образа
жизни │
└────────────────┴───────────────────────────────────────────────┘
-
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Рост образования в
обществе - необходимый, важный элемент социально-культурного и
экономического развития страны. На образование, обеспечивающее
социальное развитие личности, ложится помимо прочих задача сохранения
физического, психического и нравственного здоровья подрастающего
поколения.
Подрастающее поколение - наше
будущее. Менее 10% детей можно признать здоровыми согласно
усредненным данным, полученным разными специалистами РФ.
Неблагоприятна динамика показателей
состояния здоровья детей и в районе.
Диспансерных детей (дошкольников)
состоит на учете:
- 2003 г. - 166 (13,2%);
- 2004 г. - 153 (12,8%);
- 2005 г. - 157 (12,8%).
При профосмотрах отмечено снижение
зрения:
- 2003 г. - 7 (0,6%);
- 2004 г. - 5 (0,4%);
- 2005 г. - 7 (0,6%).
Нарушение речи:
- 2003 г. - 95 (7,6%);
- 2004 г. - 119 (9,9%);
- 2005 г. - 139 (11,4%).
Нарушение осанки:
- 2003 г. - 30 (2,4%);
- 2004 г. - 26 (2,2%);
- 2005 г. - 28 (2,3%).
Сколиоз:
- 2003 г. - 3 (0,2%);
- 2004 г. - 2 (0,2%);
- 2005 г. - 4 (0,3%).
На "Д" учете состоит
школьников:
- 2003 г. - 814 (18,3%);
- 2004 г. - 619 (15%);
- 2005 г. - 858 (22,5%).
Нарушение речи:
- 2003 г. - 79 (1,8%);
- 2004 г. - 73 (1,8%);
- 2005 г. - 186 (4,9%).
Нарушение зрения:
- 2003 г. - 252 (5,6%);
- 2004 г. - 197 (4,8%);
- 2005 г. - 186 (4,9%).
Сколиоз:
- 2003 г. - 191 (2,3%);
- 2004 г. - 178 (4,3%);
- 2005 г. - 184 (4,8%).
Нарушение осанки:
- 2003 г. - 370 (8,3%);
- 2004 г. - 261 (6,3%);
- 2005 г. - 223 (5,8%).
Анализ групп здоровья показывает
увеличение числа детей, отнесенных к 3-й группе здоровья.
В школах и дошкольных учреждениях
обучаются и воспитываются 175 детей-инвалидов. Кроме того, 10 детей -
необучаемые. Из 175 детей-инвалидов 11 входят в списочный состав
школ, но обучаются на дому.
Наблюдается рост детского
травматизма:
2003 г. - 28 случаев;
2005 г. - 43;
I полугодие 2006 г. - 35 случаев.
Здоровье детей во многом зависит от
питания. Удалось за 1 год обеспечить бесплатным питанием 281 ученика
- 8%. Реализация постановления Правительства Нижегородской области N
173 от 16 мая 2006 года позволит обеспечить бесплатное питание почти
половине учащихся (1692 чел.).
Проблемным остается и медицинское
обслуживание. В штатном расписании имеется медработник только в 4
общеобразовательных учреждениях. Школы города обслуживают медики ЦРБ.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Предполагаемая
Программа базируется на понимании образования и здоровья детей как
фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в
соответствии с его физическими и психическими возможностями. Основное
положение Программы - принцип социальной справедливости по отношению
ко всем детям Лысковского района независимо от материальных
возможностей родителей и образовательных учреждений.
ОСНОВНЫЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ"
1. Программа
призвана реализовать основные положения Конвенции о правах ребенка,
направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2. Программа находится в числе
приоритетных направлений деятельности органов образования,
здравоохранения, служит основой сотрудничества и консолидации органов
образования, здравоохранения, общественности, школы и родителей.
3. Программа подтверждает особый
статус детства как периода, не зависящего от социальных,
политических, национальных и других отличий.
4. Программа "Здоровье и
образование" строится как открытая для реально действующих и
потенциально возможных ее участников.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Воспитание и
развитие потребности в здоровом образе жизни каждого человека в
системе воспитания навыков здорового образа жизни, стойких
поведенческих навыков в опасных для жизни ситуациях.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
Обеспечение охраны
жизни и здоровья детей и работников в образовательных учреждениях,
гарантии их законных прав на безопасные условия образовательного
процесса.
Формирование новой идеологии,
утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей в
образовательном процессе.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ
Стабильное
финансирование жизненно важных, необходимых направлений Программы
(питание, содержание помещений в состоянии, соответствующем
санитарно-гигиеническим нормам и правилам, медицинское обслуживание).
Совместная работа участников
Программы по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Создание системы
медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на
сохранение и улучшение здоровья детей и педагогов.
Формирование у учащихся навыков
здорового образа жизни.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Организационно-методическая
деятельность.
Внедрение оптимальной системы
медицинского обеспечения в образовательных учреждениях.
Решение оздоровительных задач
средствами физической культуры.
Питание.
Профилактика детского травматизма.
Санаторно-курортная реабилитация
детей.
Здоровье педагога.
Профилактика асоциального поведения,
алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа.
Развитие опытно-экспериментальной
деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, внедрение
здоровьесберегающих технологий.
Развитие движения "Школа
здоровья".
Пропаганда здорового образа жизни.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Школьные советы
(директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, социальный
педагог, психолог):
- согласование систем воспитательной
работы и учебного процесса;
- учет рекомендаций медицинского
характера;
- организация питания.
2. Совет при управлении образования
по проблеме здоровья и реализации Программы:
- контроль за ходом реализации
Программы в образовательных учреждениях;
- распределение ресурсного
обеспечения;
- организация взаимодействия
образовательных учреждений с ЦРБ, РОВД, УСЗН, ТО ТУ Роспотребнадзора
и т.д.;
- согласование нормативно-правовых
актов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аналитическая и
прогностическая деятельность.
Информационное, методическое
обеспечение.
Организационная деятельность.
Координирующая деятельность.
Финансово-материальное и кадровое
обеспечение.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ
РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Системный подход к
решению задачи должен обусловить работу по трем направлениям:
- соблюдение санитарно-гигиенических
требований и целесообразный режим учебных занятий и самостоятельной
работы детей;
- коррекция имеющихся отклонений в
состоянии здоровья;
- обучение здоровому образу жизни.
Исследования включают несколько
этапов:
- изучаются особенности образа жизни
в настоящий период, условия учебы, отношение к вредным и полезным
привычкам, выявляются факторы риска, негативно влияющие на здоровье.
В беседе выясняются личностные особенности: уровень представлений о
здоровье, мотивации отношения к собственному здоровью, отношение к
имеющимся заболеваниям;
- оценка физического здоровья.
Для того чтобы в школе проводить
целенаправленно пропаганду здорового образа жизни, необходимо знать
истинное состояние здоровья учащихся данной школы. Оценку этому
состоянию помогут дать врачи. С учетом этих показателей определяется
тематика классных занятий, внеклассных спортивно-оздоровительных
мероприятий.
РАБОТА ШКОЛЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Учебная деятельность
1. Преподавание
биологии (5 - 11-е классы). Особое внимание темам, связанным с
экологией и здоровьем человека.
2. Преподавание ОБЖ.
Цель: формировать у учащихся
ответственное отношение к вопросам личной безопасности, безопасности
окружающих.
Нацеливает школьников на приобретение
знаний, умений, навыков (ЗУН) и качеств, необходимых для ускорения
адаптации к условиям обитания.
3. Преподавание граждановедения.
Цель: научить ребенка ориентироваться
в сложном и противоречивом окружающем мире, строить отношения с
собой, с близкими людьми, находить выход в критических ситуациях.
4. Преподавание физкультуры.
Максимальное введение третьего часа данного учебного предмета на всех
ступенях образования.
Внеклассная
деятельность
1.
Спортивно-оздоровительные мероприятия:
- школьные спортивные мероприятия;
- спортивные праздники;
- дни здоровья;
- турслеты;
- спортивные часы в режиме работы
ГПД;
- "Школа безопасности -
"Зарница".
2. Работа с родителями:
- родительский лекторий;
- заседания школьного совета
профилактики.
3. Оздоровительно-воспитательная
работа:
- проведение классных часов на тему
"Здоровый образ жизни";
- конкурсы плакатов ("СПИД -
болезнь века", "О вредных привычках", "Человек и
его здоровье");
- конференции;
- семейные традиции и праздники.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В
РАМКАХ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
┌───┬───────────────────────┬─────────┬─────────────────┬────────┐
│ № │
Мероприятия │ Сроки │ Ответственные │
Сумма │
│п/п│
│ │ │ │
├───┴───────────────────────┴─────────┴─────────────────┴────────┤
│ 1.
Организационно-методическая деятельность │
├───┬───────────────────────┬─────────┬─────────────────┬────────┤
│1. │Создание банка
данных о│ежедневно│ЦРБ, УО │ - │
│ │состоянии
здоровья│ │ │ │
│ │детей
│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│2. │Формирование
библиотеки│ │УО │ - │
│ │с
медико-педагогической│ │ │
│
│ │литературой
│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│3. │Организация
и│регулярно│УО, ЦРБ │ - │
│ │проведение на
различных│ │ │ │
│ │уровнях
совещаний,│ │ │ │
│ │семинаров по
проблемам│ │ │ │
│ │здоровья
│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│4. │Организация
системы│ │УО, ЦРБ, СМИ │ - │
│ │работы с
родителями по│ │ │
│
│ │всем
аспектам│ │ │ │
│ │сохранения и
укрепления│ │ │ │
│ │здоровья их
детей │ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│5. │Организация
на базе│ │УО, ЦРБ, ОУ │ - │
│ │различных школ
приемов│ │ │ │
│ │и
консультаций врачей│ │ │
│
│ │различных
│ │ │ │
│ │специальностей
│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│6. │Решение
кадровых│постоянно│УО, ЦРБ, ОУ │ - │
│ │проблем:
│ │ │ │
│ │- повышение
│ │ │ │
│ │квалификации
│ │ │ │
│ │медицинских,
│ │ │ │
│ │педагогических
│ │ │ │
│ │работников
│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│7. │Работа
психолого-│ежегодно │УО, ЦРБ │ - │
│ │медико-педагогической
│ │ │ │
│ │комиссии
│ │ │ │
├───┴───────────────────────┴─────────┴─────────────────┴────────┤
│ 2. Внедрение
оптимальной системы медицинского обеспечения │
│ в
образовательных учреждениях │
├───┬───────────────────────┬─────────┬─────────────────┬────────┤
│1. │Приведение
в│ │ЦРБ, УО │ 800,0 │
│ │соответствие
нормам│ │ │ │
│ │медицинских
кабинетов в│ │ │ │
│ │образовательных
│ │ │ │
│ │учреждениях,
│ │ │ │
│ │укомплектование
их│ │ │ │
│ │медицинским
персоналом │ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│2. │Организация
│ежегодно │ЦРБ │ - │
│ │систематических
│ │ │ │
│ │углубленных
осмотров│ │ │ │
│ │детей в
ОУ, их│ │ │ │
│ │усовершенствование
│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│3. │Совместное
планирование│ежегодно │УО, ЦРБ, ТО ТУ│ - │
│ │взаимодействия
│ │Роспотребнадзора │ │
│ │образовательных
и│ │ │ │
│ │медицинских
учреждений│ │ │ │
│ │района
│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼─────────┼─────────────────┼────────┤
│4. │Контроль за