АДМИНИСТРАЦИЯ
ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2006 г. № 364
О СИСТЕМЕ
ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ
УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ОБ
ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ
ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ
В целях реализации
Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", для обеспечения своевременного оповещения и
информирования органов управления, защиты населения и территории при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного
характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий:
1. Утвердить Положение о системе
оповещения и информирования населения об угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, согласно приложению.
2. Заместителю главы администрации -
начальнику управления по делам ГО, ЧС и БЖДН администрации
Выксунского района, руководителям объектов производственной и
социальной сферы района проанализировать состояние дел по реализации
вопросов оповещения, защиты населения и территории от чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и иного характера и привести их в
соответствие с требованиями настоящего Положения.
3. Контроль за исполнением
постановления возложить на заместителя главы администрации -
начальника управления по делам ГО, ЧС и БЖДН Выксунского района.
И.о. главы
администрации
О.В.МАКАРОВА
Утверждено
постановлением
администрации Выксунского района
от 28.02.2006 № 364
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И
ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ
УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ОБ
ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ
ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ
ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение определяет состав, задачи, структуру систем оповещения и
механизм реализации мероприятий по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок их создания,
совершенствования и поддержания в постоянной готовности к
задействованию.
1.2. Оповещение является одним из
важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов,
осуществляющих управление силами российской системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в установленные степени
готовности, и доведение в минимально короткие сроки сигналов (команд,
распоряжений) и информации. С этой целью на каждом уровне управления
(объектовом, местном) создаются системы оповещения.
1.3. Система оповещения является
составной частью системы управления РСЧС и представляет собой
организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи,
аппаратуры оповещения и связи и других средств, размещенных на
пунктах управления и объектах связи, а также средств подачи звуковых
сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации
(громкоговорителей), установленных в жилой зоне городов, населенных
пунктов, на объектах производственной и социальной сферы и
предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной
информации органам управления, силам РСЧС и населению.
2. СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ
СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
2.1. Система
оповещения Выксунского района включает в себя местную (районную)
систему оповещения, а также локальные (объектовые) системы оповещения
в районах размещения потенциально опасных объектов и предприятий
производственной и социальной сферы.
2.2. Основной задачей районной
системы оповещения является обеспечение доведения сигналов
оповещения, распоряжений и экстренной информации от главы
администрации района, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям
и обеспечению противопожарной безопасности (КЧС и ОПБ), в
исключительных случаях от оперативных дежурных единой
дежурно-диспетчерской службы (ОД ЕДДС) района до:
- руководящего состава служб
гражданской обороны, руководителей поселковых и сельских
администраций;
- дежурно-диспетчерских служб
быстрого реагирования;
- диспетчеров потенциально опасных
объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и
экономическое значение или представляющих высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций;
- населения, проживающего на
территории района.
2.3. Основной задачей локальных
(объектовых) систем оповещения является обеспечение доведения
сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководителей и персонала объекта,
объектовых сил и служб гражданской обороны;
- руководителей (дежурных служб)
объектов производственной и социальной сферы, расположенных в зоне
действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в
непосредственной близости от потенциально опасного объекта в зоне
действия локальной системы оповещения.
2.4. Системы оповещения всех уровней
используются в целях реализации задач защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
2.5. Задействование систем оповещения
производится неавтоматизированным и автоматизированным способом.
Основным способом оповещения при работе системы оповещения всех
уровней является автоматизированный способ.
2.6. При неавтоматизированном способе
оповещения доведение сигналов и информации осуществляется по сети
связи общего пользования, ведомственным каналам связи без применения
специальной аппаратуры оповещения.
2.7. При автоматизированном способе
оповещения доведение сигналов и информации осуществляется с
использованием специальной аппаратуры оповещения, по каналам связи
общего пользования и ведомственным каналам, линиям связи современными
техническими средствами массовой информации и через операторов
сотовой связи.
3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ
В ГОТОВНОСТИ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
3.1. Системы
оповещения создаются заблаговременно.
3.2. Местная система оповещения
создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности
к задействованию под руководством главы администрации района,
председателя КЧС, органов управления по делам ГО и ЧС с участием
служб оповещения и связи.
3.3. Локальные (объектовые) системы
оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов
создаются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию
под руководством соответствующего руководителя объекта и с
привлечением служб оповещения и связи объектов.
3.4. Местные, локальные (объектовые)
системы оповещения являются составной частью и организационно,
технически и программно должны быть взаимоувязаны с областной
системой оповещения.
3.5. Органы управления по делам ГО и
ЧС, службы оповещения и связи района, объектов производственной и
социальной сферы проводят комплекс организационно-технических
мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем
оповещения.
3.6. В целях обеспечения устойчивого
функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:
- доведение сигналов оповещения и
информации с нескольких территориально расположенных защищенных
пунктов управления;
- комплексное использование
нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи
на одном направлении оповещения;
- размещение средств связи и
аппаратуры оповещения на защищенных пунктах управления;
- создание и использование запасов
мобильных средств оповещения.
3.7. Запасы мобильных (возимых и
переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в
готовности к задействованию на районном и объектовом уровнях
управления в соответствии с решением руководителя соответствующего
органа управления (объекта).
Номенклатура, объем, места
размещения, а также порядок накопления, хранения и использования
запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их
органом согласно рекомендациям МЧС России или Главного управления МЧС
России по Нижегородской области.
3.8. В целях поддержания в готовности
систем оповещения проводятся проверки их готовности к задействованию
и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.
3.9. Органы управления по делам ГО и
ЧС планируют и проводят проверки систем оповещения на основании
решения заместителя главы администрации - начальника управления по
делам ГО, ЧС и БЖДН администрации Выксунского района и утвержденных
планов проверок.
Проведение всех видов проверок с
задействованием сетей вещания на территории района (города)
согласовывается с руководством радиовещательных компаний, при этом
проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче
правительственных сообщений запрещается.
3.10. Эксплуатационно-техническое
обслуживание средств оповещения организуется органами по делам ГО и
ЧС и проводится предприятиями связи на договорных условиях.
4. ЗАДЕЙСТВОВАНИЕ
СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
4.1. Решение на
задействование системы оповещения принимает глава администрации
Выксунского района, председатель КЧС и ОПБ, в исключительных случаях
- оперативный дежурный ЕДДС.
4.2. Сигналы (распоряжения) и
информация оповещения передаются оперативным дежурным ЕДДС управления
по делам ГО и ЧС администрации Выксунского района вне всякой очереди
с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и
оповещения.
4.3. Оперативные дежурные ЕДДС,
получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения,
подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у
них инструкциями по оповещению.
4.4. Для передачи сигналов и
информации оповещения населению трансляция программ по сетям радио-,
телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной
принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности
может прерываться согласно действующему законодательству.
4.5. Использование местных сетей
радио- и проводного вещания, телевидения с перерывом трансляции
вещательной программы предоставляется главе администрации Выксунского
района и председателю КЧС только для оповещения и информирования
населения о чрезвычайных ситуациях.
4.6. Речевая информация передается
населению с перерывом программ вещания длительностью не более пяти
минут. Допускается двух- и трехкратное повторение передачи речевого
сообщения.
Передача речевой информации должна
осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий
вещания.
В исключительных, не терпящих
отлагательства случаях допускается передача кратких нестандартных
речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи
непосредственно с рабочего места дежурной смены ЕДДС Выксунского
района.
4.7. Порядок задействования системы
оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и
средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица
определяются решением главы администрации, председателем КЧС.
4.8. О всех случаях
(санкционированного и несанкционированного) задействования систем
оповещения докладывается в вышестоящий орган управления по делам ГО и
ЧС.
5. СИГНАЛЫ ОПОВЕЩЕНИЯ
5.1. Сигнал
оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения
и являющийся командой для проведения определенных мероприятий
органами, осуществляющими управление службами и силами РСЧС,
населением.
5.2. Для оповещения населения
установлен единый сигнал "Внимание всем!".
5.3. Сигнал об опасности заражения
аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и других опасных для
населения последствиях крупных аварий и катастроф подается в случае
непосредственной опасности заражения и произошедших крупных аварий и
катастроф с выбросом (разливом) АХОВ.
Для подачи сигнала используются все
местные технические средства связи и оповещения. Сигнал дублируется
подачей установленных звуковых, световых и других сигналов. По этому
сигналу необходимо действовать согласно указаниям заместителя главы
администрации - начальника управления по делам ГО, ЧС и БЖДН
Выксунского района.
5.4. Сигнал об угрозе затопления
подается при угрозе или непосредственном нарушении плотины
гидротехнического узла. Население, проживающее в зоне возможного
катастрофического затопления, оповещается по локальным системам
оповещения, по местным сетям проводного вещания, радиовещания и
телевидения путем многократной передачи речевого сообщения.
6. ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ
И ИНФОРМИРОВАНИЯ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА,
ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ
СИЛАМИ РСЧС
6.1. Доведение
сигналов (распоряжений) о приведении в готовность органов,
осуществляющих управление силами РСЧС, осуществляется оперативными
дежурными службами (ЕДДС) по существующей системе централизованного
оповещения и всем имеющимся каналам связи установленным порядком.
Подчиненные органы ГО и ЧС
подтверждают получение сигналов (распоряжений) и доводят их до своего
руководящего состава, служб и формирований ГО и ЧС.
6.2. Сигналы (распоряжения)
передаются по системе централизованного оповещения вне всякой
очереди, с использованием автоматизированных систем централизованного
оповещения, циркулярно и выборочно (по направлениям), с городского
или загородного пунктов управления.
6.3. Передача сигнала оповещения
"Радиационная опасность" осуществляется только через
управление по делам ГО, ЧС и БЖДН администрации Выксунского района.
Данный сигнал может быть получен от вышестоящего органа,
осуществляющего управление силами РСЧС. Кроме того, с получением
данного сигнала решение на оповещение и передачу текстов сообщений
для населения принимает глава администрации Выксунского района.
6.4. Оповещение руководящего состава
и служб района, личного состава органов управления по делам ГО и ЧС
осуществляется по системе циркулярного вызова на служебные и
квартирные телефоны, системе сотовой радиосвязи, путем прямого
оповещения дежурными службами по телефону, посыльными или другими
установленными сигналами.
7. ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ
И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
7.1. Оповещение и
информирование населения об угрозе и возникновении чрезвычайной
ситуации осуществляется на основании решения заместителя главы
администрации - начальника управления по делам ГО, ЧС и БЖДН
Выксунского района, дежурной службы ЕДДС с последующим доведением
информации по действующим сетям проводного, радио- и телевизионного
вещания.
7.2. Для дублирования сигналов
оповещения населению и работающей смене объектов производственной и
социальной сферы задействуются районные и объектовые системы
оповещения, мобильные средства оповещения, производственные и
транспортные гудки.
7.3. Оповещение о начале эвакуации
населения организуется установленным порядком на объектах
производственной и социальной сферы руководителями данных объектов и
руководителями жилищно-эксплуатационных органов.
7.4. Основным способом оповещения и
информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и иного характера считается
передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио-
и телевизионного вещания независимо от ведомственной принадлежности и
форм собственности.
7.5. Для привлечения внимания
населения перед передачей речевой информации производится включение
электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств,
что означает подачу сигнала "Внимание! Всем!".
По этому сигналу население, рабочие и
служащие объектов производственной и социальной сферы обязаны
включить абонентские устройства проводного вещания, радио и
телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений.
По указанному сигналу немедленно
приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на
оповещаемой территории узлы проводного вещания (местные, объектовые),
радиовещательные и телевизионные станции, включаются сети наружной
звукофикации. Передача сигналов (сообщений) населению производится по
каналам местного вещания.
При задействовании системы
централизованного оповещения с включением электросирен до населения
немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим
средствам проводного, радио- и телевизионного вещания.
7.6. Ответственность за организацию и
осуществление своевременного оповещения и информирования населения
возлагается на заместителя главы администрации - начальника
управления по делам ГО, ЧС и БЖДН Выксунского района.
7.7. Для оповещения и информирования
населения в районах размещения потенциально опасных объектов
используются локальные системы оповещения. Они предназначены для
своевременного доведения до проживающего в зоне ее действия
населения, работающих смен потенциально опасного объекта и других
организаций в зоне ее действия, органов по делам ГО и ЧС сигнала
"Внимание! Всем!" и информации об угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации, а также информации о развитии событий и
рекомендаций по дальнейшим действиям.
8. ОБЯЗАННОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГО, ЧС И БЖДН,
ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ ПО
ИНФОРМИРОВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
8.1. Управление по
делам ГО и ЧС:
разрабатывает тексты речевых
сообщений для оповещения, информирования населения и организует их
запись на магнитные носители;
обеспечивает установку на объектах
вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации
оповещения в программы вещания;
организует и осуществляет подготовку
оперативных дежурных ЕДДС;
планирует и проводит совместно с
организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки
по передаче сигналов и информации оповещения;
представляет заявки в организации
телерадиовещания на выделение соединительных линий и каналов связи от
пунктов управления, органов управления по делам ГО и ЧС к объектам
вещания;
разрабатывает документы о порядке
взаимодействия ОД ЕДДС с операторами телерадиовещания при передаче
сигналов и информации оповещения по сетям вещания.
8.2. Организации телерадиовещания:
обеспечивают готовность технических
средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению
сигналов и информации оповещения;
организуют и осуществляют подготовку
дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;
осуществляют подготовку
эксплуатационно-технического персонала объектов связи;
организуют и осуществляют подготовку
дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов
вещания;
обеспечивают постоянную готовность
технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и
речевой информации;
определяют по заявкам управления по
делам ГО, ЧС и БЖДН перечень и порядок функционирования
радиовещательных станций, предназначенных для передачи сигналов
оповещения;
осуществляют по заявкам управления по
делам ГО, ЧС и БЖДН запись речевых сообщений для населения на
магнитные носители;
обеспечивают постоянную готовность
персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.
9. РУКОВОДСТВО
ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОПОВЕЩЕНИЯ
9.1. Общее
руководство службами оповещения и связи при организации оповещения и
информирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
осуществляется заместителем главы администрации - начальником
управления по делам ГО, ЧС и БЖДН Выксунского района.
9.2. Непосредственное руководство на
местном уровне осуществляется управлением по делам ГО, ЧС и БЖДН
Выксунского района во взаимодействии с городскими и районными
организациями телерадиовещания.
10. ПОРЯДОК
ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
10.1.
Финансирование, создание, совершенствование (реконструкция) и
эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения, создание
и содержание запасов мобильных средств оповещения всех уровней
управления осуществляется в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
11. ОРГАНИЗАЦИЯ
ОПОВЕЩЕНИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
11.1. Организация
оповещения в военное время определяется решением главы администрации
Выксунского района.