ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Нижегородской области от 16.02.1999 № 43
"О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 1999 -
2000 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
получен из Эталонного банка данных правовой информации Администрации
Нижегородской области. -
АДМИНИСТРАЦИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 1999 г. № 43
О ПРОГРАММЕ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ
УСЛУГ НА 1999 - 2000 ГОДЫ
-
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.1997 N
1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на
рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 годы" и
Программой развития жилищно-коммунального хозяйства области на 1997 -
2003 годы, утвержденной постановлением губернатора области от
30.09.1997 № 278 и во исполнение постановления губернатора области от
07.10.1998 № 252 "Об активизации работы по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства области, развитию рынка услуг ЖКХ,
защите прав потребителей и экономии бюджетных средств":
1. Утвердить прилагаемую Программу
демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных
услуг на 1999 - 2000 годы.
2. Департаменту жилищно-коммунального
хозяйства (Самойленко М.М.) совместно с Нижегородским территориальным
управлением МАП России (Гудков Г.Н) организовать мониторинг процессов
демонополизации и конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг на
качество обслуживания, надежность и экологическую безопасность
оказываемых услуг.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя губернатора по вопросам
организации строительного комплекса, развития жилищно-коммунального
хозяйства, инфраструктуры, дорожного строительства, транспорта и
связи Горина В.Н.
-
Губернатор области
И.П.СКЛЯРОВ
-
Утверждена
постановлением
Губернатора области
от 16.02.1999 № 43
-
ПРОГРАММА
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА 1999
- 2000 ГОДЫ
-
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ
УСЛУГ НА 1999 - 2000 ГОДЫ
Наименование Программы
|
Демонополизация и развитие
конкуренции на рынке
жилищно-коммунальных услуг на 1999 - 2000 годы
|
Основные разработчики
Программы
|
Департамент
жилищно-коммунального хозяйства
|
Цель Программы
|
Обеспечение в отраслях
жилищно-коммунального хозяйства формирование
конкуренции, влияющей на снижение издержек и,
соответственно, тарифов на услуги
жилищно-коммунального хозяйства при поддержании
стандартов качества предоставляемых услуг
|
Сроки реализации
Программы
|
1999 - 2000 годы
|
Перечень основных
мероприятий
|
Разработка нормативно -
правовых актов. Предложения по организации действий органов
местного самоуправления по антимонопольному регулированию
и развитию конкуренции на рынке услуг
жилищно-коммунального хозяйства
|
Основные исполнители
Программы
|
Органы местного самоуправления
|
Ожидаемые результаты
реализации Программы
|
Обеспечение защиты интересов
потребителей от предприятий, занимающих
на рынке жилищно-коммунальных услуг
доминирующее положение, развитие конкуренции
между хозяйствующими субъектами на предоставление
жилищно-коммунальных услуг путем проведения
конкурсов и заключения договоров с предприятиями
жилищно-коммунального хозяйства различных форм
собственности.
|
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
1. Основной целью
Программы является снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги
при поддержании определенных нормативов качества предоставляемых
услуг и их улучшения.
2. Процесс демонополизации отраслей
жилищно-коммунального хозяйства предусматривает учет следующих
основных требований:
- комплексный подход к решению задач
структурной перестройки отрасли;
- дифференцированный подход к
осуществлению мероприятий по демонополизации, исходя из того, что
жилищно-коммунальное хозяйство является сложным хозяйственным
комплексом, включающим в себя ряд подотраслей, существенно
отличающихся как по технологии производственных процессов, так и по
процедуре предоставления услуг;
- ориентация на обеспечение
максимально возможной конкуренции хозяйствующих субъектов, а также
защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;
- взаимосвязь мероприятий,
осуществляемых в рамках федеральной, областной и местных программ
демонополизации;
- мониторинг взаимосвязи процесса
демонополизации и качества, надежности и экологической безопасности
услуг жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение гласности проводимых
мероприятий и их результатов.
3. Для реализации поставленных задач
Программой предусматривается:
- завершить изменение структуры
органов управления жилищно-коммунальным хозяйством на местном уровне
с учетом территориальных особенностей каждого района области;
- принять меры по созданию множества
хозяйствующих субъектов различных форм собственности в сфере заказа
(управления) и предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- завершить переход к договорным
отношениям между заказчиком и поставщиком жилищно-коммунальных услуг;
- организовать управление
муниципальной собственностью на конкурсной основе;
- продолжить обслуживание
муниципальной собственности и выполнение муниципальных заказов на
конкурсной основе;
- вести информационное обеспечение
мероприятий, осуществляемые в соответствии с Программой, в том числе
через средства массовой информации.
-
II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ОБЛАСТИ
-
1. Структурные
изменения жилищно-коммунального хозяйства области начались с 1992
года. За истекший период проведена приватизация значительной части
жилищного фонда, в регионе изменилась структура управления жилищным
фондом. Задачи регулирования отношений в сфере ЖКХ перенесены на
уровень местного самоуправления. В соответствии с распоряжением
губернатора Нижегородской области от 12.01.1995 № 39-р во многих
муниципальных образованиях созданы службы Заказчика - организации по
управлению жилищным фондом и реализации муниципального заказа по
жилищно-коммунальному обслуживанию населения.
Службы заказчика взяли на себя
функции расчета и выплаты жилищных субсидий, расчета и сбора
коммунальных платежей, регистрации и учета населения.
Следует отметить, что процесс
разделения функций заказчика и подрядчика в полной мере еще не
завершен. Службы заказчика управляют лишь 65% муниципального
жилищного фонда в городах и районах области.
Сложились следующие формы организации
управления отраслью:
- Служба Заказчика существует в форме
муниципальных учреждений и предприятий, которые выступают в качестве
заказчика на выполнение работ по обеспечению населения
жилищно-коммунальными услугами на основании заключаемых договоров с
поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
В настоящее время дирекции единого
заказчика созданы во всех районах г. Н.Новгорода и в 13 городах
области, таких как Бор, Выкса, Городец, Балахна, Кулебаки, Навашино,
Шахунья, Кстово, Лысково, Богородск, Арзамас, Первомайск и в
Арзамасском районе.
- Сохранена прежняя структура
управления жилищно-коммунальным хозяйством, когда предприятие ЖКХ
выполняет функции генерального подрядчика по обеспечению населения
жилищно-коммунальными услугами по договору с администрацией.
Такая структура сохранена в основном
в малых городах и рабочих поселках. Наряду с этим и в крупных
районных центрах с развитой городской инфраструктурой, как:
Чкаловске, Володарске, Дзержинске также сохранена прежняя структура.
Это нарушает рыночный принцип
разделения функции заказчика и подрядчика, ведет к чисто формальной
процедуре заключения договоров, исключает объективный контроль
выполнения договоренных обязательств и применения экономических
санкций.
2. Развивается самоуправление путем
создания товариществ собственников жилья (ТСЖ), что позволяет
эффективнее и рациональнее управлять жилищным фондом. В настоящее
время зарегистрировано 115 товариществ, в том числе 95 в г.
Н.Новгороде.
3. Продолжается работа по созданию
конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного фонда. В целом по
области за 1998 г. проведено 160 конкурсов, в результате которых
передано на обслуживание 15,7 млн кв. м. общей площади муниципального
жилищного фонда (в т.ч. в г. Н.Новгороде - 51 конкурс, передано 8,9
млн кв. м.), что составляет - 60,4% в целом по области (71,3% в г.
Н.Новгороде).
Программой развития жилищно -
коммунального хозяйства Нижегородской области на 1997 - 2003 годы
запланировано к 2000 году довести долю муниципального жилищного
фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100 процентов.
Проводятся конкурсы на выполнение
дератизационных работ, обслуживание лифтового хозяйства, электроплит
и коллективных антенн.
-
III. ПРОВЕДЕНИЕ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И СОЗДАНИЕ
КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ПОДОТРАСЛЯХ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ
-
Демонополизация
обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг является
одной из главных задач преобразований в жилищной сфере.
Главными предпосылками для процесса
демонополизации в сфере ЖКХ являются:
- завершение передачи ведомственного
жилищного фонда и объектов культурно - бытового назначения в
муниципальную собственность;
- завершение разделения функций 3-х
уровней управления отраслью: собственника жилищного фонда,
управляющей компании, подрядной организации;
- внедрение договорных отношений в
жилищной сфере;
- обеспечение эффективной системы
государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в
сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Создание конкурентной среды в
жилищной сфере зависит от эффективного разделения функций между
собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными
жилищными организациями. При разделении функций управления и
эксплуатации жилищного фонда необходимо учитывать масштаб
муниципального образования и объем оказываемых жилищно - коммунальных
услуг.
По объемам жилищного фонда все
муниципальные образования можно разделить на две группы:
- первая, где объем обслуживающей
площади составляет до 100 тыс. кв. общей площади в одном населенном
пункте;
- вторая группа - более 100 тыс. кв.
м.
В муниципальных образованиях первой
группы функции управления жилищным фондом распределяются между
администрацией и предприятием ЖКХ в соответствии с договором, а во
второй договорные отношения могут в основном строиться через
трех-уровневую структуру, когда собственник жилья на договорной
основе передает жилищный фонд управляющей компании, которая в свою
очередь заключает договоры с поставщиками на предоставление жилищно -
коммунальных услуг.
Развитие самоуправления путем
создания товарищества собственников жилья.
Объединение собственников жилья в ТСЖ
в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума),
включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое
здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их
прав, влияния на стоимость и качество представляемых услуг и
позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников
финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Жилищные, жилищно - строительные
кооперативы, товарищества собственников жилья имеют выбор между
самоуправлением и заключением договора на управление со службой
заказчика, как специализированной организацией, оказывающей услуги по
управлению жилищным фондом.
-
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ТЕПЛО-, ВОДО-, ЭЛЕКТРО- И
ГАЗОСНАБЖЕНИИ
-
Подотрасли
энергосбережения, несмотря на разновидность оказываемых услуг,
характеризуются общим признаком невозможности или нецелесообразности
развития конкуренции на рынке услуг и относятся к разряду локальных
естественных монополий.
Учитывая сложное экономическое
положение в регионе, возможные мероприятия по разукрупнению
существующих предприятий ресурсоснабжения путем выделения
самостоятельных юридических лиц для производства и доведения услуг до
потребителей различными предприятиями по технологической цепочке
могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей и
к ухудшению обслуживания потребителей. В условиях локальных
естественных монополий необходимо осуществлять контроль и
регулирование стоимости услуг предприятий - монополистов
государственными органами власти области и органами местного
самоуправления в соответствии с Федеральным Законом РФ "О
естественных монополиях".
На первом этапе демонополизации
формирование конкурентной среды в сфере естественных монополий
рекомендуется за счет создания ее на отдельных этапах предоставления
коммунальных услуг (сезонные ремонтные работы капитального характера,
закупки топлива, материалов и т.д.) подрядными организациями любых
форм собственности.
Существенное влияние на формирование
конкурентных отношений окажет внедрение новых технологий, позволяющих
осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп
потребителей (например, обеспечение проживающих в многоквартирных
домах теплом).
-
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И
СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
В ПОДОТРАСЛЯХ БЛАГОУСТРОЙСТВА
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
И РИТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
-
Подотрасли
благоустройства населенных пунктов и ритуального обслуживания
сочетают в себе элементы потенциально монопольных и потенциально
конкурентных структур.
Формирование конкурентной среды в
дорожно - мостовом хозяйстве может осуществляться как в сфере
выполнения дорожно - ремонтных работ, так и в сфере производства
материалов для дорожных покрытий. В связи с этим демонополизацию
дорожно - мостового хозяйства следует проводить, предварительно
выделив хозяйствующие субъекты, выполняющие дорожно - ремонтные
работы и производящие материалы для дорожных покрытий.
При проведении демонополизации и
создании конкурентной среды в сфере услуг по санитарной очистке
населенных пунктов и утилизации отходов рекомендуются аналогичные
решения с созданием хозяйствующих субъектов, выполняющих работы по
транспортировке отходов, и непосредственно занятых утилизацией
отходов (полигоны).
Основные ритуальные услуги
представляются только специализированными службами, созданными и
зарегистрированными в органах местного самоуправления при наличии
соответствующей лицензии. Прочие виды услуг (венки, ограды,
изготовление памятников и т.д) могут предоставляться физическими и
юридическими лицами.
-
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
ОТРАСЛЕЙ БАННО - ПРАЧЕЧНОГО
И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
-
Рекомендовать
Нижегородскому территориальному управлению МАП России (Гудков Г.Н.)
изучить рынок отраслей банно - прачечного и гостиничного хозяйства и
продолжить контроль за ценообразованием и обеспечением доступности
для потребителей услуг банно - прачечного и гостиничного хозяйства в
соответствии с Законом РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
-
ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
-
Функции защиты прав
потребителей жилищно - коммунальных услуг осуществляет структурное
подразделение администрации города (района) согласно распоряжению
губернатора области от 18.05.1992 № 523-р "О создании органов по
защите прав потребителей при городских и районных администрациях".
Подразделения взаимодействуют с
отделом по защите прав потребителей Нижегородского территориального
управления ГАК России, Нижегородской областной общественной
организацией "Защита потребителей" и жилищно -
коммунальными организациями города (района).
-
Приложение
к Программе
демонополизации и развития
конкуренции на рынке
жилищно-коммунальных услуг
на 1999 - 2000 годы
-
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ
КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
НА 1999 - 2000 ГОДЫ
№ пп |
Мероприятия
|
Срок исполне- ния
|
Ответственный исполнитель или
разработчик проекта
|
1 |
Анализ местных программ
демонополизации и развития конкуренции на товарных
рынках жилищно - коммунальных услуг
|
февраль 1999
|
Органы местного
самоуправления, департамент экономики и
прогнозирования, департамент ЖКХ, Нижегородское
теруправление МАП России
|
2 |
Совершенствование системы
мониторинга бюджетных и социальных эффектов
|
еже- кварта- льно
|
-"-
|
3 |
Доведение доли муниципаль-
ного жилищного фонда, обслуживаемого на
конкурсной основе, до 100 процентов
|
2000
|
Органы местного
самоуправления, департамент ЖКХ
|
4 |
Развитие конкуренции в
отраслях, не отнесенным к естественным монополиям
|
постоянно |
Органы местного
самоуправления, департамент ЖКХ
|
5 |
Организация и проведение
пилотного конкурса по управлению жилищным фондом
в одном из районов г. Н.Новгорода
|
II квартал 1999
|
Департамент ЖКХ
|
6 |
Разработка на региональном
уровне определенных нормативов качества
предоставляемых услуг с учетом требований
законодательства о защите прав потребителей
|
II квартал 1999
|
Нижегородское
теруправление МАП России департамент ЖКХ
|
7 |
Разработка нормативных
документов о демонополизации услуг по приемке, вывозу,
очистке, переработке и захоронению бытовых отходов
|
IV квартал 1999
|
Нижегородское
теруправление МАП России департамент ЖКХ
|
8 |
На базе регионального
учебного комбината "Инфраком"
проведение обучения председателей (управляющих)
и бухгалтеров товариществ собственников
жилья
|
1999
|
Департамент ЖКХ
|
9 |
Организация государственной
жилищной инспекции Нижегородской области
|
II квартал 1999
|
Департамент ЖКХ
|
10 |
Обеспечение информацией
через средства массовой информации о правах
и обязанностях населения о предоставляемых услугах
|
постоянно |
Департамент ЖКХ,
областной администрации,
Нижегородское
теруправление МАП России
|
|