мероприятий Программы
│ │
└────────────────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Цели и задачи,
принципы, лежащие в основе
деятельности по реализации Программы
Основанием для
разработки городской комплексной программы "Молодежь Дзержинска"
на 2004 - 2007 гг. (далее - городская Программа) является Программа
"Молодежь Нижегородской области" на 2003 - 2006 гг., а
также нормативно-правовая база, включающая Конституцию РФ,
законодательство РФ, законодательство Нижегородской области, указы
Президента РФ, указы Губернатора Нижегородской области,
нормативно-правовые акты главы города Дзержинска.
Руководствуясь принципами,
изложенными в программе "Молодежь Нижегородской области",
представляется возможным осуществить в городе Дзержинске
последовательный переход к комплексному решению молодежных проблем,
обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач
развития города с учетом использования трудового, физического,
духовного, профессионального, творческого и интеллектуального
потенциала молодежи.
В соответствии с Законом
Нижегородской области от 25.04.1997 № 70-З "О молодежной
политике в Нижегородской области" (ст. 5) многообразие форм
деятельности по реализации данной Программы основывается на следующих
принципах:
1. Правовая защищенность:
- предоставление молодым гражданам
гарантированного минимума социальных услуг по обучению, воспитанию,
духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной
подготовке и трудоустройству;
- поддержка молодежных и детских
объединений;
- содействие физическим и юридическим
лицам в осуществлении поддержки молодежных и детских организаций.
2. Приоритетность:
- выделение главных задач и
механизмов их решения на каждом конкретном этапе реализации
государственной молодежной политики. На данном этапе приоритетной
задачей является развитие и поддержка духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания.
3. Социальное партнерство и
социальная справедливость:
- сочетание интересов молодежи и
власти в реализации задач государственной молодежной политики;
- привлечение молодежи
непосредственно или через молодежные и детские объединения к участию
в формировании и реализации государственной молодежной политики;
- формирование позиций
гражданственности, патриотизма, развитие позитивного правосознания и
чувства гражданской ответственности;
- равенство общественных инициатив по
сравнению с соответствующей деятельностью органов власти при
финансировании мероприятий в области государственной молодежной
политики;
- признание самостоятельности
молодежных и детских объединений и их права на участие в определении
меры государственной поддержки в их деятельности.
4. Опережающий прагматизм требует
поискового прогноза относительно последствий принятых решений в
рамках реализации государственной молодежной политики.
5. Профессиональная компетентность в
работе с молодежью:
- привлечение специально
подготовленных кадров, компетентных в области, составляющей
содержание работы с молодежью;
- развитие деятельности сети
учреждений и служб социального обслуживания подростков и молодежи,
координация деятельности ДЮЦ, общественных организаций молодежи;
- организация методического
обоснования в выборе различных форм воспитания, обеспечении досуга и
творчества молодежи, способствующих интеграции подростков и молодых
граждан в культурную и творческую среду города.
Социальными функциями молодежи
признаются:
- образованность и профессиональная
подготовленность к трудовой деятельности;
- включенность трудоспособной
молодежи в различные сферы общественного труда;
- готовность к созданию семьи с
детьми;
- физическое и психическое здоровье,
здоровый образ жизни;
- воспитание активной жизненной,
гражданской позиции, развитие широкого социокультурного кругозора.
Необходимость сохранения
преемственности и развития в демографической, духовной,
социально-экономической и социально-политической сферах общества
закрепляет за молодежью статус социально значимой категории. В связи
с этим целью молодежной политики является создание условий,
обеспечивающих социализацию молодежи и обновление общества.
Целью данной Программы стала
координация деятельности молодежных организаций, ДЮЦ, учащейся
молодежи и студентов, общественных организаций города по ряду
направлений:
создание условий, направленных на
гражданское становление, патриотическое воспитание, физическое
развитие и оздоровление;
организация работы с детьми и
подростками по месту жительства;
профилактика асоциального поведения
подростков;
обеспечение гарантий в сфере труда и
занятости подростков и молодежи;
информационно-аналитическое и
методическое обеспечение работы с молодежью, детьми и подростками;
организация работы со студентами и
заводскими молодежными организациями;
поддержка и развитие деятельности
детских и молодежных объединений, осуществление взаимодействия с
общественными организациями;
организация международных контактов
по проблемам молодежи;
создание условий для духовного
развития и организация досуга.
Реализация данной цели требует
решения следующих задач:
1. Обеспечение максимальной занятости
трудоспособной и частично трудоспособной молодежи в соответствии с
потребностями города и профессиональной подготовкой.
2. Охрана здоровья молодежи,
поддержка социально незащищенной категории молодежи (инвалиды,
дети-сироты).
3. Адаптация детей и подростков из
группы риска.
4. Обеспечение условий для
международного взаимодействия общественных организаций, воспитание
активной жизненной позиции молодежи.
5. Развитие творческих способностей
детей и подростков через систему дополнительного образования,
содействие развитию клубной работы.
6. Способствование повышению
профессионального уровня педагогов дополнительного образования,
методическое обеспечение деятельности в сфере работы с молодежью,
детьми и подростками.
1.2. Исходное
состояние и содержание приоритетных
проблем в сфере работы с молодежью
При реализации
Программы считается целесообразным выделять "группы социального
риска" и "опорные группы" молодежи, на улучшение
жизненных условий которых направлены программно-целевые мероприятия.
Важнейшими социально-демографическими группами населения, выделяемыми
в структуре населения г. Дзержинска, являются дети и подростки,
работающая молодежь, студенты, творческая молодежь, а также социально
незащищенные категории молодежи (дети-инвалиды, сироты) и так
называемые трудные подростки, нуждающиеся в социальной адаптации и
реабилитации.
Ошибки в осуществлении молодежной
политики или ее отсутствие могут привести к негативным последствиям и
сказаться на общей комфортности жизни города. В работе с молодежью
применяются различные подходы для обеспечения потребностей города с
учетом возраста, специфики профессиональной ориентации, социального
статуса и других критериев. Непременным условием эффективной работы
органов местного самоуправления является большая степень социальной
сплоченности, высокий уровень доверия населения власти (включая
молодежь), ориентация на социальный, культурный, образовательный и в
целом человеческий капитал города. В этом плане совершенно очевидно,
что молодежь является реальным, социально значимым стратегическим
ресурсом городского развития. Этот фактор является ключевым для того,
чтобы определить работу с молодежью как один из приоритетов
городского развития. Особенно актуально это в условиях отсутствия
равных шансов на получение образования, достойной работы, социальных
услуг. При этом в молодежной среде наблюдается тенденция преодоления
социального расслоения и других негативных явлений, таких как:
- ухудшение состояния здоровья
молодежи (в среднем в России лишь 10% выпускников школ могут
считаться абсолютно здоровыми, а 45 - 50% имеют серьезные отклонения
в физическом и психическом развитии);
- размывание духовных ценностей,
ориентиров, усиление недоверия к власти;
- распространение наркобизнеса и
наркомании (около 70% лиц, употребляющих наркотики, составляют
молодые люди до 30 лет, что является одной из серьезнейших проблем
национальной безопасности России);
- сохранение высокого уровня
преступности в молодежной среде (в 2002 году в Нижегородской области
этот уровень на 34% ниже, чем в 2001 году);
- сохранение значительной доли
безработицы молодежи в общем числе безработных граждан (до 24% в 2002
году по сравнению с 30% в 1996 году).
1.3. Необходимость
решения приоритетных проблем
программными методами
Социальные механизмы
решения задач молодежной политики закреплены в Законе "О
молодежной политике Нижегородской области" в статьях 7, 8, 10,
17 о компетенции администрации области и органов местного
самоуправления и представляют собой:
- организацию координации,
взаимодействия и сотрудничества для решения молодежных проблем;
- обеспечение баланса интересов
органов местного самоуправления, городского сообщества и самой
молодежи при реализации Программы;
- разработка целевых мер,
способствующих реализации Программы;
- стимулирование активности молодежи
и использование ее потенциала на благо социально-экономического
развития города.
Развитие государственной молодежной
политики в г. Дзержинске осуществляется ОДМ администрации во
взаимодействии с учреждениями города, структурными подразделениями
администрации, ДЮЦ, общественными молодежными и детскими
организациями и так далее (см. приложение 1).
Программа способствует
согласованности действий и объединению усилий всего городского
сообщества в ходе многоплановой работы по перечисленным ниже
приоритетным направлениям.
2. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Работа с детьми
и подростками по месту жительства осуществляется в городе через
систему центров дополнительного образования детей. На фоне резкого
снижения воспитательного воздействия семьи снижение возможностей для
воспитания детей по месту жительства приводит к серьезным
последствиям:
- увеличивается число детей с
девиантным поведением, употребляющих алкоголь, массовая
безнадзорность несовершеннолетних; по оценке научного центра РАМН к
13 годам почти половина подростков уже пробовала алкоголь, в 16 лет -
61% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют;
- снижение общего количества
преступлений, совершенных подростками за 2003 год, по данным УВД,
происходит за счет снижения числа грабежей и разбоев (ст. 161, 162 УК
РФ), но вместе с тем - увеличения количества тяжких телесных
повреждений (ст. 111 УК РФ);
- дезорганизуется микросоциум
ребенка, дети, предоставленные сами себе, находят способы для
самовыражения в особо жестоких формах асоциального поведения.
В системе ДЮЦ для преодоления этих
негативных тенденций необходимо:
расширять сеть клубов, центров в
густонаселенных подростками микрорайонах, стимулировать уже
действующие клубы и переориентировать их на профильность;
формировать единую модель
учебно-методического центра МОУДОД ОДМ; обозначить
опорно-экспериментальные площадки по организации клубной работы;
способствовать созданию системы
подготовки кадров (педагогов-организаторов, педагогов дополнительного
образования), обобщению и распространению накопленного опыта,
созданию методической базы по организации жизнедеятельности
детско-подростковых и молодежных клубов и объединений.
Профилактике асоциального поведения
молодежи, подростков и детей должны способствовать:
- организация профориентационной
работы для старшеклассников;
- организация летнего труда и отдыха
детей и подростков;
- развитие воспитательной работы по
месту жительства по профилактике безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних;
- проведение общегородских акций по
проблеме здорового образа жизни молодежи.
2.2. Гражданско-патриотическое
воспитание, физическое развитие и оздоровление являются важнейшими
факторами формирования личности. В последнее время отмечается
изменение ценностной ориентации молодежи по сравнению с
предшествующим десятилетием. Значительная часть молодых людей
настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Более 40%
гордятся Победой в Великой Отечественной войне, свыше 38% - историей
страны в целом (статистические данные Департамента по молодежной
политике Министерства образования Российской Федерации). Для развития
системы патриотического воспитания необходимо:
- способствовать созданию механизма
развития системы патриотического воспитания, поскольку четкая
концепция такового до последнего времени отсутствовала;
- формировать условия для
духовно-нравственного развития молодежи;
- способствовать вовлечению молодежи
в государственную и общественную жизнь;
- поддерживать деятельность различных
общественных организаций и объединений, способствующих становлению
гражданина;
- способствовать нравственному и
физическому развитию молодого поколения, обладающего полноценным
здоровьем, ведущего здоровый образ жизни, способного встать на защиту
государственных интересов.
2.3. Обеспечение гарантий в сфере
труда и занятости подростков и молодежи.
Растет количество студентов в
учреждениях высшего и среднего профессионального образования в
области (в 1997 г. - 118 тыс. чел., в 2002 г. - 245 тыс. чел.), что
свидетельствует о возросшей значимости и ценности получения
образования среди молодежи. Существует востребованность
работодателями определенного уровня образовательной и практической
подготовки молодых людей. В общей численности трудоспособного
населения молодежь составляет 40%. Однако повышению
конкурентоспособности молодежи на рынке труда сопутствует
недостаточность профессиональных знаний, квалификации и трудовых
навыков, что делает молодых людей одной из самых уязвимых групп
населения на рынке труда.
Работа по обеспечению занятости
молодежи предполагает:
создание условий для
самофинансирования труда подростков и молодежи и снижения затрат на
финансирование городской зоны отдыха;
формирование молодежного социального
заказа и утверждение этой статьи в городском бюджете;
создание хозрасчетных рабочих мест
для подростков и молодежи;
организацию взаимодействия
общественных объединений, государственных и муниципальных служб,
коммерческих организаций и учебных заведений в процессе обеспечения
занятости;
осуществление комплексного подхода к
организации деятельности подростков ("работа + отдых + общение +
туризм") с учетом специфики подростковой психологии;
информационное обеспечение в сфере
молодежного труда и занятости;
формирование престижа рабочих
профессий;
обеспечение профессиональной
ориентации подростков.
2.4. Работа с молодыми семьями
становится наиболее актуальной в условиях:
- социально-экономической
нестабильности, резкого увеличения числа малообеспеченных семей, а
также семей, имеющих проблемы с жильем и работой;
- утери равных шансов на получение
образовательных, медицинских и др. социальных услуг;
- сохранения негативных тенденций в
развитии демографической ситуации;
- сохранения высокого уровня
сексуальной неграмотности среди подростков и молодежи;
- потери значимости традиционного
семейного быта.
В данном направлении необходимо:
способствовать формированию
приоритета здорового образа жизни;
поддерживать развитие семейных
традиций;
разработать комплекс методических мер
по социально-адаптационной поддержке молодой семьи на этапах ее
создания, расширения и сохранения.
2.5. Работа со студентами и
заводскими молодежными организациями осуществляется через молодежный
парламент и общественную организацию трудящейся молодежи г.
Дзержинска, чья деятельность способствует:
- активизации инициативной молодежи
города;
- объединению усилий молодых людей
для развития социокультурной сферы;
- включенности молодежи в
политическую жизнь города;
- развитию молодежного
самоуправления.
Для развития данного направления
деятельности необходимо:
сформировать действенный механизм
эффективного сотрудничества представителей молодежи и молодежных
общественных объединений с органами государственной власти и местного
самоуправления;
создать условия для системного поиска
социально активных молодых людей, обеспечения их дальнейшего
становления и роста;
выявить в молодежной среде
потенциальных и уже состоявшихся лидеров в различных сферах
общественной жизни;
способствовать созданию системы
подготовки кадров молодежного самоуправления, направленной на
формирование надежного кадрового запаса.
2.6. Информационно-аналитическое и
методическое обеспечение работы с молодежью, детьми и подростками
выходит на первый план в связи с резко возрастающей потребностью:
- в информированности;
- в использовании новейших
информационных технологий;
- в осознанном формировании молодыми
людьми своей информационной среды;
- в ведении интерактивной
деятельности, получении оперативной информации по данным
социологических опросов в сфере молодежной проблематики;
- в привлечении СМИ к молодежным
проблемам, формировании позитивного общественного мнения по отношению
к молодежи;
- в развитии позитивного диалога
между молодежью и организациями, работающими в сфере молодежной
политики.
Информация сегодня играет важную
роль, выступая одним из ведущих факторов, определяющих нормальное
функционирование государственных и негосударственных структур,
работающих в сфере молодежных интересов, и деятельность отдельно
взятого молодого человека. Программа предусматривает:
участие в конкурсе целевых программ в
рамках федеральной программы "Молодежь России" (2001 -
2005);
создание
информационно-технологического пространства для молодежи города в
Интернете.
Методическое обеспечение состоит:
- в создании условий для
совершенствования профессионального мастерства педагогов
дополнительного образования;
- в информационно-методической
поддержке МОУДОД;
- в выявлении, изучении, обобщении и
распространении педагогического опыта для развития системы
дополнительного образования;
- в поддержке инновационной
деятельности педагогов и руководителей МОУДОД.
2.7. Организация международных
контактов по проблемам молодежи ведется ОДМ администрации г.
Дзержинска с 1995 г., что в условиях демократических преобразований,
углубляющегося сотрудничества и интеграции европейских стран
приобретает с каждым годом все более важное значение.
Развитие международного
сотрудничества предполагает:
- организацию международных встреч
специалистов по работе с детьми и молодежью, проведение семинаров по
внешкольному образованию в целях обмена опытом;
- обмен туристическими группами с
молодежными организациями Германии;
- организацию международных
молодежных встреч в целях воспитания толерантности и открытости
подрастающего поколения во взаимоотношениях с иностранными
партнерами;
- проведение краткосрочных курсов
изучения немецкого языка для молодых людей, предполагающих развивать
сотрудничество с германскими общественными организациями;
- установление контактов с
руководством города-побратима Биттерфельд для знакомства с традициями
и культурой наших городов.
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В
СООТВЕТСТВИИ С ПРИОРИТЕТНЫМИ
НАПРАВЛЕНИЯМИ
Направление и основные
мероприятия
|
Обоснование приоритета,
механизмы реализации
|
Сроки исполнения и затраты
(тыс. руб.)
|
Исполнители
|
|
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
|
1. Работа с детьми и
подростками по месту жительства
|
1.1. Сохранность и ввод
новых помещений детско-подростковых клубов
|
Восстановление
традиционной системы работы по
месту жительства
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
Администрация города,
ОДМ, МОУДОД
|
1.2. Финансирование
и материально-техническое оснащение кружков,
творческих мастерских, студий, спортивных и туристических
секций
|
Развитие системы МОУДОД
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
Администрация г. Дзержинска,
ОДМ, МОУДОД
|
1.3. Деятельность детских
и молодежных организаций по месту жительства
|
Поддержка молодежных
и детских организаций
|
|
|
|
|
ОДМ, МОУДОД, ДЮЦ "Апогей",
"Мечта", ЦВР, МИ, ДЮТ
|
1.4.
Определение опорно-экспериментальных площадок по
развитию технологий клубной работы
|
Выявление
инициативных клубных коллективов, использующих
новые технологии
|
10,0 МБ
|
15,0 МБ
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
ОДМ, ДДТ, МОУДОД
|
1.5. Проведение
постоянно действующего семинара
для педагогов-организаторов "Создание
единого образовательно-воспитательного пространства"
|
Обсуждение
актуальных проблем воспитания
|
6,0 МБ
|
6,0 МБ
|
8,0 МБ
|
8,0 МБ
|
ОДМ, ДДТ
|
1.6. Открытые
занятия, мастер-классы, показательные выступления для
педагогов ДО
|
Обучение педагогов ДО
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
ОДМ, ДДТ
|
1.7. Участие в
организации смотра-конкурса на лучшую постановку
воспитательной работы по месту жительства по профилактике
безнадзорности и правонарушений
|
Выявление
инновационных педагогических технологий,
профилактика правонарушений
|
15,0 МБ
|
10,0 МБ
|
12,0 МБ
|
12,0 МБ
|
КДН, ОДМ, ДЮЦ
|
1.8. Мероприятия
по профориентации старшеклассников
|
Обеспечение гарантий в сфере
занятости
|
|
|
|
|
ЦЗН, ОДМ, ДЮЦ
|
1.9. Строительство
в микрорайонах города спортивных площадок,
восстановление хоккейных кортов
|
Развитие
микросоциума двора, обеспечение спортивного досуга
детей |
30,0 обл. бюджет
|
30,0 обл. бюджет
|
30,0 обл. бюджет
|
30,0 обл. бюджет
|
Администрация города,
ОДМ, МОУДОД, НРМОО "Стажер"
|
2. Патриотическое воспитание,
физическое развитие и оздоровление
|
2.1. Мероприятия,
направленные на формирование патриотизма и гражданского
самосознания молодежи
|
|
|
|
|
|
ОДМ
|
- Спортивные праздники
и мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню
защитника Отечества
|
Вовлечение молодежи
в городскую общественную жизнь
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
12,0 МБ
|
12,0 МБ
|
ОФиС, ОДМ, ОК, УНО |
- Спортивные мероприятия
и показательные выступления, посвященные Дню города и
Дню Дзержинской милиции
|
Включенность подростков и
молодежи в городскую жизнь, осознание себя частью
городского сообщества
|
15,0 ВБ
|
15,0 ВБ
|
15,0 ВБ
|
15,0 ВБ
|
ОФиС, ОДМ, УВД, УНО,
УГО и ЧС, военкомат
|
- Организация и
проведение экскурсий по родному краю
|
Воспитание
гражданских чувств и расширение кругозора подростков
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
ОДМ, МОУДОД
|
- Организация встреч
молодежи с ветеранами войн, военнослужащими
|
Формирование
представлений о чувстве долга, персонификация истории,
понятия "гражданственность"
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
ОДМ, МОУДОД
|
- Организация и
проведение мероприятий по патриотическому воспитанию с
трудными подростками
|
Развитие
нравственных представлений у детей из "группы риска"
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД
|
- Организация экспедиции
на Поклонную гору с участием родственников Героев СССР
|
Связь поколений, память о
войне - основа патриотического воспитания
|
|
Апрель - май 15,0 МБ
|
|
|
ОДМ, совет ветеранов
|
- Организация и
проведение профильных лагерей патриотического
направления
|
Содействие
гражданскому становлению личности
|
15,0 МБ
|
10,0 МБ
|
20,0 МБ
|
20,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД
|
- Создание на базе
детского клуба
"Патриот" историко-краеведческого музея
|
Развитие
исследовательского и познавательного интереса к
истории и краеведению
|
|
10,0 МБ
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
ОДМ, МОУДОД
|
- Проведение
городского конкурса патриотической песни
|
Формирование
эмоционального мотива гражданского развития личности
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД
|
2.2. Организация
мероприятий, направленных на физическое развитие и
оздоровление
|
|
|
|
|
|
ОДМ, ОФиС
|
- Городские
соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья"
|
Пропаганда
здорового образа жизни
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
15,0 МБ
|
15,0 МБ
|
ОДМ
|
- Спартакиада детских клубов
- универсиада студклубов
|
Реализация
спортивных качеств молодого человека,
физическое развитие
|
20,0 МБ
|
20,0 МБ
|
20,0 МБ
|
20,0 МБ
|
ОДМ, ОФиС, ДЮЦ
|
- Городские соревнования
"Игры молодецкие"
|
Организация
массового спортивного досуга молодежи
|
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
ОДМ
|
- Фестиваль
единоборств "Восток-Запад"
|
Популяризация
боевых искусств
|
|
10,0 МБ
|
|
15,0 МБ
|
ОДМ, ДЮЦ
|
- Военно-спортивная
игра "Граница"
|
|
|
|
|
|
ОДМ, ДЮЦ "Апогей"
|
2.3. Организация и
проведение юбилейных мероприятий, посвященных:
- 60-летию снятия блокады Ленинграда
- 60-летию Победы в ВОВ
|
Способствовать
знанию отечественной истории, формированию
благодарной памяти о защитниках Родины,
позитивного восприятия отечественной истории
|
Январь 10,0 МБ
|
Май 25,0 МБ
|
|
|
ОДМ
|
- Организация работ
по благоустройству памятников, обелисков, могил
советских воинов
|
Формирование
чувства ответственности за сохранение памяти
о войне
|
|
|
|
|
ОДМ, ЦЗН, НРМОО "Стажер"
|
- Возрождение Вахты
памяти (Пост № 1)
|
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
ОДМ, УНО
|
3. Обеспечение гарантий в
сфере труда и занятости
|
3.1. Организация работ
для подростков и молодежи на социально значимых
объектах города
|
Возможность
трудоустройства до 2500 человек в год
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
НРМОО "Стажер", ОДМ
|
- Проведение
экологических акций, субботников
|
Экологическое
воспитание, временная занятость
|
Средства, запланированные в
программе "Экологическое воспитание"
|
Средства, запланированные в
программе "Экологическое воспитание"
|
Средства, запланированные в
программе "Экологическое воспитание"
|
Средства, запланированные в
программе "Экологическое воспитание"
|
НРМОО "Стажер", ОДМ
|
- Организация работы
летних трудовых лагерей
|
Формирование
устойчивой мотивации к труду в ходе активного отдыха
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
НРМОО "Стажер", ОДМ,
ДЮЦ "Апогей", "Мечта"
|
- Работа в питомнике
лесхоза (озеленение, сбор лекарственных трав)
|
Организация
социально незащищенной категории (интернат)
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
НРМОО "Стажер"
|
- Уборка
территорий мемориальных парков
|
Обеспечение
занятости, формирование уважения к исторической памяти
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
НРМОО "Стажер", ОДМ
|
3.2. Организация работ
по заказам из социальной сферы: - Благоустройство
городских стадионов (по мере поступления заказов)
|
Участие молодежи
в формировании городской среды
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
НРМОО "Стажер", ЦЗН
|
- Организация работ по
ремонту клубов и восстановлению кортов |
Благоустройство дворов
и клубов по месту жительства
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
НРМОО "Стажер", ОДМ
|
- Организация бригад
для ремонтных работ и изготовления оборудования для
городских зон отдыха
|
Сезонная
занятость студентов, создание условий для
проведения спортивно-массовых мероприятий
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
Обл. бюджет
|
ДЮЦ "Мечта",
НРМОО "Стажер", ПУ
|
3.3. Предоставление
подросткам и молодежи временной работы по коммерческим
заказам
|
Совмещение
временного трудоустройства с трудовой практикой
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
НРМОО "Стажер", ПУ |
3.4. Формирование
молодежного социального заказа и предоставление
оплачиваемых рабочих мест в системе городского
бюджета
|
Осуществление
социальной политики по временной и дополнительной
занятости, решение экологических задач
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
НРМОО
"Стажер", администрация города, ЦЗН
|
- Организация работы
для студентов через студенческое КБ и заказы
для производственной базы ПУ
|
Поощрение
трудовой инициативы
и научно-исследовательской деятельности студентов
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
НРМОО "Стажер", НГТУ,
ПУ
|
- Организация работы
по вакансиям
|
Возможность
временного трудоустройства в год до 800 человек
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
В рамках программы
"Временная занятость"
|
ЦЗН,
ОДМ, администрация города, НРМОО "Стажер"
|
4. Работа с молодой семьей
|
4.1. Разработка
программы "Единое воспитательное пространство"
и ее реализация
|
Методическое
обеспечение работы с молодыми семьями
|
|
5,0 МБ
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
В рамках бюджетного
финансирования
|
ОДМ
|
4.2. Организация
конкурсов семейного творчества
|
Создание условий
для реализации творческого потенциала молодых семей |
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
ОДМ, ОО "ТМД"
|
- Организация и
проведение "Юморины" для молодых семейных пар
"Семейные страсти"
|
Организация досуга
|
|
10,0 МБ
|
|
10,0 МБ
|
ОДМ, заводские молодежные
организации
|
- Проведение семейной
эстафеты ко Дню семьи
|
Пропаганда
здорового образа жизни семьи
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
ОДМ, ОО "ТМД"
|
- Организация
конкурса проектов "ВОВ в судьбах моей семьи"
|
Возрождение
патриотических, гражданских и семейных основ
нравственного воспитания
|
5,0 МБ
|
10,0 МБ
|
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
ОДМ, ОО "ТДМ"
|
5. Работа со студентами,
общественными и заводскими молодежными организациями
|
5.1. Организация и
развитие деятельности молодежного парламента
|
Реализация
политики развития молодежного парламентаризма
|
|
|
|
|
|
- Создание
молодежной приемной
|
Активизация инициативной части
молодежи города
|
|
|
|
|
ОДМ
|
- Обучение членов МП
|
Создание
кадрового резерва
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
ОДМ
|
- Организация рабочих групп
и представление интересов МП в городской Думе
|
|
|
|
|
|
|
- Организация и
проведение конкурса проектов и программ общественных
объединений по профилактике асоциального поведения
молодежи
|
|
40,0 МБ
|
40,0 МБ
|
50,0 МБ
|
50,0 МБ
|
МП, ОДМ
|
5.2. Разработка и
реализация программы общественной организации
"Трудящаяся молодежь Дзержинска"
|
Согласованная
деятельность заводских молодежных
организаций, отстаивание интересов рабочей молодежи
|
Привлеченные средства
предприятий
|
Привлеченные средства
предприятий
|
Привлеченные средства
предприятий
|
Привлеченные средства
предприятий
|
ОДМ, заводские молодежные
организации
|
5.3. Создание
совета молодежных общественных организаций
|
|
Привлеченные средства
предприятий
|
Привлеченные средства
предприятий
|
Привлеченные средства
предприятий
|
Привлеченные средства
предприятий
|
ОДМ, заводские молодежные
организации, общественные молодежные
организации
|
5.4. Создание городского
клуба инвалидов
|
|
35,0, в т.ч.: 15,0 МБ
20,0 ВБ
|
35,0, в т.ч.: 15,0 МБ
20,0 ВБ
|
35,0, в т.ч.: 15,0 МБ
20,0 ВБ
|
35,0, в т.ч.: 15,0 МБ
20,0 ВБ
|
ОДМ
|
6. Информационно-аналитическое
обеспечение работы с молодежью
|
6.1. Организация
сайта молодежного портала в Интернете
|
Формирование
информационного пространства
по молодежным проблемам новыми
технологическими методами
|
|
|
|
|
ОДМ,
ЦЗН, региональное управление статистики
|
6.2. Проведение и
обработка данных интерактивных опросов, рейтингов и т.д.
|
Статистические
исследования
|
15,0 МБ
|
15,0 МБ
|
15,0 МБ
|
15,0 МБ
|
ОДМ
|
6.3. Обеспечение
конкурса проектов "ВОВ в судьбах моей семьи"
|
Вовлечение широкого круга
молодых людей в исследовательскую деятельность,
нацеленную на формирование гражданского
самосознания
|
|
|
|
|
ОДМ
|
6.4. Создание базы данных
по трудоустройству молодежи и подростков
|
Возможность
получения оперативной информации
|
|
|
|
|
ОДМ, ЦЗН, НРМОО "Стажер"
|
7. Методическое обеспечение
работы с детьми, подростками и молодежью
|
7.1. Разработка
единого механизма обеспечения деятельности клубов
по месту жительства
|
Методическое
обеспечение основного направления молодежной
политики города
|
|
|
|
|
МС, ОДМ, ДДТ
|
- Разработка
методических рекомендаций по управлению, функционированию
и развитию ДЮЦ: "Специфика деятельности педагогов
системы ДО в работе по месту
жительства", "Самоуправление в детском клубе",
"Экспертиза и проектирование клубной работы" |
Выпуск
сборников рекомендаций для педагогов
дополнительного образования. Разработка методики
анализа состояния детских клубов |
|
|
|
|
МС, ОДМ, ДДТ
|
- Дидактическое
обеспечение образовательного процесса
|
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
15,0 МБ
|
15,0 МБ
|
МС, ОДМ
|
- Организация
конкурса творческих проектов и постановок
воспитательной работы по различным направлениям
|
Формирование
банка данных инновационного педагогического опыта
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
15,0 МБ
|
15,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД
|
7.2.
Систематизация методической работы ЦДО
|
|
|
|
|
|
|
- Деятельность
методического совета при ОДМ
|
Координация деятельности ЦДО
ОДМ
|
|
|
|
|
Метод. служба ОДМ
|
- Создание
методических объединений в каждом ДЮЦ по направлениям
|
Структурирование
работы МОУДОД
|
|
|
|
|
МС, ОДМ, ДЮЦ "Мечта",
"Апогей", МИ, ДЮТ, ЦВР
|
- Разработка критериев
для определения опорно- экспериментальных
площадок по развитию технологий клубной работы
|
Выделение
инициативных клубных коллективов, использующих
новые технологии
|
|
|
|
|
Метод. служба ОДМ, МС, ДДТ
|
7.3.
Организация совершенствования педагогического
мастерства
|
|
|
|
|
|
|
- Организация и
проведение семинаров для педагогов ДО по направлениям
|
Обучение и обмен опытом
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
ОДМ, ДДТ
|
- Проведение
традиционных семинаров
для педагогов-организаторов МОУДОД "Создание
единого образовательно-воспитательного пространства"
|
Выработка
основных положений для единой концепции
развития системы ДО в городе, обсуждение
актуальных проблем воспитания
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
Метод. служба ОДМ, ДДТ
|
- Работа по
созданию ведомственной системы подготовки и
повышения квалификации педагогических и руководящих
работников МОУДОД ОДМ
|
Необходимость
обеспечения системы профессионального роста для
работников подведомственных учреждений
|
|
|
|
|
ОДМ, ДДТ, ИДЦ, НИРО
|
8. Организация международных
контактов по проблемам молодежи
|
8.1. Участие в
организации курсов немецкого языка для специалистов
в области социальной работы с молодежью Германии (в
рамках реализации программы "Строим новые мосты")
|
Кадровое
обеспечение развития международного сотрудничества
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
Привлеченные средства
|
ОДМ, общество немецкой
культуры
|
8.2. Организация
международных молодежных встреч в рамках реализации
программы "Строим новые мосты"
|
Создание условий
для знакомства молодежи с традициями
нашего города, возможность сотрудничества
в различных сферах общественной жизни, обмен
опытом
|
90,0, в т.ч.: 60,0 МБ
30,0 ВБ
|
90,0, в т.ч.: 60,0 МБ
30,0 ВБ
|
90,0, в т.ч.: 60,0 МБ
30,0 ВБ
|
90,0, в т.ч.: 60,0 МБ
30,0 ВБ
|
ОДМ, администрация |
9. Культурно-массовые
мероприятия
|
9.1. Организация и
проведение дня открытых дверей в детских клубах
|
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
8,0 МБ
|
8,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД
|
9.2. "Свой мир строим
сами" - торжественное открытие школы активности
|
Создание мотивации
для работы актива детских клубов
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
ОДМ, ДДТ, МОУДОД
|
9.3. Традиционная
встреча ветеранов-педагогов детских клубов "Вечно
молодые"
|
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
8,0 МБ
|
8,0 МБ
|
ОДМ, ДДТ, МОУДОД
|
9.4. Праздничные программы
к Дню матери "Мать на Руси - слово святое"
|
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
7,0 МБ
|
7,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД, ДДТ
|
9.5. Городской
конкурс "Мальчишник"
|
Организация
спортивного досуга
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД, ДДТ
|
9.6. КВН "Ярмарка
смеха" (среди команд центров)
|
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД, ДДТ
|
9.7. Новогодние
и рождественские праздники
|
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
8,0 МБ
|
8,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД, ДДТ
|
9.8. Городская
тимуровская акция "Ты и те, кто рядом"
|
В
ознаменование 100-летия А.П. Гайдара
|
5,0 МБ
|
|
|
|
ОДМ, МОУДОД, ДДТ
|
9.9. Конкурс
профессионального мастерства среди
педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю
детям"
|
Поднятие
престижа педагогической деятельности,
совершенствование педагогического
мастерства
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД, ДДТ
|
9.10. КВН-фестиваль
|
|
20,0, в т.ч.: 10,0 МБ
10,0 ВБ
|
20,0, в т.ч.: 10,0 МБ
10,0 ВБ
|
30,0, в т.ч.: 20,0 МБ
10,0 ВБ
|
30,0, в т.ч.: 20,0 МБ
10,0 ВБ
|
ОДМ
|
9.11. Шоу-программа
"Широкая Масленица"
|
|
8,0 МБ
|
8,0 МБ
|
8,0 МБ
|
8,0 МБ
|
ОДМ
|
9.12. Акция "Белые цветы"
|
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
3,0 МБ
|
ОДМ
|
9.13. Фестиваль
бардовской песни среди юношества "Ока - бард де тур"
|
Популяризация
туризма, бардовской песни
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД
|
9.14.
Празднование Всероссийского дня молодежи
|
|
10,0 МБ
|
10,0 МБ
|
15,0 МБ
|
15,0 МБ
|
ОДМ
|
9.15. Городской
конкурс профессионального мастерства "Золотые
руки"
|
Повышение
профессионального мастерства, пропаганда рабочих
профессий
|
75,0, в т.ч.: 60,0 МБ
15,0 ВБ
|
75,0, в т.ч.: 60,0 МБ
15,0 ВБ
|
75,0, в т.ч.: 60,0 МБ
15,0 ВБ
|
75,0, в т.ч.: 60,0 МБ
15,0 ВБ
|
ОДМ, предприятия города
|
9.16. Концертная программа
ко дню пожилого человека
|
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
5,0 МБ
|
ОДМ, МОУДОД
|
Итого
|
|
570,0, в т.ч.: местн.
бюджет - 450,0, обл. бюджет - 30,0,
внебюджет. средства - 90,0 |
630,0, в т.ч.: местн.
бюджет - 510,0, обл. бюджет - 30,0,
внебюджет. средства - 90,0 |
630,0, в т.ч.: местн.
бюджет - 510,0, обл. бюджет - 30,0,
внебюджет. средства - 90,0 |
655,0, в т.ч.: местн.
бюджет - 535,0, обл. бюджет - 30,0,
внебюджет. средства - 90,0
|
|
4. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа "Молодежь
Дзержинска" на 2004 - 2007 гг. является среднесрочной
программой. Реализация мероприятий Программы позволит решить целый
ряд актуальных социальных молодежных проблем, продвинуться в развитии
профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству органов
исполнительной власти и общественных организаций:
совершенствование нормативно-правовых
основ городской государственной молодежной политики;
формирование в молодежной среде
гражданско-патриотического отношения к Родине;
обеспечение доступности образования,
профессиональной подготовленности молодежи к трудовой деятельности;
снижение уровня безработицы среди
молодежи, обеспечение временной занятости молодежи;
рост деловой активности и
предприимчивости молодежи;
повышение интеллектуального и
творческого потенциала молодежи;
улучшение физического здоровья
молодого поколения;
рост социальной активности и
самореализации молодежи;
стимулирование гражданского
становления, привлечения молодых граждан и общественных объединений
молодежи к непосредственному участию в формировании демократического
правового общества;
развитие городской системы
информационного обеспечения молодежи;
повышение уровня профессиональной
подготовки специалистов, работающих в сфере государственной
молодежной политики города;
стабилизация института молодой семьи;
формирование условий для поддержки
молодой семьи, готовности молодежи к созданию семьи;
снижение уровня преступности,
наркомании и алкоголизма в молодежной сфере.
Приложение 1. Структура
взаимодействия отдела по делам молодежи администрации г. Дзержинска.
Приложение 2. Список сокращений,
используемых в тексте.
Приложение 1
к программе "Молодежь
Дзержинска"
СТРУКТУРА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ Г. ДЗЕРЖИНСКА
┌────────────────────────────────┐
┌────────────────────────────────┐
┌──────────────────────────────────────┐
│ Отдел по вопросам
региональной ├──────────┤Министерство
образования и науки├─────────┤-
Центр эстетического воспитания детей│
│ молодежной
политики │ │ Нижегородской области
│ │- Центр развития творчества детей и│
│министерства образования
и науки│ └────────────────┬───────────────┘
│молодежи │
│ Нижегородской
области │ │
│- Центр детского и юношеского туризма│
└────────────────────────────────┘
│ │и
экскурсий │
│
│-
Центр физической культуры и спорта │
│
└──────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┐
┌─────────────┴─────────────┐
│
│
│ Управление
образования ├─────────────┐
│
┌─────────────────┴────────────────┐
└───────────────────────────┘
│ │
│ МОУ СОШ,
УДОД │
┌───────────────────────────┐
│ │
┌──────────────────────────┤
"Психолого-педагогический
центр" │
│ Управление
социальной ├──────────┐
│ │ │
└──────────────────────────────────┘
│ защиты населения
│ │ │ │ │
┌──────────────────────────────────┐
└───────────────────────────┘
│ │ │ │
│ Центр
реабилитации детей, │
┌───────────────────────────┐
│ │ ┌──────────┐
│ │ ┌──────────┐
│ социальный
приют, детские дома, │
│ Управление