ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2007 г. № 30
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ И
РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ
РЕСУРСАМИ КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА
В соответствии с
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Уставом Кулебакского района Земское собрание решило:
утвердить прилагаемое Положение о
порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом и
земельными ресурсами Кулебакского района.
Глава местного
самоуправления
Н.М.РЯБЫКИН
Председатель Земского
собрания
Л.П.СМИРНОВ
Утверждено
решением
Земского собрания
Кулебакского района
от 23.03.2007 № 30
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УПРАВЛЕНИЯ И
РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
КУЛЕБАКСКОГО РАЙОНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской
Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", действующим
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области,
Уставом Кулебакского муниципального района и определяет общие цели,
задачи, порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом и
земельными ресурсами, находящимися в ведении Кулебакского
муниципального района.
1.2. Целями управления и распоряжения
муниципальным имуществом и земельными ресурсами являются:
- обеспечение материально-финансовой
основы местного самоуправления;
- обеспечение работоспособного
состояния, сохранности и эффективного использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности;
- обеспечение доходов бюджета района
от использования и продажи имущества для реализации намеченных
муниципальных программ;
- содействие сохранению и созданию
новых рабочих мест на базе муниципального имущества;
- содействие обеспечению населения
жизненно необходимыми товарами и услугами за счет ценовой политики
при использовании имущества;
- привлечение инвестиций и
стимулирование предпринимательской активности на территории
Кулебакского района;
- достижение эффективных способов
использования земельных ресурсов и контроль за использованием и
охраной земель;
- обеспечение обязательств района по
гражданско-правовым сделкам.
1.3. Полномочия собственника -
муниципального образования Кулебакский муниципальный район
осуществляются органами местного самоуправления района в пределах их
полномочий.
1.3.1. К полномочиям Земского
собрания Кулебакского района в части распоряжения муниципальной
собственностью и земельными ресурсами относится:
- утверждение местного бюджета и
отчета о его исполнении;
- принятие планов и программ развития
муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определение порядка принятия
решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных
предприятий и учреждений;
- определение порядка
материально-технического обеспечения деятельности органов местного
самоуправления;
- контроль за исполнением органами
местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
полномочий по решению.
1.3.2. Администрация Кулебакского
района осуществляет управление и распоряжение муниципальным
имуществом и земельными ресурсами путем издания постановлений и
распоряжений главы администрации.
Постановление - это нормативный
правовой акт, принимаемый в целях разрешения наиболее важных и
принципиальных вопросов, установления определенных норм и правил.
Постановление рассчитано на постоянное или многократное применение и
адресовано неограниченному кругу лиц.
Распоряжение - это правовой акт, не
имеющий нормативного характера, принимаемый по оперативным,
организационным и другим текущим вопросам и содержащий конкретные
предписания. Распоряжение имеет ограниченный срок действия и
адресовано конкретному лицу или группе лиц.
В структуре администрации
Кулебакского района непосредственными полномочиями по решению задач в
сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, а также
земельными ресурсами, находящимися в ведении или собственности
Кулебакского района, наделен комитет по управлению муниципальным
имуществом (КУМИ).
В целях повышения эффективности
управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными
ресурсами в администрации создаются межведомственные комиссии, в
частности:
- по распоряжению муниципальным
имуществом и земельными ресурсами;
- по приватизации объектов
муниципальной собственности;
- по рассмотрению хода работ по
исчислению поступающих в местный бюджет налогов на землю и имущество;
- по актуализации кадастровой
стоимости оценки земель.
В состав комиссий включаются
работники КУМИ, отдела архитектуры и градостроительства, других
структурных подразделений администрации, а также, по согласованию,
работники других организаций.
1.3.3. Администрация Кулебакского
района предоставляет Правительству Нижегородской области, его
министерствам и ведомствам, курирующим работу органов местного
самоуправления в части владения, пользования и распоряжения
муниципальным имуществом и земельными ресурсами, отчетность в форме,
в порядке и в сроки, устанавливаемые указанными организациями.
Отчетность и иная информация в отношении земель сельскохозяйственного
назначения предоставляется с учетом требований Федерального закона
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от
24.07.2002 № 101-ФЗ и Закона Нижегородской области "Об
осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в
Нижегородской области" от 17.07.2003 № 63-З.
Основными контрольными показателями
отчетности являются поступления в местный бюджет от использования и
распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами,
результаты инвентаризации и изменения в учете муниципального
имущества.
1.3.4. Действие настоящего Положения
не распространяется на:
- распоряжение средствами бюджета
муниципального образования Кулебакский муниципальный район;
- распоряжение объектами
муниципального жилищного фонда (за исключением случаев, прямо
указанных в настоящем Положении).
2. ИМУЩЕСТВО,
ОТНОСЯЩЕЕСЯ К МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
2.1. Имущество,
принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию
Кулебакский муниципальный район, является муниципальной
собственностью.
В муниципальной собственности
Кулебакского района может находиться:
- недвижимое имущество (здания,
помещения, сооружения);
- движимое имущество, включая
транспортные средства;
- земельные участки;
- иное имущество, которое может
находиться в муниципальной собственности в соответствии с действующим
законодательством.
Имущество, не предназначенное для
осуществления полномочий, переданных органам местного самоуправления,
подлежит перепрофилированию либо отчуждению. Отчуждение производится
в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством.
2.2. Источниками образования
муниципальной собственности может быть имущество:
- вновь созданное или приобретенное
непосредственно в муниципальную собственность за счет средств района;
- переданное в порядке,
предусмотренном законодательством, из государственной (федеральной и
областной) собственности в муниципальную собственность;
- переданное безвозмездно в
муниципальную собственность Кулебакского района юридическими или
физическими лицами;
- поступившее в муниципальную
собственность Кулебакского района по другим законным основаниям.
3. УПРАВЛЕНИЕ И
РАСПОРЯЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
3.1. Понятие
управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Управление и распоряжение
муниципальным имуществом представляют собой деятельность органов
местного самоуправления Кулебакского муниципального района,
направленную на разработку и применение эффективных способов
использования муниципального имущества, а также контроль за
сохранностью и правильным использованием имущества. Непосредственное
управление муниципальным имуществом на основании постановлений и
распоряжений администрации района осуществляет КУМИ, являющийся
структурным подразделением администрации. Председатель КУМИ по
должности является заместителем главы администрации района и
действует на основании доверенностей, выданных ему главой
администрации.
3.2. Способы управления имуществом.
К способам управления муниципальным
имуществом относятся: передача муниципального имущества в
хозяйственное ведение и оперативное управление, изъятие имущества из
хозяйственного ведения и оперативного управления в муниципальную
казну, сдача в аренду или безвозмездное временное пользование;
передача по договору доверительного управления имуществом; внесение в
залог; приватизация путем проведения конкурсов и аукционов, продажа;
безвозмездная передача в собственность; списание имущества с целью
минимизации расходов на его содержание; контроль за сохранностью
имущества; иные способы, предусмотренные действующим
законодательством.
3.3. Право хозяйственного ведения.
3.3.1. Администрация Кулебакского
района передает муниципальным унитарным предприятиям (далее - МУП или
предприятие) имущество в хозяйственное ведение. Наделение предприятия
имуществом осуществляется на основании распоряжения администрации
Кулебакского района. Изъятие имущества производится только на
основании письменного заявления директора МУПа, содержащего просьбу о
прекращении права хозяйственного ведения на определенное имущество.
МУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения,
владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах,
определяемых в соответствии с действующим законодательством.
3.3.2. Предприятие не вправе
продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить
в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных
обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом
без согласия администрации района. Согласие на сдачу в аренду может
быть дано путем оформления трехстороннего договора с участием
администрации.
Движимым имуществом, принадлежащим
предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением
случаев, установленных законом или уставом предприятия.
Распоряжение имуществом
осуществляется предприятием в пределах, не лишающих его возможности
осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены
уставом предприятия.
3.3.3. Доходы от использования
имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также
имущество, приобретенное предприятием по гражданско-правовым сделкам
или иным законным основаниям, поступают в хозяйственное ведение
предприятия. Предприятия ежеквартально представляют в КУМИ сведения о
вновь приобретенном имуществе по установленной КУМИ форме для
включения имущества в реестр муниципальной собственности.
3.3.4. Муниципальные предприятия
ежегодно перечисляют в бюджет района часть прибыли, остающейся в их
распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в
порядке, в размерах и в сроки, которые определяются администрацией
Кулебакского района.
3.4. Право оперативного управления.
3.4.1. Администрация района передает
муниципальным учреждениям и автономным учреждениям (далее - МУ или
учреждение) имущество на праве оперативного управления. Наделение
учреждения имуществом (закрепление за ним имущества) осуществляется
на основании распоряжения администрации Кулебакского района.
Учреждение не вправе отчуждать закрепленное за ним имущество и
имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему
из районного бюджета по смете. Это имущество может быть изъято по
распоряжению администрации, если оно не используется или используется
не по назначению. Факт наличия излишнего имущества должен быть
подтвержден документально.
3.4.2. Если в соответствии с уставом
учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы
деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и
приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в
самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном
балансе. В случае если приобретенное за счет доходов имущество не
учитывается учреждением на отдельном балансе, оно подлежит изъятию в
муниципальную казну Кулебакского района. Если уставом предусмотрено
право учреждения сдавать закрепленное за ним имущество в аренду с
согласия администрации, то согласие на сдачу имущества в аренду может
быть дано путем оформления трехстороннего договора с участием
администрации.
3.5. Контроль за имуществом
муниципальных предприятий и учреждений.
3.5.1. КУМИ осуществляет контроль за
использованием всего недвижимого имущества, а также движимого, к
которому относятся транспортные средства, сложная бытовая техника
независимо от стоимости, а также другие основные средства:
- для МУ - основные средства
первоначальной стоимостью более 1000 рублей;
- для МУП - основные средства
первоначальной стоимостью более 10000 рублей.
Контроль за использованием имущества
осуществляется путем ведения реестра муниципальной собственности,
выдачей разрешений на списание имущества, а также анализом
бухгалтерской отчетности, первичной и организационно-распорядительной
документации организаций, в пользовании которых находится
муниципальное имущество.
3.5.2. Руководители предприятий и
учреждений обязаны не реже одного раза в год своими приказами
организовывать проведение инвентаризации муниципального имущества,
закрепленного за предприятиями и учреждениями, систематически
предоставлять в КУМИ установленную отчетность.
В случае приобретения по договору или
иным законным основаниям предприятием или учреждением имущества,
подлежащего учету в реестре в соответствии с настоящим Положением,
приобретатель имущества обязан уведомить об этом держателя реестра
(КУМИ):
- для объектов недвижимости и
транспортных средств - обособленно по каждому объекту учета не
позднее 5 дней по окончании месяца, в течение которого было
приобретено имущество;
- для остального движимого имущества
- единой строкой в стоимостном выражении на основании
справки-расшифровки в составе ежеквартальной отчетности.
Требования КУМИ администрации
Кулебакского района к предприятиям и учреждениям по своевременному
представлению отчетности и иных сведений в отношении закрепленного за
ними имущества являются обязательными.
3.5.3. КУМИ совместно с юридическим
отделом и отделом экономики администрации Кулебакского района
занимается вопросами банкротства МУПов. Эта работа осуществляется в
соответствии с требованиями Федерального закона от 26 октября 2002 г.
№ 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Целью работы
является:
- выработка мероприятий, направленных
на оздоровление финансового состояния предприятий;
- осуществление контроля за
формированием конкурсной массы предприятия, находящегося в стадии
банкротства;
- переоформление в муниципальную
собственность имущества, не вошедшего в конкурсную массу, а также
имущества, не проданного в ходе конкурсного производства.
3.6. Муниципальная казна.
3.6.1. Недвижимое и движимое
имущество, находящееся в муниципальной собственности Кулебакского
муниципального района и не закрепленное за муниципальными унитарными
предприятиями на праве хозяйственного ведения и муниципальными
учреждениями на праве оперативного управления, составляет
муниципальную имущественную казну Кулебакского муниципального района.
Управление имуществом, составляющим муниципальную имущественную
казну, осуществляется на основании Положения о муниципальной
имущественной казне Кулебакского района, утверждаемого администрацией
Кулебакского района.
3.6.2. Имущество муниципальной казны,
как правило, сдается в аренду или передается в безвозмездное
пользование для решения социальных задач. Не сданное во временное
пользование имущество закрепляется на ответственное хранение за МУП и
МУ по договору.
3.7. Аренда.
3.7.1. В аренду может сдаваться как
имущество муниципальной казны, так и закрепленное за МУП и МУ.
Объекты муниципальной собственности могут предоставляться в аренду
как по целевому назначению, так и на торгах (конкурсе, аукционе).
3.7.2. Имущество может быть
предоставлено в аренду по целевому назначению в следующих случаях:
- организациям, финансируемым из
бюджетов различных уровней;
- государственным и муниципальным
предприятиям;
- организациям независимо от
организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям,
участвующим в реализации программ развития, как Нижегородской
области, так и Кулебакского района;
- для обеспечения населения социально
значимыми услугами в случае их низкой рентабельности;
- если имущество находится в общей
долевой собственности администрации и иных лиц;
- если имущество на протяжении более
месяца не эксплуатировалось ввиду отсутствия арендаторов;
- если имущество нуждается в
значительных вложениях для проведения работ по его восстановлению;
- в иных случаях, предусмотренных
законодательством.
3.7.3. Конкретные условия проведения
торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению в аренду
муниципального имущества Кулебакского района определяются
постановлениями администрации Кулебакского района. Организатором
торгов (аукциона, конкурса) является КУМИ.
В случае если администрация проводит
торги по предоставлению в аренду объекта муниципального имущества,
уже находящегося в аренде, то отношения по договору аренды,
заключаемого по результатам торгов, могут возникнуть не ранее чем со
следующего дня после даты окончания ранее действующего договора. При
этом арендатор, имеющий с администрацией договор аренды, обладает
преимущественным перед другими лицами правом на его возобновление на
условиях, на которых договор мог быть заключен с победителем
конкурса, независимо от того, являлся ли арендатор участником
конкурса или нет. Если арендатор согласен заключить договор аренды на
измененных условиях в течение 5 дней после проведения торгов, он
признается победителем.
3.7.4. Объекты муниципальной казны
могут передаваться юридическим и физическим лицам, зарегистрированным
в качестве индивидуальных предпринимателей, в аренду по договору, что
является преимущественным способом передачи муниципального имущества
во временное пользование. Перечень объектов, подлежащих передаче в
аренду, определяется постановлением администрации Кулебакского
района. Величина арендной платы рассчитывается на основании Методики
определения арендной платы, утверждаемой постановлением администрации
Кулебакского района. КУМИ определяет другие существенные условия
договоров и оформляет их.
В договорах аренды по соглашению
сторон могут быть предусмотрены обязанности арендатора заключить в
установленный срок договоры:
- с организациями коммунального
обслуживания - на потребление и отвод воды, потребление тепла,
электричества, вывоз ТБО;
- с обслуживающими организациями,
осуществляющими техническую эксплуатацию жилого дома, - на долевое
участие в содержании домовладения (в случае аренды нежилого
помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме).
3.7.5. Договоры аренды недвижимого
имущества, закрепленного за учреждениями, заключаются данными
учреждениями по согласованной с КУМИ форме и регистрируются в КУМИ.
Арендная плата перечисляется арендаторами посредством платежных
поручений, реквизиты для перечисления указываются в договорах аренды.
Арендная плата учитывается в доходах районного бюджета в полном
объеме.
3.7.6. В случае предоставления в
аренду помещений, находящихся в неудовлетворительном состоянии и
требующих значительных первоначальных вложений, договором аренды
может быть предусмотрена рассрочка и отсрочка арендных платежей не
более чем на период проведения ремонта, а также зачет арендной платы
в счет произведенного арендатором ремонта на сумму, не более
указанной в представленной арендатором смете, согласованной
(утвержденной) уполномоченным лицом администрации. В подтверждение
завершения ремонта в администрацию должен быть представлен акт
выполненных работ, составленный с участием представителей
администрации.
3.7.7. Если муниципальное учреждение,
являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в
аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные
участки, заключению договора об аренде должна предшествовать
экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения
образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей,
оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной
защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может
заключаться, если в результате экспертной оценки установлена
возможность ухудшения указанных условий. Экспертную оценку проводит
комиссия, назначенная распоряжением главы администрации.
3.8. Безвозмездное пользование.
3.8.1. Объекты муниципального
имущества могут передаваться в безвозмездное временное пользование.
Пользователями (ссудополучателями) муниципального имущества могут
являться бюджетные организации, органы власти, некоммерческие
организации. Коммерческим организациям муниципальное имущество может
передаваться в безвозмездное временное пользование в целях поддержки
социально значимых направлений их деятельности, в том случае, если
использование этого имущества не приносит коммерческой организации
дохода.
3.8.2. Предоставление муниципального
имущества в безвозмездное временное пользование конкретным
пользователям осуществляется на основании распоряжений администрации
Кулебакского района. Договоры передачи имущества в безвозмездное
временное пользование оформляет КУМИ.
3.9. Доверительное управление.
3.9.1. Решение о передаче
муниципального имущества в доверительное управление конкретным
пользователям принимается распоряжением администрации Кулебакского
района. Договоры доверительного управления оформляет КУМИ.
3.9.2. По договору доверительного
управления имуществом администрация района (учредитель управления)
передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный
срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется
осуществлять управление этим имуществом в интересах муниципального
образования.
3.9.3. Доверительным управляющим
может быть только субъект предпринимательской деятельности. Договор
доверительного управления имуществом является возмездным.
3.9.4. Объектами доверительного
управления могут быть предприятия, имущественные комплексы, иное
недвижимое имущество, в том числе находящееся в залоге, кроме
имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное
управление.
3.10. Залог.
3.10.1. Залог является способом
обеспечения исполнения обязательств. Решение о залоге принимается
распоряжением администрации Кулебакского района. Администрация района
может быть залогодателем как в случае обеспечения исполнения своих
обязательств, так и обеспечения исполнения обязательств третьих лиц.
3.10.2. В договоре залога,
заключаемом в письменной форме, должны быть указаны предмет залога и
его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства,
обеспечиваемого залогом. В нем также должно содержаться указание на
то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Договор о
залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение
обязательств по договору, который должен быть нотариально
удостоверен, подлежит нотариальному удостоверению, договор залога
недвижимого имущества (ипотека) должен быть зарегистрирован в
порядке, установленном для регистрации сделок с соответствующим
имуществом.
4. ВЫБЫТИЕ ИМУЩЕСТВА
ИЗ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Выбытие имущества из
состава муниципальной собственности осуществляется в следующих
случаях:
- приватизация;
- списание;
- безвозмездная передача в
собственность.
4.1. Приватизация.
Под приватизацией муниципального
имущества понимается его возмездное отчуждение в собственность
физических и частных юридических лиц. Порядок приватизации
определяется Федеральным законом "О приватизации
государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N
178-ФЗ, прогнозным планом (программой) приватизации, утверждаемым
ежегодно Земским собранием Кулебакского района, Положением о
приватизации муниципального имущества Кулебакского района,
утверждаемым Земским собранием Кулебакского района. В течение года в
прогнозный план могут вноситься дополнения и изменения. План
предыдущего года по объектам, по которым начата работа, действителен
в текущем году до момента его выполнения. Приватизации не подлежит
имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских
прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а
также имущество, которое в порядке, установленном федеральными
законами, может находиться только в государственной или муниципальной
собственности.
Приватизация муниципального имущества
осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом
"О приватизации государственного и муниципального имущества"
от 21.12.2001 № 178-ФЗ, в соответствии со следующими нормативными
актами:
- Положение об организации продажи
государственного или муниципального имущества на аукционе (утверждено
постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585);
- Положение об организации продажи
государственного или муниципального имущества посредством публичного
предложения (утверждено постановлением Правительства РФ от 22 июля
2002 г. № 549);
- Положение об организации продажи
государственного или муниципального имущества без объявления цены
(утверждено постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N
549);
- Положение о проведении конкурса по
продаже государственного или муниципального имущества (утверждено
постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584);
- Положение об организации продажи
находящихся в государственной или муниципальной собственности акций
открытых акционерных обществ на специализированном аукционе
(утверждено постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N
585).
Для исполнения прогнозного плана
(программы) приватизации КУМИ заказывает в организациях, имеющих
соответствующую лицензию:
- технические паспорта на здания,
строения, сооружения;
- отчеты об оценке рыночной стоимости
приватизируемых объектов;
- землеустроительные дела на
земельные участки под приватизируемыми объектами.
4.2. Списание имущества.
4.2.1. Списанию подлежит следующее
имущество, как находящееся в муниципальной казне, так и переданное в
хозяйственное ведение предприятий или оперативное управление
учреждений:
- изношенное по истечении
установленных сроков эксплуатации и непригодное для дальнейшего
использования, если его восстановление невозможно или экономически
нецелесообразно;
- морально устаревшее, если оно не
может быть реализовано за плату или передано на дальнейшее
использование;
- утраченное или уничтоженное в
результате стихийных бедствий, пожаров, дорожно-транспортных
происшествий, аварий, хищений и т.п.;
- здания, сооружения и передаточные
устройства, подлежащие сносу в связи со строительством новых
(реконструкцией) объектов или объектов, пришедших в ветхое и
аварийное состояние.
Начисленная амортизация в размере
100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей
эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине
полной амортизации.
Списание муниципального имущества
(как недвижимого, так и движимого) производится по согласованию с
КУМИ на основании распоряжений администрации Кулебакского района. Все
требования, указанные в распоряжении администрации, подлежат
исполнению в срок не более двух месяцев со дня выхода распоряжения.
Для получения согласования КУМИ на
списание муниципального имущества, пришедшего в негодность,
предприятие (учреждение) направляет в КУМИ письменное обращение с
приложением следующих документов и сведений:
- копия приказа руководителя
предприятия (учреждения) о создании постоянно действующей комиссии по
списанию основных средств;
- акт о списании по унифицированной
форме (ОС-4 для объектов основных средств, креме автотранспортных;
ОС-4б для групп объектов основных средств; ОС-4а для автотранспортных
средств), акты должны быть согласованы и оформлены надлежащим образом
- заполнены все графы и разделы, проставлены все даты и подписи,
отражены результаты списания;
- сведения и предложения о
возможности дальнейшего использования имущества по тому или иному
назначению;
- экспертное заключение о
непригодности (в случае выбытия ранее установленного срока службы);
- сведения, позволяющие однозначно
индивидуализировать имущество (наименование, индивидуальные номера -
заводские, инвентарные и т.п., описание имущества, место его
нахождения и т.д.);
- сведения о принадлежности имущества
(на вещном праве либо по договору);
- сведения о наличии в имуществе (его
частях) веществ, потенциально опасных для человека (ртуть,
радиоактивные, отравляющие или вредные вещества и т.п.).
Демонтаж и утилизация имущества
производится за счет обладателей вещного права или пользователей
имущества.
4.2.2. В случае списания имущества
муниципальной казны решение о списании и оприходовании средств,
полученных от реализации годных узлов, деталей, драгоценных деталей,
металлолома, принимается комиссией, создаваемой администрацией
Кулебакского района.
4.3. Безвозмездная передача в
собственность.
Объекты муниципального имущества
могут безвозмездно передаваться в собственность некоммерческим
организациям для осуществления социально значимых видов деятельности.
Недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность на
основании решения Земского собрания Кулебакского района, движимое
имущество - на основании распоряжений администрации Кулебакского
района.
Передача имущества Кулебакского
муниципального района во вновь образованные в соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
поселения осуществляется в порядке, утвержденном постановлением
Правительства Нижегородской области от 29.12.2006 № 454. Указанный
порядок предусматривает, что безвозмездная передача имущества из
района в собственность вновь образованных поселений происходит на
основании Закона Нижегородской области и оформляется передаточным
актом. Комплект документов для разработки проекта Закона готовится
совместно передающей и принимающей стороной в соответствии с
требованиями, установленными нормативными правовыми актами органов
государственной власти Нижегородской области.
Передача имущества в поселения,
образованные до выхода Федерального закона "Об общих принципах
местного самоуправления", производится в соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
и Методическими рекомендациями по вопросам муниципального имущества
между муниципальным районом и входящими в его состав муниципальными
образованиями, разработанными министерством государственного
имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
5. УПРАВЛЕНИЕ И
РАСПОРЯЖЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
5.1. Понятие
управления и распоряжения землей.
Управление и распоряжение земельными
ресурсами представляет собой деятельность органов местного
самоуправления Кулебакского муниципального района, направленную на
разработку и применение эффективных способов использования земельных
ресурсов, а также контроль за использованием и охраной земель.
Земельные ресурсы Кулебакского района
- это земельные участки, находящиеся в собственности Кулебакского
муниципального района, земельные участки, государственная
собственность на которые не разграничена, а также земельные участки,
на распоряжение которыми органы местного самоуправления уполномочены
законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Непосредственное управление
земельными ресурсами на территории Кулебакского муниципального района
(включая земли всех населенных пунктов) осуществляет КУМИ на
основании постановлений и распоряжений администрации Кулебакского
района. КУМИ подготавливает проекты постановлений и распоряжений
главы администрации по распоряжению земельными участками, оформляет
договоры купли-продажи и аренды земельных участков, предоставляемых
гражданам и юридическим лицам.
Распоряжение земельными участками на
территории населенных пунктов Кулебакского района осуществляется в
порядке, определяемом соглашением, заключаемым между администрацией
Кулебакского района и администрациями городских и сельских поселений.
5.2. Способы управления земельными
ресурсами.
К способам управления земельными
ресурсами относятся: предоставление земельных участков в
собственность, в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование либо в
безвозмездное срочное пользование; прекращение прав на земельные
участки по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для
муниципальных нужд; установление публичных сервитутов на земельные
участки; организация торгов по продаже земельных участков,
находящихся в муниципальной собственности (или государственная
собственность на которые не разграничена), или по продаже права на
заключение договоров аренды таких земельных участков; перевод
земельных участков из одной категории в другую; осуществление
муниципального земельного контроля; иные способы, предусмотренные
действующим законодательством.
5.3. Особенности предоставления
земельных участков.
5.3.1. Земельные участки
предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность, в
аренду или в безвозмездное срочное пользование, а также юридическим
лицам в постоянное (бессрочное) пользование в порядке и по
основаниям, предусмотренным земельным законодательством.
Предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с
регламентами, утверждаемыми администрацией Кулебакского района.
Предоставление земельных участков
производится:
- для целей строительства (под новое
строительство или собственникам уже имеющихся строений).
При этом земельный участок может
предоставляться как с предварительным согласованием мест размещения
объектов, так и без предварительного согласования (на торгах);
- для целей, не связанных со
строительством.
5.3.2. Предоставление земельных
участков собственникам зданий, строений, сооружений.
Граждане и юридические лица, имеющие
в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или
оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на
земельных участках, находящихся в муниципальной собственности (или
государственная собственность на которые не разграничена),
приобретают права на эти земельные участки в соответствии со статьей
36 Земельного кодекса РФ, федеральными законами.
Предоставление земельных участков в
указанных случаях осуществляется на основании постановлений
администрации Кулебакского района.
5.3.3. Незастроенные земельные
участки для строительства могут предоставляться без предварительного
согласования мест размещения объектов (на торгах) или с
предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков с
предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется
в соответствии с требованиями статей 30, 31, 32 Земельного кодекса
РФ. Предоставление земельных участков при этом осуществляется
исключительно в аренду.
5.3.4. Предоставление земельных
участков для целей, не связанных со строительством.
Земельные участки для целей, не
связанных со строительством, могут предоставляться для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства
(без возведения построек), садоводства, огородничества,
сельскохозяйственного использования, складирования, благоустройства
территории и для иных видов использования, не связанных с возведением
или установкой объектов как капитального, так и некапитального
строительства.
Предоставление гражданам земельных
участков для указанных целей осуществляется в порядке, определенном
статьей 34 Земельного кодекса РФ, другими статьями Земельного кодекса
и специальными законами. Предоставление земельных участков для
создания крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется с
учетом правил, установленных Федеральным законом "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" № 74-ФЗ от 11.06.2003. Земельные участки
для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются с учетом
требований Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве"
№ 112-ФЗ от 07.07.2003. Для садоводства и огородничества земельные
участки предоставляются с учетом положений Федерального закона "О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан" № 66-ФЗ от 15.04.1998. Условия предоставления гражданам
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
определяются также Федеральным законом "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" № 101-ФЗ от 24.07.2002.
При предоставлении земельных участков
для целей, не связанных со строительством, администрация Кулебакского
района руководствуется следующими критериями:
- цели использования земельных
участков, а также способы их использования не должны приводить к
ухудшению экологической обстановки;
- использование земельных участков
должно являться экономически выгодным для Кулебакского муниципального
района;
- предоставление земельных участков
не должно ущемлять права и интересы правообладателей смежных
земельных участков и иных заинтересованных лиц.
5.4. Предоставление земельных
участков в аренду.
Предоставление земельных участков в
аренду осуществляется на основании постановлений администрации
Кулебакского района. В аренду предоставляются земельные участки,
находящиеся в собственности Кулебакского муниципального района, а
также земельные участки, государственная собственность на которые не
разграничена.
Величина арендной платы
рассчитывается на основании Методики расчета арендной платы за
земельные участки, находящиеся на территории Кулебакского района,
утверждаемой постановлением администрации Кулебакского района.
5.5. Предоставление земельных
участков в пользование.
Предоставление земельных участков в
постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное
пользование осуществляется на основании постановлений администрации
Кулебакского района.
Земельные участки предоставляются
юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в
безвозмездное срочное пользование в случаях осуществляется в случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ.
5.6. Изъятие земельных участков.
Решение об изъятии, в том числе путем
выкупа, земельных участков для муниципальных нужд принимается
администрацией Кулебакского района по основаниям, указанным в ст. 49
Земельного кодекса РФ. О принятом решении собственник (пользователь,
владелец) земельного участка должен быть уведомлен не менее чем за
год до предстоящего изъятия. Решение об изъятии подлежит
государственной регистрации. Собственник (пользователь, владелец)
земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с
указанием ее даты.
Принудительное отчуждение земельного
участка для муниципальных нужд может быть проведено только при
условии предварительного и равноценного возмещения стоимости
земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для
государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок
определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для
государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав
владения и пользования земельным участком при его изъятии для
государственных или муниципальных нужд; права собственника земельного
участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных
нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В случаях, установленных
Градостроительным кодексом РФ, решение об изъятии земельных участков
подлежит рассмотрению на публичных слушаниях.
5.7. Установление сервитутов.
Публичный сервитут устанавливается
постановлением администрации Кулебакского района в случаях, если это
необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или
местного населения, без изъятия земельных участков. Установление
публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных
слушаний. Исчерпывающий перечень оснований для установления
публичного сервитута приведен в статье 23 Земельного кодекса РФ.
5.8. Категории земель; перевод
земельных участков из одной категории в другую.
5.8.1. На территории Кулебакского
района имеются земли следующих категорий:
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- промышленности и иного специального
назначения;
- особоохраняемых территорий и
объектов;
- лесного фонда;
- запаса.
Правовое регулирование отношений,
возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в
составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется
Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21
декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую", иными федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5.8.2. Перевод земель населенных
пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли
населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется
путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке,
установленном Земельным кодексом и законодательством Российской
Федерации о градостроительной деятельности.
5.8.3. Отнесение земель к категориям,
перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
а) земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
б) земель, находящихся в
муниципальной собственности, за исключением земель
сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
в) земель, находящихся в частной
собственности:
- земель сельскохозяйственного
назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
- земель иного целевого назначения -
органами местного самоуправления.
КУМИ готовит необходимые документы.
5.9. Муниципальный земельный
контроль.
Муниципальный земельный контроль
представляет собой осуществляемый органами местного самоуправления
или уполномоченными ими органами контроль за использованием земель на
территории муниципального образования.
Основными задачами муниципального
земельного контроля является:
- контроль за соблюдением порядка,
исключающего самовольное занятие земельных участков или использование
их без оформленных правоустанавливающих документов;
- контроль за использованием
земельных участков по целевому назначению;
- контроль за выполнением иных
требований земельного законодательства по вопросам использования и
охраны земель.
КУМИ осуществляет муниципальный
земельный контроль путем регистрации договоров купли-продажи и
договоров аренды предоставленных земельных участков, проверки
выполнения условий указанных договоров, участия в работе
межведомственной комиссии по земельному налогу. КУМИ направляет
главному государственному инспектору Кулебакского района по
использованию и охране земель заявки на проверку соблюдения
земельного законодательства физическими и юридическими лицами,
использующими земельные участки.
6. ПРОВЕДЕНИЕ ТОРГОВ
6.1. Формы
проведения торгов.
Предоставление муниципального
имущества и земельных участков на торгах в собственность или аренду
предусмотрено гражданским законодательством, земельным
законодательством и законодательством о приватизации. Торги могут
проходить в форме аукционов или конкурсов.
На аукционе продается муниципальное
имущество (земельный участок, право на заключение договора аренды
имущества или земельного участка) в случае, если его покупатели не
должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества
(земельного участка). Право его приобретения принадлежит покупателю,
который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену. При равенстве
двух и более предложений о цене на аукционе, закрытом по форме подачи
предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка
была подана раньше других заявок. Аукцион, в котором принял участие
только один участник, признается несостоявшимся.
На конкурсе продается имущество
(земельный участок, право на заключение договора аренды имущества или
земельного участка), если в отношении указанного имущества
(земельного участка) его покупателю необходимо выполнить условия
(обязанности), установленные собственником имущества. Право
приобретения имущества (земельного участка) принадлежит тому
покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену
за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем
условий конкурса. При равенстве двух и более предложений о цене
победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше
других заявок. Конкурс, в котором принял участие только один
участник, признается несостоявшимся.
Продавцом муниципального имущества и
земельных участков является администрация Кулебакского района.
Организатором торгов от лица администрации выступает КУМИ.
Начальная цена объекта торгов
устанавливается продавцом на основании отчета об оценке,
составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации
об оценочной деятельности. Начальная цена не может быть ниже цены,
указанной в отчете об оценке.
Продавец принимает решение о форме
проведения торгов (аукцион или конкурс), устанавливает величину
задатка, "шаг аукциона", определяет размер, срок и условия
внесения и возврата задатка, существенные условия договора, в том
числе срок аренды. Конкретные условия проведения торгов определяются
постановлениями администрации Кулебакского района.
Информационное извещение о
предстоящих торгах публикуется в средствах массовой информации не
менее чем за 30 дней до дня проведения торгов.
6.2. Особенности поведения торгов по
приватизации муниципального имущества.
Аукцион и конкурс по продаже
муниципального имущества являются открытыми по составу участников.
Покупателями муниципального имущества
могут быть любые физические и юридические лица, за исключением
государственных и муниципальных унитарных предприятий,
государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц,
в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25
процентов (кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Федерального
закона "О приватизации государственного и муниципального
имущества").
6.3. Особенности проведения торгов по
предоставлению в аренду муниципального имущества.
Аукцион и конкурс по предоставлению в
аренду муниципального имущества являются открытыми по составу
участников.
В случае если на момент проведения
торгов (конкурса, аукциона) имущество находится в аренде, арендатор,
имеющий с администрацией договор аренды, обладает преимущественным
перед другими лицами правом на его возобновление на условиях, на
которых договор мог быть заключен с победителем конкурса, независимо
от того, являлся ли арендатор участником конкурса или нет. Если
арендатор согласился заключить договор аренды на измененных условиях,
он признается победителем конкурса.
6.4. Особенности проведения торгов по
предоставлению в собственность или в аренду земельных участков.
Продажа земельных участков для
жилищного строительства или для комплексного освоения в целях
жилищного строительства осуществляется только на аукционах.
Торги по предоставлению в
собственность или в аренду земельных участков являются открытыми по
составу участников, а аукционы по продаже земельных участков для
жилищного строительства или для комплексного освоения в целях
жилищного строительства являются также открытыми по форме подачи
заявок.
На торги выставляются земельные
участки, сформированные в соответствии с требованиями Земельного
кодекса РФ и прошедшие государственный кадастровый учет.
Предоставление земельных участков на
торгах (конкурсах, аукционах) осуществляется в соответствии со
следующими нормативными актами:
- земельные участки для жилищного
строительства или для комплексного освоения в целях жилищного
строительства предоставляются на аукционе в соответствии со ст. 38,
38.1, 38.2 Земельного кодекса РФ;
- другие земельные участки
предоставляются на аукционе в соответствии с требованиями Правил
организации и проведения торгов по продаже находящихся в
государственной или муниципальной собственности земельных участков
или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
(утверждены постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808).
7. УЧЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
7.1. Содержание
учета.
Учет муниципального имущества
Кулебакского района производится путем ведения реестра муниципального
имущества, а также иными способами, предусмотренными действующим
законодательством.
Реестр муниципального имущества
состоит из следующих разделов:
- имущество муниципальных унитарных
предприятий (включая имущество, приобретенное или произведенное в
процессе своей деятельности);
- имущество муниципальных учреждений
(включая имущество, приобретенное или произведенное в процессе своей
деятельности);
- имущество муниципальной казны;
- земельные участки.
Ведение реестра муниципального
имущества осуществляет КУМИ на основании Положения об учете
муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества,
утверждаемого администрацией Кулебакского района. КУМИ является
держателем реестра муниципального имущества.
7.2. Порядок ведения реестра.
7.2.1. Ведение реестра осуществляется
на магнитных носителях и включает в себя:
- занесение в реестр объектов учета и
данных о них;
- обновление данных об объектах
учета;
- исключение объектов из базы данных
при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты
учета.
Ежегодно делается контрольная
распечатка реестра по состоянию на 1 января текущего года; распечатка
хранится у держателя реестра.
7.2.2. Основанием для включения или
исключения из реестра являются:
- закон или иной нормативный правовой
акт Российской Федерации;
- закон или иной нормативный правовой
акт Нижегородской области;
- муниципальные правовые акты органов
местного управления Кулебакского района;
- гражданско-правовые договоры;
- вступившие в законную силу решения
арбитражного суда, решения суда общей юрисдикции;
- иные основания, предусмотренные
действующим законодательством.
7.2.3. Особенности учета
муниципального жилищного фонда.
На основании действующего
законодательства и в соответствии с указаниями Министерства
регионального развития Российской Федерации (письмо от 20.12.2006 N
14316-РМ/07) многоквартирные жилые дома, в которых имеется долевая
собственность муниципального образования, не являются объектами учета
муниципального имущества. В указанных многоквартирных домах объектами
учета в реестре муниципального имущества могут быть лишь жилые и
нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
8. РАЗМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ
НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ
Порядок размещения
средств наружной рекламы устанавливается Федеральным законом от 13
марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
Размещение средств наружной рекламы
осуществляется на основании распоряжения администрации Кулебакского
района. Для размещения средств наружной рекламы заявитель обязан
согласовать с главным архитектором Кулебакского района текст и
внешний вид средства наружной рекламы, уплатить государственную
пошлину в размерах, установленных Налоговым кодексом РФ, оформить
договор аренды рекламного места. В случае если имущество или
земельный участок являются муниципальной собственностью или
государственная собственность на земельный участок не разграничена,
заключается договор аренды муниципального имущества или земельного
участка. В остальных случаях договор заключается с собственником
имущества или земельного участка, при этом КУМИ контролирует наличие
данного договора. После этого КУМИ выдает разрешение на размещение
средства наружной рекламы. Срок действия разрешения составляет пять
лет.
9. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОДАЖИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ
В соответствии с
Бюджетным кодексом РФ администрация Кулебакского района является
администратором неналоговых поступлений в бюджет Кулебакского района
по доходам от использования и продажи муниципального имущества (в том
числе закрепленного за бюджетными учреждениями) и земельных участков.
Функции администрирования закреплены
за КУМИ. В рамках бюджетного процесса администратор поступлений в
бюджет осуществляет мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование
поступлений средств из контролируемого источника дохода. В процессе
своей деятельности администратор получает от управления Федерального
казначейства (УФК) ведомости учета невыясненных поступлений. На
основании ведомостей подготавливаются уведомления администратора
поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений
(форма уведомления утверждается Министерством финансов РФ). Указанные
уведомления направляются в УФК по Нижегородской области, которое
осуществляет перечисление уточненных поступлений в бюджет района.
Работа по администрированию
осуществляется на основании соглашения по информационному
взаимодействию, заключаемого между администратором и УФК по
Нижегородской области.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Вопросы, не
урегулированные данным Положением, регулируются муниципальными
правовыми актами органов местного самоуправления Кулебакского района,
действующим законодательством РФ и Нижегородской области.
Изменения и дополнения в настоящее
Положение вносятся решениями Земского собрания Кулебакского района.