| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Борского района от 27.03.2006 № 28
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006 - 2010 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
"Борская правда", N
49(13538), 08.04.2006
["Деловой вестник", № 3,
08.04.2006]
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
БОРСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2006 г. № 28
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006
- 2010 ГГ.
С целью создания
оптимальных условий для развития и реализации потенциальных
возможностей и способностей одаренных детей Земское собрание
постановляет:
утвердить районную целевую программу
"Одаренные дети" на 2006 - 2010 гг.
Глава местного
самоуправления,
председатель Земского собрания
В.В.ТАРБЕЕВ
-
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Борского района
от 27.03.2006 № 28
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2006
- 2010 ГГ.
Наименование Программы
|
"Одаренные дети"
|
Заказчик Программы
|
Управление народного
образования администрации Борского района
|
Основной
разработчик Программы
|
Управление народного
образования администрации Борского района
|
Цели и задачи Программы
|
Создание оптимальных условий
для развития и реализации потенциальных возможностей и
способностей одаренных детей
|
Сроки реализации Программы |
2006 - 2010 гг.
|
Исполнители
|
Управление народного
образования администрации Борского района,
ИДЦ, общеобразовательные школы, дошкольные образовательные
учреждения, учреждения
дополнительного образования
|
Объем и
источники финансирования Программы
|
Средства местного бюджета.
2 млн 605 тыс. рублей
|
Ожидаемые
конечные результаты Программы
|
Создание системы
дополнительного образования, предназначенного
для удовлетворения социокультурных и образовательных
потребностей одаренных детей
|
Контроль за
выполнением Программы
|
Земское собрание Борского
района, управление народного образования администрации
Борского района
|
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ
СПРАВКА
Районная целевая
программа "Одаренные дети" действует с 1995 года. Накоплен
опыт работы с одаренными детьми.
1.1. Система развития талантливых
школьников.
Обучение детей проходит наиболее
эффективно, если работа с учащимися основана на дифференциации
обучения в соответствии со способностями учащихся.
┌────────────┐
│Структура ОУ│
└─────┬──────┘
┌─────────────────────────────┐
├───────────────────┤
Лицей │
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
└───────────────────┤Школы
с профильным обучением │
└─────────────────────────────┘
┌────────────────────┐
┌─────────────────────────────┐
│ Сотрудничество │
│ Спецкурсы ННГУ им. Н.А. │
│ с высшими
├────┤ Лобачевского,
│
│ учебными │
│ НГТУ │
│ заведениями │
└─────────────────────────────┘
└─────┬──────────────┘
┌─────────────────────────────┐
│ │ Школа
"Одаренные дети" ННГУ │
└───────────────────┤
им. Н.А. Лобачевского │
└─────────────────────────────┘
┌────────────────────┐
┌─────────────────────────────┐
│Учебно-методическое
├────┤ Освоение новых учебников
│
│обеспечение учебного│
└─────────────────────────────┘
│процесса │
┌─────────────────────────────┐
└─────┬──────────────┘
┌──┤ Компьютерное
обеспечение ОУ │
├────────────────┘
└─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
├───────────────────┤
Факультативы, кружки │
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
└───────────────────┤Использование
информационных│
│и
педагогических технологий │
└─────────────────────────────┘
-
1.2. Учитель -
определяющий фактор в системе обучения талантливых детей.
Организатором в учебном процессе
развития познавательного интереса школьников выступает учитель.
Высокий уровень квалификации учителей достигается переподготовкой,
повышением квалификации и аттестацией педагогов.
┌──────────────────────┐
┌────────────────────────────────┐
│Повышение
квалификации├─────┤
Курсы на базе НИРО │
│ учителей │
└────────────────────────────────┘
└────────┬─────────────┘
┌────────────────────────────────┐
│ │ Школа
передового опыта на │
├───────────────────┤
базе района "Методы работы
со │
│ │ способными
детьми" │
│ └────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
├───────────────────┤Семинары-практикумы
для учителей│
│ │по
решению олимпиадных задач │
│ └────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
├───────────────────┤
Творческие группы учителей
│
│ └────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
└───────────────────┤
Аттестация педагогов
│
└────────────────────────────────┘
-
1.3. Направления
работы с детьми.
- Постоянно действующая школа
"Одаренные дети" по подготовке к олимпиадам и поступлению в
вузы. В школе обучаются 290 учащихся (3%) из 14 образовательных
учреждений города (78%): средних школ № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11,
12, 20, 22, Большепикинской, лицея.
Занятия проводятся
|
Классы
|
Предмет
|
7 - 11
|
Математика
|
8 - 11
|
Физика
|
9 - 11
|
Литература
|
9 - 11
|
История
|
8 - 11
|
Химия
|
9 - 11
|
Биология
|
Обучение ведется
преподавателями Нижегородского государственного университета им. Н.А.
Лобачевского.
- Заочная школа (для сельских
школьников).
В школе обучаются 35 школьников (1%)
из 8 образовательных учреждений (42%): ООШ № 19, Большеорловской,
Кантауровской, Линдовской, Редькинской, Останкинской, Совхозской,
Краснослободской средних школ.
- Летние выездные лагеря для
победителей районных олимпиад (1 смена).
- Межшкольные факультативы:
биология - 40 учащихся из 11
образовательных учреждений;
химия - 35 учащихся из 10
образовательных учреждений.
Занятия проводятся учителями высшей
категории.
- Районный конкурс "Талант".
В образовательных учреждениях района
ведется целенаправленная работа по развитию творческих способностей
школьников. Сложилась система использования различных форм работы с
детьми: олимпиады (школьные, районные, областные), очные и заочные
конкурсы. Школьные и районные олимпиады проводятся по 20 предметам
для учащихся 3 - 11 классов. В 16 областных олимпиадах принимают
участие учащиеся 8 - 11 классов школ района.
┌────────┐
┌─────────┐
┌─────────┐
│ШКОЛЬНЫЕ├─────────────────┤ОЛИМПИАДЫ├───────────┤ОБЛАСТНЫЕ│
└───┬────┘
┌────────┐
└───┬─────┘
└────┬────┘
│ │РАЙОННЫЕ├──────┘
│
│ └───┬────┘
│
│ │ │
┌────┴──────────────┴─────────────┐
┌──────────────────┴─────────┐
│По 20 предметам:
начальные│ │По 16 предметам: русский│
│классы, русский язык,
литература,│ │язык, иностранный язык,│
│филология,
иностранный язык,│ │история, право, экономика,│
│история, право,
экономика,│ │география, биология, химия,│
│география, биология,
химия,│ │физика, математика,│
│физика, математика,
информатика,│ │информатика, экология,│
│экология, компьютерная
графика,│ │филология, технология,│
│краеведение,
информационные│ │налоговая грамотность,│
│технологии, черчение,
технология │ │менеджмент и бизнес │
└─────────────────────────────────┘
└────────────────────────────┘
-
Данные таблицы
свидетельствуют об эффективности и результативности работы
образовательных учреждений с учащимися по развитию интеллектуальных
способностей школьников, их интереса к учению. Увеличивается число
школ, подготовивших призеров районных олимпиад.
Учащиеся школ № 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10,
лицея, 22, Октябрьской - участники областных олимпиад, олимпиады
"Таланты земли Нижегородской". Ежегодно школьники района
занимают призовые места в областных олимпиадах, раскрывая свои
творческие способности, уровень теоретического мышления, практических
умений и навыков.
Организация спортивно-массовой
работы, своевременное финансирование, моральное и материальное
поощрение педагогов, школьников позволяют обеспечивать рост числа
участников спортивно-массовых мероприятий с 49% в 2002/2003 учебном
году до 62% в 2004/2005 г. и качество выступлений (последние 2 года
район удерживает 1-е место в Нижегородских юношеских играх, является
постоянным призером Всероссийских президентских состязаний).
Районный конкурс "Талант"
рассчитан в том числе на художественно-эстетическое образование
детей. Анализ количественных и качественных показателей
результативности деятельности по художественному творчеству
свидетельствует о необходимости создания условий для самореализации
личности школьников, их духовно-нравственного и гражданского
воспитания. Неоднократно район отмечается как активный участник по
реализации мегапроекта "Мое Отечество" по развитию
творческого потенциала детей в интересах личного и общественного
прогресса.
Значительная часть школьников
образовательных учреждений - участники районных конкурсов:
предметных, по художественному творчеству, спортивных соревнований.
Конкурсы "Талант" проводятся в три этапа: ОУ, зональные,
районные.
┌─────────────────┐
┌────────┤Конкурсы
"Талант"├─────────────┐
│ └───────┬─────────┘
│
│ │ │
┌────────┴───────┐
┌──────┴───────┐
┌─────────────┴──────────────┐
│предметные: │
│спортивные: │ │художественные: │
│по 15 предметам:│
│по 12 видам│ │по 9 жанрам: конкурс хоровых│
│русский язык,│
│спорта: легкая│ │коллективов и академических│
│история, │
│атлетика; │ │ансамблей; мастеров│
│иностранный │
│стритбол, │ │художественного слова;│
│язык, │
│баскетбол, │ │фестиваль народного│
│математика, │
│волейбол, │ │творчества; конкурс│
│физика, химия,│
│шашки, │ │театральных коллективов;│
│биология, │
│шахматы, │ │драматические и музыкальные│
│география, │
│плавание, │ │театры; конкурс танцевальных│
│информатика, │
│настольный │ │коллективов, оригинальный│
│экономика, │
│теннис, │ │жанр; конкурс вокалистов,│
│экология, │
│коньки, │ │эстрадных ансамблей,│
│технология, ИЗО,│
│мини-футбол, │ │фестиваль бардовской песни,│
│литература, │
│пионербол, │ │конкурс авторского чтения,│
│начальные │
│лыжные гонки │ │выставка декоративно-│
│классы │
│ │ │прикладного творчества │
└────────────────┘
└──────────────┘
└────────────────────────────┘
-
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
1. Цель Программы:
Создание оптимальных условий для
развития и реализации потенциальных возможностей и способностей
одаренных детей.
2. Задачи Программы:
- развитие системы работы с
одаренными детьми;
- создание условий для использования
современных технологий обучения, в т.ч.
информационно-коммуникационных;
- создание системы подготовки кадров
для работы с одаренными детьми.
III. СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
предполагает 2 этапа:
первый этап (2006 - 2008 годы):
1. Разработка и принятие ряда
нормативных документов:
- положения о методическом центре по
работе с одаренными детьми;
- положения о ресурсном центре
дополнительного образования по работе с одаренными детьми и др.
2. Развитие ресурсного потенциала
образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
3. Создание модели дистанционного
обучения с целью индивидуализации обучения одаренных детей.
4. Создание системы дополнительного
образования одаренных детей.
Второй этап (2009 - 2010 годы):
1. Реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию одаренных детей.
2. Анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период.
IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Сохранение и
развитие системы образования одаренных детей.
2. Индивидуализация обучения
одаренных детей, подготовка интеллектуальной и творческой элиты
Борского района.
Общие результаты (качественные
критерии) реализации Программы.
Ожидаемыми результатами реализации
Программы должны стать:
1. Расширение участия школьников
Борского района в областных олимпиадах.
2. Повышение конкурентоспособности
выпускников школ района, наличие участников приоритетного
национального образовательного проекта "Образование".
3. Разработка и апробация новых
моделей работы с одаренными детьми.
4. Расширение и развитие сети
образовательных учреждений, использующих личностно ориентированные
технологии обучения одаренных детей.
-
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-
┌───┬────────────────────────┬──────┬─────────────┬──────────────────────────────────┐
│ │ Мероприятия
│Сроки │Ответственные│ Предполагаемые
объемы │
│ │ │испол-│
исполнители │ финансирования, тыс. рублей │
│ │ │нения
│ ├──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│ │ │ │
│ 2006 │ 2007 │
2008 │ 2009 │ 2010 │
├───┴────────────────────────┴──────┴─────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┤
│ I.
Организационные мероприятия. Развитие материальной базы │
├───┬────────────────────────┬──────┬─────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│1. │Внедрение
личностно│2006 -│УНО, школы │ │ │
│ │ │
│ │ориентированных
│ 2010 │ │ │ │
│ │ │
│ │технологий
обучения│ │ │ │ │
│ │ │
│ │одаренных
детей: │ │ │ │
│ │ │ │
│ │-
организация│ │ │ │
│ │ │ │
│ │профильного
обучения на│ │ │ │
│ │ │ │
│ │основе
ИУП│ │ │ │ │
│ │ │
│ │(индивидуальных
учебных│ │ │ │ │
│ │ │
│ │планов)
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │
├──────┼─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │- организация
районного│ 2006 │УНО, школы │ 2,0│ 2,5│
2,5│ 2,5│ 2,5│
│ │научного
общества│ │ │ │ │
│ │ │
│ │учащихся
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │
├──────┼─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │-
экспериментальная│ 2008 │УНО, школы │ │
│ 2,0│ 2,0│ 2,0│
│ │апробация
программ│ │ │ │ │
│ │ │
│ │дистанционного
обучения│ │ │ │ │
│ │ │
│ │одаренных
школьников │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼────────────────────────┼──────┼─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│2. │Подготовка и
проведение│2006 -│Администрация│ 30 │ 30
│ 35 │ 35 │ 35 │
│ │районных
конкурсов│ 2010 │Борского │ │ │
│ │ │
│ │"Талант":
предметные,│ │района, УНО,│ │
│ │ │ │
│ │спортивные,
│ │ЦВР "Алиса", │ │
│ │ │ │
│ │художественные
│ │ОУ │ │ │
│ │ │
├───┼────────────────────────┼──────┼─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│3. │Привлечение
средств│2006 -│УНО, ОУ,│ 2,0│ 2,5│
3,0│ 3,0│ 3,0│
│ │массовой
|