Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Нижегородская03a.html.215
Нижегородская


РЕШЕНИЕ Земского собрания
Дальнеконстантиновского района от 27.06.2006 № 63


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОМ РАЙОНЕ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА




РЕШЕНИЕ


от 27 июня 2006 г. № 63




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ


И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА


В ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОМ РАЙОНЕ В
НОВОЙ РЕДАКЦИИ




В целях эффективного
решения вопросов по опеке и попечительству, обеспечения
взаимодействия между центральной районной больницей, отделом
образования, центром занятости, структурным подразделением
территориального органа департамента социальной защиты населения,
труда и занятости Нижегородской области, государственным учреждением
"Комплексный центр социального обслуживания населения
Д.-Константиновского района" (далее - ГУ "Комплексный
центр") (по согласованию), а также закрепления порядка
деятельности вышеназванных структур по вверенным им вопросам Земское
собрание решило:


1. Утвердить Положение об организации
и деятельности органов опеки и попечительства в
Дальнеконстантиновском районе в новой редакции.


2. Считать утратившими силу
постановление Земского собрания от 26.08.2003 № 54/62 "Об
утверждении Положения об организации и деятельности органа опеки и
попечительства в Дальнеконстантиновском районе" и постановление
№ 69/78 от 23.10.2003.




Глава местного
самоуправления,


председатель Земского собрания


В.А.КИРЮХОВ












Приложение


Утверждено


решением


Земского собрания


Дальнеконстантиновского района


от 27.06.2006 № 63




ПОЛОЖЕНИЕ


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА


В ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОМ РАЙОНЕ




Глава 1




ОРГАНЫ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА




1. Органом опеки и
попечительства является администрация Дальнеконстантиновского района.


2. Функции по опеке и попечительству
осуществляют:


- отдел образования - в отношении
несовершеннолетних лиц;


- центральная районная больница - в
определении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными, и в отношении несовершеннолетних лиц от 0 до 3 лет;


- структурное подразделение
территориального органа департамента социальной защиты населения,
труда и занятости Нижегородской области, государственное учреждение
"Комплексный центр социального обслуживания населения
Д.-Константиновского района", (далее - ГУ "Комплексный
центр") (по согласованию) - в отношении дееспособных лиц,
нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, а также лиц,
признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.


3. Орган опеки и попечительства
руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Гражданским
кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ "Об образовании",
Законом Нижегородской области "Об организации и деятельности
органов опеки и попечительства", Уставом Дальнеконстантиновского
района, настоящим Положением.




Глава 2




ПОЛНОМОЧИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА


КАК ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА




Администрация
Дальнеконстантиновского района:


- организует выявление детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не
имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также
совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и
нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;


- устанавливает опеку и
попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без
попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными
вследствие душевной болезни, над дееспособными совершеннолетними
лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над
лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие
злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;


- назначает опекунов и попечителей;


- назначает управляющего над
имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43
Гражданского кодекса Российской Федерации;


- освобождает и отстраняет опекунов и
попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;


- заключает с приемными родителями
договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;


- принимает решение о помещении
ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение
социальной защиты населения, приемную семью;


- принимает меры по защите жилищных
прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях,
предусмотренных законодательством;


- дает письменное разрешение на
совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению
имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче внаем (аренду), в
безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от
принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел их
имущества или выделение из него долей, а также любых других сделок,
влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних;


- принимает решение об объявлении
несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;


- предъявляет в судах иски, связанные
с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних,
а также о признании граждан ограниченно дееспособными,
недееспособными;


- решает вопросы присвоения или
изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях,
предусмотренных законодательством;


- решает вопросы содержания
подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав;


- рассматривает предложения,
заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления (удочерения),
опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры.




Глава 3




ФУНКЦИИ ОТДЕЛА
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ




Отдел образования:


- участвует в выявлении детей,
оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих
нормальных условий для воспитания в семье;


- осуществляет подготовку документов
и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье, для учреждения опеки и попечительства, помещения в приемную
семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности - помещения в
воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение
социальной защиты;


- осуществляет подбор лиц, способных
к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, готовит материалы,
необходимые для назначения опекуна или попечителя, для освобождения
(отстранения) опекуна или попечителя от выполнения возложенных на
него обязанностей;


- обеспечивает временное устройство
нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних лиц, а также
сохранность их имущества;


- ведет учет несовершеннолетних, в
отношении которых установлена опека и попечительство;


- осуществляет надзор за
деятельностью опекунов и попечителей;


- готовит заключение о возможности
раздельного проживания опекуна или попечителя с подопечным;


- защищает личные и имущественные
права и интересы опекаемых в случае ненадлежащего исполнения опекуном
(попечителем) своих обязанностей;


- готовит материалы о назначении
выплат денежных средств на содержание опекаемых в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;


- подбирает лиц, способных к
выполнению обязанностей приемных родителей, выдает заключение о
возможности быть приемными родителями;


- осуществляет подготовку проекта
договора о создании приемной семьи;


- оказывает помощь опекунам,
попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении, организации
медицинского наблюдения, отдыха детей;


- осуществляет подбор лиц, способных
к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливает материалы,
необходимые для усыновления, ведет учет детей, в отношении которых
произведено усыновление;


- осуществляет подготовку анкет на
детей, подлежащих передаче на воспитание в семью, для постановки их
на региональный учет;


- осуществляет контроль за условиями
жизни, воспитанием и образованием опекаемых, усыновленных детей и
несовершеннолетних, воспитывающихся в приемных семьях, направленных в
учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты
населения;


- оказывает помощь детям-сиротам в
трудоустройстве и обеспечении жильем после выпуска из учебных
заведений;


- осуществляет подготовку документов
руководителю органа опеки и попечительства района о разрешении, о
согласии на отчуждение и передачу имущества ребенка в дар, обмен
жилой площади, совершение сделок, не влекущих нарушения прав и
законных интересов зарегистрированных на территории района
несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством) и в
приемных семьях;


- участвует в судебных заседаниях при
рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием, образованием
несовершеннолетних, и в других случаях, предусмотренных
законодательством;


- разрешает спорные вопросы между
родителями о воспитании детей;


- участвует в исполнении решений
судов о передаче или отобрании детей;


- проводит обследование условий жизни
ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляет в суд
заключение по спорам, связанным с воспитанием, содержанием и
образованием детей;


- дает заключение о возможности
объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке
эмансипации;


- осуществляет охрану интересов
народившегося наследника при разделе наследственного имущества;


- рассматривает вопросы о присвоении
или изменении фамилии, имени несовершеннолетнего в случаях,
предусмотренных законодательством;


- дает заключение о возможности
раздельного проживания опекуна (попечителя) с подопечным;


- готовит документы для разрешения
регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;


- привлекает общественность к работе
отдела образования, исполняющего функции по опеке и попечительству
над несовершеннолетними.




Глава 4




ФУНКЦИИ ГУ
"КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ"




ГУ "Комплексный
центр":


- выявляет совершеннолетних и
несовершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и
нуждаются в установлении опеки и попечительства, оказывает им помощь
в установлении опеки;


- на основании заключения ЦРБ и
признания судом лиц недееспособными или ограниченно дееспособными
готовит документы, необходимые для установления опеки и
попечительства, а также совместно с ЦРБ готовит документы для
освобождения опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него
обязанностей;


- ведет учет лиц, в отношении которых
установлена опека;


- осуществляет надзор за
деятельностью опекунов, оказывает им помощь в организации
медицинского обслуживания за подопечными;


- защищает личные и имущественные
права подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном своих
обязанностей, в том числе использования им опеки и попечительства в
корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора
и необходимой помощи;


- выявляет несовершеннолетних лиц,
нуждающихся в государственной помощи, оказывает им социально-правовую
и материальную помощь;


- осуществляет устройство
дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной
помощи по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и
инвалидов, совершеннолетних - в приют, центр социально-бытовой
реабилитации;


- участвует в судебных заседаниях по
делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных
законодательством;


- осуществляет патронаж лиц, которые
по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права
и исполнять обязанности.




Глава 5




ФУНКЦИИ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ


БОЛЬНИЦЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ




Дальнеконстантиновская
районная больница:


- выявляет душевнобольных,
нуждающихся в установлении над ними опеки, новорожденных, оставшихся
без попечения родителей;


- готовит материалы, необходимые для
назначения опекуна или попечителя, для освобождения (отстранения)
опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;


- оказывает необходимую помощь до
установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие
душевной болезни;


- осуществляет устройство
новорожденных и детей до 3 лет, оставшихся без попечения родителей, в
подведомственные учреждения;


- участвует в судебных заседаниях по
делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных
законодательством;


- обеспечивает временное устройство
нуждающихся в опеке или попечительстве дееспособных совершеннолетних
лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;


- ведет учет лиц, в отношении которых
установлена опека и попечительство;


- осуществляет надзор за
деятельностью опекунов и попечителей, оказывает им помощь в
организации наблюдения и трудоустройстве подопечных;






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "которых" имеется в
виду слово "корыстных".






- защищает личные
права и интересы подопечных в случае ненадлежащего исполнения
опекуном или попечителем своих обязанностей, в том числе
использования им опеки в которых целях, а также в случае оставления
подопечного без надзора и необходимой помощи;


- обеспечивает временное помещение
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до
направления ребенка в соответствующее учреждение.




Глава 6




ПОРЯДОК РАБОТЫ
ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ГУ "КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР",


ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ФУНКЦИЙ


ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ




Порядок передачи
несовершеннолетних детей


на усыновление (удочерение)




Порядок передачи
детей гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам
разработан в соответствии с Семейным кодексом РФ, Гражданским
кодексом и постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.


1. Усыновление (удочерение)
производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить (удочерить)
ребенка. Дела об установлении усыновления (удочерения) детей
рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства на
основании главы 19 Семейного кодекса РФ.


2. Усыновление (удочерение)
допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный
родитель или оба родителя которых:


- умерли;


- лишены родительских прав;


- признаны в судебном порядке
недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;


- дали согласие на усыновление
(удочерение) в письменной форме;


- не проживают более года совместно с
ребенком и, несмотря на предупреждение органов опеки и
попечительства, не принимают участия в его воспитании, содержании, не
проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.


В этом случае согласие родителя
(родителей) на усыновление (удочерение) ребенка не требуется.


Подкинутые дети могут быть переданы
на усыновление (удочерение) при наличии соответствующего акта,
выданного в установленном порядке органами внутренних дел.


3. Усыновителями могут быть
совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:


- лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными;


- супругов, один из которых признан
судом недееспособным или ограниченно дееспособным;


- лиц, лишенных по суду родительских
прав или ограниченных судом в родительских правах;


- лиц, отстраненных от обязанностей
опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей,
возложенных на него законом;


- бывших усыновителей, если
усыновление отменено судом по их вине;


- лиц, которые по состоянию здоровья
не могут осуществлять родительские права;


- лиц, которые на момент установления
усыновления (удочерения) не имеют дохода, обеспечивающего
усыновленному (удочеренному) ребенку прожиточного минимума,
установленного в субъекте Российской Федерации, на территории
которого проживают усыновители (усыновитель);


- лиц, не имеющих постоянного места
жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным
санитарным и техническим требованиям;


- лиц, имеющих на момент установления
усыновления (удочерения) судимость за умышленное преступление против
жизни или здоровья граждан.


Лица, не состоящие между собой в
браке, не могут совместно усыновить (удочерить) одного и того же
ребенка.


4. Допускается совершение действий
при усыновлении (удочерении) детей от имени и в интересах граждан РФ
и иностранных граждан, желающих усыновить (удочерить) детей,
являющихся гражданами РФ и другими лицами, на основании нотариально
удостоверенной доверенности, за исключением действий, которые
усыновители должны совершать лично в соответствии с настоящим
Положением.


Посредническая деятельность по
усыновлению (удочерению) детей, являющихся гражданами РФ,
запрещается.


5. За усыновление (удочерение) и
действия, связанные с его производством, плата не взимается.


6. По запросу суда орган опеки и
попечительства готовит заключение об обоснованности усыновления
(удочерения) и его соответствии интересам ребенка на основании
следственных документов:


1. Документы на кандидатов в
усыновители:


1.1. Заявление кандидатов в
усыновители.


1.2. Характеристика с места работы.


1.3. Справка с места жительства.


1.4. Копия свидетельства о браке.


1.5. Медицинское заключение о
состоянии здоровья кандидатов в усыновители.


1.6. Справка о зарплате кандидатов в
усыновители.


1.7. Автобиография.


1.8. Акт обследования жилищно-бытовых
условий кандидатов в усыновители.


1.9. Справка об отсутствии у
проживающих совместно с усыновителями членов семьи заболеваний,
препятствующих помещению в нее ребенка.


2. Документы на ребенка.


2.1. Копия свидетельства о рождении.


2.2. Справка о состоянии здоровья
ребенка.


2.3. Документы о родителях.


2.4. Письменное согласие родителей
ребенка или лиц, их замещающих, на усыновление (удочерение).


2.5. Согласие ребенка, достигшего
10-летнего возраста.


2.6. Согласие администрации детского
учреждения.


2.7. Данные о братьях и сестрах
ребенка.


7. На основании заявления и
приложенных к нему документов, а также акта обследования условий
жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, орган опеки и
попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления
готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое
является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в
усыновители.


8. После постановки граждан на учет в
качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства
представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть
усыновлен (удочерен), и выдает направление для посещения ребенка
(детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).


9. Кандидаты в усыновители имеют
право:


- получать подробную информацию о
ребенке и сведения о наличии у него родственников;


- обратиться в медицинское учреждение
для проведения независимого медицинского освидетельствования
усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором
находится ребенок.


10. Кандидаты в усыновители обязаны
лично:


- познакомиться с ребенком и
установить с ним контакт;


- ознакомиться с документами
усыновляемого (удочеряемого) ребенка;


- подтвердить в письменной форме факт
ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.


11. Если кандидаты в усыновители не
смогли подобрать для усыновления (удочерения) ребенка по месту своего
жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке,
подлежащем усыновлению (удочерению), в орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации (департамент образования Нижегородской
области).


Основанием для получения этих
сведений является заявление кандидатов в усыновители с просьбой о
подборе ребенка на усыновление (удочерение) и заключение органа опеки
и попечительства о возможности быть усыновителями (заключение
действительно в течение года со дня его выдачи).


12. Основанием для решения вопроса о
возможности усыновления (удочерения) конкретного ребенка является
заявление кандидатов в усыновители с просьбой об установлении
усыновления (удочерения), которое подается ими в суд по месту
жительства (нахождения) ребенка в порядке, установленном Гражданским
процессуальным законодательством.


13. Права и обязанности усыновителей
и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу
решения суда об установлении усыновления (удочерения) ребенка.


14. Контрольное обследование условий
жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по
охране детства органа опеки и попечительства ежегодно в течение
первых 3 лет после установления усыновления (удочерения).
Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет
определяется органом опеки и попечительства индивидуально в
соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье
усыновителя(ей). Контрольное обследование условий жизни и воспитания
усыновленного ребенка проводится с сохранением тайны усыновления
(удочерения).




Порядок учреждения
опеки и попечительства




1. В соответствии со
статьей 34 Гражданского кодекса РФ, статьей 145 Семейного кодекса РФ
опека и попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания,
воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов.


Детьми-сиротами считаются: дети, у
которых умерли оба или единственный родитель.


Детьми, оставшимися без попечения
родителей считаются дети, родители которых:


- лишены родительских прав;


- ограничены в родительских правах;


- признаны безвестно отсутствующими;


- признаны недееспособными
(ограниченно дееспособными);


- находятся в лечебных учреждениях на
длительном лечении;


- объявлены умершими;


- отбывают наказания в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы;


- находятся в местах содержания под
стражей как подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;


- уклоняются от воспитания детей или
от защиты их прав и интересов;


- отказываются взять своих детей из
воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и
других аналогичных учреждений;


- разыскиваются органами внутренних
дел.


2. Опека устанавливается над детьми,
не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство
устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.


По достижении малолетними подопечными
14 лет опека над ними прекращается, гражданин осуществляющий
обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без
дополнительного решения об этом (ст. 40 Гражданского кодекса РФ).


3. Опекун или попечитель назначается
по месту жительства несовершеннолетнего, нуждающегося в опеке или
попечительстве, в течение месяца с момента, когда органам опеки или
попечительства стало известно о необходимости установления опеки и
попечительства. Если несовершеннолетнему, нуждающемуся в опеке и
попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель,
исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается
на орган опеки и попечительства (ст. 35 Гражданского кодекса РФ).


4. Опекунами (попечителями) могут
назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут
быть назначены опекунами (попечителями) граждане:


- лишенные родительских прав;


- ограниченные в родительских правах;


- бывшие усыновители, если
усыновление (удочерение) отменено по их вине;


- больные хроническим алкоголизмом,
наркоманией;


- лица, которые по состоянию здоровья
не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.




Перечень заболеваний,
при наличии которых лицо


не может принять ребенка под опеку
(попечительство)




а) туберкулез
(активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V
групп диспансерного учета;


б) заболевания внутренних органов,
нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии
декомпенсации;


в) злокачественные онкологические
заболевания всех локализаций;


г) наркомания, токсикомания,
алкоголизм;


д) инфекционные заболевания до снятия
с диспансерного учета;


е) психические заболевания, при
которых больные признаны недееспособными или ограниченно
дееспособными;


ж) все заболевания и травмы,
приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность
(постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542).


5. Опекун или попечитель может быть
назначен только с его согласия. При этом учитываются нравственные и
иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к
выполнению обязанностей опекуна, отношения между опекуном и ребенком,
отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно,
желание самого ребенка (ст. 146 Семейного кодекса РФ, ст. 35
Гражданского кодекса РФ).


6. Для рассмотрения вопроса по
установлению опеки (попечительства) отдел образования запрашивает
следующие документы:


- заявление на имя главы
администрации Дальнеконстантиновского района (в заявлении должны быть
указаны фамилия, имя, отчество, паспортные данные кандидата в опекуны
(попечители), его адрес, существо просьбы с указанием фамилии, имени
несовершеннолетнего, над которым следует установить опеку, причины
утраты родительского попечения);


- справку с места жительства
кандидата в опекуны;


- справку с места работы кандидата в
опекуны;


- справку о материальном обеспечении
кандидата в опекуны;


- медицинское заключение о состоянии
здоровья кандидата в опекуны;


- согласие всех совершеннолетних
членов семьи кандидата в опекуны на установление опеки;


- акт обследования жилищно-бытовых
условий несовершеннолетнего;


- опись имущества
несовершеннолетнего;


- справку с места учебы;


- согласие несовершеннолетнего старше
6 лет с просьбой о назначении претендента опекуном.


7. Опекуны и попечители
несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет,
допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии,
что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и
интересов несовершеннолетнего (ст. 36 Гражданского кодекса РФ).


8. Опекун (попечитель) освобождается
от исполнения им своих обязанностей:


- по личной просьбе при наличии
уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопонимания с подопечным
и т.д.);


- в случае возвращения
несовершеннолетнего его родителям или усыновления (удочерения);


- в случае помещения подопечного в
детское государственное учреждение (ст. 39 Гражданского кодекса РФ).


9. Опекун отстраняется от выполнения
возложенных на него обязанностей в случае ненадлежащего выполнения им
этих обязанностей (ст. 39 Гражданского кодекса РФ).


10. Попечительство над
несовершеннолетними прекращается без особого решения по достижении
несовершеннолетним 18 лет, а также при вступлении его в брак и в
других случаях приобретения им полной дееспособности по достижении
совершеннолетия (ст. 40 Гражданского кодекса РФ).


11. Обязанности опекуна выполняются
безвозмездно (ст. 36, п. 1 Гражданского кодекса РФ).




Порядок направления
несовершеннолетних


в детские государственные учреждения




1. В детские
государственные учреждения (дом ребенка, детский дом, специальная
(коррекционная) школа-интернат) направляются:


- дети-сироты, родители которых
умерли;


- дети, родители которых лишены
родительских прав или ограничены в родительских правах, осуждены,
признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также
место нахождения родителей не установлено;


- дети, родители которых отказались
взять их из родильного дома и дали согласие на усыновление
(удочерение);


- подкинутые дети;


- дети одиноких матерей (отцов) на
срок не более одного года.


2. Дети - члены одной семьи или
находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение,
за исключением случаев, когда по медицинским или другим причинам
воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.


3. На каждого ребенка, определяемого
в детское государственное учреждение, направляющие органы
(учреждения) представляют:


- распоряжение администрации
Дальнеконстантиновского района о направлении в детское
государственное учреждение;


- путевку в учреждение, выданную
учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;


- свидетельство о рождении
(подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской
экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;


- сведения о родителях или лицах, их
заменяющих (документы, подтверждающие отсутствие родителей или
невозможность воспитания ими своих детей);


- справку о наличии и местожительстве
братьев, сестер и других близких родственников;


- документы об образовании (личное
дело, выписка текущих оценок из журнала);


- характеристику из школы, ДОУ;


- документы о закреплении жилой
площади, занимаемой несовершеннолетними или его родителями, или
свидетельство о праве собственности несовершеннолетнего на жилое
помещение;


- акт обследования жизни ребенка;


- опись имущества, оставшегося после
смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;


- пенсионную книжку ребенка,
получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные
бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицами, их
замещающими);


- заключение
психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в
развитии);


- акт о подкидывании;


- заявление матери-одиночки,
отца-одиночки (подтверждение, что мать (отец) являются одинокими);


- медицинские документы:


а) индивидуальную карту ребенка;


б) карту прививок;


в) результаты анализов (мочи - общий;
крови - РВ, ВИЧ, общий; кала - на дизгруппу, я/глист, на энтеробиоз;
мазок на дифтерию; справку от дерматолога, психоневролога, педиатра;
справку об отсутствии инфекционных заболеваний).


4. Зачисление несовершеннолетнего в
детские государственные учреждения Дальнеконстантиновского района
осуществляется после издания приказа отдела образования на основании
представленных документов.




Порядок решения
вопроса об осуществлении родительских прав


родителями, проживающими отдельно от
ребенка




Порядок
осуществления родительских прав родителями, проживающими отдельно от
ребенка, устанавливается ст. 66 Семейного кодекса РФ.


1. Родитель, проживающий отдельно от
ребенка, имеет право на общение с ним, участие в его воспитании и
решении вопросов получения ребенком образования.


Родитель, с которым проживает
ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем,
если такое общение не причиняет вред физическому и психическому
здоровью ребенка, его нравственному развитию.


2. Родители вправе заключить в
письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав
родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут
прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и
попечительства по требованию родителей (одного из них).


3. При невыполнении решения суда к
виновному родителю применяются меры, предусмотренные Гражданским
процессуальным кодексом. При злостном невыполнении решения суда суд
по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может
вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка,
с учетом мнения ребенка.


4. Родитель, проживающий отдельно от
ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из
воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении
информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для
жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении
информации может быть оспорен в судебном порядке. Для рассмотрения
вопроса родитель, отдельно проживающий и желающий принимать участие в
воспитании несовершеннолетнего ребенка, представляет в отдел опеки и
попечительства следующие документы:


- заявление на имя главы
администрации района;


- справку с места жительства;


- характеристику с места работы;


- справку с места работы о зарплате с
отметкой об уплате алиментов.


5. Орган опеки и попечительства
выясняет согласие (несогласие) другой стороны, а также мнение ребенка
о встречах с отдельно проживающим родителем.


6. При необходимости орган опеки и
попечительства может запросить справку о состоянии здоровья ребенка,
акт обследования жилищно-бытовых условий, справку с места жительства,
характеристику с места работы, справку о зарплате родителя,
проживающего с ребенком, информацию из школы, детского дошкольного
учреждения об участии родителей (одного из родителей) в воспитании,
общении с ребенком и другую информацию. На основании представленных
документов, информации, полученной из бесед с родителями, соседями,
сослуживцами, орган опеки и попечительства готовит проект
распоряжения администрации района о порядке осуществления
родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Вопрос
решается исключительно в интересах несовершеннолетнего. В случае если
родители не подчиняются решению органов опеки и попечительства, спор
передается на разрешение суда по иску родителя.




Порядок выдачи
разрешений на совершение сделок


по отчуждению жилой площади,
собственниками которой


являются несовершеннолетние








-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Закон Нижегородской области № 43-З принят
10.09.1996, а не 10.09.1995.






В целях охраны
жилищных и имущественных прав несовершеннолетних в соответствии с
Законом Нижегородской области № 43-З от 10.09.1995 "Об
организации и деятельности органов опеки и попечительства", ст.
34, 37, 292 Гражданского кодекса РФ, требующими обязательного
разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок по
отчуждению, в том числе обмену, дарению, продаже жилой площади,
имущества несовершеннолетних, сдаче их внаем (аренду), безвозмездное
пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих
несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выделение из него
долей, а также любых сделок, влекущих уменьшение имущества
несовершеннолетних:


1. Вышеуказанные разрешения
оформляются в форме распоряжений администрации
Дальнеконстантиновского района в 15-дневный срок со дня приема
документов.






-->
примечание.


Видимо, имеется в виду письмо
Минобразования РФ от 20.02.1995 № 09-М "О защите жилищных прав
несовершеннолетних", текст которого включен в информационный
банк СПС --> Эксперт-приложение.






2. Для рассмотрения
вопросов по отчуждению жилых помещений запрашиваются согласно
разъяснению Министерства образования РФ от 20.02.1995 № 09-М
следующие документы:


- заявления родителей (обоих) либо
лиц, их замещающих, с просьбой о разрешении совершения сделки;


- запрос нотариуса или учреждения
юстиции о разрешении совершения сделки; копии справок о составе семьи
отдельно с места продажи и места покупки (обмена) жилых помещений;


- копии свидетельств о собственности
на жилое помещение отдельно с места продажи и места покупки (обмена);


- согласие несовершеннолетних старше
14-летнего возраста проживать на жилой площади, приобретенной для
него в результате отчуждения жилой площади (в присутствии специалиста
по охране прав детства);


- копии справок из налоговой
инспекции, подтверждающих отсутствие задолженности по уплате налога
на недвижимость;


- характеристика на семью при продаже
квартиры или ухудшении жилищных условий (из школы, ДОУ, с места
работы);


- копии справок БТИ, удостоверяющих
балансовую стоимость жилых помещений на момент обращения;


- разрешение из ОВД (форма 6) на
регистрацию в населенном пункте субъекта РФ в случае выезда семьи по
новому адресу;


- заявление-согласие продающего
квартиру лица на продажу и выписку с занимаемой жилой площади
(требовать по необходимости).


3. Прием документов для подготовки
разрешения на совершение сделки осуществляется при наличии запроса
нотариуса или учреждения юстиции и всех необходимых документов.


4. В разрешении закрепляется право
несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения на
проживание и пользование вновь приобретаемым жилым помещением.


5. Наиболее сложные вопросы,
связанные с отчуждением жилой площади, рассматриваются на районной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


6. Нотариус и учреждение юстиции
представляют в отдел опеки и попечительства копии договоров по
отчуждению жилой площади в месячный срок со дня оформления сделки.




Порядок смены имени и
фамилии ребенка




Порядок изменения
имени и фамилии ребенка устанавливается ст. 59 Семейного кодекса РФ.


1. По совместной просьбе родителей до
достижения ребенком 14 лет орган опеки и попечительства, исходя из
интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также
изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.


2. Если родители проживают раздельно
и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою
фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в
зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.
Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его
места нахождения, лишения его родительских прав, признания
недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных
причин от воспитания и содержания ребенка.


3. Если ребенок рожден от лиц, не
состоящих в браке между собой и отцовство в законном порядке не
установлено, орган опеки и попечительства, исходя из интересов
ребенка, вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери,
которую она носит в момент обращения с такой просьбой.


4. Изменение имени и фамилии ребенка,
достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его
согласия.


Для решения вопроса об изменении
имени и фамилии ребенка гражданам необходимо представить следующие
документы:


- заявление от родителей (родителя),
проживающих с ребенком;


- свидетельство о рождении ребенка;


- справку с места жительства,
подтверждающую, что ребенок проживает с заявителем;


- свидетельство о расторжении брака
(копия);


- свидетельство о заключении брака
(копия), если фамилия меняется на фамилию отчима;


- согласие ребенка, достигшего 10
летнего возраста.


На основании представленных
документов отдел образования готовит заключение о целесообразности
смены имени и фамилии ребенку и в случае необходимости готовит проект
распоряжения администрации о смене имени и фамилии. Срок подготовки
распоряжения - 15 дней со дня приема документов.


По достижении 14-летнего возраста
несовершеннолетний вправе самостоятельно обратиться в отдел ЗАГСа с
вопросом об изменении имени и фамилии.




Порядок назначения
(снятия) попечительства


над совершеннолетними дееспособными
гражданами




1. Попечительство в
форме патронажа:


- устанавливается по просьбе
гражданина, который по состоянию здоровья нуждается в попечительстве
(ст. 41, п. 3 Гражданского кодекса РФ);


- оформляется в сроки не более месяца
с момента подачи документов.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 35
Гражданского кодекса РФ, а не а. 2 статьи 41 Семейного кодекса РФ.






2. Попечителем может
быть назначен совершеннолетний дееспособный гражданин, согласный
выполнять обязанности попечителя (ст. 41, а. 2 Семейного кодекса РФ).


3. Для оформления попечительства в
форме патронажа необходимы следующие документы:


- заявление лица, над которым
устанавливается попечительство;


- заявление гражданина, желающего
стать попечителем;


- характеристика на попечителя с
места жительства и с места работы;


- акт материально-бытового
обследования;


- справка, подтверждающая
инвалидность подопечного;


- справка от врача о нуждаемости
гражданина в постороннем уходе;


- справка об отсутствии у кандидата в
попечители психических заболеваний;


- справка о прописке;


- выписка из паспорта.


4. Попечительство прекращается в
следующих случаях:






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 статьи 41
Гражданского кодекса РФ, а не пункт 4 статьи 4.






- по требованию
лица, находящегося под патронажем (ст. 4, п. 4 Гражданского кодекса
РФ);


- по просьбе самого попечителя (ст.
39, п. 2 Гражданского кодекса РФ);


- по решению комиссии за ненадлежащее
выполнение попечителем своих обязанностей, использование
попечительства в корыстных целях (ст. 39, п. 3 Гражданского кодекса).


5. Функции по попечительству над
совершеннолетними дееспособными лицами, нуждающимися в попечительстве
по состоянию здоровья, осуществляет управление социальной защиты
населения.


6. Управление социальной защиты
населения:


- осуществляет назначение лиц,
способных к выполнению обязанностей попечителя (согласно ст. 41, п. 1
Гражданского кодекса РФ);


- готовит материалы для назначения
попечительства или отстранения попечителя от исполнения обязанностей
(согласно ст. 41 Гражданского кодекса РФ);


- ведет учет лиц, в отношении которых
установлено попечительство;


- осуществляет надзор за
деятельностью попечителей;


- осуществляет защиту личных и
имущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего
исполнения попечителем своих обязанностей (согласно ст. 37, п. 2, ст.
39, п. 3 Гражданского кодекса РФ).




Порядок учреждения
опеки (попечительства)


над совершеннолетними лицами,
признанными судом


недееспособными (частично
дееспособными)




1. Опекуном
(попечителем) может быть назначено лицо из числа близких
родственников или из числа лиц, рекомендованных общественной
организацией, а также другие граждане, которые по состоянию здоровья,
моральным качествам способны выполнять опекунские обязанности.


2. Для выполнения решения о
назначении лица опекуном (попечителем) запрашиваются следующие
документы:


- заявление со стороны кандидата в
опекуны о желании быть опекуном (попечителем);


- письменное согласие супруга и
других членов семьи;


- характеристика с места работы;


- справка о наличии жилой площади;


- справка о состоянии здоровья.


Со стороны подопечного:


- справка с места жительства;


- решение суда о признании гражданина
недееспособным (ограниченно дееспособным).


3. На основании представленных
документов готовится распоряжение администрации района в 15-дневный
срок.


Распоряжение направляется:


1 экз. - в канцелярию администрации;


1 экз. - опекуну;


1 экз. - ЦРБ;


1 экз. - в ГУ "Комплексный
центр".












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru