Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО
ОБЛАСТНОГО СУДА от 10.07.2007 по делу № 33-3551


В удовлетворении требований о
понуждении к предоставлению жилья во внеочередном порядке и о
взыскании компенсации морального вреда отказано, так как инвалиды,
вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1
января 2005 года, обеспечиваются жильем путем предоставления
безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилых помещений, а
не путем предоставления собственно благоустроенных жилых помещений.


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.









НИЖЕГОРОДСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД




ОПРЕДЕЛЕНИЕ


от 10 июля 2007 г. № 33-3551




Судья Миронова Н.В.




10 июля 2007 г.
судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
в составе: председательствующего судьи Погорелко О.В.,


Судей Башаркиной Н.Н., Цыпкиной Е.Н.


заслушала в открытом судебном
заседании по докладу Погорелко О.В.


дело по кассационной жалобе истца


с участием С., представителей
Администрации г. Н.Новгорода, Министерства жилищной политики и
жилищного фонда Нижегородской области


на решение Нижегородского районного
суда от 7 июня 2007 г.


по делу по иску С. к Администрации г.
Н.Новгорода, Министерству жилищной политики и жилищного фонда
Нижегородской области о понуждении к предоставлению жилья во
внеочередном порядке, взыскании компенсации морального вреда,




установила:




в суд с исковым
заявлением обратилась истица С. в котором просит обязать ответчиков
предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое
помещение на территории г. Н.Новгорода, на семью, состоящую из двух
человек: на нее и ее дочь С.Н.А., общей площадью не менее 50 кв. м
(л.д. 75, 2 - 3), а также взыскать с ответчиком компенсацию
морального вреда в размере - 50000 рублей.


Свои исковые требования истица
мотивирует тем, что она является инвалидом 2 группы по
психиатрическому заболеванию, стоит на учете граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, по списку инвалидов, с 18.04.1997.
Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года, утвержден
перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное
проживание граждан в одной квартире. Заболевание, которым страдает
она, относится к указанному перечню, поэтому в силу указанного выше
постановления Правительства РФ, а также ст. 57 ч. 2 ЖК РФ, она имеет
право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. В связи
с непредоставлением жилого помещения во внеочередном порядке ей
причинен моральный вред.


Решением Нижегородского районного
суда г. Н.Новгорода от 07.06.2007 в удовлетворении исковых требований
С. отказано.


В кассационной жалобе истица просит
отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального
права.


Проверив материалы дела, обсудив
доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся по делу лиц, судебная
коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно
вынесено в соответствии с законом и установленными по делу
обстоятельствами.


Отказывая истице в удовлетворении
исковых требований, суд пришел к правильному выводу, основанному на
требованиях ранее действующего жилищного законодательства, в
частности, ст. 37 ЖК РСФСР, а также действующего жилищного
законодательства - п. 3 ст. 49, ст. 57 ЖК РФ, ФЗ РФ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона
Нижегородской области "О формах и порядке предоставления мер
социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан в Нижегородской области" № 68-З от 07.07.2006, с учетом
полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, надлежащей
оценки имеющихся в деле доказательств.


Из материалов дела что С. проживает в
коммунальной квартире (л.д. 4).


Истице принадлежит на праве
совместной собственности 34/100 доли в праве собственности на
указанную квартиру (л.д. 44).


С 18.04.1997 истица стоит на учете
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации
Приокского района г. Н.Новгорода, по списку инвалидов с 18.04.1997,
номер ее очереди по указанному списку № 23 (л.д. 51, 54 - 68).


Из исковых требований истицы следует,
что она просит признать за ней права на получение жилого помещения
вне очереди.


Суд первой инстанции пришел к
правильному выводу, что на правоотношения сторон по данному
гражданскому делу распространяется ФЗ "О социальной защите
инвалидов в РФ" (в редакции Федерального закона от 29 декабря
2004 года № 199-ФЗ), Закон Нижегородской области "О формах и
порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан в Нижегородской области", ЖК РФ.


В соответствии со ст. 17 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды и семьи, имеющие
детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий,
принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке,
предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов
РФ.


Обеспечение за счет средств
федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих
детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших
на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с
положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.


В пункте 1 ст. 28.2 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" указано, что Российская
Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ
полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по
оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем
инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.


Пунктом 6 указанной выше статьи ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" установлено, что форма
предоставления указанных мер социальной поддержки, в том числе по
обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.


Из смысла данных норм права, что
федеральный законодатель передал полномочия по обеспечению жильем
инвалидов, которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных
условий до 1 января 2005 года, органам государственной власти
субъектов РФ, последние определяют порядок обеспечения инвалидов,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1
января 2005 года, путем принятия соответствующих законов субъектов
РФ.


В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ
жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по
договорам социального найма предоставляются иным определенным
федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан,
признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным
законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых
помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном
настоящим Кодексе порядке, если иной порядок не предусмотрен
указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.


Из смысла данной нормы права следует,
что по общему правилу жилые помещения предоставляются инвалидам в
порядке, установленном ЖК РФ. Однако, федеральный закон или закон
субъекта РФ, может установить иной порядок предоставления жилых
помещений, в том числе, и для инвалидов.


В соответствии со ст. 72 п. 1 п. "к"
Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся, в
том числе и жилищное законодательство.


Следовательно, передача указанных
полномочий органам государственной власти субъектов РФ не
противоречит Конституции РФ.


Органами государственной власти
Нижегородской области, в соответствии с предоставленными им
полномочиями в ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ",
принят Закон Нижегородской области № 68-З от 7 июля 2006 года, в
котором определен порядок обеспечения инвалидов, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и вставших на учет нуждающихся до 1
января 2005 года.


В соответствии со ст. 2 Закона
Нижегородской области от 7 июля 2006 года "О формах и порядке
предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан в Нижегородской области", который
принят постановлением Законодательного собрания от 29 июня 2006 года,
мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется
отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов в форме однократного предоставления безвозмездных
жилищных субсидий на приобретение жилого помещения (в том числе
жилого дома).


Из совокупности приведенных выше норм
права следует, что инвалиды, вставшие на учет нуждающихся в улучшение
жилищных условий до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем не
путем предоставления благоустроенных жилых помещений, а путем
предоставления безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилых
помещений.


Таким образом, порядок обеспечения
инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на
учет до 1 января 2005 года, определяется п. 3 ст. 49 ЖК РФ,
Федеральным законом - "О социальной защите инвалидов в РФ"
и Законом субъекта федерации № 68-З от 7 июля 2006 года.


Ссылка истицы на статью 57, 51 ЖК РФ
не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.


Пункт 2 подпункт 3 ст. 57 ЖК РФ
предусматривает то, что вне очереди жилые помещения по договорам
социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми
формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом
4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.


Как указывалось выше законодатель для
инвалидов, поставленных на учет до 1 января 2005 года, предусмотрел
иной порядок, чем указан в статье 57 ЖК РФ, обеспечения жилой
площадью, а именно: путем предоставления жилищных субсидий, а не
путем предоставления жилого помещения.


При таких обстоятельствах, отказывая
истице в иске о предоставлении во внеочередном порядке жилого
помещения, суд пришел к правильному выводу, соответствующему
требованиям закона.


Между тем, истица вправе обратиться в
суд с иными исковыми требованиями.


Поскольку судом не установлено
нарушений личных неимущественных прав истицы правильным является
решение суда и в части отказа в иске о компенсации морального вреда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным,
оснований для его отмены не имеется.


Доводы кассационной жалобы явились
предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая
оценка, и они не могут служить основанием для отмены решения суда по
вышеприведенным мотивам.


С учетом изложенного, руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия




определила:




решение
Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 7 июня 2007 г.
оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru