РЕШЕНИЕ Нижегородского районного
суда г. Н.Новгорода от 03.09.2003 по делу № 2-3262/03
<УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ НА
ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ, ОТНОСИТСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ ГЛАВЫ ГОРОДА НИЖНЕГО
НОВГОРОДА, А НЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
НИЖЕГОРОДСКИЙ
РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
РЕШЕНИЕ
-
от 3 сентября 2003 года
Дело N 2-3262/03
3 сентября 2003 г.
Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода в составе
председательствующего судьи Яшковой Е.Л. с участием прокурора
Рыжковой И.В., при секретаре Рожновой О.В., рассмотрев в открытом
судебном заседании заявление прокурора о признании недействительным
постановление Городской Думы от 21 апреля 1998 г. № 21 и
недействующим Положения о порядке установления цен и тарифов на
продукцию (услуги) организаций, находящихся в муниципальной
собственности, утвержденного постановлением Городской Думы № 21 от 21
апреля 1998 г., установил:
Прокурор г. Н.Новгорода обратился в
суд с заявлением о признании недействительным постановления Городской
Думы от 21.04.1998 № 21 как противоречащего закону со дня его издания
и признании недействующими п. 2.1 - 2.9 и 2.11 - 2.15 Положения о
порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций,
находящихся в муниципальной собственности, утвержденного
постановлением Городской Думы от 21.04.1998 № 21, указав, что
указанное Положение в целом принято с превышением полномочий, а также
все пункты Положения противоречат действующему законодательству -
статьям 11, 22, 28, 33 Устава города Нижнего Новгорода, статьям 13 и
15 Закона Нижегородской области "Об организации местного
самоуправления в Нижегородской области", статьям 14 и 15 Закона
Российской Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации". Пункт 2.15 Положения,
регламентирующий порядок вступления постановления главы администрации
об изменении цен (тарифов) на продукцию (услуги), принят в нарушение
статьи 11 Устава города Нижнего Новгорода.
В судебном заседании прокурор Рыжкова
И.В. заявление прокурора поддержала в полном объеме.
Представитель Городской Думы Маслова
И.Л. доводы прокурора г. Н.Новгорода не признала, полагает и
постановление от 21.04.1998 № 21, и Положение, утвержденное
постановлением Городской Думы от 21.04.1998 № 21, законными и
обоснованными, принятыми в соответствии с предоставленными Городской
Думе полномочиями и в соответствии с действующим законодательством и
Уставом города Нижнего Новгорода.
Представитель администрации города
Н.Новгорода Коробова О.В. с заявлением прокурора города Н.Новгорода
согласна частично, полагает пункты 2.3 - 2.9 и 2.14 - 2.15 Положения
о порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги)
организаций, находящихся в муниципальной собственности. Просит
указанные пункты признать недействующими, в остальной части заявления
прокурору города Н.Новгорода отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в
деле, оценив собранные судом доказательства в их совокупности, суд
находит заявление прокурора города Н.Новгорода подлежащим
удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено, что
постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 21 апреля
1998 г. № 21 утверждено Положение о порядке установления цен и
тарифов на продукцию (услуги) организаций, находящихся в
муниципальной собственности, далее - Положение (л.д. 4 - 7).
Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)",
одноименным постановлением Губернатора Нижегородской области от
23.10.1995 № 154, Законом о государственном регулировании цен и
тарифов в Нижегородской области от 22.08.1997 № 87-З и
предусматривает порядок установления цен и тарифов на продукцию
(услуги), реализуемые организациями, находящимися в муниципальной
собственности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ
ненормативный акт государственного органа или органа местного
самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и
нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина
или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно статье 251 ГПК РФ гражданин,
организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном
порядке нормативным правовым актом органа государственной власти,
органа местного самоуправления или должного лица нарушаются их права
и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации,
законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в
пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о
признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, нормативный акт может
быть признан судом недействующим со дня его принятия в случае
принятия его должностным лицом с превышением полномочий и (либо)
установления судом противоречия оспариваемого нормативного правового
акта или его части федеральному закону либо другому нормативному
правовому акту, имеющего большую юридическую силу.
Прокурор города Н.Новгорода обратился
в суд с заявлением, просит признать недействующими п. 2.1 - 2.9 и п.
2.14 - 2.15 Положения.
Пункт 2.1 Положения устанавливает
порядок (процедуру) установления цен и тарифов на продукцию (услуги)
организаций, находящихся в муниципальной собственности, и фактически
содержит юридические нормы и правила, обязательные для всех (для
администрации города, муниципальных предприятий).
Федеральный закон Российской
Федерации "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (статья 31) и Закон
Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в
Нижегородской области" (статья 39) предусматривают, что цены и
тарифы на продукцию и услуги организаций, находящихся в муниципальной
собственности, должны регулироваться органами местного
самоуправления. В указанных законах не конкретизирован вопрос, в
ведение какого конкретно органа (представительного или
исполнительного) отнесено осуществление регулирования цен и тарифов
на продукцию и услуги организаций, находящихся в муниципальной
собственности, а также не урегулирован порядок регулирования цен и
тарифов,
В соответствии с частью 3 статьи 15
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" в исключительном ведении представительных
органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных
правил по предметам ведения муниципального образования,
предусмотренных уставом муниципального образования.
Полномочия представительных органов
местного самоуправления определяются уставами муниципальных
образований.
В соответствии со статьей 11 Устава
города Нижнего Новгорода Городская Дума принимает нормативно-правовые
акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие юридические нормы,
обязательные для всех.
Между тем в силу статьи 22 Устава
города Нижнего Новгорода в полномочия Городской Думы входит
согласование по представлению главы города цены и тарифов на
продукцию (услуги) предприятий, учреждений и организаций, находящихся
в муниципальной собственности.
Глава города утверждает по
согласованию с Городской Думой цены и тарифы на продукцию (услуги)
предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной
собственности (статья 33 Устава).
Таким образом, Устав города Нижнего
Новгорода, также как и Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", не
регулирует процедуру установления новых цен (тарифов). Устав лишь
предусматривает, что Городская Дума согласовывает, а глава города
утверждает по согласованию с Городской Думой цены и тарифы.
Следовательно, утверждение цен и
тарифов на продукцию (услуги) относится к исключительной компетенции
главы города. Городская Дума, принимая Положение о порядке
установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций,
находящихся в муниципальной собственности в части регулирования
процедуры установления новых цен (тарифов), не превысила
предоставленные законодательством полномочия и обоснованно
руководствовалась статьей 15 ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 11
Устава города Нижнего Новгорода.
При таких обстоятельствах, п. 2.1
Положения не противоречит действующему законодательству и принят
Городской Думой в соответствии с предоставленными полномочиями.
Пункты 2.2 - 2.9 Положения
предусматривают порядок работы комиссии по анализу цен (тарифов) и
решению вопросов о предоставлении льгот на услуги, создаваемой главой
администрации города.
Между тем, распоряжением главы
местного самоуправления г. Н.Новгорода от 18 мая 1998 г. № 1747-р
создана комиссия по анализу цен (тарифов) и решению вопросов о
предоставлении льгот на услуги. Контроль за исполнением распоряжения
глава местного самоуправления оставил за собой.
В соответствии со статьей 28 Устава
города Нижнего Новгорода Городская Дума, глава города, администрация
города, районные и поселковые администрации осуществляют свою
деятельность в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 33 Устава
города Нижнего Новгорода глава города руководит администрацией города
на основе единоначалия.
Следовательно, Городская Дума не
вправе вмешиваться в организационную деятельность как администрации
города Нижнего Новгорода, так и определять обязанности для
структурных подразделений администрации города.
При таких обстоятельствах п. 2.2 -
2.9 Положения приняты Городской Думой с превышением полномочий и в
нарушение статьи 28 Устава города Нижнего Новгорода. Указанные пункты
Положения следует признать недействующими со дня принятия Положения.
Пункты 2.11 - 2.15 Положения
регулируют исполнительно-распорядительную деятельность главы города,
в частности полномочия и обязанности главы города при положительном
решении вопроса об увеличении цен (тарифов) на продукцию (услуги).
В соответствии со статьей 28 Устава
города Нижнего Новгорода Городская Дума не вправе принимать к своему
рассмотрению вопросы, отнесенные законодательством и настоящим
Уставом к полномочиям главы города, администрации города, районных и
поселковых администраций.
Дума не вправе вмешиваться в
исполнительно-распорядительную деятельность главы города,
администрации города, районных и поселковых администраций. Между тем,
абзац второй п. 2.15 Положения устанавливает порядок опубликования в
периодической печати Постановления и вступления его в силу. В
частности Постановление "вступает в силу через месяц после его
опубликования".
В силу статьи 11 Устава города
Нижнего Новгорода постановления и распоряжения главы города вступают
в силу непосредственно после их подписания за исключением тех из них,
которые носят характер нормативных и затрагивают права, свободы и
обязанности человека и гражданина.
Следовательно, слова "вступает в
силу через месяц после его опубликования" также не соответствуют
нормативному правовому акту, имеющего большую юридическую силу, -
статье 11 Устава города Нижнего Новгорода.
Таким образом, пункты 2.11 - 2.15
Положения приняты с превышением полномочий и в нарушение действующего
законодательства.
Руководствуясь ст. 55, 58, 197 - 198,
253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора
города Нижнего Новгорода удовлетворить частично. Признать Положение о
порядке установления цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций,
находящихся в муниципальной собственности, утвержденное
постановлением городской Думы от 21 апреля 1998 г. № 21, в части
пунктов 2.2 - 2.9 и 2.11 - 2.15 недействующим со дня его принятия. В
остальной части заявления прокурору города Нижнего Новгорода
отказать.
Решение может быть обжаловано в
Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд в
течение 10 дней.
Председательствующий
Е.Л.ЯШКОВА
-
|