Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 23.05.2003 № 158


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2006 ГГ."


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено






получен из Эталонного банка данных правовой информации администрации
Губернатора Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 23 мая 2003 г. № 158




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОБЛАСТНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ


ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ
МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 -
2006 ГГ.






В целях
осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и
улучшению положения многодетных семей Правительство Нижегородской
области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую областную
межведомственную программу по улучшению положения многодетных семей в
Нижегородской области на 2004 - 2006 гг. (далее - Программа).


2. Министерству финансов
Нижегородской области (В.В. Соболев) при формировании областного
бюджета на 2004 год и последующие годы предусмотреть выделение
средств на реализацию данной Программы с ежегодным уточнением объемов
финансирования.


3. Рекомендовать органам местного
самоуправления городов и районов области разработать соответствующие
районные (городские) целевые программы по улучшению положения
многодетных семей на 2004 - 2006 гг.


4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на министра труда и социальной защиты
Нижегородской области Г.А. Суворова.






И.о. Губернатора
области


Ю.П.СЕНТЮРИН














Утверждена


постановлением


Правительства области


от 23.05.2003 № 158






ОБЛАСТНАЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА


ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ
СЕМЕЙ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 -
2006 ГГ.






ПАСПОРТ


ОБЛАСТНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ
СЕМЕЙ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 -
2006 ГОДЫ












































Наименование Программы


Областная межведомственная
программа по улучшению положения многодетных семей
в
Нижегородской области (далее - Программа)


Основание
для
разработки


Указ Президента РФ от
14.05.1996 № 712 "Об основных направлениях государственной
семейной
политики"

Указ Президента РФ от
05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных
семей"


Государственный
заказчик
и основной
разработчик Программы


Губернатор и Правительство
Нижегородской области


Цель программы


Государственная поддержка
многодетной семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей


Сроки
реализации
Программы


2004 - 2006 гг.


Исполнители

мероприятий Программы


- министерство труда и
социальной защиты Нижегородской области,

- министерство образования и науки Нижегородской области,

- министерство здравоохранения
Нижегородской области,
-
министерство культуры Нижегородской области,

- министерство промышленности и
инноваций Нижегородской области,
-
министерство строительства и ЖКХ Нижегородской области,

- министерство финансов Нижегородской
области
во
взаимодействии с:

- Департаментом Федеральной
государственной службы занятости населения по
Нижегородской
области;

- Территориальным
фондом обязательного медицинского страхования;

- органами местного самоуправления городов и
районов области при условии их участия в
Программе;


- некоммерческими организациями (по согласованию с ними)


Предполагаемые объемы
и
источники
финансирования
Программы


Средства областного бюджета 9
810,4 тыс. руб.,
в
том числе:

2004 г. - 3 035,4 тыс. руб.,

2005 г. - 3
214,3 тыс. руб.,

2006 г. - 3 560,7 тыс. руб.;

федеральный бюджет:


2004 г. - 5 099,0 тыс. руб.,

2005 г. - 5 679,0 тыс. руб.,

2006
г. - 6 243,0 тыс. руб.;

внебюджетные источники

2004 г. - 1
063,0 тыс. руб.,

2005 г. - 1 192,6 тыс. руб.,

2006 г. - 1 453,5 тыс.
руб.,

а также местные бюджеты - в рамках текущего
финансирования при условии участия органов
местного
самоуправления в Программе


Ожидаемые
конечные
результаты реализации
Программы


Реализация целенаправленной и
адресной системы мер социальной поддержки многодетных семей
и
обеспечение условий для полноценного воспитания,
развития и образования детей из
многодетных семей


Система контроля
за
исполнением Программы


Контроль за реализацией
мероприятий Программы осуществляется в установленном
порядке
Правительством Нижегородской области, министерством
труда и социальной защиты Нижегородской
области совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти области.
Координатором
реализации Программы является министерство труда
и социальной защиты Нижегородской области






ВВЕДЕНИЕ






Программа по
улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004
- 2006 гг. разработана в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 14.05.1996 № 712 "Об основных направлениях
государственной семейной политики", Указом Президента Российской
Федерации от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке
многодетных семей", постановлением Администрации Нижегородской
области от 15.06.1992 № 143 и постановлением Администрации
Нижегородской области от 02.02.1998 № 29 "О мерах по социальной
поддержке многодетных семей".


Цели Программы:


- создание условий для повышения
уровня и качества жизни многодетных семей Нижегородской области, а
также полноценного воспитания и развития детей из семей данной
категории;


- формирование системы
государственных социальных гарантий для многодетных семей на
территории Нижегородской области.


Программа подготовлена министерством
труда и социальной защиты Нижегородской области при участии
заинтересованных органов исполнительной власти и организаций и с
учетом предложений территориальных органов социальной защиты и
некоммерческих организаций.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ


ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ






Изменения,
переживаемые российским обществом в последние десятилетия, привели к
нестабильной социально-экономической обстановке и снижению жизненного
уровня многих семей, появлению значительных слоев населения,
находящихся на грани или за чертой бедности.


Заметно снизились возможности
государства и семьи в сфере жизнеобеспечения, развития и социализации
детей. Наблюдается устойчивое сокращение числа детей в семье и семей
с детьми в целом. Основная тенденция развития российской семьи с
детьми - снижение числа детей в расчете на одну семейную группу, а
также уменьшение количества полных и многодетных семей.


Между тем, Нижегородская область так
же, как и Россия в целом, переживает "репродуктивный кризис",
смертность превышает рождаемость в среднем в 2,5 раза, а в сельских
районах области - в 3,9 раза. Относительный показатель рождаемости на
одну женщину в 2002 г. в Нижегородской области составил 1,1 (в ПФО -
1,2 - 1,3), при норме простого воспроизводства 2,15.


Данные муниципальных органов
социальной защиты населения Нижегородской области подтверждают
устойчивые тенденции снижения количества многодетных семей и детей в
них (таблица 1).






Таблица 1






СТРУКТУРА


МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ


ПО ЧИСЛУ ДЕТЕЙ (СОГЛАСНО ДАННЫМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ


ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ)




































































































Многодетные
семьи


2000 год


2001 год


2002 год


2003 год





семьи


дети


семьи


дети


семьи


дети


семьи


дети


с 3 детьми


15 948


47 844


15 452


46 356


11 776


35 328


9 804


29 412


с 4 детьми


2 300


9 200


2 240


8 960


1 878


7 512


1 542


6 168


с 5 детьми


749


3 745


726


3 630


550


2 750


466


2 330


с 6 и
последующ.


380


2 570


368


2 524


327


2 179


256


1 712


ИТОГО


19 377


63 359


18 786


61 470


14 531


47 769


12 068


39 622






Для сравнения - в
1989 году на территории области согласно переписи населения
насчитывалось 32 193 многодетные семьи, в которых воспитывалось 106
406 детей.


По данным переписи 1989 года, в 23,5
млн российских семей воспитывались дети в возрасте до 18 лет (57,5%
от общего числа семей). Более половины семей имели одного ребенка
(51%), 39% - двух, многодетные семьи составляли 10%. Но уже к 1994
году, как показала микроперепись, доля семей с одним ребенком
повысилась до 54%, с двумя детьми - сократилась до 37%, а многодетных
- до 9%. В настоящее время в Нижегородской области по данным районных
(городских) управлений социальной защиты населения 12 068 многодетных
семей, что составляет 2,7% от общего числа семей с
несовершеннолетними детьми. Среди многодетных семей преобладают
семьи, воспитывающие 3 детей, составляющие 81,2% от общего количества
многодетных семей и 74,2% от детей, воспитывающихся в многодетных
семьях. Количество семей с четырьмя детьми - 12,3%, с пятью - 3,9%, с
шестью и более - 2,1% (таблица 2).






Таблица 2






ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ


КОЛИЧЕСТВА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ


И ДЕТЕЙ В НИХ (СОГЛАСНО ДАННЫМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ


ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ)







































Многодетные семьи


Семьи


Дети


С 3 детьми (% относительно
всех многодетных
семей)


81,2


74,2


С 4 детьми (% относительно
всех многодетных
семей)


12,3


15,6


С 5 детьми (% относительно
всех многодетных
семей)


3,9


5,9


С 6 и более (% относительно
всех многодетных
семей)


2,1


4,3


Многодетные семьи
относительно общего
количества семей (%)


2,8


7






По данным областного
комитета государственной статистики, динамика последних лет
показывает, что если количество семей, имеющих одного ребенка,
уменьшается незначительно, то доля семей, имеющих двух и более детей,
стремительно сокращается, что видно по количеству родившихся по
очередности рождения (диаграмма 1, таблица 3).






НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ.


СТРУКТУРА РОЖДАЕМОСТИ ПО ОЧЕРЕДНОСТИ
РОЖДЕНИЯ






(диаграмма в
электронном виде не приводится)










Таблица 3


НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.


РОДИВШИЕСЯ ПО ОЧЕРЕДНОСТИ РОЖДЕНИЯ























































































































































































































































1987


1988


1989


1990


1991


1992


1993


1994


1995


1996


1997


1998


1999


Всего родившихся


55 721


51 584


47 476


42 492


36 908


33 445


29 507


30 986


29 881


28 655


27 976


28 482


27 006


в том числе:









































первый


24 727


23 893


23 530


22 529


21 382


21 003


19 021


20 001


19 368


18 424


17 874


18 117


17 284


второй


23 970


21 530


18 581


15 348


11 770


9 465


8 060


8 410


8 113


7 868


7 847


8 089


7 589


третий


5 200


4 461


3 824


3 166


2 526


1 954


1 611


1 703


1 624


1 596


1 488


1 473


1 431


четвертый и
более


1 824


1 699


1 537


1 447


1 228


1 023


815


872


776


767


767


803


702


В % к итогу









































Всего родившихся


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


100,0


в том числе:









































первый


44,4


46,3


49,6


53,0


57,9


62,8


64,5


64,6


64,8


64,3


63,9


63,6


64,0


второй


43,0


41,7


39,1


36,1


31,9


28,3


27,3


27,1


27,2


27,5


28,1


28,4


28,1


третий


9,3


8,7


8,1


7,5


6,9


5,8


5,4


5,5


5,4


5,6


5,3


5,2


5,3


четвертый и
более


3,3


3,3


3,2


3,4


3,3


3,1


2,8


2,8


2,6


2,6


2,6


2,8


2,6






Сокращение
количества многодетных семей связано с тем, что рождение ребенка
влечет за собой социально-экономические проблемы прямого и косвенного
характера. С одной стороны, возникает необходимость дополнительных
материальных затрат на содержание нетрудоспособного члена семьи, а с
другой стороны, родитель, занятый уходом за ребенком, временно теряет
трудовой доход. Многодетность практически автоматически относит семью
к группе малообеспеченных семей, нуждающихся в особой заботе
государства (таблица 4).






Таблица 4


УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ


В ЦЕЛОМ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


С ДОХОДАМИ НИЖЕ ЧЕРТЫ БЕДНОСТИ (%)










































2001 год


2002 год


Семьи с детьми, всего


42,6


32,5


Семьи с 1 ребенком


28,0


20,6


Семьи с 2 детьми


58,2


44,3


Семьи с 3 детьми


82,7


70,3


Семьи с 4 и более детьми


96,5


90,8






Фактор многодетности
влияет на различия в социально-экономическом потенциале городских и
сельских семей. Как видно из представленных ниже графиков, в 2002
году произошло некоторое улучшение материального положения семей с
детьми как в городе, так и в сельской местности. Причем, в большей
степени положение изменилось в семьях, проживающих в городской
местности, - на 50 тыс. уменьшились группы бедных семей с 1 и 2
детьми, более чем на 3 тыс. снизилось число бедных семей с 3 детьми.
Улучшилась также ситуация в бедных семьях с 4 детьми, число которых
снизилось к уровню 2001 года на 300 семей (график 1). В сельской
местности, как и в городе, в истекшем году наиболее уязвимыми
являлись многодетные семьи с 4 и более детьми. Несмотря на некоторое
уменьшение числа бедных семей этого типа - на 100 семей, практически
все они (99,5%) находятся за чертой бедности. В результате, доля
многодетных малообеспеченных сельских семей с доходами ниже
прожиточного минимума по-прежнему осталась велика (график 2).






График 1






СЕМЬИ С ДЕТЬМИ,
ПРОЖИВАЮЩИЕ В ГОРОДАХ,


ИМЕЮЩИЕ ДОХОДЫ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО
МИНИМУМА (%)






(график в электронном
виде не приводится)










График 2






СЕМЬИ С ДЕТЬМИ,
ПРОЖИВАЮЩИЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ,


ИМЕЮЩИЕ ДОХОДЫ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО
МИНИМУМА (%)






(график в электронном
виде не приводится)






Таким образом, на
фоне общего падения доходов населения, семьи с тремя и более детьми
оказались значительно дальше за границей прожиточного минимума в
сравнении с другими группами семей, имеющих несовершеннолетних детей.


Значительную часть семейного бюджета
многодетных семей составляют расходы на основные продукты питания и
обеспечение детей непродовольственными товарами. При этом постоянный
рост цен на продукты питания приводит к увеличению расходов на
питание в семейном бюджете и, соответственно, к резкому ухудшению
качества питания. При этом уровень потребления по всему набору
продуктов в многодетных семьях является крайне низким в сравнении с
любым нормативом по питанию, установленным в продуктовом наборе
прожиточного минимума.


Низкий уровень доходов многодетных
семей сказывается не только на социально-экономическом положении, но
и на психологических условиях и образе жизни многодетных семей.
Согласно социологическим исследованиям, многодетные относятся к
семьям с крайне небольшим запасом социальных и
морально-психологических ресурсов. Психологический статус многодетных
семей характеризуется повышенной тревожностью, беспокойством, личным
дискомфортом, социальной апатией. Многодетные семьи по различным
признакам все больше приближаются к семьям группы социального риска.
Только в 2002 г. детскими социально-реабилитационными учреждениями
системы социальной защиты Нижегородской области было обслужено 49960
семей, в том числе 19175 малообеспеченных и 5211 многодетных.


Многодетность становится образом
жизни для многих депривированных слоев населения ввиду их серьезной
социальной дезадаптации, во многих случаях многодетность стала
показателем отсутствия планирования семьи. Среди многодетных семей
высок риск возникновения преступности взрослых и детей, основным
мотивом которых становится желание и попытки преодолеть семейную
бедность, приобрести средства на питание и одежду, приблизить свою
жизнь к социально приемлемым стандартам. Многодетные семьи дают
высокие показатели риска социального сиротства. Безнадзорность и
беспризорность детей в таких семьях также характерное явление из-за
равнодушия, безответственности родителей в асоциальных семьях или
из-за крайней занятости родителей в относительно благополучных
семьях. По данным автоматизированной информационной системы "Дети",
в 2002 г. в Нижегородской области на учете в органах социальной
защиты населения состояло более 10 000 семей, находящихся в
социально-опасном положении, из них многодетных - 2 398 семей.


Вместе с тем, ряд многодетных семей
имеет положительный настрой на самообеспечение и самореализацию.
Возможность улучшения своего социального и экономического положения
такие семьи связывают как с государственной помощью, так и с
повышением собственной социально-трудовой активности.


Основными инструментами воздействия
на процессы в экономике и социальной сфере, обеспечивающими
экономическую безопасность и социальную стабильность многодетных
семей, становятся законодательные и социально-экономические меры,
гарантом выполнения которых служат органы государственной власти и
местного самоуправления. Для эффективного использования этих средств
необходимы эффективные механизмы реализации принятых нормативных
правовых актов, контроль за их выполнением и аппарат прогнозирования
последствий их реализации.


В течение десяти последних лет в
Российской Федерации и Нижегородской области были приняты следующие
документы: Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431
"О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Указ
Президента Российской Федерации от 14.05.1996 № 712 "Об основных
направлениях государственной семейной политики", постановление
Администрации Нижегородской области от 15.06.1992 № 143 и
постановление Администрации Нижегородской области от 02.02.1998 № 29
"О мерах по социальной поддержке многодетных семей",
областная межведомственная программа "Улучшение положения семьи,
женщин и детей в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах",
утвержденная постановлением Законодательного Собрания Нижегородской
области от 18.01.2001 № 21.


Таким образом, как федеральными, так
и областными нормативными правовыми актами определена государственная
стратегия в отношении социально-экономической поддержки многодетных
семей. В настоящее время назрела необходимость изучения состояния
нормативно-правовой базы и корректировки механизма ее реализации.


В Нижегородской области, как и в
целом по России, многодетные семьи остаются социальной категорией,
нуждающейся в целенаправленной, системной поддержке со стороны
государства и строгом выполнении прав и законных интересов.


Систематизация действий по социальной
поддержке многодетных семей Нижегородской области в условиях
существующего правового поля и социальной инфраструктуры обеспечивает
необходимость принятия областной целевой программы.






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ






Целями Программы
являются:


- создание условий для повышения
уровня и качества жизни многодетных семей Нижегородской области, а
также для полноценного воспитания и развития детей из семей данной
категории;


- формирование системы
государственных социальных гарантий для многодетных семей на
территории Нижегородской области.


В рамках Программы предусматривается
решение следующих задач:


1. Обеспечение реализации социальных
гарантий, предусмотренных государством для многодетной семьи, в том
числе в рамках территориальной программы государственных гарантий,
ежегодно утверждаемой Правительством области, по обеспечению
гарантированной доступной медицинской помощи населению Нижегородской
области.


2. Повышение статуса многодетных
семей и развитие их нравственного потенциала.


3. Обеспечение занятости безработных
граждан, относящихся к категории родителей и детей-подростков из
многодетных семей, в целях повышения уровня доходов многодетных семей
и профилактики асоциальных проявлений.


4. Организация постоянного контроля
за осуществлением всех форм и мер поддержки многодетных семей.


5. Оказание помощи многодетным семьям
в воспитании, образовании детей.


6. Развитие социального партнерства с
некоммерческими организациями, занимающимися поддержкой многодетных
семей, а также развитие благотворительности как одного из механизмов
реализации Программы; заключение партнерских соглашений в отношении
многодетных семей.






СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ






Сроки реализации
Программы: 2004 - 2006 годы.






СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ






Программа
реализуется в три этапа и содержит комплекс мероприятий, направленных
на улучшение положения многодетных семей в Нижегородской области.


1-й этап реализуется в 2003 - 2004
годах и предусматривает меры, направленные на создание
организационно-правовых условий реализации Программы.


2-й этап Программы реализуется в 2004
- 2006 годах и является основным этапом. Мероприятия данного этапа
Программы можно разделить на несколько блоков.


Активизация трудовых и экономических
ресурсов многодетных семей.


Предусматривается создание условий,
позволяющих семье обеспечить уровень доходов от экономической
деятельности родителей, достаточный для нормального развития детей, а
также создание условий, направленных на занятость детей-подростков из
многодетных семей.


Внедрение системы адресной социальной
помощи многодетным семьям в рамках реализации концепции адресной
социальной поддержки семьи в Нижегородской области.


Предусматривается формирование и
поэтапная реализация механизма адресности по предоставлению
государственных социальных гарантий многодетным семьям, а также
совершенствование системы государственных социальных гарантий
поддержания уровня благосостояния многодетных семей.


Меры по профилактике асоциальных
проявлений и реабилитации многодетных семей "группы риска".


Планируются меры и мероприятия,
позволяющие выявить причины неблагополучия многодетных семей и
обеспечивающие помощь детям и родителям из многодетных семей в
преодолении трудных жизненных ситуаций.


Меры по оказанию помощи многодетным
семьям в воспитании и образовании детей.


Предусматриваются меры, направленные
на создание условий для полноценного воспитания и образования детей
из многодетных семей как одной из наиболее социально незащищенных
категорий.


Меры по улучшению медицинской помощи
многодетным семьям, формированию здорового образа жизни.


Планируется проведение мероприятий,
направленных на создание условий для обеспечения безопасного
материнства и охраны здоровья детей из многодетных семей, а также
улучшение качества медицинского обслуживания многодетных семей.


Развитие социального партнерства.


Предполагается комплекс мер по
совершенствованию существующих и разработке новых форм социального
партнерства как одного из механизмов реализации Программы.


Повышение статуса многодетных семей и
развитие их нравственного потенциала.


Планируется проведение комплекса мер
по повышению общественного статуса материнства, развитию
духовно-нравственного потенциала семьи, осмыслению многодетности как
социального явления в контексте современного состояния общественного
развития Нижегородской области.


Информационно-методическое и кадровое
обеспечение.


Предусматривается проведение
мероприятий информационно-методического характера, а также
направленных на обучение специалистов, работающих с многодетной
семей, позволяющих обеспечить реализацию Программы.


3-й этап является заключительным в
реализации Программы и предусматривает проведение анализа и
подведение итогов реализации Программы, а также разработку дальнейших
мер, направленных на улучшение положения многодетных семей.






РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ






В 2004 - 2006 гг. на
реализацию программных мероприятий дополнительно потребуется
направить из средств областного бюджета 9810,4 тыс. руб., в том
числе:


2004 г. - 3035,4 тыс. руб.,


2005 г. - 3214,3 тыс. руб.,


2006 г. - 3560,7 тыс. руб.


Кроме того, на реализацию Программы
предполагается привлечение средств из федерального бюджета (не считая
средств, получаемых в соответствии с ежегодными заявками по программе
"Дети России"):


2004 г. - 5099,0 тыс. руб.,


2005 г. - 5679,0 тыс. руб.,


2006 г. - 6243,0 тыс. руб.;


из внебюджетных источников (не считая
грантовых проектов):


2004 г. - 1063,0 тыс. руб.,


2005 г. - 1192,6 тыс. руб.,


2006 г. - 1453,5 тыс. руб.,


а также средств местных бюджетов в
рамках текущего финансирования (при условии участия органов местного
самоуправления в Программе).


Государственным заказчиком Программы
является Правительство Нижегородской области.


Исполнителями мероприятий Программы
являются следующие министерства:


- министерство труда и социальной
защиты Нижегородской области,


- министерство здравоохранения
Нижегородской области,


- министерство культуры Нижегородской
области,


- министерство образования и науки
Нижегородской области,


- министерство промышленности и
инноваций Нижегородской области,


- министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области,


- министерство финансов Нижегородской
области


во взаимодействии с:


Департаментом Федеральной
государственной службы занятости по Нижегородской области;


Территориальным фондом обязательного
медицинского страхования;


некоммерческими организациями (по
согласованию);


социальными партнерами.


Координатором реализации Программы
является министерство труда и социальной защиты Нижегородской
области.


При реализации мероприятий
государственный заказчик Программы уточняет объемы необходимых
средств для их финансирования в очередном году и представляет проект
соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в министерство
экономики и развития предпринимательства Нижегородской области и
министерство финансов Нижегородской области для включения в перечень
областных целевых программ, принимаемых к финансированию из
областного бюджета на очередной финансовый год.






ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ






Контроль за
реализацией мероприятий Программы осуществляет Правительство
Нижегородской области, министерство труда и социальной защиты
Нижегородской области совместно с заинтересованными органами
исполнительной власти области.


Вопросы о ходе реализации мероприятий
Программы и об эффективности использования финансовых средств по мере
необходимости рассматриваются на заседаниях Правительства
Нижегородской области и на расширенных заседаниях коллегии
министерства труда и социальной защиты Нижегородской области -
координатора Программы.






СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ


И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ






Эффективность
реализации Программы определяется:


- увеличением возможности получения
дифференцированного социального обслуживания в зависимости от
потребностей многодетной семьи;


- увеличением количества и повышением
качества предоставляемых системой органов социальной защиты услуг и
различных видов помощи;


- расширением возможности занятости
для членов многодетных семей на рынке труда;


- снижением количества многодетных
семей "группы риска";


- снижением негативного отношения
общества к многодетным семьям и улучшением социального самочувствия
членов многодетных семей.


Реализация мероприятий Программы
позволит:


- усилить защиту прав и законных
интересов детей из многодетных семей, а также многодетных семей в
целом;


- улучшить социальное положение этих
семей через повышение качества и расширение спектра предоставляемых
услуг;


- обеспечить более широкий доступ
детей из многодетных семей и многодетных семей в целом к культурным
ценностям, образовательным, информационным, оздоровительным и другим
программам;


- усилить координационную
деятельность областных органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления по организации предоставления услуг
многодетным семьям, а также социального партнерства с общественными
организациями, занимающимися проблемами семьи.






ПЕРЕЧЕНЬ


МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНЫХ
СЕМЕЙ В


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2006
ГГ.






































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































п/п


Наименование мероприятий


Исполнители


Сроки
исполнения


Финансовая

потребность
(тыс. руб.)


Предполагаемые
источники

финансирования














2004


2005


2006





1


2


3


4


5


6


7


8


I этап реализации Программы

Правовое и
организационно-методическое обеспечение Программы


1.


Проведение
мониторинга
социально-экономического
положения
многодетных
семей (социологические
исследования
уровня
бедности среди многодетных
семей, ее
структуры,
причин и последствий,
исследование
потребности
семей в социальной
поддержке с
целью
классификации и выделения
целевых групп
многодетных
семей) в целях поэтапного
перехода к
адресной
социальной поддержке
многодетных семей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004


120,0


20,0


20,0


Областной
бюджет


2.


Создание системы
основных
характеристик
малообеспеченной, а
также
неблагополучной
многодетной
семьи
(разработка социального
паспорта семьи)


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2003 - 2004














3.


Разработка на
основе
социального паспорта семьи
подкомплекса
"Многодетные
семьи" в рамках базы
данных
"Соцпомощь",
обеспечивающей
ввод
дополнительных сведений о
многодетных семьях
и
оказанной им социальной
помощи


Министерство
труда
и
социальной защиты
области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления
при условии
их
участия


2003 - 2004














4.


Разработка
пакетов
социальной помощи и услуг
для каждой целевой
группы
многодетных семей,
выявленных в
результате
социологических
исследований


Министерство
труда
и
социальной
защиты области


2004














5.


Разработка для
социальных
работников технологии
работы с
многодетной
семьей в соответствии с
выделенными
целевыми
группами


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004














6.


Разработка проекта закона

государственной
поддержке многодетных
семей
в Нижегородской
области"


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004














7.


Создание областного
центра
социальной помощи семье и
детям как
методического
центра по работе с семьей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Областной
бюджет

Федеральный
бюджет
Внебюджетные
источники


8.


Составление
социальной
программы для
некоммерческих
организаций
и партнеров с целью
решения
проблем
многодетных семей по
результатам первого
этапа
реализации Программы


Министерство
труда
и
социальной защиты


2004














II этап реализации Программы


1. Активизация трудовых и
экономических ресурсов многодетных семей


1.1.


Обеспечение
занятости
безработных граждан,
относящихся к
категориям
многодетных родителей, в
соответствии с
областной
Программой содействия
занятости
населения
Нижегородской области, в
т.ч.:


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


486,0


486,0


486,0


Федеральный
бюджет





- организация
временного
трудоустройства на
субсидированной
основе


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


300,0


300,0


300,0


Федеральный
бюджет





- организация
общественных
работ


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Федеральный
бюджет

Областной
бюджет
Местный
бюджет





- организация
временной
занятости подростков во
время каникул и
в
свободное от учебы время


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Федеральный
бюджет

Областной
бюджет
Местный
бюджет





- поддержка

предпринимательской
деятельности


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


186,0


186,0


186,0


Федеральный
бюджет


1.2.


Повышение

конкурентоспособности
трудоспособных
членов
семей на рынке труда в
соответствии с
областной
Программой содействия
занятости
населения
Нижегородской области:


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


618,0


756,0


900,0


Федеральный
бюджет





- проведение с ними работы
по
профессиональной
ориентации
и
психологической поддержке


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


64,0


90,0


110,0


Федеральный
бюджет





- организация
клубной
работы по
социально-психологической

и трудовой адаптации
безработных -
членов
многодетных семей, имеющих
длительный перерыв
в
работе или отсутствие
опыта работы


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области (по
согласованию)


2004 - 2006


30,0


36,0


40,0


Федеральный
бюджет





- обеспечение организации
их
профессионального
обучения с учетом
потребности
экономики
области








524,0


630,0


750,0


Федеральный
бюджет


1.3.


Оказание
необходимой
помощи многодетным семьям
в организации
крестьянских
(фермерских) хозяйств,
малых предприятий


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления,
при условии
их
участия


2004 - 2006














1.4.


Организация в
сельской
местности приусадебных
хозяйств и
общественных
огородов для многодетных
семей с
целью
самообеспечения их
овощами


ДФГСЗН
по
Нижегородской
области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления
при условии
их
участия


2004 - 2006














2. Внедрение системы адресной
социальной помощи многодетным малоимущим семьям в рамках
реализации концепции
адресной социальной поддержки семьи в
Нижегородской области


2.1.


Формирование и
поэтапная
реализация механизма
адресности
по
предоставлению
государственных
социальных
льгот и гарантий поддержки
многодетных семей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006














2.2.


Анализ
реализации
федеральных и областных
нормативных правовых
актов
в отношении многодетных
семей и
внесение
соответствующих
предложений в
федеральные
органы власти,
Правительство
области,
органы местного
самоуправления


Министерство
труда
и
социальной защиты
области,
министерство

образования и
науки области,
министерство

здравоохранения
области,
министерство

культуры области,
министерство
строительства
и
ЖКХ области,
министерство
промышленности
и
инноваций области


1-й квартал
года,

предшествующего
планированию
бюджета














2.3.


Реализация
права
первоочередного получения
многодетными
семьями
льготного жилищного
кредитования, а
также
льготное кредитование
газификации,
приобретения
бытовой техники, обучения
детей


Министерство

строительства и
ЖКХ во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Областной
бюджет

Местный
бюджет


2.4.


Разработка
новых
нормативно-правовых актов
о внесении дополнений
и
изменений в действующие
нормативные
правовые
документы с целью
обеспечения
дополнительных
льгот, пособий и выплат
многодетным
семьям со
среднедушевым доходом ниже
бюджета
прожиточного
минимума, установленного в
Нижегородской
области:


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006

















- льготы по проезду
в
летнее время на
садово-огородные
участки
железнодорожным
транспортом


Главное
управление

дорожного и
транспортного
хозяйства

Нижегородской
области





76,8


82,8


89,0


Областной
бюджет





- разработка предложений
о
внесении изменений в
постановление

Правительства
Нижегородской области
от
27.01.2003 № 22
"О выплате
областных
социальных пособий в 2003
г." с целью:

- поэтапного доведения
единовременного пособия
на
рождение третьего и
последующих детей
в
многодетных семьях,
проживающих в районах
и
городах Нижегородской
области, до 1000 рублей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления -
при условии
их
участия


2004 - 2006


595,4


642,0


690,0


Областной
бюджет














Текущее

финансирование


Местный
бюджет





- поэтапно
ввести
дополнительное областное
ежемесячное пособие
на
детей одиноким матерям и
матерям,
воспитывающим
детей-инвалидов, из
многодетных
семей,
проживающих в районах и
городах
Нижегородской
области, а также в
Арзамасе и
Дзержинске, с 4
и более детьми (50 руб. на
каждого ребенка)


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006


734,4


792,4


851,8


Областной
бюджет














Текущее

финансирование


Местный
бюджет





- сохранение
статуса
многодетных семей,
воспитывающих детей
-
студентов вузов очной
формы обучения до 23 лет

части 50% скидки с
установленной платы за
пользование
отоплением,
газом и электроэнергией)


Министерство

строительства и
ЖКХ во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления





Текущее

финансирование


Областной
бюджет

Местный
бюджет





- единовременное
пособие
выпускникам 11-х классов
из многодетных
семей,
успешно окончившим школу
(на 4 и 5) при
наличии
соответствующих
муниципальных программ


Министерство
труда
и
социальной защиты
области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Местный
бюджет


2.5.


Осуществление

благотворительных акций по
поддержке
многодетных
семей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области,
общественные

организации и
благотворительные
фонды -
при
условии их
участия


2004 - 2006


500,0


600,0


800,0


Внебюджетные
источники


2.6.


Принятие на
социальное
обслуживание семьи при
рождении в них 2-х и
более
близнецов;
рассмотрение
возможности
обеспечения улучшения
жилищных
условий
многодетной семьи при
рождении 3-х и
более
близнецов (тройни и более)


Министерство
труда
и
социальной защиты
области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления


2004 - 2006














2.7.


Организация отдыха
и
оздоровления на
безвозмездной
основе
детей-инвалидов и детей из
многодетных
семей.
Содействие в организации
семейного отдыха
и
оздоровления


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006


3 377,0


3 681,0


3 957,0


Федеральный
бюджет

Местный
бюджет














Текущее

финансирование





2.8.


Организация при центрах,
в
т.ч. при МЦ, социальных
парикмахерских,
магазинов,
бюро социально-бытовых
услуг по ремонту
техники,
пошиву одежды и т.д.,
пунктов проката
предметов
первой необходимости для
обслуживания
многодетных
семей на бесплатной
основе


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006














3. Меры по профилактике
асоциальных проявлений и реабилитации многодетных семей "группы
риска"


3.1.


Формирование банка
данных
неблагополучных
многодетных семей
и
выявление причин
неблагополучия
семей
данной категории


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006














3.2.


Оказание
поддержки
многодетным семьям в
преодолении
трудной
жизненной ситуации:


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006

















- оказание материальной
и
социально-бытовой помощи
семьям,
организация
горячих обедов,
обеспечение
одеждой,
обувью, предметами первой
необходимости детей
из
семей группы риска


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006

















- оказание

медико-социальной,
психолого-педагогической,

юридической помощи
многодетным

неблагополучным семьям,
семьям и
детям,
подвергшимся насилию,
учреждениями
социального
обслуживания семьи и детей


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006














3.3.


Осуществление
патронажа
многодетных семей "группы
риска" с
целью выявления
условий быта и воспитания
детей,
оказания
психолого-педагогических
услуг и
осуществления
контроля за соблюдением
прав ребенка
в
установленном порядке


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Местный
бюджет


3.4.


Совершенствование
работы
действующих служб
"Телефона
экстренной
психологической помощи" и
дальнейшее их
развитие


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006














3.5.


Взаимодействие
учреждений
социальной защиты с
образовательными

учреждениями,
правоохранительными

органами, реализация
совместных мер
и
мероприятий с целью
соблюдения прав ребенка


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006














3.6.


Временное помещение
детей,
попавших в трудную
жизненную ситуацию,
из
многодетных семей в
учреждения
социальной
поддержки семьи и детей


Министерство
труда
и
социальной защиты
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006














4. Меры по оказанию помощи
многодетным семьям в воспитании и образовании детей


4.1.


Организация работы
по
психолого-педагогической
поддержке
многодетных
семей, дети которых
обучаются
или
воспитываются в
образовательных

учреждениях области


Министерство
образования
и
науки области,
образовательные
учреждения -
при
условии их
участия


2004 - 2006














4.2


Первоочередное
устройство
детей из многодетных семей
в дошкольные и
школьные
учреждения, учреждения
дополнительного

образования, спортивные
секции,
кружки
художественного и
технического творчества


Министерство
образования
и
науки во
взаимодействии с
органами

местного
самоуправления


2004 - 2006














5. Меры по улучшению
медицинской помощи многодетным семьям, формированию здорового
образа жизни


5.1.


Осуществление мер
по
дополнительной социальной
поддержке
беременных
женщин из многодетных
семей:


Министерство

здравоохранения
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006

















- бесплатное
обеспечение
противоанемическими и
витаминными
препаратами
(разработка предложения о
внесении
соответствующих
изменений и дополнений в
постановление

Правительства
Нижегородской
области
от 27.01.2003 № 22
"О выплате
областных
социальных пособий в 2003
г.")


Министерство

здравоохранения
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления





468,0


472,6


508,5


Областной
бюджет














468,0


472,6


508,5


Внебюджетные
средства














Текущее

финансирование


Местный
бюджет





- бесплатный
проезд
беременных женщин на
муниципальном
транспорте
из сельской местности в
женскую
консультацию, в
соответствии с местными
программами


Министерство

здравоохранения
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления





Текущее

финансирование


Местный
бюджет


5.2.


Организация и
проведение
диагностического
обследования детей
и
родителей из многодетных
семей (в
рамках
территориальной программы
государственных
гарантий
по обеспечению бесплатной
медицинской
помощью
населения Нижегородской
области)


Министерство

здравоохранения
во взаимодействии
с
Территориальным
фондом
обязательного

медицинского
страхования
(ТФОМС),
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006


Текущее

финансирование в
рамках

территориальной
программы ОМС


Внебюджетные
средства

Местный
бюджет


5.3.


Разработка предложений
о
внесении дополнений и
изменений
в
распоряжение
Правительства

Нижегородской области
от 15.04.2003 № 212-р
"Об
упорядочении бесплатного
обеспечения
детей
первого-второго года жизни
специальными
молочными
продуктами питания на
территории
Нижегородской
области" с целью
бесплатного
обеспечения
детей до 3-х лет из
многодетных
семей
молочными продуктами
(смесями)


Министерство

здравоохранения
во взаимодействии
с
органами
местного
самоуправления


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Местный
бюджет


5.4.


Организация

просветительской работы с
женщинами-матерями
и
детьми подростками из
многодетных семей
по
формированию здорового
образа жизни


Министерство

здравоохранения


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Областной
бюджет

Местный
бюджет


6. Развитие социального
партнерства


6.1.


Привлечение
социальных
партнеров к разработке и
реализации
областных
программ и
нормативно-правовых
актов,
направленных на защиту
прав и законных
интересов
многодетных семей, в
рамках
реализации
Соглашения о социальном
партнерстве


Министерство
труда
и
социальной защиты
области во
взаимодействии
с
областным
координационным
советом

некоммерческих
организаций,
решающих
проблемы
семьи, женщин и
детей


2004 - 2006














6.2.


Формирование
социального
заказа некоммерческим
организациям для
грантовой
поддержки проектов,
направленных на
решение
проблем многодетных семей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006














6.3.


Консультационная,

информационно-
методическая,

организационная поддержка
некоммерческих

организаций, с целью
содействия
осуществлению
проектов, направленных на
решение социальных
проблем
многодетных семей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006














6.4.


Поддержка
общественных
организаций, семейных
клубов,
занимающихся
проблемами многодетных
семей, грантовая
поддержка
по итогам участия в
конкурсах
социальных
проектов


Министерство
труда
и
социальной защиты
области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления


2004 - 2006


100,0


120,0


145,0


Областной
бюджет














50,0


60,0


75,0


Внебюджетные
источники














Текущее

финансирование


Местный
бюджет


7. Повышение статуса
многодетных семей и развитие их нравственного потенциала


7.1.


Продолжение
практики
представления лучших
многодетных матерей
и
отцов к награждению за
большой вклад в
воспитание
детей:


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006

















-
Благодарностью
министерства труда и
социальной защиты
области


Министерство
труда
и
социальной защиты
области




















- Почетным
дипломом
многодетной матери I, II и
III степени

соответствии с
Законом
Нижегородской
области "О наградах и
премиях
Нижегородской
области")


Министерство
труда и

социальной защиты
области


2004 - 2006


75,0


75,0


75,0


Областной
бюджет





-
государственными
наградами (по
представлению

администрации Губернатора
области)


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006














7.2.


Подготовка предложений
в
Государственную Думу РФ по
восстановлению

государственных наград
многодетным
матерям:
звания "Мать-героиня" и
ордена
и медали
"Материнская слава"


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004














7.3.


Проведение
областных
мероприятий при участии
детей и родителей
из
многодетных семей:


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006


180,0


195,0


210,0


Областной
бюджет


7.3.1


Областные
праздники,
посвященные Международному
дню семьи























Проведение
литературных
семейных праздников:
- "С книгой
дружим всей
семьей"
- "Чтение
для сердца и
разума"
- "Радость
в каждый дом"


Министерство
культуры


2004 - 2006


10,0


10,0


10,0


Областной
бюджет


7.3.2


Областные
мероприятия,
посвященные Дню защиты
детей


Министерство
труда
и
социальной защиты


2004 - 2005


100,0


110,0


120,0


Областной
бюджет





Проведение
литературных
семейных праздников:
- "Дом без
книги - день
без солнца"
- "От
этих книг лишь
радость на душе"
- "Лето
вместе с книгой"


Министерство
культуры


2006


10,0


10,0


10,0


Областной
бюджет


7.3.3


Областные
мероприятия,
посвященные Всероссийскому
дню матери


Министерство
труда
и
социальной защиты





130,0


140,0


150,0


Областной
бюджет





Областные
мероприятия,
посвященные Новогодним и
Рождественским
праздникам


Министерство
труда
и
социальной защиты





109,8


118,5


127,4


Областной
бюджет


7.4.


Организация
специальных
абонементов театров,
филармонии,
музеев,
зоопарков и аттракционов
для многодетных семей


Министерство
культуры
во
взаимодействии с
органами местного
самоуправления


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Областной
бюджет

Местный
бюджет


7.5.


Открытие
библиотек
семейного чтения


Министерство
культуры
области


2004 - 2006


50,0


50,0


50,0


Областной
бюджет


7.6.


Организация
работы
семейных клубов "Всей
семьей в библиотеку"


Министерство
культуры
области
во взаимодействии
с Нижегородской
государственной

областной детской
библиотекой,
центральной

детской
библиотекой


2004 - 2006


5,0


5,0


5,0


Областной
бюджет


7.7.


Проведение областной акции
по
сбору книг для домашних
библиотек многодетных
семей


Министерство
культуры
области
во взаимодействии
с Нижегородской
государственной

областной детской
библиотекой,
центральной

детской
библиотекой


2004














7.8.


Предоставление
широкого
спектра информационных
услуг для
многодетных
семей г. Н.Новгорода и
области по
вопросам
детства


Министерство
культуры
области
во взаимодействии
с Нижегородской
государственной

областной детской
библиотекой,
центральной

детской
библиотекой


2004 - 2006


1,0


1,0


1,0


Областной
бюджет


7.9.


Обучение детей
из
многодетных семей навыкам
работы на компьютере
и
предоставление бесплатного
использования Интернет
по
специальным абонементам


Министерство
культуры
области
во взаимодействии
с Нижегородской
государственной

областной детской
библиотекой,
центральной

детской
библиотекой


2004 - 2005


50,0


50,0


50,0


Областной
бюджет


7.10.


Проведение

социологического опроса
многодетных семей
"Как
живется книге в доме"


Министерство
культуры
области
во взаимодействии
с Нижегородской
государственной

областной детской
библиотекой,
центральной

детской
библиотекой


2005





15,0





Областной
бюджет


7.11.


Докомплектование
детских
библиотек периодическими
изданиями,
художественными
и научно-познавательными
книгами для
семейного
чтения


Министерство
культуры
во
взаимодействии с
Нижегородской
государственной

областной детской
библиотекой


2004 - 2006


30,0


30,0


30,0


Областной
бюджет


7.12.


Организация и
проведение
фестиваля художественного
семейного творчества


Министерство
культуры
во
взаимодействии с
областным
научно-

методическим
центром народного
творчества


2006








50,0


Областной
бюджет


7.13.


Организация рубрики
в
газете "Клубный вестник"
"Клуб и семья"


Министерство
культуры
во
взаимодействии с
областным
научно-

методическим
центром народного
творчества

















8. Информационно-методическое
и кадровое обеспечение


8.1.


Издание
методических
пособий, информационных
материалов для
социальных
работников по работе с
многодетной семьей
в
соответствии с целевыми
группами
многодетных
семей, выявленными в
результате
социологических
исследований


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006


50,0

10,0


70,0

15,0


100,0

15,0


Областной
бюджет

Внебюджетные
источники


8.2.


Повышение

информированности
многодетных
семей:
встречи, беседы,
консультации о
нормативных
правовых актах по правам,
льготам и
гарантиям,
предоставляемым
многодетным
семьям,
а также выпуск
информационных
материалов
по перечню гарантий
многодетным семьям


Министерство
труда
и
социальной
защиты области во
взаимодействии
с
органами местного
самоуправления


2004 - 2006


100,0

30,0


150,0

40,0


200,0

50,0


Областной
бюджет

Внебюджетные
источники


8.3.


Оказание содействия
в
организации в средствах
массовой информации
циклов
передач, статей, дискуссий
по проблемам
ценностных
ориентаций семьи и
семейного воспитания


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006














8.4.


Организация и
проведение
конференций, семинаров,
"круглых
столов" по
проблемам многодетных
семей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006


30,0


40,0


50,0


Областной
бюджет


8.5.


Внедрение
социальной
рекламы в средствах
массовой
информации с
целью изменения отношения
общества к
многодетным
семьям


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006














8.6.


Организация
подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации
специалистов
по социальной работе с
семьей, женщинами и
детьми
(при НИРО, педуниверситете
и ВВАГС)


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006


Текущее

финансирование


Федеральный
бюджет

Областной
бюджет


8.7.


Организация
обучения
руководителей общественных
организаций,
занимающихся
поддержкой многодетных
семей


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2004 - 2006


10,0

5,0


15,0

5,0


18,0

5,0


Областной
бюджет

Внебюджетные
источники


III этап реализации Программы


1.


Проведение
итогового
социологического среза по
результатам
реализации
Программы


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2006 - 2007














2.


Проведение
анализа
реализации Программы и
подготовка
итоговой
аналитической записки


Министерство
труда
и
социальной защиты
области


2007














3.


Разработка дальнейших
мер,
направленных на улучшение
положения
многодетных
семей, по результатам
итогового
социологического
исследования и анализа
реализации
Программы


Правительство

Нижегородской
области


2007
























Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru