| |
РЕШЕНИЕ Земского собрания
Дальнеконстантиновского района от 27.06.2006 № 66
"О ПРИНЯТИИ ПРОГРАММЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И
КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ" НА ТЕРРИТОРИИ
Д.-КОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА НА 2006 - 2010 ГГ."
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2006 г. № 66
О ПРИНЯТИИ
ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И
КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ"
НА ТЕРРИТОРИИ Д.-КОНСТАНТИНОВСКОГО
РАЙОНА НА 2006 - 2010 ГГ.
В целях формирования
рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания
жителей Д.-Константиновского района в рамках национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России",
увеличения объемов жилищного строительства, развития финансовых
механизмов, обеспечивающих условия для расширения возможностей
населения в улучшении жилищных условий за счет объединения
собственных средств граждан, средств федерального, областного и
местного бюджетов, ипотечных кредитов и рассрочек Земское собрание
решило:
1. Принять прилагаемую Программу
реализации приоритетного национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России" на территории
Дальнеконстантиновского района Нижегородской области на 2006 - 2010
гг.
Глава местного
самоуправления,
председатель Земского собрания
В.А.КИРЮХОВ
Утверждена
решением
Земского собрания
Дальнеконстантиновского района
от 27.06.2006 № 66
ПРОГРАММА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ
И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ
РОССИИ" НА ТЕРРИТОРИИ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГГ.
Назначение
Методических рекомендаций.
Настоящие рекомендации разработаны в
целях оказания методической помощи органам местного самоуправления в
подготовке программ реализации приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на
территории муниципальных образований Нижегородской области.
Рекомендации разработаны на основании
распоряжения Правительства Нижегородской области от 13.12.2005 N
858-р.
Методическую базу рекомендаций
составляет Концепция реализации приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в
Нижегородской области, утвержденная Губернатором Нижегородской
области 28.12.2005.
Настоящий документ разработан в форме
типовой муниципальной программы, снабженной контекстными рабочими
комментариями и Методическими рекомендациями, выделенными курсивом
красного цвета.
К рекомендациям прилагается
электронный документ (файл MS Excel) "Шаблон.xls",
позволяющий разработчику муниципальной программы частично
автоматизировать расчеты и формализовать таблицы и отчетные формы.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
ПРОЕКТА "ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ
ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ
НА ТЕРРИТОРИИ Д.-КОНСТАНТИНОВСКОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГГ.
Наименование Программы
|
Программа реализации
приоритетного национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России" на территории
Д.-Константиновского района Нижегородской области на 2006 -
2010 гг.
|
Основание для разработки
Программы
|
Распоряжение Правительства
Нижегородской области от 13.12.2005 № 858-р.
Распоряжение главы
Дальнеконстантиновского района от 10 января 2006 г. № 1
|
Основной разработчик
Программы
|
Отдел строительства и
ЖКХ администрации Д.-Константиновского района
|
Заказчик Программы
|
Орган местного
самоуправления Дальнеконстантиновского района
|
Исполнители основных
мероприятий Программы
|
Органы местного
самоуправления Дальнеконстантиновского района.
Организации жилищного
строительства, коммунальной инфраструктуры,
профессиональные участники рынка недвижимости
|
Цели и задачи Программы
|
Основная цель Программы -
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому
функционированию и развитию жилищной сферы,
обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и
комфортные условия проживания в нем. Основными задачами
являются: 1. Создание условий
для развития жилищного сектора и повышения уровня
обеспеченности населения жильем через увеличение объемов
строительства жилья, обеспеченного необходимой
коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных
институтов и механизмов. 2. Создание условий для
приведения существующего жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры в соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия проживания.
3. Обеспечение условий доступа
населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на
уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и
существующим стандартам
|
Сроки и этапы реализации
Программы
|
2006 - 2007 гг. - первый этап;
2007 - 2010 гг. - второй этап
|
Перечень программных
мероприятий
|
- адресная программа жилищного
строительства; - адресная программа строительства
и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и
инженерных сетей, необходимых для обеспечения земельных
участков под жилищное строительство;
- адресная программа ликвидации непригодного
для проживания жилого фонда;
- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
- подпрограмма "Выполнение обязательств
государства по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан"; - подпрограмма "Сокращение
времени ожидания в очереди на улучшение жилищных условий;
- подпрограмма "Ликвидация и
расселение непригодного для проживания жилищного фонда";
- подпрограмма "Создание
условий для развития индивидуального жилищного
строительства; - подпрограмма "Увеличение
объемов жилищного строительства на основе рыночных механизмов"
|
Объемы
финансирования Программы
|
Объемы финансирования
подпрограмм за счет средств федерального бюджета,
областного и местного бюджетов, средств частных
инвесторов, кредитных организаций приведены и собственных
средств граждан в приложении 10.3 (не приводится).
Итоговые объемы финансирования
Программы: средства федерального бюджета -
6952 тыс. руб.; средства областного бюджета - 45990
тыс. руб.; средства местного бюджета - 45990 тыс.
руб.; собственные и заемные средства граждан и
организаций - 800000 тыс. руб.
|
Организация контроля
за исполнением Программы
|
Органы местного
самоуправления Дальнеконстантиновского района
|
Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы и показатели
социально- экономической эффективности
|
Реализация Программы должна
обеспечить достижение следующих показателей:
увеличение объемов жилищного
строительства по отношению к уровню 2004 г. в 2007 г. на треть
(9,694 тыс. кв. м), в 2010 г. - в два раза (14,914 тыс. кв.
м); доведение уровня обеспеченности населения
жильем до 18 кв. м на человека;
улучшение жилищных условий и снятие с учета не
менее 239 семей очередников, в т.ч.:
- молодых семей - 80;
- отдельных категорий граждан - 8; -
жителей непригодного для проживания жилого фонда - 19; повышение
доступности приобретения жилья; увеличение
доли семей, которым будет доступно приобретение жилья,
соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями,
с помощью собственных и заемных средств до 30%;
увеличение объема
выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов (займов)
гражданам до 6400 тыс. руб.; снижение среднего
времени нахождения в очереди на улучшение жилищных
условий в форме получения социального жилья до 3 лет
|
2. ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение граждан
доступным жильем является одной из самых актуальных задач на
сегодняшний день. Несмотря на создание основ функционирования рынка
жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием
рыночных механизмов, на практике пока доступны лишь ограниченному
кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого
платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов
долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и
ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек
на этом рынке.
В целях повышения доступности жилья
для населения необходимо обеспечить условия для развития системы
ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения
платежеспособности спроса, системы рефинансирования ипотечных
жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, а также оказать
бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью
ипотечных кредитов.
Анализ различных жилищных программ,
реализуемых в Д.-Константиновском районе в 2000 - 2005 годах,
позволяет сделать следующие выводы:
- 1. Слабо развита система ипотечного
жилищного кредитования.
- 2. Слабо развита бюджетная
поддержка в приобретении жилья.
- 3. Низкий среднедушевой доход для
получения более высокого ипотечного жилищного кредитования.
- __________________
- __________________
- __________________
Настоящая Программа
реализации приоритетного национального проекта "Доступное и
комфортное жилье - гражданам России" на территории
Дальнеконстантиновского района Нижегородской области на 2006 - 2010
гг. (далее - Программа) имеет целью формирование рынка доступного
жилья и обеспечение комфортных условий проживания жителей
Дальнеконстантиновского района.
В рамках национального проекта на
первой стадии реализации (2006 - 2007 гг.) выделены четыре
приоритета, решение которых обеспечит наибольшее продвижение по пути
достижения намеченной цели:
- увеличение объемов ипотечного
жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья;
- увеличение объемов жилищного
строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- выполнение государственных
обстоятельств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основными критериями успешности
реализации Программы являются:
- увеличение объемов жилищного
строительства в Дальнеконстантиновском районе по отношению к уровню
2004 г. в 2007 г. на треть (9,694 тыс. кв. м), в 2010 г. - в два раза
(14,914 тыс. кв. м);
- развитие финансовых механизмов,
обеспечивающих условия для расширения возможностей населения в
улучшении жилищных условий за счет объединения собственных средств
граждан, средств федерального, областного и муниципального бюджетов,
ипотечных кредитов и рассрочек.
Ключевым направлением является
создание финансовых механизмов, позволяющих улучшить жилищные условия
не только за счет текущих заработков граждан и имеющихся сбережений,
но и в счет будущих доходов людей, т.е. через долгосрочное ипотечное
жилищное кредитование.
-
3. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
3.1. Жилищное
строительство и состояние жилого фонда
По состоянию на
01.01.2006 жилищный фонд Дальнеконстантиновского района составляет
533,9 тыс. кв. м, в том числе частный - 314,1 тыс. кв. м (59%). С
1995 г. площадь жилого фонда увеличилась на 123%. Уровень
обеспеченности населения жильем составляет 21,4 кв. м (в среднем по
Нижегородской области - 21,6 кв. м) (табл. 3.1).
-
Таблица 3.1 <1>
Динамика жилищного
строительства и обеспеченности
населения жильем
Показатели
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
ИТОГО
|
1. Площадь жилого
фонда, кв. м
|
498,520 |
501,714 |
505,838 |
512,789 |
519,195 |
533,900 |
533,900
|
2. Ввод жилья, кв. м
|
3,194 |
4,124 |
6,951 |
6,406 |
7,475 |
7,248 |
35,380
|
2.1. Темп роста к
пред. году
|
|
129%
|
169%
|
92%
|
116%
|
97%
|
121%
|
3.
Индивидуальное жилищное строительство, кв. м
|
3130
|
3797
|
5564
|
6278
|
6898
|
7248
|
32915,0
|
3.1. Темп роста к
пред. году
|
|
121%
|
147%
|
113%
|
110%
|
105%
|
119%
|
4. Площадь непригодного
для проживания жилого фонда, кв. м
|
533
|
533
|
533
|
533
|
533
|
533
|
533
|
4.1. В т.ч. аварийного
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5. Снесено по ветхости
и аварийности, кв. м
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
5.1. В т.ч. аварийного
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень
обеспеченности населения жильем, кв. м/чел.
|
19,9
|
20,01
|
20,2
|
20,5
|
20,8
|
21,06
|
21,4
|
--------------------------------
<1> Таблица 3.1 рассчитывается
и переносится из файла "Шаблон.xls", лист 3.1.
В 2004 г. ввод жилья
составил 7,457 тыс. кв. м, в 2005 г. - 7,248 тыс. кв. м (факт. оценка
- выбрать нужное).
За последние 5 лет средний ежегодный
темп роста объемов жилищного строительства составил 21%, темп роста
индивидуального жилищного строительства - 19%.
В 2004 г. индивидуальными
застройщиками было введено 6,898 тыс. кв. м жилья, а в 2005 г. объемы
по данному виду строительства оцениваются на уровне 7,248 тыс. кв. м.
По состоянию на 01.01.2006 площадь
ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 0,533 кв. м (0,1% от
общей площади жилого фонда), аварийного - ____-____ кв. м.
В 2004 г. было ликвидировано
_____-_____ кв. м ветхого и аварийного жилого фонда, а в 2005 г. -
____-____ кв. м. Таким образом, в последние годы на каждые 100 кв. м
отстроенного жилья ликвидируется около _____-_____ кв. м ветхого и
аварийного жилого фонда.
Стоимость 1 кв. м жилья на первичном
рынке составляет 11000 руб., на вторичном 10300 руб.
Доля жилищного строительства,
выполняемого за счет средств организаций и граждан, в общем объеме
жилищного строительства увеличилась со 124% в 2001 г. до 175% в 2005
г.
Основными проблемами жилищного
строительства в Дальнеконстантиновском районе являются:
- отсутствие средств в районном
бюджете;
- низкий среднедушевой доход
населения;
- большой износ существующих
инженерных коммуникаций;
- большой износ существующего жилого
фонда;
- __________________
- __________________
3.2. Обеспеченность
жильем отдельных социальных групп
На 01.01.2006 в
очереди на улучшение жилищных условий состоит 0,837 тыс. чел.
Из них:
Наибольший срок (21 год) ожидания в
очереди имеют 6 чел. (с 1985 года).
До 1993 г. в очереди стоят 44 чел.
С 1993 г. по 2003 г. в очередь
поставлено 120 чел.
За период 2000 - 2005 гг. жителям
Дальнеконстантиновского района, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, было бесплатно по договорам найма) предоставлено жилье 3
семьям, 12 семей очередников купили жилье, из них 12 семей с
привлечением безвозмездных бюджетных субсидий, общая сумма которых
составила 3 млн 34 тыс. рублей.
Однако это не позволило достичь
поставленной цели: сокращения количества очередников. Произошло
увеличение количества семей, включенных в списки нуждающихся в
улучшении жилищных условий с 233 до 239. При этом из списков были
исключены различного рода двойники (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Динамика очереди на
улучшение жилищных условий
Количество семей
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Итого |
1. Поставленных в очередь
|
21
|
21
|
3
|
14
|
15
|
42
|
116
|
2. Улучшивших жилищные условия
|
13
|
18
|
4
|
22
|
8
|
2
|
67
|
3. Исключенных из списков
на улучшение жилищных условий по техническим
причинам
|
-
|
4
|
-
|
15
|
16
|
-
|
35
|
4. В очереди на конец года
|
233
|
232
|
231
|
208
|
199
|
239
|
|
На 01.01.2006
площадь муниципального непригодного для проживания жилого фонда
составляет 0,533 тыс. кв. м, в т.ч. аварийного ____-____ кв. м.
С 2000 по 2005 год муниципальный
ветхий жилищный фонд сокращен с 0,533 тыс. кв. м до 0,533 тыс. кв. м.
При этом для расселения было выделено ____-____ квартир жилой
площадью ____-____ кв. м. Кроме этого, ____-____ жилых домов ветхого
(аварийного) фонда были переданы в собственность гражданам, имевшим в
них постоянную регистрацию.
Основными проблемами обеспечения
жильем населения Дальнеконстантиновского района являются:
- отсутствие свободного жилья;
- отсутствие средств для
строительства жилья в муниципальном образовании;
- отсутствие платежеспособности у
населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- __________________
- __________________
В целях принятия своевременных и
объективных решений по строительству жилья необходимо организовать и
обеспечить:
- проведение инвентаризации очереди
на улучшение жилищных условий;
- анализ потребности и
платежеспособного спроса населения в улучшении жилищных условий;
- разработку программ комплексного
освоения территории (земельных участков).
3.3. Состояние
коммунальной инфраструктуры
В период 1996 - 2005
гг. из-за недостаточности финансирования значительно повысился износ
основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства (с 45 до
65%), что снизило надежность и работоспособность систем инженерной
инфраструктуры.
По состоянию на 01.01.2006 износ
теплотрасс составляет 55%; водопроводных сетей - 65%; сетей
канализации - 35%. В плохом техническом состоянии находятся
коммунальные системы, переданные за последние несколько лет в
муниципальную собственность от ведомств.
Наиболее критическое состояние
отмечается на следующих объектах коммунального хозяйства:
- водопровод в с. Сарлей;
- водопровод в с. Мухоедово;
- водопровод в с. Н.Березники;
- водопровод в с. Муравьиха;
- канализационный коллектор в с.
Тепелево;
- теплотрасса к д. 20 в р.п.
Д.-Константиново.
Следствием такого положения стало:
- обострение проблемы обеспечения
населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном
количестве;
- отключение от теплоснабжения домов
в зимний период - нет;
- большие затраты по ремонту и замене
аварийных участков;
- __________________
В целях принятия
своевременных и объективных решений по строительству, модернизации и
капитальному ремонту объектов инженерной инфраструктуры необходимо
организовать и обеспечить:
- проведение в течение 2006 года
инвентаризации объектов инженерной инфраструктуры с составлением
технического паспорта на каждый из них (теплоисточники и теплотрассы,
водозаборные сооружения, очистные водопроводные и канализационные
сооружения, сети водоснабжения и водоотведения и др.);
- формирование ежегодных планов
капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры исходя из
технического состояния по результатам проведенной инвентаризации;
- __________________
- __________________
- __________________
Для повышения
качества коммунальных услуг и эффективности использования природных
ресурсов необходимо обеспечить реализацию инвестиционных проектов в
сфере модернизации основных фондов коммунальной инфраструктуры.
4. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основная цель
Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому
функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее
доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия
проживания в нем.
Целевым индикатором успешности
реализации Программы является увеличение объемов жилищного
строительства в соответствии с задачами и критериями приоритетного
национального проекта (см. раздел "Введение") (табл. 4.1).
Таблица 4.1 <2>
Целевые значения
объемов ввода жилья
по Программе на период до 2010 г.
Показатели
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
ИТОГО |
1. Ввод жилья, кв. м |
7457
|
7248
|
8426
|
9690
|
11144 |
12816 |
14866
|
71647 |
2. Темп роста к пред.
году, %
|
|
97%
|
113%
|
115%
|
115%
|
115%
|
116%
|
|
3. Темп роста к 2004 году,
раз
|
|
|
|
1,30 |
|
|
1,99 |
|
--------------------------------
<2> Таблица 4.1 рассчитывается
и переносится из файла "Шаблон.xls", лист Т4.1.
Основными задачами
являются:
1. Создание условий для развития
жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем
через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного
необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие
финансово-кредитных институтов и механизмов.
2. Создание условий для приведения
существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в
соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные
условия проживания.
3. Обеспечение условий доступа
населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне,
соответствующем их платежеспособному спросу и существующим
стандартам.
Программа реализуется в два этапа:
2006 - 2007 гг. - первый этап;
2008 - 2010 гг. - второй этап.
На первом этапе, в период 2006 - 2007
гг., мероприятия Программы и ее подпрограмм будут особо
сконцентрированы на реализации мер по основным приоритетам
национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам
России", определенных на этот период.
Основные приоритеты реализации
Программы и ее подпрограмм на второй стадии, в период 2008 - 2010
гг., могут быть уточнены по итогам реализации приоритетного
национального проекта в 2006 - 2007 гг.
5. ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ
ЖИЛЬЯ
5.1. Адресная
программа строительства систем коммунальной
инфраструктуры, необходимых для
обеспечения земельных
участков под жилищное строительство
Основной целью
адресной программы является обеспечение опережающего развития
коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на
конкурентном рынке жилищного строительства. Предполагается
приоритетное обеспечение инфраструктурой и жилищное строительство на
территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным
фондом.
На сегодня созданы законодательные
предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса,
связанного с подготовкой земельных участков для жилищного
строительства.
В рамках данной адресной программы
предполагается приоритетное обеспечение инфраструктурой в
микрорайонах, подлежащих комплексному освоению, расположенных в р.п.
Д.-Константиново, с участием администрации Дальнеконстантиновского
района и в местах точечной застройки - с участием застройщиков,
осуществляющих жилищное строительство.
Основными источниками финансирования
при комплексном освоении земельных участков являются (варианты):
1. Собственные и заемные средства
застройщиков (девелоперов), ведущих строительство коммунальной
инфраструктуры.
2. Средства организаций коммунального
комплекса в соответствии с их инвестиционной программой.
3. Средства федерального и областного
(муниципального) бюджетов по предоставлению бюджетных гарантий и
субсидированию процентов по банковским кредитам для обеспечения
земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Перечень программных
мероприятий
5.1.1.
Бюджетно-финансовые мероприятия
Бюджетно-финансовые
мероприятия адресной программы, связанные с финансированием за счет
бюджетных средств, будут направлены на обеспечение земельных участков
для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой <3>.
--------------------------------
<3> Основная бюджетная
поддержка в приоритетном порядке должна направляться на строительство
систем коммунальной инфраструктуры в местах массовой застройки. В
местах индивидуальной застройки и точечной застройки строительство
коммунальных систем должно осуществляться преимущественно за счет
застройщиков и включаться в стоимость жилья.
Объем федеральной
финансовой поддержки <4> будет равен объему собственных средств
регионального (областного и местного) бюджета. Оказание поддержки в
реализации инвестиционных проектов развития коммунальной
инфраструктуры:
- предоставление государственных
гарантий на срок до трех лет для частичного обеспечения каждого из
кредитов на финансирование инвестиционного проекта по обеспечению
участков коммунальной инфраструктурой. В 2006 г. эта доля кредита,
обеспеченного государственной гарантией, не может быть больше 80%, в
2007 г. - не более 65%, а в 2008 - 2010 годах - не более 50% <5>;
- субсидирование процентов по
кредитам будет производиться из расчета снижения рыночных процентов
по кредиту на 50% на весь период кредита. Кредиты, предоставляемые по
ставке выше рыночной, субсидироваться не будут.
--------------------------------
<4> В рамках данного механизма
проводится подготовка заявок на финансирование за счет средств
федерального бюджета по подпрограмме "Обеспечение земельных
участков коммунальной инфраструктурой", входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг.
<5> По состоянию на 16.01.2006
участие федерального бюджета в финансировании подпрограмм не
определено конкретными нормативными документами. В этой связи размеры
софинансирования должны рассматриваться как ориентировочные и должны
быть пересчитаны после утверждения Правительством РФ
нормативно-правовых документов по данному вопросу.
Государственные
гарантии по кредитам, предоставляемым в период реализации Программы в
2006 - 2010 гг., а также средства бюджетного субсидирования должны
быть предусмотрены в необходимом объеме в рамках подпрограммы на
часть кредитного периода в пределах срока действия подпрограммы, то
есть до 2010 г. включительно. Обязательства по бюджетным гарантиям и
субсидированию процентных ставок по кредитам, принятые в период
действия подпрограммы и выходящие за 2010 год, будут отражаться в
бюджетах последующих лет до 2014 года включительно.
Источниками средств погашения кредита
на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков могут
быть как средства от продажи (переуступки права аренды) земельного
участка, обеспеченного коммунальной инфраструктурой, средства от
продажи жилья в последующие периоды, так и регулируемые
муниципалитетами тарифы за подключение к системам коммунальной
инфраструктуры.
5.1.2.
Организационно-правовые мероприятия
Организационно-правовые
мероприятия адресной программы связаны с привлечением кредитных и
инвестиционных средств в обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой; внедрение механизмов проведения комплексного
освоения земельных участков, реконструкции и комплексного обновления
существующих кварталов застройки.
Органы местного самоуправления в
соответствии с документами территориального планирования
разрабатывают программу комплексного развития систем коммунального
комплекса на период с 2006 по 2010 г., создают на территории орган
регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Организации коммунального комплекса на основании условий технического
задания, утверждаемого главой местной администрации, и в соответствии
с программой комплексного развития систем коммунального комплекса
разрабатывают инвестиционные программы и расчет необходимых для ее
реализации финансовых потребностей. Инвестиционная программа
обосновывает размер надбавки к тарифам на товары и услуги организации
коммунального комплекса, тарифа на подключение к системам
коммунального комплекса.
После утверждения инвестиционной
программы и утверждения тарифов данные обязательства организации
коммунального комплекса отражаются в концессионном соглашении.
Формирование организационно-правового
механизма привлечения внебюджетных источников для финансирования
затрат на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой
построено на взаимодействии администрации Дальнеконстантиновского
района, девелоперов, организаций коммунального комплекса и
застройщиков.
┌───────────────────────┐
┌─────────────────────────┐
│ АДМИНИСТРАЦИЯ │
│ ДУМА │
└───────┬─────────┬─────┘
└────────┬──────┬─────────┘
│ │ ┌────────────────────────────┐
│ │
│ └───────>│
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО │ │ │
├───────────┐
│ РАЗВИТИЯ
КОММУНАЛЬНОГО │<┬──────────┴┐
│
│РАЗРАБОТКА │
│ КОМПЛЕКСА │ │УТВЕРЖДЕНИЕ│
│
├───────────┘
└─────────────┬──────────────┘
└───────────┘
│
│ ┌──────────┼────────────┐
│
│ ┌───────────┐
│ КОНТРОЛЬ│ИСПОЛНЕНИЯ
│ │
│ │ СОЗДАНИЕ
│ │ │ │
┌───────────┐
│
└─┴───────────┴───────┴──┬───────┼────────────┘
│УТВЕРЖДЕНИЕ├──┘
\/
\/ ┌─┬──┴───────────┴──────────┐
┌──────────────────┐
┌───────────────────────┐
│ │ Установка
надбавки к │
│ ГЛАВА │
│ ОРГАН РЕГУЛИРОВАНИЯ │ │ │ ценам
(тарифам) │
│ АДМИНИСТРАЦИИ │
│ ТАРИФОВ │ │
└─────────────────────────┘
└──────┬───────────┘
└──────────────────┬┬──┬┘
│
├───────────┐
┌──────────────┐
││ │ │
│УТВЕРЖДЕНИЕ│
│ РАЗРАБОТКА │ ││ │ │
└───────────┴────────┼──┬───────────┘
││ │ │
│ │ ││
│ │
\/
\/ ││ │ │
┌────┐
││ │ │
┌──────────────────┐
│ ТЗ │
││ │ │
│ ИНВЕСТИЦИОННАЯ
│<──────┤ │
││ │ │
│ ПРОГРАММА │
└───┬┴────────────┐││
│ │
│ │<──────────┤СОГЛАСОВАНИЕ
├┘│ │ ├───────────┐
├──────────────────┤<──────────┼─────────────┼─┼──┼──┤
Установка │
│ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
│<──────────┤СОГЛАСОВАНИЕ
├─┘ │ │ тарифов │
│ ПРОГРАММА │
└─────────────┘
│ └───────────┘
└─┬───────────┬────┘
\/
│РАЗРАБОТКА │
/\ ┌─────────────┐
┌───────────┐
└───────────┘
│ │1.
Тариф │───│ ЦЕНА ДЛЯ │
┌────────┴──────┐
│2.
Надбавка │───│ПОТРЕБИТЕЛЯ│
│ ОРГАНИЗАЦИЯ
│ │3. Тариф на │ └───────────┘
│ КОММУНАЛЬНОГО
├─────────────────>│подключение
к│
│ КОМПЛЕКСА
│ │системам КК │
└───────────────┘
└─────────────┘
Варианты
организационно-правового механизма:
А) при комплексном освоении земельных
участков администрация проводит зонирование территории и освобождение
земельных участков от прежней инфраструктуры (в т.ч. жилой,
производственной, социально-бытовой), проводит
проектно-изыскательские работы (ПИР) и подготавливает проектную
документацию на все элементы коммунальной инфраструктуры в
соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной
инфраструктуры. Подготовленный к освоению земельный участок
выставляется на аукцион, по итогам которого с уполномоченным
застройщиком (девелопером <6>) заключается договор аренды
земельного участка и/или концессионное соглашение <7> на
создание объектов инфраструктуры и компенсации за ПИР и расселение.
Строительство объектов коммунальной инфраструктуры осуществляет
девелопер, использующий собственные и заемные средства для реализации
инвестиционного проекта. Формы государственной поддержки девелоперов
при банковском кредитовании строительства коммунальной инфраструктуры
описаны в п. 5.1.1.
--------------------------------
<6> Девелопер -
предприниматель, получающий свою прибыль от создания объектов
недвижимости, для чего он выступает в качестве: автора идеи проекта,
что создавать и где; приобретателя земельного участка под застройку;
организатора проектирования объекта (лицензированными проектантами),
нанимателя заказчика (с лицензией), генподрядчика (с лицензией на
выполнение функций генподрядчика), брокеров для реализации вновь
созданного объекта, управляющих недвижимостью (при необходимости);
финансирует сам либо привлекает в случае необходимости инвесторов.
<7> По концессионному
соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать
и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое
имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на
которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне
(концеденту), осуществлять деятельность с использованием
(эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент
обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим
соглашением, права владения и пользования объектом концессионного
соглашения для осуществления указанной деятельности (ФЗ "О
концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ).
Девелопер в
дальнейшем может самостоятельно вести строительство и продажу жилья,
а может продать (переуступить право аренды) часть земельных участков,
обеспеченных коммунальной инфраструктурой.
По завершении инвестиционного проекта
коммунальная инфраструктура по условиям концессионного соглашения
передается в муниципальную собственность. Администрация заключает
концессионное соглашение с организациями коммунального комплекса для
дальнейшей эксплуатации;
Б) при комплексном освоении земельных
участков организации коммунального комплекса включают в свои
инвестиционные программы создание объектов коммунальной
инфраструктуры. Инвестиционная программа разрабатывается на основании
условий технического задания, подготовленного в соответствии с
программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах тарифного
регулирования организаций коммунального комплекса" № 210-ФЗ для
них устанавливаются тариф на подключение и надбавки к тарифам (при
необходимости). Администрация проводит зонирование территории и
освобождение земельных участков от прежней инфраструктуры (в т.ч.
жилой, производственной, социально-бытовой), проводит ПИР и
подготавливает проектную документацию на все элементы коммунальной
инфраструктуры. Подготовленная к освоению территория передается
организациям коммунального комплекса для строительства объектов
коммунальной инфраструктуры в соответствии с их инвестиционными
программами. Для финансирования проекта организации коммунального
комплекса используют собственные и заемные средства. Формы
государственной поддержки организациям коммунального комплекса при
банковском кредитовании строительства коммунальной инфраструктуры
описаны в п. 5.1.1.
По завершении строительства
коммунальной инфраструктуры по условиям концессионного соглашения
организации коммунального комплекса осуществляют их эксплуатацию.
┌──────────────────────────┐
┌─────────────────┐
┌──────────────────┐
│ Плата за участок = цена
┌┼─┤ ЗАСТРОЙЩИК ├───────────┐
│ НАСЕЛЕНИЕ │
│ аукциона (цена земли +
││ └─────────────────┘
│ └──────────────┬───┘
│ возмещение затрат,
││ │
│
│ связанных с подготовкой
││ ┌─────────────────────────────┼┐
┌──────────────┼┐
│ участка)
││ │Плата за подключение = тариф ││ │
Оплата услуг ││
└─────────────────────────┼┘
│ за подключение x
нагрузка ││ │ по тарифу ││
┌──┘
└─────────────────────────────┼┘
└──────────────┼┘
-
\/
\/ \/
┌────────────────────┐
┌─────────────────┐
┌───────────────────────────┐
┌──┤ АДМИНИСТРАЦИЯ
│<───┤ Инвестиционная ├───>│
ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНАЛЬНОГО ├────┐
│ └────────────────────┘
│ программа │
│ КОМПЛЕКСА │<─┐ │
│ │ │
└───────────────────────────┘
│ │
│ ┌──────────────┐
│ Концессионное
│ │ │
│ │Передает права│
│ соглашение │
┌──────────────┐
│ │
│ │владения и│
└────────┬────────┘
│Принимает │ │ │
│ │пользования КК│
│ │права
владения│ │ │
│ │для │
\/ │и пользования│
│ │
│ │содержания, │
┌─────────────────┐
│КК для│ │ │
│ │обслуживания
и├─────────>│
СИСТЕМА ├────────────────>│содержания,
│ │ │
│ │развития │
│ КОММУНАЛЬНОГО │
│обслуживания и│ │ │
│ │ │ │ КОМПЛЕКСА
│ │развития │ │ │
│ │Осуществляет │
┌┴─────────────────┴─┐
│ │ │ │
│ │дополнительные│
│ Осуществляет /\ │
│Осуществляет │ │ │
│ │инвестиции на│
│ строительство и │ │
│дополнительные│ │ │
│ │развитие КК│
│ реконструкцию КК│ │
│инвестиции на│ │ │
│ │за счет│
│ в рамках │ │
│развитие КК│ │ │
│ │средств от│
│ реализации │ │ │за
счет│ │ │
│ │реализации
├────────>│
инвестиционной │ │<──────────────┤средств
от│ │ │
│ │земельных │
│ программы │ │
│реализации │ │ │
│ │участков, │
└┬────────────────┴┬─┘
│инвестиционной│ │ │
│ │субвенций и│
│ УКС │ │программы
│ │ │
│ │дотаций │
│ администрации │ │(плата
за│ │ │
│ │бюджета │
└─────────────────┘
│подключение, │ │ │
│ └──────────────┘
│надтарифная
│ │ │
│
│надбавка) │
│ │
│┌──────────────────────────┐
└──────────────┘
│ │
││- государственные
гарантии│
│ │
││на 65 - 50% суммы
кредита │
│ │
││ │
┌────────────────────────────┐
│ │
││-
субсидирование 50-│ │На реализацию
инвестиционной│ │ │
││процентной ставки
│ │программы на 5 лет
│ │ │
│└──────────────────────────┘
└────────────────────────────┴───┘
│
│
│
│ ┌───────────┐
┌────────────┐
│
└──────>│
БАНК ├────────────>│
Кредит │<────────────────────────────────────┘
└───────────┘
└────────────┘
┌────────────────────────────┐
│Возврат
кредита за счет│
│средств:
│
│-
от платы за подключение │
│-
от платы населения │
└────────────────────────────┘
Сводные данные по
затратам на обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой по
каждому микрорайону представлены в табл. 5.1.
Общие затраты на строительство
объектов коммунальной инфраструктуры составят 28500 тыс. руб., в том
числе потребность в финансировании составит 28500 тыс. руб.
Расходы по источникам финансирования
представлены в табл. 5.2.
Общие расходы на строительство
коммунальной инфраструктуры до 2010 г. составят 28500 тыс. руб.
Бюджетные средства на предоставление государственных гарантий
составят 28500 тыс. руб., в том числе расходы бюджета
Дальнеконстантиновского района - 28500 тыс. руб.
Расходы бюджета на субсидирование
процентной ставки составят ____-____ тыс. руб., в том числе расходы
бюджета Дальнеконстантиновского района - ____-____ тыс. руб.
Таким образом, общие расходы бюджета
Дальнеконстантиновского района составят 28500 млн руб.
В результате реализации мер программы
по поддержке кредитования проектов по обеспечению земельных участков
для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой за счет
федерального, региональных и местных бюджетов будет привлечено 28500
тыс. руб. кредитных средств банков.
Таблица 5.1 <8>
Адресная программа
строительства объектов
коммунальной инфраструктуры
№ п/п |
Наименование объекта
(назначение, мощность в натуральных единицах)
|
Предоставление площадки
под строительство инфраструктуры
|
Потребность в инвестициях,
тыс. руб.
|
Перехо- дящий остаток на
2011 г., тыс. руб.
|
|
|
Стоимость объекта, тыс.
руб. |
Освоено средств, тыс.
руб.
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Итого |
|
Микрорайон № р.п.
Д.-Константиново
|
1.
|
Водоснабжение. Труба
диам. 100, прот. 3,5 км
|
6500
|
-
|
5500 |
1000 |
-
|
-
|
-
|
6500
|
-
|
2.
|
Водоотведение. Труба
диам. 160, прот. 2,5 км
|
6500
|
-
|
-
|
-
|
2500 |
2000 |
2000 |
6500
|
-
|
3.
|
Газоснабжение. Труба
стал. диам. 89 мм, прот. 3,5 км
|
7500
|
-
|
-
|
-
|
2000 |
2000 |
3500 |
7500
|
-
|
4.
|
Электроснабжение. Прот. 2,3
км. Вл. 0,4
|
8000
|
-
|
-
|
4500 |
1000 |
1500 |
1000 |
8000
|
-
|
|
ИТОГО
|
|
|
5500 |
5500 |
5500 |
5500 |
6500 |
28500 |
-
|
--------------------------------
<8> Таблица 5.1 рассчитывается
и переносится из файла "Шаблон.xls", лист 5.1.
Таблица 5.2 <9>
Источники
финансирования строительства объектов
коммунальной инфраструктуры
┌───┬─────────────────┬─────────────┬───────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│ № │ Наименование
│Организация -│Потребность│ Собственные
средства, тыс. │ Заемные средства, тыс. руб. │
│п/п│ объекта
│ заказчик- │ в │ руб.
│ │
│ │ (назначение,
│ застройщик │средствах,
├────┬────┬────┬────┬────┬─────┼────┬────┬────┬────┬────┬─────┤
│ │ мощность в
│ │ тыс. руб.
│2006│2007│2008│2009│2010│Итого│2006│2007│2008│2009│2010│Итого│
│ │ натуральных
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ единицах)
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┴─────────────────┴─────────────┴───────────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────┤
│Микрорайон № р.п.
Д.-Константиново
│
├───┬─────────────────┬─────────────┬───────────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────┤
│1. │Водоснабжение
-│Администрация│ 6500 │5500│1000│
- │ - │ - │6500 │ - │ - │ -
│ - │ - │ - │
│ │труба диам.
|