| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г.
Н.Новгорода от 05.02.1998 № 2
"О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕФОРМЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ
20.04.1997 № 425"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 1998 г. № 2
О МЕРАХ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О РЕФОРМЕ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ
20.04.1997 № 425
-
Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации" от 20.04.1997 № 425 и
постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении
Перечня городов для отработки в 1997 году механизмов реализации
реформы ЖКХ" от 13.06.1997 № 702, а также в целях создания
экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности
жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг и
учитывая реальные доходы населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Нижнего
Новгорода до 2003 года.
2. Руководителям департаментов,
комитетов, управлений администрации города и главам районных
администраций:
2.1. Принять за основу в работе по
дальнейшему проведению комплексной реформы жилищно-коммунального
хозяйства Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства
города Нижнего Новгорода до 2003 года.
2.2. Принять к исполнению выполнение
Плана основных мероприятий реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Нижнего Новгорода до 2003 года.
3. Вице-мэру, управляющему городским
хозяйством Мелешкину А.К. осуществлять координацию действий по
реализации Программы.
-
И.о. главы местного
самоуправления
В.Н.ГОРИН
-
Утверждена
постановлением
главы местного самоуправления
от 05.02.1998 № 2
-
ПРОГРАММА
РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДО 2003
ГОДА
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-
- 1. Наименование программы:
Программа реформирования-
жилищно-коммунального-
хозяйства
г. Нижнего Нов--
города
до 2003 года.-
- 2. Основание для
разработки: Указ Президента Российской-
Федерации
от 28.04.1997-
N
425-
- 3. Утверждение программы:
Постановление главы местного-
самоуправления-
- 4. Цели и задачи
программы: Обеспечение защиты интересов-
населения,
как потребителя-
жилищно-коммунальных
услуг,-
снижение
издержек производи--
телей
услуг, при условии эко--
номического
стимулирования-
повышения
качества, совер--
шенствование
системы финанси--
рования
отрасли, постепенный-
переход
от бюджетного дотиро--
вания
жилищно-коммунальной-
сферы
к безубыточному функци--
онированию
отрасли, при-
обязательной
адресной-
социальной
защите семей с-
низкими
доходами в виде-
жилищных
субсидий-
- 5. Сроки реализации
программы: 1997 - 2003 гг.-
- 6. Орган
программно-целевого Администрация г. Нижнего-
управления:
Новгорода-
- 7. Руководитель программы:
Глава местного самоуправления-
г.
Нижнего Новгорода-
- 8 Исполнители основных
Департаменты: экономики и-
мероприятий программы:
планирования, жилья и инже--
нерной
инфраструктуры, финан--
сов,
городское юридическое-
управление,
КУГИ, администра--
ции
районов-
- 9. Затраты на реализацию
програм- Определяются ежегодно-
мы-
- 10. Экономическая
эффективность: Экономическая эффективность-
рассчитывается
поэтапно по-
мере
реализации программы-
- 11. Организация контроля
за Осуществляется вице-мэром,-
исполнением программы
первым заместителем главы-
местного самоуправления-
управляющий городским-
хозяйством-
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города разработана в
соответствии с Указами Президента РФ от 28 апреля 1997 года № 425 "О
реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации",
от 27 мая 1997 года № 528 "О дополнительных мерах по
реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации",
от 29.03.1996 № 432 "О развитии конкуренции при предоставлении
услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального
жилищного фонда" и постановлениями Правительства РФ от
18.06.1996 № 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и
коммунальных услуг", от 26.05.1997 № 621 "О федеральных
стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг", постановления Губернатора Нижегородской области от
30.09.1997 № 278 "О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 28.04.1997 № 425 "О реформе
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.".
-
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
-
Нижний Новгород по
численности населения и промышленному потенциалу входит в первую
пятерку городов России, являясь центром Нижегородского региона и
признанной столицей Волго-Вятского экономического района. Город имеет
выгодные географические условия для экономического и социального
развития. Площадь города 37,1 тыс. га.
В административно-территориальном
отношении Нижний Новгород делится на Нагорную и Заречную части и
состоит из 8 районов. Население города составляет 1373,9 тыс.
человек.
Жилищно-коммунальное хозяйство города
представляет собой сложный и взаимосвязанный социально-хозяйственный
комплекс, деятельность которого в существенной мере формирует
жизненную среду человека.
Жилищный фонд города характеризуется
ведомственной разобщенностью. Вместе с тем, его структура
претерпевает изменения, так как, начиная, с 1992 года ведется
передача государственного жилфонда в муниципальную собственность.
За период 1992 - 1997 годы принято в
муниципальную собственность 3,6 млн кв. м общей площади жилья.
На начало 1997 года муниципалитет,
предприятия и организации имели на своем балансе 24530,7 тыс. кв. м.
-
ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД НИЖНЕГО
НОВГОРОДА ПО БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЯМ
по состоянию на 01.01.1997
|
Число строений единиц
|
Количество квартир в
строениях единиц
|
Общая площадь строений
тыс. кв. м |
Жилая площадь строений
тыс. кв. м |
ВСЕГО
|
32 264
|
496 558
|
24 530,7
|
15 746,6
|
%
|
100
|
100
|
100
|
100
|
в том числе:
|
|
|
|
|
Муниципальное
|
5 016
|
190 344
|
9 232,5
|
5 896,7
|
процент в общей площади
|
15,6
|
38,3
|
37,6
|
37,4
|
Государственное
|
5 200
|
225 335
|
11 451
|
7 347,3
|
процент в общей площади
|
16,1
|
45,4
|
46,7
|
46,7
|
Итого муницип. и госуд.
|
10 216
|
415 679
|
20 683,4
|
13 244
|
процент в общей площади
|
31,7
|
83,7
|
84
|
84,1
|
ЖСК
|
483
|
46 697
|
2 307,7
|
1 457,3
|
процент в общей площади
|
1,5
|
9,4
|
9,4
|
9,3
|
В личной собственности
|
21 565
|
34 182
|
1 539,6
|
1 045,3
|
процент в общей площади
|
66,8
|
6,9
|
6,3
|
6,6
|
В результате
проводимой с 1992 года политики бесплатной приватизации жилья
произошли существенные изменения в структуре собственности жилищного
фонда.
Приватизация квартир осуществлялась
как в муниципальном, так и в ведомственном жилищном фонде.
Всего с начала приватизации в городе
в частную собственность граждан перешло 131401 квартира общей
площадью 5767,2 тыс. кв. м, средний размер приватизированной квартиры
составил 43,9 кв. м.
-
ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ
ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ПО ФОРМАМ
(в электронном
варианте не приводится)
-
Возросла доля
жилищного фонда города, оборудованного комплексом коммунальных услуг:
водопроводом до 99,2%, канализацией до 98,9%, центральным отоплением
до 98,8%, газоснабжением до 99,4% и горячим водоснабжением до 92,3%.
-
ОБОРУДОВАНИЕ ЖИЛЬЯ
КОМПЛЕКСОМ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Виды услуг
|
1985 год
|
1991 год
|
1996 год
|
ГАЗОСНАБЖЕНИЕМ
|
84,6
|
94,4
|
99,4
|
ГОРЯЧИМ ВОДОСНАБЖЕНИЕМ
|
84,6
|
87,9
|
92,3
|
ВОДОПРОВОДОМ
|
94,3
|
95,8
|
99,2
|
КАНАЛИЗАЦИЕЙ
|
92,7
|
94,5
|
98,9
|
ЦЕНТРАЛЬНЫМ ОТОПЛЕНИЕМ
|
96,2
|
97,7
|
98,8
|
Оборудование
жилищного фонда города находится на уровне среднереспубликанского.
За 1997 год в Нижнем Новгороде было
построено и введено в эксплуатацию 248 тыс. кв. м общей площади
жилья, что на 5% меньше по сравнению с предыдущим годом. Капитальные
вложения за счет всех источников финансирования на строительство
жилья составили в текущем году 399,6 млрд руб., из них доля
инвестиций индивидуальных застройщиков составила 7,7%.
-
ПОСТРОЕНО ВНОВЬ ЖИЛЫХ
СТРОЕНИЙ
В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
|
1985 г.
|
1994 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
1997 г.
|
|
Общая площадь тыс.
кв. м |
Число строений единиц
|
Общая площадь тыс.
кв. м |
Число строений единиц
|
Общая площадь тыс.
кв. м |
Число строений единиц
|
Общая площадь тыс.
кв. м |
Число строений единиц
|
Общая площадь тыс.
кв. м |
Число строений единиц
|
ВСЕГО:
|
556
|
110
|
330
|
104
|
286
|
112
|
261
|
118
|
248
|
131
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципалитет
|
76,2
|
|
17
|
2
|
13,5
|
3
|
45,4
|
9
|
35
|
8
|
Предприятия, организации
|
434
|
|
258
|
51
|
220
|
52
|
151
|
43
|
155
|
38
|
ЖСК
|
45,2
|
|
43,5
|
8
|
40,8
|
5
|
52,5
|
10
|
40
|
9
|
Индивидуальное жилищное
строительство
|
0,6
|
|
11,3
|
43
|
12,4
|
52
|
12,3
|
56
|
18
|
76
|
Из приведенных
данных видно, что динамика темпов ввода нового строительства жилья
имеет тенденцию к снижению и составляет 46,9% (1996 г. к 1985 г.).
Вместе с тем с каждым годом увеличивается объем индивидуального
строительства.
Средняя обеспеченность жильем
нижегородцев увеличилась за этот период с 16 кв. м до 17,7 кв. м
общей площади жилья на человека (средняя обеспеченность по Российской
Федерации составляет 18,1 кв. м).
Руководствуясь федеральными целевыми
программами "Жилище" и "Свой Дом", в Нижнем
Новгороде осуществляется муниципальная жилищная политика, целью
которой является преодоление кризиса в жилищной сфере за счет
создания условий по привлечению внебюджетных источников
финансирования - средства населения, использование кредитных ресурсов
коммерческих банков, местных предпринимателей. Граждане Нижнего
Новгорода могут рассчитывать на получение бесплатного жилья или на
льготных условиях по следующим программам.
По Программе "Ветхий фонд",
принятой Городской Думой от 30.10.1994 идет расселение граждан,
проживающих в обобществленном ветхом фонде.
По Программе строительства
муниципального жилья для льготных категорий граждан (семьи инвалидов
ВОВ, участники ВОВ, ветераны труда, семей погибших военнослужащих)
улучшены жилищные условия 37 семьям. Ведется строительство жилого
дома на 100 квартир для ветеранов войны и труда.
Программа обеспечения жильем
работников бюджетной сферы осуществляется на основании Положения "О
порядке и условиях кредитования строительства и покупки жилья за счет
средств городского бюджета и внебюджетных средств" утвержденного
постановлением Городской Думы 06.12.1996. На эти цели в 1997 году
администрацией предусмотрено 1 млрд руб. Для регулирования кредитной
политики создана кредитная комиссия. На 1997 год предусмотрено
выделение кредитов на общую сумму 934,6 млн руб.
Для офицеров уволенных в запас
работает схема финансирования строительства и приобретения жилья по
сертификатам (1994 - 1997 гг.). По этой схеме обеспечено жильем 552
семьи офицеров. На 1997 год на достройку и приобретение жилья на
первичном и вторичном рынках жилья направлено 40 млрд руб.
Вместе с тем жилищная проблема в
городе решается с трудом. На учете на получение жилья и по улучшению
жилищных условий состоит около 111 тыс. человек.
|
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
Число семей, состоящих
на учете на получение жилья, тыс. чел.
|
123
|
122,8
|
119,7
|
110,9
|
Число семей, получивших
жи- лье, единиц
|
6599
|
4605
|
5395
|
3772
|
В % от общего числа
семей, состоящих на учете
|
5,2
|
3,7
|
4,5
|
3,4
|
Существующий
жилищный фонд включает в свой состав 367 тыс. кв. м ветхого жилья,
требующий сноса и расселения; 1088 тыс. кв. м жилых домов первых
массовых серий, требующих обновления путем капитальных ремонтов,
реконструкции и модернизации.
Средства, выделяемые из бюджета, не
обеспечивают нормального развития отрасли, проведения качественных
ремонтов, не позволяют повысить качество предоставляемых услуг. Если
в 1992 году было отремонтировано 42 дома площадью 85,2 тыс. кв. м
жилья, то в 1997 года только 8 домов площадью 23,6 тыс. кв. м.
-
СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
НА 01.01.1997
|
Общая площадь жилых
строен- ний тыс. кв. м
|
Группировка общей площади
строений по из- носу в %%
|
|
|
от 0% до 30%
|
каменных
|
деревянных и со стенами из
про- чих материалов
|
|
|
|
от 31% до 70%
|
более 70%
|
от 31% до 65%
|
более 65%
|
ВСЕГО:
|
24530,7 |
84,9
|
9,2
|
0,1
|
4,4
|
1,4
|
из них: Муниципальное
|
9232,5
|
87
|
8,6
|
0,1
|
2,6
|
1,7
|
Государственное |
11450,9 |
86,0
|
11,7
|
0,1
|
1,4
|
0,8
|
ЖСК
|
2307,7
|
100
|
0
|
0
|
0
|
0
|
В личной собственности
|
1539,6
|
42,0
|
7,8
|
0,1
|
44,1
|
6,0
|
Темпы старения
обобществленного жилищного фонда опережают темпы его расселения,
увеличивается число ветхих частных домовладений.
Водоснабжение г. Нижнего Новгорода
организовано из рек Оки и Волги. Муниципальное унитарное предприятие
"Водоканал", ежегодно реализующее до 150 млн куб. м
холодной воды на нужды населения, коммунально-бытовые и промышленные
нужды, эксплуатирует пять комплексов водопроводных очистных
сооружений: Слудинские, Малиновая Гряда, Автозаводские,
Ново-Сормовские и Первомайские. Суммарная мощность их составляет
1031,2 тыс. куб. м в сутки. Очистные сооружения акционерного общества
"ГАЗ" реализует ежегодно до 28,5 млн куб. м воды на нужды
производства и населения.
Протяженность водопроводных сетей
составляет 1613 км, в том числе муниципальных - 1239 км.
В августе 1997 года осуществлен
первый этап программы "Чистая вода", финансируемой
городской администрацией и за счет средств Еврозайма. Построен и
пущен в эксплуатацию озонаторный завод по очистке воды с
использованием импортного оборудования на станции "Малиновая
Гряда". Производительность завода по обработке подаваемой
питьевой воды на озонирование - 280 куб. м в сутки. Пуск завода
позволит улучшить качество воды, а также гарантировать ее
биологическую очистку и в дальнейшем сокращать расходы хлора и
коагулянта. В 1997 году начато строительство озонаторного завода на
Слудинских очистных сооружениях.
Сточные воды от Нижнего Новгорода
отводятся системой самотечно-напорных коллекторов на очистные
сооружения полной биологической очистки, расположенные в Артемовских
лугах на берегу реки Волги. После доочистки стоки сбрасываются в
Волгу. Мощность очистных канализационных станций - 1208 тыс. куб. м в
сутки. Протяженность канализационных сетей 1090 км, в том числе
муниципальных - 836 км.
В феврале 1997 года на муниципальной
станции Аэрации пущен в эксплуатацию первый пусковой комплексный цех
механического обезвреживания осадков производительностью 71 куб. м в
час. (2 ленточных пресс-фильтра). Пуск второй очереди позволит в
целом сократить площади под осадки до 36 га.
За последние три года МУП "Водоканал"
приняло на свой баланс от предприятий и ведомств города 340 км
водопроводно-канализационных сетей 53 насосных станции. Как правило,
сети и сооружения сдаются в крайне изношенном состоянии и требуют
вложения средств на их восстановление. Сегодня с превышением
нормативного срока службы эксплуатируются 65% водопроводных сетей и
36% канализационных. Необходимо комплексное решение проблемы замены
изношенных сетей и одновременного развития санирования и
реконструкции водопроводно-канализационных сетей.
В 1997 году на строительство
озонаторного завода, реконструкцию сетей водоснабжения и перекладку
канализационных коллекторов за счет всех источников финансирования,
включая средства Еврозайма, было направлено 39 млрд руб.
Теплоснабжение Нижнего Новгорода в
Заречной и Нагорной части города осуществляется автономно. На
территории города расположено 660 теплоэнергетических объектов; из
них две ТЭЦ и 430 отопительных котельных, в том числе 122
муниципальных, входящих в состав МУП "Теплоэнерго".
В 1997 году из общего объема
отпускаемой тепловой энергии всеми теплоснабжающими организациями
города для нужд населения доля муниципального унитарного предприятия
"Теплоэнерго" составила 50%, что составляет 3675 тыс. Гкал
тепловой энергии в год. МУП "Теплоэнерго" вырабатывает на
своих котельных и теплопунктах 37% отпускаемого тепла, остальные 63%
- покупное тепло от сторонних теплоснабжающих предприятий.
В основном завершен перевод на более
экономичное и экологически чистое газовое топливо: из 122 котельных -
109 единиц (89,3%) работает на газовом топливе, на угле 11 единиц и 2
котельные на мазуте. Суммарная тепловая мощность 491 котла составляет
985,7 Гкал/час.
В таблице представлены котельные МУП
"Теплоэнерго" в разрезе мощности установленных котлов и
вида топлива
-
┌──────────┬───────────┬──────────┬─────────┬──────────────┐
│ Мощность │
Топливо │Количество│Количес- │Установленная │
│ Гкал/час │
│котельных │ тво │ мощность │
│ │ │ │ котлов
│ Гкал/час │
├──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼──────────────┤
│ до 3 │ газ
│ 50 │ 161 │ 68,892 │
│ │ уголь
│ 11 │ 19 │ 5,889 │
│ │ мазут
│ 1 │ 4 │ 9,524 │
│ Итого │
│ 62 │ 184 │ 84,305 │
├──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼──────────────┤
│ 3 - 20 │ газ
│ 45 │ 243 │ 440,994 │
│ │ мазут
│ 1 │ 12 │ 9,524 │
│ Итого │
│ 46 │ 255 │ 450,518 │
├──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼──────────────┤
│ │ │ │ │
│
│ 20 - 100 │ газ
│ 14 │ 52 │ 458,184 │
│ │ │ │ │
│
├──────────┼───────────┼──────────┼─────────┼──────────────┤
│ Всего │
│ 122 │ 491 │ 985,683 │
└──────────┴───────────┴──────────┴─────────┴──────────────┘
-
Общая протяженность
муниципальных магистральных и внутриквартальных тепловых сетей
составляет 1205,3 км в однотрубном исчислении, из них у более 362 км
сетей истек нормативный срок службы. Системы теплоснабжения в городе
закрытые и открытые, тепловые сети проложены в двухтрубном,
трехтрубном и четырехтрубном виде в канальном и безканальном
исполнении.
На сегодня уровень эксплуатационной
надежности существующих систем, дефицит тепловых мощностей и
понижающих подстанций приводят к росту аварийных ситуаций на
теплотрассах города.
С передачей ведомственного жилищного
фонда в муниципальную собственность за два последних года на баланс
МУП "Теплоэнерго" принято от предприятий 26 котельных, 23
тепловых пунктов и 276 км тепловых сетей в однотрубном исполнении. На
строительство новых сетей из бюджета города в 1997 году было выделено
7,39 млрд руб. и 369 млрд руб. на возмещение убытков от разницы в
тарифах для населения за услуги центрального отопления и горячего
водоснабжения.
Существующая до реформирования ЖКХ
схема управления отраслью совмещала функции государственного
управления и хозяйствования, была предельно централизована. В отрасли
отсутствовала конкурентная среда.
Управление жилищным фондом, работа по
его содержанию и ремонту, предоставлению коммунальных услуг носили
ярко выраженный, монопольный характер.
Начиная с 1996 года, в соответствии с
распоряжениями администрации Нижегородской области от 12.01.1995 N
39-р "О создании служб заказчика в системе жилищно-коммунального
хозяйства области", от 19.01.1995 № 60-р "Об особенностях
создания служб заказчика в системе жилищно-коммунального хозяйства г.
Н.Новгорода", главы местного самоуправления от 12.05.1996 N
1070-р "О юридических и организационных мерах по созданию
жилищно-коммунальных служб районов города", в каждом из районов
Нижнего Новгорода созданы муниципальные учреждения - Дирекции единого
заказчика (ДЕЗы). Проведение организационных мероприятий по созданию
ДЕЗов были возложены на глав районных администраций. ДЕЗы созданы как
муниципальные учреждения, кроме ДЕЗа Нижегородского района, который
создан как муниципальное предприятие.
Производственные базы, находящиеся в
муниципальной собственности, преданы в оперативное управление ДЕЗам.
Финансирование деятельности дирекций
осуществляется за счет платежей населения и бюджетных ассигнований
районов.
Согласно распоряжения главы
администрации г. Нижнего Новгорода в структуре ДЕЗов
предусматривается создание финансовой, нормативно-правовой,
инженерно-технической, диспетчерской службы, отдела жилищных субсидий
и льгот и других функциональных подразделений, необходимых для
осуществления возложенных на нее задач (территориальные структурные
подразделения, ремонтно-строительный участок и др.).
В настоящее время в городе создано 8
ДЕЗов. Кроме того, в Московском районе существует муниципальное
жилищно-эксплуатационное предприятие, которое обслуживает 193,5 тыс.
кв. м муниципального жилищного фонда, и муниципальное
жилищно-эксплуатационное предприятие поселка Березовая Пойма,
обслуживающее 15,8 тыс. кв. м муниципального жилищного фонда.
Структуры ДЕЗов разнообразны. Не во
всех ДЕЗах произошло разделение функций подрядчика и заказчика.
Количество штатных единиц - от 47 в Автозаводском до 179 в
Московском.
ДЕЗ Автозаводского района принял на
себя чисто управленческие функции.
ДЕЗы других районов совмещают функции
подрядчика и заказчика.
В структуре ДЕЗа Ленинского района
находится аварийная служба, гараж, РСУ, МЖЭУП 7.
В структуре ДЕЗа Приокского района -
производственная база, служба транспорта, аварийная служба.
В ДЕЗе Сормовского района до
настоящего времени ЖЭУ не выделены в самостоятельные предприятия. ДЕЗ
содержит большую централизованную бухгалтерию (14 человек), аварийную
службу, службу механизированной уборки и благоустройства, РСУ, отдел
материально-технического снабжения.
ДЕЗ Московского района образовался на
базе УЖКХ завода "СОКОЛ" при передаче государственного
жилфонда в муниципальную собственность. В структуре ДЕЗа остался
склад, группа главного механика, которая занимается очисткой улиц и
магистралей от снега и мусора, группа благоустройства, занимающаяся
озеленением территории района, группа асфальтировщиков, а также
работники детских клубов. В настоящее время ведется работа по
дальнейшей реорганизации ДЕЗа. С 1 января 1998 года ДЕЗ выделяет из
своего состава структуры, не свойственные службе заказчика, и будет
выполнять чисто управленческие функции.
Во всех ДЕЗах, кроме Московского,
начислением квартплаты и распечаткой счет-квитанций занимаются ВЦ при
ДЕЗах, что приводит к увеличению затрат на содержание ДЕЗа, а работа
ведется, как правило, на уровне, не соответствующем современным
достижениям компьютерной техники.
Анализ затрат на содержание ДЕЗов в
структуре затрат на содержание жилищного фонда показал, что
необходимо привести структуры ДЕЗов в соответствие с распоряжением
администрации Нижегородской области от 12.01.1995 № 60-р "О
создании служб заказчика".
Распоряжением главы местного
самоуправления от 12.05.1996 № 1070-р "О юридических и
организационных мерах по созданию жилищно-коммунальных служб районов
города" финансирование и контроль над деятельностью ДЕЗов
возложены на районные администрации, поэтому проведение единой
политики в отношении служб заказчика затруднено.
Отсутствие внешнего контроля над
деятельностью ДЕЗов со стороны владельца жилищного фонда - Комитета
по управлению городским имуществом и департамента жилья и инженерной
инфраструктуры, а также департамента финансов при выделении бюджетных
дотаций на содержание жилья привело к тому, что период формирования
структур ДЕЗов слишком затянулся.
Реформирование отрасли заметно
активизировалось в конце 1993 года - начале 1994 года, т.е. с момента
выхода постановления Совета Министров - Правительства РФ от
22.09.1993 № 935 и завершения формирования в это время пакета
законодательных и нормативно-методических документов, принятых на
областном и местном уровне.
Реализация новой государственной
политики позволила сдвинуть с места решение ряда проблем отрасли. С
июля 1994 г. в Нижнем Новгороде вводится новая система оплаты жилья и
коммунальных услуг. Истекший период, который состоял из 4 этапов,
отличался плавным ростом ставок оплаты населением ЖКУ.
-
УРОВЕНЬ ПЛАТЕЖЕЙ
НАСЕЛЕНИЯ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
НА ЭТАПАХ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ
(в рублях)
|
ЗАТРАТЫ
|
ОПЛАТА
|
Уровень возмещения затрат
платежами населения в %
|
|
Средняя жилая единица
|
на 1 кв. м
|
Средняя жилая единица
|
на 1 кв. м
|
|
1 этап
|
июль - дек. 1994 г.
|
94398
|
1748
|
8907
|
165
|
9,4
|
рост к
дореформенному периоду (янв. - июнь 1994 г.)
|
|
2,2
|
|
24
|
|
|
2 этап
|
янв. 1995 г. - янв. 1996 г.
|
246262
|
4560
|
33607
|
622
|
13,6
|
рост к предыдущему году |
|
2,6
|
|
3,8
|
|
|
3 этап
|
фев. 1996 г.- сент. 1996
г.
|
340446
|
6305
|
83310
|
1543
|
24,5
|
рост к предыдущему году |
|
1,4
|
|
2,5
|
|
|
4 этап
|
окт. 1996 г. - июнь 1997 г.
|
334056
|
6186
|
99746
|
1847
|
29,9
|
рост к предыдущему году |
|
0,98 |
|
1,2
|
|
В результате доля
населения в покрытии эксплуатационных издержек составила: до введения
новой системы - 2%, на 1 этапе - 9,4%, на 2 этапе - 13,6%, на 3 этапе
- 24,5% и на 4 этапе - 31% (факт. 1 полугодия).
В 1997 году уровень ставок оплаты за
ЖКУ для населения, действующих с 1996 года, составил: газоснабжение
100%., вывоз твердых бытовых отходов 100%, электроснабжение 71,6%,
содержание и ремонт домохозяйства 59,8%, холодное водоснабжение и
канализация 26,8%, центральное отопление 21,2%, горячее водоснабжение
18,5%. В расходах по издержкам капитального ремонта жилищного фонда в
настоящее время население не участвует. Бремя расходов полностью
ложится на бюджет.
-
УРОВЕНЬ ВОЗМЕЩЕНИЯ
РАСХОДОВ НА ЖКУ ПЛАТЕЖАМ И НАСЕЛЕНИЯ
НА 4 ЭТАПЕ ПО ФАКТУ 1997 ГОДА
(в электронном
варианте не приводится)
-
В сложившихся
социально-экономических условиях предельно допустимая доля оплаты
жилищно-коммунальных услуг за социальную норму жилья и нормативы
потребления коммунальных услуг в семейных бюджетах нижегородцев
составляла: на 1 этапе 5%, на 2 этапе 8%, на 3 этапе 10%, на 4 этапе
12,5%.
Реализуется программа социальной
защиты семей с низкими доходами. Введена система выплат жилищных
субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на стандарт жилья в
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг.
Для проведения этой работы в каждом
районе города созданы службы жилищных субсидий.
Количество получателей субсидий
возросло с 3% в 1994 году до 16,6% на 3 этапе и снизилось до 9% на 4
этапе.
С октября 1996 года введены
дифференцированные ставки на оплату жилья и центральное отопление в
зависимости от занимаемой площади, а также оплата вторых квартир по
ставкам, максимально приближенным к экономически обоснованным
тарифам. Взимаемые дополнительные доходы позволили поднять уровень
покрытия затрат на содержание жилья на 4%, за отопление на 3%.
На 4 этапе введена плата за наем
жилых помещений, направляемая на проведение капитального ремонта
муниципального жилищного фонда. Дополнительные доходы от платы за
найм составили около 0,4 млрд руб. в месяц.
В целях дополнительной социальной
защиты населения в Нижнем Новгороде семьям, состоящим из неработающих
пенсионеров, предоставлены льготы по оплате ЖКУ исходя из фактически
занимаемой площади, т.е. без учета излишков.
С введением новой системы оплаты
жилья и коммунальных услуг удельный вес расходов на ЖКХ в бюджетном
финансировании составил в процентах:
|
1994 год |
1995 год
|
1996 год |
1997 год ожидае- мое
|
Доля расходов бюджета на ЖКХ
|
8,9
|
32,7
|
36,1
|
38,1
|
Доля расходов бюджета
на дотации ЖКХ не покрыва- емые населением.
|
24,3
|
21,7
|
23,9
|
28
|
Как видно из
приведенных данных, реальные расходы бюджета на ЖКХ имеют тенденцию
не к сокращению, а наоборот. Исключение 1995 год, когда повышение
уровня платежей населения привело к сокращению бюджетных дотаций в
отрасль. В 1996 и 1997 году доля расходов бюджета на ЖКХ возрастает.
Это связано с тем, что в течение года оставались неизменными ставки и
тарифы на оплату ЖКУ для населения, в то время как затраты
поставщиков жилищно-коммунальных услуг росли. Рост затрат связан с
инфляционными процессами, ростом цен на энергоносители, топливо.
Кроме того, проводилась приемка государственного жилья с инженерной
инфраструктурой в муниципальную собственность, что также повлекло
увеличение затрат.
Существенное негативное воздействие
на уровень финансирования жилищно-коммунального хозяйства оказывает
наличие 43-х категорий населения, пользующихся льготами по оплате
жилья и коммунальных услуг (выпадающие доходы, от которых дошли до
16% от общей суммы платежей).
Целевое выделение средств из
федерального бюджета в соответствии со ст. 133 Конституции РФ на
погашение расходов субъектов РФ и местного самоуправления, связанных
с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг,
установленных федеральными законами, не осуществляется. В 1997 году
за счет льготных категорий граждан выпадающие доходы производителей
услуг ЖКХ составили 33 млрд руб.
С изменением структуры управления
жилищно-коммунальным хозяйством города начато разделение функций по
управлению и эксплуатации жилищного фонда, разграничение прав
владения и управления собственностью жилищно-коммунального хозяйства.
Начали формироваться договорные
отношения между владельцами основных фондов ЖКХ, хозяйствующими
субъектами различных форм собственности и населением. В 1996 году
приступили к заключению договоров с нанимателями и собственниками
жилых помещений.
Перераспределение функций управления
и подряда создало предпосылки для образования конкурентной среды в
сфере обслуживания жилищного фонда. Разработан пакет необходимых
нормативно-методических документов по проведению конкурсов.
За 1996 год и первое полугодие 1997
года в городе проведено 18 конкурсов и передано на обслуживание 3,65
млн кв. м общей площади, что составляет 33% от общей площади
муниципального жилищного фонда, из них: частным компаниям - 1,7 млн
кв. м, существующим МЖРП (ДУ) - 1,95 млн кв. м.
Наибольшие объемы жилищного фонда
переданы компаниям: ТОО "Волга-К", АО "Юго-запад",
ТОО "Комплектстрой", ТОО "Антарк".
Весь передаваемый в муниципальную
собственность жилищный фонд от ведомств передается на обслуживание по
конкурсу.
До 1996 г. эксплуатация лифтового
оборудования (около 6 тыс. лифтов) осуществлялась одной фирмой - ТОО
"Лифтремонт".
В настоящее время лифты обслуживают
тремя фирмами. В Сормовском районе право на обслуживание 230 лифтов
получил Нижегородский филиал фирмы РУС "ОТИС", в
Нижегородском районе право обслуживания 146 лифтов получила фирма
"Союзлифтмонтаж". Результатом проведения конкурсов на
альтернативное обслуживание лифтов явилось снижение стоимости и
повышение качества обслуживания, сократилось число поломок и простоев
лифтов.
В 1997 г. проведен первый конкурс на
право эксплуатации напольных электроплит. Теперь помимо естественного
монополиста ГП "Облкоммунэнерго", право на эксплуатацию 441
электроплиты получила еще одна фирма ТОО "Рассвет.
В течение 1995 - 1997 годов в Нижнем
Новгороде была сформирована правовая база для организации становления
товариществ собственников жилья (ТСЖ), в результате чего, в городе
создано 60 ТСЖ или 200 тыс. кв. м. общей площади жилья содержат и
эксплуатируют сами жители.
-
ТОВАРИЩЕСТВА
СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (ТСЖ),
КОНДОМИНИУМЫ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
|
Количество
зарегистрир. товариществ единиц
|
Прирост к предыдущему году
единиц |
Общая площадь
кондоминиума тыс. кв. м
|
% к обобществ. фонду
|
По состоянию на 01.01.1996 |
15
|
|
58,6
|
0,26
|
По состоянию на 01.07.1996 |
37
|
22
|
106,9
|
0,47
|
По состоянию на 01.01.1997 |
49
|
12
|
165,5
|
0,72
|
По состоянию на 01.07.1997 |
60
|
11
|
208,8
|
0,91
|
По состоянию на 01.10.1997 |
64
|
4 <*>
|
221,7
|
0,96
|
--------------------------------
<*> Два ТСЖ зарегистрированы на
стадии отведения земельного участка, поэтому неизвестна их площадь
-
Однако содействие
организации и становлению ТСЖ остается важнейшим элементом реформы
жилищно-коммунального хозяйства города. До сих пор не отлажена
система взаимодействия администраций города и районов с
товариществами, участия муниципалитета в расходах на содержание и
ремонт мест общего пользования. Кроме того, действующие товарищества
нуждаются в консультациях по юридическим, финансовым и налоговым
вопросам. Поэтому необходимо проработать вопрос о создании
консультативного пункта, а так сформировать библиотечный фонд
нормативно-технической и правовой литературы.
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
-
Основными целями
реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- снижение расходов по содержанию и
ремонту жилищного фонда и издержек производителей коммунальных услуг,
при условии экономического стимулирования повышения качества
обслуживания и предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- постепенный переход от бюджетного
дотирования жилищно-коммунальной сферы к оплате в полном объеме
расходов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги населением -
потребителем, при обязательной адресной социальной защите семей с
низкими доходами в виде жилищных субсидий;
- смягчение для населения процесса
реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе
предприятий на режим безубыточного функционирования.
Для выполнения поставленных целей
необходимо решить следующие задачи:
- демонополизация отрасли и
формирование рынка услуг;
- организация ресурсосбережения в
жилищно-коммунальном хозяйстве;
- изменение механизмов финансирования
ЖКХ;
- комплексное решение задач
реформирования жилищно-коммунального хозяйства при строительстве
микрорайона на ул. Деловой;
- социальная политика в сфере ЖКХ;
- обеспечение контроля за
эксплуатацией и содержанием жилищного фонда;
- информационное обеспечение
программы реформирования;
- нормативно-правовое и
организационное обеспечение реализации программы.
-
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
-
I. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
ОТРАСЛИ И ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ
-
1. Совершенствование
системы управления жилищным фондом.
1.1. Завершить в первом квартале 1998
года разделение функций управления и эксплуатации путем создания
службы единого заказчика (ДЕЗы, управляющие фирмы и другие
структуры).
1.2. Провести в первом полугодии
анализ организационной структуры муниципальных унитарных учреждений
ДЕЗ, освободить их от несвойственных функций и изыскать внутренние
резервы для усиления группы специалистов отдела эксплуатации
жилищного фонда.
1.3. Обеспечить, начиная с 1998 года,
постепенный переход на конкурсный отбор организаций для управления
жилищным фондом.
При формировании или выборе
организации, которая будет обеспечивать управление недвижимостью в
жилищной сфере, собственник должен руководствоваться двумя
соображениями:
управляющая организация должна быть в
максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей
и собственников жилья в части предоставления им жилищных и
коммунальных услуг;
управляющая организация и ее персонал
должны быть заинтересованы, в том числе и финансово, в качестве
своего труда.
Затраты на содержание управляющей
компании должны включаться в стоимость жилищных услуг, с выделением
отдельной позицией тарифа на управление жилищным фондом.
1.4. Проводить организационные
мероприятия, стимулирующие создание товариществ собственников жилья
(ТСЖ) посредством:
- организации ТСЖ на стадии
строительства жилого дома при условии строительства жилья несколькими
лицами;
- выделении дотации на текущее
содержание и капитальный ремонт жилья в пределах установленных
городских стандартов для муниципального жилья;
- передачи части сборов арендной
платы за нежилые помещения;
- решения вопросов о выделении в
установленном порядке придомовых земельных участков в общую долевую
собственность.
- проводить информационные компании
по разъяснению возможностей, которые получают собственники,
объединенные в ТСЖ.
Товарищества собственников жилья
также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут
выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью, на
конкурсной основе.
-
2. Создание
конкурентной среды в эксплуатации и развитии жилищно-коммунального
хозяйства.
2.1. Обеспечить формирование
муниципального заказа на обслуживание, ремонт и развитие
жилищно-коммунального хозяйства.
2.2. Продолжить проведение конкурсов
по отбору подрядных организаций на обслуживание жилья, проведение
капитального ремонта, довести долю жилищного фонда, обслуживаемого на
конкурсной основе до 100 процентов к 2000 году.
2.3. Активизировать проведение
конкурсов по отбору подрядных организаций по обслуживанию и ремонту
лифтового оборудования, электроплит, систем дымоудаления, дератизации
муниципального жилищного фонда, закупке техники, стройматериалов,
хозинвентаря и прочее.
2.4. Освободить подрядчиков,
обслуживающих жилищный фонд, от несвойственных им
регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора
платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот
и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.
2.5. Приступить с начала 1998 года к
проведению конкурсов по отбору подрядных организаций (различных форм
собственности) по вызову твердых бытовых отходов.
2.6. Демонополизировать сферу сбора с
населения за жилищно-коммунальные услуги, тем самым обеспечив
максимальную доступность в осуществлении платежей населения при
минимальной стоимости услуги за кассовое обслуживание.
Эта цель может быть достигнута путем
конкурентного отбора организаций, осуществляющих сбор коммунальных
платежей населения, при фиксированной стоимости этой услуги не в
процентах, а в рублевом исчислении.
-
3. Формирование
системы договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере.
3.1. Для осуществления перехода от
административных рычагов управления к рыночным, завершить до января
1998 года работу по заключению договоров на предоставление жилищных
услуг между организациями, в чьем управлении находится жилищный фонд
и подрядными организациями независимо от формы собственности и
организационно-правового статуса.
3.2. Завершить в первом полугодии
1998 года переход на договорные отношения между собственниками,
владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и
организацией, в чьем управлении находится жилищный фонд и в
дальнейшем проводить эту работу постоянно. В обязательном порядке
договорные отношения оформляются при заселении домов-новостроек, при
оформлении сделок купли-продажи, дарения, мены, приватизации.
-
4. Регулирование
деятельности естественных монополий по поставке коммунальных услуг.
4.1. Проводить регулирование цен на
поставку услуг естественными локальными монополиями путем контроля
затрат и рентабельности, исключив из тарифа необоснованные затраты,
связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных предприятий
(необоснованные административные издержки, потери в сетях,
неэффективные технологии).
4.2. Провести до 1 января 1998 года
проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных
предприятий: Теплоэнерго, Водоканал.
Провести до 7 марта 1998 года
аудиторскую экспертизу тарифов на услуги муниципального
спецавтопредприятия.
В случае выявления резервов, влияющих
на величину тарифа, внести необходимые исправления.
4.3. Постоянно на конкурсных началах
проводить закупку сырья и материалов, выбор подрядной организации,
независимо от формы собственности и организационно-правового статуса,
для проведения работ по капитальному ремонту.
4.4. Содействовать внедрению
альтернативных технологий (локальных источников тепла, очистительных
установок питьевой воды и пр.) с целью демонополизации предоставления
услуг.
-
II. ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
-
1. Разработать
Программу технических и организационных мер по установке приборов
учета и регулирования потребления коммунальных услуг в жилищном
фонде.
Разработать организационные
мероприятия по обеспечению обслуживания приборов учета, метрической
поверки.
2. Развернуть информационную компанию
по просвещению населения о новейших технологиях по теплосбережению,
по проведению мероприятий по теплозащите жилых помещений, подъездов,
чердаков и подвалов.
3. Пересматривать, с периодичностью
один раз в 3 года, существующие нормативы потребления для населения
по тепло-, водоснабжению, вывозу твердых бытовых отходов на основе
практических и объективно необходимых объемов поставки услуг, что
будет стимулировать как производителей так и потребителей
коммунальных услуг проводить работу по снижению утечек.
4. Проводить разъяснительную работу
среди населения по бережному отношению к ресурсам.
-
III. ИЗМЕНЕНИЕ
МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖКХ
-
1. Тарифная
политика.
1.1. Привести расходы на
предоставление жилищно-коммунальных услуг в соответствие со
Стандартом для Волго-Вятского региона, установленного постановлением
Правительством Российской Федерации от 27.05.1997 № 621. Сократить в
1998 г. затраты по предоставлению жилищно-коммунальных услуг
населению и довести их до утвержденного федерального Стандарта за
счет следующих мероприятий:
- производить расходы по содержанию
муниципального жилищного фонда исходя из разработанного городского
стандарта предельной стоимости жилищных услуг;
- пересмотреть нормативы расхода
тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, на
водопотребление и водоотведение, на вывоз твердых бытовых отходов,
исходя из существующих методик, СНИПов и сложившихся особенностей
инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода;
- изыскать резервы снижения
себестоимости единицы продукции по муниципальным унитарным
предприятиям "Теплоэнерго", "Водоканал",
спецавтопредприятию и ДЕЗам.
- в соответствии с федеральным
стандартом ввести в структуру оплаты услуг населением затраты на
капитальный ремонт.
В дальнейшем продолжать проведение
мероприятий по снижению себестоимости за счет нормативного
калькулирования затрат, путем демонополизации жилищно-коммунального
хозяйства, создания условий для развития конкурентной среды в сфере
обслуживания и предоставления жилищных и коммунальных услуг. Прирост
рентабельности направлять на обновление основных фондов и введение
новейших технологий, что будет являться инвестиционной составляющей
тарифа коммунальных услуг.
Повышение тарифов на предоставление
жилищно-коммунальных услуг возможно при условии дополнительных
затрат, связанных только с внедрением новейших технологий,
направленных на улучшение экологической среды в городе.
1.3. В целях совершенствования
тарифной политики ресурсоснабжающих предприятий разработать методику
разделения коммунальных тарифов на две составляющие - за сетевое
обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная
величина).
-
2. Введение единых
стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг.
2.1. Установить Стандарт жилья для
получения жилищных субсидий в Нижнем Новгороде: дом (квартира) со
всеми видами удобств (центральное отопление, водоснабжение (наличие
ванной), канализация, газовая плита) независимо от материала стен,
расположенный в зоне с коэффициентом равном 1.
Исходя из действующих ставок и
тарифов в новом масштабе цен и нормативов жилья, размер платежей
населения за жилищно-коммунальные услуги в принятом стандарте жилья
на 1998 год составляет на:
1 человека - (норма общей площади
жилья 33 кв. м) - 45,78 руб.
2 человека - (норма общей площади
жилья 42 кв. м) - 68,02 руб.
3 человека - (норма общей площади
жилья 18 кв. м на чел.) - 92,40 руб.
4 человек - (норма общей площади
жилья 18 кв. м на чел.) - 123,20 руб.
Данный Стандарт пересматривается по
мере развития жилищной реформы и изменения ставок и тарифов оплаты
услуг населением.
2.2. Установить Стандарт общей
площади жилья в пределах, которого сохраняется порядок дотирования в
части не перекрываемой платежами населения, для расчетов за
жилищно-коммунальные услуги по дифференцированным ставкам для
населения за содержание дома и центральное отопление жилых помещений:
-
Sн = 18 кв. м x n +
20 кв. м, где
n - количество проживающих.
-
2.3. Установить
Стандарт уровня платежей граждан по отношению к затратам на
содержание и ремонт жилья (включая капитальный) и коммунальные услуги
(тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение, вывоз твердых
бытовых отходов): 1997 г. - 30%, 1998 г. - 40%, 1999 г. - 50%, 2000
г. - 65%, 2001 г. - 75%, 2002 г. - 85%, 2003 г. - 100%.
2.4. Установить Стандарт максимально
допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и
коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг в совокупном семейном
доходе: 1997 г. - 12,5%, 1998 г. - 14%, 1999 г. - 16%, 2000 г. - 18%,
2001 г. - 20%, 2002 г. - 22%, 2003 г. - 25%.
2.5. Установить Стандарт предельной
стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (на содержание и
ремонт жилья, включая капитальный, тепло-, водо-, газо-,
электроснабжение, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов) из
расчета на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.
-
3. Совершенствование
расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
3.1. Обеспечить финансирование
расходов на покрытие убытков по содержанию и ремонту жилья и дотаций
на разницу в тарифах теплоснабжающим предприятиям на уровне
разработанных и утвержденных муниципальных минимальных социальных
стандартов.
3.2. Проводить постепенную ликвидацию
перекрестного субсидирования коммунальных услуг промышленными
предприятиями, снижая завышенные тарифы для промышленных потребителей
по МУП "Водоканал" и "Теплоэнерго", приближая
структуру расходов населения к реальной структуре затрат на
жилищно-коммунальные услуги.
3.3. При переходе на 5-й этап
жилищной реформы:
- произвести выделение из ставки за
содержание и техническое обслуживание жилья оплату за техническое
обслуживание электроплит и техническое обслуживание систем
дымоудаления, имея целью первоочередное доведение платежей за данные
услуги до их фактической стоимости;
- ввести в структуру оплаты для
населения за содержание жилья долю затрат на капитальный ремонт
жилищного фонда
- ввести в структуру оплаты для
населения затраты по страхованию жилых помещений;
- ввести дифференцированную оплату за
наем исходя из размеров излишков жилья в расчете на семью и стандарта
(18 кв. м на человека и плюс 20 кв. м на семью);
3.4. До формирования городского
бюджета на 1998 год пересмотреть перечень категорий населения и
юридических лиц, имеющих льготы по оплате за жилищно-коммунальные
услуги, установленных на местном уровне. Не принимать решений о
предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг без указания
источника финансирования.
-
IV. КОМПЛЕКСНОЕ
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МИКРОРАЙОНА НА УЛ. ДЕЛОВОЙ
-
Для обеспечения
комплексного подхода к решению проблем жилищно-коммунальной реформы
использовать в качестве пилотного проекта строительство микрорайона
на ул. Деловой
1. Предусмотреть при согласовании
проектов зданий выполнение всех условий по теплосбережению,
оборудованию квартирными приборами учета горячей и холодной воды,
отопления, газа, электроэнергии, а также выполнение условий по выбору
локальных источников тепла, дающих снижение затрат в эксплуатации.
2. Обеспечить организацию товариществ
собственников жилья на стадии отведения земельного участка под
строительство жилого дома, комплекса домов (кондоминиума).
3. Организовать при приеме в
муниципальную собственность существующей котельной ННГУ на ул.
Деловая конкурс лицензированных предприятий на ее эксплуатацию.
Аналогичный конкурс провести по завершению строительства
муниципальной котельной на ул. Деловой.
-
V. СОЦИАЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖКХ
-
1. Предоставление
жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Предусмотреть усиление социальной
защиты малообеспеченных групп населения в Нижнем Новгороде, путем
введения нового метода расчета жилищных субсидий. Технология нового
метода заключается том, что для граждан, чьи доходы ниже черты
прожиточного минимума, доля оплаты за ЖКУ из семейного бюджета
уменьшается по прогрессивной шкале. В результате для самых
низкодоходных групп населения, доля на оплату ЖКУ снижается до 5
процентов, при всех установленных Стандартах доли по годам.
1.1. Ввести усовершенствованную
методику расчета жилищных субсидий предоставляемых семьям с низкими
доходами на оплату жилищно-коммунальных услуг.
1.2. При переходе на 5 этап
предусмотреть в оплате социального стандарта на получение субсидий
все виды коммунальных платежей, включая и электроснабжение.
Перечень видов услуг: оплата жилья,
капитальный ремонт жилья, водоснабжение, водоотведение, центральное
отопление, горячее водоснабжение, вывоз твердых бытовых отходов,
газоснабжение, электроснабжение.
-
2. Льготы при оплате
жилищно-коммунальных услуг, обязательное страхование жилых помещений,
защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
2.1. Сохранить до конца 4 этапа
существующий порядок предоставления льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг исходя из занимаемой площади для неработающих
пенсионеров и инвалидов, а также для одиноких, проживающих в
однокомнатных квартирах.
2.2. Разработать порядок обмена жилых
помещений большей площади на меньшую при невозможности оплаты
населением жилищно-коммунальных услуг из-за низких доходов.
2.3. Разработать порядок формирования
социального жилья (без права приватизации) для проживания семей с
низкими доходами, а также попавших в экстремальные жизненные
ситуации.
2.4. С 1999 года поэтапно вводить
обязательное страхование жилых помещений для защиты собственников и
нанимателей жилых помещений в результате возникновения несчастного
случая или стихийного бедствия.
2.5. Для реализации прав и
обязанностей потребителей ЖКУ в срок до 1 февраля 1998 года заключить
договора (по унифицированной форме) между собственниками,
нанимателями жилых помещений и балансодержателями жилфонда.
-
VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И
СОДЕРЖАНИЕМ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
-
1. Обеспечить
систему планового обследования технического состояния зданий,
контроль за исполнением требований нормативов и стандартов качества
по содержанию жилищного фонда, с применением установленных мер
экономического и административного воздействия при выявлении фактов
нарушения нормативных требований и низкого качества работ.
-
VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
-
1. Мониторинг хода
реформы ЖКХ.
1.1. Ежеквартально проводить
мониторинг хода реализации программы реформирования ЖКХ по основным
технико-экономическим показателям.
1.2. Внедрить на территории города
автоматизированную систему расчетов платежей за жилищно-коммунальные
услуги:
- создать в Нижнем Новгороде "Единый
центр по начислению платежей за ЖКУ и работе с населением" для
обеспечения информацией население о его платежах за
жилищно-коммунальные услуги, Администрацию города, балансодержателей
жилищного фонда и поставщиков коммунальных услуг - ежедневной
информацией по единой технологии информационного обмена;
- ввести для населения единые
квитанции с полной информацией об оплате за жилищно-коммунальные
услуги, информацией о работе службы субсидий, обязательном
страховании жилых помещений и напоминаниями о просроченном платеже.
-
2. Освещение хода
реформы в средствах массовой информации.
2.1. Считать важнейшим направлением
работы администрации по информационно-пропагандистскому обеспечению -
информирование населения через средства массовой информации о целях и
задачах реформы, учитывая, что преобразования в жилищно-коммунальной
сфере направлены на решение вопросов жизнеобеспечения нижегородцев и
социальной защиты малообеспеченных семей.
2.2. Использовать плакаты, листовки,
информационные бюллетени, в которых в максимально доступной форме
разъяснять основные положения реформы и доводить информацию,
представляющую интерес для больших групп населения (о порядке
оформления жилищных субсидий, о социальных стандартах, о регистрации
ТСЖ и т.д.).
2.3. Проводить информирование
общественности в форме:
- выступлений специалистов
администрации города перед общественными организациями и группами
населения;
- подготовки пресс-релизов и статей,
описывающих конкретные ситуации, связанные с программой
преобразований;
- использование коммерческой и
социальной рекламы для пропаганды основных направлений реформы;
- регулярных контактов со службами
новостей средств массовой информации
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
План основных
мероприятий реформирования ЖКХ
г. Нижнего Новгорода до 2003 года
-
┌───┬───────────────────────────────────┬────────────┬────────────┐
│N№ │
Наименование мероприятия │Ответствен- │Срок выпол- │
│п/п│
│ ный │нения │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│ │ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
ОБСЛУЖИВАНИЯ │ │ │
│ │ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И │ │ │
│ │ ФОРМИРОВАНИЯ
РЫНКА УСЛУГ │ │ │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│ │ Нормативные
документы │ │ │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│1. │Разработать и
утвердить Положения│ │ │
│ │о проведении
конкурсов: │ │ │
│ │1. на
обслуживание муниципального│ │ │
│ │жилищного
фонда; │ │ │
│ │2. на
управление муниципальным жи-│ДЖиИИ КУГИ │ │
│ │лищным фондом;
│Юридическое │ │
│ │3. на
осуществление закупок матери-│управление │1 квартал │
│ │алов,
оборудования для нужд ЖКХ │ │1998 г. │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│2. │Разработать и
утвердить примерные│ │ │
│ │договоры:
│ │ │
│ │1. на
управление муниципальным жи-│ │ │
│ │лищным фондом;
│ДЖиИИ КУГИ │ │
│ │2. на
обслуживание муниципального│Юридическое │ │
│ │жилищного
фонда; │управление │ │
│ │3. на
осуществление закупок матери-│ │1 квартал │
│ │алов,
оборудования для нужд ЖКХ │ │1998 г. │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│3. │Определить
перечень объектов под-│ДЖиИИ │ │
│ │лежащих
приватизации в сфере жилищ-│Юридическое │1 квартал │
│ │но-коммунального
хозяйства │управление, │1998 г. │
│ │ │КУГИ
│ │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│ │ Организационные
мероприятия │ │ │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│1. │ Завершить
формирование ДЕЗов в│ДЖиИИ │ │
│ │Автозаводском,
Советском, Сормовс-│КУГИ │ │
│ │ком,
Приокском, Канавинском районах│Департамент │январь │
│ │ │финансов
│1998 г. │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│2. │Проводить
семинары по вопросам│ │ │
│ │разделения
функций управления и об-│ │ │
│ │служивания
жилья, организации про-│ДЖиИИ │ │
│ │ведения
конкурсов на жилищные услу-│Юридическое │ │
│ │ги для
работников предприятий ЖКХ│управление │постоянно │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│3. │Проводить
конкурсы на выполнение│ │ │
│ │работ по
капитальному ремонту жи-│ДЖиИИ │постоянно │
│ │лищного фонда
│ │ │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│4. │Проводить
конкурсы на выполнение│ │ │
│ │работ по
содержанию и ремонту, об-│ │ │
│ │служиванию
жилищного фонда и его│ДЖиИИ │ │
│ │инженерного
оборудования │КУГИ │постоянно │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│5. │Проводить
проверки финансово-хо-│КУГИ │ │
│ │зяйственной
деятельности муниципа-│ДЖиИИ │ │
│ │льных
унитарных предприятий │Департамент │ │
│ │ │финансов
│ │
│ │ │Инспекция
│ │
│ │ │по
защите │ │
│ │ │прав
потре- │ежегодно │
│ │ │бителей
│ │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│6. │Довести долю
жилищного фонда, об-│ │ │
│ │служиваемого
предприятиями, ото-│ │ │
│ │бранными на
конкурсной основе до│ │ │
│ │100% к 2000
году: │ │ │
│ │в том числе:
│ │ │
│ │- 4,0 млн кв.
м в 1997 году │ │1997 г. │
│ │- 8,8 млн кв.
м в 1998 году │ДЖиИИ │1998 г. │
│ │- 13,9 млн кв.
м в 1999 году │КУГИ │1999 г. │
│ │- 20,5 млн кв.
м в 2000 году │ │2000 г. │
├───┼───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┤
│7. │Осуществлять
мероприятия по ре-│ │ │
│ │структуризации
и эффективному испо-│ │ │
│ │льзованию
вновь вводимых или пе-│ │по факту │
│ │редаваемых в
муниципальную собс-│ │приема ве- │
│ │твенность
объектов инженерной ин-│ДЖиИИ │домственного│
│ │фраструктуры
и муниципального│КУГИ │жилья и │
│ │имущества
муниципальных унитарных│Департамент │проработке │
│ │предприятий,
оказывающих услуги в│финансов │вопроса. │
│ │сфере
|