(тыс. чел.) │
└───────────────────┴───────────────────┴──────────────────┴──────────────┘
-
Реальный (производительный)
сектор экономики:-
сельское хозяйство
53% 21 1,90-
промышленность
26% 11 0,70-
строительство
9% 5 0,38-
прочие отрасли
12% 0,04-
- Торговля
0,81
Основные
перспективные направления развития района:
- сельскохозяйственное производство;
- переработка сельхозпродукции;
- добывающая промышленность;
- въездной и внутренний туризм;
- жилищное строительство;
- транспортная инфраструктура;
- социальная сфера (медицина,
образование);
- сфера отдыха, развлечений,
физкультуры и спорта для населения;
- благоустройство населенных пунктов.
Однако по-прежнему актуальными для
района остаются следующие проблемы:
- диспропорция спроса и предложения
на районном рынке труда;
- несоответствие профессиональных
интересов и намерений подростков и молодежи потребностям рынка труда;
- сохраняющаяся тенденция сокращения
общей численности населения, отток молодежи из района.
Анализ приведенных данных говорит о
том, что наряду с экономическими рычагами Программа профессиональной
ориентации подростков и молодежи является необходимым и важным
элементом в системе мер, направленных на социально-экономическое
развитие района.
3. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели
Программы профессиональной ориентации подростков и молодежи
Бутурлинского района:
- снижение оттока молодого населения
из района;
- привлечение и закрепление молодых
квалифицированных кадров на предприятия района, в том числе в сферу
сельского хозяйства, малого бизнеса и самозанятости;
- достижение сбалансированности между
профессиональными интересами молодежи, потребностями самореализации
личности и возможностями рынка труда;
- сохранение и укрепление кадрового
потенциала района в соответствии с перспективами его экономического
развития.
Реализация данной Программы
планируется посредством осуществления следующих задач:
- организация информирования молодежи
о ситуации на рынке труда Бутурлинского района и Нижегородской
области;
- профессиональная ориентация,
психологическая поддержка безработной сельской молодежи, социальная
адаптация безработной молодежи, проживающей в сельской местности;
- обеспечение готовности специалистов
системы образования к решению проблем по профессиональной ориентации
подростков и молодежи.
4. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
2007/2008 учебный
год.
5. МЕХАНИЗМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Важным механизмом
реализации Программы является согласование и координация совместных
действий основных исполнителей мероприятий Программы, компетенции
каждого из которых определены следующим образом:
1. Центр занятости населения:
- проводит системную,
квалифицированную и комплексную профориентационную работу: оказывает
услуги по профориентации, психологической поддержке и социальной
адаптации безработной молодежи, гарантирует необходимый минимум
бесплатных превентивных профориентационных услуг подросткам и
учащейся молодежи;
- внедряет эффективные методы и
средства профессионального информирования, профконсультирования,
психологической поддержки;
- доводит до сведения отдела
образования основные положения Программы содействия занятости в
разделе "Профориентация, профобучение и трудоустройство
молодежи";
- предоставляет информационные
материалы, статистические данные о состоянии и прогнозе занятости
молодежи на рынке труда;
- оказывает методическую и
организационную помощь в проведении профориентационной работы
образовательным учреждениям района.
- организует конференции, семинары,
групповые консультации, беседы для молодежи района, родителей
подростков и других заинтересованных лиц;
- проводит первичные групповые
консультации с учащимися школ по заявкам администрации школ.
2. Отдел образования:
- проводит системную,
квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
- обеспечивает профориентационную
направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного
процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов,
родителей, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
- формирует у учащихся
образовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в
соответствии с интересами и особенностями каждого учащегося с учетом
потребности региона в кадрах;
- привлекает учащихся во внеучебное
время к техническому и художественному творчеству, повышает их роль в
выборе профессии;
- организует профессиональное
просвещение и консультирование учащихся, формирует у них
профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с
учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния
здоровья, а также потребности региона в кадрах;
- обеспечивает единство
психолого-педагогической и медицинской консультации,
профессионального отбора молодежи, поступающей в образовательные
учреждения профессионального образования;
- привлекает школьных психологов для
организации и проведения профориентационной работы.
3. Бутурлинский сельскохозяйственный
техникум:
проводит профессиональный отбор
поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной
пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии,
специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к
будущей профессии.
6. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для достижения
результатов планируется осуществление следующих программных
мероприятий:
Мероприятия
|
Срок
|
Исполнитель
|
1. Деятельность Совета
по реализации Программы
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
1.1. Разработка плана
работы по реализации Программы
|
Сентябрь 2007 г. |
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
1.2. Организация совещаний
с ответственными за профориентацию в школах
района |
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
1.3. Осуществление связи
с другими организациями и ведомствами
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
2.
Профориентация, профобучение и трудоустройство молодежи
в рамках законодательства РФ
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
2.1. Информирование
о состоянии и прогнозе занятости молодежи на рынке труда
района |
Весь период
|
ГУ "ЦЗН"
|
2.2. Оказание
методической помощи по профориентационным услугам
службы занятости педагогам, ответственным
за профориентационную работу
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН"
|
2.3. Организация и участие
в проведении районных мероприятий
профориентационного характера
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
2.4. Проведение
групповых консультаций с использованием тестовых методик,
видеотек ЦЗН и профессиограмм
|
1 раз в квартал
|
ГУ "ЦЗН"
|
2.5. Проведение
первичных групповых консультаций с учащимися школ
|
1 раз в четверть |
ГУ "ЦЗН"
|
2.6. Организация и
проведение дней профессий, в т.ч. сельской молодежи
|
По плану
|
ГУ "ЦЗН",
работодатели
|
2.7. Проведение
телефонной линии "Ориентир" для молодежи, учащихся,
их родителей по профессиональному
самоопределению и возможности обучения на
востребованные профессии
|
Ежемесячно
|
ГУ "ЦЗН"
|
2.8.
Оказание профориентационных услуг в рамках проведения
ярмарок вакансий учебных и рабочих мест
|
2 раза в год
|
ГУ "ЦЗН",
работодатели, учебные заведения
|
3.
Социально-экономическая поддержка детей
из малообеспеченных семей
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
3.1.
Выявление нетрудоспособных подростков
|
Весь период
|
Отдел образования
|
3.2.
Организация профориентации детей- инвалидов,
входящих в трудоспособный возраст
|
По мере необходимости
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
3.3. Осуществление контроля
за охраной труда несовершеннолетних и
оказание помощи в их трудоустройстве
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
4. Профессиональная
ориентация в учебных заведениях через учебный процесс
|
Весь период
|
Отдел образования
|
4.1. Изучение
возможностей каждого учебного предмета для осуществления
профессиональной ориентации
|
Весь период
|
Отдел образования
|
4.2. Использование
трудового обучения как базового для осуществления
профориентации
|
Весь период
|
Отдел образования
|
4.3. Профориентация и
трудовое воспитание средствами неурочной
воспитательной работы
|
Весь период
|
Отдел образования
|
4.4. Работа с родителями
с целью выявления и коррекции планов учащихся
выпускных классов в соответствии с их интересами,
склонностями и потребностями района в закреплении
кадров, а также ориентации на занятость в сельском
хозяйстве
|
Весь период
|
Отдел образования
|
4.5. Диагностика
способностей и склонностей подростков
|
Весь период
|
Отдел образования
|
4.6. Организация
летних трудовых отрядов, бригад по ремонту, по
благоустройству школьной территории
|
Весь период
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
4.7. Организация и
проведение совместно с областным ЦРТДиМ профориентационной
игры "Карьера"
|
13 - 15 ноября 2007 г.
|
ГУ "ЦЗН",
отдел образования
|
7. ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
Показателем
результативности решения задач Программы является количество лиц,
охваченных услугами по профориентации из числа подростков и молодежи.
8. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
позволит:
охватить услугами по профессиональной
ориентации не менее 250 человек из числа подростков и молодежи;
повысить уровень психологической
компетентности подростков в проектировании собственной
профессиональной самореализации;
повысить уровень обеспечения
квалифицированными кадрами различных сфер экономики района (в первую
очередь - сельскохозяйственной);
сократить численность общей
безработицы среди молодежи;
снизить социальную напряженность в
районе.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
10. СОЦИАЛЬНЫЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые итоги
выполнения Программы:
- в социальном плане - достижение
сбалансированности между профессиональными интересами подростков и
молодежи, потребностями самореализации личности и запросом
регионального рынка труда;
- в экономическом плане - повышение
конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижение оттока
молодого населения из района, сохранение и укрепление кадрового
потенциала в соответствии с перспективами его экономического
развития;
- в организационном плане -
оптимизация работы по профессиональной ориентации и подростков, и
молодежи района.
11. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Контроль за
реализацией Программы осуществляют:
администрация Бутурлинского
муниципального района;
управление Государственной службы
занятости населения НО.