Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 23.10.2006 по делу № А43-19541/2006-40-789


<ТЕКУЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ
ОРГАНОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВОЗНИКШИХ ПОСЛЕ
ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ, УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ ВНЕ РАМОК ДЕЛА О
БАНКРОТСТВЕ И БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ ДАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ
КРЕДИТОРОВ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 23 октября 2006 года
Дело N А43-19541/2006-40-789



Резолютивная часть
решения объявлена 16 октября 2006 г.


Полный текст решения изготовлен 23
октября 2006 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Верховодова Евгения
Владимировича, при ведении протокола судебного заседания судьей
Верховодовым Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Кулебакская строймеханизация"
к межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Нижегородской области о
признании недействительными требований от 07.03.2006 № 25048, от
10.04.2006 № 25237, от 17.05.2006 № 26064, от 19.06.2006 № 27274,




установил:




закрытое акционерное
общество "Кулебакская строймеханизация" (далее - ЗАО "КСМ",
Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с
заявлением к межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Нижегородской
области о признании недействительными требований от 07.03.2006 N
25048, от 10.04.2006 № 25237, от 17.05.2006 № 26064, от 19.06.2006 N
27274.


В обоснование своих требований
заявитель указал, что поскольку над имуществом Общества 18.07.2006
введена процедура внешнего управления, задолженность по налогам и
пеням, включенная в обжалуемое требование, со сроком исполнения до
указанной даты является мораторной и должна взыскиваться в порядке,
установленном Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)".


Налоговый орган требования заявителя
отклонил по основаниям, указанным в отзыве.


Изучив материалы дела, суд установил
следующее.


30.06.2005 Арбитражным судом
Нижегородской области было принято заявление ФНС России о признании
ЗАО "КСМ" банкротом (дело № А43-17794/2005-24-318).


26.01.2006 Арбитражным судом
Нижегородской области было принято заявление ООО "Резонанс"
о признании ЗАО "КСМ" банкротом (дело N
А43-1336/2006-24-5). Определением Арбитражного суда Нижегородской
области от 20.02.2006 по делу № А43-1336/2006-24-5 в отношении
Общества введена процедура наблюдения.


15.03.2006 оба заявления о признании
ЗАО "КСМ" банкротом были объединены в одно производство и
делу присвоен номер А43-17794/2005-24-318.


18.07.2006 определением Арбитражного
суда Нижегородской области по делу № А43-17794/2005-24-318 процедура
наблюдения прекращена и над имуществом Общества введена процедура
внешнего управления.


Межрайонной инспекцией ФНС России № 4
по Нижегородской области в адрес заявителя были выставлены требования
"Об уплате налога (сбора), а также пени" от 07.03.2006 N
25048, от 10.04.2006 № 25237, от 17.05.2006 № 26064, от 19.06.2006 N
27274.


Посчитав, что указанные требования
нарушают его права и законные интересы, ЗАО "КСМ"
обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.


Суд, изучив материалы дела, заслушав
представителей сторон, считает требования заявителя не подлежащими
удовлетворению.


В соответствии с положениями статьи 5
Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под текущими
платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи,
возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а
также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения
которых наступил после введения соответствующей процедуры
банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат
включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим
платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не
признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.


Согласно пунктам 3, 4 постановления
Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики
применения Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - постановление № 29) требования
налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу
законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм
платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия
заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного
производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения
которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства
(текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством
порядке (вне рамок дела о банкротстве). При этом платежи по
обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании
банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к
текущим платежам.


Таким образом, для отнесения
обязательного платежа к текущим, а следовательно, и определения
способа его взыскания, необходимо установить момент его возникновения
относительно даты принятия заявления о признании должника банкротом.


При этом согласно пункту 8
постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 "О некоторых
вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по
обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в
деле о банкротстве" (далее - постановление № 25) при применении
положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о
моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения
соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в
реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.


В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1
статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность исчисления и уплаты
налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта
налогообложения и налоговой базы.


Объект налогообложения как
совокупность налогозначимых операций (фактов) является
сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он
формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным
операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к
совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших
место) в течение налогового периода.


Это означает, что возникновение
обязанности по уплате налога определяется наличием объекта
налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты
срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.


Таким образом, датой возникновения
обязанности по уплате налога является дата окончания налогового
периода, а не дата представления налоговой декларации или дата
окончания срока уплаты налога.


Вынесение налоговым органом после
принятия заявления о признании должника банкротом решения о
доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период
и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не
является основанием для квалификации требований об уплате
доначисленных обязательных платежей как текущих.


В рассматриваемом случае заявление о
признании ЗАО "КСМ" банкротом было принято Арбитражным
судом Нижегородской области 30.06.2005 (дело N
А43-17794/2005-24-318), соответственно обязательные платежи,
возникшие после указанной даты, являются текущими (независимо от
того, наступил срок их исполнения до или во время введения
соответствующей процедуры банкротства) и взыскиваются в установленном
законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).


К таким платежам относятся:


* налог на добавленную стоимость в
сумме 328630 руб. 00 коп. (за январь 2006 года; обязанность по уплате
возникла с 01.02.2006) - требование от 07.03.2006 № 25048;


* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 162406 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); обязанность по уплате возникла с 01.01.2006) - требование
от 10.04.2006 № 25237;


* единый социальный налог в фонд
социального страхования в сумме 55354 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); обязанность по уплате возникла с 01.01.2006) - требование
от 10.04.2006 № 25237;


* налог на добавленную стоимость в
сумме 161762 руб. 00 коп. (за февраль 2006 года; обязанность по
уплате возникла с 01.03.2006) - требование от 10.04.2006 № 25237;


* единый социальный налог в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21564
руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате возникла
с 01.01.2006) - требование от 10.04.2006 № 25237;


* единый социальный налог в
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме
54135 руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате
возникла с 01.01.2006) - требование от 10.04.2006 № 25237;


* транспортный налог в сумме 39140
руб. 00 коп. (за 2005 год; обязанность по уплате возникла с
01.01.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;


* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 55163 руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006 года
(апрель); обязанность по уплате возникла с 01.04.2006) - требование
от 17.05.2006 № 26064;


* единый социальный налог в Фонд
социального страхования в сумме 28615 руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006
года (апрель); обязанность по уплате возникла с 01.04.2006) -
требование от 17.05.2006 № 26064;


* налог на добавленную стоимость в
сумме 86908 руб. 00 коп. (за март 2006 года; обязанность по уплате
возникла с 01.04.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;


* единый социальный налог в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 16805
руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006 года (апрель); обязанность по уплате
возникла с 01.04.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;


* единый социальный налог в
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме
30554 руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006 года (апрель); обязанность по
уплате возникла с 01.04.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;


* пени по транспортному налогу в
сумме 3379 руб. 89 коп. (по налогу за 2006 год) - требование от
19.06.2006 № 27274;


* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 378948 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); налог доначислен по результатам камеральной проверки по
решению от 02.06.2006; обязанность по уплате возникла с 01.01.2006) -
требование от 19.06.2006 № 27274;


* пени по единому социальному налогу
в федеральный бюджет в сумме 20766 руб. 46 коп. (по ЕСН за 2005 год
(4 квартал); доначислены по результатам камеральной проверки по
решению от 02.06.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;


* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 1431 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); согласно уточненной налоговой декларации; обязанность по
уплате возникла с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;


* пени по единому социальному налогу
в федеральный бюджет в сумме 2331 руб. 47 коп. (согласно уточненной
налоговой декларации по ЕСН за 2005 год (4 квартал)) - требование от
19.06.2006 № 27274;


* единый социальный налог в Фонд
социального страхования в сумме 763 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); согласно уточенной налоговой декларации; обязанность по
уплате возникла с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;


* пени по единому социальному налогу
в Фонд социального страхования в сумме 1561 руб. 55 коп. (согласно
уточненной налоговой декларации по ЕСН за 2005 год (4 квартал)) -
требование от 19.06.2006 № 27274;


* налог на добавленную стоимость в
сумме 47292 руб. 00 коп. (за апрель 2006 года; обязанность по уплате
возникла с 01.05.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;


* пени по налогу на добавленную
стоимость в сумме 16339 руб. 89 коп. (по НДС за декабрь 2005 года,
январь - апрель 2006 года) - требование от 16.06.2006 № 27274;


* налог на имущество организаций в
сумме 269090 руб. 00 коп. (авансовый платеж за 1 квартал 2006 года;
обязанность по уплате возникла с 01.04.2006) - требование от
19.06.2006 № 27274;


* единый социальный налог в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 191
руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате возникла
с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "Федеральный фонд"
пропущено слово "обязательного".






* пени по единому
социальному налогу в Федеральный фонд медицинского страхования в
сумме 1589 руб. 89 коп. (по ЕСН согласно уточненной налоговой
декларации за 2005 год (4 квартал)) - требование от 19.06.2006 N
27274;


* единый социальный налог в
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме
477 руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате
возникла с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "Территориальный фонд"
пропущено слово "обязательного".






* пени по единому
социальному налогу в Территориальный фонд медицинского страхования в
сумме 505 руб. 76 коп. (по ЕСН согласно уточненной налоговой
декларации за 2005 год (4 квартал)) - требование от 19.06.2006 N
27274;


* земельный налог в сумме 82586 руб.
00 коп. (авансовый платеж за 1 квартал 2006 года; обязанность по
уплате возникла с 01.04.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274.


Требования Общества в указанной части
удовлетворению не подлежат.


В силу положений пункта 27
постановления № 25 требование об уплате пеней, начисляемых в период
наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа
которых наступил до принятия заявления о признании должника
банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке,
установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное
требование об уплате недоимки не является текущим.


Учитывая изложенное и исходя из даты
принятия Арбитражным судом Нижегородской области заявления о
признании Общества банкротом (30.06.2005) и введения процедуры
наблюдения (20.02.2006), не являются текущими:


* пени по сбору на нужды
образовательных учреждений в сумме 39 руб. 76 коп. (сбор отменен с
01.01.2004 Федеральным законом РФ от 07.07.2003 № 117-ФЗ; требование
от 10.04.2006 № 25237);


* пени по отчислениям на содержание
пожарной охраны в сумме 6 руб. 66 коп. (положения Федерального закона
РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
предусматривающие обязательные отчисления, не подлежат применению и
утрачивают силу с 01.01.2003 согласно определениям КС РФ от
13.11.2001 № 239-О и от 09.04.2002 № 82-О; требование от 10.04.2006 N
25237);


* пени по налогу на реализацию ГСМ в
сумме 287 руб. 11 коп. (налог отменен с 01.01.2001 Федеральным
законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ; требование от 10.04.2006 № 25237);


* пени по сбору на нужды
образовательных учреждений в сумме 130 руб. 64 коп. (сбор отменен с
01.01.2004 Федеральным законом РФ от 07.07.2003 № 117-ФЗ; требование
от 19.06.2006 № 27274);


* пени по отчислениям на содержание
пожарной охраны в сумме 21 руб. 93 коп. (положения Федерального
закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
предусматривающие обязательные отчисления, не подлежат применению и
утрачивают силу с 01.01.2003 согласно определениям КС РФ от
13.11.2001 № 239-О и от 09.04.2002 № 82-О; требование от 19.06.2006 N
27274);


* пени по налогу на реализацию ГСМ в
сумме 943 руб. 41 коп. (налог отменен с 01.01.2001 Федеральным
законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ; требование от 19.06.2006 № 27274);


* пени по налогу на пользователей
автодорог в сумме 406 руб. 90 коп. (налог отменен с 01.01.2003
Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ; требование от 19.06.2006
№ 27274);


* пени по налогу с владельцев
транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в
сумме 4535 руб. 60 коп. (налоги отменены с 01.01.2003 Федеральным
законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ и с 01.01.2001 Федеральным законом от
05.08.2000 № 118-ФЗ соответственно; требование от 19.06.2006 N
27274).


Требования об уплате указанных выше
платежей могут быть заявлены налоговым органом в рамках дела о
банкротстве.


Вместе с тем согласно пункту 1 статья
71, пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве указанные требования
должны быть подтверждены судебным актом или иными документами,
подтверждающими их обоснованность.


В соответствии с пунктами 19, 22
постановления № 25 при установлении не подтвержденных судебным
решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о
банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут
быть признаны требования, в отношении которых представлены
достаточные доказательства наличия и размера задолженности.


В качестве достаточных доказательств,
подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены
подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным)
представителем должника акт сверки по лицевому счету
налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате
налогов.


В связи с чем оснований для признания
недействительными требований об уплате налогов и пеней не имеется,
поскольку в части платежей, не являющихся текущими, требования служат
доказательством наличия и размера задолженности налогоплательщика в
целях включения ее в реестр требований кредиторов в порядке,
установленном Законом о банкротстве.


Не принимается судом во внимание
довод Общества о том, что с момента введения наблюдения взыскание
налогов и пеней, срок исполнения которых наступил на дату введения
наблюдения, производится только в порядке, установленном Законом о
банкротстве, а с 18.07.2006 (дата введения внешнего управления) на
удовлетворение требований об уплате налогов и пеней, срок исполнения
которых наступил до введения внешнего управления, распространяется
мораторий, как не соответствующий нормам материального права.


В соответствии с абзацем 7 пункта 1
статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по
денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за
исключением случаев, предусмотренных данным Законом.


Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о
банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов
распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи,
сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Однако данный мораторий не распространяется на требования кредиторов
по текущим платежам - обязательным платежам, возникшим после принятия
заявления о признании должника банкротом, а также денежные
обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых
наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.


В соответствии с разъяснениями,
содержащимися в пункте 39 постановления № 29, по смыслу пункта 1
статьи 5, абзаца 3 пункта 2 и пункта 4 статьи 95 Закона о банкротстве
для целей внешнего управления текущими являются денежные
обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом
заявления о признании должника банкротом (независимо от того,
наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а
также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения
которых наступил после введения внешнего управления (независимо от
даты их возникновения).


Согласно пункту 11 постановления № 25
текущие требования налоговых органов по обязательным платежам (за
исключением возникших после признания должника банкротом)
удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного
исполнения указанных требований по обязательным платежам допускается
в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит
положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке
текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре
банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.


Иные вопросы законности и
обоснованности требований об уплате налогов и пеней судом не
исследовались, как выходящие за пределы рассматриваемого спора.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в
полном объеме относится на ЗАО "КСМ".


Принимая во внимание приведенную выше
позицию и руководствуясь статьями 167 - 170, 180 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд




решил:




1. Отказать
закрытому акционерному обществу "Кулебакская строймеханизация"
в удовлетворении заявленных им требований.


2. Решение вступает в законную силу
по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть
обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного
процессуального кодекса РФ.




Судья


Е.В.ВЕРХОВОДОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru