Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избирательной комиссии
области от 23.11.1999 № 70


"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
233(1980), 08.12.1999


["Правовая среда", N
48(301), 08.12.1999]





Документ
получен по официальной рассылке избиркома области.









ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 23 ноября 1999 г. № 70




О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ


ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ






Рассмотрев вопросы
агитационной деятельности в средствах массовой информации в ходе
избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы ФС
РФ, избирательная комиссия Нижегородской области отмечает, что
некоторые организации телерадиовещания и периодические печатные
издания нарушают требования законодательства.


На основании статьи 25 Федерального
закона избирательная комиссия Нижегородской области постановляет:


1. Предложить руководителям средств
массовой информации в полном объеме выполнять требования
законодательства о выборах, не допускать проявления журналистами
явных предпочтений и антипатий, распространения информации, унижающей
честь и достоинство, деловую репутацию кандидатов, избирательных
объединений, блоков, а равно иных лиц, не имеющих отношения к
избирательной кампании.


2. Согласиться с текстом письма
руководителям средств массовой информации (прилагается) и
опубликовать его в газетах "Нижегородские новости",
"Нижегородская правда" и "Земля нижегородская".


3. Окружным избирательным комиссиям
усилить контроль за соответствием деятельности средств массовой
информации по освещению избирательной кампании требованиям
законодательства.






Председатель
избирательной комиссии


С.Н.БИСИН




Секретарь
избирательной комиссии


Г.В.МАРОЧКИНА














Приложение


к постановлению


избирательной комиссии


от 23.11.1999 № 70






РУКОВОДИТЕЛЯМ СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ






Избирательная
кампания по выборам депутатов Государственной Думы вступила в
завершающую стадию. Кандидаты, избирательные объединения, блоки
активно включились в предвыборную агитацию. При этом некоторые
участники избирательного процесса допускают действия, порочащие честь
и достоинство других лиц, а средства массовой информации обнародуют
соответствующую информацию. Кроме того, отдельные средства массовой
информации допускают иные нарушения законодательства.


1. В соответствии с п. 8 ст. 55
Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации", материалы
предвыборной агитации имеют право размещать только те средства
массовой информации, которые в установленном порядке опубликовали
сведения о размерах оплаты и уведомили об этом избирательную комиссию
Нижегородской области. Однако газеты "Мое Отечество. Нижний
Новгород" и "Консультант-Н" размещали материалы
предвыборной агитации без соблюдения указанных требований.


Согласно п. 14 ст. 57 Федерального
закона, редакции периодических печатных изданий, не выполнившие
требования п. 8 ст. 55 Федерального закона, не вправе предоставлять
печатную площадь для целей предвыборной агитации. Эта норма
распространяется и на те издания, которые учреждены кандидатом,
избирательным объединением, избирательным блоком. Такие издания
освобождены Федеральным законом от обязанности предоставления
печатной площади субъектам агитационной деятельности на равных
условиях, однако не освобождены от обязанности опубликования расценок
и предоставления печатной площади на условиях ее оплаты из
соответствующего избирательного фонда.


2. Обнаружились намерения ряда
граждан развернуть агитацию "против всех кандидатов", при
этом предполагается использование средств массовой информации, в том
числе на платной основе. Однако согласно п. 6 ст. 65 Федерального
закона запрещается выполнение оплачиваемых работ, оказание платных
услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без документального
подтверждения согласия кандидата либо уполномоченных им лиц,
уполномоченных представителей избирательного объединения, блока на
такое выполнение работ, оказание услуг и их оплату из
соответствующего избирательного фонда. Таким образом, для агитации
как "за", так и "против", если такая агитация
предполагает материальные затраты, установлены единообразные правила:
согласие кандидата, избирательного объединения, блока и оплата из
избирательного фонда. Также законом запрещается бесплатное выполнение
работ, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, со
стороны юридических лиц, в том числе средств массовой информации.


3. Некоторые организации
телерадиовещания приглашают зарегистрированных кандидатов для участия
в программах, формально не имеющих отношения к избирательной
кампании. Однако согласно п. 3 ст. 60 Федерального закона в период
избирательной кампании реклама коммерческой и иной деятельности
кандидатов, избирательных объединений, блоков, их доверенных лиц и
уполномоченных представителей должна оплачиваться из средств
соответствующих избирательных фондов.


Отдельные телерадиокомпании размещают
оплаченные кандидатами сюжеты в информационных программах в виде
репортажей. Однако согласно п. 24 ст. 56 Федерального закона
сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами,
избирательными объединениями, блоками должны даваться отдельными
блоками, без комментариев, на равных условиях и на бесплатной основе.
Сюжеты, оплаченные из избирательных фондов, должны помещаться в
другие блоки внутри информационных телерадиопрограмм.


4. Избирательная комиссия напоминает,
что при опубликовании и обнародовании результатов опросов
общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой
информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время
его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации,
точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной
погрешности. Организации, проводящие такие опросы в целях
опубликования, а также организации, публикующие результаты опросов и
прогнозы результатов выборов, должны направлять копии этих публикаций
в избирательную комиссию Нижегородской области. Публикации
результатов опросов показывают, что средства массовой информации не в
полной мере выполняют требования закона. Так, газета "Московский
комсомолец - "МК" в Нижнем Новгороде", опубликовав
12.11.1999 результат опроса общественного мнения о ситуации в
Канавинском избирательном округе, не привела данные об организации,
проводившей опрос, о времени его проведения, методе сбора информации
и оценке погрешности.


5. При использовании эфирного
времени, печатной площади, выделенных на бесплатной основе,
необходимо учитывать п. 7 ст. 55 Федерального закона. Кандидат,
выдвинутый избирательным объединением по одномандатному
избирательному округу и в то же время включенный в региональную
группу кандидатов федерального списка кандидатов этого же
избирательного объединения, блока, вправе использовать бесплатный
ресурс либо как кандидат, зарегистрированный по округу, либо как
кандидат, включенный в региональную группу кандидатов. Кандидат,
выдвинутый избирательным объединением, блоком по одномандатному
избирательному округу и не включенный в региональную группу
кандидатов, не может использовать бесплатное эфирное время, печатную
площадь, выделенные региональной группе кандидатов, как в случае,
если он использует бесплатный ресурс, выделенный ему как кандидату по
одномандатному избирательному округу, так и в случае отказа от
использования этого ресурса.


Кандидаты не вправе вести
предвыборную агитацию за счет средств иных избирательных фондов, а
также использовать бесплатный ресурс, выделенный другому кандидату,
региональной группе кандидатов другого федерального списка
кандидатов. Кандидаты, избирательные объединения, блоки не вправе
расходовать средства своих избирательных фондов в интересах других
кандидатов, региональных групп кандидатов, а также предоставлять им
возможность участвовать в использовании полученных безвозмездно либо
оплаченных эфирного времени, печатной площади.


6. В соответствии с п. 4 ст. 55
Федерального закона, средства массовой информации с муниципальным
участием обязаны предоставить равные возможности кандидатам,
избирательным объединениям, блокам при размещении материалов
предвыборной агитации на платной основе. Организация телерадиовещания
и редакция периодического печатного издания самостоятельно определяют
порядок обеспечения равных возможностей. При этом редакция средства
массовой информации вправе установить общий объем эфирного времени,
печатной площади, отводимой для предвыборной агитации в период,
оставшийся до дня голосования, и разумный срок для подачи субъектами
агитационной деятельности заявок на использование (приобретение)
этого ресурса. В случае, если объем заявленных предложений превысит
возможности СМИ по предоставлению ресурса, редакция вправе установить
долю, приходящуюся каждому кандидату, зарегистрированному по
одномандатному избирательному округу, и региональной группе
кандидатов (доля должна быть равной), и по окончании подачи заявок
провести жеребьевку по распределению дат публикации, дат и времени
выхода в эфир. При жеребьевке допускается дробление доли на несколько
публикаций, выходов в эфир с учетом пожеланий заказчиков. При этом
учитывается объем эфирного времени, печатной площади, уже выделенный
участнику избирательного процесса: если этот объем превышает долю,
приходящуюся ему по результатам жеребьевки, то дополнительные объемы
данному участнику избирательного процесса не выделяются.


При определении долей, приходящихся
соответственно кандидатам и региональным группам кандидатов,
средствам массовой информации, распространяющимся на всей территории
Нижегородской области, рекомендуется придерживаться соотношения,
установленного п. 6 ст. 56 Федерального закона. Средствам массовой
информации, распространяющимся на части территории области,
рекомендуется выделять участникам избирательного процесса равные доли
эфирного времени, печатной площади.


7. Средства массовой информации, не
подпадающие под п. 1 и п. 4 ст. 55 Федерального закона, также вправе
установить объем эфирного времени, печатной площади, выделяемый для
размещения материалов предвыборной агитации, и соответственно
распределить его по правилам, установленным п. 6 данного письма.


8. Избирательная комиссия области
уведомляет о принятии Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации Рекомендаций о порядке оформления договоров на
предоставление эфирного времени (печатной площади) для целей
предвыборной агитации на платной основе между средствами массовой
информации и субъектами агитационной деятельности. Рекомендации
опубликованы в "Российской газете" 16 ноября 1999 года.


9. Согласно ст. 43 - 46 Закона РФ "О
средствах массовой информации гражданин или организация вправе
потребовать от редакции опровержения не соответствующих
действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, а также
имеют право на ответ в случае распространения сведений, не
соответствующих действительности либо ущемляющих права и законные
интересы гражданина. В случае распространения такой информации в
материалах предвыборной агитации средства массовой информации не
освобождаются от обязанности помещать опровержение либо ответ, а
также возмещать моральный ущерб. Редакция имеет право отказать в
размещении материала, если установит, что он ущемляет права и
законные интересы других лиц.


Согласно ст. 49 Закона РФ "О
средствах массовой информации" при осуществлении
профессиональной деятельности журналист обязан уважать права,
законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Участник предвыборных теле- и радиопередач обязан соблюдать
выработанный порядок проведения передачи, вести дискуссию в рамках
этических и нравственных норм, не допускать заведомо ложных,
унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других лиц.


Журналист, ведущий программу в прямом
эфире, вправе прервать выступление участника избирательного процесса,
если выступление выходит за рамки законодательства, и напомнить
выступающему о противоправном характере его действий; далее
выступление может быть продолжено; время, потерянное участником
избирательного процесса по его вине, заново ему не предоставляется.
Если недопустимые высказывания, видео- и звукоряд содержатся в
представленной в организацию телерадиовещания видео- и аудиокассете,
лицо, ответственное за выпуск кассеты в эфир, вправе предложить
участнику избирательного процесса заменить кассету либо выступить в
отведенное ему время в прямом эфире или записи (в зависимости от
ранее установленного порядка). В случае замены кассеты участник
избирательного процесса должен представить новую кассету в тот же
срок, который был установлен для представления первоначальной
кассеты.


При публикации представленного
участником избирательного процесса текста редакция периодического
печатного издания вправе не публиковать фрагменты, публикация которых
приведет к нарушению законодательства; редакция должна известить об
этом решении лицо, представившее материал.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru