Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Нижегородского районного
суда г. Н.Новгорода от 03.09.2003 по делу № 2-3262/03


<УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ НА
ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ, ОТНОСИТСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ГЛАВЫ ГОРОДА НИЖНЕГО
НОВГОРОДА, А НЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









НИЖЕГОРОДСКИЙ
РАЙОННЫЙ СУД


ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА




РЕШЕНИЕ






от 3 сентября 2003 года
Дело N 2-3262/03



3 сентября 2003 г.
Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода в составе
председательствующего судьи Яшковой Е.Л. с участием прокурора
Рыжковой И.В., при секретаре Рожновой О.В., рассмотрев в открытом
судебном заседании заявление прокурора о признании недействительным
постановление Городской Думы от 21 апреля 1998 г. № 21 и
недействующим Положения о порядке установления цен и тарифов на
продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной
собственности, утвержденного постановлением Городской Думы № 21 от 21
апреля 1998 г., установил:


Прокурор г. Н.Новгорода обратился в
суд с заявлением о признании недействительным постановления Городской
Думы от 21.04.1998 № 21 как противоречащего закону со дня его издания
и признании недействующими п. 2.1 - 2.9 и 2.11 - 2.15 Положения о
порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций,
находящихся в муниципальной собственности, утвержденного
постановлением Городской Думы от 21.04.1998 № 21, указав, что
указанное Положение в целом принято с превышением полномочий, а также
все пункты Положения противоречат действующему законодательству -
статьям 11, 22, 28, 33 Устава города Нижнего Новгорода, статьям 13 и
15 Закона Нижегородской области "Об организации местного
самоуправления в Нижегородской области", статьям 14 и 15 Закона
Российской Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации". Пункт 2.15 Положения,
регламентирующий порядок вступления постановления главы администрации
об изменении цен (тарифов) на продукцию (услуги), принят в нарушение
статьи 11 Устава города Нижнего Новгорода.


В судебном заседании прокурор Рыжкова
И.В. заявление прокурора поддержала в полном объеме.


Представитель Городской Думы Маслова
И.Л. доводы прокурора г. Н.Новгорода не признала, полагает и
постановление от 21.04.1998 № 21, и Положение, утвержденное
постановлением Городской Думы от 21.04.1998 № 21, законными и
обоснованными, принятыми в соответствии с предоставленными Городской
Думе полномочиями и в соответствии с действующим законодательством и
Уставом города Нижнего Новгорода.


Представитель администрации города
Н.Новгорода Коробова О.В. с заявлением прокурора города Н.Новгорода
согласна частично, полагает пункты 2.3 - 2.9 и 2.14 - 2.15 Положения
о порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги)
организаций, находящихся в муниципальной собственности. Просит
указанные пункты признать недействующими, в остальной части заявления
прокурору города Н.Новгорода отказать.


Выслушав доводы лиц, участвующих в
деле, оценив собранные судом доказательства в их совокупности, суд
находит заявление прокурора города Н.Новгорода подлежащим
удовлетворению частично.


В судебном заседании установлено, что
постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 21 апреля
1998 г. № 21 утверждено Положение о порядке установления цен и
тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в
муниципальной собственности, далее - Положение (л.д. 4 - 7).
Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)",
одноименным постановлением Губернатора Нижегородской области от
23.10.1995 № 154, Законом о государственном регулировании цен и
тарифов в Нижегородской области от 22.08.1997 № 87-З и
предусматривает порядок установления цен и тарифов на продукцию
(услуги), реализуемые организациями, находящимися в муниципальной
собственности.


В соответствии со статьей 13 ГК РФ
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и
нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина
или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.


Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин,
организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном
порядке нормативным правовым актом органа государственной власти,
органа местного самоуправления или должного лица нарушаются их права
и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации,
законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в
пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о
признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.


Таким образом, нормативный акт может
быть признан судом недействующим со дня его принятия в случае
принятия его должностным лицом с превышением полномочий и (либо)
установления судом противоречия оспариваемого нормативного правового
акта или его части федеральному закону либо другому нормативному
правовому акту, имеющего большую юридическую силу.


Прокурор города Н.Новгорода обратился
в суд с заявлением, просит признать недействующими п. 2.1 - 2.9 и п.
2.14 - 2.15 Положения.


Пункт 2.1 Положения устанавливает
порядок (процедуру) установления цен и тарифов на продукцию (услуги)
организаций, находящихся в муниципальной собственности, и фактически
содержит юридические нормы и правила, обязательные для всех (для
администрации города, муниципальных предприятий).


Федеральный закон Российской
Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (статья 31) и Закон
Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в
Нижегородской области" (статья 39) предусматривают, что цены и
тарифы на продукцию и услуги организаций, находящихся в муниципальной
собственности, должны регулироваться органами местного
самоуправления. В указанных законах не конкретизирован вопрос, в
ведение какого конкретно органа (представительного или
исполнительного) отнесено осуществление регулирования цен и тарифов
на продукцию и услуги организаций, находящихся в муниципальной
собственности, а также не урегулирован порядок регулирования цен и
тарифов,


В соответствии с частью 3 статьи 15
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" в исключительном ведении представительных
органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных
правил по предметам ведения муниципального образования,
предусмотренных уставом муниципального образования.


Полномочия представительных органов
местного самоуправления определяются уставами муниципальных
образований.


В соответствии со статьей 11 Устава
города Нижнего Новгорода Городская Дума принимает нормативно-правовые
акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие юридические нормы,
обязательные для всех.


Между тем в силу статьи 22 Устава
города Нижнего Новгорода в полномочия Городской Думы входит
согласование по представлению главы города цены и тарифов на
продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся
в муниципальной собственности.


Глава города утверждает по
согласованию с Городской Думой цены и тарифы на продукцию (услуги)
предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной
собственности (статья 33 Устава).


Таким образом, Устав города Нижнего
Новгорода, также как и Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", не
регулирует процедуру установления новых цен (тарифов). Устав лишь
предусматривает, что Городская Дума согласовывает, а глава города
утверждает по согласованию с Городской Думой цены и тарифы.


Следовательно, утверждение цен и
тарифов на продукцию (услуги) относится к исключительной компетенции
главы города. Городская Дума, принимая Положение о порядке
установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций,
находящихся в муниципальной собственности в части регулирования
процедуры установления новых цен (тарифов), не превысила
предоставленные законодательством полномочия и обоснованно
руководствовалась статьей 15 ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 11
Устава города Нижнего Новгорода.


При таких обстоятельствах, п. 2.1
Положения не противоречит действующему законодательству и принят
Городской Думой в соответствии с предоставленными полномочиями.


Пункты 2.2 - 2.9 Положения
предусматривают порядок работы комиссии по анализу цен (тарифов) и
решению вопросов о предоставлении льгот на услуги, создаваемой главой
администрации города.


Между тем, распоряжением главы
местного самоуправления г. Н.Новгорода от 18 мая 1998 г. № 1747-р
создана комиссия по анализу цен (тарифов) и решению вопросов о
предоставлении льгот на услуги. Контроль за исполнением распоряжения
глава местного самоуправления оставил за собой.


В соответствии со статьей 28 Устава
города Нижнего Новгорода Городская Дума, глава города, администрация
города, районные и поселковые администрации осуществляют свою
деятельность в пределах своих полномочий.


В соответствии со статьей 33 Устава
города Нижнего Новгорода глава города руководит администрацией города
на основе единоначалия.


Следовательно, Городская Дума не
вправе вмешиваться в организационную деятельность как администрации
города Нижнего Новгорода, так и определять обязанности для
структурных подразделений администрации города.


При таких обстоятельствах п. 2.2 -
2.9 Положения приняты Городской Думой с превышением полномочий и в
нарушение статьи 28 Устава города Нижнего Новгорода. Указанные пункты
Положения следует признать недействующими со дня принятия Положения.


Пункты 2.11 - 2.15 Положения
регулируют исполнительно-распорядительную деятельность главы города,
в частности полномочия и обязанности главы города при положительном
решении вопроса об увеличении цен (тарифов) на продукцию (услуги).


В соответствии со статьей 28 Устава
города Нижнего Новгорода Городская Дума не вправе принимать к своему
рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством и настоящим
Уставом к полномочиям главы города, администрации города, районных и
поселковых администраций.


Дума не вправе вмешиваться в
исполнительно-распорядительную деятельность главы города,
администрации города, районных и поселковых администраций. Между тем,
абзац второй п. 2.15 Положения устанавливает порядок опубликования в
периодической печати Постановления и вступления его в силу. В
частности Постановление "вступает в силу через месяц после его
опубликования".


В силу статьи 11 Устава города
Нижнего Новгорода постановления и распоряжения главы города вступают
в силу непосредственно после их подписания за исключением тех из них,
которые носят характер нормативных и затрагивают права, свободы и
обязанности человека и гражданина.


Следовательно, слова "вступает в
силу через месяц после его опубликования" также не соответствуют
нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу, -
статье 11 Устава города Нижнего Новгорода.


Таким образом, пункты 2.11 - 2.15
Положения приняты с превышением полномочий и в нарушение действующего
законодательства.


Руководствуясь ст. 55, 58, 197 - 198,
253 ГПК РФ, суд




РЕШИЛ:




Заявление прокурора
города Нижнего Новгорода удовлетворить частично. Признать Положение о
порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций,
находящихся в муниципальной собственности, утвержденное
постановлением городской Думы от 21 апреля 1998 г. № 21, в части
пунктов 2.2 - 2.9 и 2.11 - 2.15 недействующим со дня его принятия. В
остальной части заявления прокурору города Нижнего Новгорода
отказать.


Решение может быть обжаловано в
Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд в
течение 10 дней.




Председательствующий


Е.Л.ЯШКОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru