Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избирательной комиссии
области от 13.06.2001 № 370


"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
115(2331), 27.06.2001


["Правовая среда", N
23(375), 27.06.2001]





Документ
получен по официальной рассылке избиркома области.









ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 13 июня 2001 г. № 370




О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ


АГИТАЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ






Рассмотрев вопросы
агитационной деятельности в ходе избирательной кампании по выборам
Губернатора Нижегородской области, избирательная комиссия
Нижегородской области отмечает значительное количество поступающих в
избирательные комиссии обращений граждан, зарегистрированных
кандидатов, других участников избирательного процесса о нарушениях
средствами массовой информации порядка и правил проведения
предвыборной агитации, установленных федеральным законодательством и
Законом Нижегородской области "О выборах Губернатора
Нижегородской области" (далее - Законом области.)


Эти нарушения выражаются в оказании
предпочтения отдельным кандидатам при освещении выборов в электронных
СМИ и периодических печатных изданиях; в незаконном проведении
организациями телерадиовещания и редакциями газет, отдельными
журналистами предвыборной агитации через СМИ в качестве субъектов
такой агитации; в публикации материалов, не оплаченных из
избирательных фондов кандидатов; в размещении материалов, оплаченных
из избирательных фондов, но без пометки, из фонда какого
зарегистрированного кандидата оплачены эфирное время, печатная
площадь.


Обращения участников избирательного
процесса, анализ отдельных телепередач и публикаций свидетельствуют,
что средства массовой информации, должностные и творческие работники
редакций нередко игнорируют требования законодательства при освещении
выборов, руководствуясь мотивами коммерческой выгоды или
политическими предпочтениями.


Несмотря на обращения избирательной
комиссии Нижегородской области, Министерство Российской Федерации по
делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций не
принимает мер по пресечению противоправной агитационной деятельности
со стороны редакции газеты "Ленинская смена плюс".


Территориальные избирательные
комиссии не всегда принимают должные меры реагирования на
противоправные публикации в местных газетах. Вместо того чтобы
самостоятельно давать надлежащую оценку таким публикациям,
избирательные комиссии нередко направляют их в избирательную комиссию
Нижегородской области, что замедляет рассмотрение вопросов.


Наиболее распространенными
нарушениями правил проведения предвыборной агитации являются
следующие.






1. НЕЗАКОННОЕ
ПРОВЕДЕНИЕ АГИТАЦИИ


СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ






Согласно статье 44
Закона области, агитацию вправе вести в допускаемых законом формах и
законными методами граждане РФ, политические организации и
общественные объединения. Через средства массовой информации могут
вести агитацию только зарегистрированные кандидаты, которым
гарантируются равные условия доступа к СМИ. Таким образом, средства
массовой информации не являются самостоятельными участниками
агитационной деятельности и вправе лишь размещать материалы
предвыборной агитации в установленном законом порядке.


В нарушение установленного законом
порядка в ряде районных газет публикуются материалы о кандидатах,
имеющие признаки предвыборной агитации и не оплаченные из
избирательных фондов кандидатов. При этом часто прослеживаются
организационные усилия кандидатов по размещению этих материалов.


В газетах "Рабочая Балахна"
от 17 мая, "Ковернинские новости" от 15 мая, "Сергачская
жизнь" от 19 мая 2001 г. опубликованы идентичные интервью с
кандидатом Д.В. Савельевым под заголовком "Дмитрий Савельев:
"Война всем нам определила истинную цену". Данное интервью
формирует у читателей позитивное отношение к кандидату, имеет целью и
побуждает голосовать за него на выборах.


В газете "Сергачская жизнь"
от 19 мая опубликована статья "Наркотическая эпидемия
захлестнула область", с подзаголовком "Депутат
Государственной Думы Дмитрий Савельев призывает ввести смертную казнь
для наркоторговцев". Данный обширный материал не может считаться
информированием о деятельности депутата Государственной Думы; в нем
рассказывается об общественной инициативе Савельева, приведено
интервью с ним. Материал имеет признаки предвыборной агитации.


В газете "Сергачская жизнь"
от 15 мая и "Новый путь" от 18 мая 2001 г. (Перевозский
район) опубликованы статьи под заголовком "Интернет в школы",
в газете "Сергачская жизнь" к статье добавлен подзаголовок
"Савельев думает о будущем детей". В статьях рассказывается
об инициативе депутата Д.В. Савельева по подключению школ Сергачского
избирательного округа к Интернету. Однако в статьи включены и
фрагменты агитационного характера, например:


"Такое внимание Дмитрия
Савельева к судьбам ребят из глубинки связано, наверное, еще и с тем,
что сам он из обычной рабочей семьи. Он не понаслышке знает, как
тяжело без блата и денег получить образование.". (Из статьи в
газете "Новый путь".)


В телепрограмме "Неделя"
телестанции "Сети НН" постоянно присутствуют элементы
предвыборной агитации за кандидата В.Е. Булавинова. Так, в программе
от 19 мая он неоднократно называется лидером гонки, "номером 1",
"тем, кого ждали", кандидату дается особая положительная
характеристика. В программах от 26 мая и 3 июня действия Булавинова
также оцениваются исключительно положительно, как честные и
инновационные: "кандидат Булавинов ведет свою кампанию, как и
обещал, честно и открыто", "впервые кандидат отказался от
порочной практики и сделал процесс пополнения избирательного фонда
открытым", шаг Булавинова по оглашению имени своего будущего
председателя правительства "неординарный", "рискованный"
и "правильный". В программы постоянно включаются интервью
кандидата, не всегда вызванные необходимостью. Остальным кандидатам в
программе "Неделя" уделяется гораздо меньшее внимание.






2. ОКАЗАНИЕ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ


КАНДИДАТАМ В ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕЛЕПРОГРАММАХ






Согласно пункту 8
статьи 49 Закона области, в информационных теле- и радиопрограммах
сообщения о проведении предвыборной агитации зарегистрированными
кандидатами должны даваться отдельным блоком и без комментариев. В
этих блоках не допускается отдавать предпочтение какому бы то ни было
кандидату, в том числе по времени освещения их агитационной
деятельности.


Данное требование периодически
нарушается организациями телерадиовещания. Телестанция "Сети НН"
в своих информационных программах отдает явное предпочтение кандидату
В.Е. Булавинову, освещая его деятельность значительно больше других
кандидатов и с позитивными комментариями. Выпуски новостей
телекомпании "Волга", напротив, посвящают деятельности В.Е.
Булавинова большое число негативных комментариев. Также ведущие
новостей телекомпании "Волга" допускают негативные
комментарии по отношению к кандидату И.П. Склярову.


Наиболее односторонне освещает
избирательную кампанию телестанция "Сети НН". В частности,
в 20-часовых выпусках новостей "Кстати" и "Кстати
плюс" телестанции "Сети НН" в период с 18 мая 2001 г.
по 5 июня 2001 г. деятельности кандидата В.Е. Булавинова было
посвящено 22 минуты эфирного времени, деятельности кандидата И.П.
Склярова - 2 минуты. Неравенство в освещении избирательной кампании
кандидатов проявляется даже тогда, когда имеется одинаковый
информационный повод. В частности, в программе "Кстати"
18.05.2001 в 20:00 репортажи о регистрации областной избирательной
комиссией трех кандидатов заняли: о регистрации В.Е. Булавинова и
И.П. Склярова - по 2 минуты эфирного времени, о регистрации И.Н.
Карнилина - 15 секунд.






3. НЕКОРРЕКТНОЕ
ОБНАРОДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ


ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ






Согласно статье 45
Закона области, при публикации результатов опросов общественного
мнения средства массовой информации обязаны указывать организацию,
проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку),
метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую
оценку возможной погрешности.


Большинство СМИ не в полной мере
выполняют это требование закона. Телекомпании "Волга" и
"Сети НН", обнародуя результаты опросов, приводят указанные
данные непродолжительное время либо мелким шрифтом, что лишает
телезрителей возможности прочитать эти сведения. Такой способ
донесения сведения не может считаться их обнародованием.


Телестанция "Сети НН",
обнародовав 10.06.2001 в 20:20 результаты опроса агентства "Социо
- пеленг", привела данные только по четырем "лидирующим"
кандидатам. Между тем закон требует сообщать точную формулировку
вопроса, что включает в себя как сам вопрос, так и все варианты
ответа на него, которые предлагались на выбор участнику опроса
(другие кандидаты, "Еще не решил", "Против всех",
"Не пойду голосовать" и т.д.) Кроме того, из текста
сообщения должна быть понятна выборка, по которой приведены
результаты опроса: от числа всех опрошенных, от числа решивших
принять участие в выборах, от числа решивших, за кого проголосовать,
иное. Во избежание искажений при проведении опросов организациям,
проводящим опросы, рекомендуется включать в анкету всех
зарегистрированных кандидатов.


Публикуя результаты опросов
общественного мнения, ряд СМИ сопровождает их позитивными либо
негативными комментариями по отношению к кандидатам. Такие публикации
допускались газетой "Монитор", телестанцией "Сети НН".






4. ПРИЕМЫ КОСВЕННОЙ
АГИТАЦИИ






В ряде СМИ
комментаторы неправомерно используют применительно к кандидатам
оценочные определения - "лидер губернаторской гонки",
"аутсайдер", "уходящий", "кандидат от
народа" и т.д.; такого рода определения формируют позитивное
либо негативное мнение о кандидатах. Оценки шансов кандидатов могут
быть признаны правомерными в случае, если они сопровождают публикацию
результатов опросов общественного мнения. В противном случае такие
оценки следует расценивать как агитационные.


Телекомпания "ТНТ - Нижний
Новгород" в программе "Свобода" от 11 июня под видом
опроса граждан транслировала негативные комментарии по отношению к
кандидату И.П. Склярову.


На основании изложенного и статьи 14
Закона области избирательная комиссия Нижегородской области
постановляет:


1. Территориальным избирательным
комиссиям активнее взаимодействовать со средствами массовой
информации по разъяснению требований законодательства о выборах, в
случаях нарушения должностными лицами редакций избирательного
законодательства применять к ним меры административной
ответственности.


2. Территориальным избирательным
комиссиям своевременно фиксировать и информировать избирательную
комиссию области о фактах злоупотреблений правом на проведение
предвыборной агитации со стороны кандидатов, их представителей и
связанных с ними организаций.


3. Составить в отношении телестанции
"Сети НН" протоколы об административных правонарушениях,
ответственность за которые предусмотрена статьей 4 Федерального
закона "Об административной ответственности юридических лиц за
нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и
референдумах".


4. Обратиться в Министерство
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций с представлением о привлечении телестанции
"Сети НН" к ответственности в соответствии с
законодательством о средствах массовой информации.






Председатель
избирательной комиссии


С.Н.БИСИН




Секретарь
избирательной комиссии


Г.В.МАРОЧКИНА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru