ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2003 г. № 11
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ
МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ В
ЧКАЛОВСКОМ РАЙОНЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ,
ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ
ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА
(ВИЧ-ИНФЕКЦИИ) НА
2003 - 2006 ГГ. (ПРОГРАММА
"АНТИ-ВИЧ/СПИД")
В целях реализации
Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении
распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции), постановления Законодательного Собрания
Нижегородской области № 360 от 01.11.2001 "Об утверждении
межведомственной программы "Неотложные меры по предупреждению в
Нижегородской области распространения заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Земское
собрание постановляет:
целевую программу "Неотложные
меры по предупреждению в Чкаловском районе распространения
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции), на 2003 - 2006 годы" (программа "Анти-ВИЧ/СПИД")
утвердить (прилагается).
Председатель Земского
собрания
В.В.ВИНОГРАДОВ
Приложение
к постановлению
Земского собрания
Чкаловского района
от 22.01.2003 № 11
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ В ЧКАЛОВСКОМ РАЙОНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ,
ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА
ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ),
НА 2003 - 2006 ГОДЫ"
(ПРОГРАММА "АНТИ-ВИЧ/СПИД")
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование:
межведомственная целевая программа
"Неотложные меры по предупреждению в Чкаловском районе
Нижегородской области распространения заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2003 - 2006 годы"
(программа "Анти-ВИЧ/СПИД").
Основания для разработки:
Федеральный закон "О
предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от
30 марта 1995 года № 38-ФЗ.
Государственные заказчики:
администрация Чкаловского района
Нижегородской области.
Основные разработчики:
районный отдел здравоохранения и
центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
Чкаловском районе Нижегородской области.
Цели и задачи:
ограничение распространения
ВИЧ-инфекции в Чкаловском районе Нижегородской области, увеличение
продолжительности и улучшения качества жизни ВИЧ-инфицированных и
больных СПИДом посредством решения задач, направленных на
совершенствование комплекса профилактических мероприятий и системы
оказания ВИЧ-инфицированным медико-социальной помощи.
Сроки реализации: 2003 - 2006 годы.
Перечень основных мероприятий:
1. Правовое обеспечение мероприятий
по профилактике и борьбе со СПИДом.
2. Укрепление материально-технической
базы лечебно-профилактических учреждений района с целью профилактики
и борьбы со СПИДом.
3. Совершенствование
эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции,
государственного контроля за проведением противоэпидемических и
профилактических мероприятий.
4. Обеспечение безопасности
медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских
иммунологических препаратов, биологических жидкостей, органов и
тканей.
5. Профилактика профессиональных
заражений.
6. Подготовка кадров по вопросам
эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики
ВИЧ-инфекции.
7. Социальная защита
ВИЧ-инфицированных и членов их семей.
Исполнители основных мероприятий:
- районный отдел финансов Чкаловского
района;
- министерство финансов Нижегородской
области;
- органы и учреждения министерства
здравоохранения Нижегородской области;
- лечебно-профилактические учреждения
района, в т.ч. ведомственного подчинения;
- центр Госсанэпиднадзора в
Нижегородской области, ЦГСЭН в Чкаловском районе;
- районный отдел образования и
культуры;
- районное управление социальной
защиты населения, отдел по труду;
- районное управление внутренних дел;
- военный комиссариат Чкаловского
района;
- средства массовой информации
Чкаловского района.
Объемы и источники финансирования:
- средства областного бюджета;
- средства бюджета органов местного
самоуправления;
- итого.
Ожидаемые результаты:
- стабилизация темпов развития
эпидемии ВИЧ-инфекции;
- улучшение качества жизни
ВИЧ-инфицированных;
- экономический эффект за счет
сокращения расходов на лечение ВИЧ-инфицированных.
2. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
До 1996 года
ситуация с ВИЧ-инфекцией в Нижегородской области казалась
благополучной. Ситуация резко изменилась в 1996 году, этот год стал
переломным - со второй половины начался эпидемический подъем этого
заболевания среди наркоманов, практикующих внутривенное введение
наркотиков. Ситуация практически вышла из-под контроля в силу
специфики использования наркотиков в этой среде. Через использованные
шприцы и иглы вирус попадает в кровь, вызывая заражение.
Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции (СПИДу) в Нижегородской
области отражает те же тенденции, которые имеют место в России. Темпы
распространения с каждым годом увеличиваются. Расширилась география
эпидемии за счет увеличения числа районов области, где регистрируются
случаи ВИЧ-инфекции. Удельный вес учащихся школ, техникумов, вузов,
ПТУ составляет 11% от общего числа ВИЧ-инфицированных.
За весь период регистрации в области
на 01.01.2002 выявлено 2753 больных: 2213 мужчин, 540 женщин, 81,5%
от общего количества больных составляют лица молодого,
работоспособного возраста (15 - 25 лет). В передаче вируса
преобладает инъекционный путь, но уже начал активно действовать
половой путь, что угрожает широким развитием эпидемии ВИЧ-инфекции
среди женщин и детей. Показателем неблагополучного прогноза по
ВИЧ-инфекции на ближайшие годы в области является рост среди
наркопотребителей парентеральных вирусных гепатитов В и С,
заболеваемость которыми выросла в 2002 г. в 1,4 - 1,8 раза.
Таким образом, возникла новая, в
высшей степени тревожная фаза эпидемического процесса, требующая не
просто активизации, но и значительного совершенствования всей системы
профилактических и медицинских мероприятий, которая в настоящее время
недостаточна, чтобы противостоять эпидемии и улучшить качество жизни
ВИЧ-инфицированных.
Следствием распространения
ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью и жизни
граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением
больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот,
существующий объем финансирования не предусматривает возможностей:
1. Проведения профилактических работ
на современном уровне.
2. Использования современного
комбинированного лечения ВИЧ-инфекции.
3. Проведения полного комплекса
терапевтических мероприятий в отношении СПИД-ассоциированных
заболеваний.
4. Внедрения новых технологий
лабораторного мониторинга за эффективностью лечения, поддержки со
стороны научных учреждений.
Программа призвана определить тактику
действий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в Чкаловском
районе Нижегородской области на период с 2002 - 2006 гг.
Эффективность реализации Программы
будет определяться четкой организацией работы всех ее исполнителей и
координацией с целевыми программами борьбы с распространением
венерических заболеваний и наркомании.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Основной целью
Программы является снижение темпов развития ВИЧ-инфекции в
Нижегородской области, а также проведение комплекса мероприятий,
направленных на улучшение качества жизни ВИЧ-инфицированных. Для
достижения указанной цели предстоит решение следующих задач:
1. Правовое обеспечение мероприятий
по профилактике борьбы со СПИДом.
2. Развитие системы информирования
населения - важнейшего звена профилактики ВИЧ-инфекции.
3. Совершенствование
эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и
государственного контроля за проведением профилактических и
противоэпидемических мероприятий.
4. Обеспечение безопасности
медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских и
иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов,
тканей.
5. Развитие материально-технической
базы специализированной службы профилактики и борьбы со СПИДом.
Дальнейшее развитие материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений района.
6. Совершенствование системы
диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
7. Социальная защита
ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску
заражения при исполнении ими служебных обязанностей.
8. Профилактика профессиональных
заболеваний.
9. Подготовка кадров по вопросам
диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.
3.1. Правовое обеспечение мероприятий
по профилактике и борьбе со СПИДом.
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции
регулируются федеральными законами "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 30.03.1995,
"О санитарно-эпидемическом благополучии населения" от
30.03.1999, Основами законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области
здравоохранения.
Программа предусматривает:
- проведение необходимых
организационных и практических мероприятий по внедрению новых правил,
норм и методических указаний, разрабатываемых на федеральном уровне;
- продолжение разработки
адаптированных документов по обеспечению взаимодействия между
специализированными службами министерства здравоохранения и
заинтересованными ведомствами.
3.2. Развитие системы информирования
населения - важнейшего звена профилактики ВИЧ-инфекции.
Ввиду доминирующей роли полового
парентерального (внутривенного) пути заражения (среди потребителей
психоактивных веществ) наиболее доступным и эффективным звеном
профилактических мероприятии является пропаганда здорового образа
жизни населения (в первую очередь молодежи). Наряду с этим должна
быть еще более настойчивой и активной работа по предупреждению
распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, относящихся к группам
повышенного риска заражения.
Программой предусматривается:
- внедрение в практику
дифференцированных программ для учителей по нравственному и половому
воспитанию подростков и молодежи с использованием тематических
видеофильмов, видеоклипов, радиопередач, предусмотренных федеральной
программой;
- приобретение компьютерных
информационно-обучающих программ для школьников различных возрастных
групп;
- радиовещание тематических передач с
участием работников здравоохранения (ежемесячно) по медико-социальным
проблемам ВИЧ-инфекции, наркомании, венерических заболеваний;
- участие учителей района в областных
обучающих семинарах;
- проведение массовых мероприятий в
связи с днем борьбы со СПИДом, днем памяти умерших от СПИДа
(ежегодно).
3.3. Совершенствование эпидемического
надзора за распространением ВИЧ-инфекции и государственного контроля
за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Развитие эпидемического процесса в
России требует совершенствования системы надзора за ВИЧ-инфекцией и
усиление государственного контроля за выполнением профилактических и
противоэпидемических мероприятий во всех медицинских учреждениях
независимо от форм собственности.
В Программе предусматривается:
- внедрение методических указаний
Министерства здравоохранения РФ по организации эпидемического надзора
за распространением ВИЧ-инфекции, контроля за проведением
профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- подготовка, издание и
распространение оперативной и аналитической эпидемиологической
информации по ВИЧ-инфекции;
- дальнейшее внедрение методов
прогнозирования в систему эпиднадзора, за ВИЧ-инфекцией путем
экстраполяции заболеваемости вирусными типами, заболеваний,
передающихся половым путем и наркоманией;
- оснащение и внедрение в практику
единой компьютерно-аналитической системы эпидемиологического надзора
за распространением ВИЧ-инфекции в Нижегородской области.
3.4. Обеспечение безопасности
медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских
иммунологических препаратов, биологических жидкостей, органов и
тканей.
В результате проведения комплексных
санитарно-противоэпидемических и контрольных мероприятий в
Нижегородской области не было случая инфицирования ВИЧ при
медицинских манипуляциях, переливании донорской крови, использовании
иммунобиологических препаратов, биологически жидкостей, органов и
тканей.
Однако эта проблема остается
актуальной и нуждается в развитии из-за возможности парентерального
заражения ВИЧ-инфекцией при несоблюдении соответствующих правил и
технологий, а также ввиду целесообразности внедрения более
совершенных диагностических тестов.
В этой связи Программа
предусматривает:
- заготовку комплектов крови для
карантинного отделения Нижегородской областной станции переливания
крови (Н.О.Д.К.);
- приобретение низкотемпературных
холодильников;
- внедрение тестового контроля знаний
медицинских работников лечебно-профилактических учреждений по
вопросам противоэпидемического режима.
3.5. Развитие материально-технической
базы ЛПУ района в целях профилактики и борьбы со СПИДом:
- улучшение материально-технической
базы клинической лаборатории;
- обновление
дезинфекционно-стерилизационной аппаратуры в лечебно-профилактических
учреждениях района.
3.6. Совершенствование системы
диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
В настоящее время медицинской наукой
достигнуты определенные успехи в получении и внедрении в практику
ряда средств, призванных продлить жизнь больных ВИЧ-инфекцией.
Требуется обеспечить
специализированные медицинские учреждения качественными, современными
лечебными и диагностическими препаратами. Необходимо создать
эффективную систему медико-психологической и социальной поддержки
ВИЧ-инфицированных.
Программа предусматривает:
- бесплатное предоставление всех
видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи
ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, проживающим в Чкаловском районе
Нижегородской области;
- приобретение дезинфицирующих
средств, расходных материалов;
- совершенствование системы
психосоциального консультирования и поддержка работы анонимных
кабинетов дерматовенерологических и наркологических диспансеров;
- приобретение тест-систем для
арбитражной диагностики ВИЧ-инфекции, ВИЧ-ассоциированных инфекций,
гемоконтактных гепатитов В и С в межрайонной лаборатории г. Заволжье;
- оборудование ИФА-лаборатории
центральной районной больнице для проведения диагностики вирусных
гепатитов В и С.
3.7. Социальная защита
ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску
заражения при исполнении служебных обязанностей.
Вопросы социальной защиты
ВИЧ-инфицированных, членов их семей, а также лиц, работающих с
больными ВИЧ-инфекцией или инфицированным материалом, не решаются
должным образом, Федеральный закон "О предупреждении
распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" определяет меры
по защите прав и свобод ВИЧ-инфицированных, персонала,
осуществляющего диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также
лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус
иммунодефицита человека и требует их внедрения.
В Программе предусматривается
обеспечение бесплатного проезда больных СПИД в республиканский
научно-методический центр (г. Москва) и Республиканский клинический
центр (г. С.-Петербург), оплата проезда одного из родителей или иного
законного представителя несовершеннолетнего ВИЧ-инфицированного в
возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно.
3.8. Профилактика профессиональных
заболеваний.
В условиях эпидемического
распространения ВИЧ-инфекции и исключительной сложности первичной
диагностики этого заболевания медицинские работники относятся к
группе риска и нуждаются в дополнительной защите.
Программой предусматривается:
- приобретение средств индивидуальной
защиты медицинских работников, в том числе латексных перчаток,
экранированных масок, кожных антисептиков.
3.9. Подготовка кадров по вопросам
диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.
Подготовка кадров по профилактике
ВИЧ-инфекции проводится на базе областного центра профилактики и
борьбы со СПИДом, медицинской академии, Нижегородского
научно-исследовательского института развития образования (ННИИРО), а
также непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях в форме
конференций, семинаров, лекций, практических занятий.
Новая эпидемиологическая ситуация,
необходимость эффективной реализации комплекса задач, поставленных в
данной Программе, требует совершенствования системы подготовки врачей
и других медицинских работников, а также работников образования по
проблемам ВИЧ-инфекции.
В связи с этим предлагаются следующие
мероприятия:
- подготовка врачей Нижегородской
области на центральных базах постдипломного образования;
- совершенствования системы текущего
усовершенствования медицинских работников.
- внедрение дифференцированных
программ подготовки медицинских работников различных специальностей,
а также педагогов, социальных работников и психологов.
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ
ОСНОВНЫХ СИСТЕМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
Программа
реализуется за счет средств муниципального и районного бюджета.
В качестве внебюджетных источников
возможно привлечение средств инвесторов, фирм-производителей, средств
благотворительных.
Стоимость мероприятий Программы в
2003 - 2006 годах составит рублей ____ (в ценах 2001 года).
Суммы расходов на реализацию
мероприятий Программы ежегодно уточнить при составлении и утверждении
Законодательным собранием районного бюджета на соответствующий год.
5. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация
мероприятий Программы будет проводиться государственным заказчиком.
Государственный заказчик при
необходимости может обращаться в установленном порядке с ходатайством
о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в
реализации Программы, льготных кредитов, льгот по налогам, целевых
дотаций и субсидий.
6. ОЦЕНКА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Экономическая
эффективность и окупаемость Программы будут осуществляться на
основании показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Нижегородской
области, в том числе среди потребителей психоактивных веществ;
показателей качества жизни ВИЧ-инфицированных и продолжительностью их
трудоспособности и социальной активности на основании показателей
снижения экономического ущерба, наносимого ВИЧ-инфекцией.
ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
"АНТИ-ВИЧ/СПИД" НА 2002 -
2006 ГОД (ПО ГОДАМ, В
ТЫСЯЧАХ РУБЛЕЙ В ЦЕНАХ НА 2001 ГОД)
Мероприятия и содержание работ
по основным направлениям Программы
|
Годы
|
Итого
|
Источники финансирования |
Основные исполнители
|
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
|
|
|
3.1.
|
Правовое
обеспечение мероприятий по профилактике и
борьбе со СПИДом
|
|
|
|
|
|
|
|
Министерство
здравоохранения Нижегородской области
|