Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Выксунского района от 02.03.2001 № 276


"О СОЗДАНИИ ПРИ
ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОРГАНАХ, ПОСЕЛКОВЫХ И СЕЛЬСКИХ
АДМИНИСТРАЦИЯХ ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, НЕ ЗАНЯТОГО В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И
ОБСЛУЖИВАНИЯ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 2 марта 2001 г. № 276




О СОЗДАНИИ ПРИ
ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ОРГАНАХ,


ПОСЕЛКОВЫХ И СЕЛЬСКИХ
АДМИНИСТРАЦИЯХ ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА


УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ,


НЕ ЗАНЯТОГО В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И
ОБСЛУЖИВАНИЯ




В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000
года № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения
населения в области гражданской обороны", постановлением
Администрации Нижегородской области "Об утверждении Положения об
организации обучения населения в области гражданской обороны" от
29.12.2000 № 335, приказом начальника гражданской обороны
Нижегородской области от 20.12.2000 № 37 "Об итогах обучения
населения Нижегородской области в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций в 2000 году и задачах на 2001 учебный
год":


1. Утвердить прилагаемое Положение об
учебно-консультационном пункте.


2. Учебно-консультационные пункты
создать при всех МУП ЖЭУ города и района, поселковых и сельских
администрациях района.


3. В целях организации и
осуществления обучения населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания, в области гражданской обороны администрации МУП ЖЭУ,
поселковые и сельские администрации издают приказы (распоряжения), в
которых устанавливают:


- место размещения;


- жители каких домов, кварталов,
улиц, поселков приписываются для консультаций, занятий и тренировок к
данном пункту;


- порядок работы
учебно-консультационного пункта;


- порядок финансирования;


- время проведения занятий,
консультаций и тренировок;


- кто проводит консультации, в
отдельных случаях назначаются старшие по домам, подъездам, улицам и
поселкам;


- материально-техническое
обеспечение;


- ответственных за их работу,
обеспечение учебными пособиями, имуществом ГО, техническими
средствами обучения и другие организационные вопросы.


4. Создание учебно-консультационных
пунктов при жилищно-эксплуатационных участках, поселковых и сельских
администрациях закончить к 01.06.2001.


5. Начальнику управления ГОЧС города
провести сборы с руководителями жилищно-эксплуатационных органов,
поселковых и сельских администраций по организации обучения
неработающего населения в учебно-консультационных пунктах.


6. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на первого заместителя начальника гражданской
обороны - начальника управления по делам ГО и ЧС города.




Глава администрации
района


А.С.СОКОЛОВ












Утверждено


постановлением


администрации Выксунского района


от 02.03.2001 № 276




ПОЛОЖЕНИЕ


ОБ УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ.


ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ




ВВЕДЕНИЕ




Учебно-консультационные
пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (УКП ГО и ЧС)
предназначены для обучения населения, не занятого в производстве и
сфере обслуживания (далее - население).






-->
примечание.


Видимо, имеется в виду письмо МЧС РФ
от 27.10.1997 № 40-2898-8 "Организационные указания по
подготовке населения Российской Федерации в области защиты от
чрезвычайных ситуаций на 1998 - 2000 годы", которое содержится в
информационном банке СПС --> Эксперт-приложение.






Создаются УКП в
соответствии с требованиями Федерального закона "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановления Правительства Российской
Федерации "О порядке подготовки населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций" и "Организационных указаний по
подготовке населения...", подписанных Министром ГО по делам ГОЧС
и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основная их цель - в
максимальной степени привлечь к учебе неработающее население,
добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых
чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.


Перед УКП ставятся следующие задачи:


- обучить граждан способам защиты от
современных средств поражения;


- выработать у них уверенность в
надежности средств и способов защиты от ЧС любого характера;


- дать практику и привить навыки для
действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;


- повысить морально-психологическое
состояние людей, помочь правильно оценить складывающуюся обстановку
для принятия разумных и адекватных действий;


- научить население правилам защиты
детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;


- активно пропагандировать
(разъяснять) роль, значение и задачи ГО и РСЧС в современных
условиях.




ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ




Учебно-консультационные
пункты ГО и ЧС создаются при жилищно-эксплуатационных органах в
городах и районах Российской Федерации, в сельской местности - при
администрациях сел и поселков. Они могут размещаться в технических
кабинетах, комнатах здоровья, в других помещениях.






-->
примечание.


Видимо, имеется в виду письмо МЧС РФ
от 27.10.1997 № 40-2898-8 "Организационные указания по
подготовке населения Российской Федерации в области защиты от
чрезвычайных ситуаций на 1998 - 2000 годы", которое содержится в
информационном банке СПС --> Эксперт-приложение.






Кроме того, в
организационных указаниях МЧС России сказано: "Органам
исполнительной власти и местного самоуправления принять меры по
восстановлению имеющихся и созданию новых учебно-консультационных
пунктов при жилищных органах".


Начальник ГО
жилищно-эксплуатационного органа обязан издать приказ (распоряжение),
в котором устанавливает:


- место размещения;


- жители каких домов, улиц, кварталов
приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному
пункту;


- порядок работы
учебно-консультационного пункта;


- ответственных за обеспечение
учебными пособиями, имуществом ГО и техническими средствами обучения;


- время проведения занятий,
консультаций и тренировок;


- кто проводит консультации (работает
с населением). В отдельных случаях назначаются старшие по домам и
подъездам.


Непосредственно руководство
учебно-консультационным пунктом ГО и ЧС осуществляет начальник
жилищно-эксплуатационного органа. В своей работе он руководствуется:


- приказами и распоряжениями
территориальных начальников ГО и местных органов самоуправления;


- указаниями органов управления по
делам ГО и ЧС;


- Положением об
учебно-консультационном пункте ГО и ЧС, а также другими руководящими
документами, регламентирующими их работу.


Общее руководство по подготовке
населения в УКП осуществляют начальники ГО местных органов
самоуправления совместно с органами управления по делам ГО и ЧС всех
уровней. Они оказывают помощь руководителям жилищно-эксплуатационных
органов в улучшении и повышении эффективности работы пунктов,
совместно с ними организуют тренировки с населением, на которых
отрабатывают вопросы действий по сигналу "Внимание всем!",
а также порядок поведения при чрезвычайных ситуациях, характерных для
мест их проживания.


Работа пунктов строится обычно по
двум направлениям. Первое - создаются небольшие (до 10-12 чел.)
учебные группы. Второе - чисто консультационная деятельность, когда
люди приходят в жилищный орган для решения каких-либо житейских
вопросов. Их приглашают на беседу, отвечают на интересующие вопросы,
предлагают посмотреть видеофильм, ознакомиться со средствами защиты
органов дыхания.


Конечно, создание учебных групп
предпочтительнее. Занятия в них всегда более интересны, дают более
высокий результат, чем разрозненные стихийные консультации.


В каждой группе может быть старший,
который отвечает за оповещение и сбор людей, он же ведет журнал
(лист) учета. Если есть возможность, следует стремиться к созданию
групп из числа жителей дома, подъезда, нескольких домов.


Контроль за работой пунктов
осуществляют должностные лица, назначенные администрацией местных
органов самоуправления. Для этого привлекаются работники органов
управления ГО и ЧС города (района), объектов народного хозяйства,
преподаватели и мастера производственного обучения курсов ГО. Они же
должны оказать организационную и методическую помощь руководителям
учебных групп, осуществлять постоянный контроль за подготовкой и
проведением занятий.


В качестве преподавателей
(инструкторов, консультантов) выступают работники
жилищно-эксплуатационных органов, а также активисты ГО из числа
офицеров запаса, ветеранов войны и труда, предварительно прошедшие
подготовку на курсах ГО. Занятия по медицинским темам, а также по
проблемам психологической подготовки проводят работники органов
здравоохранения. Для проведения практических занятий и отработки
наиболее сложных тем целесообразно привлекать преподавателей курсов
ГО городов, штатных работников органов управления по делам ГО и ЧС
местного уровня. В сельской местности организация и проведение
занятий в учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС возлагается на
сельскую администрацию.


Основным планирующим документом
является расписание занятий (консультаций), составленное из расчета
12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их
изучение определяются с учетом местных условий и степени
подготовленности обучаемых. Расписание занятий утверждает начальник
ГО жилищно-эксплуатационного органа (глава сельской администрации).
Продолжительность одного занятия согласуется со слушателями учебной
группы и, как правило, составляет 45 минут. Работа
учебно-консультационного пункта регламентируется годовым учебным
планом, расписанием занятий и распорядком дня.


Для поднятия престижа УКП,
определения лучших из них в городе, районе органы управления по делам
ГО и ЧС организуют и проводят смотры-конкурсы на образцовый
учебно-консультационный пункт (размещение, учебно-материальная база,
организованность в работе, подготовка преподавателей, качество
занятий).


Хорошие результаты дают соревнования
между пунктами (каждый из них выделяет группу из 5 - 7 человек).
Проверяющий (комиссия, жюри) задает вопросы или предлагает выполнить
какие-то практические действия (надеть противогаз, респиратор,
наложить повязку и т.д.). По завершении определяется победитель.


По результатам всех этих мероприятий
руководитель органа местного самоуправления обязан издать приказ, где
должны быть подведены итоги работы учебно-консультационных пунктов за
год, обобщен передовой опыт, определены лучшие работники.




ОБОРУДОВАНИЕ И
ОСНАЩЕНИЕ




Учебно-консультационные
пункты следует оборудовать в строгом соответствии с современными
требованиями и взглядами на теорию и практику ведения гражданской
обороны. Главные требования к ним - наглядность и простота стендов,
доступность в понимании демонстрируемых материалов.


Каждому пришедшему на пункт и
познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные
возможности защиты от ЧС как в военное, так и в мирное время. С этой
целью следует полнее представить все многообразие средств
индивидуальной защиты, медицинского имущества, средств
обеззараживания, защитных сооружений (макеты, схемы, рисунки,
плакаты).


Учебно-консультационный пункт - это
не место для теоретических рассуждений, монотонных лекций и длинных
рассказов. Главным здесь должны быть практические занятия и
тренировки, беседы и дискуссии, викторины и многое другое, что
привлечет внимание, заинтересует людей. При проведении занятий крайне
важно опираться на реальные события, произошедшие в родном регионе,
сообщения средств массовой информации.


Желательно, чтобы УКП оборудовались в
специально отведенном для этого помещении при
жилищно-эксплуатационных органах городов, районов, а также при
администрациях сел или поселков. Комната должна вмещать 10 - 20
человек и иметь 5 - 10 столов со стульями. У входа целесообразно
иметь вывеску размером 70x50 см. На видном месте расположить
распорядок дня и расписание занятий.


Учебно-материальная база УКП включает
помещение, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными и
учебными пособиями. Она способствует повышению качества подготовки
людей, позволяет выработать у них высокие моральные и психологические
качества.


Для проведения занятий и
самостоятельной работы населения в классе (кабинете) рекомендуется
иметь следующие технические средства: телевизор, видеомагнитофон,
фильмоскоп, приемник радиовещания, телефон.


Помещение учебно-консультационного
пункта следует оборудовать стендами:


1. "Сигналы ГО и действия по
ним".


2. "Виды ЧС и способы защиты".


3. "Порядок и правила проведения
эвакуации".


4. "Индивидуальные и
коллективные средства защиты".


5. "Простейшие средства защиты
органов дыхания и кожи".


6. "Оказание само- и
взаимопомощи".


Это основные стенды. Их может быть
больше или меньше. Все зависит от возможностей и конкретных задач,
которые поставлены перед УКП.


Для проведения практических занятий
учебно-консультационный пункт желательно оснастить следующим учебным
имуществом:


- противогазы для взрослых (разные) -
10 шт.;


- противогазы для детей (разные) - 5
- 10 шт.;


- камера защитная детская КЗД-6 - 1
шт.;


- респираторы (разные) - 10 шт.;


- дозиметры бытовые (разные) - 1 - 3
шт.;


- огнетушители (разные) - 1 - 3 шт.;


- ватно-марлевые повязки (ВМП) - 5 -
10 шт.;


- противопыльные тканевые маски
(ПТМ-1) - 3 - 5 шт.;


- индивидуальный противохимический
пакет (ИПП), перевязочный пакет индивидуальный (ППИ), аптечка
индивидуальная АИ-2 - по 1 шт.;


- бинты, вата и другие материалы для
изготовления простейших средств индивидуальной защиты;


- учебно-методическая литература и
плакаты по ГО и ЧС из библиотечки журнала "Военные знания";


- памятки "Это должен знать и
уметь каждый", "Знай и умей";


- подшивки журналов "Гражданская
защита", "Военные знания";


- кино- и видеофильмы по ГО и ЧС;


- выписки из плана ГО и плана
действий по предупреждению и ликвидации ЧС (в части, касающейся
граждан, проживающих на территории конкретного жилищного органа);


- списки жильцов с указанием номеров
квартир, телефонов и старших учебных групп.


В некоторых наших дворах еще
сохранились летние площадки, сцены, навесы, беседки, места, где
жильцы собираются, отдыхают, ведут свои незатейливые разговоры,
играют в шашки, шахматы и домино.


Эти места тоже можно использовать для
занятий и консультаций. Не надо загонять людей в помещения. Может
быть, преподавателю (консультанту) лучше прийти к ним. Эффект от
этого будет значительно больше. Вокруг педагога наверняка соберутся
люди. Посыпятся вопросы, разгорится беседа (спор), а это сразу оживит
всех. А если организовать здесь, скажем, викторину, да еще наградить
победителей призами - успех обеспечен.


Для жильцов, желающих заниматься
самостоятельно, на пункте следует иметь нормативные правовые и
руководящие документы, памятки и наставления, учебно-методические
пособия, комплекты плакатов и инструкции. Список указанных документов
и литературы для УКП ГО и ЧС разрабатывает начальник органа
управления по делам ГО и ЧС местного уровня.




МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ




Занятия на УКП
проводятся в соответствии с Программой подготовки рабочих, служащих,
работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года.


С учетом местных условий и
подготовленности обучаемых каждый раз тематику занятий и количество
часов устанавливает начальник ГО местного уровня. Обучение проводится
как на плановых занятиях (в объеме 12 часов), так и путем
самостоятельного изучения материала с последующим закреплением
полученных знаний и навыков при выполнении нормативов или в ходе
практических занятий и тренировок.


По окончании курса обучения
население, не занятое в производстве и сфере обслуживания, должно:


а) знать:


- основные средства и способы защиты
от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения,
последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;


- порядок действий по сигналу
"Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов
управления ГО и ЧС на местах;


- правила поведения и основы
организации эвакуации в ЧС мирного и военного времени;


б) уметь:


- пользоваться индивидуальными и
коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства
защиты органов дыхания и кожи;


- правильно действовать по сигналу
"Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов
управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;


- оказывать само- и взаимопомощь при
травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;


- защищать детей и обеспечивать их
безопасность при выполнении мероприятий ГО.


Подготовку этой категории населения
надо проводить с учетом возраста, состояния здоровья и других
факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от
обычных занятий. Здесь преобладают такие формы:


- практические занятия, беседы, уроки
в форме вопросов и ответов;


- просмотр учебных видеозаписей и
фильмов;


- привлечение на учения и тренировки
по месту жительства;


- самостоятельное изучение
учебно-методических пособий и памяток;


- прослушивание радиопередач,
просмотр телепрограмм по защите населения от чрезвычайных ситуаций.


Значительную часть учебного времени
следует отводить практическим занятиям как в помещении, так и на
улице. Тренировки организовывать с участием работников органов
управления по делам ГО и ЧС или членов КЧС местного уровня.


Для повышения эффективности обучения
целесообразно, чтобы занятия носили спортивно-состязательный
характер, между отдельными гражданами и учебными группами, между
домами и подъездами царила бы здоровая конкуренция.


Занятия можно проводить не только на
собственной базе (при жилищно-эксплуатационном органе), но и на базе
других учреждений, а также частей и соединений ГО. При этом
предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами
индивидуальной защиты, бытовыми дозиметрами, индивидуальными и
противохимическими пакетами, аптечкой АИ-2, пакетом перевязочным
индивидуальным. Желательно, чтобы обучаемые посетили убежище или ПРУ.


Хорошо воспринимаются обучаемыми
дискуссии, проводимые наподобие игры со зрителями "Поле чудес".
Руководитель задает вопрос. Каждый слушатель излагает свой ответ.
После небольшой полемики преподаватель подводит всех к правильному
ответу.


Особое место отводится кино- и
видеофильмам. Они обладают широкими возможностями
морально-психологического воздействия на людей, являются одним из
эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют
лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий,
помогают осознанно действовать в сложных условиях. Их тематика
достаточно разнообразна. Поэтому организация занятия с применением
видеозаписей требует от преподавателя правильного их подбора.
Руководитель обязан сочетать видеоряд на экране с текстовым
материалом. Методика работы может предусматривать три варианта.
Первый - преподаватель излагает основную часть учебного материала
перед демонстрацией видеозаписи. Второй - сначала идет демонстрация
фильма и только потом объяснение происходившего на экране. Третий -
это чередование показа отдельных частей и фрагментов с объяснением и
ответами на возникающие вопросы.


Самостоятельная работа с данной
категорией людей носит больше единичный характер. С одной стороны,
это во многом зависит от подготовленности обучаемых, а с другой - от
необходимого количества учебно-методических и наглядных пособий,
которые следовало бы выдать им для занятий. Да и многие ли из
пенсионеров, пожилых людей захотят читать эту литературу? Им проще и
интереснее включить телевизор, посмотреть и послушать. К этому они
просто привыкли.


В процессе обучения основное внимание
следует обратить на выработку у людей правильного представления о тех
чрезвычайных ситуациях, которые характерны для мест их проживания,
показать реальные масштабы последствий, а главное - рассказать, что
надо делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы каждый
приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств
защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою
личную подготовку, подготовку семьи к защите от чрезвычайных
ситуаций. Сделать так, чтобы каждый был способен оказать первую
медицинскую помощь себе и другому пострадавшему. И эти его действия
происходили бы без суматохи и страха, а уверенно и сноровисто.


Для поддержания
учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС на уровне современных
требований необходимо постоянное их обновление и совершенствование.
УКП должны активно действовать, привлекать людей, а не отталкивать
своим запустением и убожеством. Руководители жилищно-эксплуатационных
органов обязаны проявлять постоянную заботу о содержании пунктов в
готовности для качественного проведения занятий и тренировок с
домохозяйками, пенсионерами и молодыми мамами, составляющими почти
40% населения России. Нельзя оставлять их без внимания. Они требуют
особого уважительно-трепетного отношения к себе.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru