Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Департамента здравоохранения
области и ТФОМС области от 04.06.2001 № 86-О/419-В


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ"


Официальная публикация в СМИ:


"В аптеках города и области",
№ 34(309), 04.09.2001 (начало),


"В аптеках города и области",
№ 35(310), 11.09.2001 (окончание)



Вступил в силу с 1 июля 2001 года.






ДЕПАРТАМЕНТ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ




ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО


СТРАХОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПРИКАЗ


от 4 июня 2001 г. № 86-о/419-в




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ






В соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации и Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан" и в целях
реализации Закона "О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации", соблюдения прав и свобод гражданина,
совершенствования защиты прав застрахованных в системе обязательного
медицинского страхования, обеспечения информированности граждан о
правах в области охраны здоровья приказываем:


1. Утвердить методические
рекомендации "Обеспечение прав граждан на соблюдение
конфиденциальности медицинской информации в лечебно-профилактических
учреждениях Нижегородской области. Обеспечение информированности
граждан о правах в области охраны здоровья в лечебно-профилактических
учреждениях Нижегородской области" и образцы печатной
информационной продукции о правах граждан в области охраны здоровья.


2. Ввести в действие утвержденные
настоящим приказом методические рекомендации с 01.07.2001.


3. Главным врачам
лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области
организовать в подведомственных ЛПУ:


3.1. обеспечение прав граждан на
соблюдение конфиденциальности медицинской информации при оформлении
первичной медицинской документации;


3.2. выполнение требований по
внедрению принципов и порядка информированности граждан о правах в
области охраны здоровья.


4. Начальнику отдела защиты прав
застрахованных ТФ ОМС Нижегородской области Клименко В.Ф. обеспечить
ЛПУ, работающие в системе ОМС Нижегородской области, образцами
печатной информационной продукции.


5. Контроль за выполнением настоящего
приказа возложить на первого заместителя директора департамента
здравоохранения Администрации Нижегородской области Гуданову Е.М. и
заместителя исполнительного директора Территориального фонда ОМС
Нижегородской области Петровского В.С.






Директор департамента


А.В.СМИРНОВ




Исполнительный
директор ТфОМС


А.М.БАКУШИН














ДЕПАРТАМЕНТ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ




ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО


СТРАХОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ
ГРАЖДАН НА СОБЛЮДЕНИЕ


КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ


В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАН


О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ


В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ





Авторский коллектив:
Под редакцией:



Фадеева И.П., главный
терапевт Гудановой Е.М., первого заместителя

департамента здравоохранения
директора департамента здравоохранения

Администрации Нижегородской
области; Администрации Нижегородской области,

Першина Н.К., главный
специалист по к.м.н.;

клинико - экспертной работе
департамента Петровского В.С., заместителя

здравоохранения Администрации
исполнительного директора

Нижегородской области;
Территориального фонда обязательного

Клименко В.Ф., начальник
отдела защиты медицинского страхования Нижегородской

прав застрахованных
Территориального области, к.м.н.

фонда обязательного
медицинского

страхования Нижегородской
области;

Лобачев С.Л., главный
специалист отдела

защиты прав застрахованных

Территориального фонда
обязательного

медицинского страхования
Нижегородской

области.




Настоящие
методические рекомендации (далее - Рекомендации) подготовлены в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским
кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан. Законом Российской Федерации "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации",
Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите
информации" и др. с целью методической помощи
лечебно-профилактическим учреждениям Нижегородской области в вопросах
конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской
помощью, врачебной тайны, информированного добровольного согласия на
медицинское вмешательство и отказ от него, информированности граждан
о правах в области охраны здоровья.


Права граждан на конфиденциальность
информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с
этим сведений, на информированное добровольное согласие на
медицинское вмешательство и отказ от него установлены Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,
принятыми Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 № 5488-1
(далее - Основы законодательства).


В настоящих Рекомендациях предложен
механизм обеспечения прав граждан на конфиденциальность информации о
факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья,
диагнозе и иных сведений, полученных при их обследовании и лечении, а
также информированное добровольное согласие на медицинское
вмешательство и отказ от него, установленных Основами
законодательства; определены требования по внедрению принципов и
порядка информированности граждан о правах в области охраны здоровья
в лечебно - профилактических учреждениях Нижегородской области.


Авторский коллектив выражает надежду,
что настоящие методические рекомендации найдут свое применение в
практическом здравоохранении, и готов принять конструктивные
замечания и предложения.






1. ТЕРМИНЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В


МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ






Медицинская услуга -
мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику
заболевания, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное
законченное значение и определенную стоимость.


Пациент (больной) - потребитель
медицинской услуги, обращающийся в медицинское учреждение или к
медицинскому работнику за медицинской помощью.


Законный представитель пациента -
лицо, как юридическое, так и физическое, совершающее действия от
имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном
действующим законодательством.


Медицинская помощь -
лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия,
осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах.


Медицинское вмешательство - любое
обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую,
диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую
направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником
по отношению к конкретному пациенту.


Информированное добровольное согласие
- добровольное согласие пациента или его законного представителя на
медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего
врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме
изложения о цели, характере, способах данного вмешательства,
связанном с ним вероятном риске и возможных медико - социальных,
психологических, экономических и других последствиях, а также
возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними
последствиях и риске.


Информация о гражданах - сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность.


Конфиденциальная информация -
документированная информация, доступ к которой ограничивается в
соответствии с законодательством Российской Федерации.


Конфиденциальность медицинской
информации - доверительность и секретность информации, сообщаемой
пациентом медицинскому работнику при обращении и получении
медицинской помощи.


Врачебная тайна - не подлежащие
разглашению сведения о факте обращения пациента за медицинской
помощью, диагнозе и иная информация о состоянии его здоровья и
частной жизни, полученные в результате обследования и лечения,
профилактики и реабилитации.






2. ПРАВА ГРАЖДАН НА
СОБЛЮДЕНИЕ


КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ






2.1. Право пациента
на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за
медицинской помощью






В соответствии со
статьей 30 "Права пациента" Основ законодательства, при
обращении за медицинской помощью и ее получении, пациент имеет право
на:


1. Сохранение в тайне информации о
факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья,
диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании, лечении, в
соответствии со статьей 61 Основ законодательства;


2. На выбор лиц, которым в интересах
пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья
(пункты 6, 9 статьи 30).


Частью второй статьи 30 Основ
законодательства установлено, что в случае нарушения прав пациента он
может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному
должностному лицу лечебно - профилактического учреждения, в котором
ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие
профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо
в суд.


Данное положение закреплено в
правовой норме статьи 69 Основ, которой определено, что действия
государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы
граждан, определенные Основами законодательства, могут быть
обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим
должностным лицам или в суд в соответствии с действующим
законодательством.


Правовой нормой статьи 31 "Право
граждан на информацию о состоянии здоровья" установлено, что
информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина,
составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия
гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ.


Согласно статье 61 "Врачебная
тайна" информация о факте обращения за медицинской помощью,
состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные
сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют
врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия
конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается
разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым
они стали известны при обучении, исполнении профессиональных,
служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями 3
и 4 настоящей статьи.


Частями 3 и 4 статьи 61 Основ
установлено, что с согласия гражданина или его законного
представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную
тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах
обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований,
публикаций в научной литературе, использования этих сведений в
учебном процессе и в иных целях.


Предоставление сведений, составляющих
врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного
представителя допускается:


1. В целях обследования и лечения
гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;


2. При угрозе распространения
инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;


3. По запросу органов дознания и
следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или
судебным разбирательством;


4. В случае оказания помощи
несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его
родителей или законных представителей;


5. При наличии оснований, позволяющих
полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате
противоправных действий.


Право граждан на конфиденциальность
передаваемых ими сведений при обращении и получении медицинской
помощи, а также иной информации, составляющей врачебную тайну, влечет
ответственность медицинских работников и иных лиц за ее разглашение.
Так, частью 5 статьи 61 Основ определено, что лица, которым в
установленном законом порядке переданы сведения, составляющие
врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими
работниками, с учетом причиненного гражданину ущерба несут за ее
разглашение дисциплинарную, административную или уголовную
ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.






2.2. Порядок
оформления конфиденциальности медицинской информации в первичной
медицинской документации






При первичном
обращении граждан за медицинской помощью и ее получении в лечебно -
профилактических учреждениях Нижегородской области информация о том,
кому могут предоставляться сведения о факте обращения за медицинской
помощью, в том числе о пребывании пациента в медицинском учреждении в
настоящее время, состоянии его здоровья, диагнозе его заболевания и
иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, должна со
слов пациента заноситься в его медицинскую документацию,
подписываться им или его законным представителем:


1. В "дневниковой записи"
медицинской карты амбулаторного пациента (ф. 025/у) - в отношении
амбулаторного пациента при обращении по поводу данного заболевания;


2. В пункте 19 медицинской карты
стационарного больного (ф. 003/у) - в отношении стационарного
больного в виде записи:






"Информация о
факте обращения за


медицинской помощью, состоянии моего


здоровья, диагнозе может быть
предоставлена


... " (перечисляются категории
граждан).






Личная подпись
пациента или


его законного представителя.






Категории граждан,
которым в интересах пациента может быть передана конфиденциальная
медицинская информация:


1) родственники;


2) знакомые и друзья (соседи,
сослуживцы по работе, учебе и пр.);


3) законные представители пациента;


4) руководство места работы, учебы и
пр.;


5) информация не предоставляется
никому;


6) информация предоставляется всем
категориям граждан.


Аналогичная информации должна
заноситься в соответствующие медицинские карты пациентов, не
достигших возраста 15 лет, а также пациентов, признанных в
установленном законом порядке недееспособными, и должна быть
подписана их законными представителями.


При составлении списков пациентов для
столов справок, приемных отделений или при ответах на устные запросы
возможно использование метода кодировок, по которому любая из
указанных категорий граждан кодируется в списках по данным
медицинской документации в виде определенного цифрового кода.


Соответственно, информация может быть
предоставлена:


1 - родственникам;


2 - знакомым и друзьям;


3 - законным представителям пациента;


4 - руководству места работы, учебы и
пр.;


5 - информация не предоставляется
никому;


6 - информация предоставляется всем
категориям граждан.


При использовании метода кодировок
следует:


1. Не допускать неточностей и
несоответствия кодировок списков пациентов данным первичной
медицинской документации;


2. Не допускать разглашения, утечки
из ЛПУ конфиденциальной медицинской информации.


Таким образом, сведения, составляющие
врачебную тайну, не могут быть предоставлены третьим лицам без
согласия пациента, за исключением случаев, оговоренных действующим
законодательством РФ.






2.3. Право пациента
на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство






Право граждан на
информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и
отказ от него определено правовой нормой статьи 30 "Права
пациента" Основ законодательства.


Согласно статье 30 при обращении за
медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на
информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в
соответствии со статьей 32 Основ законодательства, а также на отказ
от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ
законодательства (пункты 7 и 8 статьи 30).


В соответствии со статьей 31 "Право
граждан на информацию о состоянии здоровья" Основ
законодательства каждый гражданин имеет право в доступной для него
форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья,
включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его
диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске,
возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и
результатах проведенного лечения.


Информация о состоянии здоровья
гражданина предоставляется ему лечащим врачом, заведующим отделением
лечебно - профилактического учреждения или другими специалистами,
принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении. В
отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, а также граждан,
признанных в установленном законом порядке недееспособными,
информация предоставляется теми же лицами их законным представителям.


Данное положение регламентировано
статьей 24 "Права несовершеннолетних" Основ
законодательства, согласно которой несовершеннолетние имеют право на
получение необходимой информации о состоянии своего здоровья в
доступной для них форме. При этом несовершеннолетние в возрасте
старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на
медицинское вмешательство или отказ от него в соответствии со
статьями 32, 33, 34 Основ законодательства.


Согласно статье 32 "Согласие на
медицинское вмешательство" необходимым предварительным условием
медицинского вмешательства является информированное добровольное
согласие гражданина.


После первичного осмотра больного
дежурный или лечащий врач в доступной форме информирует пациента о
плане обследования, тактике лечения, возможных вариантах медицинского
вмешательства, дозировках, путях и кратности введения (приема)
лекарственных препаратов. Далее больной визирует в дневниковой записи
первичной медицинской документации "План лечения и обследования"
личной подписью и датой.


Например:






"С планом
обследования и


лечения ознакомлен. Согласен".


Сидоров. 25.05.2001.






При необходимости
проведения методов оперативного лечения, инвазивных методов
обследования, переливания цельной и консервированной крови и ее
компонентов пациент дает письменное согласие на проведение каждого
лечебного или диагностического мероприятия в дневниковых записях
первичной медицинской документации.


Например:






"Я, Сидоров
А.В., даю согласие на


операцию (переливание эритроцитарной


массы, пункцию, блокаду и т.п.)".


Сидоров. 30.05.2001.






В случаях, когда
состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а
медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в
интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать
консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим
уведомлением заведующего отделением, заместителя главного врача по
медицинской части.


Согласие на медицинское вмешательство
в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных
в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные
представители после сообщения им сведений, предусмотренных частью
первой статьи 31 Основ законодательства. При отсутствии законных
представителей решение о медицинском вмешательстве принимает
консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно
лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением заведующего
отделением, заместителя главного врача по медицинской части.






2.4. Право пациента
на отказ от медицинского вмешательства






В соответствии со
статьей 33 "Отказ от медицинского вмешательства" Основ
законодательства гражданин или его законный представитель имеет право
отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его
прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34.


При отказе от медицинского
вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной
для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от
медицинского вмешательства с указанием возможных последствий
оформляется записью в медицинской документации и подписывается
гражданином либо его законным представителем, а также лечащим врачом
и заведующим отделением.


Например:






"От дальнейшего
лечения отказываюсь.


О возможных последствиях и


осложнениях предупрежден".


Сидоров 10.06.2001.






Лечащий врач -
Иванов.


Заведующий отделением - Петров.






При отказе родителей
или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет,
либо законных представителей лица, признанного в установленном
законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой
для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право
обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.


Условия оказания медицинской помощи
без согласия граждан регламентированы правовыми нормами,
установленными статьей 34 "Оказание медицинской помощи без
согласия граждан" Основ законодательства, где определено, что
оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование,
госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их
законных представителей допускается в отношении лиц:


1. страдающих заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих;


2. страдающих тяжелыми психическими
расстройствами;


3. совершивших общественно опасные
деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством
Российской Федерации.


Решение о проведении медицинского
освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия
их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а
решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их
законных представителей - судом.


При отказе пациента поставить свою
подпись, удостоверяющую информированность о возможных последствиях и
осложнениях в случае отказа от медицинского вмешательства, запись об
отказе пациента подписывается лечащим врачом и заведующим отделением.






3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАН


О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ






3.1. Права граждан
Российской Федерации в области охраны здоровья






1. Право граждан на
охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в
соответствии с "Программой государственных гарантий по
обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью":


- п. 1 ст. 41 Конституции Российской
Федерации;


- ст. 17, 20, 21 Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан";


- ст. 6 Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".


2. Право граждан на обязательное
медицинское страхование:


- ст. 236, 237 КЗОТ Российской
Федерации;


- ст. 1, 6 Закона РФ "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации".


3. Право граждан на выбор страховой
медицинской организации:


- ст. 6 Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".


4. Право граждан на выбор лечебно -
профилактического учреждения:


- ст. 6 Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".


5. Право граждан на выбор врача:


- ст. 6 Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации".


6. Право граждан на возмещение ущерба
в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской
помощи:


- ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса
Российской Федерации;


- ст. 66, 67, 68 Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан;


- ст. 6 Закона РФ "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации";


- ст. 45 Федерального закона "О
лекарственных средствах".


7. Право граждан на государственную
систему обеспечения доступности лекарственных средств:


- ст. 42 Федерального закона "О
лекарственных средствах";


- постановление Правительства РФ "О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и
улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"
от 30.07.1994 № 890 (пункт 3).


8. Право женщин на планирование семьи
и регулирование репродуктивной функции:


- ст. 35, 36, 37 Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан.


9. Право граждан на проведение
экспертизы:


- раздел IX Основ законодательства РФ
об охране здоровья граждан.


10. Право граждан на отказ от
патологоанатомического вскрытия:


- ст. 48 Основ законодательства РФ об
охране здоровья граждан.


11. Право граждан на трансплантацию
органов:


- Закон РФ "О трансплантации
органов и/или тканей человека";


- ст. 47 Основ законодательства РФ об
охране здоровья граждан.


12. Право граждан на охрану здоровья
при распространении рекламы:


- ст. 5 Федерального закона "О
рекламе";


- ст. 44 Федерального закона "О
лекарственных средствах";


- Указ Президента РФ от 17.02.1995 N
161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при
распространении рекламы".


13. Право на охрану здоровья граждан,
страдающих психическими заболеваниями:


- Закон РФ "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".


14. Право на охрану здоровья граждан,
страдающих ВИЧ - инфекцией:


- Федеральный закон "О
предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита человека".


15. Право граждан на обжалование
действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права
и свободы граждан в области охраны здоровья:


- ст. 69 Основ законодательства РФ об
охране здоровья граждан;


- Федеральный закон "Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан".


16. Права пациента:


- ст. 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан.


Каждый гражданин имеет право
получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему
предоставить возможность ознакомления с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет
установленных федеральным законом ограничений на информацию,
содержащуюся в этих документах и материалах. Таким образом,
информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть
доступна для изучения каждому гражданину.


В случае нарушения прав пациента он
может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному
должностному лицу лечебно - профилактического учреждения, в котором
ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие
профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо
в суд. Надзор за исполнением законов Российской Федерации,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с
Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"
возложен на прокуратуру Российской Федерации.






3.2. Информация о
правах пациентов в лечебно - профилактических учреждениях
Нижегородской области






Одним из важнейших
условий информирования населения о правах в области охраны здоровья
является наличие данной информации в медицинских учреждениях.


Главным врачам ЛПУ Нижегородской
области необходимо организовать и обеспечить в подведомственных ЛПУ
оформление информационных стендов "О правах граждан в области
охраны здоровья" в соответствии с Примерным перечнем
нормативно-правовых документов:


1. В подведомственных стационарах:


1.1. в приемных отделениях;


1.2. в справочных бюро;


1.3. на сестринских постах лечебных
отделений.


2. В подведомственных поликлиниках:


2.1. в регистратурах;


2.2. в холлах поликлиник.






ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ




































































































Название нормативно - правового

документа, статья документа


Подразделение ЛПУ<*>


Конституция Российской
Федерации, принята
всенародным голосованием
12.12.1993:
ст. 41 п. 1



А, В, D<*>
(приложение 1)


Гражданский кодекс
Российской Федерации
в редакции Федеральных законов от
12.08.1996
№ 110-ФЗ, от 24.10.1997 № 133-ФЗ,
от
17.12.1999 № 213-ФЗ: ст. 1064 "Общие
основания
ответственности за причинение
вреда".






А, В, D<*>
(приложение 1)


ст. 1068 "Ответственность
юридического лица
или гражданина за вред, причиненный
его
работником".



А, В, D<*>
(приложение 1)


Закон "О медицинском
страховании граждан в
Российской Федерации", Закон
Российской
Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 в
редакции
Федерального закона от 01.07.1993 № 9-ФЗ:
ст. 1
"Медицинское страхование".






А, В, D, Е<*>
(приложение 2)


ст. 6 "Права граждан
РСФСР в системе
медицинского страхования".



А, В, D, Е<*>
(приложение 2)


Основы законодательства
Российской Федерации
об охране здоровья граждан,
утверждены
Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1

ред. Федерального закона от 20.12.1999
№ 214-ФЗ): ст. 1
"Охрана здоровья граждан".






А, В, D, Е<*>
(приложение 3)


ст. 2 "Основные принципы
охраны здоровья".


А, В, D, Е<*> (приложение
3)


ст. 17 "Право граждан
Российской Федерации на
охрану здоровья".



А, В, D, Е<*>
(приложение 3)


ст. 20 "Право граждан на
медико - социальную
помощь".



А, В, D, Е<*>
(приложение 4)


ст. 23 "Права беременных
женщин и матерей".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 5)


ст. 24 "Права
несовершеннолетних".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 5)


ст. 26 "Права граждан
пожилого возраста".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 6)


ст. 27 "Права инвалидов".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 6)


ст. 30 "Права пациента".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 7)


ст. 31 "Право граждан
на информацию о
состоянии здоровья".



А, В, С, D, Е<*>
(приложение 8)


ст. 32 "Согласие
на медицинское
вмешательство".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 8)


ст. 33 "Отказ от
медицинского вмешательства".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 9)


ст. 34 "Оказание
медицинской помощи без
согласия граждан".



А, В, С, D, Е<*>
(приложение 9)


ст. 61 "Врачебная тайна".


А, В, С, D, Е<*>
(приложение 10)


ст. 66 "Основания
возмещения ущерба,
причиненного здоровью граждан".



А, В, D<*>
(приложение 11)


ст. 67 "Возмещение
материальных затрат на
оказание медицинской помощи
гражданам,
потерпевшим от противоправных действий".




А, В, D<*>
(приложение 11)


ст. 69 "Право граждан на
обжалование действий
государственных органов и должностных
лиц,
ущемляющих права и свободы граждан в области
охраны
здоровья".





А, В, D<*>
(приложение 11)






Примечания <*>:
А - приемное отделение стационара;


В - справочное бюро стационара;


С - сестринские посты стационара;


D - регистратура поликлиники;


Е - холлы поликлиники.






При оформлении
информационных стендов учитывать профиль ЛПУ (отделения),
использовать образцы печатной информационной продукции о правах
граждан в области охраны здоровья (приложения 1 - 11 настоящих
рекомендаций).


Не следует ограничиваться только
организацией работы по информированности населения. Медицинские
работники, руководители лечебно - профилактических учреждений должны
иметь полную информацию о законодательстве Российской Федерации по
охране здоровья граждан и ответственности медицинских работников при
оказании медицинской помощи.


Обеспечение конституционных прав
граждан на охрану здоровья является приоритетной задачей государства,
на ее решение направлено дальнейшее развитие и совершенствование
российской системы здравоохранения и ОМС.










Приложения 1 - 11


в электронном виде не приводятся.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru