ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Чкаловского района от 28.03.2002 № 37
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2002 г. № 37
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
В соответствии с
утвержденной областной целевой программой "Одаренные дети"
на 2001 - 2005 годы Земское собрание постановляет:
1. Утвердить прилагаемую районную
программу "Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы.
2. Администрации района
финансирование Программы производить исходя из исполнения доходной
части районного бюджета.
Зам. председателя
Земского собрания
В.В.ВИНОГРАДОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Чкаловского района
от 28.03.2002 № 37
ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2001
- 2005 ГГ.
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
Цель:
- формирование системы работы с
одаренными детьми;
- развитие интеллектуальных ресурсов
общества;
- повышение социального статуса
творческой личности;
- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.
Задачи:
- создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- подготовка и переподготовка
педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми;
- поддержка образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
Актуализация
интеллектуальных способностей граждан резко повышает качество любых
общественных реформ. В ситуации ограничения материальных ресурсов
интеллектуальные ресурсы государства становятся залогом его
процветания, а интеллектуальная форма собственности - наиважнейшей,
ибо только работа индивидуального интеллекта обеспечивает появление
нового общественного знания. Поэтому уже сегодня одаренные дети
должны рассматриваться как национальное достояние и вправе
рассчитывать на особые социальные права.
В районе накоплен некоторый опыт
работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего
совершенствования. Используется дифференцированное обучение, открыты
профильные классы, классы непрерывного образования на базе СШ № 3,
внедрена технология интеллектуального развития в
учебно-воспитательный процесс Сицкой СШ, изучают опыт этой школы
другие учреждения образования района. За счет вариативной части
базисного учебного плана в школах и ДОУ оказывают бесплатно
дополнительные образовательные услуги в виде различных факультативных
курсов, спецкурсов по выбору.
В учреждениях дополнительного
образования работают кружки и секции для детей, имеющих различные
склонности к тому или иному виду деятельности. Дети могут реализовать
свои способности в музыкальной, художественной школах, доме
творчества юных, спортивной школе.
Школьники района обладают достаточно
высоким интеллектуальным потенциалом:
1) ежегодно в районных олимпиадах
участвуют более 600 человек, призеры награждаются денежными премиями
в конце учебного года;
2) активное участие принимают
школьники в областных олимпиадах по предметам;
3) растет число выпускников,
оканчивающих школу с золотыми и серебряными медалями;
4) стабильный процент поступления
выпускников школ в вузы, Центр одаренных детей г. Н.Новгорода.
Вместе с тем работа различных
образовательных учреждений по развитию одаренных детей носит
бессистемный характер, отсутствует достаточно регулярная и
целенаправленная деятельность с талантливыми детьми в большинстве из
них.
Выявление и развитие одаренных детей
ведется в основном силами отдельных энтузиастов.
Известно также, что ребенок с
высокими интеллектуальными возможностями, родившийся в семье с низким
уровнем образования и низкими доходами, не получает должного
развития. В связи с этим проблема раннего выявления одаренных детей,
в т.ч. и из нетипичных групп населения, является достаточно
актуальной.
Кроме того, дошкольные учреждения не
используют в практике своей работы гибкие воспитательные системы,
учитывающие специфику конкретного контингента детей.
На сегодняшний день в районе нет ни
одного дошкольного учреждения, которое работало бы по программе
развития детской одаренности.
Неприятие интеллектуальной
неординарности проявляется и на педагогическом уровне в учреждениях
образования, где синдром неприятия возникает из-за отсутствия
компетентных педагогических программ и низкого уровня подготовки
учителей и воспитателей.
-
-->
примечание.
Всероссийская программа "Дети
России" содержится в информационном банке СПС -->
Эксперт-приложение.
-
Поэтому, опираясь на
предшествующий опыт работы с одаренными детьми, областную программу
"Одаренные дети" на 2001 - 2005 годы, которая является
составной частью всероссийской программы "Дети России",
районная программа предусматривает систему мер, направленных на
формирование и реализацию государственной политики в области
образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и
поддержкой одаренных детей.
КОНЦЕПЦИЯ
Требованиям
современного общества в большей степени отвечают такие качества
личности, как самостоятельность, ответственность, способность
принимать решения, стремление к достижению высокого уровня
компетентности, коммуникативность, креативность.
Значительную роль в процессе развития
потенциала, заложенного в ребенке, играет личность педагога.
Для реализации творческих
способностей нужна определенная атмосфера, где детям предоставлена
возможность независимо мыслить, где отрицаются зависимые и пассивные
модели поведения. Создать такую атмосферу может только педагог с
высоким уровнем культуры, поэтому в программу включаются мероприятия,
направленные на обеспечение образовательных учреждений
квалифицированными кадрами (педагогами, психологами), владеющими
современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных
детей, дифференцированная переподготовка пед. кадров с учетом
особенностей различных категорий детей, в т.ч. одаренных.
Работа с одаренными детьми должна
сложиться в обоснованную, продуманную политику и в непрерывный
педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста ребенка - от
дошкольного воспитания до высшего образования.
Дошкольные учреждения должны
использовать в практике своей работы гибкие воспитательные системы,
учитывающие специфику конкретного контингента детей, в частности,
работу по выявлению и обучению умственно - одаренных детей можно
начинать с 4-летнего возраста.
Соответственно предусматривается
разработка комплекса медико-психологических, педагогических
мероприятий по раннему выявлению способных и одаренных детей,
дальнейшем непрерывному наблюдению за их успехами. На первом этапе
выявления одаренных детей идет учет данных о высоких успехах в
какой-либо деятельности ребенка от родителей, с использованием
результатов тестирования, социологических опросных листов.
На диагностическом этапе проводится
индивидуальная оценка особенностей нервно-психического статуса
ребенка, который обследуется набором психологических тестов.
Выработка единой общеобразовательной
линии в области ранней одаренности в контексте непрерывного
образования, разработка методических рекомендаций по составлению
программ обучения одаренных детей как в рамках класса, так и на
индивидуальной основе.
Развитие вариативной сети
образовательных учреждений, что позволяет реализовать на практике
личностно ориентированную модель обучения, которая позволяет развить
задатки ребенка до уровня способностей, а способности - до степени
талантливости. Создание классов центра непрерывного образования при
ГШ № 3 г. Чкаловска, оказание дополнительных образовательных услуг за
счет вариативной части базисного учебного плана в виде различных
факультативов, курсов, спецкурсов по выбору.
Создать развитую инфраструктуру
дополнительного образования, а в целом - систему, компенсирующую
ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях
массовой школы.
Создание в школе III ступени
профильных классов, развитие форм взаимодействия образовательных
учреждений с вузами.
Направление выпускников на обучение в
вузы через целевую контрактную подготовку в Нижегородский
государственный университет им. Лобачевского и педагогический
университет.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание целостной
системы работы с одаренными детьми, способствующей наиболее полному
раскрытию их личности, которая позволит начать целенаправленное
формирование будущей интеллектуальной элиты района и, следовательно,
укрепит авторитет района за его пределами, будет способствовать
подъему общего уровня образования и культуры населения.
Создание центра непрерывного
образования для одаренных и талантливых детей на базе СШ № 3 г.
Чкаловска.
Повышение профессионального
мастерства учителей, работающих по данному направлению, организация
подготовки и переподготовки кадров для работы с одаренными детьми.
Укрепление материально-технической
базы и расширение сети образовательных учреждений для работы с
одаренными детьми.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРАВОВУЮ БАЗУ ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
-->
примечание.
Указ Президента "О
первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"
содержится в информационном банке СПС -->
Эксперт-приложение.
-
- Закон РФ "Об
образовании";
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- президентская комплексная программа
"Дети России";
- указ Президента "О
первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы";
- областная целевая программа
"Одаренные дети" на 2001 - 2005 учебные годы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ
1. Формирование в
среде широкой общественности понимания проблем детской одаренности,
необходимости бережного отношения и поддержки этой категории детей.
2. Создание системы выявления и
поддержки одаренных детей, в т.ч. и тех, развитие которых
сдерживается социальными ограничениями.
3. Создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей одаренных детей независимо от
типа образовательного учреждения, в котором они обучаются.
4. Дифференцированная подготовка и
переподготовка пед. кадров, работающих с одаренными детьми.
5. Всемерная поддержка тех
образовательных учреждений в системе дошкольного, общего среднего,
дополнительного образования, которые систематически, целенаправленно
и эффективно работают с одаренными детьми, создание на их базе
педагогических мастерских по изучению этой проблемы и
научно-педагогического обеспечения.
6. Организация
социально-экономической поддержки одаренных детей.
7. Интеграция деятельности учреждений
общего и дополнительного образования - один из основных принципов
непрерывного образования - в решении задач развития детской
одаренности.
8. Развитие профильных классов в
районе, создание центра непрерывного образования при СШ № 3 г.
Чкаловска - один из путей установления тесных партнерских отношений с
вузами по развитию творчества школьников, воспитанию юных талантов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
I этап - 2001/2002
уч. год.
Основные направления
работы:
1. Разработка общей
концепции работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных
учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного
образования.
2. Вовлечение в целенаправленную
работу с одаренными детьми педагогических работников всех видов
образовательных учреждений.
3. Усиление роли семьи в выявлении и
развитии одаренных детей.
Основные задачи:
- анализ и оценка
состояния работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных
учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного
образования района;
- научно-методическое обеспечение
работы с одаренными детьми; приобретение и изучение комплексной
программы "Одаренный ребенок" в ДОУ;
- дифференцированная подготовка и
переподготовка пед. кадров с учетом особенностей работы с одаренными
детьми;
- дифференциация и специализация
обучения в школах;
- создание психолого-педагогических
условий в дошкольных учреждениях и учреждениях для развития одаренных
детей;
- психолого-педагогическая работа с
родителями одаренных детей;
- организация работы профильных
классов, классов непрерывного образования на базе СШ № 3 г.
Чкаловска;
- усиление совместной работы с
вузами;
- обеспечение взаимодействия с
региональными организациями, занимающимися работой с одаренными
детьми.
II этап - 2002/2003
уч. год.
Основные направления
работы
1. Совершенствование
системы выявления и развития одаренных детей, начиная с дошкольного
возраста, с последующей дифференцированной работой с ними уже в
школьных учреждениях, школах.
Усиление аналитико-диагностической
направленности педагогов.
2. Организация регулярной работы с
потенциально одаренными талантливыми детьми в соответствии с их
особенностями, индивидуальная работа с талантливыми школьниками,
привлечение учащихся к научному творчеству, перевод всей работы на
более высокий качественный уровень.
Основные задачи
- овладение
совершенными методами и методиками диагностики и оценки одаренности в
зависимости от предпочтительности того или иного варианта
потенциальных возможностей ребенка. Внедрение комплексной программы
"Одаренный ребенок" в ДОУ "Березка", "Сказка",
"Солнышко" г. Чкаловска;
- усиление личностного подхода в
обучении;
- реализация индивидуальности
учащихся, выбор технологии обучения с учетом индивидуальных
особенностей детей, организация обучения в соответствии с
предпочитаемым ребенком способом переработки материала;
- реализация сети профильных классов,
увеличение классов непрерывного образования.
III этап
Основные направления
работы
1. Создание
интегрированной системы работы с одаренными детьми в дошкольных
образовательных учреждениях, общеобразовательных школах и других
организациях, занимающихся проблемами.
2. Создание системы работы с
одаренными детьми, построение на этой основе долгосрочных
образовательных и социальных программ.
Основные задачи:
- разработка и
внедрение действительно профессиональных образовательных программ
индивидуального развития для потенциально одаренных детей и их
родителей от дошкольных образовательных учреждений до выпуска из
средней школы. Внедрение комплексной программы "Одаренный
ребенок" в ДОУ "Кораблик", д. Либежево, "Рябинка",
с. Пурех;
- изучение опыта работы с одаренными
детьми дошкольных учреждений, школ, системы дошкольного образования.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2001 -
2005 ГОДЫ
(на основе областной
программы "Одаренные дети"
на 2001 - 2005 годы, утвержденной
распоряжением Губернатора
Нижегородской области от 28.06.2001 N
26-р)
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
-
Мероприятия
Сроки Испол- Стоимость по годам-
исполнения
нители (тыс. руб.)-
(годы)
------------------------------------ -
2001
2002 2003 2004 2005
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
-
I. Развитие
образовательных-
учреждений, работающих
с-
одаренными детьми-
- Поддержка
материально- 2001 - 2005 РОО 10 20 30 40
50-
технической
базы-
образовательных
учреждений,-
работающих с одаренными
детьми-
(СШ № 5, 3, 4,
Сицкая,-
Либежевская,
Саломатовская,-
Катунская, ДДТ др.)-
- Организация летних
смен в 2001 - 2005 РОО 50 60 70 80 90-
загородном лагере
для-
одаренных детей-
- Материальная
поддержка 2001 - 2005 РОО 5 10 12 14 15-
одаренных детей
(стипендии-
отличникам учебы 9 - 11 кл.)-
- Обеспечение
авторскими 2001 - 2005 РОО, 2 3 4 5 6-
учебниками,
программами, ИДЦ-
направленными на
развитие-
интеллектуального
авторского-
потенциала-
- Участие в
областных 2001 - 2005 РОО, 2 2 2 2 2-
научно-практических
ИДЦ-
конференциях по
изучению,-
обмену и распространению
новых-
методик, технологий,
программ,-
учебников-
- Проведение районных
олимпиад 2001 - 2005 РОО, 25 26 27 28 29-
по предметам,
конкурсов, ИДЦ-
фестивалей, участие
в-
областных
мероприятиях-
(проведение,
поездки,-
награждение)-
- Заключение договоров
на 2001 - 2005 РОО, 100 100 100 100 100-
целевую контрактную
подготовку ИДЦ-
для поступления
выпускников-
школ района в НГПУ
им.-
Горького, НГУ им.
Лобачевского-
на
педагогические-
специальности-
- Развитие центра
непрерывного 2001 - 2005 РОО - 60 80 100 120-
образования на базе СШ №
3 150-
Чкаловска для одаренных детей-
- II. Подготовка
и-
переподготовка
кадров,-
работающих с одаренными
детьми-
- Курсы педагогов на
базе 2001 - 2005 РОО, 10 20 30 40 50-
Нижегородского
института ИДЦ-
развития образования-
- Курсы, проводимые в
НИРО на 2001 - 2005 РОО, 10 15 20 20 20-
базе Чкаловского района
для ИДЦ-
педагогов (руководителей
школ,-
учителей истории,
технологии,-
русского языка,
математики,-
начальных классов,
биологии,-
химии, физики и др.)-
- 3. Работа
педагогических 2001 - 2005 РОО, 2 3 4 5
6-
мастерских по внедрению
новых ИДЦ-
педагогических
технологий-
(Сицкая, № 5, 3,
Либежевская,-
Катунская)-
- 4. Проведение
практических 2002 - 2005 РОО, 1 2 2 2 2-
семинаров на базах школ
района ИДЦ-
по изучению,
распространению-
передового
педагогического-
опыта по работе с
одаренными-
детьми-
- 5. Создание
информационного 2002 - 2005 РОО, 2 2 2 2
2-
банка по сбору, обобщению
и ИДЦ-
распространению опыта
работы-
педагогов с одаренными детьми-
- 6. Участие в
очно-заочных 2002 - 2005 РОО, - 3 3 3 3-
формах работы с
сельскими ИДЦ-
школьниками,
организованных-
Департаментом образования
и-
науки-
-
|