-----------------------------
<*> Показатели которые
необходимо достичь для реализации целей стратегии
-
Целевые показатели
развития области (см. Приложение 1) разработаны с учетом целей
стратегии действий, экономической и социальной ситуации в области и
стране.
Темп экономического роста
департаментом экономики и прогнозирования оценивается в пределах 5 -
6% в год. При данных показателях будет компенсирован спад
производства и достигнут уровень 1990 года, при этом доходы бюджета
(налоговые и неналоговые) возрастут по сравнению с 2000 годом в 3,6
раза, что позволит создать условия для развития социальной сферы.
-
Развитие
промышленности.
За последние 10 лет физический объем
выпускаемой промышленной продукции сократился в целом по области на
36,7%. Таким образом, для того, чтобы достигнуть в 2010 году уровня
промышленного производства 1990 года прирост объемов производства в
натуральном выражении должен составить ежегодно не менее 6%.
В условиях роста цен на
энергоресурсы, металл, многие виды комплектующих снижается
эффективность базовой отрасли - машиностроения (доля в производстве
промышленной продукции превышает 52%).
Основными точками роста должны стать
такие отрасли как топливная, химическая, пищевая, легкая,
стройматериалов, черная металлургия, уровень производственных
мощностей которых позволяет наращивать не менее 10 - 20% в год. Кроме
того, значительные резервы (30 - 40%) существуют в сфере электроники
и приборостроения, станкостроения, производство автобусов, грузовых
автомобилей; в деревообрабатывающей промышленности; в производстве
непродовольственных потребительских товаров (телевизоров,
магнитофонов, стиральных машин и т.п.).
Одним из приоритетных направлений
развития промышленности является импортозамещение, оптимально
учитывающее международное разделение труда.
Дальнейшее развитие промышленности,
учитывая степень изношенности основных фондов предприятий, может
осуществляться только при опережающих темпах роста инвестиций за счет
всех источников финансирования, включая иностранные.
С учетом прогнозируемого в
последующие годы выпуска продукции при сохранении системы
налогообложения, т.е. ставок и нормативов отчислений в бюджеты, и
соответствующей налоговой дисциплины, к 2007 - 2008 гг. налоговые
платежи нижегородских предприятий позволят использовать бюджетные
деньги не только на текущие, жизненно необходимые статьи расходов
социального характера, но и обеспечить развитие социальной сферы
области.
-
Агропромышленный
комплекс.
Показатели развития агропромышленного
комплекса оценены в соответствии с основной задачей агропромышленного
комплекса - обеспечение продовольствием населения области, с учетом
развития отрасли за последние 10 лет и тенденций, обеспечивающих
поступательное развитие АПК до 2010 года и потенциальных возможностей
отрасли.
В том числе был проведен анализ
производства основных видов сельскохозяйственной продукции (продукция
растениеводства: зерно, сахарная свекла, картофель, овощи,
льноволокно; продукция животноводства: скот и птица, молоко, яйца,
шерсть) с целью определения потенциальных возможностей достижения
уровня производства 1990 года в ближайшие годы.
Темпы роста цен на продукцию
сельского хозяйства соответствуют общероссийским индексам. Следует
отметить, что рост физических объемов дан с учетом предполагаемой
своевременной и эффективной поддержки сельхозпроизводителей органами
государственной власти и местного самоуправления. Причем данная
поддержка должна оказываться не только сельхозпредприятиям и
фермерам, но и личным подсобным хозяйствам, которые в настоящее время
обеспечивают более половины выпуска продукции сельского хозяйства.
-
Уровень жизни
населения.
В основу расчетов показателей уровня
жизни населения принята динамика показателей уровня жизни населения
за последние 10 лет (рост индекса потребительских цен, доходы на душу
населения, уровень реальных доходов, бюджет прожиточного минимума и
рост заработной платы).
Показатели уровня жизни населения в
2000 году имеют положительную тенденцию, однако, достичь
предкризисного уровня 1997 года еще не удалось, 20,6% населения имеют
доходы ниже прожиточного минимума. В 2000 году доходы населения
остались примерно на 32% ниже уровня 1997 года и на 70% ниже уровня
1990 года.
Для того, чтобы достичь к 2010 году
уровня реальных доходов населения 1997 года необходимо иметь
ежегодный рост реальных доходов населения не менее 6 - 7% в год, а
уровня 1990 года не менее 10% в год, при этом денежные доходы на душу
населения к 2010 году составят 6000 руб. при прожиточном минимуме
2670 руб.
При разработке целевых показателей по
заработной плате учитывалась политика администрации области,
ориентированная на увеличение заработной платы, повышение роли в
структуре стоимости продукции, восстановление роли заработной платы,
как основного источника доходов и важнейшего стимула деловой
активности работающих.
Исходя из динамики роста
среднемесячной заработной платы за последние пять лет, а также с
учетом индексов роста потребительских цен темп роста заработной платы
составит 112 - 113%, при котором рост реальной заработной платы
составит не менее 6 - 7% в год.
В бюджетной сфере экономики уровень
оплаты труда будет увеличиваться с учетом поэтапного улучшения
соотношений между ставкой 1 разряда и величиной прожиточного минимума
трудоспособного населения.
-
Товарооборот и
платные услуги.
Рост объема товарооборота и платных
услуг находится в прямой зависимости от роста доходов населения. С
учетом роста доходов населения на 6 - 7% в год в реальном исчислении
и тенденций роста сбережений, рост товарооборота составит от 5 до 6%
в год.
-
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
-
Факторы макроуровня:
PEST - анализ.
Внутренние сильные и слабые стороны,
внешние возможности и угрозы: SWOT - анализ
-
ФАКТОРЫ МАКРОУРОВНЯ
(ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ):
PEST - АНАЛИЗ
-
Политические факторы
1. Движение прав собственности
2. Наличие центробежных тенденций в
политике ряда регионов
3. Становление политической системы
(аморфность политических образований, нестабильность политический
обстановки)
4. Усиливающееся политическое
давление групп влияния
5. Переоценка политических,
экономических, моральных и культурных ценностей, быстрая скорость
перемен
6. Усиливающееся международное
давление
7. Несовершенство законодательной
системы
-
Экономические
факторы
1. Неисполнение бюджетных
обязательств
2. Проблемы межбюджетных отношений
3. Отсутствие реализуемой
долгосрочной стратегии развития страны
4. Отсутствие зависимости налоговых
ставок от направлений использования полученных средств
5. Несовершенство государственных
институтов регулирования экономических процессов и низкий уровень
менеджмента
6. Рост инфляции и угроза дальнейшей
девальвации рубля
7. Несовершенство системы таможенных
пошлин
8. Угроза дефолта
9. Значительные масштабы занятости в
неформальном секторе экономики
-
Социальные факторы
1. Чрезмерная дифференциация
населения по уровню доходов
2. Значительная доля населения с
денежными доходами ниже прожиточного минимума
3. Сбои в функционировании системы
жизнеобеспечения и инфраструктуры
4. Значительная дифференциация
уровней общей и регистрируемой безработицы
5. Высокий уровень преступности
6. Деструктивное влияние ТВ на
формирование моральных и культурных ценностей
7. Наркомания
8. Несоответствие систем образования
и здравоохранения современной экономической ситуации
9. Напряженная экологическая
обстановка
10. Увеличение числа мигрантов
11. Ухудшение демографической
ситуации
-
Технологический
фактор
1. Утечка интеллектуальных ресурсов и
уникальных технологий за рубеж
2. Внутренняя "утечка умов"
из сферы образования, науки и наукоемких технологий в другие
3. Недостаточная скорость
коммуникаций и их доступность
4. Неэффективная инновационная
политика государства
5. Низкий технологический уровень
большинства производств
6. Увеличение доли рабочих мест с
неблагоприятными условиями труда и низкой оплатой (из-за изношенности
основных фондов)
-
ВНУТРЕННИЕ СИЛЬНЫЕ И
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ,
ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ:
SWOT - АНАЛИЗ
-
Внутренние сильные
стороны исполнительной власти области
- Стремление к развитию международных
и межрегиональных связей
- Активная законотворческая политика
- Иерархическая система руководства
- Финансовая осмотрительность:
область сократила программу затрат, чтобы добиться сбалансированности
бюджета
- Администрация области
продемонстрировала хорошую адаптацию к финансовым и политическим
условиям
- Вовлечение факторов местного
патриотизма и традиций в общественную жизнь региона страны
- Большинство департаментов
занимается экономическими вопросами и проблемами, относящимися к
экономическому развитию региона больше, чем повседневным
предоставлением услуг.
- Активная и действенная позиция по
формированию благоприятных условий хозяйствования в области
- Сохранение политической
стабильности между ветвями власти
- Высокий профессионализм и
ответственность сотрудников
- Формирование круга экспертов и
представителей общественности для оценки политики Администрации
- Открытость Администрации
-
Внутренние слабые
стороны исполнительной власти области
- Неурегулированность отношений между
уровнями бюджетной системы.
- Значительный уровень недоимок по
налоговым платежам.
- Небольшой опыт работы в части
стратегического планирования в новой экономической ситуации,
управления развитием.
- Значительный внешний долг
Администрации.
- Несбалансированность доходных и
расходных полномочий бюджета, дефицит бюджета.
- Необходимость повышения уровня
предоставления информации структурными подразделениями Администрации
друг другу, совершенствования информационных систем и их
совместимости, повышения уровня информационных технологий и
проектирования рабочих мест сотрудников в технологическом аспекте.
- Слабое развитие корпоративных
отношений внутри Администрации.
- Несоответствие функциональной
структуры Администрации вновь возникающим задачам.
-
Внешние возможности
- Нижегородская область - субъект
федерации, обладающий полномочиями заключать международные и
межрегиональные соглашения, вводить в действие законы, при условии,
что они не противоречат Конституции и законам Российской Федерации.
- Авторитет региона в России.
- Область является одним из десяти
Российских регионов - "доноров".
- Благоприятное геополитическое
положение.
- Высокий уровень развития
инфраструктуры и возможности ее дальнейшего развития, связанные с
Транс Европейским транспортным коридором.
- Направленность экономики на
обеспечение устойчивого развития региона.
- Уникальность ряда промышленных
производств и научно-исследовательских институтов.
- Наличие мощного промышленного
потенциала.
- Более высокий, чем в других
регионах России, уровень квалификации трудовых ресурсов.
- Мононациональный состав региона.
- Возможности развития въездного
туризма благодаря большому количеству сохранившихся объектов
историко-культурного и природного наследия.
- Возможность влияния на решения
федерального уровня через активную работу в Федеральном Собрании.
-
Внешние угрозы
- Изъятие полномочий региональной
власти.
- Делегирование обязательств
государства на уровень региона без подкрепления соответствующими
ресурсами.
- Проблемы, связанные с движением
собственности.
- Ресурсная зависимость бюджетной
системы от федерального уровня.
- Отставание бюджетной эффективности
экономики от потребностей бюджетополучателей.
- Отсутствие стимулов роста
собственных доходов территорий.
- Политический конфликт между
представителями различных уровней бюджетов.
- Снижение экономического потенциала
и ослабление конкурентных преимуществ и возможностей территорий,
связанное с неэффективной таможенной политикой.
- Экономическая дестабилизация на
товарном рынке и снижение жизненного уровня населения в случае
девальвации рубля и инфляции.
- Отсутствие привлекательности для
иностранных инвесторов вложений в Российскую экономику.
- Невозможность составить реальные
долгосрочные программы и прогнозы.
- Раскол общества, вызванный резким
снижением жизненного уровня большинства населения и высокой
дифференциацией общества по доходам.
- Потеря доверия к власти.
- Расширение социальной базы для
политического экстремизма.
- Рост теневого сектора экономики.
- Угроза общественной безопасности
ввиду локальных вооруженных конфликтов.
- Появление межнациональных
противоречий.
- Увеличение доли граждан, зависящих
от государственной поддержки.
- Снижение научно - технологического
потенциала.
- Сужение товарных рынков для
областных товаропроизводителей.
- Несбалансированность амортизации и
воспроизводства в функционировании инфраструктуры России (бензиновый
кризис, энергетический кризис, топливный кризис).
-
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ
-
На федеральном
уровне сформированы два подхода к стратегии развития России на период
до 2010 года. В правительственном варианте ("программе Грефа")
основной упор делается на развитии существующих подходов - "сценарии
модернизации, основанной на высвобождении частной инициативы и
усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий
хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность".
Позиция альтернативного проекта (группы Ишаева В.И.) предлагает
обеспечить решение приоритетных задач экономики РФ на основе
привлечения рентных платежей (от природной ресурсной ренты), а также
провести реформу доходов (и уже на ее основе осуществлять пенсионную
и жилищно - коммунальную реформы).
Сейчас многим ясны и очевидны базовые
приоритеты экономической политики, которые должна поддерживать и
какими должна руководствоваться любая власть: национальные интересы,
занятость и сбалансированный рост.
Для этого мы стремимся и должны
обеспечить:
А) согласие в обществе относительно
целей развития (именно поэтому в последние полтора года мы столь
значительное внимание уделяем вопросам стратегии развития и вопросам
партнерства);
Б) создание реальных механизмов
конкретизации идеи служения власти интересам гражданского сообщества
(именно поэтому разработанный нами Корпоративный этический кодекс
государственного служащего является частью нашей Стратегии действий).
Есть "вечные" ценности, на
которые следует ориентироваться всегда: достойное качество жизни
населения, обеспечение преемственности и интересов будущих поколений
(минимум "не навреди"), поступательное развитие экономики.
Важнейшей составляющей стратегии
развития является культивирование системы традиционных ценностей,
которыми так богата, уникально богата, Земля нижегородская. Их
развитие предполагает бережное и внимательное отношение не только к
"писанной истории", но и ее постоянное обогащение и
"опредмечивание" (в памятных днях, в книгах, в памятниках).
Духовные основы общества (а традиции и историческая память - это его
несущие элементы) есть та суть, вокруг которой формируются конкретная
государственность и ее реально работающие институты.
Речь также идет о развитии в нашем
обществе общепризнанных в мире ценностей, таких как философия
качества и ориентация на партнерство.
Что лежит, в конечном счете, в основе
естественных форм развития? Интересы людей и земли, на которой они
живут. Универсальной формой соотнесения этих интересов является
партнерство, диалог. Неотъемлемым элементом диалога является
ответственность, исполнение обещанного. Поэтому особое значение имеет
система контроля обещанного и принятых решений.
Потому перспективы становления
экономики (и шире перспективы выхода хозяйства области на
естественную траекторию развития) напрямую связаны со степенью
успешности решения управленческой задачи по созданию механизмов для
учета и соотнесения интересов нижегородцев и области в повседневной
работе, поскольку именно они (интересы нижегородцев и земли
нижегородской) формируют вектор устойчивого развития.
Нужна воля в отстаивании общих
интересов. Нужна воля, чтобы формировался именно такой порядок
хозяйствования, который отвечал бы интересам большинства
нижегородцев. Именно на власти лежит эта ответственность. Нужны
эффективные управленческие решения, которые бы эту волю смогли
последовательно претворять в жизнь и механизмы для обеспечения
диалога со всеми группами населения, чтобы укреплялась консолидация
общества. И, главное, надо сформировать более совершенные механизмы
ответственности каждого за результат (на своем месте), чтобы система
не только эффективно работала, но работала именно на реализацию
интересов нижегородцев.
Мы уже начали эту работу. В рамках
Стратегии действий мы разработали систему социальных индикаторов,
которая позволит нам четко сказать, есть ли шаги вперед, чувствуют ли
улучшение ситуации конкретные люди. Т.к. нижегородцы, их физический,
духовный и творческий потенциал - наш основной и главный ресурс.
Обеспечить условия для востребованности и полноценного развития этого
ресурса, общепризнанно высокого потенциала наших земляков - основное
назначение власти.
Востребованность каждого - вот основа
для развития. Поставив в центр нашей работы решение проблемы
невостребованности человека, мы в перспективе сможем развернуть
работу по целому ряду направлений, качественно улучшающих жизненное
пространство конкретного человека. В первую очередь, это - создание
хороших стартовых возможностей для вхождения во "взрослую"
и самостоятельную жизнь: возможностей зарабатывать деньги и
возможностей развития в рамках профессий востребованных на рынке
труда сегодня, завтра и в перспективе. Потому как благополучие
нижегородцев - это не только моральная обязанность власти, но и
экономическая категория. Благополучие - хорошее слово, его значение
включает не только материальный достаток, но и духовную зрелость и
физическое здоровье. В современных экономиках эти качества населения
составляют тот минимально необходимый багаж, который потенциально
может обеспечить развитие на перспективу.
В основе нашей стратегии с
хозяйственной точки зрения лежат простые, в сущности, вещи:
минимизация ограничений для деятельности хозяйствующих субъектов
области, расширение их присутствия на рынке и создание системы
стимулов на развитие конкурентных преимуществ и, неотделимая от
этого, модернизация экономики области.
Власть должна обозначить главные
направления модернизации и определить контуры желаемого образа
экономики.
Высокая ресурсоемкость нашей
экономики не оставляет нам шансов для развития в рамках традиционной
(ресурсной) модели, а невысокая (по мировым меркам) инвестиционная
привлекательность региона не позволяет ориентироваться на достаточный
объем иностранных инвестиций. Возможности бюджетной поддержки
предприятий в среднесрочной перспективе будут значительно ограничены
из-за высокой закредитованности бюджета и продолжающегося роста
налоговых изъятий в пользу федерального бюджета. Уникальность нашего
региона (российского центра наукоемких технологий) дает нам шанс
"прорыва" к инновационной экономике.
Роль органов власти состоит в
стимулировании становления организационной инфраструктуры
инновационной экономики, в том числе в пространственных координатах,
в создании условий для повышения эффективности существующих
производства и свертывании производств, имеющих низкую эффективность.
Объектом внимания и действий власти является "взращивание"
команды управленцев - менеджеров, способных в текущих условиях
работать и обеспечивать социальную (бюджетную) эффективность
производства.
Поле действий власти это, конечно, и
решение текущих проблем. Однако, именно в результате разрешения
повседневных проблем в условиях временных, ресурсных и прочих
ограничений формируется новая среда хозяйствования, которая может
стать мощным стимулом роста. Залогом успеха в этой является
неукоснительное следование главным принципам - принципам
ответственности и диалога.
В основе деятельности органов власти
- исполнение и разработка "правил", которые бы не только
устроили большинство, но и смогли бы обеспечить развитие. В
содержательном плане определение этих правил есть распределение
ответственности. Этот процесс чрезвычайно значим. От степени его
легитимности, от степени принятия правил обществом, от того, сколь
органичны они существующим в обществе традициям, напрямую зависят
перспективы дальнейшего развития.
Таким образом, Администрация
Нижегородской области реализует обязательства органа исполнительной
власти субъекта Федерации и обещанное им нижегородцам, являясь
Властью легитимной и ответственной,
которая избрана большинством
населения,
которая обеспечивает достойные
условия жизни,
которая способствует росту
благосостояния всех нижегородцев.
Властью динамичной и адекватной,
которая с учетом современных
тенденций формирует условия для гармоничного развития населения,
гражданских сообществ и бизнеса.
Властью расширяющей диалог и
сотрудничество
которая стремится лучше исполнять
свои обязанности, опирается на мощный интеллектуальный потенциал
нижегородцев и открыта для сотрудничества и критики,
которая расширяет взаимодействие со
всеми регионами единой России для поступательного движения
Нижегородской области,
которая способствует выходу на
мировую арену нашей фундаментальной и отраслевой науки, культуры и
бизнеса и обеспечивает широкую взаимовыгодную интеграцию
Нижегородской области с мировым сообществом.
-
МИССИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
Орган исполнительной
власти Нижегородской области осуществляет реализацию ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
власти, избранной жителями региона, ОБЕСПЕЧИВАЯ личную безопасность
граждан, социальную справедливость и порядок, рост качества жизни и
развитие личности, гражданских сообществ и бизнеса.
-
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ:
Будущее как воплощение ожиданий и
стремлений людей
Исполнительная власть области,
являясь опорой и гарантом справедливости, порядка и ответственности
общества перед будущими поколениями, ставит следующие цели:
- СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ и
БЕЗОПАСНОСТЬ каждого в сложных жизненных ситуациях;
- УВЕРЕННОСТЬ ЗА БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ, их
здоровье и развитие;
- РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ для каждого
найти работу и применение своим способностям, развить и реализовать
творческий потенциал и предпринимательскую активность;
- востребованность региона как
территории, ДОСТОЙНОЙ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, как ЦЕНТРА ПРИТЯЖЕНИЯ мировой
науки и культуры;
- ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ к диалогу и
сотрудничеству.
Для достижения поставленных целей
областные органы власти будут опираться на поддержку всего
регионального сообщества, привлекая его лучшие научные, творческие
силы и широкую общественность, и стремиться к тому, чтобы нижегородцы
гордились своим уровнем жизни, возможностями региона и своим участием
в его развитии.
-
КОРПОРАТИВНЫЙ
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
-
Данный Кодекс - это
понимание региональными органами власти своей миссии как служения
гражданскому сообществу. Кодекс должен закрепить это понимание,
исключить субъективное восприятие чиновником его долга перед
гражданами.
-
КОРПОРАТИВНЫЙ
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
-
1. Этические нормы
общего характера
Каждый служащий должен:
1.1. Руководствоваться принципом
гуманизма и по убеждению человечно (человеколюбиво) относиться ко
всем, с кем он имеет отношения как по службе, так и в личной жизни.
1.2. Быть принципиальным, честным и
справедливым, помня о чести не только своей, но и власти, которую он
представляет.
1.3. Не допускать для себя и своих
близких в общественной жизни поведения, унижающего человеческое
достоинство и достоинство власти, им представляемой.
1.4. Быть готовым к корпоративному
сотрудничеству и взаимоподдержке в достижении общих целей
организации.
1.5. Относиться к службе как к
служению гражданам области в лице избранных ими лидеров.
1.6. Воспринимать службу как личную
миссию и долг, и лишь затем - как работу.
-
2. Этические нормы в
отношении службы
Каждый служащий должен:
2.1. честно и добросовестно нести
службу;
2.2. соблюдать принципы
иерархического подчинения, относясь со вниманием к указаниям
вышестоящих и требуя такого же внимания от нижестоящих не только по
закону, но и по совести;
2.3. не выполнять явно незаконных и
преступных указаний вышестоящих;
2.4. отказаться от действий, которые
могут создать впечатление о наличии личных материальных и иных
интересов служащих в решении тех или иных вопросов управления;
2.5. в поведении, образе жизни,
внешнем виде придерживаться принципа умеренности, добровольного
отказа от всего, что может нанести ущерб достоинству органа власти,
который он представляет не только во время службы, но и вне служебных
обязанностей;
2.6. не использовать служебное
положение для личных целей, для получения особых привилегий для себя
и кого бы то ни было;
2.7. не принимать участия в
действиях, не пропагандировать идеи, унижающие или порочащую любую
группу или лицо по расовому, национальному, религиозному,
политическому, половому и иным аналогичным признакам;
2.8. выражение своих политических,
религиозных и этнических симпатий должно быть полностью отделено от
исполнения служебных обязанностей;
2.9. воздерживаться от разглашения
конфиденциальной информации, доступ к которой он имеет в связи с
выполнением своих служебных обязанностей;
2.10. информировать вышестоящих лиц
об обстоятельствах, могущих препятствовать качественному выполнению
им своих служебных обязанностей;
2.11. информировать общественность,
отдельные группы населения или отдельные лица о деятельности органов
власти в пределах своей компетенции;
2.12. повышать профессиональную
квалификацию.
-
КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ
(НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
-
Ключевые задачи до
2010 года,
которые позволяют достичь целей
развития.
-
Первая и главная из
них
Выдвижение области в лидеры
Российской Федерации по росту качества жизни, обеспечение социальной
справедливости и личной безопасности, всестороннее развитие личности
и гарантии будущего
Для реализации этой задачи будут
введены в действие новые технологии социально - экономического
развития и решены следующие задачи:
Разработка и реализация механизмов и
моделей взаимоотношений органов власти области с общественностью и
средствами массовой информации, включая разработку стратегии
социального партнерства.
Формирование системы своевременного и
опережающего учета социальных запросов граждан на основе
гуманитарного и культурного проектирования.
Обеспечение конституционных прав
граждан на благоприятную окружающую среду: неистощительное,
рациональное использование и охрана всего комплекса природных
ресурсов, бережное отношение к природным богатствам как к основе
жизни.
Обеспечение устойчивого повышения
экономической эффективности и бюджетной отдачи производства в
Нижегородской области
Создание гибкой системы поддержания
благоприятного климата для предпринимательства и инвестиций.
Совершенствование бюджетно -
налоговой политики, системы прогнозирования социально -
экономического развития и бюджетирования в целях обеспечения
выполнения всех обязательств перед гражданами и хозяйствующими
субъектами.
Переход от текущего управления
ситуацией к стратегическому управлению и создание на этой основе
системы координации и кооперации между структурными подразделениями
органа исполнительной власти области.
-
Выдвижение области в
лидеры Российской Федерации
по росту качества жизни, обеспечение
социальной
справедливости и личной безопасности,
всестороннее
развитие личности и гарантии будущего
-
Развитие
социально-трудовых отношений, позволяющих каждому эффективно
реализовать свое право на труд:
- Создание условий для повышения
уровня доходов населения, занятого в экономике области, и снижения
дифференциации его по доходам.
- Создание условий для
функционирования рынка труда, сочетающего экономические и социальные
интересы работника, работодателя и потребности развития экономики
области на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей
силы, сбалансированности ее спроса и предложения, смягчения
последствий долговременной безработицы.
-
Защита прав и
интересов социально уязвимых и малообеспеченных групп населения:
- Создание региональной системы
оказания адресной государственной социальной помощи, направленной на
снижение дифференциации населения по доходам, предоставление адресной
помощи семьям, доход которых ниже прожиточного уровня, развитие
прогрессивных адресных форм социального обслуживания населения.
- Поддержка и развитие института
семьи как основы социального воспитания подрастающего поколения.
- Создание условий для динамичного
развития социальной инфраструктуры и обеспечение на этой основе
всеобщей доступности базовых социальных услуг. Завершение создания во
всех городах и районах области оптимальной сети специализированных
учреждений социального обслуживания различных категорий населения.
- Принятие и выполнение локальных
законодательных актов, направленных на безусловное обеспечение
комплекса бесплатных минимальных социальных услуг.
- Увеличение размера пенсий;
восстановление страховой природы государственных пенсий; внедрение
накопительных элементов финансирования пенсий.
- Развитие общественных работ,
профессионального обучения, содействие самозанятости и других мер
активной политики занятости, стимулирующих возвращение людей к
трудовому образу жизни и снижающих бедность.
-
Реализация
эффективного взаимодействия региональных органов исполнительной
власти с правоохранительными органами и силовыми структурами по
обеспечению правопорядка и личной безопасности:
- Обеспечение правопорядка и личной
безопасности граждан области.
- Обеспечение безопасности жизни,
снижение рисков и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, смягчение их последствий.
- Совершенствование системы
прохождения военной службы.
-
Улучшение жилищных
условий граждан, особенно малообеспеченных и социально незащищенных,
строительство социального жилья:
- Упорядочение и структуризация
очереди на улучшение жилищных условий социально незащищенных граждан.
- Принятие Закона о жилищной
политике, разработка стандартов социального жилья.
- Формирование социального жилищного
фонда (новое строительство, покупка квартир на вторичном рынке,
реконструкция общежитий и жилых домов первых массовых серий.
- Создание эффективной системы
перераспределения жилищного фонда.
- Развитие системы жилищного
кредитования.
- Модернизация строительного
комплекса, снижение стоимости строительства жилья.
- Развитие первичного и вторичного
рынка жилья (конкуренция, безопасность, прозрачная информационная
среда). Развертывание программы реконструкции, капитального ремонта и
модернизации старого жилищного фонда.
-
Создание условий для
динамичного развития систем жизнеобеспечения (жилищно - коммунальной,
инженерно - транспортной инфраструктуры и благоустройства
территорий):
- Обеспечение качественного
обслуживания и содержания жилищного фонда, предоставления
коммунальных услуг населению в соответствии с установленными
стандартами.
- Защита прав и законных интересов
граждан как потребителей продукции градостроительной деятельности.
- Увеличение объемов транспортных
услуг населению за счет расширения спектра предоставляемых услуг по
уровню сервиса. Обеспечение надежной автомобильно - дорожной связью
районных центров Нижегородской области со всеми подчиненными
населенными пунктами области.
- Максимально полное удовлетворение
потребностей гражданина и общества в самых современных услугах связи,
телерадиовещания и телематики.
- Повышение эффективности
использования систем и средств связи, снижение стоимости всего
спектра услуг связи и, как следствие, трансформация услуг связи из
социально востребованных в социально гарантированные.
-
Улучшение состояния
здоровья и повышение уровня физического состояния населения, особенно
детей и юношества, как первоосновы социально желаемого уровня
здоровья и здорового образа жизни населения области:
- Повышение реальной доступности
медицинской помощи для широких слоев населения.
- Создание правовых, экономических и
организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды,
качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и
запросам населения.
- Обеспечение современного уровня
медицинской науки и технологий в здравоохранительной практике.
- Определение зон экологического
неблагополучия и обеспечение реабилитации лиц, пострадавших в
результате экологических правонарушений, техногенных аварий и
катастроф, в результате работы на экологически опасных и вредных
производствах.
- Пропаганда физической культуры и
спорта как неотъемлемых факторов здорового образа жизни, эффективного
средства профилактики наркомании и детской преступности.
- Восстановление, развитие и
обеспечение эффективного использования спортивной инфраструктуры
региона (спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, сервисного
обслуживания).
- Увеличение числа регулярно
занимающихся физкультурой и спортом в секциях, клубах, ДЮКФП, ДЮСШ и
СДЮШОР и регулярно принимающих участие в массовых физкультурно -
спортивных мероприятиях и соревнованиях.
- Поддержка видов спорта и программ,
адаптированных к современным социальным условиям и востребованных
широкими слоями населения (детьми и подростками, инвалидами, пожилыми
людьми и т.д.).
-
Удовлетворение
потребностей населения и экономики области в качественных услугах
системы образования:
- Приведение в соответствие системы
образования потребностям производственного сектора экономики области
в высококвалифицированных кадрах рабочих, специалистов и
руководителей.
- Обеспечение стабилизации
финансового состояния и создание экономических условий для развития
системы образования.
- Модернизация содержания образования
и образовательных технологий.
- Укрепление и обновление
учебно-материальной базы, изменение структуры, форм и методов
управления образовательными учреждениями.
- Реформирование систем подготовки и
повышения квалификации педагогических кадров и руководителей
образования.
-
Проведение
культурно-идеологической политики, направленной на духовное и
нравственное укрепление человека, развитие патриотизма и гражданской
ответственности:
- Сохранение и развитие культурного
наследия и творческого потенциала Нижегородской области.
- Разработка концепции русского стиля
жизни.
- Сохранение традиций и пропаганда
нижегородских художественных промыслов на базе традиционного
неистощительного природопользования, поднятие художественного уровня
изделий и создание высокохудожественных и уникальных образцов.
-
Обеспечение
благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на
территории области для современного населения и будущих поколений:
- Предотвращение загрязнения
атмосферного воздуха.
- Предотвращение загрязнения водных
объектов.
- Обеспечение населения качественной
питьевой водой.
- Обеспечение радиационной
безопасности.
- Предотвращение разрушения
естественных экосистем и истощения природных ресурсов, обеспечение
экологического равновесия и биологического разнообразия.
- Совершенствование механизмов
экологической политики Внедрение системы всеобщего экологического
просвещения и экологического образования.
- Развитие механизма финансирования
природоохранной деятельности.
-
Создание условий для
функционирования сбалансированного потребительского рынка:
- Обеспечение качества и безопасности
потребительских товаров.
- Формирование развитой системы
товародвижения, создающей благоприятные возможности для
отечественных, прежде всего местных товаропроизводителей.
- Доступность для населения
потребительского рынка в цивилизованных формах его организации.
- Полное и ритмичное обеспечение
области хлебом и хлебобулочными изделиями широкого ассортимента,
высокого качества по социально-приемлемым ценам.
-
Защита прав
потребителей:
- Развитие форм взаимодействия
региональной исполнительной власти с территориальным Управлением
Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства.
- Учет результатов правовой практики
по защите прав потребителей в планировании деятельности органов
исполнительной власти области.
- Всесторонняя поддержка и развитие
разнообразных программ страховой защиты интересов граждан и внедрение
страхования ответственности товаропроизводителей (изготовителей,
продавцов) за качество продукции (работ, услуг); жилищного и
медицинского страхования, автогражданской ответственности и иных
передовых программ страхования.
-
Разработка и
реализация механизмов и
моделей взаимоотношений органов
власти области с
общественностью и средствами массовой
информации,
включая разработку стратегии
социального партнерства
-
Совершенствование
инструментов и механизмов сотрудничества органов власти и управления
с широкими слоями населения, отдельными общественными объединениями и
социальными группами.
Создание условий вовлечения граждан в
принятие управленческих решений через развитие структур и институтов
гражданского общества и их тесное взаимодействие с администрацией
области.
Проведение переговорных процессов с
участием населения, органов государственной власти и местного
самоуправления для недопущения отрицательного влияния внешних
факторов на условия жизни жителей области.
Создание условий для некоммерческих
организаций в исполнении ряда функций, реализуемых в настоящее время
государственными службами.
Возрождение традиций
благотворительности и добровольчества:
- принятие законодательных актов,
стимулирующих благотворительную деятельность;
- организационная поддержка создания
областного благотворительного грантодающего фонда для привлечения
средств в социально-культурную сферу области.
Содействие становлению и развитию
некоммерческого сектора для реализации дополнительного общественного
ресурса в решении социальных проблем:
- обеспечение участия некоммерческих
организаций в исполнении части областного государственного и местного
заказов;
- помощь в процессе
профессионализации некоммерческого сектора, кадровая поддержка;
- заключение договора о
взаимодействии органов власти и некоммерческих организаций с целью
повышения эффективности совместных действий.
-
Развитие системы
информирования о деятельности органов исполнительной власти области.
Организация и поддержка официального
WEB - сервера "Нижегородская область".
Организация общественных
информационных центров. Публикация в СМИ принятых правовых актов
исполнительной власти области, материалов, разъясняющих официальную
позицию при их принятии, а также проектов правовых актов.
-
Формирование системы
своевременного и
опережающего учета социальных
запросов граждан на основе
гуманитарного и культурного
проектирования
-
Формирование системы
гражданских и культурных ценностей, направленной на укрепление
патриотизма и духовности, развитие толерантности в обществе.
Развитие "демократии участия"
через механизм социального партнерства.
Создание условий для повышения
доверия населения к исполнительной региональной власти через систему
социального маркетинга.
Повышение привлекательности института
семьи как основы воспроизводства гражданского общества через
возможности системы образования и СМИ.
Снижение агрессивности информационной
среды путем насыщения ее положительными и конструктивными образами и
примерами.
Обеспечение механизма "обратной
связи" - системы информирования Правительства области о
состоянии общественного мнения по ключевым управленческим решениям и
проблемам региона.
-
Обеспечение
конституционных прав
граждан на благоприятную окружающую
среду: неистощительное,
рациональное использование и охрана
всего комплекса
природных ресурсов, бережное
отношение к
природным богатствам как к основе
жизни
-
Государственное
регулирование охраны среды и использования природных ресурсов.
Оценка воздействия на окружающую
среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, государственная
экологическая экспертиза и лицензирование, необходимые для
своевременного и обоснованного принятия решений.
Государственный экологический
контроль и экологический мониторинг.
Охрана здоровья нынешнего и будущих
поколений людей от неблагоприятных последствий антропогенного
воздействия на окружающую среду.
Приоритет вопросов охраны окружающей
среды при принятии всех политических и экономических решений.
Восстановление средообразующих
функций, нарушенных в ходе хозяйственной деятельности территорий.
Участие общественности в выработке и
реализации государственной экологической политики, в том числе в
форме общественной экологической экспертизы и общественного
экологического контроля.
-
Обеспечение
устойчивого повышения
экономической эффективности и
бюджетной отдачи
производства в Нижегородской области
-
Разработка и
реализация взвешенной структурной политики, направленной на:
Повышение экономической эффективности
и создание сбалансированной отраслевой структуры промышленного
комплекса области при сохранении его ведущей роли в социально -
экономическом развитии Нижегородской области с учетом требований
экологической безопасности:
- развитие конкурентоспособных
производств промышленности и реструктуризация промышленного
комплекса.
- содействие осуществлению мер по
развитию производственного потенциала химической и нефтехимической
промышленности на конкурентоспособном уровне и повышение ее доли в
производственном потенциале области;
- обеспечение эффективного
функционирования предприятий ТЭК и бесперебойного снабжения
предприятий, организаций и населения области всеми видами
качественных топливоэнергоресурсов;
- развитие потенциала
лесопромышленного комплекса на основе эффективного, рационального и
неистощительного, ведения лесного хозяйства области.
Создание условий для развития
агропромышленного комплекса как базовой отрасли экономики области,
обеспечивающей население продовольствием, занятость на селе,
сохранение и развитие сельского уклада жизни:
- формирование аграрного рынка,
- осуществление земельных и
институциональных преобразований,
- освоение ресурсосберегающих
технологий.
Развитие отраслей, от которых зависит
жизнеспособность экономики и всего общества (транспортной и
информационной инфраструктуры, систем связи, инженерных сетей,
коммуникаций и др.):
- создание грузотерминального
комплекса на основе логистических принципов обработки и движения
товарных резервов,
- сохранение существующей сети
автомобильных дорог общего пользования, доведение ее технического
состояния до уровня, соответствующего современным требованиям,
- обеспечение надежной и качественной
связи области с прилегающими районами Российской Федерации,
- повышение доступности сетевых
информационных ресурсов для граждан, учреждений образования,
здравоохранения и культуры,
- обеспечение устойчивого и
эффективного функционирования предприятий ЖК,
- обеспечение
архитектурно-строительного контроля,
- создание условий для
градостроительного развития территории области.
Создание условий для развития на
территории области современной туристской индустрии:
- совершенствование
нормативно-правовой базы;
- формирование необходимых
организационных структур на региональном и муниципальном уровнях для
государственного регулирования, рекламно-информационного и кадрового
обеспечения развития туризма;
- создание стимулирующих
экономических условий для приоритетного развития въездного и
внутреннего туризма.
Усиление государственного контроля на
рынке алкогольной продукции за счет его полной легализации.
Разработка и реализация системы мер
по более полному использованию резервов экономического роста
предприятиями и индивидуальными предпринимателями.
Создание региональной системы
развития научно-технической сферы и стимулирования инновационной
деятельности.
Развитие правового поля и содействие
становлению инфраструктуры инновационной деятельности.
Налоговое обеспечение развития новых
видов наукоемкой деятельности, в первую очередь - инновационной.
Повышение инвестиционной
привлекательности сферы образования и науки.
Создание действенного механизма
подготовки кадров экономики области, обеспечивающего потребности
экономики в кадрах требуемой квалификации и трудоустройство
выпускников ВУЗов.
Разработка и реализация механизмов
лоббирования интересов предприятий и граждан Нижегородской области на
федеральном уровне.
Эффективное управление областной
собственностью.
-
Создание гибкой
системы поддержания благоприятного
климата для предпринимательства и
инвестиций
-
Создание
благоприятного инвестиционного климата в регионе:
- Оценка и увеличение инвестиционного
потенциала Нижегородской области.
- Формирование информационной
открытости региона.
- Улучшение инвестиционного климата в
Нижегородской области.
- Создание инвестиционных
возможностей.
- Повышение инвестиционной
привлекательности предприятий Нижегородской области.
- Задачи в области привлечения
финансирования и развития рынков капитала.
- Развитие инфраструктуры фондового
рынка.
-
Развитие
конкурентных преимуществ предприятий области.
Создание равных условий конкуренции
для всех хозяйствующих субъектов:
- Недопущение монополизации рынка,
сохранение равных конкурентных условий деятельности предприятий.
- Недопущение действий органов
власти, ограничивающих конкуренцию.
Обеспечение возможности открыть
собственный бизнес для каждого вынужденно неработающего, а также
любого, желающего реализовать свои предпринимательские качества,
жителя области:
- Создание условий для повышения
экономической эффективности деятельности предприятий малого бизнеса.
- Обеспечение условий для развития
научно-инновационных малых предприятий.
- Создание условий для развития
экологического предпринимательства.
- Устранение административных
барьеров входа на рынок малых предпринимательских структур.
- Формирование инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства в районах области.
- Обеспечение кредитно-финансовой
поддержки начинающим предпринимателям.
Создание условий для интеграции
региона в российскую и мировую экономики.
- Формирование качественно новой
модели участия Нижегородской области в международном разделении
труда, основанном на улучшении качества экспортируемой продукции,
совершенствовании товарной и географической структуры экспорта,
использовании прогрессивных форм международного
торгово-экономического сотрудничества.
-
Совершенствование
бюджетно-налоговой политики,
системы прогнозирования
социально-экономического развития
и бюджетирования в целях обеспечения
выполнения всех
обязательств перед гражданами и
хозяйствующими субъектами
-
Обеспечение уровня
финансирования бюджетной системы области, гарантирующего полное
удовлетворение социальных потребностей и защиты граждан.
- Мобилизация доходов в бюджет
области за счет развития налогооблагаемой базы и повышения
собираемости налогов.
- Обеспечение наиболее рационального
формирования и исполнения областного бюджета.
- Формирование эффективного механизма
регулирования межбюджетных отношений в регионе.
Повышение экономической эффективности
государственного управления путем развития областного
законодательства и администрирования, обеспечивающих единство
государственного прогнозирования и бюджетно - налогового
регулирования.
- Совершенствование системы
прогнозирования социально-экономического развития области через
внедрение элементов индикативного планирования как важнейшего
элемента государственной ориентации экономики.
- Обеспечение структурного и
функционального единства перспективного планирования, бюджетирования
и бюджетно-налоговой политики.
- Разработка единой законодательной
базы, регламентирующей процедуры прогнозирования, бюджетирования и
согласования процессов макро и микро планирования органами
государственной и муниципальной власти на уровне территорий области,
отраслей и предприятий.
- Развитие регионального
бюджетно-налогового регулирования.
-
Переход от текущего
управления ситуацией к
стратегическому управлению и создание
на этой основе
системы координации и кооперации
между структурными
подразделениями органа исполнительной
власти области
-
Формирование
эффективной системы информационного взаимодействия в органах
исполнительной власти области.
Переход к стратегическому менеджменту
в управлении регионом, разработка стратегического плана развития
региона, отраслей, муниципальных образований.
Разработка критериев и оценка
эффективности деятельности структурных подразделений органа
исполнительной власти области и оптимизация его работы.
Организационное и кадровое
обеспечение органа исполнительной власти области, обеспечение его
всестороннего взаимодействия с органами местного самоуправления.
-
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ОРГАНА
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ
ДО 2005 ГОДА
-
Выдвижение области в
лидеры Российской Федерации по росту качества жизни, обеспечение
социальной справедливости и личной безопасности, всестороннее
развитие личности и гарантии будущего.
Развитие социально-трудовых
отношений, позволяющих каждому эффективно реализовать свое право на
труд.
- Повышение уровня доходов населения,
занятого в экономике области, и снижение дифференциации его по
доходам
Меры
|
Ожидаемые результаты
|
Утверждение и реализация
целевой комплексной программы "Повышение уровня жизни
населения Нижегородской области на 2001 - 2005 гг."
|
Повышение
среднемесячной зарплаты работников, финансируемых
из консолидированного бюджета области:
2002 г. - 1,0 ПМ 2005 г. - 1,2 ПМ
Повышение покупательной способности
доходов (соотношения дохода к величине набора
прожиточного минимума - НПМ) населения
области: - заработной платы 2002 г. - до 1,6
НПМ 2005 г. - до 2 НПМ - среднедушевых
доходов 2002 г. - до 1,4 НПМ 2005 г. - до 1,7
НПМ - средней пенсии 2002 г. до 1,0 Н ПМ
2005 г. до 1,3 Н ПМ Повышение уровня
потребления населением основных продуктов питания:
молоко и молочные продукты: 2001 г. - 206 кг
2005 г. - 232 кг; мясо и мясопродукты:
2001 г. - 32 кг 2005 г. 36,5 кг;
хлеб, хлебопродукты: 2001 г. - 110 кг
2005 г. 116 кг; яйцо:
2001 г. - 260 шт. 2005 г. - 265 шт.;
картофель: 2001 г. - 103 кг
2005 г. - 125 кг.
|
Разработка и реализация мер по
снижению численности населения за порогом бедности.
Утверждение в 2001 году сроком на 5
лет Законодательным Собранием области "Потребительской
корзины для основных социально - демографических
групп населения Нижегородской области". Разработка
и утверждение "Порядка определения величины
прожиточного минимума для населения области".
Установление величины прожиточного минимума (в
среднегодовом исчислении): в 2002 г. - 1430 руб.
в 2005 г. - 1900 руб.
|
Снижение доли населения
с доходами ниже ПМ в 2002 г. - до 36%
в 2005 г. - до 30% в 2008 г. - до 17%.
Утверждение величины прожиточного минимума
для основных социальных групп населения (ежеквартально)
|
Ежегодное принятие областного
тарифного соглашения, заключенного между облсовпрофом,
объединениями работодателей и Правительством
области
|
Устранение
межотраслевых диспропорций в уровнях оплаты труда за счет
поэтапного увеличения среднемесячной зарплаты
работников бюджетных отраслей и отраслей
материального производства
|
Разработка и реализация
Программы демографической стабилизации Нижегородской
области (2001 - 2005 гг)
|
В 2002 г. - разработка
плана первоочередных мер по выходу области из
демографического кризиса. В 2003 г.
- утверждение программы демографической стабилизации
НО
|
Реализация Плана
мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест
в Нижегородской области на 2001 - 2003 гг.
|
Создание дополнительных
рабочих мест: в 2001 г. - 5,5 тыс.
в 2002 г. - 8,0 тыс. в 2003 г. - 12,0 тыс.
Снижение уровня неполной занятости работающих:
в 2002 г. - до 0,7% в 2005 г. - до 0,5%.
|
Заключение регионального
трехстороннего соглашения между Правительством области,
облсовпрофом и объединениями работодателей с
привлечением к участию в его разработке работодателей из
числа предпринимательских структур. Расширение практики
заключения коллективных договоров и соглашений различного
уровня (территориальных, о социально-экономическом
сотрудничестве) |
Снижение напряженности
в социально - трудовой сфере, за счет увеличения
количества заключаемых соглашений всех уровней и
процента охвата работающих коллективными договорами:
доведение к 2005 г. процента охвата
работающих коллективными договорами до 85%;
увеличение количества территорий,
заключаемых территориальные соглашения - до 80%
|
Разработка и реализация
Программы содействия развитию персонала на производстве
Нижегородской области до 2005 г.
Реализация Программы развития системы профессиональной
ориентации и психологической поддержки
населения Нижегородской области на 2000 - 2005 гг.
Разработка и внедрение
"Программы развития человеческих ресурсов
в Нижегородской области"
|
Повышение квалификации более 1
млн работающих, в т.ч. до 1 тыс. человек
управленческих кадров: 2001 г. - 101
тыс. чел. 2002 г. - 155 тыс. чел. 2003 г. - 255
тыс. чел. 2005 г. - 400 тыс. чел. Повышение к
2005 г. финансовых затрат на развитие персонала на
производстве до 1,5 - 2% от ФОТ. Снижение
доли выпускников профессиональных учебных заведений
в составе безработных к 2005 г. до 5 - 8% (в 2000
г. - 30%).
|
Создание здоровых и безопасных
условий труда на основе аттестации рабочих мест.
Реализация Программы
улучшения условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской
области на 2001 - 2003 годы
|
Снижение до 2005 г.
уровня производственного травматизма на 25% за счет
улучшения условий труда, уменьшения количества рабочих
мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями
труда, снижения уровня профессиональной
заболеваемости
|
- Повышение качества
и конкурентоспособности рабочей силы, сбалансированность ее спроса и
предложения, смягчение последствий долговременной безработицы
Меры
|
Ожидаемые результаты
|
Усиление государственного
регулирования ситуации в сфере занятости в районах области.
Совершенствование работы
по профилактике безработицы. Реализация
специальных мероприятий по профилированию безработных
граждан в целях повышения
эффективности предоставляемых им услуг и
сокращения длительности безработицы. Обеспечение
системы свободного доступа граждан к информации о вакантных
местах и рынке труда. Повышение
эффективности активных мер на рынке труда через
разработку и осуществление территориальных
Программ содействия занятости населения и определение
нормативов выделения бюджетных средств на эти цели.
Развитие социального партнерства в решении проблем
занятости населения
|
Обеспечение
трудоустройства 125 тыс. безработных граждан ежегодно.
Организация общественных работ для
25 тысяч безработных граждан ежегодно. Организация
временной занятости для 22 тыс. безработных
и несовершеннолетних граждан ежегодно.
Квотирование ежегодно 12 тыс. рабочих мест
для трудоустройства слабозащищенных на
рынке труда групп населения (инвалидов, женщин,
молодежи) |
Разработка прогноза
потребности предприятий в кадрах в профессионально -
квалификационном разрезе на 2001 - 2005 гг.
|
Сбалансированность
рынка труда и образовательных услуг |
Защита прав и
интересов социально уязвимых и малообеспеченных групп населения
- Оказание адресной государственной
социальной помощи, направленной на снижение дифференциации населения
по доходам, предоставление адресной помощи семьям, доход которых ниже
прожиточного уровня
Меры
|
Ожидаемые результаты
|
Разработка и внедрение в
области программы адресной социальной поддержки беднейших
семей с целью поэтапного доведения их доходов до
прожиточного минимума
|
Повышение
эффективности социальных программ. Сокращение к
2005 году в 2 раза числа граждан, находящихся
за чертой бедности.
|
Создание условий для
динамичного развития социальной инфраструктуры и обеспечение
на этой основе всеобщей доступности базовых социальных
услуг. Принятие и выполнение
локальных законодательных актов, направленных на безусловное
обеспечение комплекса бесплатных минимальных социальных
услуг |
Расширение перечня
услуг, предоставляемых учреждениями социального
обслуживания населения. Повышение
доступности социальных услуг
|
Увеличение размера пенсий.
Восстановление страховой природы государственных
пенсий. Внедрение накопительных
элементов финансирования пенсий
|
Улучшение уровня
жизни пенсионеров
|
- Возрождение
социально-нравственного статуса семьи
Меры
|
Ожидаемые результаты
|
Поддержка и развитие
института семьи как основы социального
воспитания подрастающего поколения
|
Повышение стимулов
к самообеспечению семьи. Сокращение числа
разводов. Сокращение масштабов социального
сиротства
|
Реализация
эффективного взаимодействия Правительства с правоохранительными
органами и силовыми структурами по обеспечению правопорядка и личной
безопасности
- Обеспечение правопорядка и личной
безопасности жителей области.
-
┌───────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│ Меры
│ Ожидаемые результаты │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Разработка, принятие,
финансирование│ │
│и реализация
долгосрочных программ и│ │
│законодательных актов,
иных комплексных│ │
│мер, направленных на
обеспечение и│ │
│укрепление
правопорядка, личной и│ │
│имущественной
безопасности жителей│ │
│области:
│ │
│- Комплексная программа
усиления борьбы│Снижение уровня преступности│
│с преступностью на
территории│ │
│Нижегородской области на
период 2 - 3│ │
│года;
│ │
│- Целевая программа
Нижегородской│Снижение уровня наркотизации│
│области
"Комплексные меры│населения и количества │
│противодействия
наркомании и борьбы с│преступлений, связанных с│
│незаконным оборотом
наркотиков"; │незаконным оборотом│
│- Принятие Закона
Нижегородской области│наркотиков │
│"О профилактике
наркомании и│ │
│токсикомании";
│ │
│Принятие Закона
Нижегородской области│ │
│"Об
ответственности руководителей│ │
│юридических лиц
увеселительной сферы за│ │
│непринятие мер по
пресечению│ │
│распространения
наркотиков"; │ │
│- Комплексная программа
по борьбе с│Предотвращение фактов│
│коррупцией;
│коррупции и взяточничества. │
│- Программа борьбы
с незаконным│Сокращение тяжких и особо│
│оборотом оружия,
взрывчатых веществ и│тяжких преступлений │
│взрывных устройств,
проявлениями│ │
│терроризма на территории
области; │ │
│- Комплексная
программа│Уменьшение общего количества│
│совершенствования
деятельности ОВД по│правонарушений со стороны│
│предупреждению
правонарушений│несовершеннолетних. │
│несовершеннолетних;
│Сокращение и предотвращение│
│- Программа
мероприятий по│преступлений связанных с│
│совершенствованию
работы по│пожарами и поджогами │
│предупреждению,
раскрытию и│ │
│расследованию
преступлений, связанных с│Повышение эффективности│
│пожарами и поджогами;
│работы участковых│
│- Программы
совершенствования│уполномоченных милиции и│
│деятельности участковых
уполномоченных│повышение их роли в борьбе с│
│милиции среди населения
по укреплению│преступностью │
│правопорядка;
│ │
│- Принятие и
безусловное выполнение│ │
│Закона Нижегородской
области "Об│ │
│участковом
уполномоченном милиции│ │
│Нижегородской области"
│ │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Развертывание
системы ранней│ │
│профилактики
преступлений и иных│ │
│правонарушений;
│ │
│Усиление и
постоянное проведение│ │
│информационного
разъяснения через СМИ│ │
│по проблематике
наркомании │ │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Создание в органах
внутренних дел│Регистрация лиц, склонных к│
│области кабинетов
единого│совершению преступлений │
│криминального
учета│ │
│(дактилоскопирование,
фотографирование,│ │
│отбор образцов
почерков, описание│ │
│особых примет внешности)
для создания│ │
│компьютерной базы данных
│ │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Проведение комплексных
мер по повышению│Снижение уровня рецидивной│
│эффективности
социальной реабилитации│преступности │
│лиц, ранее судимых,
освободившихся из│ │
│мест лишения свободы
│ │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Создание на
территории Нижегородской│Сокращение правонарушений на│
│области сети
центров социальной│улицах и в общественных│
│реабилитации для лиц,
занимающихся│местах │
│бродяжничеством,
попрошайничеством и│ │
│употреблением наркотиков
│ │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│На основе
положительного опыта работы│ │
│г. Арзамаса по
профилактике насилия в│ │
│семье, открыть в каждом
районе области│ │
│центры профилактики
безнадзорности и│ │
│правонарушений детей и
подростков, их│ │
│социальной реабилитации
и коррекции │ │
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Принятие и реализация
комплекса мер│Повышение уровня безопасности│
│направленных на
обеспечение│жилищ граждан и сокращение│
│безопасности жилого
фонда и личного│количества преступных│
│имущества граждан
│посягательств на имущество│
│ │граждан
│
├───────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Принятие решения о