АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2001 г. № 526
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ
В целях
предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и
нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их
вредного воздействия и выполнения основных требований постановлений
Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613, Администрации
Нижегородской области № 11 от 19.01.2001:
1. Утвердить прилагаемые основные
требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории г.
Дзержинска.
2. Управлению дорожного
строительства, транспорта, связи и благоустройства (Х.Х. Сабитов),
Дзержинскому филиалу Нижегородского отделения Российской транспортной
инспекции (А.Б. Лищенер), химинспекции Госгортехнадзора г. Дзержинска
(В.И. Суровягин), управлению промышленности, экономики и
прогнозирования (Н.Ю. Трубникова), комитету по экологическому
контролю г. Дзержинска (В.М. Прозоров) в срок до 01.05.2001
подготовить и представить в управление по делам ГО и ЧС города
предложения для включения в план предупреждения и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории г.
Дзержинска.
3. В целях обеспечения готовности к
действиям при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов всем
предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим их в своем обороте,
независимо от форм собственности рекомендовать заключить договоры на
обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными
формированиями, действующими на территории города, или создать
собственные аварийно-спасательные силы и средства (в соответствии со
ст. 10 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов").
4. Предложить всем предприятиям,
учреждениям и организациям независимо от форм собственности,
осуществляющим транспортировку, переработку и хранение нефти и
нефтепродуктов, иметь резерв финансовых средств и
материально-техническое оборудование для локализации и ликвидации
последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов не менее чем на
25% от наиболее возможного объема, находящегося в обороте.
5. Рекомендовать химинспекции
Госгортехнадзора г. Дзержинска совместно с управлением по делам ГО и
ЧС города составить перечень объектов, осуществляющих
транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов,
определить для каждого возможный уровень разлива нефти и
нефтепродуктов и разработать рекомендации по составу технического
оснащения объектов, на которых могут возникнуть ЧС.
6. Контроль за выполнением настоящего
постановления возложить на управление по делам ГО и ЧС города (П.А.
Цацкис).
Мэр города
С.И.ТРОФИМОВ
Утверждены
постановлением
администрации г. Дзержинска
от 01.03.2001 № 526
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И
ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ Г.
ДЗЕРЖИНСКА
1. Настоящие
основные требования определяют принципы формирования планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
(далее - планы), которые относятся к чрезвычайным ситуациям
локального, местного и территориального значения, а также организации
взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации.
2. Планы разрабатываются
предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими
транспортировку, переработку и хранение нефти и нефтепродуктов,
согласовываются с управлением дорожного строительства, транспорта,
связи и благоустройства города; химинспекцией Госгортехнадзора г.
Дзержинска; комитетом по охране природы г. Дзержинска; управлением
промышленности, экономики и прогнозирования города и утверждаются
управлением по делам ГО и ЧС города.
3. В зависимости от объема
разлившейся нефти и загрязненной территории выделить чрезвычайные
ситуации:
- локальная - до 100 тонн разлившейся
нефти и нефтепродуктов, если площадь разлива не выходит за территорию
объекта;
- местная - до 500 тонн разлившейся
нефти и нефтепродуктов, если площадь разлива не выходит за
административную территорию населенного пункта или города (района);
- территориальная - до 1000 тонн
разлившейся нефти и нефтепродуктов, если площадь разлива не выходит
за административную территорию области.
4. Планы предупреждения и ликвидации
аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются в
соответствии с действующими нормативными актами с учетом максимально
возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который
определяется для следующих объектов:
- нефтеналивные суда - объем 2
танков;
- нефтеналивные баржи - 50% от общей
грузоподъемности;
- стационарные и плавучие добывающие
установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
- автоцистерны - 100% объема;
- железнодорожные составы - 50%
общего объема цистерн, загруженных нефтью и нефтепродуктами, в
железнодорожном составе;
- трубопроводы при порыве - 25%
максимального объема прокачки в течение 6 часов плюс объем нефти или
нефтепродуктов между запорными задвижками на поврежденном участке
трубопровода;
- трубопроводы при проколе - 2%
максимального объема прокачки нефти или нефтепродуктов в течение 14
суток;
- базы хранения ГСМ - 2 емкости
максимального объема;
- стационарные наземные и подземные
емкости - 80% от объема.
5. Планом должны предусматриваться:
- прогнозирование возможных разливов
нефти и нефтепродуктов (по объемам и площади);
- количество сил и средств,
достаточное для локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются силы и
средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам
ликвидации и необходимость привлечения профессиональных
аварийно-спасательных формирований;
- организация, взаимодействие и
порядок привлечения необходимых сил и средств;
- состав, дислокация сил и средств;
- организация управления, связи и
оповещения;
- порядок обеспечения постоянной
готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут
ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
- система взаимного обмена
информацией между организациями - участниками ликвидации разлива
нефти и нефтепродуктов;
- первоочередные действия органов
управления и привлекаемых сил и средств при получении сигнала о
чрезвычайной ситуации;
- географические, навигационные,
навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие
особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые
учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
- обеспечение безопасности населения
и персонала объекта и оказание медицинской помощи пострадавшим;
- график проведения операций по
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- организация
материально-технического, инженерного и финансового обеспечения
операций по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (включая
финансовое обеспечение ответственности за причинение вреда,
осуществляемое в виде страхования ответственности).
6. При расчете необходимого
количества сил и средств должны учитываться:
- максимально возможный объем
разлившихся нефти и нефтепродуктов (в соответствии с п. 4);
- возможная площадь разлива, наличие
и возможность загрязнения объектов жизнеобеспечения, питьевых
водоемов;
- год ввода в действие и год
последнего капитального ремонта объекта;
- максимальный объем нефти и
нефтепродуктов, который может находиться на объекте;
- физико-химические свойства нефти и
нефтепродуктов;
- влияние места расположения объекта
и скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом
возможности их попадания в речные акватории и во внутренние водоемы;
- гидрометеорологические,
гидрогеологические и другие условия на месте расположения объекта;
- возможности имеющихся на объекте
сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных
формирований, дислоцированных в области (при условии их письменного
согласия на участие в ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов);
- наличие и место расположения
полигонов по хранению и переработке нефтезагрязненных грунтов, шламов
и т.д.;
- транспортная инфраструктура в
районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов в различные времена
года;
- время доставки сил и средств к
месту чрезвычайной ситуации и их развертывания в различные время
года, суток и погоду;
- время локализации разлива нефти и
нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов на акваториях и 6
часов при разливе нефти и нефтепродуктов на почве.
7. Отчет о проведении операции по
ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов должен содержать:
- причину и обстоятельства разлива
нефти и нефтепродуктов;
- описание и оценку действий
виновника загрязнения;
- оценку воздействия нефти и
нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье населения;
- затраты по ликвидации разлива нефти
и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию
нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
- уровень остаточного загрязнения.
8. В целях отработки планов по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
управлением по делам ГО и ЧС города совместно с учреждениями,
ведомствами и организациями, указанными в п. 2, проводятся
комплексные учения или командно-штабные тренировки не реже одного
раза в два года. Порядок и периодичность проверки готовности сил и
средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
объектового, местного и территориального значения, определяются
комиссией по чрезвычайным ситуациям города.