Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Чкаловского района от 10.07.2002 № 263


"ОБ ОТКРЫТИИ
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 июля 2002 г. № 263




ОБ ОТКРЫТИИ
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ




Во исполнение
Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, постановления
Правительства РФ от 24.07.1995 № 738, постановлений администрации
Нижегородской области от 23.10.1995 № 155, от 29.12.2000 № 335 и во
исполнение приказа начальника гражданской обороны Нижегородской
области от 05.11.2001 № 38 "О состоянии подготовки населения, не
занятого в производстве и сфере обслуживания", в целях
организации обучения неработающего населения Чкаловского района в
области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
постановляю:


1. Утвердить прилагаемое Положение об
учебно-консультационных пунктах (приложение 1).


2. В срок до 1 декабря 2002 г. на
базе МУ "СЕЗ" г. Чкаловска, ЖКХ сельских и поселковых
администраций оборудовать учебно-консультационные пункты.


3. Возложить на отдел по делам ГО и
ЧС Чкаловского района (И.П. Торопыгина) контроль за исполнением
настоящего постановления.




Глава администрации
района


В.М.ГРУШИН












Приложение 1


к постановлению


администрации Чкаловского района


от 10.07.2002 № 263




ПОЛОЖЕНИЕ


ОБ УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Учебно-консультационные
пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (УКП ГОЧС)
предназначены для обучения населения, не занятого в производстве и
сфере обслуживания (далее - население).


УКП создаются в соответствии с
требованиями Федерального закона "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" № 68-ФЗ от 21.12.1994, постановлений Правительства
Российской Федерации "О порядке подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций" № 738 от 24.07.1997 и
"Организационных указаний по подготовке населения",
утвержденных министром РФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий. Основная их цель - в максимальной степени
привлечь к учебе неработающее население, добиться, чтобы каждый
гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как
мирного, так и военного времени.


Перед УКП ставятся следующие задачи:


- обучить граждан способам защиты от
современных средств поражения;


- выработать у них уверенность в
надежности средств и способов защиты от ЧС любого характера;


- дать практику и привить навыки для
действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;


- повысить морально-психологическое
состояние людей, помочь правильно оценить складывающуюся обстановку
для принятия разумных и адекватных действий;


- научить население правилам защиты
детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;


- активно пропагандировать
(разъяснять) роль, значение и задачи ГО И РСЧС в современных
условиях.




2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ




УКП ГОЧС создаются
при жилищно-эксплуатационных органах в городах и районах
Нижегородской области, в сельской местности - при администрациях сел
и поселков. Они могут размещаться в технических кабинетах, комнатах
здоровья, в других помещениях.


Начальник ГО органа местного
самоуправления издает приказ (постановление, распоряжение) о создании
при жилищно-эксплуатационных органах учебно-консультационных пунктов,
в котором определяет:


- при каких организациях и на какой
базе они создаются;


- порядок финансирования;


- материально-техническое
обеспечение;


- ответственных за их работу и другие
организационные вопросы.


Начальник ГО
жилищно-эксплуатационного органа обязан издать приказ (распоряжение),
в котором устанавливает:


- место размещения;


- жители каких домов, улиц, кварталов
приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному
пункту;


- порядок работы
учебно-консультационного пункта;


- ответственных за обеспечение
учебными пособиями, имуществом ГО и техническими средствами обучения;


- время проведения занятий,
консультаций и тренировок;


- кто проводит консультации (работает
с населением). В отдельных случаях назначаются старшие по домам и
подъездам.


Непосредственное руководство
учебно-консультационным пунктом ГОЧС осуществляет начальник
жилищно-эксплуатационного органа. В своей работе он руководствуется:


- законами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами
Президента РФ и постановлениями Правительства РФ и Нижегородской
области;


- приказами и распоряжениями
вышестоящих начальников ГО и местных органов самоуправления;


- указаниями органов управления по
делам ГОЧС;


- Положением об
учебно-консультационных пунктах ГОЧС, а также другими руководящими
документами, регламентирующими их работу.


Общее руководство по подготовке
населения в УКП осуществляют начальники ГО местных органов
самоуправления совместно с органами управления по делам ГОЧС всех
уровней. Они оказывают помощь руководителям жилищно-эксплуатационных
органов в улучшении и повышении эффективности работы пунктов,
совместно с ними организуют тренировки с населением, на которых
отрабатывают вопросы действий по сигналу "Внимание всем!" и
другим сигналам гражданской обороны, а также порядок поведения при
чрезвычайных ситуациях, характерных для мест их проживания.


Работа пунктов строится обычно по
двум направлениям. Первое - создаются небольшие (до 10 - 12 чел.)
учебные пункты. Второе - чисто консультационная деятельность, когда
люди приходят в жилищный орган для решения каких-либо житейских
вопросов. Их приглашают на беседу, отвечают на интересующие вопросы,
предлагают посмотреть видеофильм, ознакомиться со средствами защиты
органов дыхания.


В каждой группе назначается старший,
который отвечает за оповещение и сбор людей, он же ведет журнал
(лист) учета. Следует стремиться к созданию групп из числа жителей
дома, подъезда (нескольких домов).


Контроль за работой пунктов
осуществляют должностные лица, назначенные соответствующими
начальниками ГО. Для этого привлекаются работники органов управления
ГОЧС города (района), объектов народного хозяйства, преподаватели и
мастера производственного обучения курсов ГО. Они же должны оказать
организационную и методическую помощь руководителям учебных групп,
осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением
занятий.


В качестве преподавателей
(инструкторов, консультантов) выступают работники
жилищно-эксплуатационных органов, а также активисты ГО из числа
офицеров запаса, ветеранов войны и труда, предварительно прошедшие
подготовку на курсах ГО. Занятия по медицинским темам, а также по
проблемам психологической подготовки проводят работники органов
здравоохранения. Для проведения практических занятий и отработки
наиболее сложных тем целесообразно привлекать преподавателей курсов
ГО городов, штатных работников органов управления по делам ГОЧС
местного уровня. В сельской местности организация и проведение
занятий в учебно-консультационных пунктах ГОЧС возлагается на
сельскую администрацию.


Основным планирующим документом
является расписание занятий (консультаций), составленное из расчета
12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их
изучение определяются на основе типовых программ с учетом местных
условий и степени подготовленности обучаемых. Расписание занятий
утверждает начальник ГО жилищно-эксплуатационного органа (глава
сельской администрации). Продолжительность одного занятия, как
правило, составляет 45 минут. Работа учебно-консультационного пункта
регламентируется годовым учебным планом, расписанием занятий и
распорядком дня.


Для поднятия престижа УПК,
определения лучших из них в городе, управления по делам ГОЧС
организуют и проводят смотры-конкурсы на образцовый
учебно-консультационный пункт (размещение, учебно-материальная база,
организованность в работе, подготовка преподавателей, качество
занятий).


Начальник ГО - руководитель органа
местного самоуправления обязан издать приказ, где должны быть
подведены итоги работы учебно-консультационных пунктов за год,
обобщен передовой опыт, определены лучшие работники.




3. ОБОРУДОВАНИЕ И
ОСНАЩЕНИЕ




Учебно-консультационные
пункты следует оборудовать в соответствии с требованиями настоящего
Положения и взглядами на теорию и практику ведения гражданской
обороны. Главное требование к ним - наглядность и простота стендов,
доступность в понимании демонстрируемых материалов.


Каждому пришедшему на пункт и
познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные
возможности защиты от ЧС как в военное, так и в мирное время. С этой
целью следует полнее представить все многообразие средств
индивидуальной защиты, медицинского имущества, средств
обеззараживания, защитных сооружений (макетов, схем, рисунков,
плакатов).


На учебно-консультационных пунктах
должны проводиться практические занятия и тренировки, беседы и
дискуссии, викторины и многое другое, что привлечет внимание,
заинтересует население. При проведении занятий крайне важно опираться
на реальные события, произошедшие в родном регионе, сообщения средств
массовой информации.


УКП оборудуются в специально
отведенных для этого помещениях при жилищно-эксплуатационных органах
городов, районов, а также при администрациях сел, поселков. Комната
должна вмещать 10 - 20 человек и иметь 5 - 10 столов со стульями. У
входа иметь вывеску размером 70x50 см. На видном месте расположить
распорядок дня и расписание занятий.


Учебно-материальная база УКП включает
помещение, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными
пособиями. Она способствует повышению качества подготовки людей,
позволяет выработать у них высокие моральные и психологические
качества.


Для проведения занятий и
самостоятельной работы населения в классе (кабинете) рекомендуется
иметь следующие технические средства: телевизор, видеомагнитофон,
фильмоскоп, приемник радиовещания, телефон.


Помещение учебно-консультационного
пункта следует оборудовать стендами:


1. "Сигналы ГО и действия по
ним".


2. "Виды ЧС и способы защиты".


3. "Порядок и. правила
проведения эвакуации".


4. "Индивидуальные и
коллективные средства защиты".


5. "Простейшие средства защиты
органов дыхания и кожи".


6. "Оказание само- и
взаимопомощи" и др.


Для проведения практических занятий
учебно-консультационный пункт желательно оснастить следующим учебным
имуществом:


- противогазы для взрослых (разные) -
10 шт.;


- противогазы для детей (разные) - 5
- 10 шт.;


- камера защитная детская КЗД-6 - 1
шт.;


- респираторы (разные) - 10 шт.;


- дозиметры бытовые (разные) - 1 - 3
шт.;


- огнетушители (разные) - 1 - 3 шт.;


- ватно-марлевые повязки (ВМП) - 5 -
10 шт.;


- противопыльные тканевые маски
(ПТМ-1) - 3 - 5 шт.;


- индивидуальный противохимический
пакет (ИПП), перевязочный пакет индивидуальный (ППИ), аптечка
индивидуальная АИ-2 - по 1 шт.;


- бинты, вата и другие материалы для
изготовления простейших средств индивидуальной защиты;


- учебно-методическая литература и
плакаты по ГОЧС из библиотеки журнала "Военные знания";


- памятки "Это должен знать
каждый", "Знай и умей";


- подшивки журналов "Гражданская
защита", "Военные знания";


- кино- и видеофильмы по ГОЧС;


- выписки из плана ГО и плана
действий по предупреждению и ликвидации ЧС (в части, касающейся
граждан, проживающих на территории конкретного жилищного органа);


- списки жильцов с указанием номеров
квартир, телефонов и старших учебных групп.


Для жильцов, желающих заниматься
самостоятельно, на пункте следует иметь нормативные правовые и
руководящие документы, памятки и наставления, учебно-методические
пособия, комплекты плакатов и инструкций. Список указанных документов
и литературы для УКП ГОЧС разрабатывает начальник органа управления
по делам ГОЧС местного уровня.




4. МЕТОДИКА РАБОТЫ




Занятия на УКП
проводятся в соответствии с Программой подготовки рабочих, служащих,
работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России.


С учетом местных условий и
подготовленности обучаемых каждый раз тематику занятий и количество
часов устанавливает начальник ГО местного уровня. Обучение проводится
как на плановых занятиях (в объеме 12 часов), так и путем
самостоятельного изучения материала с последующим закреплением
полученных знаний и навыков при выполнении нормативов или в ходе
практических занятий и тренировок.


По окончании курса обучения
население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, должно:


а) знать:


- основные средства и способы защиты
от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения,
последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;


- порядок действий по сигналу
"Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов
управления по делам ГОЧС на местах;


- правила поведения и основы
организации эвакуации в ЧС мирного и военного времени.


б) уметь:


- пользоваться индивидуальными и
коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства
защиты органов дыхания и кожи;


- правильно действовать по сигналу
"Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов
управления ГОЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;


- оказывать само- и взаимопомощь при
травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;


- защищать детей и обеспечивать их
безопасность при выполнении мероприятий ГО.


Подготовку этой категории населения
надо проводить с учетом возраста, состояния здоровья и других
факторов. Поэтому методика должна быть несколько отличной от обычных
занятий. Здесь преобладают такие формы:


- практические занятия, беседы, уроки
в форме вопросов и ответов;


- просмотр учебных видеозаписей и
фильмов;


- привлечение на учения и тренировки
по месту жительства;


- самостоятельное изучение
учебно-методических пособий и памяток;


- прослушивание радиопередач,
просмотр телепрограмм по защите населения от чрезвычайных ситуаций.


Значительную часть учебного времени
следует отводить практическим занятиям как в помещении, так и на
улице. Тренировки организовывать с участием работников органов
управления по делам ГОЧС или членов КЧС местного уровня.


Для повышения эффективности обучения
целесообразно, чтобы занятия носили спортивно-состязательный
характер, между отдельными гражданами и учебными группами, между
домами и подъездами царила бы здоровая конкуренция.


Занятия можно проводить не только на
собственной базе учреждений, а также частей и соединений ГО. При этом
предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами
индивидуальной защиты, бытовыми дозиметрами, индивидуальными и
противохимическими пакетами, аптечкой АИ-2, пакетом перевязочным
индивидуальным. Желательно, чтобы обучаемые посетили убежище или ПРУ.


Хорошо воспринимаются обучаемыми
дискуссии, проводимые наподобие игры со зрителями в "Поле
чудес". Руководитель задает вопрос. Каждый слушатель излагает
свой ответ. После небольшой полемики преподаватель подводит всех к
правильному ответу.


Особое место отводится кино- и
видеофильмам. Они обладают широкими возможностями
морально-психологического воздействия на людей, являются одним из
эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют
лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий,
помогают осознанно действовать в сложных условиях. Их тематика
достаточно разнообразна. Поэтому организация занятия с применением
видеозаписей требует от преподавателя правильного их подбора.
Руководитель обязан сочетать видеоряд на экране с текстовым
материалом. Методика работы может предусматривать три варианта.
Первый - преподаватель излагает основную часть учебного материала
перед демонстрацией видеозаписи. Второй - сначала идет демонстрация
фильма и только потом - объяснение происходившего на экране. Третий -
это чередование показа отдельных частей и фрагментов с объяснением и
ответами на возникающие вопросы.


Самостоятельная работа с данной
категорией людей носит больше единичный характер. С одной стороны,
это во многом зависит от подготовленности обучаемых, а с другой - от
необходимого количества учебно-методических и наглядных пособий,
которые следовало бы выдать им для занятий. Да и многие ли из
пенсионеров, пожилых людей захотят читать эту литературу? Им проще и
интереснее включить телевизор, посмотреть и послушать: к этому они
просто привыкли.


В процессе обучения основное внимание
следует обратить на выработку у людей правильного представлений о тех
чрезвычайных ситуациях, которые характерны для мест их проживания,
показать реальные масштабы последствий, а главное - рассказать, что
надо делать в каждом конкретном случае, добиться, чтобы каждый
приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств
защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою
личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных
ситуаций. Сделать так, чтобы каждый был способен оказать первую
медицинскую помощь себе и другому пострадавшему, и эти его действия
происходили бы без суматохи и страха, а уверенно и сноровисто.




5. ДОКУМЕНТАЦИЯ




1. Приказ
(распоряжение) главы муниципального образования о создании УКП на
территории муниципального образования.


2. Приказ начальника ГО учреждения,
при котором создан УКП, об организации его работы.


3. Положение об УКП.


4. План работы УКП на год.


5. Распорядок дня работы УКП.


6. График дежурств по УКП его
сотрудников и других привлекаемых для этого лиц.


7. Расписания занятий и консультаций
на год.


8. Журналы учета занятий и
консультаций.


9. Журнал персонального учета
населения, прошедшего обучение на УКП.


10. Списки неработающих жильцов с
указанием адреса, телефона и старших учебных групп.


11. Функциональные обязанности
начальника, (консультанта) учебно-консультационного пункта.












Приложение 1




ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА (КОНСУЛЬТАНТА) УКП




Начальник
(консультант) УКП подчиняется начальнику ГО и начальнику отдела
(уполномоченному) по ГОЧС учреждения, при котором создан УКП. Он
отвечает за планирование, организацию и ход учебного процесса,
состояние учебно-материальной базы.


Он обязан:


- разрабатывать и вести планирующие,
учетные и отчетные документы;


- в соответствии с расписанием
проводить занятия и консультации в объеме, установленном приказом
начальника ГО учреждения;


- осуществлять контроль за ходом
самостоятельного обучения людей и оказывать индивидуальную помощь
обучаемым;


- проводить инструктаж руководителей
занятий и старших групп;


- вести учет подготовки неработающего
населения в закрепленном за УКП микрорайоне;


- составлять годовой отчет о
выполнении плана работы УКП и предоставлять его начальнику ГО
учреждения;


- составлять заявки на приобретение
учебных и наглядных пособий, технических средств обучения,
литературы, организовать их учет, хранение и своевременное списание;


- следить за содержанием помещения,
соблюдением правил пожарной безопасности;


- поддерживать постоянное
взаимодействие по вопросам обучения с органами управления ГОЧС и
курсами ГО района.


Для сотрудников УКП, работающих по
совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются
(разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем
учреждения, при котором создан УКП.












Приложение 2




а) вывеска у входа







┌────────────────────────────────────────────────────────┐


│ │


Учебно-консультационный


пункт
ГОЧС │


МЖЭУП
№ 7 │


г.
Н. Новгород │


│ │


└────────────────────────────────────────────────────────┘



(Выполняется на
красном фоне желтыми буквами)




б) вывески на
помещении






┌──────────────────────────────┐


Учебно-консультационный


пункт
ГОЧС │


└──────────────────────────────┘










┌───────────────────────────┐
┌───────────────────────────┐


│ │ │
Распорядок дня │


Расписание занятий
│ │ │


│ │ │ Понедельник
с ___ по ___ │


(карман из оргстекла)
│ │ Вторник с ___ по ___ │


│ │ │ Среда
с ___ по ___ │


│ │ │ Четверг
с ___ по ___ │


│ │ │ Пятница
с ___ по ___ │


│ │ │


│ │ │


│ │ │ Суббота,
воскресенье - │


│ │ │
выходной │


│ │ │


│ │ │


│ │ │ Обед
с ___ по ___ │


└───────────────────────────┘
└───────────────────────────┘












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru