АДМИНИСТРАЦИЯ
ШАТКОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2006 г. № 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИЙ
ПОЛОЖЕНИЯ О РАЙОННОМ ЗВЕНЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В соответствии с
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", постановлением Правительства Нижегородской области от
7 апреля 2006 года № 111 "Об утверждении Положения о
территориальной подсистеме Нижегородской области единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" и в целях совершенствования структуры районного звена
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
районном звене территориальной подсистемы Нижегородской области
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
2. Отделу гражданской защиты и
мобилизационной подготовки согласовать с Главным управлением МЧС
России по Нижегородской области и комитетом гражданской защиты и
пожарной безопасности Нижегородской области перечень сил и средств
районного звена территориальной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том
числе перечень сил постоянной готовности и порядок их привлечения к
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Глава местного
самоуправления
А.И.НЕСТЕРОВ
Утверждено
постановлением
администрации Шатковского района
от 04.05.2006 № 52
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЙОННОМ ЗВЕНЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(далее - Положение)
1. Настоящее
Положение определяет порядок функционирования, принципы построения,
состав сил и средств районного звена территориальной подсистемы
Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - районное звено НСЧС).
Положение разработано на основании
Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановления Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций", Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года N
17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и
постановления Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006
года № 111 "Об утверждении Положения о территориальной
подсистеме Нижегородской области единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
2. Районное звено НСЧС объединяет
органы управления, силы и средства органов местного самоуправления
Шатковского района и организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и
обеспечения пожарной безопасности, мониторинга и обеспечения
безопасности населения.
3. Районное звено НСЧС состоит из
объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на двух уровнях:
муниципальном и объектовом.
Организация, состав сил и средств, а
также порядок деятельности районного звена НСЧС определяется
положением.
Районное звено НСЧС создается для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее - чрезвычайная ситуация), обеспечения
противопожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
Объектовые звенья создаются на
территории Шатковского района в организациях, независимо от их
организационно-правовой формы, для решения задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты работников этих организаций
и подведомственных объектов от чрезвычайных ситуаций.
4. Основными задачами районного звена
НСЧС являются:
- проведение на территории
Шатковского района единой политики в области предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты при их возникновении жизни и
здоровья населения, материальных и культурных ценностей, окружающей
природной среды, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на
водных объектах;
- разработка предложений по
реализации правовых и экономических норм в области ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- учет всех возможных потенциальных
источников чрезвычайных ситуаций, определение степени их опасности
для населения и территории района в зависимости от величины риска
возникновения и тяжести последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка
последствий чрезвычайных ситуаций, определение на основе прогноза
потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах
для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и обеспечение готовности к
действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- разработка и реализация районных,
участие в областных целевых и комплексных программах, направленных на
предупреждение и снижение последствий чрезвычайных ситуаций, защиту
населения и повышение уровня пожарной безопасности района,
безопасности на водных объектах и устойчивости функционирования
организаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача
информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных
ситуаций;
- проведение работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций, тушению пожаров, жизнеобеспечению населения;
- создание, совершенствование и
обеспечение функционирования системы подготовки органов управления,
подготовки и повышения квалификации специалистов районного звена
НСЧС, обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях;
- реализация прав и обязанностей
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц,
непосредственно участвующих в их ликвидации;
- создание и восполнение резервов
материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми актами
Шатковского района;
- осуществление сотрудничества в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с другими
районами Нижегородской области;
- своевременное и достоверное
информирование общественности и населения района о состоянии
безопасности, принимаемых мерах по ее повышению, о сложившейся в
результате чрезвычайной ситуации обстановке и принятых органами
власти района решениях, установленных режимах функционирования и
действиях населения в конкретной обстановке;
- осуществление мероприятий по
социальной защите населения района, которое пострадало или может
пострадать при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение согласованности
действий органов местного самоуправления района и организаций при
решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных
объектах, а также восстановления поврежденных и разрушенных в
результате чрезвычайной ситуации объектов жилищно-коммунального
хозяйства, социальной сферы, инженерной инфраструктуры.
5. На районном и объектовом уровнях
районного звена НСЧС создаются координационные органы, постоянно
действующие органы управления, повседневные органы управления, силы и
средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи,
оповещения и информационного обеспечения.
6. Координационными органами
районного звена НСЧС являются:
- на районном уровне - комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ района);
- в сельских поселениях КЧС и ОПБ
создаются решением главы местной администрации (при необходимости),
либо обязанности по выполнению функций КЧС и ОПБ возлагаются на главу
местной администрации;
- на объектовом уровне - комиссии
организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности (далее - объектовые КЧС и ОПБ).
7. Создание, реорганизация и
ликвидация комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их
компетенции, утверждение руководителей и персонального состава
осуществляются соответственно органами местного самоуправления района
и организациями.
Компетенция и полномочия комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решениях
об их образовании.
Функции и обязанности членов комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности определяет ее председатель.
Комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
органов местного самоуправления и организаций возглавляются
соответственно руководителями указанных органов и организаций или их
заместителями.
8. Основными задачами комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:
- разработка предложений по
реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- координация деятельности органов
управления и сил районного звена НСЧС на соответствующих уровнях;
- организация работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, восстановлению производственной и
инженерной инфраструктуры, поврежденной в результате чрезвычайных
ситуаций;
- обеспечение готовности к действиям
органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- повышение уровня профессиональной
подготовки и квалификации должностных лиц органов управления
районного звена НСЧС по вопросам профилактики чрезвычайных ситуаций,
пожаров и безопасности на водных объектах, обучение населения
(работников организаций) в области защиты от чрезвычайных ситуаций и
мерам пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
- организация расследования причин
аварий и пожаров, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, и
определение нанесенного району (соответствующей территории района или
организации) материального ущерба;
- организация контроля за выполнением
решений, принятых вышестоящими органами управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, решений, принятых органами исполнительной власти
Нижегородской области и района, а также требований руководящих
документов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций,
по обеспечению пожарной безопасности и безопасности на водных
объектах.
Иные задачи могут быть возложены на
соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями органов и
организаций, создающих эти комиссии, в соответствии с
законодательством Российской Федерации, Нижегородской области,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Шатковского района.
Для организации работы и подготовки
заседаний при комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются постоянно
действующие рабочие группы.
9. Постоянно действующими органами
управления районного звена НСЧС являются:
- на районном уровне - отдел
гражданской защиты и мобилизационной подготовки Шатковского района;
- в сельских поселениях функции
постоянно действующего органа управления районного звена НСЧС
возлагаются на главу местной администрации;
- на объектовом уровне - работники,
уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории
от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы
управления районного звена НСЧС создаются и осуществляют свою
деятельность (в том числе по вопросам надзора и контроля в области
гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, Нижегородской области и Шатковского
района.
Компетенция и полномочия постоянно
действующих органов управления районного звена НСЧС определяются
соответствующими положениями о них или уставами.
10. Органами повседневного управления
районного звена НСЧС являются:
- единая дежурно-диспетчерская служба
Шатковского района;
- дежурно-диспетчерские службы
организаций.
Указанные органы создаются и
осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Нижегородской области и нормативно-правовыми
актами органов местного самоуправления Шатковского района.
11. Размещение органов повседневного
управления районного звена НСЧС осуществляется на стационарных
пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи,
оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в
состоянии постоянной готовности к использованию.
12. К силам и средствам районного
звена НСЧС относятся специально подготовленные силы и средства
органов местного самоуправления Шатковского района и организаций,
предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и спасения на воде.
13. В состав сил и средств районного
звена НСЧС также входят силы и средства постоянной готовности,
предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные
ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной
готовности).
Основу сил постоянной готовности
составляют пожарные подразделения, медицинские формирования
экстренного реагирования, аварийные службы и формирования со сроками
готовности не менее трех суток, оснащенные специальной техникой,
оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом
обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зоне чрезвычайных ситуаций посменно.
Структуру и перечень оснащения сил
постоянной готовности определяют создающие их органы местного
самоуправления Шатковского района, организации, исходя из возложенных
на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности сил
постоянной готовности на территории района и порядок привлечения их в
случае чрезвычайных ситуаций или при угрозе чрезвычайных ситуаций
осуществляет и организует отдел гражданской защиты и мобилизационной
подготовки Шатковского района.
14. Привлечение сил и средств
районного звена НСЧС к ликвидации чрезвычайных ситуаций
осуществляется:
- в соответствии с планами действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и
территориях;
- по решению глав органов местного
самоуправления и руководителей организаций, осуществляющих
руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Общее руководство и координация
действий формирований районного звена НСЧС до развертывания
оперативного штаба возлагаются на ЕДДС района.
15. Подготовка, переподготовка
должностных лиц органов местного самоуправления, организаций и лиц,
специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуются в порядке,
установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Руководство, координацию и контроль
за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
осуществляет отдел гражданской защиты и мобилизационной подготовки
Шатковского района.
16. Готовность сил и средств
районного звена НСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации и
проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а
также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий
Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, комитетом
гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области,
органами государственного надзора, органами местного самоуправления и
организаций, создающими указанные силы и средства.
17. Для ликвидации чрезвычайных
ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных
ресурсов.
Порядок создания, использования и
восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется
законодательством Российской Федерации, Нижегородской области,
нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления
Шатковского района и актами организаций.
Номенклатура и объем резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением
устанавливаются создающими их органами (организациями).
18. Управление силами районного звена
НСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения,
представляющих собой организационно-техническое объединение сил,
средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего
пользования Шатковского района и ведомственных сетей связи,
обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов
управления, сил районного звена НСЧС и населения Шатковского района.
19. Информационное обеспечение
районного звена НСЧС осуществляется единой системой
оперативно-диспетчерского управления Шатковского района, в состав
которой входят:
- единая дежурно-диспетчерская служба
Шатковского района;
- дежурно-диспетчерские службы
организаций.
Для приема сообщений о чрезвычайных
ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях
Шатковского района предполагается в 2007 году установить единый номер
- 01.
Сбор и обмен информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности осуществляется органами местного самоуправления
Шатковского района и организациями в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами
органов местного самоуправления Шатковского района.
20. При отсутствии угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Шатковского района
органы управления и силы районного звена НСЧС функционируют в режиме
повседневной деятельности.
Решениями органов местного
самоуправления Шатковского района и организаций, на территории
которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к
полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управлений и сил районного звена НСЧС, может
устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при
угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
б) режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
21. Решениями руководителей органов
местного самоуправления Шатковского района и организаций о введении
для соответствующих органов управления и сил районного звена НСЧС
режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации
определяются:
а) обстоятельства, послужившие
основанием для введения режима повышенной готовности или режима
чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой
может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной
ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к
проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
г) перечень мер по обеспечению защиты
населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее
ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за
осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации,
или руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители органов местного
самоуправления Шатковского района и организаций должны информировать
население через средства массовой информации и по иным каналам связи
о введении на конкретной территории Шатковского района
соответствующих режимов функционирования органов управления и сил
районного звена НСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности
населения.
22. При устранении обстоятельств,
послуживших основанием для введения на соответствующих территориях
режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации,
руководители органов местного самоуправления Шатковского района и
организаций отменяют установленный режим функционирования органов
управления и сил районного звена НСЧС.
23. Основными мероприятиями,
проводимыми органами управления и силами районного звена НСЧС,
являются:
а) в режиме повседневной
деятельности:
- изучение состояния окружающей среды
и прогнозирование чрезвычайной ситуации;
- сбор, обработка и обмен в
установленном порядке информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной
безопасности;
- планирование действий органов
управления и сил районного звена НСЧС, организация подготовки и
обеспечения их деятельности;
- подготовка населения к действиям в
чрезвычайной ситуации;
- пропаганда знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением,
хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение в пределах своих
полномочий надзора и контроля в области защиты населения и территории
от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах;
- проведение мероприятий по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в
места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению
населения в чрезвычайной ситуации;
- ведение статистической отчетности о
чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и
катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий
и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием
окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций
и их последствий;
- введение при необходимости
круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов
управления и сил районного звена НСЧС на стационарных пунктах
управления;
- непрерывный сбор, обработка и
передача органам управления и силам районного звена НСЧС данных о
прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о
приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций,
снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также
повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в
чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий
(взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и иных документов;
- приведение при необходимости сил и
средств районного звена НСЧС в готовность к реагированию на
чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация
выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- восполнение при необходимости
резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием
окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
- оповещение соответствующих органов
местного самоуправления Шатковского района и организаций, а также
населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и
средств районного звена НСЧС, поддержанию общественного порядка в
ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в
установленном порядке общественных организаций и населения к
ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен
информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации в ходе
проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание
непрерывного взаимодействия органов местного самоуправления
Шатковского района и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных
ситуаций и их последствий;
- проведение мероприятий по
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.