Программы │
│
└─────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘
-
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ.
ОБЩИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВАЧСКОГО
РАЙОНА ДО 2010 ГОДА
1. Цель Программы
Развитие районной
системы образования, ориентированной на инновационное развитие,
обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного
общего образования, гарантированного Конституцией РФ.
-
2. Задачи Программы
Создание условий для
модернизации содержания образования и комплексных изменений в
образовательных технологиях, учебно-материальной базе, для
обеспечения инновационного развития образовательных учреждений.
-
3. Общие направления
развития
образовательного комплекса Вачского
района
Общими направлениями
развития образовательного комплекса района являются:
1) разработка и реализация моделей и
структуры общего образования, введение профильного образования,
освоение образовательных программ и стандартов, направленных на
сокращение резких разрывов в возможности получения качественного
образования детьми из разных социальных групп и слоев населения;
2) создание условий для развития
механизма социального партнерства с целью реализации основных
направлений развития образовательного комплекса, привлечения
инвестиций в образовательную среду;
3) дальнейшая информатизация системы
образования, создание условий для наращивания
информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста
числа образовательных учреждений, имеющих выход в
информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет,
повышение уровня профессиональной подготовки работников образования в
области информационных технологий, развитие современных методов
обучения на базе информационно-компьютерных технологий;
4) разработка и экспериментальная
апробация моделей подготовки и повышения квалификации педагогических
кадров, профессиональной переподготовки нового поколения
администраторов для системы образования;
5) обеспечение инновационного
характера развития системы образования, направленного на реализацию
программ;
6) создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений (в
том числе пожарной безопасности), обеспечение проведения мероприятий
антитеррористического характера;
7) развитие специального образования,
защита прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья
и других категорий детей, нуждающихся в социально-правовой поддержке;
8) развитие организационно-правовых и
экономических механизмов, обеспечивающих финансово-хозяйственную
самостоятельность образовательных учреждений и эффективное
использование бюджетных и внебюджетных средств;
9) сохранение единого
образовательного пространства на основе преемственности содержания
основного и дополнительного образования детей, в том числе в рамках
профильного обучения;
10) обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися
дополнительного образования, повышение эффективности и качества
дополнительного образования детей;
11) всесторонняя поддержка
талантливой молодежи, в том числе реализация программ работы с
творчески одаренными детьми.
-
4. Приоритетные
направления развития
образовательного комплекса Вачского
района
4.1. Дошкольное
образование
В целях сохранения
системы дошкольного образования и повышения его качества, создания
условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, своевременное и
полноценное физическое, общее психическое, личностное развитие детей,
служащее фундаментом для дальнейшего развития и приобретения любых
специальных знаний, умений и навыков, необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) совершенствование структуры
дошкольного образования в Вачском районе в соответствии с
потребностями населения с учетом решения проблем преемственности
между дошкольным и школьным образованием;
2) совершенствование системы
управления дошкольным образованием с учетом специфики образовательных
учреждений и развития альтернативных форм дошкольного образования;
3) обновление содержания дошкольного
образования и совершенствование механизма контроля за его качеством;
4) использование на муниципальном
уровне механизмов поддержки социально незащищенных семей для
предоставления возможности получения дошкольного образования детьми
из социально незащищенных групп населения.
4.2. Общее среднее
образование
В целях реализации
направлений модернизации системы общего среднего образования,
обеспечивающей повышение качества образования, и создания условий для
развития личности и социальной адаптации подрастающего поколения
необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1) повышение качества и эффективности
общего среднего образования в Вачском районе;
2) полное осуществление
обязательности основного общего образования детей;
3) внедрение нового базисного
учебного плана;
4) переход системы образования на
профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения
индивидуальных образовательных запросов учащихся;
5) создание оптимальных условий для
развития и реализации потенциальных возможностей и способностей
одаренных детей;
6) внедрение новых образовательных
стандартов и программ общего образования;
7) осуществление преемственности
между дошкольным и начальным образованием, начальной и основной
школой;
8) совершенствование содержания
начального образования путем внедрения развивающих технологий
начального образования и технологий гражданского образования в
начальной школе;
9) внедрение здоровьесберегающих
технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
10) обеспечение дифференциации и
индивидуализации обучения учащихся в начальной школе;
11) совершенствование механизмов
распространения и внедрения в образовательную практику позитивного
опыта образовательной деятельности;
12) реализация программ и условий
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
13) развитие современных форм
ученического самоуправления как особой формы инициативной,
инновационной, самостоятельной деятельности учащихся, развития
социальной активности.
4.3. Система
подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических
кадров
В целях формирования
современной системы непрерывного профессионального образования
специалистов системы образования, позволяющей обеспечить в Вачском
районе большую восприимчивость образования к внешним запросам рынка
труда и совершенствование качества областной системы образования,
повышение кадрового потенциала системы образования и внедрение новых
образовательных технологий, необходимо осуществлять деятельность по
следующим направлениям:
1) формирование районной системы
непрерывного образования, обеспечивающей возможности гибкого перехода
между различными образовательными программами, использование
возможностей дистанционных форм обучения;
2) обеспечение доступа к непрерывному
профессиональному образованию педагогических кадров; создание
построенных на принципах модульности программ профессиональной
переподготовки и повышения квалификации и учреждений системы
дополнительного профессионального образования; разработка и внедрение
современных образовательных технологий и критериев оценки (аттестация
и аккредитация) качества образовательных программ.
4.4. Воспитание,
дополнительное образование детей
и государственная молодежная политика
В целях создания
условий для достижения высокого уровня межведомственного
взаимодействия в воспитании, социализации детей и молодежи, для
развития воспитательного потенциала в Вачском районе,
совершенствования целостной системы дополнительного образования, форм
и методов воспитания, адекватных функциям учреждений дополнительного
образования различного типа, совершенствования системы работы с
молодежью необходимо осуществлять деятельность по следующим
направлениям:
1) формирование единого
воспитательного пространства в Вачском районе;
2) содействие семейному воспитанию,
расширение просветительской деятельности по распространению
педагогических знаний среди родителей и общественности;
3) формирование культуры здоровья,
потребности в занятиях физической культурой и спортом, умения
вырабатывать индивидуальную программу охраны здоровья;
4) осуществление психологического
сопровождения ребенка в процессе воспитания;
5) обеспечение эффективности
профилактики асоциального поведения детей и молодежи, в том числе за
счет организации их максимальной занятости в системе дополнительного
образования и внеурочной деятельности, более активное использование
проведения профильных лагерей;
6) формирование условий для
гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи, подготовки молодежи к участию в
общественно-политической жизни страны, к государственной деятельности
на основе воспитания гражданственности и патриотизма;
7) содействие в правовой защите и
социальной поддержке молодежи;
8) стимулирование деловой активности
молодежи, развитие молодежного предпринимательства; повышение
престижа рабочих профессий и конкурентоспособности молодого человека
на рынке труда в условиях рыночной экономики;
9) интеллектуальное и физическое
развитие молодежи, развитие художественного и технического творчеств,
массовых видов детского и молодежного спорта и туризма;
10) развитие современных форм
ученического самоуправления как особой формы инициативной,
инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности,
направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности молодежи,
развитие ее социальной активности, поддержка общественно значимых
инициатив молодежи;
11) обновление
программно-методического содержания учреждений дополнительного
образования детей; создание проектов совместной деятельности
учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ в
рамках воспитательной и образовательной деятельности;
12) пропаганда здорового образа
жизни, семейных ценностей, укрепление института молодой семьи.
4.5. Информатизация
образования
В целях дальнейшей
информатизации системы образования и повышения уровня
профессиональной подготовки работников образования и обучающихся в
области информационных технологий необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) проведение мониторинга состояния
информационной образовательной среды в районе;
2) создание условий для наращивания
информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста
числа образовательных учреждений, имеющих выход в
информационно-телекоммуникационную сеть общего пользования Интернет;
3) развитие современных методов
обучения посредством разработки и приобретения программного
обеспечения для более эффективного использования информационных
компьютерных технологий в учебном процессе;
4) апробация, создание и внедрение в
учебный процесс современных электронных материалов и их интеграция с
традиционными учебными пособиями.
4.6.
Совершенствование экономического
механизма системы образования
В целях увеличения
объемов финансирования системы образования за счет средств районного
бюджета и внебюджетных источников с сохранением бюджетного
финансирования в качестве гарантии общедоступного и бесплатного
дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в соответствии с Конституцией РФ необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) использование экономического
механизма, обеспечивающего общедоступность и бесплатность
соответствующих уровней образования в соответствии с Конституцией РФ;
2) разработка механизма сочетания
сметного и нормативного финансирования образовательных учреждений и
образовательных программ;
3) разработка и внедрение методик
нормативного финансирования образовательных учреждений в зависимости
от их типов и видов;
4) обеспечение
финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений,
в том числе в условиях казначейского исполнения бюджета;
5) расширение самостоятельности и
ответственности руководителей образовательных учреждений при
использовании бюджетных средств;
6) расширение сферы применения
программно-целевых методов бюджетного планирования.
4.7. Ресурсное
обеспечение системы образования
В целях ресурсного
обеспечения условий для ориентации системы образования Вачского
района на инновационное развитие необходимо осуществлять деятельность
по следующим направлениям:
1) обеспечение безопасности
образовательных учреждений Вачского района;
2) укрепление и развитие
материально-технической базы образовательных учреждений района;
3) внедрение энергосберегающих
технологий в деятельность образовательных учреждений;
4) создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности (в том числе пожарной)
образовательных учреждений района; обеспечивать проведение
мероприятий антитеррористического характера.
4.8. Управление и
нормативная правовая база
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "основного общего"
пропущено слово "образования".
-
В целях
совершенствования структуры управления образованием и создания
нормативной правовой базы, обеспечивающей общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего, гарантированного
Конституцией РФ, необходимо осуществлять деятельность по следующим
направлениям:
1) разработка новых механизмов
управления системой образования;
2) создание условий для развития
механизма социального партнерства по реализации основных направлений
развития образовательного комплекса, привлечения инвестиций в
образовательную среду;
3) распространение механизма и форм
публичной отчетности о работе образовательных учреждений и управления
образования;
4) повышение эффективности
деятельности аттестационных и методических служб и совершенствование
механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных
учреждений Вачского района;
5) совершенствование нормативной
правовой базы образовательных учреждений (уставы, локальные акты).
-
II. СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы
предполагает 2 этапа.
1. Первый этап (2006 - 2008 годы).
На этапе осуществляются:
1) развитие сети муниципальных
образовательных учреждений и обеспечение общедоступности и
бесплатности дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования, гарантированного Конституцией РФ;
2) развитие ресурсного потенциала
образовательных учреждений;
3) введение нормативного
финансирования образовательных учреждений;
4) создание модели развития районной
системы образования, ориентированной на обеспечение инновационного
развития.
2. Второй этап (2009 - 2010 годы).
На этапе осуществляются:
1) реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию районной системы образования;
2) внедрение модели развития районной
системы образования, ориентированной на обеспечение инновационного
развития учреждений;
3) анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период.
-
III. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ
На период 2006 -
2008 годов основным результатом реализации программы должно стать
развитие муниципальных образовательных учреждений.
На период 2009 - 2010 годов основным
результатом реализации Программы должно стать построение системы
образования образовательных учреждений района, ориентированной на
инновационное развитие.
3.1. Общие результаты
(качественные критерии)
развития системы образования
Ожидаемыми
результатами реализации Программы должны стать:
1) осуществление Программы
модернизации содержания образования;
2) обеспечение подготовки
высококвалифицированных кадров для инновационного развития
образовательных учреждений;
3) внедрение образовательных
программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники,
а также культурных традиций Нижегородской области;
4) расширение участия общественности
в управлении образовательными учреждениями района;
5) сохранение и развитие сети
образовательных учреждений района;
6) укрепление материально-технической
базы образовательных учреждений района;
7) введение нормативного
финансирования образовательных учреждений района.
3.2. Основные
результаты реализации приоритетных направлений
3.2.1. Дошкольное
образование
Основными
направлениями развития дошкольного образования должны стать:
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слова "образовательных"
пропущено слово "учреждений".
-
1) сохранение сети
дошкольных образовательных;
2) обеспечение разнообразия типов и
видов дошкольных образовательных учреждений, адекватных
социально-экономическим условиям местности и запросам населения;
3) увеличение охвата детей дошкольным
образованием;
4) создание и внедрение региональных
программ, учебно-методических пособий по дошкольному образованию;
5) обеспечение соответствия качества
дошкольного образования государственному;
6) обеспечение преемственности в
воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
3.2.2. Общее
образование
Основными
направлениями развития общего образования должны стать:
1) обеспечение общедоступности и
бесплатности общего среднего образования;
2) обеспечение обязательности
основного общего образования детей;
3) повышение качества общего среднего
образования, увеличение доли детей, обучающихся в общеобразовательных
учреждениях повышенного уровня, в профильных классах;
4) осуществление перехода на
профильное обучение;
5) создание условий воспитания и
социализации воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
6) обеспечение жильем детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с
очередностью.
3.2.3. Система
подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических
кадров
Основными
направлениями развития системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических работников должны стать:
1) создание системы непрерывного
образования, обеспечивающей возможность гибкого перехода между
различными образовательными программами;
2) внедрение областной Программы
дистанционного повышения квалификации педагогических работников;
3) сохранение и развитие системы
повышения квалификации управленческих кадров.
3.2.4. Воспитание,
дополнительное образование
детей и государственная молодежная
политика
Основными
направлениями развития воспитания, дополнительного образования детей
и государственной молодежной политики должны стать:
1) внедрение механизмов и процедур,
позволяющих совершенствовать воспитательный процесс в образовательных
учреждениях района;
2) создание условий для
совершенствования воспитательных систем образовательных учреждений в
районе с учетом приоритета социально-педагогической функции школы;
3) повышение эффективности работы
образовательных учреждений с семьей как социальным институтом
воспитания; активизация роли родительской общественности в управлении
образовательным учреждением;
4) апробирование и внедрение
инновационных воспитательных технологий, обеспечивающих рост
компетентности и управленческой культуры руководителей
образовательных учреждений, а также специалистов, работающих в сфере
воспитания;
5) снижение уровня подростковой
беспризорности и социальной дезадаптации в подростковой и молодежной
среде;
6) развитие сети учреждений
дополнительного образования, укрепление их материально-технической
базы;
7) создание условий для обеспечения
защиты интересов семьи и детства в удовлетворении потребности по
оздоровлению и организованной занятости детей и молодежи в период
каникул; максимальный охват детей и молодежи различными формами
отдыха, оздоровления и занятости.
3.2.5. Информатизация
образования
Основными
направлениями развития в области информатизации образования должны
стать:
1) создание информационной
компьютерной сети, объединяющей орган управления образования,
методическую службу и образовательные учреждения;
2) обеспечение функционирования
системы дистанционного образования;
3) осуществление компьютеризации
образовательного процесса общеобразовательных учреждений.
3.2.6. Управление и
нормативная правовая база
Основными
направлениями в развитии нормативной правовой базы должны стать:
1) обеспечение исполнения Закона РФ
"Об образовании";
2) увеличение степени участия
общественности в управлении образовательными учреждениями Вачского
района.
-
4. Показатели
социально-экономической эффективности
Показатели
социально-экономической эффективности, достигнутые в 2005 году и
планируемые в 2008, 2010 годах по направлениям: дошкольное
образование, общее среднее образование, начальное, среднее, система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров, воспитание, дополнительное образование детей, информатизация
образования, ресурсное обеспечение системы образования, управление и
нормативная правовая база образования, представлены в приложении 1.
-
IV. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
обеспечивается управлением образования и муниципальными
образовательными учреждениями.
Государственным заказчиком Программы
является Земское собрание Вачского района, разработчиком и
координатором исполнения - управление образования администрации
Вачского района.
Программа включает в себя стратегию
развития образования Вачского района, реализация которой
предполагает:
план мероприятий по реализации
Программы включает 8 направлений развития образовательной отрасли
(приложения 2, 3, 4).
Конкретный перечень мероприятий по
направлениям развития образования определяет разработчик и
координатор исполнения Программы - управление образования
администрации Вачского района.
Разработчик Программы вносит
предложения по внесению изменений в Программу в соответствии с
нормативными правовыми актами.
Мероприятия Программы могут
реализовываться на условиях софинансирования из бюджетов других
уровней.
При недостаточном выделении средств
на реализацию Программы объем расходов по мероприятиям может
корректироваться в соответствии с возможностями управления
образования.
-
V. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Для осуществления
мер, предусмотренных Программой, при управлении образования
администрации Вачского района создается координационный совет по
реализации Программы, в ведении которого находятся следующие вопросы:
1) разработка районной программы;
2) планирование и контроль за
исполнением основных мероприятий Программы;
3) подготовка предложений по
реализации Программы до 2010 года с учетом изменения
социально-экономической ситуации и действующего законодательства.
При координационном совете по
реализации основных направлений Программы созданы рабочие группы из
специалистов управления образования, ИДК.
Ход реализации Программы
заслушивается на заседании Земского собрания.
При формировании ежегодных планов
работы управления образования определяются совместные действия с
заинтересованными учреждениями.
-
Приложение 1
ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОТРАСЛИ
ОБРАЗОВАНИЯ В ВАЧСКОМ РАЙОНЕ
┌────────────────────────────────────┬─────┬───────┬──────┬──────┐
│ Показатель
│Еди- │ 2005 │ 2008 │ 2010 │
│ │ница
│ год │ год │ год │
│ │из-
│(факт.)│(план)│(план)│
│ │мере-│
│ │ │
│ │ния
│ │ │ │
├────────────────────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┤
│ 1
│ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├────────────────────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┤
│1. Дошкольное
образование │ % │ │ │
│
│1.1. Охват детей
дошкольным│ │ 78,4 │ 80 │ 87 │
│образованием
│ │ │ │ │
│1.2. Обеспеченность ДОУ
│ │1328 │1247 │1244 │
│1.3. Для ДОУ,
обеспечивающих│ │ - │ 10 │ 16,6│
│качество дошкольного
образования с│ │ │ │ │
│превышением стандарта
│ │ │ │ │
├────────────────────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┤
│2. Общее среднее
образование │ │ │ │
│
│2.1. Доля детей
школьного возраста,│ │ 29,5 │ 40 │
│
│обучающихся в профильных
классах │ │ │ │ │
│2.2. Своевременное
получение│ │ │ │ │
│аттестатов за курс:
│ │ │ │ │
│- основной школы
│ │ 100 │ 100 │ 100 │
│- средней школы
│ │ 100 │ 100 │ 100 │
│- особого образца
(золотые и│ │ 10 │ 12 │ 14 │
│серебряные медали)
│ │ │ │ │
├────────────────────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┤
│3. Начальное
профессиональное│ │ │ │ │
│образование
│ │ │ │ │
│3.1. Своевременное
получение│ │ 100 │ 100 │ 100 │
│аттестатов за курс
средней школы │ │ │ │
│
├────────────────────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┤
│4. Эффективность
работы школы-│ │ │ │ │
│интерната
│ │ │ │ │
│4.1. Получение
свидетельств о│ │ 100 │ 100 │ 100
│
│профессиональной
квалификации │ │ │ │
│
├────────────────────────────────────┼─────┼───────┼──────┼──────┤
│5. Высшее
профессиональное│ │ │ │ │
│образование:
│ │ │ │ │
│5.1. Выпуск из