Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Департамента здравоохранения
области от 14.04.1999


"О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


(Вместе с "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ
ОБ АПТЕЧНОМ ПУНКТЕ ЛПУ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВАМИ ПО
БЕСПЛАТНЫМ И ЛЬГОТНЫМ РЕЦЕПТАМ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ФОРМУЛЯРНОМ
БОЛЬНИЧНОМ КОМИТЕТЕ", "ВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ
ОТБОРА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - ПОСТАВЩИКА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ
ЗАКУПКАХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ")


Официальная публикация в СМИ:


"В аптеках города и области",
№ 18(193), 18.05.1999









ДЕПАРТАМЕНТ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ


АДМИНИСТРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ


от 14 апреля 1999 года




О ЛЕКАРСТВЕННОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ






Заслушав и обсудив
выступление начальника областного фармацевтического управления
Кононовой С.В. "О состоянии лекарственного обеспечения",
коллегия отмечает, что в области сложилась тревожная ситуация с
лекарственным обеспечением. При увеличении ассортимента лекарств на
19%, росте цен в 1998 г. в 1,96 раза потребление лекарственных
средств возросло всего на 10,3%, в том числе в стационарах на 11,7%.
Оптимальная потребность в целом была обеспечена лишь на 37%.
Соотношение потребления лекарств и оптимальной потребности составляет
32,3%, тогда как по РФ этот показатель равен 43,7%. Развитие
фармацевтического рынка (количество субъектов увеличилось на 9,5%)
привело к росту конкуренции, что явилось причиной снижения уровня
торговой надбавки до 46,4% (1997 г. - 48,3%), снабженческо - сбытовой
надбавки до 13,2% (1997 г. - 16,8%). Значительно снизилось количество
лекарств на 1-го пролеченного больного в условиях стационара лечебно
- профилактического учреждения на 40,5%, на 1-го жителя - на 29,3%.
Доля расходов на лекарственные средства в доходах населения
сохранились на уровне 1997 г. - 2,4%.


Доступность бесплатной и льготной
лекарственной помощи значительно снижена и составляет 35% от
потребности (в условиях действия ограниченного перечня) против 39,7%
в 1997 г. при росте цен на 196%.


Причины неудовлетворительного
лекарственного обеспечения заложены в низкой покупательской
способности населения, плохой наполняемости бюджетов всех уровней,
недостаточности государственного регулирования фармацевтического
рынка, слабом фармако - экономическом мониторинге в ЛПУ.


В целях улучшения лекарственного
обеспечения населения области и реализации решений областного
совещания руководителей лечебно - профилактических учреждений от
25.03.1999, проанализировав ситуацию с лекарственным обеспечением,
коллегия решила:


1. Утвердить:


1.1. План мероприятий по улучшению
лекарственного обеспечения в соответствии с решением совещания
руководителей лечебно - профилактических учреждений от 25.03.1999.
(приложение 1);


1.2. Положение об аптечном пункте по
обеспечению населения лексредствами по бесплатным и льготным рецептам
(приложение 2);


1.3. Положение о формулярном
больничном комитете (приложение 3);


1.4. Временное положение о порядке
отбора фармацевтического оптового предприятия - поставщика жизненно
важных лекарственных средств (приложение 4);


1.5. Положение о централизованных
закупках лексредств (приложение 5);


1.6. Состав рабочей группы по
координации действий по улучшению лекарственного обеспечения
(приложение 6).


2. Руководителям департамента
здравоохранения г. Нижнего Новгорода, начальнику управления
здравоохранения г. Дзержинска, главным врачам ЛПУ:


2.1. Фармацевтическую деятельность по
обеспечения населения ЛПУ по бесплатным и льготным рецептам через
собственные аптечные пункты осуществлять в соответствии с действующей
нормативной базой и при наличии соответствующей лицензии;


2.2. Создать комиссии по контролю за
рациональным использованием лексредств, предусмотрев включение в их
состав специалистов государственных и муниципальных аптек.


3. Начальнику областного
фармацевтического управления, руководителям государственных и
муниципальных аптек обеспечить проведение проверок по
фармацевтической деятельности ЛПУ не реже 1-го раза в полугодие с
предоставлением актов проверок в облфармуправление для последующего
анализа.


4. Контроль за выполнением решения
коллегии возложить на первого заместителя директора департамента
здравоохранения Гуданову Е.М. и начальника областного
фармацевтического управления Кононову С.В.






Председатель коллегии


А.В.СМИРНОВ




Секретарь коллегии


Т.В.ЕГОРОВА














Приложение 1


к решению коллегии


Департамента здравоохранения


от 14 апреля 1999 г.






ПЛАН


МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ
СОВЕЩАНИЯ


РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЛПУ ОТ 25.03.1999




































































































































Мероприятия


Срок
исполнения


Ответственный
исполнитель


1.


Подготовить письмо в
Законодательное
Собрание области, Федеральный
фонд
обязательного медицинского
страхования
с предложением
рассмотреть вопрос о
дополнительном
выделении средств на
приобретение
лекарственных препаратов для
оказания
стационарной лекарственной
помощи и обеспечения больных по
БиЛР


до
25.04.1999


Панкрашкина
Т.Н.


2.


Направить в МЗ РФ письмо
о
перспективах получения областью
лекарственных
средств за счет
средств федерального бюджета в
рамках
утвержденных федеральных программ


апрель
1999 г.


Панкрашкина
Т.Н.


3.


Организовать при ЛПУ аптечные
пункты
по отпуску населению лекарственных
средств и
изделий медицинского
назначения по бесплатным и
льготным
рецептам, обеспечив получение
соответствующей
лицензии


2-4 кв.
1999 г.


Главные врачи
ЛПУ,

руководители
аптечных
предприятий


4.


Оснастить аптечные пункты
компьютер-
ной техникой для внедрения
программного
комплекса по льготному
отпуску медикаментов


4 кв.
1999 г.


Главные врачи
ЛПУ


5.


Ввести систему компьютерного
учета и
информации оборота лекарственных
средств


в течение
года


Кононова С.В.
Панкрашкина

Т.Н.


6.


Разработать положение о
комитете по
разработке формуляров лекарственных
средств


апрель
1999 г.


Гуданова Е.М.
Кононова
С.В.
Панкрашкина
Т.Н.


7.


Разработать совместно с
НГМА
формуляры лекарственных средств:
- для каждого
лечебно - профилакти-
ческого учреждения,
-
областной


сентябрь



ноябрь


Главные врачи
ЛПУ


Гуданова Е.М.
Кононова С.В.
Панкрашкина
Т.Н.


8.


Рационализировать систему
предметно -
количественного учета основных
медикаментов
в стационарах


2 - 3 кв.
1999 г.


Главные врачи
ЛПУ


9.


Организовать на областном
уровне
систему централизованных закупок
лекарственных
средств для лечения
больных, страдающих
диабетом,
бронхиальной астмой,
туберкулезом,
психиатрическими
заболеваниями,
онкологическими заболеваниями


в течение
года

согласно
графику


Кононова С.В.
Спицкая И.В.

Панкрашкина
Т.Н.


10.


Подготовить расчеты по
ассортименту
лексредств для централизованных
закупок


март
1999 г.


Кононова С.В.
Панкрашкина

Т.Н.


11.


На конкурсной основе
определить
оптовые предприятия,
осуществляющие
фармацевтическую деятельность в
качестве
поставщиков лексредств по
перечню жизненно важных
и
обязательному ассортименту в лечебно-
профилактические
учреждения и аптеки


июнь
1999 г.


Гуданова Е.М.
Кононова
С.В.
Спицкая И.В.
Панкрашкина
Т.Н.


12.


Подготовить Положение о
порядке
проведения конкурса на право
размещения
заказов на закупку
лексредств и изделий
медицинского
назначения для нужд Нижегородской
области


апрель
1999 г.


Кононова С.В.
Спицкая И.В.

Панкрашкина
Т.Н.
Александрина
Н.В.


13.


Разработать и утвердить
конкурсную
документацию


апрель
1999 г.


Кононова С.В.
Спицкая И.В.


14.


Разработать график
проведения
конкурсов по централизованным
закупкам
лекарственных средств


апрель
1999 г.


Кононова С.В.
Спицкая И.В.


15.


Разработать порядок
проведения
централизованных закупок
лекарственных
средств и изделий
медицинского назначения


апрель
1999 г.


Кононова С.В.
Спицкая И.В.


16.


Разработать предложения по
изменению
системы ценообразования на
лекарственные
средства и усилению ее
государственного регулирования


июнь
1999 г.


Кононова С.В.
Соколова Н.Н.


17.


Считать приоритетным
направлением
первоочередную ориентацию на
обеспечение
стационаров ЛПУ
лекарственными
средствами
отечественного производства, не
снижая
качества медицинской помощи


весь
период


Главные врачи
ЛПУ


18.


Создать областной орган
сертификации
лекарственных средств


июнь
1999 г.


Кононова С.В.


19.


Разработать закон
Нижегородской
области "О
фармацевтической
деятельности"


сентябрь
1999 г.


Кононова С.В.
Панкрашкина

Т.Н.
Спицкая И.В.
Шустова Г.Н.














Приложение 2


к решению коллегии


Департамента здравоохранения


от 14 апреля 1999 г.






ВРЕМЕННОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ


ОБ АПТЕЧНОМ ПУНКТЕ ЛПУ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ


ЛЕКАРСТВАМИ ПО БЕСПЛАТНЫМ И
ЛЬГОТНЫМ РЕЦЕПТАМ






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






1.1. Аптечный пункт
по обеспечению населения лекарствами по бесплатным и льготным
рецептам (далее - "аптечный пункт") является структурным
подразделением лечебно - профилактического учреждения.


1.2. Аптечный пункт открывается на
площадях поликлиники, лечебно - профилактического учреждения или
больнично - поликлинического объединения.


1.3. Обязательно наличие в аптечном
пункте отопления, водоснабжения, электричества, естественного
освещения, вентиляции.


1.4. Аптечный пункт должен быть
изолирован от кабинетов и отделений лечебно - профилактического
учреждения.


Не допускается организация аптечного
пункта в подвальном или полуподвальном (цокольном) помещении.


1.5. Аптечный пункт осуществляет
отпуск населению готовых лекарственных средств, в т.ч. наркотических,
психотропных, ядовитых и сильнодействующих, и изделий медицинского
назначения согласно перечню областного департамента здравоохранения
по бесплатным и льготным рецептам.


1.6. Фармацевтическая деятельность
аптечного пункта осуществляется в соответствии с действующими
документами, утвержденными законодательством Российской Федерации,
Министерством здравоохранения Российской Федерации, областным
Законодательным Собранием, Губернатором, департаментом
здравоохранения и областным фармацевтическим управлением.


1.7. Минимальная площадь аптечного
пункта 15 кв. метров.


1.8. Аптечный пункт должен иметь:


- вывеску с названием "Аптечный
пункт по обеспечению населения лекарствами по бесплатным и льготным
рецептам" с указанием наименования лечебно - профилактического
учреждения и режима работы;


- информацию о перечне лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по бесплатным
и льготным рецептам, утвержденном департаментом здравоохранения
Администрации Нижегородской области;


- информацию для врачей о наличии
лекарственных средств, отпускаемых бесплатно и на льготных условиях.


1.9. Для функционирования аптечный
пункт должен иметь:


1.9.1. государственную лицензию в
составе лечебно - профилактического учреждения на фармацевтическую
деятельность с правом реализации лекарственных средств населению по
бесплатным и льготным рецептам.


1.9.2. лицензию на использование
объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные
с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


1.9.3. набор обязательной
фармацевтической литературы:


- Государственный реестр
лекарственных средств и изделий медицинского назначения,


- справочник М.Д. Машковского
"Лекарственные средства" или справочник Видаль
"Лекарственные препараты в России",


- список синонимов и аналогов
лекарственных средств,


- приказы и инструкции Министерства
здравоохранения Российской Федерации, областного департамента
здравоохранения и фармацевтического управления по фармацевтическому
порядку.


1.9.4. наличие ассортимента
лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых
по бесплатным и льготным рецептам по перечню, утвержденному
департаментом здравоохранения Администрации области.






2. СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ И
ОСНАЩЕНИЕ АПТЕЧНОГО ПУНКТА






2.1. Минимальная
площадь рабочего места специалиста по отпуску лекарственных средств и
изделий медицинского назначения должна быть не менее 5 кв. метров,
оснащенная специальной аптечной мебелью: прилавками с витринами,
пристенными шкафами для хранения лекарственных средств и изделий
медицинского назначения, холодильником для хранения термолабильных
лекарств, рабочим стулом и письменным столом для хранения справочной
литературы, приходных и расходных документов на лекарственные
средства и др.


Рабочее место специалиста в зале
обслуживания посетителей должно быть оснащено устройством,
предохраняющим его от прямой капельной инфекции. Площадь для
пребывания посетителей в аптечном пункте должна быть не менее 4 кв.
метров.


В аптечном пункте с минимальным
размером зала обслуживания посетителей может быть одно рабочее место.
Оборудование и внешнее оформление аптечного пункта должно отвечать
требованиям технической эстетики и быть удобным для работы.


2.2. Помещения для хранения
лекарственных средств, в т.ч. наркотических, психотропных, ядовитых и
сильнодействующих, и изделий медицинского назначения должны иметь
минимальную площадь не менее 6 кв. метров.


Помещение для хранения наркотических,
психотропных, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств
должно отвечать "Требованиям по технической укрепленности и
оснащению средствами охранно - пожарной сигнализации объектов и
помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом
наркотических средств и психотропных веществ", утвержденным
приказом МВД РФ от 05.10.1998 № 625.






3. ПЕРСОНАЛ АПТЕЧНОГО
ПУНКТА






3.1. Численность
фармацевтического персонала определяется руководителем лечебно -
профилактического учреждения персонально и зависит от объема работы
аптечного пункта.


3.2. Возглавлять аптечный пункт
должно лицо с высшим или средним фармацевтическим образованием при
стаже работы по специальности не менее 5 лет.


3.3. Специалисты аптечного пункта
(провизоры, фармацевты) должны иметь профессиональные сертификаты и
руководствоваться в своей работе Положением о фармацевтических
должностях аптечных учреждений и правилами внутреннего трудового
распорядка.






4. ОХРАНА ТРУДА И
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ






4.1. В аптечном
пункте должны быть созданы условия для обеспечения охраны труда и
техники безопасности.


4.2. Все работники аптечного пункта
должны быть обеспечены специальной одеждой.


4.3. В аптечном пункте должны быть
обеспечены условия для сохранности товарно - материальных ценностей и
противопожарной безопасности.






5. ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ БЕСПЛАТНОГО


И ЛЬГОТНОГО ОТПУСКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ


И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ






5.1. Отпуск
лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или
на льготных условиях осуществляется по рецептам врачей в соответствии
с требованиями действующих нормативных документов.


5.2. Расчеты с больными за
лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые
на льготных условиях, производятся с использованием контрольно -
кассовой машины.


5.3. На рецептах указывается
стоимость отпущенных лекарств и изделий медицинского назначения, дата
отпуска и росписи отпустившего и получившего.






6. УЧЕТ В АПТЕЧНОМ
ПУНКТЕ






6.1. Учет отпущенных
лексредств и изделий медицинского назначения по сумма и
потребительским упаковкам ведется ежедневно с разбивкой по
нозологическим формам и категориям граждан.


6.2. Ежедекадно отчет о поступлении и
расходе лексредств и изделий медицинского назначения по сумме и
потребительской упаковке сдается заведующим аптечным пунктом в
бухгалтерию ЛПУ.






7. ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО АПТЕЧНЫМ ПУНКТОМ






Имеет право:


- запрашивать у врачей пояснения по
рецептам, вызывающим сомнения;


- не отпускать лексредства и изделия
медицинского назначения в случае сомнения в названии, дозировке,
способе приема и др. до выяснения с врачом;


- вносить предложения руководству ЛПУ
по закупке лексредств и изделий медназначения перечня.


Обязан:


- обеспечить выполнение приказов,
инструкций, регламентирующих фармпорядок,


- следить за наличием ассортимента
лексредств и изделий медицинского назначения,


- вести учет отпущенных лексредств и
изделий медицинского назначения,


- вести учет неправильно выписанных
рецептов,


- вести учет отказов,


- своевременно представлять
необходимые отчеты,


- информировать врачей об имеющемся
ассортименте лексредств и изделий медицинского назначения,


- информировать больных о правилах и
особенностях приема лекарственных средств и применения изделий
медицинского назначения, условиях их хранения в домашних условиях.














Приложение 3


к решению коллегии


Департамента здравоохранения


от 14 апреля 1999 г.






ПОЛОЖЕНИЕ


О ФОРМУЛЯРНОМ БОЛЬНИЧНОМ


КОМИТЕТЕ (ФБК)






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






1.1. Положение о ФБК
разработано во исполнение Федерального Закона "О лекарственных
средствах" от 22.06.1998 № 86-ФЗ.


1.2. Положение определяет общий
порядок, условия подготовки и организации работы ФБК.


1.3. Действие Положения
распространяется на все лечебно - профилактические учреждения
Нижегородской области.


1.4. В Положении используются
следующие термины:


Формулярная система - процесс отбора
специалистами ФБК ЛПУ наиболее терапевтически и затратно -
эффективных лекарственных средств, разработка и распространение
объективной справочной информации, обучение персонала больницы,
мониторинг правильности использования препаратов и принятие мер
предотвращения и исправления ошибок фармакотерапии. Формулярная
система облегчает закупки лекарственных средств, уменьшает расходы на
них и оптимизирует лекарственную терапию.


Формулярный список (ФС) лекарственных
средств - результат процесса отбора лекарств. Содержит в себе
лекарства, утвержденные для использования и закупок в данном ЛПУ.
Формулярный список носит ограничительный характер.


Формулярный больничный комитет ЛПУ
создается на уровне лечебного учреждения, отвечает за все аспекты
формулярной системы, включая политику, регулирование отбора и
использование лекарственных средств, разработку лекарственной
информации, планирование программ постоянного мониторинга и оценки
использования лекарственных средств для обеспечения их рационального
использования в ЛПУ.






2. ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ И РАБОТЫ ФБК






2.1. Решение о
создании комитета и персональном составе принимается главным врачом
ЛПУ.


2.2. В состав ФБК входят:


- председатель - зам. главного врача
ЛПУ по лечебной части;


- секретарь - заведующий аптекой ЛПУ,
если она существует, или провизор, или клинический фармаколог;


- заведующие отделениями;


- врачи;


- ответственные за лекарственные
закупки, если нет больничной аптеки.


2.3. При рассмотрении отдельных
лекарственных препаратов ФБК может приглашать на заседание
необходимых специалистов, такие временные участники ФБК не имеют
права голоса.


2.4. Решение о включении лекарств в
формулярный список или исключении из него принимается в соответствии
с процедурой, установленной ФБК.


2.5. Для исключения необъективности
при отборе лекарственных препаратов в формулярный список члены ФБК не
имеют право состоять в деловых отношениях с производителями или
дистрибьюторами лекарственных средств.


2.6. Работа ФБК осуществляется на
основе регламента, утверждаемого председателем ФБК.






3. ЗАДАЧИ ФБК






3.1. Разрабатывает и
внедряет профессиональную политику отбора лекарственных средств, их
оценки, закупки, безопасного использования и информационного
обеспечения в данном лечебном учреждении.


3.2. Разрабатывает критерии оценки
лекарственных препаратов при рассмотрении возможности их включения в
формулярный список ЛПУ.


3.3. Является консультационной
службой для медицинского персонала и администрации во всех вопросах,
связанных с использованием лекарственных средств.


3.4. Способствует обеспечению
оптимальной лекарственной терапии для всех пациентов путем разработки
стандартов качества лечения.


3.5. Объективно оценивает клинические
данные по новым лекарственным препаратам, предложенным для применения
в ЛПУ.


3.6. Разрабатывает формулярный список
лекарственных средств для закупок и применения в ЛПУ.


3.7. Анализирует предложения по
пересмотру формулярного списка и принимает соответствующие решения.


3.8. Организует и планирует
необходимые программы обучения для медицинского персонала по всем
вопросам применения лекарственных средств.


3.9. Анализирует сообщения о
возникающих побочных реакциях при применении лекарственных
препаратов.


3.10. Проводит постоянную оценку
лекарственной терапии.






4. КРИТЕРИИ ОТБОРА
ЛЕКАРСТВЕННЫХ


СРЕДСТВ ДЛЯ ФОРМУЛЯРНОГО СПИСКА






4.1. Лекарственные
средства вносятся в ФС под международным непатентованным
наименованием.


4.2. Должна существовать обоснованная
потребность в данном препарате.


4.3. Лекарственное средство не должно
быть внесено в ФС, если не установлена его терапевтическая ценность.


4.4. Стоимость лекарственного
средства должна быть оправдана его эффективностью.


4.5. Лекарственное средство должно
быть всегда доступно для закупок у поставщиков.






5. ВНЕСЕНИЕ И
ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВ ИЗ ФС






5.1. Запрос на
внесение лекарственного средства в формулярный список или исключение
из него может быть сделан врачом данного ЛПУ. Запрос производится
заполнением специальной формы запроса/исключения и направлением ее
секретарю ФБК.


5.2. Заведующие отделениями должны
получать информацию о том, какое лекарственное средство в настоящее
время рассматривается для включения в ФС или исключения из него с
тем, чтобы они могли высказать свое мнение.


5.3. Поступившие запросы на внесение
лекарственных средств в формулярный список или исключение из него
обсуждаются на ФБК ежемесячно на регулярной основе.






6. ПРОЦЕДУРА СОЗДАНИЯ
ФС






6.1. Сбор данных о
структуре заболеваемости обслуживаемого населения (список причин
госпитализации с количеством случаев по каждой отдельной нозологии за
определенный промежуток времени).


6.2. Наличие объективной информации о
лекарственных средствах.


6.3. Наличие данных о полном списке
лекарственных средств, закупленных ЛПУ в течение прошедшего
календарного или финансового года, представленных ФБК, аптекой или
отделом закупок.


6.4. Анализ структуры заболеваемости
и модели использования лекарств.


6.5. Отбор лекарственных средств для
ФС.


6.6. Утверждение ФС лекарственных
средств для использования в ЛПУ.


6.7. Издание приказа по ЛПУ об
обязательности ФС для употребления и закупок.


6.8. Распространение ФС среди всего
медицинского персонала медицинского учреждения.






7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НЕФОРМУЛЯРНЫХ ПРЕПАРАТОВ






7.1. В ЛПУ
разрешается использовать только вошедшие в формулярный список
препараты.


7.2. При невозможности удовлетворения
терапевтической потребности лекарствами больничного формуляра лечащий
врач заполняет специально разработанную ФБК форму и направляет ее в
аптеку, если обоснование лечащего врача признается комиссией по
рациональному использованию лекарственных средств достаточно веским,
ЛПУ производится закупка необходимого количества препарата для
пациента.


7.3. ФБК регулярно анализирует все
поступившие запросы на неформулярные препараты. Если неформулярный
препарат превосходит препарат, входящий в список, то может быть
принято решение об изменении ФС.


7.4. Все споры и разногласия,
возникшие в результате использования неформулярных препаратов,
решаются на заседании ФБК.






8. ПРОЦЕСС
ПОДДЕРЖАНИЯ ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ






8.1. Разработка и
внедрение стандартов качества лечения.


8.2. Внедрение программы оценки и
использования лекарственных средств.


8.3. Мониторинг побочных реакций.


8.4. Обновление формулярного списка.














Приложение 4


к решению коллегии


Департамента здравоохранения


от 14 апреля 1999 г.






ВРЕМЕННОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ


О ПОРЯДКЕ ОТБОРА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ -


ПОСТАВЩИКА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ






1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ






1.1. Настоящее
Положение разработано в целях оптимизации системы закупок аптеками,
лечебно - профилактическими учреждениями лекарственных препаратов на
средства бюджета и ТФ ОМС, экономии средств бюджета и ТФ ОМС,
снижения розничных цен при отпуске лекарств населению аптечными
предприятиями.


1.2. Настоящее Положение определяет
порядок отбора оптового фармацевтического предприятия (далее по
тексту "предприятие"), требования, предъявляемые к
предприятию, задачи предприятия.


1.3. Номенклатура лекарственных
средств включает наименования:


- обязательного ассортимента
лекарственных средств, утвержденного приказом ДЗО от 16.02.1998 N
144-в,


- перечня лекарственных средств,
отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам, утвержденного
15.03.1999,


- перечня жизненно важных
лекарственных средств, утвержденного приказом МЗ РФ от 23.01.1998 N
17.


В случае принятия новых перечисленных
документов используются последние.


1.4. Организационно - техническую
работу и контроль за выполнением настоящего Положения осуществляет
областное фармацевтическое управление.






2. ПОРЯДОК ОТБОРА
ПРЕДПРИЯТИЯ






2.1. Предприятие
направляет в областное фармацевтическое управление заявление и пакет
документов.


2.2. Областное фармацевтическое
управление рассматривает на открытых заседаниях представленные
предприятием документы, отбирает предприятия и представляет их список
на утверждение в департамент здравоохранения.


2.3. После утверждения отобранных
предприятий облфармуправление заключает с ними договор.






3. ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРЕДПРИЯТИЯМ






3.1. Предприятие
должно иметь:


- соответствующую лицензию;


- условия для размещения, хранения и
бесперебойного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского
назначения (далее по тексту ЛС и ИМН),


- производственные площади для
хранения медтоваров не менее 400 кв. метров,


- материально - техническое оснащение
для ведения учета и движения товаров,


- подготовленных специалистов
(провизоров и фармацевтов), имеющих соответствующее образование,
постдипломную подготовку и сертификаты,


- годовой товарооборот ЛС и ИМН не
менее 15 млн руб. в ценах 1 квартала 1999 г.,


- транспортные средства для доставки
ЛС и ИМН,


- прямые контракты с предприятиями -
изготовителями ЛС и ИМН,


- не менее 70% номенклатуры ЛС,
определенных перечисленными в п. 1.3 документами по оптимальным
отпускным ценам с применением минимальных снабженческо - сбытовых
наценок.


3.2. Предприятие должно обеспечивать
своевременное и объективное представление отчетности в
облфармуправление по обороту лекарственных средств.


3.3. Предприятие должно быть
юридическим лицом и иметь опыт работы на Нижегородском фармрынке не
менее 3-х лет.


3.4. В предприятии должны быть
обеспечены гарантированные действующим законодательством условия
труда и меры социальной защиты персонала.






4. ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ






4.1. Осуществляет
гарантированное обеспечение ЛПУ и аптек ЛС и ИМН по утвержденному
ассортименту, в сроки и на условиях, определенных договором.


4.2. Обеспечивает фармацевтический
порядок, соблюдая установленные действующим законодательством правила
закупки, хранения, учета, реализации лекарственных средств.


4.3. Обеспечивает сертификацию
лекарственных средств и контроль качества реализуемой продукции.


4.4. Обеспечивает сохранность товарно
- материальных ценностей.


4.5. Обеспечивает санитарно -
гигиенический режим.














Приложение 5


к решению коллегии


Департамента здравоохранения


от 14 апреля 1999 г.






ПОЛОЖЕНИЕ


О ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАКУПКАХ


ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ






1. Централизованные
закупки лекарственных средств осуществляются областным департаментом
здравоохранения в целях рационального использования средств,
выделяемых ЛПУ для приобретения лекарств для стационаров и поликлиник
и оплаты приобретения отпущенных лексредств по бесплатным и льготным
рецептам.


2. Централизованно закупаются
лекарственные средства для лечения социально - значимых заболеваний:
диабета, бронхиальной астмы, туберкулеза, онкологических и
психоневрологических заболеваний, наркотических средств (приложение
1).


3. Определение объемов потребности и
номенклатуры лекарственных средств, закупаемых централизованно,
определяет областная экспертная комиссия департамента здравоохранения
(приложение 2).


4. Подготовленные расчеты
утверждаются директором департамента здравоохранения.


5. Закупки препаратов в соответствии
с утвержденными расчетами осуществляются департаментом
здравоохранения Нижегородской области на конкурсной основе в
соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области.


6. По результатам конкурса
заключаются соответствующие контракты.


7. Централизованно закупленные
лекарственные средства направляются в ЛПУ и аптеки (для бесплатного и
льготного обеспечения) в соответствии с разнарядками, утвержденными
департаментом здравоохранения.


8. Областное фармацевтическое
управление осуществляет постоянный контроль за ходом выполнения
конкурсных договоров и использованием по назначению централизованно
закупленных лексредств.














Приложение 1


к Положению


о централизованных закупках






Сводная таблица


по группам лекарственных средств


для централизованных закупок на 1999
год





Наименование группы
Сумма в у.е.

(1
у.е.=1 дол.США)



1.
Противодиабетические препараты 2 682 509



2.
Психоневрологические препараты 557 639



3. Онкологические
препараты 374 001



4.
Противоастматические препараты 321 500



5.
Противотуберкулезные препараты 233 354



6. Наркотические
препараты 179 200



Итого:
4 348 203












Приложение 6


к решению коллегии


Департамента здравоохранения


от 14 апреля 1999 г.






СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ


ПО КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ


ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ АМБУЛАТОРНЫМ И
СТАЦИОНАРНЫМ БОЛЬНЫМ






Гуданова Е.М. - зам.
директора департамента здравоохранения - руководитель группы;


Кононова С.В. - начальник областного
фармацевтического управления - зам. руководителя группы;


Бирюкова М.А. - ведущий специалист
отдела организационно - кадровой работы ТФ ОМС;


Калашникова Т.К. - зам. директора
департамента здравоохранения;


Панкрашкина Т.Н. - зам. начальника
областного фармацевтического управления;


Спицкая И.В. - зам. начальника
областного фармацевтического управления;


Шалунов А.А. - начальник отдела
лекарственного обеспечения департамента здравоохранения г.
Н.Новгорода.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru