Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Земского собрания
Дальнеконстантиновского района от 06.04.2006 № 20


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА




РЕШЕНИЕ


от 6 апреля 2006 г. № 20




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 -
2010 ГОДЫ








-->
примечание.


Текст постановления Правительства РФ
от 23.12.2005 № 803 включен в информационный банк СПС
--> Эксперт-приложение.






В целях реализации
приоритетных направлений развития образовательной системы в
Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.12.2005 № 803, и Комплексной областной
целевой программы развития образования в Нижегородской области на
2006 - 2010 гг. от 04.08.2005 № 96-З, обеспечения устойчивого
развития системы образования в районе, его доступности,
обязательности, повышения качества образовательных услуг Земское
собрание решило:


1. Утвердить прилагаемую Комплексную
целевую программу развития образования Д.-Константиновского района на
2006 - 2010 годы.


2. Администрации района при
формировании проекта бюджета на соответствующий год включать средства
из бюджета района на выполнение Программы.






Глава местного
самоуправления,


председатель Земского собрания


В.А.КИРЮХОВ












Утверждена


решением


Земского собрания


Дальнеконстантиновского района


от 6 апреля 2006 года № 20




КОМПЛЕКСНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА


НА 2006 - 2010 ГОДЫ




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ




┌─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐


Название Программы
│Комплексная целевая программа развития│


│ │образования
Дальнеконстантиновского│


│ │района
на 2006 - 2010 годы │


├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤


Заказчик Программы
│Администрация района │


├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤


Разработчик Программы
│Отдел образования │


├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤


Цель Программы
│Обеспечить устойчивое развитие системы│


│ │образования
в районе, доступность,│


│ │обязательность,
эффективность│


│ │образования,
комплексную безопасность│


│ │обучающихся,
воспитанников и работников│


│ │образовательных
учреждений │


├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤


Задачи Программы
│Обеспечить условия для реализации прав│


│ │детей
на образование всех уровней и│


│ │ступеней;
обеспечить безопасные условия│


│ │организации
образовательного процесса;│


│ │обеспечить
преемственность│


│ │образовательных
программ на разных│


│ │ступенях
образования; продолжить работу│


│ │по
вариативному образованию;│


│ │систематизировать
работу по обеспечению│



социально-психолого-педагогического


│ │сопровождения
образовательного│


│ │процесса;
обеспечить рациональное│


│ │использование
ресурсов │


├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤


Сроки реализации
Программы │2006 - 2010 годы │


├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤


Исполнители мероприятий
Программы│Отдел образования, отдел культуры,│


│ │отдел
строительства и ЖКХ, ОДМФиС,│


│ │ЦРБ,
ОГИБДД, ОГПН, РОВД, РВК, ГУЦЗН,│


│ │КДНиЗП


├─────────────────────────────────┼───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤


Объем и источники
финансирования│ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009
│ 2010 │


Программы:
│ │ │ │ │


- районный бюджет
│ 15428 │ 4089 │ 4025 │ 7091 │
2071 │


- областной бюджет
│ 3420 │ 2175 │ 445 │ 2145 │
175 │


├─────────────────────────────────┼───────┴───────┴───────┴───────┴───────┤


Контроль за ходом
реализации│Администрация района. │


Программы
│Ход реализации программы│


│ │рассматривается
на совещаниях при главе│


│ │администрации
района, совещаниях│


│ │руководителей
образовательных│


│ │учреждений


└─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘






СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ




ОУ - образовательное
учреждение.


ДОУ - дошкольное образовательное
учреждение.


ЦРБ - центральная районная больница.


РОВД - районный отдел внутренних дел.


ОГИБДД - отделение государственной
инспекции безопасности дорожного движения.


ОДМФиС - отдел по делам молодежи,
физкультуры и спорта.


РВК - районный военный комиссариат.


ОГПН - отделение Государственного
пожарного надзора.


ГУ ЦЗН - государственное учреждение
"Центр занятости населения".


ЦДОД - Центр дополнительного
образования детей.


ДЮКФП - детско-юношеский клуб
физической подготовки.


ККО - класс компенсирующего обучения.


ТСО - технические средства обучения.


НИРО - Нижегородский институт
развития образования.


АГПИ - Арзамасский государственный
педагогический институт.


КДНиЗП - комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав.


СОШ - средняя общеобразовательная
школа.


ООШ - основная общеобразовательная
школа.


НОШ - начальная общеобразовательная
школа.






I.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ


И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОМ РАЙОНЕ




1.
Социально-экономическая ситуация в Дальнеконстантиновском районе






Дальнеконстантиновский
район относится к центральным районам Нижегородской области и
находится в близости к таким крупным промышленным центрам: г.
Н.Новгород, Арзамас, Кстово. Район сельскохозяйственный, крупных
промышленных предприятий нет. Из 15 сельскохозяйственных предприятий
2 имеют государственную форму собственности, остальные - частную. В
районе есть 6 промышленных объектов, 6 строительных организаций, 87
фермерских хозяйств. Преимущественные виды экономической
деятельности: сельское хозяйство, предоставление услуг - 33%,
образование - 14%, здравоохранение - 12,4%, государственное
управление - 11%, обработка древесины - 7%, розничная торговля - 5%.
Административная система включает 15 муниципальных образований, в
т.ч. 1 поселковую администрацию.


На начало 2006 года в районе
проживают 24791 человек, из них 4837 - в рабочем поселке. Численность
экономически активного населения составляет 8500 человек, из них
постоянную работу имеют лишь 5143 человека. В структуре населения по
национальной принадлежности преобладают русские (94,8%), другие
национальности представлены следующим образом: чуваши - 1%, украинцы
- 0,9%, марийцы - 0,8%, мордва - 0,6%, белорусы - 0,3%, армяне,
езиды, немцы, татары - по 0,1%.


В центре занятости населения на
начало 2006 года по вопросам трудоустройства состояли на учете 48
человек. За содействием в трудоустройстве обратилось 560 человек.
Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете на 1 вакантное
место, составила 0,51%. Уровень официально зарегистрированных
безработных составил 0,57%. Несмотря на низкий уровень официально
зарегистрированной безработицы и его сокращение, фактическое число
безработных гораздо больше, особенно это касается лиц, проживающих в
селах.


За 2005 год было зарегистрировано 104
брака, 87 человек оформили документы о разводе (причем данный
показатель не отражает полного числа распавшихся семей), растет число
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проявляется
социальная дезадаптация детей.


В районе остается низкой заработная
плата работающих: среднемесячная заработная плата 1 работающего за
2005 год составила 4168,7 руб. (по области - 6832,2 руб.), в системе
образования зарплата составила 3223 руб., среднемесячный доход на
душу населения за 2005 составил 3176,8 руб. (по области - 4055,9
руб.).


Существенным фактором, влияющим на
систему образования, является процесс демографических изменений. За
2005 год было зарегистрировано 219 родившихся и 583 человека умерших.
Смертность превышает рождаемость в 2,7 раза, в т.ч. в рабочем поселке
в 2,3 раза, в сельской местности - в 2,8. Основными причинами
смертности являются заболевания и внешние причины - травмы,
отравления, убийства и самоубийства. На демографическую ситуацию в
районе влияют миграционные процессы. В 2005 году прибыло 544
человека, выбыло за его пределы 379 человек, общая прибыль - 165
человек. Большой % прироста составляют неблагополучные семьи с детьми
дошкольного и школьного возраста, прибывшие в район из г. Н.Новгорода
и городов Нижегородской области.


За 5 лет число школьников уменьшилось
более чем на 1000 человек, что привело к сокращению классов -
комплектов в школах (с 1997 года их стало меньше на 50), учебной
нагрузки учителей (за 7 лет сокращение составило около 1500 часов);
групп в детских садах. По прогнозам, процесс сокращения контингента
обучающихся будет продолжаться и в дальнейшем, причем за счет 2-й
ступени образования.


Охват дополнительным образованием
детей составляет лишь 23%.


Недостаточное финансовое обеспечение
учреждений дополнительного образования детей, ограничение количества
выделяемых часов в общеобразовательных школах может повлечь за собой
снижение сокращения объемов оказываемых населению образовательных
услуг. Отсутствие возможности большинства родителей нести
дополнительные расходы в сфере образования может привести к снижению
образовательного уровня в них.




2. Краткая
характеристика системы образования Дальнеконстантиновского района




Сеть образовательных
учреждений включает: 5 муниципальных дошкольных образовательных
учреждений и 1 ведомственное; 13 средних, 5 основных, 3 начальных
(являются филиалами средней и основных общеобразовательных школ)
общеобразовательных школ; 1 вечернюю (сменную) общеобразовательную
школу, 1 специальную (коррекционную) школу-интернат 8-го вида, 1
учреждение начального профессионального образования, 1 детский дом.
Дополнительное образование осуществляют муниципальное образовательное
учреждение "Центр дополнительного образования детей" и
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
детей при районном отделе культуры с 4 отделениями (хореографическое,
хоровое, художественное, музыкальное) и филиалами. Функции детского
сада переданы 12 общеобразовательным школам. Одна дневная
общеобразовательная школа, вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа, ПУ № 67, учреждения дополнительного образования детей,
школа-интернат, 2 детских сада расположены в рабочем поселке и имеют
статус городских, остальные - сельских. Образовательные учреждения
взаимодействуют с социокультурными объектами: библиотеками, районным
краеведческим музеем, домами культуры, районной больницей, центром
занятости населения, РОВД, ПЧ № 155, РВК.


С 2001 года сеть образовательных
учреждений изменилась незначительно: в МОУ "Центр
дополнительного образования детей" реорганизованы ДЮКФП и Дом
пионеров, 7 детских садов перешли в структуру общеобразовательных
школ.


При 2 школах (Муравьихинская,
Д.-Константиновская) продолжают работать специальные (коррекционные)
классы 7-го вида, ККО. Учащиеся 2 ОУ занимаются в 2 смены (42
ученика).


Недостаточное финансирование ОУ в
течение длительного времени привело к старению
материально-технической базы, ТСО. Капитальный ремонт требуется 8
школам, декоративный - всем ОУ. Для удовлетворения запросов учащихся
3-й ступени, их родителей в 4 школах функционируют профильные классы
по 4 направлениям с общей численностью 208 человек, что составляет
42% от общего числа старшеклассников. Большая часть учреждений
располагается в типовых зданиях. В 17 школах имеется 82 единицы
компьютерной техники. Все школы и детские сады имеют пришкольные
участки, сельскохозяйственная продукция с которых идет на удешевление
стоимости питания в школьных столовых. Во всех типовых школах есть
спортивные залы, однако оснащены они слабо, почти нет оборудованных
спортивных площадок. За последние годы не происходит обновления базы
ТСО.


В настоящее время наблюдается рост
детей, имеющих диагноз "олигофрения" - 123 человека, из них
109 человек обучаются в специальной (коррекционной) школе-интернате,
14 - в общеобразовательных школах.




3. Состояние и
основные проблемы системы образования Дальнеконстантиновского района




Система образования,
представленная различными типами и видами образовательных учреждений,
разнообразными образовательными программами, в целом
квалифицированными педагогическими и управленческими кадрами,
удовлетворяет потребности детей, и родителей в общем образовании,
гарантированном Конституцией РФ.


Оптимизирована сеть ОУ, функционируют
специальные (коррекционные) классы и школа-интернат, профильные
классы, учреждения дополнительного образования детей, детский дом,
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Наряду с очной формой
обучения учащимся предоставляется право выбора образования в форме
экстерната, заочной формы.


Вместе с тем остаются проблемными
следующие вопросы:


1. Стареет материально-техническая
база учреждений образования.


2. Не решена до конца проблема
обучения детей, имеющих диагнозы "олигофрения" и "задержка
психического развития", в условиях общеобразовательной школы.


3. На стадии становления находится
модель единого воспитательного пространства.


4. Увеличивается число детей,
оставшихся без попечения родителей, особенно социальных сирот.


5. Недостаточным остается привлечение
родителей к воспитанию детей.


6. Не финансируется курсовая
подготовка педагогических работников.


7. Дефицит резерва кадров
руководителей в ОУ.


8. Недостаточная обеспеченность школ
автобусами, что затрудняет более эффективную организацию
образовательного процесса.




3.1. Кадры в
образовании




На 1 сентября 2005
года в районе насчитывалось 307 учителей, что закрывает потребность в
педкадрах на 100%. В последнее время район стал испытывать дефицит
кадров. Вакансии закрываются в основном за счет превышения учебной
нагрузки, привлечения совместителей, учителей-пенсионеров. Проблема
обеспечения ОУ кадрами решается также за счет направления выпускников
в педагогические учебные заведения через систему целевого направления
и договорных отношений, а также переподготовки через заочную форму
обучения и повышение квалификации. Сокращение классов-комплектов и,
как следствие, сокращение работников создает условия конкурентности и
повышает роль образования: на протяжении нескольких лет возрастает %
учителей с высшим образованием (84%), уменьшается % педагогов со
средним специальным и средним образованием (14% против 16% в прошлом
году и 21 в 2002 году). По-прежнему высока степень феминизации
учительских кадров: 83% учителей - женщины. Резкое сокращение
учителей-пенсионеров в 2000, 2001 годах к прошлому учебному году
стабилизировалось, % этой категории педработников составляет 7,6%.
Сохраняется тенденция выбытия педагогов из школ района (около 17
человек ежегодно). В связи с низкой заработной платой, снижением
престижности педагогического труда, отсутствием жилья уменьшается
прием в школы молодых специалистов: 2002 год - 2 чел., 2003 г. - 1
чел., 2004 - чел., 2005 г. - 5 чел. Стаж работы до 5 лет имеют лишь
7% учителей, в то же время возрастает процент педработников со стажем
более 20 лет, что свидетельствует о старении кадрового состава.


На районном уровне создана стабильно
действующая система повышения квалификации педагогических и
руководящих кадров. Повышение квалификации осуществляется через
школьные, межшкольные и районные методобъединения. Курсы повышения
квалификации в НИРО (с 2001 года курсы прошли 358 человек, что
составляет 90,8% от педработников всех типов и видов ОУ).
Организована школа молодого педагога, творческие группы по
направлениям и предметам, проводятся семинары и консультации для
учителей и воспитателей. Однако из-за недостаточного финансирования
повышения квалификации на базе НИРО, АГПИ становится проблематичным.
В последнее время стали практиковаться областные курсы на базе
района. В связи с внедрением новых предметов и курсов отстает
обеспечение учебно-методической литературой. Для эффективного решения
вопросов модернизации образования, в том числе перехода на профильное
обучение, новое содержание начального образования, необходимо решить
следующие задачи:


1. Повысить уровень профессиональной
подготовки руководителей ОУ, способных работать в условиях
модернизации образования.


2. Улучшить финансовую обеспеченность
курсовой подготовки педагогических и руководящих кадров в НИРО, АГПИ.


3. Обучить педагогов работе по новым
педагогическим технологиям.








-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






8.2.
Информатизировать образование








-->
примечание.


Видимо, имеется в виду федеральная
целевая программа "Развитие единой образовательной
информационной среды (2001 - 2005 годы), утвержденная постановлением
Правительства РФ от 28.08.2001 № 630. Текст данного постановления
включен в информационный банк СПС -->
Эксперт-приложение.






Информатизация ОУ
района осуществлялась в соответствии с Президентской программой
"Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 -
2005 годы", в рамках которой действовала программа "Создание
единой образовательной информационной среды Нижегородской области",
утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от
04.11.2002 № 292. С 2001 года в ОУ района поставлено 82 единицы
компьютерной техники, обеспеченность на 1 учащегося составляет 31,9%.
В целях дальнейшей информатизации системы образования и повышения
уровня профессиональной подготовки работников образования и
обучающихся в области информационных технологий необходимо
осуществлять деятельность по следующим направлениям:


1. Создание условий для наращивания
информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста
числа ОУ, имеющих выход в информационно-телекоммуникационную сеть
общего пользования Интернет.


2. Развитие современных методов
обучения посредством приобретения программного обеспечения для более
эффективного использования информационных компьютерных технологий в
учебном процессе.


3. Создание информационной
компьютерной сети, объединяющей отдел образования, методическую
службу и ОУ на районном уровне.






II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ


НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА


ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА ДО
2010 ГОДА




1. Цель Программы




Обеспечение
устойчивого развития системы образования в Дальнеконстантиновском
районе, ее доступность, обязательность, повышение качества, рост
эффективности образования и безопасности обучающихся и воспитанников
ОУ.




2. Задачи Программы




Создание условий для
модернизации содержания образования и комплексных изменений в
образовательных технологиях, учебно-материальной базе, повышения
качества образования, развития различных форм обучения и воспитания,
реализации мер, обеспечивающих рациональное использование ресурсов
(финансовых, кадровых, информационных).




3. Общие направления
развития образовательного комплекса Дальнеконстантиновского района




Общими направлениями
развития образовательного комплекса являются:


1) введение профильного образования,
освоение образовательных программ и стандартов, направленных на
сокращение резких разрывов в возможности получения качественного
образования детьми из разных социальных групп и слоев населения;


2) совершенствование механизма
социального партнерства;


3) создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности ОУ;


4) развитие специального образования,
защита прав детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья
и других категорий детей, нуждающихся в социально-правовой поддержке;


5) развитие организационно-правовых и
экономических механизмов, обеспечивающих финансово-хозяйственную
самостоятельность ОУ и эффективное использование бюджетных и
внебюджетных средств;


6) сохранение единого
образовательного пространства на основе преемственности содержания
основного и дополнительного образования детей, в том числе в рамках
профильного обучения;


7) обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися
дополнительного образования;


8) поддержка одаренных детей через
реализацию Программы.




4. Приоритетные
направления развития образовательного комплекса
Дальнеконстантиновского района




4.1. Дошкольное
образование




В целях сохранения
системы дошкольного образования и повышения его качества, создания
условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, своевременное и
полноценное физическое, общее психическое, личностное развитие детей
необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:


1) совершенствование системы
управления дошкольным образованием с учетом специфики ОУ и развития
альтернативных форм дошкольного образования;


2) обновление содержания дошкольного
образования и совершенствование контроля за его качеством;


3) осуществление механизмов поддержки
социально незащищенных семей для предоставления их детям возможности
получения дошкольного образования;


4) отработка моделей
здоровьесберегающих технологий;


5) создание условий для 100% охвата
детей в возрасте от 5 до 6 лет разными формами дошкольного
образования с целью создания равных стартовых возможностей при начале
обучения в школе.






4.2. Общее среднее
образование




В целях реализации
направлений модернизации системы общего среднего образования,
обеспечивающей повышение качества образования, и создания условий для
развития личности и социальной адаптации обучающихся необходимо
осуществлять деятельность по следующим направлениям:


1) полное осуществление
обязательности основного общего образования детей;


2) внедрение нового базисного
учебного плана;


3) переход системы образования на
профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения
индивидуальных образовательных запросов учащихся;


4) создание оптимальных условий для
развития и реализации потенциальных возможностей и способностей
одаренных детей;


5) внедрение новых образовательных
стандартов и программ общего образования;


6) осуществление преемственности
между дошкольным и начальным образованием, начальной и основной
школой;


7) совершенствование содержания
начального образования через внедрение развивающих технологий
начального образования и технологий гражданского образования в
начальной школе;


8) взаимодействие структур массового
и специального образования в реализации подходов к обучению детей с
нарушениями в развитии, обеспечение интегрированного образования для
всех категорий детей;


9) формирование адекватного отношения
общества к детям-инвалидам, детям-сиротам и детям с нарушениями в
развитии;


10) взаимодействие школ и учреждений
начального, среднего, высшего профессионального образования с целью
более продуктивной социальной адаптации и закрепления молодежи на
селе;


11) совершенствование контроля и
управления качеством образования;


12) совершенствование форм
психолого-медико-социального сопровождения участников
образовательного процесса.






4.3. Система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров




В целях формирования
современной системы непрерывного профессионального образования,
повышения кадрового потенциала системы образования основными
направлениями системы повышения квалификации должны стать:


1) создание районной системы
непрерывного образования, обеспечивающей возможность гибкого перехода
на новое содержание образования;


2) установление договорных отношений
с НИРО, АГПИ по переподготовке и повышению квалификации педкадров для
работы в условиях модернизации образования;


3) формирование у обучающихся
устойчивой мотивации на педагогическую профессию;


4) совершенствование
профессионального уровня руководителей в области информационных
технологий, менеджмента в образовании;


5) создание системы профессионального
и психологического сопровождения молодых специалистов в период их
адаптации;


6) подготовка резерва руководителей
ОУ.






4.4. Воспитание,
дополнительное образование детей и государственная молодежная
политика




В целях создания
условий для достижения высокого уровня межведомственного
взаимодействия в воспитании, социализации детей, для развития
воспитательного потенциала в районе, совершенствования целостной
системы дополнительного образования необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:


1) содействие семейному воспитанию,
расширение просветительской деятельности по распространению
педагогических знаний среди родителей и общественности;


2) формирование культуры здоровья,
потребности в занятиях физической культурой и спортом;


3) обеспечение эффективности
профилактики асоциального поведения детей, в том числе за счет
организации их максимальной занятости в системе дополнительного
образования и внеурочной деятельности, более активное использование
проведения профильных лагерей (смен);


4) формирование условий для
гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи;


5) содействие в правовой защите и
социальной поддержке детей;






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "детского и"
пропущено слово "молодежного".






6) интеллектуальное
и физическое развитие детей, развитие художественного и технического
творчества, массовых видов детского и спорта и туризма;


7) развитие современных форм
ученического самоуправления;


8) пропаганда здорового образа жизни.






4.5. Поддержка и
развитие одаренных детей




С целью создания
оптимальных условий для выявления, развития и поддержки одаренных
детей и обеспечения их личностной, социальной самореализации и
профессионального самоопределения необходимо решить следующие задачи:


1) создание условий для выявления,
поддержки и развития одаренных детей, в том числе детей-инвалидов,
детей из малообеспеченных семей;


2) повышение квалификации кадров,
работающих с одаренными детьми;


3) создание условий и отработка
моделей для организации внешкольного общения одаренных детей по
различным направлениям;


4) обеспечение участия одаренных
детей в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах;


5) целевая поддержка профильных
лагерей;


6) формирование ресурсов по поддержке
одаренных детей.






4.6. Комплексная
безопасность обучающихся и воспитанников




С целью создания
безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников в ОУ
необходимо решить следующие задачи:


1) обучение руководящего состава
организации, планированию, практической реализации мероприятий по
обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности
учреждений;


2) подготовка коллективов детей и
взрослых по вопросам личной и коллективной безопасности;


3) совершенствование организации
взаимодействия с правоохранительными органами и государственными
структурами по обеспечению безопасности;


4) предупреждение преступлений и
проведение профилактических мер среди несовершеннолетних;


5) целенаправленная работа с
родительской общественностью по вопросам возросшей необходимости
повышения ответственности и активности их в деле воспитания у детей
бдительности, соблюдения норм общественного поведения;


6) укрепление и развитие
материально-технической базы ОУ;


7) создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности (в т.ч. пожарной) ОУ.






4.7.
Совершенствование экономического механизма системы образования




В целях экономного
использования бюджетных и внебюджетных средств необходимо
осуществлять деятельность по следующим направлениям.


1) обеспечение
финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ в условиях казначейского
исполнения бюджета;


2) расширение самостоятельности и
ответственности руководителей ОУ за рациональное использование
бюджетных средств;


3) расширение сферы применения
программно-целевых методов бюджетного финансирования;


4) внедрение энергосберегающих
технологий в деятельность ОУ.






III. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ




1. Общие результаты
(качественные критерии) развития системы образования.


Ожидаемыми результатами реализации
Программы должны стать:


- осуществление программы
модернизации содержания образования;


- расширение участия общественности в
управлении ОУ;


- оптимизация сети ОУ;


- укрепление материально-технической
базы ОУ;


- обеспечение разнообразия
альтернативных форм организации дошкольного образования;


- обеспечение преемственности в
воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и младшего
школьного возраста;


- расширение перечня дополнительных
услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольные
образовательные учреждения;


- обеспечение квалифицированного
педагогического консультирования родителей;


- обеспечение общедоступности и
бесплатности общего среднего образования;


- обеспечение обязательности
основного общего образования;


- качественное обновление содержания
образования;


- внедрение нового базисного учебного
плана;


- развитие профильного обучения;


- создание условий воспитания и
социализации воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;


- обеспечение жильем детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с
очередностью;


- удовлетворение потребностей детей в
занятиях по интересам;


- совершенствование воспитательных
систем ОУ района с учетом приоритета социально-педагогической функции
школы;






-->
примечание.


В официальном тексте документа после
слов "в управлении ОУ", видимо, допущен пропуск текста.






- повышение
эффективности работы ОУ с семьей, активизация роли родительской
общественности в управлении ОУ к организации работы с детьми;


- создание условий, обеспечивающих
охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся,
формирование их здорового образа жизни;


- создание условий для полноценного
питания обучающихся и воспитанников;


- обеспечение ОУ педагогическими
работниками;


- предотвращение оттока
педагогических работников из системы образования;


- повышение профессионального
мастерства и качества труда педработников;


- повышение уровня обеспечения ОУ
информационной техникой и учебным оборудованием.








-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






V. СИСТЕМА
ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ




Отдел образования
представляет в установленном порядке в Земское собрание отчеты о ходе
реализации Программы. Ход реализации Программы заслушивается при
главе администрации района на совещании руководителей ОУ.








-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






III. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




3.1. Укрепление
учебно-материальной базы


образовательных учреждений и отдела
образования






┌────┬─────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐


№ │
Мероприятия │ Объем финансирования │


п/п │
│ (в тыс. руб.) │


│ │
├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


│ │ │ 2006
│ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


1. │Участие в
реализации программ на│ │ │ │
│ │


│ │условиях
долевого финансирования │ │ │ │
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


1.1.│Программа
обеспечения│ 61 │ 70 │ 75 │ 80
│ 85 │


│ │образовательных
учреждений│ │ │ │
│ │


│ │спортивным
инвентарем │ │ │ │
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


1.2.│Программа
компьютеризации│ 94 │ 90 │ 90 │ 90
│ 90 │


│ │общеобразовательных
школ │ │ │ │ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


1.3.│Программа
"Школьный автобус": │ │ │
│ │ │


│ │Суроватихинская,
Нижегородская│ 600 │ │ │ │


│ │СОШ;
│ │ │ │
│ │


│ │Д.-Константиновская
СОШ; │ │ 400 │ │ │


│ │Кужутская СОШ
│ │ │ 350 │
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


2. │Приобретение
1 единицы транспорта│ │ 350 │ │
│ │


│ │в отдел
образования │ │ │ │
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


3. │Приобретение
2 компьютеров в│ 25 │ 25 │ │
│ │


│ │отдел
образования │ │ │ │
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤


4. │Строительство
нового здания│Средства областного бюджета │


│ │Румянцевской
ООШ в рамках│ │


│ │реализации
программы развития│ │


│ │села
│ │


└────┴─────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘






3.2. Создание
безопасных условий организации


образовательного процесса








































































































п/п


Мероприятия


Объем финансирования (в тыс.
руб.)








2006


2007


2008


2009


2010


1.


Приведение зданий ОУ
в
соответствие с требованиями
Госпожнадзора


районный бюджет








10091


142,8


147


168,3


556,8








областной бюджет








600


1615


280


1975





2.


Приведение зданий ОУ
в
соответствие с требованиями
Роспотребнадзора


1077


138


100


1078


50


3.


Ремонт образовательных
учреждений


1973,5


155,8


748,5


2547,7


190


4.


Сохранение практики
проведения
районных конкурсов на лучшую
организацию
в образовательных
учреждениях работы
по
профилактике травматизма
обучающихся и
воспитанников
(совместно с ОГПН, ОГИБДД, РОВД)


3


3


3


4


4


5.


Приобретение в отдел
образования
библиотеки учебных видеофильмов
по вопросам
безопасного поведения
детей


4,4


















3.3. Раздел "Кадры"

































































































































п/п


Мероприятия


Объем финансирования (в тыс.
руб.)








2006


2007


2008


2009


2010


1.


Формирование прогноза
потребности
образовательных учреждений в
педагогических
кадрах


ежегодно


2.


Сохранение системы
целевого
направления в педагогические
учебные
заведения


4 чел.


4 чел.


5 чел.


5 чел.


7 чел.


3.


Участие в реализации
программы
"Молодой семье - доступное жилье"
(совместно
с ОДМФиС)


ежегодно


4.


Участие в реализации
национального
проекта "Образование"


1864


средства областного бюджета


5.


Формирование резерва
руководителей
образовательных учреждений и его
обучение


8








10





6.


Создание системы
методического
сопровождения образовательного
процесса
с учетом изменившихся
условий


+














7.


Продолжение сотрудничества с
НИРО
и АГПИ им. Гайдара по вопросу
повышения
квалификации
педагогических
работников
образовательных учреждений


410


370


400


350


400


8.


Проведение районных
конкурсов
"Учитель года", "Воспитатель года"


9


10


12


14


16


9.


Сохранение практики
проведения
районных конференций работников
образования,
районных праздников,
посвященных Дню учителя и
Дню
воспитателя


35


40


45


50


55


10.


Материальная
поддержка
руководителей образовательных
учреждений


60


65


70


75


80






3.4. Раздел
"Дополнительное образование и воспитание"
























































































































































































п/п


Мероприятия


Объем финансирования (в тыс.
руб.)








2006


2007


2008


2009


2010


1.


Создание районного совета
по
проблемам воспитания и
дополнительного
образования детей
и молодежи, организация его работы


ежегодно


2.


Сохранение в районе
системы
дополнительного образования
(совместно с
отделом культуры)


ежегодно


3.


Организация
педагогического
всеобуча родителей


ежегодно


4.


Организация работы
социально-
медико-психолого-педагогической
службы


ежегодно


5.


Создание условий для
реализации
возможностей одаренных детей


ежегодно


6.


Сохранение районного
конкурса
"Эрудит"


4


5


5


6


6


7.


Систематизация
деятельности
детских общественных объединений,
органов
ученического
самоуправления


ежегодно


8.


Продолжение практики
проведения
общерайонных родительских собраний


ежегодно


9.


Продолжение сотрудничества
с
научно-практической лабораторией
по проблемам
воспитания и семьи г.
Н.Новгорода по
вопросу
педагогического всеобуча родителей


3


3


4


4


4


10.


Организация отдыха,
оздоровления,
занятости детей и подростков


200


250


300


350


400


11.


Профилактика
асоциального
поведения несовершеннолетних
(совместно
с КДНиЗП)


ежегодно


12.


Привлечение родителей
к
руководству кружками, секциями


2 чел.


2 чел.


3 чел.


3 чел.


4 чел.


13.


Сохранение районных
конкурсов
"Вожатый года", "Самый
классный
классный"





10


12


14


16


14.


Организация в районе клубов
по
месту жительства (совместно с
ОДМФиС)


ежегодно


15.


Сохранение практики
проведения
соревнований "Школа безопасности -
"Зарница";
"Мальчишник" (совместно
с ОДМФиС)


10


12


14


16


18


16.


Продолжение практики
проведения
учебно-полевых сборов для
старшеклассников
(совместно с РВК)


30


32


34


36


38


17.


Продолжение практики
проведения
спортивных соревнований среди
учащихся ОУ
(совместно с ОДМФиС)


ежегодно


18.


Продолжение работы по
трудовому
воспитанию и профориентации
(совместно с
ГУ ЦЗН)


ежегодно






3.5. Дошкольное
образование




┌───┬──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐


№ │
Мероприятия │Объем финансирования (в тыс. руб.)│


п/п│
├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


│ │ │ 2006
│ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤


1. │Организация
в ДОУ групп│ ежегодно │


│ │кратковременного
пребывания детей│ │


│ │старшего
дошкольного возраста из│ │


│ │малообеспеченных,
неблагополучных│ │


│ │семей (ступень
предшкола) │ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


2. │Аттестация ДОУ
на 2-ю категорию: │ │ │ │
│ │


│ │- "Колосок"
│ │ + │ │
│ │


│ │- "Солнышко"
│ │ + │ │
│ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤


3. │Создание в
ДОУ условий для│ ежегодно │


│ │развития
способностей и интересов├──────┬───────────────────────────┤


│ │детей с
ограниченными│ 201 │ (средства областного │


│ │возможностями
здоровья. │ │ бюджета) │


│ │Введение в
штатное расписание ДОУ│ ├──────┬──────┬──────┬──────┤


│ │ставок:
│ │ │ │
│ │


│ │- логопеда
│ │ 38,4 │ │
│ │


│ │- дефектолога
│ │ │ 38,4 │
│ │


│ │-
инструктора по физической│ │ │
│ 38,4 │ │


│ │культуре
│ │ │ │
│ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


4. │Организация
работы семейных клубов│ │ │ │
│ │


│ │(для семей,
воспитывающих детей до│ │ │ │
│ │


│ │1,5 года)
│ │ │ │
│ │


│ │- ДОУ "Лесная
полянка" │ + │ │ │
│ │


│ │- Татарская
СОШ │ │ + │ │
│ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


5. │Апробация
парциальных программ │ │ │ │
│ │



├──────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


│ │"Основы
безопасности дошкольного│ │ │ │
│ │


│ │возраста"
Р.Б. Стеркина: │ │ │ │
│ │


│ │-
Румстихинская СОШ │ + │ │
│ │ │


│ │-
Белозеровская ООШ │ │ │
│ + │ │


│ │- "Звездочка"
│ │ │ + │
│ │



├──────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


│ │"Приобщение
к истокам русской│ │ │ │
│ │


│ │народной
культуры" О.А. Князева: │ │ │
│ │ │


│ │- Кужутская
СОШ │ + │ │ │
│ │


│ │- Татарская
СОШ │ + │ │ │
│ │


│ │- Лазазейская
СОШ │ │ + │ │
│ │



├──────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


│ │"Камертон"
Э.П. Костина: │ │ │ │
│ │


│ │- "Елочка"
│ + │ │ │
│ │


│ │- Сарлейская
ООШ │ │ + │ │
│ │



├──────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


│ │"Физическая
культура -│ │ │ │
│ │


│ │дошкольникам"
Л.Д. Глазырина: │ │ │ │
│ │


│ │-
Богоявленская СОШ │ + │ │
│ │ │


│ │-
"Колокольчик" │ │ + │
│ │ │


│ │- Дубравская
СОШ │ + │ │ │
│ │



├──────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


│ │Апробация
развивающих технологий│ │ │ │
│ │


│ │"Формирование
творческих│ │ │ │
│ │


│ │способностей
дошкольников" Т.А.│ │ │ │
│ │


│ │Сидорчук:
│ │ │ │
│ │


│ │- Помринская
ООШ │ + │ │ │
│ │


│ │- Румянцевская
ООШ │ │ + │ │
│ │


│ │- Маргушинская
СОШ │ │ + │ │
│ │


│ │- Малопицкая
СОШ │ + │ │ │
│ │


└───┴──────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘






3.6. Общее среднее
образование




┌───┬──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐


№ │
Мероприятия │Объем финансирования (в тыс. руб.)│


п/п│
├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


│ │ │ 2006
│ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤


1. │Внедрение
нового базисного│ ежегодно │


│ │учебного плана
│ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤


2. │Внедрение в
образовательных│ │


│ │учреждениях
стандартов общего│ │


│ │образования,
их регионального│ │


│ │компонента:
│ │


│ │-
учебно-методического комплекса│ по мере создания УМК


│ │экологической
направленности │ │


│ │-
регионального курса│ по мере создания УМК │


│ │"Нижегородоведение"
в рамках│ │


│ │программы
"Гражданское образование│


│ │в начальной
школе"; курса "Религии│


│ │России"
│ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤


3. │Продолжение
работы по профильному│ ежегодно │


│ │обучению на
старшей ступени│ │


│ │средней
общеобразовательной школы │ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤


4. │Организация
предпрофильной│ ежегодно │


│ │подготовки
школьников │ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


5. │Проведение
каникулярных смен│ 10 │ 12 │ 14 │
16 │ 18 │


│ │"Одаренные
дети" │ │ │ │
│ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤


6. │Реализация
мероприятий по│ ежегодно │


│ │направлению
"Сельская школа": │


│ │- мониторинг
состояния сети│ │


│ │образовательных
учреждений │ │


│ │- проведение
ежегодного районного│ │


│ │конкурса
образовательных│ │


│ │учреждений
на лучший учебно-│ │


│ │опытный
участок │ │


│ │- организация
районного конкурса│ │


│ │"Лучшие
школы района" │


│ │"Лучшие
ДОУ района" │ 30 35 40
45 │


├───┼──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤


7. │Организация
в│ ежегодно │


│ │Дальнеконстантиновской
СОШ│ + │


│ │обучения по
очно-заочной форме │ │


├───┼──────────────────────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


8. │Открытие в
Суроватихинской СОШ│ │ │ + │
│ │


│ │классов с
углубленным изучением│ │ │ │
│ │


│ │предметов
│ │ │ │
│ │


└───┴──────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘






3.7. Специальное
образование
















































п/п


Мероприятия


Объем финансирования (в тыс.
руб.)








2006


2007


2008


2009


2010


1.


Создание в
общеобразовательных
школах условий для
организации
обучения детей, имеющих особые
образовательные
потребности


ежегодно


2.


Организация
в
Дальнеконстантиновской СОШ
классов,
реализующих программы
специального
(коррекционного)
обучения VIII вида


+


















3.8. Начальное
профессиональное обучение


























































п/п


Мероприятия


Объем финансирования (в тыс.
руб.)








2006


2007


2008


2009


2010


1.


Мониторинг качества
подготовки
специалистов в ПУ № 67, в том
числе:

- анализ обученности выпускников
-
присвоения повышенных разрядов
- анализ
закрепляемости
выпускников в организациях
- опрос
мнений работодателей о
качестве подготовки выпускников


ежегодно


2.


Анализ состояния системы ПУ N
67 с
учетом демографической ситуации,
состояния рынка
труда в
Дальнеконстантиновском районе,
в
Нижегородской области


ежегодно


3.


Организация
деятельности
партнерского совета


ежегодно


4.


Расширение списка
профессий
(создание учебно-производственной
базы)


средства областного бюджета






3.9. Раздел
"Дети-сироты и дети,


оставшиеся без попечения родителей"



















































































п/п


Мероприятия


Объем финансирования (в тыс.
руб.)








2006


2007


2008


2009


2010


1.


Участие в
межведомственной
конференции "Решение
проблем
социального сиротства в
Нижегородской
области. Проблемы.
Опыт. Перспективы"








+








2.


Обновление банка данных о
детях-
сиротах и детях, оставшихся без
попечения
родителей


ежегодно


3.


Продолжение практики
проведения
районных собраний опекунов


ежегодно


4.


Поиск патронатных семей и
приемных
родителей для детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей


ежегодно


5.


Обследование
материально-бытовых
условий детей-сирот и
детей,
оставшихся без попечения родителей


ежегодно


6.


Продолжение акции "Дети -
детям"


ежегодно


7.


Обеспечение жильем
детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей


средства областного бюджета






3.10. Ресурсное
обеспечение системы образования




┌────┬─────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐


№ │
Мероприятия │Объем финансирования (в тыс. руб.)│


п/п │
├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤


│ │ │ 2006
│ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


1. │Реализация
в образовательных│ │ │ │
│ │


│ │учреждениях
мероприятий по│ │ │ │
│ │


│ │энергосбережению:
│ │ │ │ │


│ │- установка
приборов учета│ 35 │ 19,5│ 12,3│
41,3│ │


│ │потребления
тепла │ │ │ │
│ │


│ │- установка
приборов учета│ 33,2 │ 17,7│ 15,9│
12,5│ │


│ │потребления
воды │ │ │ │
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


2. │Перевод на
газовое отопление: │ │ │ │
│ │


│ │-
Румстихинской СОШ │ │1500 │
│ │ │


│ │- Сарлейской
ООШ │ │ │1500 │
│ │


│ │- ЦДОД
│ │ │ │2000
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


3. │Замена котлов
в Помринской ООШ │ 55 │ │ │
│ │


├────┼─────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤


4. │Реструктуризация
сети│ │ │ │ │


│ │образовательных
учреждений │ │ │ │
│ │


4.1.│Закрытие
Таможниковской НОШ │ + │ │ │
│ │


4.2.│Реорганизация
│ │ │ │
│ │


│ │-
Арманихинской ООШ │ + │ │
│ │ │


│ │-
Маргушинской СОШ │ + │ │
│ │ │


│ │-
Дальнеконстантиновской вечерней│ │ │
│ │ │


│ │(сменной)
общеобразовательной│ │ │ │
│ │


│ │школы
│ │ │ │
│ │


│ │-
Дальнеконстантиновской│ + │ │ │
│ │


│ │специальной
(коррекционной)│ │ │ │
│ │


│ │школы-интерната
VIII вида │ │ │ │
│ │


4.3.│Перевод
групп дошкольного│ │ 300 │ │
│ │


│ │образования
из детского сада в│ │ │ │
│ │


│ │здание
Татарской СОШ │ │ │ │
│ │


└────┴─────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru