Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избирательной комиссии
области от 04.11.2000 № 239


"О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
214(2188), 15.11.2000


["Правовая среда", N
43(347), 15.11.2000]





Документ
получен по официальной рассылке избиркома области.









ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 4 ноября 2000 г. № 239




О ПОРЯДКЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ
В ОРГАНЫ


МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ






В соответствии с
пунктом 3 статьи 40 Закона области "О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в Нижегородской
области" и с пунктом 3 статьи 39 Закона области "О выборах
глав местного самоуправления в Нижегородской области"
избирательная комиссия Нижегородской области постановляет:


1. Утвердить Порядок деятельности
средств массовой информации при проведении агитации на выборах в
органы местного самоуправления (прилагается).


2. Опубликовать настоящее
постановление.


3. Направить настоящее постановление
в избирательные комиссии районов области и городов областного
значения и предложить им ознакомить с настоящим постановлением
кандидатов, зарегистрированных кандидатов, средства массовой
информации, иные избирательные комиссии по выборам в органы местного
самоуправления.






Председатель
избирательной комиссии


С.Н.БИСИН




Секретарь
избирательной комиссии


Г.В.МАРОЧКИНА














Утвержден


постановлением


избирательной комиссии


от 04.11.2000 № 239






ПОРЯДОК


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ


ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ


В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ






ВВЕДЕНИЕ






Используемые
сокращения:


СМИ - средства массовой информации;


СМИ с муниципальным участием -
организации телерадиовещания и редакции периодических печатных
изданий (периодические печатные издания), учредителями
(соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации,
учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов
бюджета организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание,
редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню
официального опубликования решения о назначении выборов, за счет
средств, выделенных органами местного самоуправления;


ИКМО - избирательная комиссия
муниципального образования.






1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ






1.1. Предвыборная
агитация в СМИ, за исключением СМИ с муниципальным участием, может
начинаться со дня регистрации кандидата, а в СМИ с муниципальным
участием - после завершения регистрации кандидатов и проведения
жеребьевки с целью распределения бесплатного эфирного времени и
печатной площади.


1.2. Платные эфирное время, печатная
площадь предоставляются зарегистрированным кандидатам средствами
массовой информации, опубликовавшими и представившими в ИКМО сведения
о расценках. Отступление от ранее объявленных расценок не
допускается.


1.3. Все СМИ, предоставившие
зарегистрированным кандидатам бесплатные или платные эфирное время,
печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости
этих эфирного времени и печатной площади.


По запросу избирательной комиссии СМИ
обязаны представить ей в 5-дневный срок сведения об объемах и
стоимости эфирного времени, печатной площади, предоставленных
зарегистрированным кандидатам, а также документы, подтверждающие их
оплату, согласие зарегистрированного кандидата на выполнение платных
работ и оплату услуг.


1.4. Эфирное время, печатная площадь
предоставляются зарегистрированным кандидатам за плату на основании
договора, заключаемого между зарегистрированными кандидатами и
средствами массовой информации.


В интересах зарегистрированного
кандидата заключать договоры со СМИ могут его доверенные лица.


1.5. Платежное поручение филиалу
Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении средств из
избирательного фонда для оплаты стоимости эфирного времени, печатной
площади в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным
кандидатом не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного
времени, до дня публикации.


В случае нарушения указанного условия
предоставление эфирного времени, печатной площади не допускается.


1.6. При опубликовании
(обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с
выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию,
проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку),
метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую
оценку возможной погрешности.


Данное требование распространяется на
опросы и исследования, не основанные на научных методиках, в том
числе на опросы телезрителей, читателей, радиослушателей. При этом
результаты такого рода опросов могут не сопровождаться обнародованием
статистической оценки возможной погрешности. Организациям, проводящим
такие опросы, рекомендуется приводить географическую выборку
опрошенных (респондентов).


С 21 декабря по 24 декабря 2000 г.
включительно опубликование (обнародование) в средствах массовой
информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов
результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не
допускается.






2. ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ


ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ






2.1. В договорах о
предоставлении платного эфирного времени должны быть указаны
следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время
выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени,
размер оплаты со ссылкой на соответствующий пункт опубликованных
расценок, порядок оплаты, формы и условия участия журналиста
(ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. К видам предвыборной
агитации относятся выступление, интервью, пресс - конференция,
дебаты, "горячая линия", "круглый стол",
политическая реклама и другие. После выполнения условий договора
оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об
использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение
обязательств по договору с указанием программы вещания, названия
передачи и времени ее выхода в эфир.


2.2. Запрещается прерывать передачу
предвыборных агитационных материалов, в том числе рекламой товаров,
работ и услуг.


2.3. В информационных блоках
организаций телерадиовещания сообщения о предвыборных мероприятиях
должны даваться отдельным блоком, как правило, в начале указанных
программ, без комментариев. Такие информационные блоки не
оплачиваются зарегистрированными кандидатами; в них не должно
отдаваться предпочтение каким-либо зарегистрированным кандидатам, в
том числе по времени освещения их предвыборной деятельности.


Под информационной
телерадиопрограммой понимается программа, периодически транслируемая
телерадиокомпаниями и содержащая информацию о текущих событиях и
новостях. Аналитические программы могут не являться информационными.


2.4. Телерадиопрограммы, содержащие
предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью,
которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в
течение 6 месяцев со дня выхода программы в эфир. Учетные документы о
предоставлении бесплатного и платного эфирного времени хранятся в
организации телерадиовещания в течение пяти лет со дня голосования.






3. ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕЧАТНЫХ СМИ






3.1. Публикация
материалов предвыборной агитации не должна сопровождаться
редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также
заголовками и иллюстрациями, не согласованными с лицами, размещающими
материалы.


3.2. Все платные и бесплатные
материалы должны сопровождаться пометками, из какого избирательного
фонда произведена оплата, какому зарегистрированному кандидату
предоставлена возможность бесплатной публикации.


3.3. Печатные СМИ (их редакции),
которые учреждены зарегистрированным кандидатом, избирательным
объединением, блоком, и не являются при этом СМИ с муниципальным
участием, имеют право отказывать зарегистрированным кандидатам в
публикации их материалов. Однако в случае предоставления печатной
площади этому должна предшествовать публикация расценок.
Предоставление печатной площади такими СМИ любым зарегистрированным
кандидатам на бесплатной основе не допускается, а за плату
осуществляется в соответствии с опубликованными расценками.


3.4. Объявленная стоимость печатной
площади соответствует сложившемуся тиражу печатного издания.
Изготовление дополнительного тиража по заказу зарегистрированного
кандидата должно быть отражено в договоре между ним и печатным СМИ и
дополнительно оплачено из фонда зарегистрированного кандидата.






4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ


С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ






4.1. Бесплатное
эфирное время, печатная площадь предоставляется муниципальными
средствами массовой информации зарегистрированным кандидатам,
баллотирующимся в органы местного самоуправления тех муниципальных
образований, чьи органы учредили или финансируют эти СМИ с
муниципальным участием.


Объем бесплатного эфирного времени,
печатной площади устанавливается ИКМО по согласованию с редакцией
соответствующего СМИ. При этом объем, предоставляемый всем
зарегистрированным кандидатам в депутаты, должен в два раза превышать
объем, предоставляемый всем зарегистрированным кандидатам на
должность главы местного самоуправления.


Рекомендуется предоставлять
зарегистрированным кандидатам в депутаты не менее 10 и не более 20
процентов еженедельной печатной площади, зарегистрированным
кандидатам на должность главы местного самоуправления - не менее 5 и
не более 10 процентов.


Каждый зарегистрированный кандидат
вправе получить из общего объема бесплатного эфирного времени,
печатной площади время и площадь в пределах доли, полученной делением
этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.


4.2. Жеребьевка по распределению дат
и времени выхода в эфир, дат публикаций проводится в течение трех
дней по окончании регистрации кандидатов избирательными комиссиями
соответствующих муниципальных образований с участием представителей
СМИ.


Жеребьевка проводится по всем
зарегистрированным кандидатам, перечисленным в п. 4.1 настоящих
рекомендаций.


Жеребьевку рекомендуется организовать
таким образом, чтобы агитационные материалы кандидатов по одному
округу размещались в одно эфирное время, в одном номере газеты.


Одна треть бесплатного эфирного
времени отводится для дебатов и иных совместных агитационных
мероприятий зарегистрированных кандидатов.


При жеребьевке объявляется дата и
время, не позднее которых зарегистрированный кандидат должен
представить в средство массовой информации соответствующий
агитационный материал либо явиться в студию для записи или
выступления в прямом эфире. При несоблюдении этого условия средство
массовой информации имеет право отказать в предоставлении эфирного
времени, печатной площади.


4.3. СМИ с муниципальным участием
обязаны резервировать платное эфирное время, печатную площадь для
проведения агитации зарегистрированными кандидатами. Указанное
эфирное время, печатная площадь должны предоставляться на условиях
договора соответствующему зарегистрированному кандидату за плату по
его требованию. При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе
получить из общего объема зарезервированного эфирного времени,
печатной площади время или площадь в пределах доли, полученной
делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.
Общий объем резервируемого эфирного времени, печатной площади не
может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени,
бесплатной печатной площади.


4.4. СМИ с муниципальным участием не
вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной
нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации
зарегистрированных кандидатов, если эти СМИ не могут предоставить
зарегистрированным кандидатам возможность обнародовать (опубликовать)
опровержение или иное разъяснение в защиту их чести, достоинства или
деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации.


Такие опровержения или разъяснения
публикуются на бесплатной основе, а их объем не должен более чем в
два раза превышать объем опровергаемого фрагмента.


Положения настоящего пункта
распространяются на СМИ с государственным участием.






5. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ АГИТАЦИИ






5.1. Запрещается
проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые
агитационные материалы:


государственным органам, органам
местного самоуправления;


лицам, замещающим государственные и
муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим,
военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных
обязанностей или с использованием преимуществ должностного или
служебного положения;


воинским частям, военным учреждениям
и организациям;


благотворительным организациям и
религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;


избирательным комиссиям, членам
избирательных комиссий с правом решающего голоса.


5.2. Зарегистрированные кандидаты,
замещающие государственные должности категории "А" или
выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию
только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. К
свободному от исполнения должностных обязанностей времени относится
время отдыха, в том числе отпуск, выходные и праздничные дни, иные
дни отдыха. Указанные зарегистрированные кандидаты не вправе
проводить предвыборную агитацию во время пребывания в служебных
командировках.


Данное правило не действует при
использовании зарегистрированным кандидатом бесплатного эфирного
времени.


В соответствии с законодательством к
вышеуказанным лицам отнесены депутаты, работающие на постоянной
(штатной) основе, судьи, прокуроры, Губернатор, главы местного
самоуправления.


5.3. Перечень нарушений принципа
равного избирательного права, связанных с использованием
зарегистрированным кандидатом преимуществ должностного или служебного
положения, содержит, в частности, преимущественный доступ к СМИ,
использование телефонной, факсимильной и иных видов связи,
информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование
государственных учреждений или органов местного самоуправления, для
проведения предвыборной агитации. Соблюдение данного ограничения не
должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными
лицами своих полномочий и обязанностей перед избирателями, в том
числе не должно препятствовать информированию об указанной
деятельности.


5.4. В период с 20 сентября по 22
декабря 2000 г. реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов,
зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также
организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или)
членами руководящих органов которых являются указанные лица и
организации, содержащая прямое или косвенное упоминание о кандидате,
зарегистрированном кандидате либо его изображение, может
осуществляться только по правилам платного предоставления эфирного
времени и печатной площади и оплачиваться исключительно из средств
соответствующего избирательного фонда. 23 и 24 декабря 2000 г. такая
реклама не допускается.


Согласно ст. 2 Закона РФ "О
рекламе" под рекламой на рынках товаров, работ, услуг понимается
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях
(рекламная информация), которая предназначена для неопределенного
круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим
физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний.


5.5. Зарегистрированный кандидат не
вправе вести предвыборную агитацию за счет средств избирательного
фонда другого кандидата, а также участвовать в использовании
бесплатного эфирного времени, печатной площади, выделенных другому
кандидату. Зарегистрированные кандидаты не вправе расходовать
средства своих избирательных фондов в интересах других кандидатов, а
также предоставлять им возможность участвовать в использовании
полученных безвозмездно либо оплаченных эфирного времени, печатной
площади.


5.6. Должностным лицам, журналистам и
творческим работникам средств массовой информации запрещается
участвовать в освещении избирательной кампании через средства
массовой информации, если они являются зарегистрированными
кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.


5.7. При проведении предвыборной
агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
Агитационные материалы, выступления в СМИ не должны содержать призывы
к насильственному захвату власти, насильственному изменению
конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации,
пропаганду войны, возбуждающие социальную, национальную, религиозную
ненависть и вражду. Не допускается использование СМИ в целях
совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения
информации, распространение которой запрещено законом, для
разглашения сведений, составляющих государственную или иную
специально охраняемую законом тайну, а также для распространения
информации, пропагандирующей порнографию, культ насилия и жестокости,
и для распространения передач, использующих скрытые вставки,
воздействующие на подсознание людей, оказывающие вредное влияние на
их здоровье.


Средства массовой информации,
допустившие такое злоупотребление, несут за это ответственность,
предусмотренную законом. Средства массовой информации обязаны
отказать кандидату в предоставлении эфирного времени, печатной
площади, если он злоупотребляет свободой массовой информации.






6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ


ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ






6.1. Организации (в
том числе осуществляющие телерадиовещание), редакции периодических
печатных изданий, общественные объединения, а также их должностные
лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые
сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных
комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день
выборов - немедленно.


В случае нарушения средством массовой
информации установленных законом правил проведения предвыборной
агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в
правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной
власти, осуществляющие государственную политику в области средств
массовой информации, с представлением о пресечении противоправной
деятельности и привлечении средства массовой информации, его
должностных лиц к ответственности, установленной законодательством
РФ.


6.2. В случае злоупотребления
зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, блоком
свободой массовой информации избирательная комиссия обязана
обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата. В
случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным
объединением, блоком иных правил проведения предвыборной агитации,
установленных избирательным законодательством, избирательная комиссия
своим решением выносит предупреждение этому кандидату, избирательному
объединению, блоку либо обращается в правоохранительные и иные органы
с представлением о пресечении противоправной агитационной
деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить
решение о регистрации.


Правоохранительные и иные органы
обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной
деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных
предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и
источник их оплаты, а также незамедлительно информировать
соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых
мерах.


6.3. Уполномоченное должностное лицо
избирательной комиссии любого уровня вправе составить протокол об
административном правонарушении, совершенном кандидатом,
зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом кандидата, СМИ, а
также иными физическими и юридическими лицами в случаях,
предусмотренных федеральным законом. Протокол об административном
правонарушении направляется в суд, который принимает решение о
привлечении гражданина, должностного лица или юридического лица к
административной ответственности.


Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях предусмотрены штрафные санкции за следующие
правонарушения, связанные с правилами проведения агитации:


- неисполнение решения избирательной
комиссии;


- нарушение установленного порядка
опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением
выборов;


- нарушение правил проведения
предвыборной агитации в периодических печатных изданиях и на каналах
организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание;


- нарушение в ходе избирательной
кампании правил рекламирования коммерческой деятельности;


- проведение предвыборной агитации в
период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение
запрещено федеральным законом;


- проведение предвыборной агитации
лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным
законом;


- непредоставление
зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать)
опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства
или деловой репутации;


- незаконное использование денежных
средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным
объединением, избирательным блоком;


- использование незаконной
материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом,
избирательным объединением, избирательным блоком;


- финансирование избирательной
кампании помимо избирательных фондов, оказание иной запрещенной
законом материальной поддержки.


Кодексом предусмотрены иные составы
административных правонарушений, связанных с проведением выборов и
референдумов.


Привлечение к административной
ответственности юридических лиц осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "Об административной ответственности
юридических лиц за нарушения законодательства Российской Федерации о
выборах и референдумах".












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru