Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избирательной комиссии
области от 21.10.1999 № 47


"О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО ВОПРОСАМ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
204(1931), 27.10.1999


["Правовая среда", N
42(295), 27.10.1999]





Документ
получен по официальной рассылке избиркома области.









ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ
КОМИССИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 21 октября 1999 г. № 47




О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО
ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ


АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ


ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ


ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА






По представлению
рабочей группы по контролю за соблюдением участниками избирательного
процесса порядка проведения предвыборной агитации при проведении
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации и на основании статьи 25 Федерального закона
избирательная комиссия Нижегородской области постановляет:


1. Утвердить Разъяснения по вопросам
проведения предвыборной агитации на выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации (прилагаются).


2. Опубликовать Разъяснения в газете
"Нижегородские новости".






Председатель
избирательной комиссии


С.Н.БИСИН




Секретарь
избирательной комиссии


Г.В.МАРОЧКИНА














Утверждены


постановлением


избирательной комиссии


от 21.10.1999 № 47






РАЗЪЯСНЕНИЯ


ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ


НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ


ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ


ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА






ВВЕДЕНИЕ






Настоящие
разъяснения основаны на Разъяснениях Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации от 13.08.1999 "О некоторых
вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной
кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации третьего созыва", опубликованных
20 августа 1999 г. в "Российской газете", Письме ЦИК РФ от
17 сентября 1999 г. руководителям организаций телерадиовещания и
периодических печатных изданий, опубликованном 5 октября 1999 г. в
"Российской газете", и дополняют их.


В настоящих разъяснениях используются
следующие сокращения:


Федеральный закон - Федеральный закон
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации";


СМИ - средства массовой информации;


СМИ с государственным участием -
организации телерадиовещания и периодические печатные издания,
подпадающие под действие п. 1 ст. 55 Федерального закона;


СМИ с муниципальным участием -
организации телерадиовещания и периодические печатные издания,
подпадающие под действие п. 4 ст. 55 Федерального закона;


частные СМИ - организации
телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под
действие п. 1 и п. 4 ст. 55 Федерального закона;


ЦИК РФ - Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации;


Письмо ЦИК РФ - Письмо Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации от 17 сентября 1999 г.
руководителям телерадиокомпаний и редакций периодических печатных
изданий;


Разъяснения ЦИК РФ - Разъяснения
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа
1999 г. "О некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в
период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва";


ИКНО - избирательная комиссия
Нижегородской области.






1. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ






1.1. Под
предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской
Федерации, кандидатов, избирательных объединений, блоков,
общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая
избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или
иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.


1.2. Предвыборная агитация может
проводиться через средства массовой информации, путем проведения
массовых мероприятий, путем выпуска и распространения печатных,
аудиовизуальных и других агитационных материалов, в иных не
запрещенных законом формах.


1.3. Предвыборная агитация начинается
со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, за
исключением случаев агитации в СМИ с государственным и муниципальным
участием. Агитация прекращается в ноль часов 18 декабря 1999 г.


Предвыборные агитационные печатные
материалы (листовки, плакаты и другие), ранее размещенные вне зданий
и помещений избирательных комиссий в установленном Федеральным
законом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.






2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ


ВО ВРЕМЯ ВЫБОРОВ






2.1. Платные эфирное
время, печатная площадь предоставляются субъектам агитационной
деятельности средствами массовой информации, опубликовавшими и
представившими в ИКНО сведения о расценках. Перечни таких СМИ
утверждены постановлениями ИКНО и опубликованы. Отступление от ранее
объявленных расценок не допускается.


2.2. Все СМИ, предоставившие
субъектам агитационной деятельности бесплатные или платные эфирное
время, печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и
стоимости этих эфирного времени и печатной площади в соответствии с
формами, установленными ЦИК РФ (п. 9 ст. 55 Федерального закона).
Формы учета платных услуг опубликованы в "Российской газете"
5 октября 1999 г. и могут быть получены в ИКНО в машиночитаемом виде.


Формы заполняются отдельно по
кандидатам соответствующего одномандатного избирательного округа и по
избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам,
включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов.
Заполненные формы представляются в избирательную комиссию
Нижегородской области дважды. Первый раз - не позднее 14 декабря,
второй раз - не позднее 24 декабря, с окончательными данными.


По запросам ЦИК РФ и избирательной
комиссии Нижегородской области СМИ обязаны представлять им документы,
подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, избирательного
объединения, блока на выполнение платных работ и оплату услуг.


2.3. Эфирное время, печатная площадь
предоставляются субъектам агитационной деятельности за плату на
основании договора, заключаемого между зарегистрированными
кандидатами, избирательными объединениями, блоками и средствами
массовой информации. Договоры со СМИ с государственным участием
заключаются после проведения жеребьевки.


В интересах кандидата,
зарегистрированного по одномандатному округу, заключать договоры со
СМИ могут доверенные лица кандидата.


В интересах избирательного
объединения, блока заключать договоры со СМИ могут доверенные лица и
уполномоченные представители избирательного объединения, блока.


2.4. Платежное поручение филиалу
Сбербанка о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени,
печатной площади в полном объеме должно быть представлено
зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, блоком не
позднее чем за два дня до предоставления эфирного времени, печатной
площади. В случае нарушения указанного условия предоставление
эфирного времени, печатной площади не допускается (п. 19 ст. 56 и п.
15 ст. 57 Федерального закона). Во избежание недоразумений субъектам
агитационной деятельности рекомендуется информировать средства
массовой информации о факте представления платежного поручения.


2.5. Согласно ст. 54 Федерального
закона, при опубликовании (обнародовании) результатов опросов
общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой
информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время
его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации,
точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной
погрешности.


С 4 ноября 1999 г. организации,
проводящие указанные опросы с целью опубликования их в СМИ, а также
организации, публикующие результаты опросов и прогнозы результатов
выборов, должны направлять копии этих публикаций в соответствующую
окружную избирательную комиссию или ЦИК РФ. Допускается направление
копий публикаций в избирательную комиссию Нижегородской области,
которая будет их систематизировать и направлять в окружные
избирательные комиссии и ЦИК РФ. Избирательная комиссия Нижегородской
области будет формировать информационный банк указанных исследований
и публикаций и предоставлять его данные лицам, перечисленным в п. 1
ст. 29 Федерального закона, а также иностранным (международным)
наблюдателям по их запросам.


Данное требование распространяется на
опросы и исследования, не основанные на научных методиках, в том
числе на опросы телезрителей, читателей, радиослушателей. При этом
результаты такого рода опросов могут не сопровождаться обнародованием
статистической оценки возможной погрешности. Организациям, проводящим
такие опросы, рекомендуется приводить географическую выборку
опрошенных (респондентов).


С 16 декабря по 19 декабря 1999 г.
включительно опубликование (обнародование) в средствах массовой
информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов
результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не
допускается.






3. РАЗЛИЧИЯ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ


РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ






3.1. Сроки и условия
предвыборной агитации.








































Избирательные
действия


СМИ
с
государственным
участием


СМИ
с муниципальным

участием


Частные СМИ


1. Начало
предвыборной

агитации


Организации

телерадиовещания
- с 19 ноября,
печатные СМИ - с
9
ноября


С 4 ноября (после
окончания

регистрации всех
кандидатов,

федеральных списков
кандидатов)


После регистрации
кандидата,

федерального списка
кандидатов - в
отношении

зарегистрированного


2. Дни

предоставления
эфирного времени


Рабочие дни (с
понедельника
по
пятницу)


Все дни недели


Все дни недели


3. Объем платного
эфирного
времени,
печатной площади


Не меньше, но не
более чем
в 2 раза
больше объема
бесплатного эфира,
печатной
площади


Не ограничивается


Не ограничивается


4.
Условия
предоставления
платного эфирного
времени,
печатной
площади


Равные доли,
жеребьевка


Равные условия


Равные условия






3.2. Допускается
отказ СМИ с муниципальным участием от публикации каких бы то ни было
агитационных материалов при условии их полного неучастия в
агитационной деятельности в какой бы то ни было форме.






4. ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ






4.1. В договорах о
предоставлении платного эфирного времени должны быть указаны
следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время
выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени,
размер оплаты со ссылкой на соответствующий пункт опубликованных
расценок, порядок оплаты, формы и условия участия журналиста
(ведущего) в процессе теле- и радиопередачи (п. 18 ст. 56
Федерального закона). К видам предвыборной агитации относятся
выступление, интервью, пресс-конференция, дебаты, "горячая
линия", "круглый стол", политическая реклама и другие.
После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и
соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых
отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы
вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.


4.2. Запрещается прерывать передачу
предвыборных агитационных материалов, в том числе рекламой товаров,
работ и услуг.


4.3. В информационных теле- и
радиопрограммах сообщения о предвыборных мероприятиях должны даваться
отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без
комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются субъектами
агитационной деятельности; в них не должно отдаваться предпочтение
каким-либо субъектам агитационной деятельности, в том числе по
времени освещения их предвыборной деятельности.


Под информационной
телерадиопрограммой понимается программа, периодически транслируемая
телерадиокомпаниями и содержащая информацию о текущих событиях и
новостях. Аналитические программы могут не являться информационными.


4.4. Телерадиопрограммы, содержащие
предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью,
которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в
течение 12 месяцев со дня выхода программы в эфир. Учетные документы
о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени хранятся в
организации телерадиовещания в течение пяти лет со дня голосования.






5. ОСОБЕННОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕЧАТНЫХ СМИ






5.1. Публикация
материалов предвыборной агитации не должна сопровождаться
редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также
заголовками и иллюстрациями, не согласованными с лицами, размещающими
материалы.


5.2. Все платные и бесплатные
материалы должны сопровождаться пометками, из какого избирательного
фонда произведена оплата, какому кандидату, избирательному
объединению, блоку предоставлена возможность бесплатной публикации.


5.3. В отдельную категорию выделены
печатные СМИ, которые (или их редакции) учреждены зарегистрированным
кандидатом, избирательным объединением, блоком и не являются при этом
СМИ с государственным участием (п. 19 ст. 57 Федерального закона).
Такие СМИ имеют право отказывать субъектам агитационной деятельности
в публикации их материалов. Однако в случае предоставления печатной
площади этому должна предшествовать публикация расценок.
Предоставление печатной площади учредителям - субъектам агитационной
деятельности на бесплатной основе не допускается (п. 7 Письма ЦИК
РФ).


5.4. Субъекты агитационной
деятельности самостоятельно определяют формы своего участия в
предвыборной агитации. В качестве агитации могут быть помещены как
статьи, так и иллюстрации. Допускается указание расценок не в
единицах площади, а в количестве строчек соответствующего кегля
газетами, не имеющими технической возможности помещать любые
представленные оригинал-макеты.






6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ


С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ






6.1. Предоставление
услуг по бесплатной предвыборной агитации.


6.1.1. Жеребьевка по распределению
дат и времени выхода в эфир, дат публикаций, осуществляемых на
бесплатной основе в СМИ с государственным участием, проводится с 4 по
10 ноября 1999 г. в избирательной комиссии Нижегородской области. К
участию в жеребьевке допускаются кандидаты, зарегистрированные по
одномандатным округам, и региональные группы кандидатов, подавшие в
ИКНО до начала жеребьевки заявку. Заявка может быть подана через
окружную избирательную комиссию.


Доля эфирного времени, печатной
площади (Х), предоставляемая каждому кандидату, зарегистрированному в
одном из шести одномандатных округов на территории Нижегородской
области, определяется из формулы:






V = k x X + 3m x X,






где V - общий объем
бесплатного ресурса,


k - число зарегистрированных
кандидатов в шести округах,


m - число зарегистрированных
федеральных списков кандидатов.


Объем эфирного времени, печатной
площади, предоставляемый региональной группе кандидатов федерального
списка кандидатов, в три раза превышает объем, предоставляемый
кандидату, зарегистрированному по округу.


Одна треть бесплатного эфирного
времени отводится для дебатов и иных совместных мероприятий.


6.1.2. При жеребьевке объявляется
дата и время, не позднее которых кандидат, региональная группа
кандидатов должны представить в средство массовой информации
соответствующий агитационный материал либо явиться в студию для
записи или выступления в прямом эфире. При несоблюдении этого условия
средство массовой информации имеет право отказать в предоставлении
эфирного времени, печатной площади.


В случае если после проведения
жеребьевки кандидат, региональная группа кандидатов откажутся от
использования эфирного времени, печатной площади, они обязаны
сообщить об этом редакции СМИ: организации телерадиовещания - не
позднее чем за два дня до выхода в эфир, печатному СМИ - не позднее
чем за пять дней до публикации. Средства массовой информации вправе
использовать высвободившиеся эфирное время, печатную площадь по
своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.


6.1.3. Кандидат, зарегистрированный
по округу, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем на
каналах общероссийских организаций телерадиовещания с государственным
участием, в том числе в случае, когда он включен в зарегистрированный
федеральный список кандидатов.


Зарегистрированный кандидат,
выдвинутый по одномандатному округу избирательным объединением,
блоком и в то же время включенный в региональную группу кандидатов
федерального списка кандидатов этого же избирательного объединения,
блока, вправе использовать бесплатные ресурсы в областных СМИ с
государственным участием либо как кандидат, зарегистрированный по
округу, либо как кандидат, включенный в региональную группу
кандидатов. Соответствующий выбор кандидат должен сделать до
жеребьевки. Участие кандидата в жеребьевке, проводимой в отношении
одномандатных округов, означает его намерение использовать бесплатный
ресурс в качестве кандидата по одномандатному округу. Последующий
отказ такого кандидата от использования бесплатного ресурса,
полученного им в качестве кандидата по одномандатному округу, не
влечет права кандидата использовать бесплатный ресурс, полученный
региональной группой кандидатов, в которую он входит.


6.1.4. О порядке распределения
бесплатного агитационного ресурса между кандидатами, входящими в
региональную группу кандидатов, уполномоченный представитель
избирательного объединения, блока сообщает в соответствующее средство
массовой информации в срок, установленный для представления
агитационного материала.


В случае если кандидат, региональная
группа кандидатов не воспользовались бесплатным эфирным временем либо
они на законных основаниях были лишены такого права, организация
телерадиовещания вправе либо заполнить освободившееся время
материалом, не относящимся к предвыборной агитации, либо предоставить
эфир следующему субъекту агитационной деятельности.


6.2. Предоставление платного эфирного
времени, печатной площади.


Жеребьевку по распределению платного
эфирного времени, печатной площади проводят организации
телерадиовещания и периодические печатные издания на основании
полученных ими заявок с 4 по 10 ноября. Средства массовой информации
могут провести жеребьевку в помещении избирательной комиссии
Нижегородской области. Эфирное время, печатная площадь
предоставляются на основе договора, заключаемого после проведения
жеребьевки.


Применяются также правила,
установленные пунктами 6.1.2, 6.1.4 настоящих Разъяснений.


6.3. Опровержение порочащей
информации.


СМИ с государственным участием
(телерадиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания и
периодические печатные издания) не вправе допускать обнародование
(опубликование) информации, способной нанести ущерб чести,
достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если
эти СМИ не могут предоставить зарегистрированным кандидатам
возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное
разъяснение в защиту их чести, достоинства или деловой репутации до
окончания срока предвыборной агитации (п. 4 ст. 60 Федерального
закона).


Объем такого опровержения,
разъяснения (ответа) не должен более чем в два раза превышать объем
опровергаемого фрагмента (ст. 44 Закона РФ "О средствах массовой
информации"). Применяются иные нормы законодательства о
средствах массовой информации, не противоречащие Федеральному закону
о выборах.






7. ВЫПУСК И
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ, АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ


И ИНЫХ АГИТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ






Оказывающие
рекламные услуги организации с государственным или муниципальным
участием обязаны обеспечить зарегистрированным по одномандатным
избирательным округам кандидатам и избирательным объединениям, блокам
равные условия для размещения предвыборных агитационных материалов
(п. 2 ст. 59 Федерального закона).


Все предвыборные печатные и
аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением материалов,
распространяемых в СМИ) должны содержать наименования и юридические
адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц),
изготовивших данные материалы, наименование организации (фамилию,
имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) изготовление данных
материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.


Экземпляры предвыборных печатных
агитационных материалов или их копии до начала их распространения
должны быть получены от кандидата соответствующей окружной комиссией
либо территориальной избирательной комиссией, от избирательного
объединения, блока - избирательной комиссией Нижегородской области
либо ЦИК РФ. Вместе с указанными материалами в избирательную комиссию
должны быть представлены также сведения о местах нахождения (об
адресах места жительства) организаций (лиц), изготовивших и
заказавших эти материалы. Изготовление, распространение предвыборных
агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме
соответствующих кандидатов, избирательных объединений, блоков не
допускается.


Главы местных администраций не
позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить
специальные места для размещения предвыборных печатных агитационных
материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места
должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким
образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную на них
информацию. Субъектам агитационной деятельности должна быть выделена
равная площадь для размещения своих агитационных материалов и выдан в
соответствующей территориальной избирательной комиссии список
выделенных мест. В иных местах печатные агитационные материалы могут
вывешиваться (расклеиваться, размещаться) только с согласия
собственников, владельцев помещений, зданий, сооружений и иных
объектов. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать)
предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках,
зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную
или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных
комиссий, в помещениях для голосования или у входов в них.






8. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ АГИТАЦИИ






8.1. Согласно п. 3
ст. 52 Федерального закона запрещается проводить предвыборную
агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:


федеральным органам государственной
власти, органам государственной власти Нижегородской области, иным
государственным органам, органам местного самоуправления;


лицам, замещающим государственные и
муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим,
военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных
обязанностей или с использованием преимуществ должностного или
служебного положения;


воинским частям, военным учреждениям
и организациям;


благотворительным организациям и
религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;


избирательным комиссиям, членам
избирательных комиссий с правом решающего голоса.


8.2. В соответствии с п. 5 ст. 48 и
п. 3 ст. 52 Федерального закона зарегистрированные кандидаты,
замещающие государственные должности категории "А" или
выборные муниципальные должности, вправе вести предвыборную агитацию
только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. К
свободному от исполнения должностных обязанностей времени относится
время отдыха, в том числе отпуск, выходные и праздничные дни, иные
дни отдыха. Указанные зарегистрированные кандидаты не вправе
проводить предвыборную агитацию во время пребывания в служебных
командировках.


В соответствии с законодательством к
вышеуказанным лицам относятся президент РФ, председатель
Правительства РФ и министры, депутаты, работающие на постоянной
(штатной) основе, судьи, прокуроры, губернатор, главы местного
самоуправления.


8.3. Статья 41 Федерального закона
содержит перечень нарушений принципа равного избирательного права,
связанных с использованием зарегистрированным кандидатом преимуществ
должностного или служебного положения, в который входят, в частности,
преимущественный доступ к СМИ, использование телефонной, факсимильной
и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих
функционирование государственных учреждений или органов местного
самоуправления, для проведения предвыборной агитации. Соблюдение
данного ограничения не должно препятствовать выполнению депутатами,
выборными должностными лицами своих полномочий и обязанностей перед
избирателями. В связи с этим выступления депутатов, выборных
должностных лиц в средствах массовой информации, не связанные с
проведением предвыборной агитации, не подпадают под действие
Федерального закона и регулируются иными законами, в частности,
Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов
государственной власти в государственных средствах массовой
информации", Федеральным законом "О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации", Законом области "О статусе
депутата Законодательного Собрания Нижегородской области",
Законом области "О статусе депутата представительного органа
местного самоуправления".


8.4. В период с 10 августа по 17
декабря 1999 г. реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов,
зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, блоков,
доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных
объединений, блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а
также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или)
членами руководящих органов которых являются указанные лица и
организации, может осуществляться только по правилам платного
предоставления эфирного времени и печатной площади и оплачиваться
исключительно из средств соответствующего избирательного фонда. 18 и
19 декабря 1999 г. такая реклама не допускается.


Согласно ст. 2 Закона РФ "О
рекламе" под рекламой на рынках товаров, работ, услуг понимается
распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о
физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях
(рекламная информация), которая предназначена для неопределенного
круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим
физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и
способствовать реализации товаров, идей и начинаний.


8.5. Кандидатам, избирательным
объединениям, блокам, их уполномоченным представителям, доверенным
лицам, а также иным лицам, прямо или косвенно участвующим в
предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей:
вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности
иначе, как за выполнение организационной работы (дежурство на
избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную
работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших
указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования
или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную
распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за
исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и
значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также
предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.
Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, блоки, их
уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе при
проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей
обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других
материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также
оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с
федеральными законами решений органов государственной власти, органов
местного самоуправления.


8.6. В ходе избирательной кампании не
имеют права заниматься благотворительной деятельностью, а также
обращаться к физическим и юридическим лицам с предложениями об
оказании материальной или финансовой помощи или услуг избирателям и
организациям кандидаты, избирательные объединения и блоки, их
уполномоченные представители, а также организации, учредителями,
собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов
которых являются указанные лица и организации, а равно иные
физические и юридические лица, действующие по просьбе или поручению
указанных лиц и организаций. Физическим и юридическим лицам
запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или
в поддержку кандидатов, избирательных объединений, блоков, их
уполномоченных представителей и доверенных лиц.


8.7. Граждане и юридические лица
вправе оказывать финансовую поддержку деятельности, способствующей
выдвижению и избранию кандидата, федерального списка кандидатов,
только через соответствующие избирательные фонды. Запрещается
выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных
услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, без документального
подтверждения согласия кандидата либо лиц, им уполномоченных,
уполномоченных представителей избирательного объединения, блока по
финансовым вопросам на такое выполнение работ, реализацию товаров,
оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда.
Запрещается бесплатное или по необоснованно заниженным (завышенным)
расценкам выполнение юридическими лицами, их филиалами,
представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг,
прямо или косвенно связанных с выборами. Материальная поддержка
предвыборной деятельности кандидата, избирательного объединения,
блока может быть оказана только при ее оплате за счет средств
избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного
объединения, блока. Допускаются добровольное бесплатное личное
выполнение гражданином работ, оказание им услуг кандидату,
избирательному объединению, блоку в ходе избирательной кампании без
привлечения третьих лиц.


8.8. Согласно ст. 48 Федерального
закона все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами.
Зарегистрированный кандидат не вправе вести предвыборную агитацию за
счет средств избирательного фонда другого кандидата, а также
участвовать в использовании бесплатного эфирного времени, печатной
площади, выделенных другому кандидату, региональной группе кандидатов
другого федерального списка кандидатов. Зарегистрированные кандидаты,
региональные группы кандидатов не вправе расходовать средства своих
избирательных фондов в интересах других кандидатов, региональных
групп кандидатов, а также предоставлять им возможность участвовать в
использовании полученных безвозмездно либо оплаченных эфирного
времени, печатной площади.


8.9. Должностным лицам, журналистам и
творческим работникам средств массовой информации запрещается
участвовать в освещении избирательной кампании через средства
массовой информации, если они являются зарегистрированными
кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, избирательных
объединений, блоков, уполномоченными представителями избирательных
объединений, блоков.


8.10. При проведении предвыборной
агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, блоков,
предвыборные агитационные материалы, выступления на собраниях,
митингах, в СМИ не должны содержать призывы к насильственному захвату
власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению
целостности Российской Федерации, пропаганду войны, возбуждающую
социальную, национальную, религиозную ненависть и вражду. Не
допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых
деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или
иную специально охраняемую законом тайну, а также для распространения
передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости,
использующих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей,
оказывающие вредное влияние на их здоровье. Запрещается агитация,
нарушающая законодательство об интеллектуальной собственности (п. 1
ст. 60 Федерального закона, ст. 4 Закона РФ "О средствах
массовой информации").


Средства массовой информации,
допустившие такое злоупотребление, не освобождаются от
соответствующей ответственности. Средства массовой информации обязаны
отказать субъекту агитационной деятельности в предоставлении эфирного
времени, печатной площади, если он злоупотребляет свободой массовой
информации.






9. ПОЛНОМОЧИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ






9.1. Организации (в
том числе осуществляющие телерадиовещание), редакции периодических
печатных изданий, общественные объединения, не указанные в п. 7 ст.
18 Федерального закона, а также их должностные лица обязаны
представлять избирательным комиссиям необходимые сведения и
материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в
пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов -
немедленно (п. 8 ст. 18 Федерального закона).


В случае нарушения средством массовой
информации установленных законом правил проведения предвыборной
агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в
правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной
власти, осуществляющие государственную политику в области средств
массовой информации, с представлением о пресечении противоправной
деятельности и привлечении средства массовой информации, его
должностных лиц к ответственности, установленной законодательством
РФ.


9.2. В случае злоупотребления
кандидатом, избирательным объединением, блоком свободой массовой
информации (п. 8.10 настоящих Разъяснений) избирательная комиссия
обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации
кандидата, федерального списка кандидатов. В случае нарушения
кандидатом, избирательным объединением, блоком иных правил проведения
предвыборной агитации, установленных Федеральным законом,
избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение этому
кандидату, избирательному объединению, блоку либо обращается в
правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении
противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная
комиссия вправе также отменить решение о регистрации.


Правоохранительные и иные органы
обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной
деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных
предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и
источник их оплаты, а также незамедлительно информировать
соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых
мерах (п. 5 и п. 6 ст. 60 Федерального закона).


9.3. Избирательная комиссия любого
уровня вправе составить протокол об административном правонарушении,
совершенном кандидатом, уполномоченным представителем избирательного
объединения, блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных
Федеральным законом. Протокол об административном правонарушении
направляется в суд, который принимает решение о привлечении лица к
административной ответственности.


Кодексом РСФСР об административных
правонарушениях предусмотрены штрафные санкции за следующие
правонарушения, связанные с правилами проведения агитации:


- непредставление избирательной
комиссии должностными лицами необходимых сведений и материалов или
невыполнение ими решения комиссии, принятого в пределах ее полномочий
(ст. 40.1);


- проведение агитации в связи с
выборами (референдумом) в период ее запрещения Федеральным законом
(ст. 40.2);


- распространение ложных сведений о
кандидате в депутаты путем опубликования либо иным способом ложных
сведений в целях влияния на исход выборов (ст. 40.3);


- нарушение средством массовой
информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации,
предусмотренных Законодательством (ст. 40.8, субъект правонарушения -
главный редактор, иное ответственное лицо либо журналист, штраф от 10
до 50 минимальных размеров оплаты труда);


- изготовление или распространение в
период подготовки и проведения выборов агитационных печатных
материалов, не содержащих информацию об организациях и о лицах,
ответственных за их выпуск (ст. 40.9);


- умышленное уничтожение, повреждение
портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями, иных
агитационных печатных материалов, вывешенных на зданиях, сооружениях
и иных объектах с согласия собственника или иного владельца этих
объектов.


Кодексом предусмотрены иные составы
административных правонарушений, связанных с проведением выборов и
референдумов.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru