитивное воздействие со
стороны органов исполнительной власти Шахунского района на
стабилизацию экономики района, выявление потенциальных возможностей
пополнения бюджета за счет повышения эффективности работы органов
государственной власти Шахунского района.
Для этого должны быть решены ряд
экономических, структурно-инвестиционных, институциональных,
финансовых и других задач.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
1. Повышение
эффективности использования
административного ресурса
1.1. Оптимизация
отношений между областным и местным бюджетами в части увеличения
доходной части бюджета Шахунского района, обеспечение улучшения
собираемости налогов в местный бюджет.
В основу решения этой задачи в первую
очередь должны быть положены:
1) проведение последовательной работы
с областными органами власти и органами, представляющими интересы
района на областном уровне, по устранению сложившихся диспропорций в
межбюджетных отношениях, получение районом дополнительных средств из
областного бюджета (субвенции, субсидии, дотации) на осуществление
расходных полномочий и реализацию программ экономического и
социального развития района;
2) определение возможностей
Шахунского района в увеличении собственного экономического и
налогового потенциала:
- разработка методики расчета доходов
бюджета Шахунского района с учетом уровня и структуры их развития,
максимального использования органами местного самоуправления
возможностей налогового и бюджетного законодательства в части
повышения уровня доходов бюджета;
3) разработка мер, направленных на
поэтапное сокращение налогоплательщиками недоимки по платежам в
бюджет района, полное и своевременное внесение предприятиями текущих
платежей посредством осуществления реструктуризации задолженности
юридических лиц и использования механизма предоставления отсрочек и
рассрочек по платежам в бюджет;
4) создание благоприятных условий для
развития малого предпринимательства на территории Шахунского района
посредством административной, финансовой и информационной поддержки:
- совершенствование
кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки начинающих
предпринимателей,
- формирование инфраструктуры
поддержки предпринимательства,
- информационное обеспечение развития
предпринимательства,
- реализация специальных областных и
муниципальных программ.
1.2. Эффективное использование
муниципальной собственности.
Решение этой задачи возможно при
реализации следующих направлений:
1) совершенствование системы арендных
отношений:
- максимальное вовлечение в арендные
отношения объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной
собственности,
- подготовка предложений по
совершенствованию методики определения арендной платы за пользование
имущественными комплексами, учитывающей современную рыночную
конъюнктуру цен,
- расширение практики арендных
отношений на землю,
- создание надежной правовой системы
регулирования земельных отношений, обеспечивающих успешное проведение
земельной реформы;
2) повышение эффективности управления
предприятиями с муниципальной долей собственности;
3) рациональное использование
природных ресурсов районов, включая продажу земли, эффективное
пользование водными объектами.
2. Развитие и
использование инвестиционного и
инновационного потенциала области
Решение этой задачи
должно производиться по следующим направлениям:
1) оптимизация в области системы
налогообложения как реальной основы для роста инвестиций в
производство, а именно установление рациональной системы
налогообложения (оптимальных размеров налоговых ставок и иных
платежей), позволяющей максимально сбалансировать потребности и
возможности участников бюджетного процесса.
2) разработка мероприятий,
направленных на создание стабильных условий деятельности инвесторов и
стимулирования привлечения инвестиций на территорию района:
установление льготного налогового
режима для организаций, осуществляющих инвестиционную и инновационную
деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом формирования
Программы развития налогового потенциала Шахунского района должны
стать:
- выработка конкретных мероприятий по
реализации намеченных направлений и задач увеличения собственных
доходов бюджета области;
- разработка нормативных документов,
определяющих порядок и условия взаимодействия органов государственной
власти и предпринимательских структур;
- установление принципов формирования
межбюджетных отношений, разграничение предметов ведения и компетенции
между органами исполнительной власти Шахунского района.
Утверждена
постановлением
администрации Шахунского района
от 12.05.2003 № 142
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
В ШАХУНСКОМ РАЙОНЕ
(далее - Программа)
1. СОЦИАЛЬНАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШАХУНСКОГО РАЙОНА
На протяжении ряда
лет в Шахунском районе наблюдается низкий уровень пополняемости
доходной части бюджета. Это влечет за собой рост кредиторской
задолженности по таким социально значимым направлениям, как
образование, здравоохранение, социальная политика и другие.
Недостаточность бюджетных средств
приводит к необходимости заимствования средств на покрытие
возникающего в процессе исполнения дефицита, что, в свою очередь,
влечет за собой увеличение муниципального долга и рост расходов
бюджета по его обслуживанию. Следствием этого является увеличение
зависимости бюджета от внешних заимствований.
Таким образом, необходимо
осуществлять развитие налогового потенциала района путем проведения
политики, направленной на стабилизацию экономики района, рост
промышленного производства и инвестиционной активности, выявление
резервов пополнения доходов бюджета.
Социально-экономическая значимость
Программы заключается в том, что ее реализация позволит обеспечить:
- установление рациональной системы
налогообложения, позволяющей максимально сбалансировать потребности и
возможности участников бюджетного процесса;
- повышение инвестиционной
привлекательности района и, соответственно, развитие предприятий
сферы материального производства, создание новых рабочих мест, рост
доходов населения и налоговых отчислений;
- повышение эффективности
использования муниципальной собственности, рациональное использование
ресурсного потенциала района.
Определение резервов и возможностей
увеличения экономического и налогового потенциала района составляет
основу формирования данной Программы.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
1. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Анализ формирования
и исполнения консолидированного бюджета района показывает, что в
последние годы (1999 - 2002 гг.) потребности бюджета на содержание
социальной сферы и финансирование других статей бюджета намного
превышают его реальные доходы.
Если в 1999 году собственные доходы
бюджета покрывали 41,9% расходной части бюджета, сформированной по
нормативам бюджетного финансирования, то по исполнению бюджета 2002
года собственных доходов хватает на покрытие только 34,5% расходов.
Темпы роста потребностей
бюджетополучателей намного превышают темпы роста собственных доходов
бюджета. За рассматриваемый период объем расходов, требуемых для
функционирования бюджетной сети, возрос в 2,1 раза, а доходы возросли
лишь в 1,8 раза.
На столь значительное отклонение
доходов и расходов бюджета оказали влияние:
1. Сокращение доли доходов,
оставляемых на территории района и области, по отношению к общей
сумме налоговых поступлений, собираемых в районе.
2. Снижение налогооблагаемой базы по
большинству ведущих предприятий и организаций района. Причиной этого
стал незначительный приток объемов инвестиций в основной капитал
предприятий и организаций района.
3. Недостаточные темпы развития
малого предпринимательства.
4. Незначительная доходность бюджета
от объектов муниципальной собственности.
Удельный вес неналоговых доходов в
структуре доходной части бюджета составляет лишь 1 - 3%. Большое
количество объектов недвижимости не вовлечены в хозяйственный оборот,
сдаются в аренду на безвозмездной основе. Ставки арендной платы не
соответствуют рыночным ценам.
Наличие этих и других факторов,
негативным образом влияющих на доходную часть бюджета, привели к
необходимости разработки Программы развития налогового потенциала
Шахунского района.
2. СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации
Программы развития налогового потенциала рассчитан на 2002 - 2004
годы. Сроки реализации отдельных пунктов Программы определены планом
мероприятий по повышению эффективности использования административных
ресурсов (приложение 1). При выявлении необходимости либо
нецелесообразности дальнейшего продолжения работ по Программе
развития налогового и неналогового потенциала Шахунского района
муниципальный заказчик Программы вносит предложения о продлении,
прекращении или приостановке программных мероприятий с указанием
причин. При необходимости корректировки программных мероприятий
муниципальный заказчик вносит предложения об изменении программных
мероприятий с указанием причин.
3. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практические
действия от реализации Программы должны обеспечить:
улучшение социально-экономической
ситуации в районе путем создания благоприятного инвестиционного
климата и развития промышленного производства;
увеличение доходной части бюджета за
счет роста налогооблагаемой базы и улучшения собираемости налогов в
бюджет;
создание эффективных методов
управления муниципальной собственностью.
Приложение 1
к Программе
развития налогового и неналогового
потенциала Шахунского района
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕСУРСА
№ п/п
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
Сроки исполнения |
Ожидаемые результаты
|
1.
|
Оптимизация отношений
между областным и местным бюджетами в части
увеличения доходной базы бюджета
|
|
|
|
1.1. |
Разработка методики
расчета налогового потенциала района с учетом уровня и
структуры его развития
|
Финансовый отдел
администрации совместно с отделом
экономики и прогнозирования |
2003 г.
|
Улучшение
качества прогнозирования доходов бюджета
|
1.2. |
Анализ использования
органом местного самоуправления возможностей
налогового и бюджетного законодательства (выявление
резервов по установлению налоговых ставок, введению
новых видов платежей, полноты зачисления доходных
источников в бюджет)
|
Финансовый отдел
администрации совместно с отделом
экономики и прогнозирования |
2003 г.
|
Рост
налоговых поступлений в бюджет
|
2.
|
Обеспечение
улучшения собираемости налогов в местный бюджет
|
|
|
|
2.1. |
Мониторинг
выполнения основных показателей финансового
состояния и налогооблагаемой базы бюджетообразующих
предприятий района, состояния
расчетов по налогам с бюджетами всех уровней
|
Финансовый отдел
администрации совместно с МРИ МНС № 14
по Нижегородской области
|
Постоянно
|
Снижение недоимки
в районный бюджет
|
2.2. |
Обеспечение
принудительного взыскания задолженности по налогам и
сборам в районный бюджет за счет
имущества налогоплательщиков
|
МРИ МНС № 14 по Нижегородской
области
|
Постоянно
|
Дополнительные
поступления от реализации имущества
|
2.3. |
Проведение работы
с предприятиями-недоимщиками по погашению
накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и
штрафам, в том числе через осуществление
реструктуризации задолженности
юридических лиц по платежам в бюджет
|
МРИ МНС № 14 по Нижегородской
области, финансовый отдел
администрации
|
В течение года
|
Поступление
реструктурированной задолженности
|
2.4. |
Разработка положения
по списанию пеней по реструктурированной
задолженности
|
Финансовый отдел
администрации совместно с МРИ МНС № 14
по Нижегородской области
|
2002 год
|
Улучшение
финансового состояния предприятий
|
3.
|
Принятие мер
по стимулированию экономического
роста Шахунского района
|
|
|
|
3.1. |
Стимулирование через
систему налоговых льгот организаций сферы
материального производства, обеспечивающих прирост
налогооблагаемой базы
|
Финансовый отдел
администрации совместно с МРИ МНС № 14
по Нижегородской области, отделом
экономики и прогнозирования |
2003 г.
|
Рост
индекса физического объема производства
по сравнению с предыдущим годом не менее чем на 3 -
4%, увеличение поступлений налоговых платежей в бюджет
|
3.2. |
Мониторинг действия
и корректировка коэффициента К2, ведущего к
увеличению размера единого налога на вмененный доход
на территории района
|
Отдел экономики и
прогнозирования совместно с финансовым
отделом администрации
|
Ежегодно
|
Увеличение поступлений доходов
в районный бюджет
|
4.
|
Эффективное
использование муниципальной собственности
|
|
|
|
4.1. |
Проведение
инвентаризации принадлежащих муниципальному образованию
объектов недвижимости с регистрацией прав на недвижимое
имущество и выдачей соответствующих свидетельств
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом
|
2003 г.
|
Получение информации
по объектам муниципальной собственности,
позволяющей провести рыночную оценку каждого из них
|
4.2. |
Приведение
договоров безвозмездного пользования в соответствие с
Положением о порядке передачи в безвозмездное
пользование административных зданий, сооружений и
нежилых помещений, находящихся в муниципальной
собственности области, утвержденным постановлением
Законодательного Собрания Нижегородской
области от 30 мая 2002 г. № 57-III
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом
|
2003 г.
|
Максимальное
вовлечение объектов муниципальной собственности
в хозяйственный оборот, получение
дополнительных доходов в бюджет
|
4.3. |
Подготовка предложений
по совершенствованию методики определения арендной
платы за пользование имущественными
комплексами
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом
|
2003 г.
|
Дополнительные
поступления в бюджет
|
4.4. |
Ведение
единого Государственного кадастрового учета
земельных ресурсов и расположенных на них объектов
недвижимости, вовлечение земель в хозяйственный
оборот и их эффективное использование
|
Комитет
по землеустройству и земельным ресурсам
|
2003 г.
|
Формирование
реестра объектов недвижимости и обеспечение их
строгого учета
|
4.5. |
Проведение проверок
и инвентаризации использования земель под
недвижимостью. Выявление резервных, в т.ч. используемых
не по назначению или неэффективно используемых земель
|
Комитет
по землеустройству и земельным ресурсам
|
Постоянно
|
Усиление контроля
за рациональным и целевым использованием
земель, устранение неправомерности
распоряжения ими
|
4.6. |
Создание и ведение
реестра показателей экономической эффективности
деятельности муниципальных унитарных предприятий
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом
|
2003 г.
|
Повышение
уровня полноты, достоверности и
оперативности информации о деятельности
предприятий
|
4.7. |
Ежегодное
утверждение плановых величин показателей экономической
эффективности деятельности каждого унитарного
предприятия, в том числе: - выручка
от продажи товаров, продукции, работ, услуг
- чистая прибыль - чистые активы
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом совместно
с другими отделами администрации
|
Постоянно
|
Дополнительные
поступления в бюджет от прибыли
|
4.8. |
Проведение
балансовых комиссий и аттестации руководителей
муниципальных унитарных предприятий
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом совместно
с другими отделами администрации
|
Постоянно
|
Усиление
муниципального контроля за деятельностью
предприятий. Повышение ответственности
руководителей предприятий за результаты
их деятельности
|
|