--------------------------------
<*> Объемы финансирования
Программы за счет средств районного бюджета могут ежегодно
корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями районного
бюджета.
-
ВВЕДЕНИЕ
Постановлением
Земского собрания Арзамасского района от 31 октября 2003 года № 208
была утверждена Программа развития образования Арзамасского района до
2005 года, которая поставила своей целью формирование в рамках
единого образовательного пространства Нижегородской области
устойчивой динамично развивающейся районной системы, способной
обеспечить удовлетворение потребностей личности в образовании. Среди
задач, обозначенных в Программе, - обеспечение модернизации
содержания образования, изменений в образовательных технологиях,
учебно-материальной базе, системе подготовки и повышения квалификации
педагогических и руководящих кадров, стабилизация бюджетного
финансирования системы образования.
Главные результаты реализации
Программы развития образования Арзамасского района до 2006 года:
- становление гражданского характера
образования, основанного на принципах уважения прав и свобод личности
в демократическом обществе;
- поддержка образовательного
комплекса Арзамасского района, стабилизация бюджетного финансирования
на уровне 41%;
- укрепление учебно-материальной
базы;
- внедрение образовательных программ,
отражающих современное состояние культуры, науки и техники;
- внедрение в практику современных
педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих
непрерывность, преемственность обучения, личностно ориентированный
характер образования;
- начало реконструкции сети сельских
школ района в целях создания необходимых условий для обеспечения
доступности и высокого качества общего образования в форме создания
комплексов, объединяющих школу со значимыми для ее жизни объектами -
социокультурные центры;
- обновление содержания обучения -
введение профильного обучения на старшей ступени обучения;
- компьютеризация образовательных
учреждений района.
Ход выполнения Программы развития
образования Арзамасского района до 2006 года неоднократно обсуждался
на совещаниях руководителей учреждений образования района. На основе
Программы развития образования Арзамасского района до 2006 года были
разработаны и реализуются программы по отдельным актуальным
проблемам: "Профилактика асоциального поведения школьников",
"За здоровый образ жизни во имя спасения детей и семьи",
"Патриотическое воспитание школьников Арзамасского района",
"Реализация областных программ дополнительного образования
детей, "Мое Отечество", "Дети. Творчество. Родина",
"Все вместе", "Дети-сироты".
Федеральным законом от 22 августа
2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправлении в Российской
Федерации" были внесены многочисленные изменения в Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об
образовании". Законом Нижегородской области от 4 августа 2005
года № 96-З утверждена Комплексная областная целевая программа
развития образования в Нижегородской области на 2006 - 2010 годы.
Системе образования Арзамасского
района предстоит решать абсолютно новые задачи.
Необходимо осмысление федеральных и
региональных направлений реформирования системы образования и
осуществление мероприятий, направленных на повышение качества
образования и дальнейшее развитие системы образования Арзамасского
района.
Требуется принятие нормативных
правовых актов на местном уровне.
Сохранение и повышение качества
трудовых ресурсов становятся необходимым условием инновационного
развития Арзамасского района. В связи с этим требуется определить
новые цели и задачи развития районной системы образования.
-
I.
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В
АРЗАМАССКОМ РАЙОНЕ
1.
Социально-экономическая ситуация в Арзамасском районе
Арзамасский район
расположен в южной части Нижегородской области. Общая площадь района
составляет 2018 кв. километров. Административная система района
включает 22 муниципальных образования.
По состоянию на 01.01.2006 общая
численность постоянного населения Арзамасского района составляет 44,9
тысячи человек. Общая убыль населения имеет тенденцию к сокращению.
На территории Арзамасского района
действуют 7 промышленных предприятий, выпускающих этиловый спирт,
гипс, короба из гофрокартона, пиломатериал, навесное оборудование для
обработки полей, песок, щебень, молочные продукты; 36
сельхозпредприятий и 34 фермерских хозяйства; в районе
зарегистрировано 137 малых предпринимательских структур с
численностью 2624 человека.
Появляется устойчивый спрос на
квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, сельского
хозяйства, малом и среднем бизнесе, строительстве, что значительно
повышает роль сферы образования в социально-экономическом развитии
Арзамасского района.
За последнее десятилетие наблюдается
проблема ослабления института семьи. Растет число разводов, число
детей-сирот, беспризорных детей, проявляется социальная дезадаптация
детей, растет число подростков, совершающих правонарушения и
преступления. Одной из острых проблем является неполное использование
трудовых ресурсов, безработица. В настоящее время идет процесс
сокращения численности детей в дошкольных учреждениях, учащихся в
общеобразовательных школах.
Необходимость решения проблем
общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего
образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации,
вызвана кардинальными изменениями с 1 января 2006 г. законодательства
об образовании, которым изменено разграничение полномочий в сфере
образования между органами государственной власти и органами местного
самоуправления.
Таким образом, трансформация
законодательства в области образования, изменения в структуре
контингента обучающихся и проблемы материальной базы с учетом ее
неравномерного распределения диктуют необходимость совершенствования
структуры образовательной системы Арзамасского района.
-
2. Краткая
характеристика системы образования
Арзамасского района
По состоянию на 1
января 2006 года в сети образовательных учреждений Арзамасского
района функционировало 31 учреждение образования с количеством
обучающихся 3820 человек (приложение 1).
На 1 января 2006 года в Арзамасском
районе имелось 8 дошкольных образовательных учреждений на 589 мест,
из них в городских поселениях - 2 учреждения на 145 мест, и в
сельской местности - 6 учреждений на 444 места. Дошкольные учреждения
посещают 613 детей. Все дошкольные учреждения являются
муниципальными.
Дошкольное отделение 15
образовательных учреждений посещают 379 детей.
В районе функционируют 43
образовательных учреждения, в т.ч.:
23 СОШ;
8 ООШ;
1 начальная школа;
4 учреждения дополнительного
образования детей;
1 вечерняя (сменная) школа,
в которых занимаются 3820 учащихся.
За пять лет в районе закрыто 3
основные школы.
Численность учащихся по сравнению с
2000 годом сократилась на 1960 человек.
В районе функционируют профильные
педагогические классы на базе Чернухинской СОШ.
Доля расходов на образование в
консолидированном бюджете Арзамасского района стабильно держится на
уровне 41 - 45%.
-
3. Состояние и
основные проблемы системы образования
Арзамасского района
Система образования,
представленная разнообразными образовательными программами
общеобразовательного, профессионального типов, квалифицированными
педагогическими работниками и управленцами, в целом удовлетворяет
потребности детей и родителей. Сохранена сеть образовательных
учреждений, а также сохранены учреждения дополнительного образования
детей.
Стабильной остается система Л.
Занкова в 4 образовательных учреждениях, УМК под редакцией Н.Ф.
Виноградовой в 2 образовательных учреждениях. Лицензии на право
ведения профессиональной деятельности имеют 3 школы, профессиональная
подготовка ведется в 3 школах.
Профильное обучение на старшей
ступени введено в 3 школах, предпрофильная подготовка - в 5 школах.
Ежегодно среднее образование получают
около 350 выпускников. Стабильно достаточно высокими являются
показатели результативности образования - 40 - 42%. Число
выпускников, заканчивающих школу с золотыми и серебряными медалями,
держится на постоянном уровне и составляет 6 - 8 золотых и 13 - 15
серебряных медалей ежегодно.
Возросли возможности для
удовлетворения образовательных потребностей молодежи в высшем и
среднем специальном образовании, 70% выпускников продолжают обучение
в вузах и ссузах.
Укрепляется учебно-материальная база
образовательных учреждений района: устанавливается компьютерное
оборудование (приложение 3); поступают спортивный инвентарь, учебная
литература; по программе "Школьный автобус" приобретено 7
автобусов; произведен капитальный ремонт мягкой кровли в 11 школах; в
13 школах установлено АПС. Начинается переход на новый региональный
базисный учебный план.
В то же время проявляются и
негативные тенденции:
1. Идет снижение контингента учащихся
вследствие демографического спада (в среднем на 350 учащихся в год).
2. В 5 школах учащиеся занимаются в
две смены.
3. Сохраняется проблема
материально-технической базы образования; вызывает тревогу старение
школ, 40% зданий требуется капитальный и декоративный ремонт.
Мотовиловская СОШ функционирует в
приспособленных зданиях.
4. Растет число детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции; профессиональная подготовка детей
(учебные перегрузки).
5. Рост расходов на обучение одного
ребенка в год (в среднем по области - 9,25 тыс. руб., в районе -
16,15 тыс. руб., в малокомплектных школах района - 38,0 тыс. руб.).
6. Ухудшение материально-технической
базы учреждения дополнительного образования детей.
3.1. Кадры в
образовании
На 1 сентября 2005
года образовательные учреждения на 100 процентов обеспечены
педагогическими кадрами. В школах района работают 894 педагога, 86%
из них имеют высшее профессиональное образование, 53% имеют
педагогический стаж от 3 до 20 лет.
738 (81,1%) педагогов прошли
аттестацию, 5,6% имеют высшую категорию, 52,6% - I квалификационную
категорию, 22,9% - II квалификационную категорию. Основная масса
специалистов обладает высокой квалификацией и достаточным уровнем
профессионального образования. В целях закрепления кадров в системе
образования района развивается система целевой контрактной
подготовки. В педагогических вузах обучаются 116 выпускников ОУ
района и 43 из Чернухинской СОШ.
Ежегодно более 100 педагогов повышают
свою квалификацию.
Для эффективного решения вопросов
модернизации образования, в том числе реструктуризации сельских школ,
перехода на профильное обучение необходимо решить следующие кадровые
проблемы:
1) снижение престижа профессии как
следствие недостаточной социальной защищенности педагогических
работников;
2) низкий уровень оплаты труда
(приложение 2) влечет уход из образовательных учреждений
педагогов-мужчин. Если в 2000 г. в ОУ района работало 20%
педагогов-мужчин, то на 01.01.2006 в школах района работает 13%
педагогов-мужчин;
3) увеличение количества педагогов
пенсионного возраста; 34% учителей ОУ района имеют стаж работы более
20 лет, 9,3% учителей составляют работающие пенсионеры (2000 г. -
7,9%);
4) недостаточный уровень подготовки
педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы, где
требуется совмещение преподавания ряда предметов. В рейтинге районов
по прохождению курсов ПК педагогическими работниками район занимает
37-е место из 49;
-
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
6) недостаточный
уровень профессиональной компетенции руководителей ОУ района,
способных работать в современных социально-экономических условиях. За
последние пять лет прошли курсовую подготовку 65 руководителей ОУ
района.
3.2. Информатизация
образования
Информация
представлена в приложении 3.
3.3. Финансирование
образования
Доля расходов на
образование в консолидированном бюджете Арзамасского района в 2000 -
2005 годах представлена в приложении 4.
-
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ. ОБЩИЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
АРЗАМАССКОГО РАЙОНА ДО 2010 ГОДА
1. Цель Программы -
развитие районной системы образования, ориентированной на
инновационное развитие, обеспечение общедоступного и бесплатного
дошкольного, основного общего образования, гарантированного
Конституцией Российской Федерации, развитие кадрового потенциала
Арзамасского района.
2. Задачи Программы - создание
условий для модернизации содержания образования и комплексных
изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе для
перемен в системе подготовки и повышения квалификации педагогических
и руководящих кадров для обеспечения инновационного развития
Арзамасского района.
3. Общие направления развития системы
образования Арзамасского района.
Общими направлениями развития системы
образования Арзамасского района являются:
1) разработка и реализация моделей и
структуры общего образования, введение профильного образования,
освоение новых образовательных программ и стандартов, переход на
новый региональный базисный учебный план;
2) создание условий для развития
механизма социального партнерства с целью реализации основных
направлений развития системы образования Арзамасского района,
привлечения инвестиций в образовательную среду;
3) дальнейшая информатизация системы
образования, рост числа образовательных учреждений, имеющих выход в
Интернет, развитие современных методов обучения на базе
информационно-компьютерных технологий;
4) обеспечение инновационного
характера развития системы образования;
5) создание условий, позволяющих
эффективно решать проблемы безопасности образовательных учреждений;
6) защита прав детей-сирот, детей с
ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей,
нуждающихся в социально-правовой поддержке;
7) развитие организационно-правовых и
экономических механизмов, обеспечивающих финансово-хозяйственную
самостоятельность образовательных учреждений и эффективное
использование бюджетных и внебюджетных средств;
8) сохранение единого
образовательного пространства на основе преемственности содержания
основного и дополнительного образования детей, в том числе в рамках
профильного обучения;
9) обеспечение государственных
гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися
дополнительного образования, повышение эффективности и качества
дополнительного образования детей;
10) всесторонняя поддержка
талантливой молодежи, в том числе реализация программ работы с
творчески одаренными детьми.
-
4. Приоритетные
направления развития системы
образования Арзамасского района
4.1. Дошкольное
образование
В целях сохранения
системы дошкольного образования и повышения его качества, создания
условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, своевременное и
полноценное физическое, общее психическое, личностное развитие детей,
служащее фундаментом для дальнейшего развития и приобретения любых
специальных знаний, умений и навыков, необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) совершенствование структуры
дошкольного образования с учетом решения проблем преемственности
между дошкольным и школьным образованием;
2) обновление содержания дошкольного
образования и совершенствование механизма контроля за его качеством.
4.2. Общее среднее
образование
В целях реализации
направлений модернизации системы общего среднего образования,
обеспечивающей повышение качества образования, и создания условий для
развития личности и социальной адаптации подрастающего поколения
необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1) повышение качества, доступности и
эффективности общего среднего образования в Арзамасском районе;
2) полное осуществление
обязательности основного общего образования детей;
3) внедрение нового базисного
учебного плана;
4) переход системы образования на
профильное обучение в старших классах как способ удовлетворения
индивидуальных образовательных запросов учащихся;
5) создание оптимальных условий для
развития и реализации способностей одаренных детей;
6) внедрение новых образовательных
стандартов и программ общего образования;
7) осуществление преемственности
между дошкольным и начальным образованием, начальной и основной
школой;
8) совершенствование содержания
начального образования путем внедрения развивающих технологий
начального образования и технологий гражданского образования в
начальной школе;
9) внедрение здоровьесберегающих
технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;
10) обеспечение дифференциации и
индивидуализации обучения учащихся в начальной школе;
11) разработка и реализация комплекса
мер, обеспечивающих поддержку и финансирование малокомплектных школ
района;
12) совершенствование программ и
условий социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
13) обеспечение интегрированного
образования для всех категорий детей;
14) развитие современных форм
ученического самоуправления как особой формы инициативной,
инновационной, самостоятельной деятельности учащихся, развития
социальной активности.
4.3. Воспитание,
дополнительное образование детей
В целях создания
условий для достижения высокого уровня межведомственного
взаимодействия в воспитании, социализации детей для развития
воспитательного потенциала в Арзамасском районе, совершенствования
системы дополнительного образования, форм и методов воспитания
необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1) формирование единого
воспитательного пространства в Арзамасском районе;
2) содействие семейному воспитанию,
расширению просветительской деятельности по распространению
педагогических знаний среди родителей и общественности;
3) формирование культуры здоровья,
потребности в занятиях физической культурой и спортом;
4) осуществление психологического
сопровождения ребенка в процессе воспитания;
5) обеспечение эффективности
профилактики асоциального поведения детей и молодежи, в том числе за
счет организации их максимальной занятости в системе дополнительного
образования и внеурочной деятельности;
6) формирование условий для
гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи, подготовки молодежи к участию в
общественно-политической жизни страны, к государственной деятельности
на основе воспитания гражданственности и патриотизма;
7) развитие художественного и
технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта
и туризма;
8) развитие современных форм
ученического самоуправления;
9) обновление
программно-методического содержания УДОД, создание проектов
совместной деятельности учреждений дополнительного образования и
общеобразовательных школ в рамках воспитательной и образовательной
деятельности;
10) пропаганда здорового образа
жизни, семейных ценностей.
4.4. Информатизация
образования
В целях дальнейшей
информатизации системы образования и повышения уровня
профессиональной подготовки работников образования и обучающихся в
области информационных технологий необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) создание условий для наращивания
информационно-технологической базы ОУ, роста числа ОУ, имеющих вход в
сеть Интернет;
2) приобретение программного
обеспечения для более эффективного использования компьютерных
технологий в учебном процессе;
3) создание информационной
компьютерной сети, объединяющий департамент образования, методический
кабинет и ОУ района на муниципальном уровне.
4.5.
Совершенствование экономического механизма системы образования района
В целях увеличения
объемов финансирования системы образования за счет средств областного
и районного бюджетов и внебюджетных источников с сохранением
бюджетного финансирования в качестве гарантии общедоступного и
бесплатного дошкольного, основного общего образования в соответствии
с Конституцией Российской Федерации необходимо осуществлять
деятельность по следующим направлениям:
1) внедрение механизма сочетания
сметного и нормативного финансирования образовательных учреждений;
2) обеспечение
финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений,
в том числе в условиях казначейского исполнения бюджета;
3) расширение самостоятельности и
ответственности руководителей образовательных учреждений при
использовании бюджетных средств;
4) расширение сферы применения
программно-целевых методов бюджетного планирования.
4.6. Ресурсное
обеспечение системы образования
В целях ресурсного
обеспечения условий для ориентации системы образования Арзамасского
района на инновационное развитие необходимо осуществлять деятельность
по следующим направлениям:
1) увеличение доли районного бюджета,
направляемой на образование;
2) обеспечение безопасности
образовательных учреждений района;
3) укрепление и развитие
материально-технической базы образовательных учреждений района;
4) внедрение энергосберегающих
технологий в деятельность образовательных учреждений района.
-
III. СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
предполагает 2 этапа:
1. Первый этап (2006 - 2008 годы).
На этапе осуществляются:
1) развитие ресурсного потенциала
образовательной системы Арзамасского района;
2) реализация нормативно-правовых
актов, направленных на обеспечение общедоступности и бесплатности
дошкольного, основного общего образования;
3) введение нормативного
финансирования образовательных учреждений района.
2. Второй этап (2009 - 2010 годы).
На этапе осуществляются:
1) реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию районной системы образования;
2) внедрение модели развития районной
системы образования, ориентированной на обеспечение инновационного
развития;
3) анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период.
-
IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
На период 2006 -
2008 годов основным результатом реализации Программы должно стать
развитие муниципальных образовательных учреждений на основе созданной
системы распределения полномочий и ответственности между органами
государственной власти области и органами местного самоуправления
района.
На период 2009 - 2010 годов основным
результатом реализации Программы должно стать построение системы
образования района, ориентированной на инновационное развитие.
-
1. Общие результаты
(качественные критерии)
развития системы образования района
Ожидаемыми
результатами реализации Программы должны стать:
1) осуществление программы
модернизации содержания образования;
2) внедрение образовательных
программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники,
а также культурных традиций района и области;
3) расширение участия общественности
в управлении образовательными учреждениями района;
4) сохранение и развитие сети
образовательных учреждений района (приложение 5);
5) укрепление материально-технической
базы образовательных учреждений района;
6) введение нормативного
финансирования образовательных учреждений района.
-
2. Основные
результаты реализации приоритетных направлений
2.1. Дошкольное
образование
Основными
направлениями развития дошкольного образования должны стать:
1) сохранение сети дошкольных
образовательных учреждений;
2) обеспечение альтернативных форм
организации дошкольного образования, адекватных
социально-экономическим условиям местности и запросам населения;
3) увеличение охвата детей дошкольным
образованием;
4) внедрение региональных учебных
планов, программ, учебно-методических пособий по дошкольному
образованию;
5) обеспечение соответствия качества
дошкольного образования государственному;
6) обеспечение преемственности в
воспитании, обучении и развитии детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
2.2. Общее
образование
Основными
направлениями развития общего образования должны стать:
1) обеспечение общедоступности и
бесплатности общего среднего образования;
2) обеспечение обязательности
основного общего образования детей;
3) повышение качества общего среднего
образования, увеличение доли учащихся, обучающихся в профильных
классах;
4) внедрение нового базисного
учебного плана, обновление структуры регионального компонента общего
среднего образования;
5) осуществление перехода на
профильное обучение;
6) создание условий и социализации
воспитанников в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
2.3. Система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических
кадров
Основными
направлениями развития системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических работников должны стать:
1) создание районной системы
непрерывного образования, обеспечивающей возможность гибкого перехода
между различными образовательными программами;
2) сохранение и развитие системы
повышения квалификации управленческих кадров.
2.4. Воспитание,
дополнительное образование детей
Основными
направлениями развития воспитания, дополнительного образования детей
должны стать:
1) создание условий для
совершенствования воспитательных систем образовательных учреждений
района с учетом приоритета социально-педагогической функции школы;
2) повышение эффективности работы
образовательных учреждений района с семьей как социальным институтом
воспитания; активизация роли родительской общественности в управлении
образовательным учреждением;
3) внедрение инновационных
воспитательных технологий;
4) снижение уровня подростковой
беспризорности и социальной дезадаптации в подростковой среде;
5) сохранение сети учреждений
дополнительного образования детей в районе, укрепление их
материально-технической базы;
6) создание условий в удовлетворении
потребности по оздоровлению и организованной занятости детей в период
каникул, максимальный охват детей и молодежи различными формами
отдыха, оздоровления и занятости.
2.5. Информатизация
образования
Основными
направлениями развития в области информатизации образования должны
стать:
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "таблица" имеется в
виду слово "приложение".
-
1) осуществление
компьютеризации образовательного процесса в ОУ (таблица 8).
2.6.
Совершенствование экономического механизма
Основными
направлениями совершенствования экономического механизма должны
стать:
1) осуществление оптимизации долевого
участия государства, общества и бизнеса в финансировании различных
уровней образования;
2) внедрение системы нормативного
финансирования образовательных учреждений района;
3) обеспечение
финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
2.7. Ресурсное
обеспечение системы образования
Основными
направлениями в области ресурсного обеспечения системы образования
должны стать:
1) увеличение объема финансирования
образовательных учреждений района;
2) повышение укомплектованности
штатов образовательных учреждений района высококвалифицированными
педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом;
3) повышение образовательного уровня
педагогических работников района;
4) укрепление материально-технической
базы образовательных учреждений района.
2.8. Управление и
нормативная правовая база
Основными
направлениями в развитии нормативной правовой базы должны стать:
1) увеличение степени участия
общественности в управлении образовательными учреждениями района;
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду Закон РФ от
10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".
-
2) обеспечение
исполнения Закона Нижегородской области об образовании.
2.9. Показатели
социально-экономической эффективности
Показатели
социально-экономической эффективности, достигнутые в 2005 году и
планируемые в 2008, 2010 годах по направлениям: дошкольное
образование, общее среднее образование, система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров,
воспитание, дополнительное образование детей, информатизация
образования, экономическое и ресурсное обеспечение системы
образования, управление и нормативная правовая база образования, -
представлены в приложении 6.
-
V. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
обеспечивается органами местного самоуправления Арзамасского района,
муниципальными образовательными учреждениями.
Государственным заказчиком Программы
является администрация Арзамасского района, разработчиком -
департамент образования администрации Арзамасского района.
План мероприятий по реализации
Программы включает 8 направлений развития районной системы
образования (приложение 7).
Реализация Программы предусматривает
введение нормативного бюджетного финансирования, совершенствование
порядка финансирования муниципальных образовательных учреждений.
Для выполнения в соответствии с
Программой работ (закупки продукции) за счет средств районного
бюджета будут проводиться конкурсы по отбору исполнителей
(поставщиков) в соответствии с Законом Нижегородской области от 29
июля 2004 года № 89-З "Об организации закупок продукции для нужд
Нижегородской области".
Расходы на реализацию мероприятий по
направлениям развития, требующим финансирования из районного бюджета,
будут производиться на основании смет расходов, утвержденных главным
распорядителем бюджетных средств в соответствии со статьей 158
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Конкретный перечень мероприятий по
направлениям развития образования определяет разработчик Программы -
департамент образования администрации Арзамасского района.
Разработчик Программы (департамент
образования администрации Арзамасского района) вносит предложения по
внесению изменений в Программу в соответствии с нормативными
правовыми актами Арзамасского района.
При недостаточном выделении средств
из бюджетов на реализацию Программы объем расходов по мероприятиям
может корректироваться в соответствии с возможностями департамента
образования администрации Арзамасского района.
-
VI. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Для осуществления
мер, предусмотренных Программой, при департаменте образования
администрации Арзамасского района создается рабочая группа по
реализации Программы, в ведении которой находятся следующие вопросы:
1) координация разработки районной
нормативной правовой базы развития образования;
2) планирование и контроль за
исполнением основных мероприятий Программы;
3) подготовка предложений по
реализации Программы до 2010 года с учетом изменения
социально-экономической ситуации в Арзамасском районе и действующего
законодательства.
Ход реализации Программы
заслушивается на заседании Земского собрания Арзамасского района,
совещаниях руководителей ОУ района.
-
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- МОиННО
министерство образования и науки Нижегородской-
области-
ОМСУ органы
местного самоуправления-
ДО департамент
образования-
ФУ финансовое
управление-
МОУ муниципальные
образовательные учреждения-
ДОУ дошкольные
образовательные учреждения-
УДОД учреждения
дополнительного образования детей-
ИМК
информационно-методический кабинет-
Приложение 1
к Комплексной районной целевой
программе
развития образования в Арзамасском
районе на 2006 - 2010 годы
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
ПО СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ АРЗАМАССКОГО
РАЙОНА
Образовательные учреждения
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Общее число
образовательных учреждений (в т.ч. образовательные учреждения
для детей с ограниченными
возможностями здоровья)
|
47 |
47 |
47 |
46 |
45 |
43 |
в них учащихся
|
5780 |
5356 |
5025 |
4582 |
4206 |
3820 |
Общеобразовательные школы
|
33 |
33 |
33 |
32 |
31 |
30 |
в них учащихся
|
5780 |
5356 |
5025 |
4582 |
4206 |
3820 |
из них
|
|
|
|
|
|
|
начальные
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в них учащихся
|
30 |
27 |
30 |
25 |
24 |
23 |
основного общего образования
|
10 |
10 |
10 |
9 |
8 |
8 |
в них учащихся
|
574 |
540 |
526 |
466 |
402 |
391 |
средние (полные)
|
22 |
22 |
22 |
22 |
22 |
22 |
в них учащихся
|
5176 |
4789 |
4469 |
4091 |
3780 |
3630 |
Численность
педагогических работников общеобразовательных учреждений
(в т.ч. образовательных учреждений для детей
с ограниченными возможностями здоровья)
|
1020 |
1005 |
980 |
949 |
940 |
894 |
Численность учителей
дневных общеобразовательных школ
|
1020 |
1005 |
980 |
949 |
940 |
894 |
Количество первоклассников
|
340 |
389 |
361 |
301 |
322 |
300 |
Дошкольные
учреждения (муниципальные)
|
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
в них детей
|
533 |
517 |
526 |
575 |
589 |
613 |
Дошкольные
учреждения (ведомственные)
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в них детей
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вечерние (сменные)
образовательные учреждения
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в них учащихся
|
200 |
205 |
201 |
200 |
202 |
167 |
Детские дома
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в них воспитанников
|
150 |
142 |
122 |
117 |
108 |
54 |
Учреждения
дополнительного образования детей
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
в них учащихся
|
1396 |
2460 |
2083 |
1838 |
2062 |
1300 |
Приложение 2
к Комплексной районной целевой
программе
развития образования в Арзамасском
районе на 2006 - 2010 годы
УРОВЕНЬ
ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ
(рублей)
|
1998 год
|
1999 год
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата
в Нижегородской области
|
820
|
1251,5
|
1767,5
|
2574,5
|
3589,9
|
4512,3
|
5807
|
6120
|
Среднемесячная заработная
плата в образовании
|
503
|
651
|
797
|
1123
|
1652
|
1801
|
2195
|
2450
|
Среднемесячная заработная
плата в промышленности |
890
|
1322,1
|
1906,7
|
2844,2
|
3940,6
|
5039,3
|
6500
|
7200
|
Соотношение оплаты труда
в образовании к средней заработной плате
по Нижегородской области
|
61,3% |
52,0% |
45,09% |
43,6% |
46,0% |
39,9% |
37,7% |
36,6 |
Приложение 3
к Комплексной районной целевой
программе
развития образования в Арзамасском
районе на 2006 - 2010 годы
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ТЕХНИКОЙ
Общеобразовательные школы,
2005 год
|
|
Всего
|
В том числе
|
|
Обеспе- ченность компью-
терной техникой (уча- щихся на 1 ком-
пьютер)
|
Удельный вес в общем
количестве компьютеров, процент
|
Основные школы
|
Средние школы
|
|
|
|
Обеспе- ченность компью-
терной техникой (уча- щихся на 1 ком-
пьютер)
|
Удельный вес в общем
количестве компьютеров, процент
|
Обеспе- ченность компью-
терной техникой (уча- щихся на 1 ком-
пьютер)
|
Удельный вес в общем
количестве компьютеров, процент
|
|
|
Pentium I, II
|
Pentium III и выше
|
|
Pentium I, II
|
Pentium III и выше
|
|
Pentium I, II
|
Pentium III и выше
|
Всего
|
35
|
11
|
89
|
100
|
-
|
100
|
33
|
11
|
89
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
город
|
35
|
-
|
100
|
-
|
-
|
-
|
35
|
-
|
100
|
село
|
35
|
13
|
87
|
100
|
-
|
100
|
33
|
13
|
87
|
Приложение 4
к Комплексной районной целевой
программе
развития образования в Арзамасском
районе на 2006 - 2010 годы
ДОЛЯ РАСХОДОВ
НА ОБРАЗОВАНИЕ В КОНСОЛИДИРОВАННОМ
БЮДЖЕТЕ
АРЗАМАССКОГО РАЙОНА В 2001 - 2004
ГОДАХ
(млн руб.)
Параметры
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
Всего расходов
|
144282
|
150986
|
187916
|
197712
|
215011
|
213978
|
251834
|
249436 |
337446
|
327525
|
Расходы на образование |
52060
|
54485
|
91818
|
94347
|
94980
|
94815
|
112013
|
109771 |
134188
|
133490
|
Доля расходов
на образование |
36,1% |
34,1% |
48,9% |
47,7% |
44,2% |
44,3% |
44,5% |
44% |
39,8% |
40,8% |
Приложение 5
к Комплексной районной целевой
программе
развития образования в Арзамасском
районе на 2006 - 2010 годы
ЧИСЛЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АРЗАМАССКОГО
РАЙОНА НА 2005 - 2010 ГОДЫ
Образовательные учреждения
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
Общее число
образовательных учреждений (в т.ч. образовательных учреждений
для детей с ограниченными
возможностями здоровья)
|
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
в них учащихся
|
3820 |
3520 |
3370 |
3360 |
3300 |
3350 |
Общеобразовательные школы
|
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
в них учащихся
|
3820 |
3520 |
3370 |
3360 |
3300 |
3350 |
Численность
педагогических работников общеобразовательных учреждений
(в т.ч. в образовательных учреждениях
для детей с ограниченными возможностями
здоровья)
|
894 |
894 |
894 |
890 |
890 |
890 |
Численность учителей
дневных общеобразовательных школ
|
849 |
894 |
894 |
890 |
890 |
890 |
Количество первоклассников
|
300 |
330 |
320 |
310 |
320 |
330 |
Дошкольные
учреждения (муниципальные)
|
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
в них детей
|
613 |
620 |
620 |
620 |
620 |
620 |
Дошкольные
учреждения (ведомственные)
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в них детей
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Вечерние (сменные)
образовательные учреждения
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в них учащихся
|
167 |
160 |
160 |
160 |
160 |
160 |
Детские дома
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в них воспитанников
|
54 |
54 |
55 |
55 |
55 |
55 |
Учреждения
дополнительного образования детей
|
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
в них учащихся
|
1300 |
2400 |
2200 |
2200 |
2200 |
2200 |
Приложение 6
к Комплексной районной целевой
программе
развития образования в Арзамасском
районе на 2006 - 2010 годы
ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Показатель
|
Ед. изм.
|
Факт
|
План
|
|
|
2004 год
|
2008 год
|
2010 год
|
1) дошкольное образование
|
Охват детей дошкольным
образованием
|
процент
|
36,7 |
45
|
52
|
Обеспеченность ДОУ
|
мест на 1000 детей-
дошк.
|
556
|
650
|
780
|
Доля ДОУ, обеспечивающих
качество дошкольного образования с превышением
стандарта
|
процент
|
-
|
-
|
-
|
2) общее среднее образование
|
Доля детей возраста
обязательного обучения, не посещающих школу
|
процент
|
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Доля детей школьного
возраста, обучающихся в профильных классах, лицеях,
гимназиях и школах с углубленным изучением
отдельных предметов
|
процент
|
17
|
37
|
90
|
Доля обучающихся детей
с отклонениями в развитии и детей- инвалидов,
вовлеченных в интегрированный процесс обучения
|
процент
|
50
|
50
|
50
|
3) система подготовки,
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
|
Доля педагогов, прошедших
курсы повышения квалификации или переподготовки
за последние 3 года
|
процент
|
33
|
60
|
100
|
Доля педагогов, имеющих
высшую и первую
|
процент
|
55,8 |
70
|
90
|
Укомплектованность
педагогическими кадрами ОУ
|
процент
|
100
|
100
|
100
|
4) воспитание, дополнительное
образование детей и государственная молодежная
политика
|
Доля детей, охваченных
программами дополнительного образования
|
процент
|
64,8 |
70
|
80
|
Доля детей,
охваченных организованными формами отдыха и оздоровления
|
процент
|
100
|
100
|
100
|
Доля несовершеннолетних,
совершивших преступления и стоящих
на профилактических учетах
|
процент
|
14,4 |
10
|
7
|
Доля выявленных детей,
оставшихся без попечения родителей, устроенных на
воспитание в семьи
|
процент
|
59,2 |
70
|
75
|
5) информатизация образования
|
Оснащенность ОУ
современной компьютерной техникой
|
уч-ся на 1 компл.
|
80
|
45
|
30
|
Доля ОУ, подключенных к
Интернету, по уровням образования
|
процент
|
0,3 |
50
|
80
|
Доля школьных библиотек,
имеющих медиаобеспечение (медиакомпьютер и коллекцию
дисков учебного назначения)
|
процент
|
0
|
50
|
80
|
6) экономическое обеспечение
системы образования
|
Соотношение средней заработной
платы в образовании со средней заработной платой в
Нижегородской области
|
процент
|
37,7 |
40
|
50
|
7) ресурсное обеспечение
системы образования
|
Доля населения Арзамасского
района, занятого в образовательном комплексе |
процент
|
12,6 |
12,8 |
12,9 |
Доля валового регионального
продукта Нижегородской области, направляемого на
образование
|
процент
|
3,0 |
3,3 |
4,0 |
Укомплектованность
ОУ педагогическими кадрами
|
процент
|
100
|
100
|
100
|
Количество специалистов с
высшим и средним профессиональным образованием
в системе образования
|
кол-во человек
в процентах от общего |
97,8 |
100
|
100
|
8) управление и нормативная
правовая база
|
Доля учреждений, имеющих
структуры общественного соуправления образованием
(попечительские советы, родительские ассоциации и др.)
|
процент
|
0,3 |
75
|
100
|
Приложение 7
к Комплексной районной целевой
программе
развития образования в Арзамасском
районе на 2006 - 2010 годы
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
┌───┬───────────────────┬──────┬────────┬───────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ № │
Мероприятия │Срок │Ответст-│Предполагаемые
объемы финансирования из│ Ожидаемый │
│п/п│
│выпол-│венные │ районного бюджета (тыс.
рублей) │ результат │
│ │ │нения
│испол- ├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┤
│
│ │ │ │нители
│ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010
│ │
│ │ │ │ │
год │ год │
год │ год │ год │ │
├───┴───────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────────────┤
│ 1.
Дошкольное образование │
├───┬───────────────────┬──────┬────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬─────────────────┤
│1. │Введение новых
форм│2008 -│ДО, ДОУ,│ │ │
│ │ │Апробация моделей│
│ │организации
│ 2009 │ ОУ │ │ │
│ │ │новых форм│
│ │образования
детей│ │ │ │ │
│ │ │дошкольного │
│ │старшего
│ │ │ │ │
│ │ │образования для│
│ │дошкольного
│ │ │ │ │
│ │ │детей 5 - 5,5│
│ │возраста для
детей│ │ │ │ │
│ │ │лет. Увеличение│
│ │из
│ │ │ │ │
│ │ │охвата школьным│
│ │малообеспеченных,
│ │ │ │ │
│ │ │образованием │
│ │неблагополучных
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │семей и
детей, не│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │посещающих
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │дошкольные
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │образовательные
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │учреждения
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────┤
│2. │Внедрение
│2006 -│ДО, ДОУ │ │ │
│ │ │Повышение │
│ │методического
│ 2008 │ │ │ │
│ │ │качества обучения│
│ │сопровождения
новых│ │ │ │ │
│ │ │в МДОУ │
│ │форм
школьного│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │образования
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────┤
│3. │Внедрение
│2006 -│ДО, ДОУ │ │ │
│ │ │ │
│ │федерального
│ 2007 │ │ │ │
│ │ │ │
│ │стандарта
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │дошкольного
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │образования
(при│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │принятии
на│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │федеральном
уровне)│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────┤
│4. │Создание
в│2007 -│ДО, ДОУ │ │ │
│ │ │Расширение │
│ │различных
видах│ 2009 │ │ │ │
│ │ │спектра │
│ │дошкольных
│ │ │ │ │
│ │ │дополнительных │
│ │учреждений
(групп)│ │ │ │ │
│ │ │платных │
│ │условий
для│ │ │ │ │
│ │ │образовательных │
│ │развития
│ │ │ │ │
│ │ │услуг │
│ │разнообразных
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │способностей
и│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │интересов
детей│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │дошкольного
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │возраста
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────┤
│5. │Внедрение
│2007 -│ ДО │ │ │
│ │ │Подготовка детей│
│ │вариативных
│ 2008 │ │ │ │
│ │ │дошкольного │
│ │программ
для│ │ │ │ │
│ │ │возраста к│
│ │образования
детей,│ │ │ │ │
│ │ │поступлению в│
│ │не
посещающих│ │ │ │ │
│ │ │школу │
│ │дошкольные
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │учреждения
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────┤
│6. │Формирование
банка│2006 -│ ИМК │ │ │
│ │ │Реализация │
│ │данных
по│ 2007 │ │ │ │
│ │ │развивающих │
│ │обновлению
│ │ │ │ │
│ │ │программ нового│
│ │содержания
│ │ │ │ │
│ │ │поколения │
│ │дошкольного
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │образования
│ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┴───────────────────┴──────┴────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────────────┤
│ 2.
Общее среднее образование │
├───┬───────────────────┬──────┬────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬─────────────────┤
│7. │Внедрение
нового│ 2006 │ ДО │ │ │
│ │ │Поэтапный переход│
│ │базисного
учебного│ │ │ │ │
│ │ │ОУ района на│
│ │плана с
учетом│ │ │ │ │
│ │ │федеральный │
│ │специфики
│ │ │ │ │
│ │ │компонент │
│ │национального
│ │ │ │ │
│ │ │государственного │
│ │регионального
│ │ │ │ │
│ │ │образовательного │
│ │компонента
│ │ │ │ │
│ │ │стандарта и│
│ │содержания
│ │ │ │ │
│ │ │освоение его│
│ │образования.
│ │ │ │ │
│ │ │выпускниками ОУ │
│ │Проведение
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │совещаний
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │руководителей
ОУ │ │ │ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼─────────────────┤
│8. │Внедрение
в│2006 -│ ДО, ОУ │ │ │
│ │ │Формирование │
│ │практику
работы ОУ│ 2009 │ │ │ │
│ │ │содержания │
│ │стандартов
общего│ │ │ │ │
│ │ │регионального │
│ │образования,
│ │ │ │ │
│ │ │компонента │
│ │введение
│ │ │ │ │
│ │ │учебного плана │
│ │регионального
курса│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │"Нижегородоведение"│
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │в рамках
программы│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │"Гражданское
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │образование
в│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │начальной
школе",│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │курса