района
│
└──────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
РОО - отдел по
вопросам образования.
ИДК - информационно-диагностический
кабинет.
ОУ - образовательное учреждение.
ОШ - общеобразовательная школа.
ДЮКФП - детско-юношеский клуб
физической подготовки.
ЦДОД - центр дополнительного
образования детей.
КДН - комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
СанПиН - санитарные правила и нормы.
РОВД - районный отдел внутренних дел.
СМИ - средства массовой информации.
Соц. защита - социальная защита
населения.
СЭС - территориальный отдел
Территориального управления Роспотребнадзора по Нижегородской области
в Арзамасском, Ардатовском, Вадском, Дивеевском, Первомайском
районах.
Соц. страх. - государственное
учреждение "Нижегородское региональное отделение фонда
социального страхования РФ филиал № 18".
1. ВВЕДЕНИЕ
Программа является
организационной основой муниципальной политики в области образования,
определяющей стратегию развития системы образования Ардатовского
муниципального района, и выступает методом управления процессом
устойчивого развития системы образования района.
Создание механизма устойчивого
развития системы образования влечет за собой ряд кардинальных
изменений. К их числу можно отнести:
- превращение образования в широкую
социальную сферу, которая, кроме традиционных задач обучения и
воспитания подрастающего поколения, берет на себя новые функции:
социально-стабилизирующую, оздоровительно-реабилитационную,
социальной защиты и поддержки, социально-адаптационную и
культурологическую;
- перспективно-ориентированное
развитие системы образования, опережающей актуальную ситуацию,
современные запросы и предполагающей социально-педагогическое
прогнозирование, проектирование развития единого образовательного
пространства района, муниципальных образовательных учреждений разных
типов и видов, а также разработки основ и процедур
организационно-управленческого, научно-методического сопровождения,
мониторинга разработанных программ и проектов;
- необходимость достижения нового
качества системы образования на основе последних научных достижений;
- актуализацию, реализацию различных
форм социального партнерства, сотрудничества между образовательными
учреждениями и другими субъектами социальной сферы, что способствует
решению организационных, финансовых, социально-педагогических
проблем;
- возникновение и дальнейшее развитие
общественно-педагогического движения в защиту прав, свободы и
достоинства детей на основе взаимодействия педагогического
сообщества, родительской общественности и органов власти;
- осуществление деятельности в едином
образовательном пространстве Нижегородской области.
Данная Программа является документом,
определяющим позиции развития системы образования Ардатовского
муниципального района на перспективу до 2010 года. Реализует идею
того, что образование сегодня - деятельность, которой каждый человек
для полноценного социального существования и самореализации может
заниматься в течение жизни. На данный момент районная образовательная
система является системой, все элементы которой и отношения между
ними имеют образовательную природу, образуют единое образовательное и
воспитательное пространство.
2. КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
АРДАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
За последние 5 лет в
сети образовательных учреждений района произошли существенные
изменения.
По причине отсутствия детей закрыты:
Кудлейская, Пашутинская, Дубовская, Кармалейская начальные
общеобразовательные школы. Реорганизованы путем присоединения детских
садов Голяткинская, Стексовская, Личадеевская средние, Леметская
основная общеобразовательные школы. Построено новое здание школы в
селе Личадеево, открыт детско-юношеский клуб физической подготовки в
р.п. Ардатове.
Количество учащихся школ сократилось
на 1041 чел.
На 1 сентября 2006 года сеть
образовательных учреждений представлена 60 учреждениями, находящимися
в ведении района:
13 средними;
11 основными;
15 начальными общеобразовательными
школами, в т.ч. 14 из них являются филиалами;
17 дошкольными образовательными
учреждениями;
1 детским домом;
3 учреждениями дополнительного
образования.
Численность учащихся 3361 человек,
воспитанников детских садов - 832.
В образовательных учреждениях
трудятся 620 педагогических и руководящих работников.
Позитивными чертами системы
образования района можно назвать:
- создание единого образовательного
пространства района;
- создание системы учета детей в
возрасте от 6,5 до 15 лет;
- предоставление различных форм
получения образования (приложение 1);
- тенденции повышения основных
показателей качества образования (приложение 2);
- тенденцию увеличения количества
общеобразовательных школ, реализующих программы дошкольного
образования;
- устойчивую потребность в
продолжении образования выпускниками основной и средней школы
(приложение 3);
- возрастающую потребность в
предоставлении дополнительного образования (охват дополнительным
образованием составляет 82%);
- увеличение показателей
оздоровления, отдыха и занятости детей в летний период (приложение
4);
- активное участие школьников всех
возрастов в районных, областных мероприятиях, стимулирование
интеллектуального творческого развития учащихся;
- мотивацию родителей на получение
детьми качественного образования;
- стабилизацию участия педагогических
кадров в процессе аттестации, что существенно влияет на развитие
профессиональной компетентности педагогов (приложение 5 - не
приводится);
- своевременную выплату заработной
платы работникам образовательных учреждений, компенсаций за
книгоиздательскую продукцию, предоставление льгот по оплате жилья,
отопления и освещения, снижение кредиторской задолженности, за
коммунальные услуги (с 5087 тыс. руб. в 2005 году до 1779 тыс. руб. в
2006 году);
- осуществление перехода
образовательных учреждений на юридическую и финансово-экономическую
самостоятельность;
- увеличение доли расходов на
образование в консолидированном бюджете района;
- участие района в ряде федеральных и
обязательных программ;
- перевод образовательных учреждений
на газовое отопление.
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
АРДАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В то же время
проявляются и негативные тенденции:
- не решена проблема укрепления
материально-технической базы образовательных учреждений, большинство
из них требует капитального ремонта, что делает крайне
затруднительным процесс лицензирования;
- требует обновления и пополнения
автопарк, обеспечивающий подвоз детей в школы;
- требуют перевода на газовое
отопление 8 учреждений;
- велико количество начальных школ и
детских садов с контингентом детей менее 10 человек, что отрицательно
влияет на качество образования, и содержание одного учащегося в таких
школах является финансово затратным;
- необходимость закрытия начальных
школ по причине отсутствия детей;
- недостаточность мест в дошкольных
образовательных учреждениях р.п. Ардатова и р.п. Мухтолово
(очередность 92 человека);
- недостаточность обеспечения
образовательных учреждений компьютерной техникой, что осложняет
внедрение информационных и коммуникационных технологий в
образовательный процесс (1 компьютер на 50 учащихся по району, 1
компьютер на 45 учащихся в среднем по области);
- увеличение количества детей,
воспитывающихся в неполных семьях, детей, нуждающихся в особой защите
государства;
- достаточно велик показатель детей,
не охваченных горячим питанием, по причине большого количества семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации;
- увеличение педагогов пенсионного
возраста (с 31 в 2001 году до 51 в 2005 году), 47% учителей имеют
стаж работы более 20 лет, низкий уровень оплаты труда влечет за собой
уход из образовательных учреждений педагогов-мужчин, низок процент
выпускников педагогических вузов, трудоустраивающихся в школы района;
- недостаточный уровень подготовки
педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы, где
требуется совмещение преподавания ряда предметов;
- процесс перехода на профильное
обучение на старшей ступени осложняется отсутствием курсовой
подготовки учителей: в целом лишь 21% педагогов своевременно прошли
курсы повышения квалификации в 2005 году;
- недостаточный уровень
профессиональной компетенции администраторов образования, способных
работать в современных социально-экономических условиях.
4. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
4.1. Дошкольное
образование
Основными
направлениями развития дошкольного образования должны стать:
- сохранение сети образовательных
учреждений, осуществляющих дошкольное образование;
- обеспечение разнообразия
альтернативных форм организации дошкольного образования;
- увеличение охвата детей дошкольным
образованием;
- внедрение региональных учебных
планов, программ, учебно-методических пособий по дошкольному
образованию;
- обеспечение соответствия качества
дошкольного образования государственному;
- обеспечение преемственности в
воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
4.2. Общее
образование
Основными
направлениями развития общего образования должны стать:
- обеспечение общедоступности и
бесплатности общего образования;
- обеспечение обязательности
основного общего образования детей;
- повышение качества общего среднего
образования;
- внедрение нового базисного учебного
плана;
- осуществление перехода на
профильное обучение;
- создание условий воспитания и
социализации воспитанников Мухтоловского детского дома;
- обеспечение жильем детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с
очередностью.
4.3. Воспитание,
дополнительное образование детей
Основным
направлением развития воспитания, дополнительного образования должно
стать:
- создание условий для
совершенствования воспитательных систем образовательных учреждений
района с учетом приоритета социально-педагогической функции школы;
- повышение эффективности работы
образовательных учреждений района с семьей;
- активизация роли родительской
общественности в управлении образовательным учреждением;
- внедрение инновационных
воспитательных технологий, обеспечивающих рост профессиональной
компетентности и управленческой культуры руководителей
образовательных учреждений, а также специалистов, работающих в сфере
воспитания;
- снижение уровня подростковой
преступности и социальной дезадаптации в подростковой среде;
- сохранение сети учреждений,
реализующих программы дополнительного образования, укрепление их
материально-технической базы;
- создание условия для обеспечения
защиты интересов семьи и детства в удовлетворении потребности по
оздоровлению и организованной занятости детей района в период
каникул, максимальный охват детей различными формами отдыха,
оздоровления и занятости.
4.4. Информатизация
образования
Основными
направлениями развития в области информатизации образования должны
стать:
- внедрение информационных технологий
в образовательный процесс;
- создание информационной
компьютерной сети, объединяющей органы управления образованием,
методические службы и образовательные учреждения на областном и
муниципальном уровнях;
- осуществление компьютеризации
образовательного процесса общеобразовательных школ.
4.5. Система
подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
педагогических кадров
Основным
направлением развития системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических работников должно стать:
- участие каждого педагога в системе
непрерывного образования, обеспечивающей возможность гибкого перехода
между различными образовательными программами.
4.6. Ресурсное
обеспечение систем образования
Основными
направлениями в системе ресурсного обеспечения системы образования
района должны стать:
- увеличение объема финансирования
образовательных учреждений района;
- повышение укомплектованности штатов
образовательных учреждений района высококвалифицированными
педагогическими кадрами;
- укрепление материально-технической
базы образовательных учреждений района.
5. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основные мероприятия
сформированы по следующим приоритетным направлениям:
1. Дошкольное образование.
2. Общее среднее образование.
3. Воспитание и дополнительное
образование.
4. Информатизация образования.
5. Система подготовки, переподготовки
и повышения квалификации педагогических кадров.
6. Ресурсное и экономическое
обеспечение системы образования.
7. Управление и нормативная база.
6. ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
┌───────────────────────────────┬─────────────┬──────┬───────────┐
│ Показатели
│ Ед. изм. │ Факт │ План │
│ │
├──────┼─────┬─────┤
│ │ │
2005 │2008 │2010 │
│ │ │ год
│ год │ год │
├───────────────────────────────┴─────────────┴──────┴─────┴─────┤
│ 1.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ │
├───────────────────────────────┬─────────────┬──────┬─────┬─────┤
│Охват дошкольным
образованием │ процент │ 56 │ 62 │ 70
│
├───────────────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼─────┤
│Обеспеченность МДОУ
│ кол-во мест │801 │845 │885 │
│ │на
1000 детей│ │ │ │
├───────────────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼─────┤
│Доля МДОУ,
обеспечивающих│ процент │ 4,8 │ 9,6│
9,6│
│качество
дошкольного│ │ │ │ │
│образования, с
превышением│ │ │ │ │
│стандарта
│ │ │ │ │
├───────────────────────────────┴─────────────┴──────┴─────┴─────┤
│ 2.
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ │
├───────────────────────────────┬─────────────┬──────┬─────┬─────┤
│Доля детей
возраста│ процент │ 0,59│ 0,4│ 0,3│
│обязательного
обучения, не│ │ │ │
│
│посещающих школу
│ │ │ │ │
├───────────────────────────────┼─────────────┼──────┼─────┼─────┤
│Доля детей школьного
возраста,│ процент │ - │ 10 │ 14 │
│обучающихся в
профильных│ │ │ │ │
│