ВСЕГО
│3674,7│127,3│ 3,5 │2479,6│
67,5│1067,8│ 29,0│
└─────────────────────┴──────┴─────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┘
Местный бюджет на
2006 год разработан и утвержден с учетом досрочного введения на
территории Нижегородской области Федерального закона № 131-ФЗ "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и
внесенных в соответствии с ним поправок в Бюджетный кодекс РФ.
Бюджет района на 2006 год утвержден
по доходам в сумме 134465 тыс. руб., по расходам - в сумме 138315
тыс. руб. с дефицитом 3850 тыс. руб., в т.ч. бюджет муниципального
района по доходам - 130295 тыс. руб., по расходам - 133734 тыс. руб.
с дефицитом 3439 тыс. руб.
На 2006 год району передано 7
полномочий на сумму 46502 тыс. руб., в т.ч.:
- исполнение полномочий органов
государственной власти Нижегородской области по расчету и
предоставлению дотаций поселениям на сумму 898 тыс. руб.;
- обеспечение образовательного
процесса на сумму 33118 тыс. руб.;
- исполнение отдельных
государственных полномочий по социальной поддержке и социальному
обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
на сумму 3299 тыс. руб.;
- исполнение отдельных
государственных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов в
муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на сумму 245
тыс. руб.;
- исполнение отдельных
государственных полномочий по организации предоставления
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования по основным образовательным
программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
на сумму 2995 тыс. руб.;
- исполнение отдельных
государственных полномочий в сфере агропромышленного комплекса на
сумму 3479 тыс. руб.;
- предоставление гражданам субсидий
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на сумму 2468 тыс.
руб.
Межбюджетные отношения в районе
построены в соответствии с принятыми областью и районом
нормативно-правовыми актами, в т.ч. Законом Нижегородской области от
14.07.2005 № 89-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской
области", постановлением Земского собрания Ковернинского района
от 17.11.2005 № 73 "О межбюджетных отношениях в Ковернинском
районе".
В районе на 2006 год приняты
постановления о введении на территории района земельного налога,
налога на имущество физических лиц, платежей по самообложению
населения. Запланировано получить средств от самообложения в сумме
642,0 тыс. руб.
За 6 месяцев текущего года
консолидированный бюджет района исполнен по доходам в сумме 71527
тыс. руб., или на 52% к годовому плану, по расходам - в сумме 71333
тыс. руб., на 50,1% к уточненным годовым назначениям.
Своевременно выплачиваются заработная
плата и отпускные работникам бюджетных учреждений района. С апреля
текущего года проводятся работы по подготовке бюджетных учреждений и
объектов соцкультбыта к зиме.
С ноября 2004 года в районе введено
казначейское исполнение бюджета, что позволяет обеспечивать строгий
контроль за целевым расходованием бюджетных средств и добиваться
соответствия фактических расходов бюджета планируемым.
2. КОНЦЕПЦИЯ
ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ФИНАНСОВ В КОВЕРНИНСКОМ РАЙОНЕ
2.1. Обоснование
необходимости реформы
С учетом введения в
действие на территории Нижегородской области Федерального закона N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления"
с 1 января 2006 года в районе унифицирована система организации
местного самоуправления. Оно сформировано на двух территориальных
уровнях: поселенческом и районном. Каждый уровень получил четко
оговоренные полномочия и соответствующий бюджет.
Совершенствуется казначейская система
исполнения бюджета. С января 2006 года бюджет муниципального района и
бюджеты сельских поселений обслуживаются отделением Федерального
казначейства по Ковернинскому району.
Вместе с тем в районе сохраняются
проблемы в управлении муниципальными финансами.
Несовершенна система управления
расходами.
Финансирование действующей сметы
бюджетных учреждений осуществляется без учета анализа потребности в
бюджетных услугах, оказываемых этими учреждениями, результатов их
деятельности.
Отсутствуют стандарты качества
предоставляемых бюджетных услуг.
Недостаточно используются в работе
программно-целевые методы при планировании бюджета.
Доходная база консолидированного
бюджета района не обеспечивает полной потребности в бюджетных
расходах.
В настоящее время отсутствует
механизм среднесрочного планирования, требует совершенствования
бюджетный процесс.
Нет четких целей и конечных
результатов использования бюджетных средств, не отработана система
взаимодействия с администраторами соответствующих платежей в бюджет.
Недостаточен уровень финансовых результатов использования
муниципального имущества.
Не в полной мере реализованы
возможности роста и развития доходной базы муниципального района,
требуют совершенствования межбюджетные отношения, нужен постоянный
анализ и выработка мер по дальнейшему развитию муниципального сектора
экономики. Не на соответствующем уровне находится профессиональная
подготовка муниципальных работников администрации.
2.2. Цели реформы
муниципальных финансов
Создание
благоприятных условий для хозяйствования, гарантий политической и
социальной стабильности, общественной безопасности.
Цели реформы:
- повышение качества управления
муниципальными финансами;
- повышение эффективности
деятельности исполнительной и законодательной власти;
- повышение качества и доступности
бюджетных услуг;
- прозрачность бюджетной системы и
бюджетного процесса.
2.3. Задачи реформы
муниципальных финансов
Реформирование
бюджетного процесса и управления расходами, внедрение бюджетирования,
ориентированного на результат;
- создание условий для развития
доходной базы и повышение эффективности использования муниципального
имущества;
- совершенствование долговой
политики;
- совершенствование системы
управления инвестициями;
- повышение эффективности работы
муниципального сектора экономики;
- повышение квалификации работников
органов исполнительной власти;
- совершенствование межбюджетных
отношений;
- повышение открытости управления
муниципальными финансами.
2.4. Ожидаемые
результаты реформирования муниципальных
финансов
Реализация Программы
реформирования позволит повысить результативность бюджетных расходов,
качество предоставляемых бюджетных услуг, прозрачность деятельности
органов исполнительной власти.
3. ОБОСНОВАНИЕ
НАПРАВЛЕНИЙ РЕФОРМЫ
3.1. Реформирование
бюджетного процесса и управления
расходами; бюджетирование,
ориентированное на результат
В Ковернинском
районе функционирует 135 учреждений социальной сферы с общей
численностью 1585 человек.
Состояние бюджетных учреждений
характеризуется следующими факторами:
- ограниченностью финансовых ресурсов
на содержание имеющейся сети, на поддержание материально-технического
обеспечения;
- несоответствием объема
предоставляемых услуг потребностям населения;
- незначительным объемом
капиталовложений в социальную сферу;
- недостаточным уровнем качества
предоставляемых бюджетных услуг.
Из бюджета муниципального района
финансируется 84 учреждения с общей численностью работников 1136
человек, из бюджетов поселений - 51 учреждение с общей численностью
работников 449 человек.
В 2006 году в консолидированном
бюджете района на содержание указанных учреждений предусмотрено
133734,0 тыс. руб. при полной потребности 173850,0 тыс. руб.
Из-за недостаточного финансирования
не улучшается материально-техническое состояние, снижается качество
услуг, предоставляемых населению. Для решения назревших проблем
значительная роль отводится реформе бюджетного процесса, управления
расходами.
Основными элементами данной реформы
будут:
- мониторинг состояния местного
бюджета;
- применение стандартов качества
предоставляемых бюджетных услуг;
- использование в бюджетном процессе
среднесрочных прогнозных данных;
- выполнение всех требований
бюджетного законодательства;
- соблюдение принципов гласности
бюджетного процесса;
- оценка работы каждого бюджетного
учреждения.
В процессе исполнения бюджета часто
возникают временные кассовые разрывы, причиной которых является
неравномерное поступление доходов в течение бюджетного года. До 1
января 2007 года будет наработан порядок формирования финансового
резерва для финансирования временных кассовых разрывов.
Продолжается работа по
совершенствованию казначейской системы исполнения бюджета. С 1 января
2006 года обслуживание казначейской системы исполнения бюджета
осуществляется отделением Федерального казначейства. Необходима
дальнейшая автоматизация бюджетного процесса, применение новых
программных средств с целью экономии времени, расширения
аналитической работы.
В настоящее время финансирование
бюджетных учреждений осуществляется на основе смет расходов, что не
стимулирует получателей средств эффективно их использовать, не
учитываются результаты их деятельности.
Необходимо осуществлять поэтапный
переход от сметного планирования к бюджетному планированию,
ориентированному на достижение конечных результатов.
Надо создать систему учета
потребности в предоставляемых бюджетных услугах и установить
стандарты качества услуг. Необходимо доводить плановые задания на
объемы платных услуг для учреждений, которые имеют право их
предоставлять.
Важно также применять
программно-целевые методы планирования, которые позволят решать
конкретные проблемы в той или иной отрасли.
Необходим анализ существующих целевых
бюджетных программ, их приведение в соответствие с новыми
нормативно-правовыми актами.
С целью повышения ответственности
бюджетных учреждений за повышение результативности расходов бюджета
следует подготовить и утвердить перечень социальных и экономических
показателей работы учреждений и проводить анализ их деятельности.
Механизмы реализации
Работу по данному
направлению планируется начать частично в 2006 году, а в основном в
2007 году и завершить в 2008 году по следующим направлениям:
- оценка потребности в
предоставляемых бюджетных услугах;
- утверждение перечня бюджетных
услуг;
- утверждение стандартов качества
бюджетных услуг;
- ведение реестра ведомственных
целевых программ;
- разработка и утверждение основных
требований к результатам работы бюджетных учреждений;
- утверждение методики оценки
результатов работы бюджетных учреждений;
- составление перспективного
финансового плана на три последующих года.
Ожидаемые результаты
Будет обеспечен
постепенный переход к планированию расходов в соответствии с
потребностями в предоставляемых бюджетных услугах;
- будет обеспечена стабильность и
преемственность бюджетной политики в районе;
- будет повышена роль и
самостоятельность бюджетных учреждений;
- повысится качество предоставляемых
бюджетных услуг.
Возможные
альтернативы
Альтернативных
механизмов планируемым мероприятиям по применению программно-целевого
планирования и финансирования, созданию системы учета потребности и
установлению стандартов качества бюджетных услуг не предполагается.
Оценка рисков
Возможен рост
управленческих расходов, ослабление финансовой дисциплины в бюджетных
учреждениях.
3.2. Создание условий
для развития доходной базы, повышение
эффективности работы муниципального
сектора экономики
Существующее
положение
В настоящее время
основные изменения в налоговом законодательстве, направленные на его
упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности
взимания налогов и сборов, уже приняты.
Заметно снизилась налоговая нагрузка
на реальный сектор экономики.
Администрацией района принимаются
усилия по развитию доходной базы района, по снижению имеющейся
недоимки по налогам и сборам, привлечению дополнительных доходов в
виде спонсорской помощи. В первом полугодии 2006 года проведено 12
заседаний комиссии по работе с налогоплательщиками, где кроме
вопросов снижения недоимки по налогам и сборам рассматривался вопрос
легализации заработной платы и ее роста. Районной администрацией
контролируется вопрос по заключению договоров предпринимателями с
работниками. Количество договоров с уровнем среднемесячной заработной
платы свыше 3,5 тыс. руб. на 01.07.2006 составляет 539, что
составляет 71,5% от общего количества договоров.
В районе принята и действует
программа развития малого бизнеса. Проводится работа по активизации
деятельности фонда развития предпринимательства.
Вместе с тем принимаемые меры по
повышению доходной базы района пока не отвечают потребностям бюджета
в финансовых ресурсах. В районе нет системы работы с инвестициями, не
улучшается работа муниципальных унитарных предприятий
жилищно-коммунального хозяйства, недостаточно эффективно используется
муниципальная собственность.
Основные перспективные направления
развития налогового потенциала следующие:
- повышение эффективности
использования административного ресурса;
- создание наиболее благоприятных
условий для развития крупных предприятий района, являющихся основными
налогоплательщиками в бюджет муниципального района;
- оказание финансовой поддержки из
бюджета муниципального района сельскохозяйственным предприятиям
района;
- повышение участия малого бизнеса в
экономических и социальных процессах района;
- повышение эффективности управления
муниципальной собственностью;
- улучшение работы предприятий
жилищно-коммунального хозяйства.
Механизмы реализации
На существующем
этапе развития доходной базы района администрацией района будут
предприняты следующие меры:
- выработка и применение на практике
новых форм взаимодействия с бизнесом;
- повышение ответственности
администраторов за полноту и своевременность поступления платежей;
- мониторинг основных показателей
финансового состояния и налогооблагаемой базы бюджетообразующих
предприятий района;
- ежегодное проведение балансовых
комиссий с участием всех предприятий района;
- повышение уровня собираемости
налогов;
- оценка эффективности инвестиционных
проектов в районе;
- принятие мер по снижению убыточной
работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Ожидаемые результаты
Реализация
мероприятий будет способствовать положительной динамике развития
собственной доходной базы района, повысится роль малого и среднего
бизнеса в экономике района, увеличится доля долгосрочных инвестиций,
активно влияющих на развитие предприятий района.
3.3.
Совершенствование долговой политики
Текущее состояние
Основными задачами,
решаемыми администрацией района при управлении муниципальным долгом,
является полное и своевременное исполнение долговых обязательств,
построение оптимальной структуры муниципального долга.
Постановлением Земского собрания
района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год
утверждается программа муниципальных заимствований, показатели
верхнего предела муниципального долга и другие бюджетные параметры,
касающиеся привлечения и погашения долговых обязательств.
В соответствии с требованиями
Бюджетного кодекса Российской Федерации учет муниципальных долговых
обязательств Ковернинского района, в том числе с группировкой по
видам заимствований и срокам их погашения, ведется в муниципальной
долговой книге Ковернинского района по форме, утвержденной
постановлением администрации Ковернинского района от 28.12.2005 № 82.
По состоянию на 1 июля 2006 года
муниципальный долг Ковернинского района составил 3612 тыс. руб., вся
сумма долга является внутренними обязательствами. Удельный вес долга
в доходах бюджета муниципального района без учета финансовой помощи
бюджета субъектам Федерации составляет 10,4%.
В структуре муниципального долга
94,1% составляют муниципальные гарантии, 5,9% - бюджетные кредиты,
полученные из областного бюджета.
По состоянию на 1 января 2006 года
муниципальный долг Ковернинского района составлял 4111 тыс. руб.
(муниципальные гарантии - 94,8%, бюджетные кредиты - 5,2%).
За 6 месяцев текущего года
муниципальный долг сократился на 499,0 тыс. руб.
По состоянию на 1 июля 2006 года
имеется просроченная задолженность по муниципальным гарантиям в сумме
723,8 тыс. руб., в том числе по колхозу им. М. Горького по товарному
кредиту 1998 года - 212,3 тыс. руб. (предприятие - банкрот, в конце
2006 года будет списана), и по ООО Комарова по решению арбитражного
суда от 30.06.2006 предоставлена отсрочка на 3 года.
По состоянию на 1 июля 2006 года
кредиторская задолженность бюджетных учреждений составила 7577,0 тыс.
руб., в т.ч. просроченная - 993,0 тыс. руб.
Объем кредиторской задолженности
бюджетных учреждений на 01.01.2006 составил 3120,0 тыс. руб., в т.ч.
просроченной - 1262,0 тыс. руб. За 2005 год кредиторская
задолженность уменьшилась на 2971,0 тыс. руб., или на 48,8%,
просроченная задолженность - на 1026,0 тыс. руб., или на 44,8%.
Просроченная задолженность по
заработной плате работникам бюджетной сферы в районе отсутствует.
Наличие действующей системы
казначейского исполнения бюджета муниципального района позволило
эффективно, с наибольшей отдачей использовать имеющиеся бюджетные
ресурсы, создание системы учета бюджетных обязательств способствовало
недопущению роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений.
Основные механизмы реализации
совершенствования долговой политики:
- завершение внедрения
формализованных процедур управления долгом, принятия долговых
обязательств;
- снижение и ликвидация просроченной
кредиторской задолженности.
Постановлением администрации
Ковернинского района от 28.12.2005 № 83 утверждена Концепция
управления муниципальным долгом Ковернинского района на период до
2010 года, которая определяет основные принципы управления
муниципальным долгом и закрепляет его основные параметры.
Управление муниципальным долгом в
соответствии с Концепцией направлено на решение следующих задач:
- раскрытие информации по методам
контроля за экономически безопасным уровнем долговой нагрузки и
поддержанием ликвидности;
- выстраивание четких принципов
моделирования долговой политики при формировании бюджета путем
определения базовых показателей, определяющих ограничения при
осуществлении долговой политики;
- минимизация рисков при управлении
ликвидностью бюджета в процессе исполнения;
- декларация позиции администрации
Ковернинского района при ликвидации дебиторской задолженности,
выделении бюджетных кредитов и предоставлении государственных
гарантий;
- создание прозрачных правил учета
долговых обязательств, операций с долгом и его обслуживанием для
защиты интересов инвесторов.
Управление муниципальным долгом
включает четыре взаимосвязанных направления:
1. Планирование объема, срока и
структуры муниципального долга Ковернинского района.
2. Заимствования и осуществление
операций с муниципальным долгом, направленных на оптимизацию его
структуры, сокращение расходов на обслуживание и своевременное
исполнение долговых обязательств.
3. Мобилизация собственных активов
района, реализация комплекса мер по работе с должниками бюджета в
целях снижения потребности в заимствованиях.
4. Организация учета долговых
обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы
исполнения долговых обязательств.
Исходя из финансовой безопасности
бюджета предельная сумма долга не должна превышать суммы доходов за
вычетом финансовой помощи от бюджетов других уровней, сумма расходов
на обслуживание долга не должна превысить 15% от общей суммы расходов
бюджета.
При планировании объема
муниципального долга и составлении программы муниципальных
заимствований планируется введение более четких и жестких критериев,
ограничивающих основные параметры бюджета и муниципального долга.
В рамках мероприятий по снижению и
ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджета, а также в
целях повышения эффективности управления долгом внедрена процедура
учета консолидированного долга Ковернинского района, включающего в
себя:
- долговые обязательства
Ковернинского муниципального района;
- кредиторскую задолженность бюджета
муниципального района, включая задолженность бюджетных учреждений;
- задолженность муниципальных
предприятий Ковернинского района;
- консолидированный долг
муниципальных образований Ковернинского района.
Ведение консолидированного учета
долга района будет способствовать обеспечению прозрачности системы
управления долгом и дальнейшему снижению кредиторской задолженности
до среднемесячного уровня расходов бюджета.
Диаграмма не
приводится.
Ожидаемые результаты
Результатом
реформирования региональных финансов в части совершенствования
долговой политики будет безусловное выполнение всех долговых
обязательств, повышение открытости и прозрачности бюджета и
формирование тем самым положительной кредитной политики региона, а
также поддержание на приемлемом уровне соответствия между размером
долга и его реальными источниками погашения.
Оценка рисков
Настоящие
мероприятия учитывают требования действующего федерального и
областного законодательства в части долговой политики района, потому
существенное его изменение явится своеобразным риском.
Снижение платежеспособности района в
результате влияния внешних факторов на формирование доходной
составляющей бюджета также является риском для достижения планируемых
результатов.
3.4. Создание системы
управления инвестициями
Текущее состояние и
необходимость реформ
В Ковернинском
районе используются следующие формы государственной поддержки:
- предоставление государственных
гарантий в обеспечение возврата средств;
- нефинансовые меры государственной
поддержки;
- частичная компенсация процентной
ставки по привлекаемым кредитам для реализации отдельных проектов при
условии, если постановлением о районном бюджете на очередной
финансовый год предусмотрены средства на указанные цели;
- финансирование целевых программ.
В районе необходимо создать
действующую систему управления инвестициями, для чего необходимо
сделать оценку эффективности инвестиционных проектов, реализуемых в
районе.
Также данной Программой предлагается
регулярное обсуждение результатов оценки и опубликование информации в
районной газете.
Механизм реализации
Будет разработан
порядок учета и оценки эффективности инвестиционных проектов, а также
доведение информации до населения района.
3.5. Повышение
эффективности работы муниципального
сектора экономики
Текущее состояние и
обоснование необходимости реформ
С 2006 года
предоставляются целевые кредиты за счет бюджетных средств
предприятиям коммунального хозяйства района для централизованного
расчета за поставку в район газа.
Проводится работа по своевременному
возврату средств в бюджет.
При формировании бюджета ежегодно
составляются планы финансирования жилищно-коммунального хозяйства
района.
С 2005 года бюджет района сформирован
с учетом 100% возмещения гражданами стоимости коммунальных услуг. С
помощью статистической отчетности проводится анализ фактического
уровня платежей населения.
С 1 января 2006 года субсидии
гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг производятся через
систему социальных счетов граждан. Сумма субсидий показана в таблице.
|
Число семей в районе |
Число семей,
получающих субсидии
|
% семей, получающих субсидии,
%
|
Сумма полученных субсидий
|
Среднемесячная сумма
субсидий на 1 семью, руб.
|
2005 год
|
8586
|
335
|
3,9
|
1938,1
|
483,0
|
1-е полугодие 2006
года |
8586
|
336
|
3,9
|
1317,4
|
654,0
|
Несмотря на принятые
решения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства района
испытывают большие финансовые затруднения, что приводит к
несвоевременной выплате заработной платы работникам предприятий,
создает трудности в подготовке объектов к работе в зимний период.
Сказывается также большая изношенность тепловых и водопроводных
сетей, техники. В связи с переводом жилья на индивидуальное газовое
обеспечение сокращаются объемы доходов предприятий коммунального
хозяйства.
В этой сфере необходим взвешенный
подход к решению назревших проблем, главной задачей является
повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального
хозяйства.
Механизм реализации
Финансовое
поддержание муниципальных предприятий за счет районного бюджета
должно сокращаться. Приоритетными направлениями должны остаться
предоставление гарантий и частичное возмещение процентной ставки.
По муниципальным предприятиям будут
вырабатываться наиболее эффективные меры финансовой поддержки,
сохраняться их социальная направленность. Для этого на данном этапе
будут приняты следующие меры:
- взвешенная тарифная политика
(всесторонний анализ расчетов и согласование тарифов на
жилищно-коммунальные услуги);
- целенаправленная работа по
обновлению имеющихся коммуникаций;
- отказ от неэффективных услуг;
- реализация проектов по внедрению
энергосберегающих технологий;
- оказание финансовой помощи в виде
предоставления кредитов.
3.6. Повышение
квалификации работников органов
исполнительной власти
В этой части
предполагается разработать нормативно-правовые акты о кадровом
резерве, создать постоянно действующую систему подготовки и
переподготовки кадров, проведение конкурсного отбора кадров
управленческих структур.
3.7.
Совершенствование межбюджетных отношений
Текущее состояние и
обоснование необходимости реформы
В Ковернинском
районе действует двухуровневая бюджетная система, включающая в себя
бюджет муниципального района и 12 бюджетов сельских поселений.
Управление Федерального казначейства по Нижегородской области
производит расщепление поступающих налогов до уровня поселений.
Объем финансовой помощи бюджетам
сельских поселений составляет __% расходов бюджета муниципального
района.
Межбюджетные отношения в районе
осуществляются на основе Бюджетного кодекса РФ, постановления
Земского собрания района от 29.09.2005 № 53 "Об утверждении
Положения о бюджетном процессе в Ковернинском районе",
постановления Земского собрания района от 17.11.2005 № 73 "О
межбюджетных отношениях в Ковернинском районе".
На 2006 год Ковернинскому району
областью переданы 7 полномочий, финансовые ресурсы на выполнение
которых предусмотрены в сумме 46,5 млн руб., что составляет 33,6% от
общих расходов бюджета района.
При формировании бюджета района на
2006 год в основном соблюдены все требования Бюджетного кодекса РФ, в
т.ч. по нормативному уровню дефицита бюджета, текущих расходов,
муниципального долга и расходов на его обслуживание. Финансовым
отделом районной администрации постоянно проводится мониторинг
кредиторской задолженности, что привело к ее снижению на начало 2006
года до 3,1 млн руб., или на 49,2%.
Выполнены требования Федерального
закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" по разделению полномочий
между районом и поселениями.
Межбюджетные отношения в Ковернинском
районе требуют постоянного анализа и дальнейшего совершенствования.
Налогооблагаемая база в поселениях
размещена крайне неравномерно, количество потребителей бюджетных
услуг сельских поселений значительно меньше имеющейся сети бюджетных
учреждений, что вызывает удорожание предоставляемых услуг.
В последние годы в районе велась
жесткая централизация средств в районном бюджете, что способствовало
решению важнейших задач: своевременно выплачиваются заработная плата
работникам бюджетной сферы и все виды пособий, ведутся расчеты за
энергоресурсы.
Одновременно снижается роль поселений
в создании собственной доходной базы, низка их заинтересованность в
ее увеличении. Из-за неравномерности поступления доходов в процессе
исполнения бюджета возникают временные кассовые разрывы, что
осложняет решение ряда вопросов финансовой деятельности бюджетных
учреждений.
Этот вопрос также требует решения.
Необходим постоянный анализ качества
формирования и исполнения бюджетов сельских поселений.
Необходимо повышать ответственность
поселений за результаты исполнения бюджетов, усилить их роль в
наращивании доходной базы.
Механизмы реализации
На первом этапе
необходимо сделать оценку размещения доходной базы в бюджетах
поселений. Выработать и направить в министерство финансов области
свои предложения по данному вопросу.
Проанализировать результаты введения
с 1 января 2006 года земельного налога.
Подготовить по этому вопросу
информацию главе администрации.
Проанализировать и привести в
соответствие с Бюджетным кодексом РФ и законами Нижегородской области
все нормативно-правовые акты, касающиеся формирования и исполнения
бюджета. При формировании бюджета на очередной финансовый год следует
предусмотреть целевые фонды на реализацию программно-целевых
мероприятий в районе.
Также будет упорядочено расходование
резервного фонда райадминистрации и приведено в соответствие с
Бюджетным кодексом РФ.
Информацию о принимаемых решениях, а
также о результатах исполнения бюджетов как районного, так и сельских
поселений будем регулярно размещать на страницах районной газеты.
Ожидаемые результаты
Повысится
ответственность глав сельских администраций за результаты исполнения
бюджета, улучшится их работа по формированию доходов бюджета и их
собираемости. Будет обеспечена сбалансированность бюджета
муниципального района и бюджетов поселений. Повысится прозрачность
бюджетных отношений.
4. УПРАВЛЕНИЕ
ПРОГРАММОЙ
Работа над
Программой реформирования муниципальных финансов Ковернинского района
позволила тщательно изучить возможные пути решения поставленных
задач. Обоснованность выбора мероприятий по ее реализации и ожидаемые
результаты. Работу по подготовке Программы выполняли работники
органов управления.
Основным органом управления
Программой будет являться рабочая группа, состав которой утвержден
распоряжением главы районной администрации от 02.08.2006 № 568-р.
Группа является постоянно действующим координационным органом,
обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти с
представительными органами, а также с областными органами власти.
В целях реализации основных
мероприятий Программы в каждом отделе определены ответственные
работники. Группу возглавляет глава районной администрации,
оперативное управление ходом реализации Программы осуществляет
заведующий финансовым отделом.
Предполагается установить формы и
сроки отчетности о ходе выполнения Программы, утвердить план работы
группы. Отчет по реализации Программы будет анализироваться и
представляться в министерство финансов области.
Ковернинский район независимо от
результатов конкурса намерен реализовать Программу реформирования
муниципальных финансов.
План мероприятий по реализации
Программы реформирования муниципальных финансов (приложение 1).
Схема управления
Программой реформирования
┌────────────────────────────────────────┐
│Глава
администрации Ковернинского района│
│ Общее
руководство │
└────────────────────┬───────────────────┘
│
│
-
\/
┌────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Рабочая
группа │
│ Руководство,
координация и текущий контроль │
└─┬──────────────────┬──────────────────────────────┬────┘
│ /\ │
/\ │ /\
│ │ \/
│ │ │
│ │ ┌─────────────────────────────────────┐
│ │
│ │ │ Координатор
Программы │ │ │
│ │ │Финансовый
отдел администрации района│ │ │
│ │ └──────┬─────────────────────────┬────┘
│ │
│ │ │ │
│ │
\/ │ \/
\/ \/ │
┌──────┴────────────────┐
┌─────────────────┴───┐
│┌─────────────────────┐│
│┌───────────────────┐│
││Исполнители
Программы││ ││ Исполнители
││
││ Отделы
││ ││ мероприятий ││
││ райадминистрации,
││ ││ Сторонние ││
││ главы
поселений, ││ ││ организации,
││
││ бюджетные
││ ││привлекаемые в ходе││
││ учреждения
││ ││ реформирования ││
│└─────────────────────┘│
│└───────────────────┘│
└───────────────────────┘
└─────────────────────┘
5. ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1. План
использования субсидий из фонда реформирования
региональных и муниципальных финансов
В целях эффективной
реализации Программы реформирования разработан план использования
средств фонда реформирования региональных и муниципальных финансов с
участием бюджета муниципального района.
Распределение средств основано на
необходимости выполнения тех мероприятий, от которых зависит
улучшение качества управления финансами.
Первоочередные из них:
- повышение квалификации,
переподготовка специалистов органов исполнительной власти;
- повышение уровня технической
оснащенности органов власти и бюджетных учреждений района;
- расширение использования
консультационных услуг по оказанию помощи в реализации Программы;
- расходы на повышение качества
управления недвижимостью в районе (проведение технической
инвентаризации, расходы на землеустройство, рыночную оценку
имущества);
- приобретение необходимых
программных продуктов, расходы на обслуживание имеющихся;
- расходы на сокращение кредиторской
задолженности;
- развитие социальной инфраструктуры.
План использования субсидий из фонда
реформирования региональных и муниципальных финансов (приложение 2).
Приложение 1
к Программе реформирования
муниципальных финансов Ковернинского
муниципального района
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РЕФОРМИРОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ КОВЕРНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2007 - 2008
ГГ.
№ п/п
|
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Нормативные документы
|
Результат
|
|
1. Реформирование бюджетного
процесса и управления расходами; бюджетирование,
ориентированное на результат
|
1.1.
|
Разработка предложений
о внесении изменений в Положение о
бюджетном процессе в Ковернинском муниципальном районе
|
До 01.01.2007 |
Финансовый отдел районной
администрации
|
Постановление Земского
собрания
|
Приведение
в соответствие с законом нормативно- правовых актов
|
1.2.
|
Реформирование
бюджетного учета
|
В течение 2007 г.
|
Финансовый отдел и другие
отделы районной администрации
|
Техническое оснащение
рабочих мест
|
Повышение
эффективности бюджетного учета
|
1.3.
|
Ведение реестра
расходных обязательств
|
В течение 2007 - 2008 гг.
|
Финансовый отдел, ГРБС
|
Постановление главы
администрации р-на
|
|
1.4.
|
Разработка и
утверждение мониторинга эффективности финансово-хозяйственной
деятельности бюджетных учреждений района
|
До 1 января 2008 г.
|
Финансовый отдел и другие
отделы районной администрации
|
Постановление главы
администрации р-на
|
Повышение
эффективности работы бюджетных учреждений
района
|
1.5.
|
Разработка и
утверждение Программы социально- экономического
развития района на 2007 - 2011 гг.
|
До 1 января 2007 г.
|
Отдел экономики и
прогнозирования райадминистрации |
Постановление Земского
собрания
|
Определение стратегии
развития района
|
1.6.
|
Утверждение
перечня бюджетных услуг, по которым должен производиться
учет потребности в их предоставлении
|
До 1 июля 2007 г.
|
Финансовый отдел и другие
отделы районной администрации
|
Постановление главы
администрации района
|
Система
учета потребностей в бюджетных услугах
|
1.7.
|
Утверждение
порядка проведения ежегодной оценки потребности
в предоставлении бюджетных услуг
|
До 1 июля 2007 г.
|
Финансовый отдел и другие
отделы районной администрации
|
Постановление главы
администрации района
|
Определение целей
и задач, направленных на удовлетворение
потребностей населения в бюджетных
услугах
|
1.8.
|
Проведение ежегодной
оценки потребности в предоставлении
бюджетных услуг и учет результатов оценки при
формировании расходов на очередной финансовый год
|
С июля 2007 г.
|
Финансовый отдел и другие
отделы районной администрации
|
Постановление главы
администрации р-на
|
Выявление
потребностей населения в услугах |
1.9.
|
Использование
среднесрочного финансового планирования при
разработке бюджета района на 2007 год и последующие периоды
|
С 2007 г.
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Постановление Земского
собрания о бюджете на 2007 г.
|
Совершенствование
планирования бюджета
|
1.10. |
Утверждение
основных требований к результатам работы бюджетных
учреждений в соответствии со стандартами
качества предоставления бюджетных услуг
|
До 1 января 2008 г.
|
Отдел экономики и
прогнозирования и др. отделы районной
администрации
|
Постановление главы
администрации р-на
|
Улучшение работы бюджетных
учреждений
|
1.11. |
Проведение
анализа отклонений фактических параметров исполнения
от запланированных в завершенном финансовом году |
С 2007 года
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Аналитическая записка
|
Улучшение
планирования бюджета
|
1.12. |
Постоянное
изучение общественного мнения о качестве
предоставляемых бюджетных услуг
|
Постоянно
|
Отделы районной администрации
|
Анкеты
|
Повышение качества бюджетных
услуг
|
1.13. |
Установление
плановых заданий по доходам от платных услуг по
всем отраслям бюджетной сферы
|
С 1 января 2007 г.
|
Финансовый отдел и другие
отделы районной администрации
|
Письмо финансового
отдела
|
Повышение доходов бюджета
|
1.14. |
Утверждение
методологии планирования и порядка формирования
финансового резерва для финансирования временного
кассового разрыва
|
До 1 января 2007 г.
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Постановление главы
администрации р-на
|
Снижение
рисков невыполнения бюджетных обязательств
|
1.15. |
Ведение
реестра ведомственных целевых программ, оценка
их эффективности
|
С 1 января 2007 г.
|
Отдел экономики и
прогнозирования и другие отделы районной
администрации
|
Аналитическая записка
|
Анализ
эффективности Программы
|
1.16. |
Публикация
ведомственных целевых программ
|
Постоянно
|
Отделы районной администрации
|
Публикация в районной
газете |
Доступ населения
к ведомственным программам
|
|
2. Создание условий для
развития доходной базы
|
2.1.
|
Совершенствование
мониторинга финансовых и производственных
показателей предприятий, организаций
района, обеспечение работы предприятий и
балансовой комиссии администрации района
|
В течение всего
периода
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Протоколы заседаний
балансовых комиссий
|
Повышение
эффективности работы предприятий
|
2.2.
|
Активизация работы
по легализации заработной платы, повышению
уровня заработной платы на предприятиях,
в организациях, предпринимательских
структурах
|
В течение всего
периода (заседание комиссии не реже 1 раза
в месяц)
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Протоколы заседаний
комиссии
|
Рост уровня заработной
платы
|
2.3.
|
Наработать и
дать предложения в Законодательное Собрание
и Правительство области по наиболее эффективной
форме поддержки сельхозтоваропроизводителей |
До 1 января 2007 года
|
Управление с/х
|
Письмо главы администрации
р-на
|
Увеличение финансовой
поддержки с/х предприятий района
|
2.4.
|
Разработка и
утверждение порядка мониторинга малого предпринимательства
|
До 1 января 2008 г.
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Постановление главы
администрации р-на
|
Анализ работы малого
предпринимательства |
2.5.
|
Оценка выполнения
целевой программы развития малого предпринимательства
|
Ежегодно
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Аналитическая записка
|
Выполнение Программы
|
2.6.
|
Возобновление работы
фонда поддержки малого предпринимательства
|
До 1 января 2007 г.
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Распоряжение главы
администрации р-на
|
Поддержка
малого предпринимательства |
2.7.
|
Совершенствование
и доработка нормативно- правовых актов, связанных
с использованием объектов муниципальной собственности |
До 1 января 2007 г.
|
КИО
|
Постановление Земского
собрания и главы администрации р-на
|
Совершенствование
нормативно-правовых актов
|
2.8.
|
Инвентаризация
имущества муниципальных предприятий, находящегося
в собственности района, с целью выявления
объектов, не задействованных в арендных отношениях
|
Ежегодно
|
КИО
|
Информация главе
администрации
|
Рост
налогооблагаемой базы
|
2.9.
|
Проведение
мониторинга строительства и приобретения
жилья населением района с целью ускорения пуска объектов
в эксплуатацию и увеличения налогооблагаемой базы
|
Ежеквартально |
КИО
|
Аналитическая записка
|
Рост
налогооблагаемой базы
|
2.10. |
Организация
мониторинга объектов, находящихся в муниципальной
собственности |
В течение всего
периода
|
КИО
|
|
|
2.11. |
Разработка и
утверждение нормативно-правовых актов по планированию
временных кассовых разрывов, формированию
финансового резерва
|
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Земское собрание.
Глава администрации р-на
|
|
|
3. Совершенствование долговой
политики
|
3.1.
|
Регулярный анализ
состояния муниципального долга. Работа по
снижению кредиторской задолженности бюджета
|
В течение всего
периода
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
|
|
|
4. Создание системы управления
инвестициями
|
4.1.
|
Разработка и
утверждение порядка учета оценки эффективности
плановых и реализованных инвестиционных
проектов
|
До 1 января 2007 г.
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Постановление Земского
собрания
|
Рост эффективности
инвестиционных проектов
|
4.2.
|
Рассмотрение
результатов оценки на совещаниях у главы
районной администрации
|
Ежегодно
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Отчет отдела экономики и
прогнозирования |
Рост эффективности
инвестиционных проектов
|
4.3.
|
Опубликование материалов
в районной газете "Ковернинские новости"
|
До 1 июля 2007 г.
|
Отдел экономики и
прогнозирования районной администрации
|
Публикация в средствах
массовой информации
|
Информирование населения
|
|
5. Повышение квалификации
работников органов исполнительной власти
|
5.1.
|
Организация
постоянно действующей системы обучения,
переобучения и повышения квалификации кадров
|
До 1 января 2007 г.
|
Управление делами
|
Распоряжение главы
администрации р-на
|
Повышение
квалификации
|
5.2.
|
Разработка
нормативно- правового акта о кадровом резерве на
гражданской службе
|
До 1 июля 2007 г.
|
Управление делами
|
Распоряжение главы
администрации р-на
|
Наличие резерва кадров
|
5.3.
|
Проведение
конкурсного отбора кадров на замещение муниципальных
должностей
|
По мере необходимости |
Управление делами
|
Решение конкурсной
комиссии
|
Улучшение кадрового
состава
|
5.4.
|
Регулярное
проведение аттестации муниципальных служащих
|
В соответствии с
Положением о муниципальных финансах
|
Управление делами
|
Решение аттестационной
комиссии
|
Выполнение Бюджетного
кодекса РФ
|
|
6. Совершенствование
межбюджетных отношений
|
6.1.
|
Разработка порядка
оценки соблюдения сельскими и городским
поселениями требований Бюджетного кодекса
Российской Федерации
|
До 1 июля 2007 г.
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Распоряжение главы
администрации р-на
|
|
6.2.
|
Проведение
оценки равномерности размещения налоговой базы по
налогам, зачисляемым в бюджеты поселений по
единому нормативу отчисления
|
До 1 января 2007 г.
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Аналитическая информация
|
|
|
7. Повышение открытости
управления
|
7.1.
|
Рассмотрение
Программы реформирования муниципальных
финансов на Земском собрании района
|
До 6 августа 2006 г.
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Постановление главы
администрации р-на
|
|
7.2.
|
Опубликование в
районной газете всех постановлений и решений Земского
собрания, главы администрации, связанных с
формированием, исполнением бюджета муниципального
района и бюджетов поселений
|
Регулярно
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Постановление Земского
собрания и главы администрации р-на
|
|
7.3.
|
Опубликование
Программы реформирования в газете "Ковернинские
новости"
|
IV квартал 2006 г.
|
Финансовый отдел районной
администрации
|
Публикация в районной
газете
|
|
Приложение 2
к Программе реформирования
муниципальных финансов Ковернинского
муниципального района
ПЛАН
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФОНДА
РЕФОРМИРОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
Цель расходования средств
|
Код класси- фикации
бюджетных расходов
|
Всего, первый этап
|
Всего, второй этап
|
|
|
Софинан- сирование из
бюджета муници- пального района
|
Суб- сидии из ФРМФ
|
Софинан- сирование из
бюджета муници- пального района
|
Субсидии из ФРМФ
|
1. Финансирование
мероприятий Программы реформирования
|
|
250
|
2250
|
150
|
1350
|
1.1. Повышение
квалификации, переподготовка специалистов органов
местного самоуправления
|
0115
|
10
|
90
|
20
|
180
|
1.2. Повышение
уровня технического оснащения органов муниципальной
власти и районных учреждений, приобретение
программных продуктов
|
0115
|
80
|
720
|
50
|
450
|
1.3. Расходы на
проведение технической инвентаризации объектов
недвижимости, проведение паспортизации объектов
недвижимости
|
0115
|
50
|
750
|
50
|
450
|
1.4. Расходы
на землеустройство
|
0115
|
50
|
450
|
20
|
180
|
1.5. Приобретение модуля
АЦК - финансы для обеспечения учета через
казначейскую систему исполнения бюджета доходов
от предпринимательской деятельности,
планирование расходов бюджета
|
|
50
|
450
|
|
|
1.6. Проведение
рыночной оценки муниципального имущества и
государственной регистрации права собственности
|
|
10
|
90
|
10
|
90
|
2. Финансирование расходов
на погашение кредиторской задолженности
|
|
50
|
450
|
50
|
450
|
3. Развитие
социальной инфраструктуры
|
|
300
|
2700
|
200
|
1800
|
ИТОГО
|
|
600
|
5400
|
400
|
3600
|