РЕШЕНИЕ Арзамасской Городской Думы
от 26.09.2001 № 94
"О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НА 2001 - 2004 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Снят с контроля как выполненный в
связи с изданием решения Арзамасской городской Думы от 10.06.2005 N
94.
Вступил в силу
с 26 сентября 2001 года (пункт 3 данного документа). -
-
АРЗАМАССКАЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2001 г. № 94
О КОМПЛЕКСНОЙ
ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАСТНИКОВ
ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ НА 2001 -
2004 ГГ.
Рассмотрев
предложение администрации города и постоянной комиссии городской Думы
по социальной политике, руководствуясь ст. 19 Устава г. Арзамаса,
городская Дума решила:
1. Принять Комплексную программу
реабилитации участников локальных конфликтов на 2001 - 2004 гг.
согласно приложению.
2. Администрации города:
- предусмотреть в городском бюджете
финансирование Комплексной программы на 2002 - 2004 гг.;
- представлять в городскую Думу
информацию о выполнении настоящей Программы один раз в полугодие.
3. Настоящее решение вступает в силу
с момента его подписания и подлежит опубликованию.
4. Контроль за исполнением настоящего
решения возложить на постоянную комиссию городской Думы по социальной
политике.
Председатель городской
Думы
И.А.ПЛОТИЧКИН
Глава местного
самоуправления -
мэр города
А.Н.МИГУНОВ
Приложение
к решению
Арзамасской городской Думы
от 26.09.2001 № 94
КОМПЛЕКСНАЯ
ПРОГРАММА
РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ЛОКАЛЬНЫХ
КОНФЛИКТОВ
НА 2001 - 2004 ГГ.
Наименование
Программы - "Комплексная реабилитация участников локальных
войн".
Заказчик Программы -
администрация г. Арзамаса, городская Дума.
Основные
разработчики Программы - управление социальной защиты населения,
департамент здравоохранения, комитет по делам молодежи, департамент
образования и науки, ГОВД, военный комиссариат, Центр занятости
населения, общественные организации "Участники чеченского
конфликта" Арзамасского района Нижегородской области,
Арзамасское районное отделение Российского союза ветеранов
Афганистана.
Основная цель
Программы:
- оказание высококвалифицированной
медицинской помощи и социально-психологическая адаптация участников
локальных вооруженных конфликтов.
Задачи Программы:
- разработка и создание комплексной
системы социальной, медицинской и психологической реабилитации
участников локальных вооруженных конфликтов и членов их семей;
- объединение усилий общественных и
государственных организаций в данном направлении деятельности;
- создание межведомственных
механизмов помощи участникам локальных вооруженных конфликтов и их
семьям;
- развитие программ муниципального
социального заказа в данном направлении;
- совершенствование системы
управления по оказанию помощи данной социальной группе населения
города;
- организация и проведение
профессиональной переподготовки участников локальных вооруженных
конфликтов и членов их семей.
Сроки и этапы
реализации Программы:
Программа рассчитана на четыре года
(2001 - 2004 гг.) и включает в себя два этапа.
Первый этап:
- корректировка реестра вышеуказанной
категории лиц;
- определение потребности контингента
в реабилитационных мероприятиях;
- составление индивидуальных программ
реабилитации и социально-психологической адаптации;
- социологические исследования по
изучению проблем участников локальных конфликтов;
- подготовка и обучение специалистов,
участвующих в реализации Программы;
- разработка
информационно-методического материала, приобретение специальных
учебных пособий и литературы;
- подготовка и выпуск информационного
справочника с указанием видов услуг учреждений города и области с их
адресами и телефонами;
- оказание
консультативно-информационных услуг;
- оказание социальных, медицинских и
психологических услуг;
- подготовка
информационно-нормативной базы Центра реабилитации участников
локальных конфликтов;
- развитие программы муниципального
социального заказа по данному направлению.
Второй этап:
- создание специализированного Центра
реабилитации участников локальных конфликтов;
- социальная, психологическая и
медицинская реабилитация участников локальных конфликтов и их семей;
- оказание помощи в трудоустройстве и
улучшении жилищных условий.
Медицинская реабилитация включает в
себя:
1. Для демобилизованных
военнослужащих - первичный прием у терапевта отделения
восстановительного лечения (ОВЛ) для определения объема медицинской
помощи, где выделяются несколько потоков:
- диспансерный учет в поликлиниках по
месту жительства;
- реабилитационные мероприятия по
плану реабилитации в Центре;
- стационарное лечение в ОВЛ;
- лечение в условиях областного
неврологического госпиталя.
2. Заполнение индивидуальной
программы реабилитации (ИПР) участников локальных войн.
3. Направление в специализированные
медицинские учреждения города.
Социально-психологическая
реабилитация:
1. Социально-психологическая
диагностика.
2. Программа психологической
реабилитации участников локальных конфликтов и их семей.
Социальная реабилитация включает в
себя:
1. Материально-бытовое обследование
семей участников локальных конфликтов.
2. Программа социальной реабилитации
участников локальных конфликтов и их семей.
3. Оказание консультаций по
профессиональной ориентации.
4. Юридическое консультирование.
5. Направление в специализированные
социальные учреждения города.
Основные исполнители
Программы:
1. Управление социальной защиты
населения г. Арзамаса.
2. Департамент здравоохранения.
3. Департамент образования и науки.
4. Комитет по делам молодежи
администрации г. Арзамаса.
5. ГОВД.
6. Военный комиссариат г. Арзамаса.
7. Общественные организации города:
"Участники чеченского конфликта", Арзамасское районное
отделение Российского союза ветеранов Афганистана.
В организации и
проведении реабилитационных мероприятий принимают участие следующие
учреждения:
Реабилитационный центр Н.Новгорода:
комплексная медицинская реабилитация в особо тяжелых случаях.
Восстановительный центр г. Арзамаса:
реабилитация в отделении восстановительного лечения - на базе
дневного стационара с привлечением всего необходимого комплексного
обследования и медицинского лечения. Работа дневного стационара
организуется в 2 смены. Наполняемость реабилитационной группы - по 8
человек в каждую смену.
Центр социально-психологической
помощи семье г. Арзамаса:
- очное психологическое
консультирование (индивидуальное и семейное);
- консультирование и реабилитационные
мероприятия психотерапевта;
- проведение тренинговых программ по
адаптации в социуме, по ненасильственному поведению, по эффективному
решению конфликтных ситуаций и т.д. в зависимости от запроса и
пожеланий (в соответствии с личностными особенностями).
Центр занятости населения г.
Арзамаса:
- размещение банка вакансий в ГВК;
- разъяснение положений Закона "О
занятости населения";
- индивидуальные профконсультации;
- обучение и переобучение по
различным специальностям;
- подготовка программы трудовой
реабилитации.
Учреждения профессионального
образования:
организация профессионального
обучения, в т.ч. по направлению из ЦЗН.
Комитет по делам молодежи
администрации г. Арзамаса:
- организация встреч школьников,
студентов с участниками войн в Чечне, Афганистане;
- подготовка информационного
справочника (с адресами и телефонами, видами услуг учреждений города
и области) в помощь участникам локальных конфликтов;
- создание Книги Памяти об
арзамасцах, погибших при исполнении воинского долга в ходе локальных
конфликтов.
Военный комиссариат:
- формирование банка данных об
участниках локальных конфликтов;
- оформление документов для выплаты
страховой суммы получившим заболевания, ранения, контузии в период
военной службы;
- информирование по различным
вопросам жизнеустройства и о возможностях получения помощи в городе и
области;
- направления в учреждения и
общественные организации города.
Общественные организации города
(общественная организация "Участники чеченского конфликта"
Арзамасского района Нижегородской области, общественная организация
"Арзамасское районное отделение Российского союза ветеранов
Афганистана"):
- формирование банка данных по
участникам локальных конфликтов;
- оказание социально-психологических
и социально-правовых услуг участникам локальных конфликтов и их
семьям;
- организация трудоустройства
участников локальных конфликтов;
- подготовка и привлечение волонтеров
к ведению программ помощи участникам локальных конфликтов и их
семьям;
- содействие и помощь в организации
медицинской реабилитации участников локальных войн.
Центр реабилитации участников
локальных конфликтов г. Арзамаса.
Итогом реализации Программы должно
явиться открытие специализированного Центра реабилитации участников
локальных конфликтов и их семей и создание на его базе комплексной
системы реабилитации данной категории населения, что обусловлено
необходимостью оказания длительной и разносторонней поддержки семьям
участников локальных конфликтов, а также важностью оценки
результативности проводимых в рамках Программы мероприятий.
Ожидаемые результаты
реализации Программы:
- создание механизмов
социально-правовой защиты участников локальных конфликтов;
- развитие социальной инфраструктуры,
обеспечивающей предоставление помощи и услуг участникам локальных
конфликтов, в том числе социальных, социально-психологических,
медицинских и информационно-консультационных.
Реализация Программы позволит в
значительной степени улучшить состояние здоровья, социально-средовую
адаптацию участников локальных конфликтов и членов их семей.
Источники
финансирования: местный бюджет, внебюджетные источники.
Обоснование
Программы.
Социальная адаптация участников
локальных конфликтов - одна из острых проблем современности. В связи
с продолжительностью военных действий в Северо-Кавказском регионе, с
нестабильной обстановкой в других горячих точках на территории
бывшего Советского Союза растет численность группы военнослужащих,
которые нуждаются в социальной и медицинской помощи.
По данным на 2001 год, на учете в
горвоенкомате г. Арзамаса состоит 450 участников локальных войн, из
них 112 человек участвовали в антитеррористической операции в Чечне
от ГОВД в составе сводного отряда Нижегородской области. В динамике
последних лет прослеживается увеличение данной группы: 134 в 1997 г.,
157 в 1998 г., 195 в 1999 г., 252 в 2000 г., и сохранение возрастного
состава, т.е. это военнослужащие-призывники, как правило, вступающие
в самостоятельную жизнь (от 20 до 30 лет). Последствия пережитых
военных событий значительно усложняют процесс их социальной и
психологической адаптации. В настоящее время, несмотря на принятый на
федеральном уровне закон, эта социальная группа остается не
защищенной по многим показателям. Это вопросы жизнеустройства,
профессионального обучения, трудовой занятости и т.д. И прежде всего
это серьезнейшие отклонения в психосоматическом здоровье участников
малых войн, которые становятся основным препятствием последовательной
социальной адаптации. Многие из них в результате боевых действий
получили ранения различной степени тяжести, физические увечья и
практически все получили психические травмы. Одной из
распространенных форм психологических нарушений среди пострадавших в
ходе боевых действий являются посттравматические стрессовые
расстройства (ПТСР).
Основной особенностью ПТСР является
тенденция не только не исчезать со временем, но и становиться более
выраженными, а также проявляться внезапно на фоне общего
благополучия. ПТСР приводят к стойким нарушениям психического и
соматического здоровья большинства лиц, подвергшихся воздействию
факторов различных экстремальных ситуаций. В ходе боевых действий в
Чеченской Республике военнослужащие в большей степени подвержены
минно-взрывным травмам, которые характеризуются очень высоким
процентом увечий, связанных с потерей конечностей. Очевидно, что
участники антитеррористических операций, ставшие инвалидами, требуют
особого подхода при проведении реабилитационных мероприятий. Их
проблемы усугубляются необходимостью менять привычный образ жизни,
профессию и т.д.
Для формирования у ветеранов
положительной самооценки требуется целый комплекс мероприятий,
который должен включать медицинскую и психологическую помощь,
переобучение и трудоустройство с учетом полученных травм. Наиболее
эффективный способ достижения этой цели - реализовать себя в
профессиональном плане, именно этот фактор позволяет человеку
сознавать себя полноценным членом общества. Не менее тяжелое
положение складывается и для членов их семей. Необходимость ухода за
инвалидом приводит к снижению социальной активности, сокращает
свободное время и, следовательно, существенно ограничивает
возможности профессиональной деятельности. Таким образом, особое
внимание необходимо уделить работе с членами семей пострадавших,
поскольку известно, что семья оказывает значительное, порой решающее
влияние на успех реабилитационных мероприятий.
По анализу обращений в различные
социальные и общественные учреждения города выявляются такие
личностные и социальные проблемы, как алкоголизм, наркомания,
домашнее насилие. Многие из участников военных действий являются
постоянными клиентами городского телефона доверия. Они обращаются за
помощью по таким вопросам, как последствия тяжелого ранения,
недостаток общения, дезадаптация в социуме, тяжелое психическое
состояние, тяжелые воспоминания пережитого, которые не оставляют их
ни во сне, ни в активном состоянии.
В течение 2000 года в городе была
осуществлена программа "Социально-медицинская реабилитация
участников локальных конфликтов и их семей", результаты которой
подтвердили актуальность, новизну и необычайную сложность данной
проблемы. Острота состояний военнослужащих, комплексный характер
заболеваний, рост преступности среди участников локальных войн ставят
вопрос о продолжении данного направления работы через создание
комплексных программ реабилитации, развитие различных ее направлений.
Ключевым этапом этой работы является
создание специализированного реабилитационного центра, способного с
учетом имеющегося международного и отечественного опыта оказывать
высококвалифицированные услуги по социальной адаптации лиц,
участвовавших в боевых действиях, членам их семей, а также членам
семей погибших воинов. Важной особенностью такого центра является его
комплексность. Он должен включать в себя бизнес-инкубатор
(обеспечивающий в числе прочего последующее самофинансирование
центра), позволяющий оказывать помощь в переобучении и
трудоустройстве этой категории граждан с учетом медицинских
показаний, который одновременно будет обслуживать другие категории
населения, что особенно важно, поскольку совместная деятельность с
физически здоровыми людьми помогает инвалидам преодолеть субъективное
ощущение психологической изоляции. Другим подразделением центра
станет отделение социально-психологической и медицинской помощи по
реабилитации участников локальных конфликтов, инвалидов из их числа,
лиц, страдающих ПТСР, членов их семей.
Объем
дополнительного финансирования: 4425000 руб.
Контроль за ходом
реализации Программы.
Контроль за ходом выполнения
Программы осуществляют администрация города Арзамаса и городская
Дума.
Из представителей учреждений,
участвующих в реализации Программы, создается координационный совет.
Председатель координационного совета
один раз в полгода отчитывается перед администрацией и городской
Думой о выполнении Программы.
Координационный совет является
организационно-координирующим органом, созданным в целях обеспечения
выполнения задач Комплексной программы и осуществления взаимодействия
учреждений и общественных организаций города, участвующих в
реализации Программы.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ
┌───┬────────────────────────┬─────────────┬──────────────────────┬───────────────┬──────────────┐
│ № │
Мероприятия │ Сроки │ Исполнители │
Источник │ Сумма, тыс. │
│п/п│
│ │
│финансирования │ руб. │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│ 1 │ 2
│ 3 │ 4 │
5 │ 6 │
├───┼────────────────────────┴─────────────┴──────────────────────┴───────────────┴──────────────┤
│1. │ Социальная,
психологическая и медицинская реабилитация участников локальных
конфликтов │
├───┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Социальная
реабилитация участников локальных конфликтов │
├───┼────────────────────────┬─────────────┬──────────────────────┬───────────────┬──────────────┤
│1. │Корректировка
│Ежеквартально│Военный комиссариат г.│
Гор. бюджет, │ Текущее │
│ │информационного
паспорта│ │Арзамаса, ОО│
внебюджетное │финансирование│
│ │о
количественном и│ │"Участники
чеченского│финансирование │ │
│ │качественном
составе│ │конфликта", │
│ │
│ │участников
локальных│ │Арзамасское районное│
│ │
│ │конфликтов
│ │отделение Российского│
│ │
│ │ │ │союза
ветеранов│ │ │
│ │ │
│Афганистана, ЦСППС │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│2. │Социологическое
│ 2001 г. │ОО "Союз молодежи" г.│
│ │
│ │исследование
по изучению│ │Арзамаса │
│ │
│ │проблем
участников│ │ │
│ │
│ │локальных
конфликтов │ │ │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│3. │Оказание
│ Постоянно │Служба занятости, ОО│
Гор. бюджет, │ Текущее │
│ │социально-правовых
и│ │"Участники чеченского│
внебюджетное │финансирование│
│ │социально-экономических
│ │конфликта", │финансирование
│ │
│ │услуг
│ │Арзамасское районное│
│ │
│ │ │
│отделение Российского│
│ │
│ │ │ │союза
ветеранов│ │ │
│ │ │
│Афганистана", ЦСППС
│ │ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│4. │Выплата
ежегодного│ I кв. за │МЦСПН │
Городской │ 50,0 в год │
│ │пособия
лицам,│полугодие, IV│ │
бюджет │ │
│ │получившим
ранение,│ кв. за 2-е │ │
│ │
│ │увечье при
исполнении│ полугодие │ │
│ │
│ │в/службы в
Чечне, в│ │ │
│ │
│ │сумме 2000
руб. │ │ │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│5. │Оформление
документов│ Постоянно │Военный комиссариат г.│
Городской │ Текущее │
│ │для выплаты
страховой│ │Арзамаса │
бюджет │финансирование│
│ │суммы
участникам,│ │ │
│ │
│ │получившим
заболевание,│ │ │
│ │
│ │ранение,
контузии в│ │ │
│ │
│ │период военной
службы │ │ │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│6. │Выдача
удостоверений│ Постоянно │Администрация города,│
Городской │ 5,0 │
│ │участникам
локальных│ │ОО "Участники│
бюджет │ │
│ │конфликтов
│ │чеченского конфликта" │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│7. │Организация
│ Постоянно │Администрация города,│Фонд
занятости │ │
│ │профконсультаций
и│ │Центр занятости│
│ │
│ │профессионального
│ │населения │
│ │
│ │обучения
│ │ │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│8. │Формирование
банка│ Сентябрь │Центр занятости│
Гор. бюджет, │ │
│ │вакансий
для│ 2001 г. │населения, ОО│
внебюджетное │ │
│ │трудоустройства
│ постоянно │"Арзамасское
районное│финансирование │ │
│ │безработных
бывших│ │отделение Российского│
│ │
│ │военнослужащих
│ │союза ветеранов│
│ │
│ │ │
│Афганистана"
│ │ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│9. │Проведение
цикла│ Ежегодно │Администрация города,│
Гор. бюджет, │ Текущее │
│ │семинаров по
обсуждению│ │Ассоциация директоров│
внебюджетное │финансирование│
│ │проблемы
трудовой│ │промышленных
│финансирование │ │
│ │занятости
участников│ │предприятий, Центр│
│ │
│ │локальных
конфликтов и│ │занятости населения,│
│ │
│ │комплексной
программы│ │ОО "Участники│
│ │
│ │трудовой
реабилитации с│ │чеченского конфликта",│
│ │
│ │привлечением
│ │ОО "Арзамасское│
│ │
│ │государственных
и│ │районное отделение│
│ │
│ │общественных
структур│ │Российского союза│
│ │
│ │города и
предоставление│ │ветеранов Афганистана"│
│ │
│ │результатов
в│ │ │
│ │
│ │администрацию
города и│ │ │
│ │
│ │городскую Думу
│ │ │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│10.│Подготовка
предложений в│II полугодие │Координационный совет │
Внебюджетное │ │
│ │городскую Думу
о системе│ 2001 г. │
│финансирование │ │
│ │льгот на
местном уровне│ │ │
│ │
│ │для
работодателей,│ │ │
│ │
│ │обеспечивающих
│ │ │
│ │
│ │трудоустройство
лиц,│ │ │
│ │
│ │участников
локальных│ │ │
│ │
│ │конфликтов
│ │ │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│11.│Отработка
механизма│ 2002 г. │Центр занятости│Фонд
занятости │ │
│ │квотирования
рабочих│ │населения │
│ │
│ │мест на
предприятиях и│ │ │
│ │
│ │организациях
города для│ │ │
│ │
│ │участников
локальных│ │ │
│ │
│ │конфликтов
│ │ │
│ │
├───┼────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────┼───────────────┼──────────────┤
│12.│Создание
разветвленной│ 2003 г. │ОО "Участники│
│ │
│ │структуры
общественных│ │чеченского конфликта" │
│ │
│ │организаций
участников│ │ │
│ │
│ │локальных
конфликтов на│ │ │
│ │
│ │базе КС
|