РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 23.10.2006 по делу № А43-19541/2006-40-789
<ТЕКУЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ
ОРГАНОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВОЗНИКШИХ ПОСЛЕ
ПРИЗНАНИЯ ДОЛЖНИКА БАНКРОТОМ, УДОВЛЕТВОРЯЮТСЯ ВНЕ РАМОК ДЕЛА О
БАНКРОТСТВЕ И БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ ДАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ
КРЕДИТОРОВ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2006 года
Дело N А43-19541/2006-40-789
Резолютивная часть
решения объявлена 16 октября 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 23
октября 2006 г.
(извлечение)
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Верховодова Евгения
Владимировича, при ведении протокола судебного заседания судьей
Верховодовым Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Кулебакская строймеханизация"
к межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Нижегородской области о
признании недействительными требований от 07.03.2006 № 25048, от
10.04.2006 № 25237, от 17.05.2006 № 26064, от 19.06.2006 № 27274,
установил:
закрытое акционерное
общество "Кулебакская строймеханизация" (далее - ЗАО "КСМ",
Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с
заявлением к межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Нижегородской
области о признании недействительными требований от 07.03.2006 N
25048, от 10.04.2006 № 25237, от 17.05.2006 № 26064, от 19.06.2006 N
27274.
В обоснование своих требований
заявитель указал, что поскольку над имуществом Общества 18.07.2006
введена процедура внешнего управления, задолженность по налогам и
пеням, включенная в обжалуемое требование, со сроком исполнения до
указанной даты является мораторной и должна взыскиваться в порядке,
установленном Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)".
Налоговый орган требования заявителя
отклонил по основаниям, указанным в отзыве.
Изучив материалы дела, суд установил
следующее.
30.06.2005 Арбитражным судом
Нижегородской области было принято заявление ФНС России о признании
ЗАО "КСМ" банкротом (дело № А43-17794/2005-24-318).
26.01.2006 Арбитражным судом
Нижегородской области было принято заявление ООО "Резонанс"
о признании ЗАО "КСМ" банкротом (дело N
А43-1336/2006-24-5). Определением Арбитражного суда Нижегородской
области от 20.02.2006 по делу № А43-1336/2006-24-5 в отношении
Общества введена процедура наблюдения.
15.03.2006 оба заявления о признании
ЗАО "КСМ" банкротом были объединены в одно производство и
делу присвоен номер А43-17794/2005-24-318.
18.07.2006 определением Арбитражного
суда Нижегородской области по делу № А43-17794/2005-24-318 процедура
наблюдения прекращена и над имуществом Общества введена процедура
внешнего управления.
Межрайонной инспекцией ФНС России № 4
по Нижегородской области в адрес заявителя были выставлены требования
"Об уплате налога (сбора), а также пени" от 07.03.2006 N
25048, от 10.04.2006 № 25237, от 17.05.2006 № 26064, от 19.06.2006 N
27274.
Посчитав, что указанные требования
нарушают его права и законные интересы, ЗАО "КСМ"
обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд, изучив материалы дела, заслушав
представителей сторон, считает требования заявителя не подлежащими
удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 5
Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под текущими
платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи,
возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а
также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения
которых наступил после введения соответствующей процедуры
банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат
включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим
платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не
признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пунктам 3, 4 постановления
Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики
применения Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" (далее - постановление № 29) требования
налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу
законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм
платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия
заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного
производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения
которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства
(текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством
порядке (вне рамок дела о банкротстве). При этом платежи по
обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании
банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к
текущим платежам.
Таким образом, для отнесения
обязательного платежа к текущим, а следовательно, и определения
способа его взыскания, необходимо установить момент его возникновения
относительно даты принятия заявления о признании должника банкротом.
При этом согласно пункту 8
постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 "О некоторых
вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по
обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в
деле о банкротстве" (далее - постановление № 25) при применении
положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о
моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения
соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в
реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1
статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность исчисления и уплаты
налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта
налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как
совокупность налогозначимых операций (фактов) является
сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он
формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным
операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к
совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших
место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение
обязанности по уплате налога определяется наличием объекта
налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты
срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения
обязанности по уплате налога является дата окончания налогового
периода, а не дата представления налоговой декларации или дата
окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после
принятия заявления о признании должника банкротом решения о
доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период
и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не
является основанием для квалификации требований об уплате
доначисленных обязательных платежей как текущих.
В рассматриваемом случае заявление о
признании ЗАО "КСМ" банкротом было принято Арбитражным
судом Нижегородской области 30.06.2005 (дело N
А43-17794/2005-24-318), соответственно обязательные платежи,
возникшие после указанной даты, являются текущими (независимо от
того, наступил срок их исполнения до или во время введения
соответствующей процедуры банкротства) и взыскиваются в установленном
законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
К таким платежам относятся:
* налог на добавленную стоимость в
сумме 328630 руб. 00 коп. (за январь 2006 года; обязанность по уплате
возникла с 01.02.2006) - требование от 07.03.2006 № 25048;
* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 162406 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); обязанность по уплате возникла с 01.01.2006) - требование
от 10.04.2006 № 25237;
* единый социальный налог в фонд
социального страхования в сумме 55354 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); обязанность по уплате возникла с 01.01.2006) - требование
от 10.04.2006 № 25237;
* налог на добавленную стоимость в
сумме 161762 руб. 00 коп. (за февраль 2006 года; обязанность по
уплате возникла с 01.03.2006) - требование от 10.04.2006 № 25237;
* единый социальный налог в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21564
руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате возникла
с 01.01.2006) - требование от 10.04.2006 № 25237;
* единый социальный налог в
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме
54135 руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате
возникла с 01.01.2006) - требование от 10.04.2006 № 25237;
* транспортный налог в сумме 39140
руб. 00 коп. (за 2005 год; обязанность по уплате возникла с
01.01.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;
* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 55163 руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006 года
(апрель); обязанность по уплате возникла с 01.04.2006) - требование
от 17.05.2006 № 26064;
* единый социальный налог в Фонд
социального страхования в сумме 28615 руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006
года (апрель); обязанность по уплате возникла с 01.04.2006) -
требование от 17.05.2006 № 26064;
* налог на добавленную стоимость в
сумме 86908 руб. 00 коп. (за март 2006 года; обязанность по уплате
возникла с 01.04.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;
* единый социальный налог в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 16805
руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006 года (апрель); обязанность по уплате
возникла с 01.04.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;
* единый социальный налог в
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме
30554 руб. 00 коп. (за 1 квартал 2006 года (апрель); обязанность по
уплате возникла с 01.04.2006) - требование от 17.05.2006 № 26064;
* пени по транспортному налогу в
сумме 3379 руб. 89 коп. (по налогу за 2006 год) - требование от
19.06.2006 № 27274;
* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 378948 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); налог доначислен по результатам камеральной проверки по
решению от 02.06.2006; обязанность по уплате возникла с 01.01.2006) -
требование от 19.06.2006 № 27274;
* пени по единому социальному налогу
в федеральный бюджет в сумме 20766 руб. 46 коп. (по ЕСН за 2005 год
(4 квартал); доначислены по результатам камеральной проверки по
решению от 02.06.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;
* единый социальный налог в
федеральный бюджет в сумме 1431 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); согласно уточненной налоговой декларации; обязанность по
уплате возникла с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;
* пени по единому социальному налогу
в федеральный бюджет в сумме 2331 руб. 47 коп. (согласно уточненной
налоговой декларации по ЕСН за 2005 год (4 квартал)) - требование от
19.06.2006 № 27274;
* единый социальный налог в Фонд
социального страхования в сумме 763 руб. 00 коп. (за 2005 год (4
квартал); согласно уточенной налоговой декларации; обязанность по
уплате возникла с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;
* пени по единому социальному налогу
в Фонд социального страхования в сумме 1561 руб. 55 коп. (согласно
уточненной налоговой декларации по ЕСН за 2005 год (4 квартал)) -
требование от 19.06.2006 № 27274;
* налог на добавленную стоимость в
сумме 47292 руб. 00 коп. (за апрель 2006 года; обязанность по уплате
возникла с 01.05.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;
* пени по налогу на добавленную
стоимость в сумме 16339 руб. 89 коп. (по НДС за декабрь 2005 года,
январь - апрель 2006 года) - требование от 16.06.2006 № 27274;
* налог на имущество организаций в
сумме 269090 руб. 00 коп. (авансовый платеж за 1 квартал 2006 года;
обязанность по уплате возникла с 01.04.2006) - требование от
19.06.2006 № 27274;
* единый социальный налог в
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 191
руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате возникла
с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "Федеральный фонд"
пропущено слово "обязательного".
-
* пени по единому
социальному налогу в Федеральный фонд медицинского страхования в
сумме 1589 руб. 89 коп. (по ЕСН согласно уточненной налоговой
декларации за 2005 год (4 квартал)) - требование от 19.06.2006 N
27274;
* единый социальный налог в
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме
477 руб. 00 коп. (за 2005 год (4 квартал); обязанность по уплате
возникла с 01.01.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274;
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "Территориальный фонд"
пропущено слово "обязательного".
-
* пени по единому
социальному налогу в Территориальный фонд медицинского страхования в
сумме 505 руб. 76 коп. (по ЕСН согласно уточненной налоговой
декларации за 2005 год (4 квартал)) - требование от 19.06.2006 N
27274;
* земельный налог в сумме 82586 руб.
00 коп. (авансовый платеж за 1 квартал 2006 года; обязанность по
уплате возникла с 01.04.2006) - требование от 19.06.2006 № 27274.
Требования Общества в указанной части
удовлетворению не подлежат.
В силу положений пункта 27
постановления № 25 требование об уплате пеней, начисляемых в период
наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа
которых наступил до принятия заявления о признании должника
банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке,
установленном Законом о банкротстве, постольку, поскольку основное
требование об уплате недоимки не является текущим.
Учитывая изложенное и исходя из даты
принятия Арбитражным судом Нижегородской области заявления о
признании Общества банкротом (30.06.2005) и введения процедуры
наблюдения (20.02.2006), не являются текущими:
* пени по сбору на нужды
образовательных учреждений в сумме 39 руб. 76 коп. (сбор отменен с
01.01.2004 Федеральным законом РФ от 07.07.2003 № 117-ФЗ; требование
от 10.04.2006 № 25237);
* пени по отчислениям на содержание
пожарной охраны в сумме 6 руб. 66 коп. (положения Федерального закона
РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
предусматривающие обязательные отчисления, не подлежат применению и
утрачивают силу с 01.01.2003 согласно определениям КС РФ от
13.11.2001 № 239-О и от 09.04.2002 № 82-О; требование от 10.04.2006 N
25237);
* пени по налогу на реализацию ГСМ в
сумме 287 руб. 11 коп. (налог отменен с 01.01.2001 Федеральным
законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ; требование от 10.04.2006 № 25237);
* пени по сбору на нужды
образовательных учреждений в сумме 130 руб. 64 коп. (сбор отменен с
01.01.2004 Федеральным законом РФ от 07.07.2003 № 117-ФЗ; требование
от 19.06.2006 № 27274);
* пени по отчислениям на содержание
пожарной охраны в сумме 21 руб. 93 коп. (положения Федерального
закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
предусматривающие обязательные отчисления, не подлежат применению и
утрачивают силу с 01.01.2003 согласно определениям КС РФ от
13.11.2001 № 239-О и от 09.04.2002 № 82-О; требование от 19.06.2006 N
27274);
* пени по налогу на реализацию ГСМ в
сумме 943 руб. 41 коп. (налог отменен с 01.01.2001 Федеральным
законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ; требование от 19.06.2006 № 27274);
* пени по налогу на пользователей
автодорог в сумме 406 руб. 90 коп. (налог отменен с 01.01.2003
Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ; требование от 19.06.2006
№ 27274);
* пени по налогу с владельцев
транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в
сумме 4535 руб. 60 коп. (налоги отменены с 01.01.2003 Федеральным
законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ и с 01.01.2001 Федеральным законом от
05.08.2000 № 118-ФЗ соответственно; требование от 19.06.2006 N
27274).
Требования об уплате указанных выше
платежей могут быть заявлены налоговым органом в рамках дела о
банкротстве.
Вместе с тем согласно пункту 1 статья
71, пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве указанные требования
должны быть подтверждены судебным актом или иными документами,
подтверждающими их обоснованность.
В соответствии с пунктами 19, 22
постановления № 25 при установлении не подтвержденных судебным
решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о
банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут
быть признаны требования, в отношении которых представлены
достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В качестве достаточных доказательств,
подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены
подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным)
представителем должника акт сверки по лицевому счету
налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате
налогов.
В связи с чем оснований для признания
недействительными требований об уплате налогов и пеней не имеется,
поскольку в части платежей, не являющихся текущими, требования служат
доказательством наличия и размера задолженности налогоплательщика в
целях включения ее в реестр требований кредиторов в порядке,
установленном Законом о банкротстве.
Не принимается судом во внимание
довод Общества о том, что с момента введения наблюдения взыскание
налогов и пеней, срок исполнения которых наступил на дату введения
наблюдения, производится только в порядке, установленном Законом о
банкротстве, а с 18.07.2006 (дата введения внешнего управления) на
удовлетворение требований об уплате налогов и пеней, срок исполнения
которых наступил до введения внешнего управления, распространяется
мораторий, как не соответствующий нормам материального права.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1
статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по
денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за
исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о
банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов
распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи,
сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Однако данный мораторий не распространяется на требования кредиторов
по текущим платежам - обязательным платежам, возникшим после принятия
заявления о признании должника банкротом, а также денежные
обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых
наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии с разъяснениями,
содержащимися в пункте 39 постановления № 29, по смыслу пункта 1
статьи 5, абзаца 3 пункта 2 и пункта 4 статьи 95 Закона о банкротстве
для целей внешнего управления текущими являются денежные
обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом
заявления о признании должника банкротом (независимо от того,
наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а
также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения
которых наступил после введения внешнего управления (независимо от
даты их возникновения).
Согласно пункту 11 постановления № 25
текущие требования налоговых органов по обязательным платежам (за
исключением возникших после признания должника банкротом)
удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах. Осуществление принудительного
исполнения указанных требований по обязательным платежам допускается
в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит
положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке
текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре
банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Иные вопросы законности и
обоснованности требований об уплате налогов и пеней судом не
исследовались, как выходящие за пределы рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина в
полном объеме относится на ЗАО "КСМ".
Принимая во внимание приведенную выше
позицию и руководствуясь статьями 167 - 170, 180 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Отказать
закрытому акционерному обществу "Кулебакская строймеханизация"
в удовлетворении заявленных им требований.
2. Решение вступает в законную силу
по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть
обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного
процессуального кодекса РФ.
Судья
Е.В.ВЕРХОВОДОВ
|